Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении глухих и слабослышащих обучающихся — один из путей адаптации в современном мире'

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении глухих и слабослышащих обучающихся — один из путей адаптации в современном мире Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
817
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении глухих и слабослышащих обучающихся — один из путей адаптации в современном мире»

• Обучение физоргов групп выполнению и проведению комплексов динамических пауз.

• Проведение динамических пауз на занятиях с использованием радиовещания, видеодемонстраций.

III. Обобщающий этап

Сроки проведения: май-июнь 2016 г.

Содержание этапа:

• Анализ влияния динамических пауз на повышение работоспособности студентов во время занятий (опрос преподавателей и студентов, анкетирование студентов).

• Создание электронного сборника динамических пауз.

Ожидаемые результаты

• Повышение активности и работоспособности на учебных занятиях, повышение успеваемости.

• Снижение уровня утомляемости в течение учебного дня.

• Развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

• Формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья.

• Приобретение физоргами групп практического опыта проведения динамических пауз и выполнения физических упражнений.

Продукт деятельности

В результате реализации проекта будет создан электронный сборник динамических пауз, в который войдут комплексы упражнений с учетом возрастных особенностей, места проведения учебного занятия (химические лаборатории, мастерские, мультимедийные аудитории, компьютерные классы), времени года.

Перспективы

• Разработка динамических пауз с учетом гендерного подхода.

• Обновление комплексов упражнений профессиональной направленности в соответствии с профессиями и специальностями колледжа.

• Дополнение сборника новыми комплексами упражнений динамических пауз.

• Разработка новых комплексов упражнений для педагогических работников.

использование информационно-коммуникационных технологий в обучении глухих и слабослышащих обучающихся — один из путей адаптации в современном мире

Н. В. Старченко, преподаватель ГПОУ «Прокопьевский электромашиностроительный техникум»

Обоснование проекта

Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование — одна из важнейших государственных задач (Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы»).

С 2015 года Государственное профессиональное учреждение «Прокопьвский электромашиностроительный техникум» включено в областной проект «Доступная среда».

С сентября 2015 года в ГПОУ ПЭМСТ обучается группа глухих и слабослышащих по профессии «станочник широкого профиля», в которых я преподаю дисциплины «материаловедение» и «электротехника».

Обучающиеся с нарушенным слухом, благодаря компенсаторному свойству организма, опираются на слухо-зрительное восприятие, где зре-

нию отводится значимая роль в получении информации. Поэтому педагог должен обращать внимание на визуальную составляющую своих уроков. Длительные устные объяснения педагога требуют от глухого/слабослышащего максимальной концентрации внимания, что приводит к быстрой утомляемости, сужению объема принятой информации и вызывает практическое выключение этих обучающихся из учебного процесса.

В учебном процессе слабослышащему обучающемуся иногда бывает трудно объяснить на словах разные явления, а компьютер — это уникальная машина, благодаря мультимедийным возможностям которой ученикам становится легче воспринимать окружающий мир и развиваться интеллектуально. Кроме этого, новые информационные технологии, позволяющие легко варьировать громкость, в частности актуализируя конкретные частоты аудиоматериалов, могут быть

использованы для тренировки остаточного слуха и для развития речевых навыков. А это играет огромную роль в системе социальной адаптации неслышащего обучающегося. Этот фактор усиливается и тем, что в связи с компенсаторной активизацией деятельности сохраненных органов чувств у слабослышащих зрительное восприятие информации играет ведущую роль, а в системе информационных технологий визуальный канал передачи информации занимает центральное место. При этом можно говорить о педагогическом результате, связанном с формированием навыка собственной деятельности (речевой и умственной). Именно применение цвета, графики, звука современных средств видеотехники позволяет формировать и моделировать смысловые компоненты речи глухих обучающихся: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления.

Для успешной конкуренции на рынке труда и последующей профессиональной деятельности глухие и слабослышащие обучающиеся должны обладать прочными фундаментальными знаниями. Доступность информационных технологий приобретает большое значение в системе обучения и социальной реабилитации глухих и слабослышащих обучающихся со свойственными ими коммуникативными ограничениями.

Цель проекта

Активизация мыслительной и речевой деятельности обучающихся с нарушенным слухом, через применение информационно-коммуникационных технологий.

Задачи проекта

1. Развитие речевых навыков в профессиональном поле с применением электронного словаря и аудиоматериалов.

2. Активизация мыслительной деятельности при выполнение самостоятельной работы с помощью ИКТ.

3. Обеспечение достаточного уровня наглядности путем использования информационно-коммуникационных технологий.

4. Повышение уровня общего и речевого развития на основе принципа речевой коммуникации при широком использовании остаточного слуха.

5. Повышение уровня обученности и качества знаний по дисциплинам «материаловедение», «электротехника».

Новизна проекта

Применение информационных технологий для обучения людей с ограниченными возможно-

стями здоровья позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения темы. Что в свою очередь дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого обучающегося, вызывая у обучающегося положительные эмоции, и влияет на их учебную мотивацию. Так, индивидуализированные компьютерные программы по различным темам и по разным учебным предметам, предлагаемые глухим обучающимся, позволяют им получать учебную информацию в более доступном для них оптическом, а не акустическом варианте, получать при необходимости своевременную специализированную помощь, в том числе и с использованием жестовой речи. Специальное построение компьютерных программ позволяет целенаправленно работать над развитием мышления, речи, памяти, внимания и других психических процессов учащихся, нуждающихся в коррекции и развитии, что в целом способствует повышению качества подготовки рабочих кадров, повышению профессионального мастерства преподавателей специальных дисциплин, социализации обучающихся.

Ресурсы

Материально-технические: учебная аудитория, аудиоаппаратура, видеоаппаратура, световая аппаратура, средства визуализации, количество персональных компьютеров, равных количеству участников, соответствующее программное обеспечение, установленное на ПК, раздаточные и расходные материалы.

Учебно-методические: учебная, информационно-справочная литература, словари, наглядные пособия.

Результаты реализации проекта

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- повышение качества образования;

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, успешная социализация в обществе и конкурентоспособность на рынке труда;

Дополнительным результатом станет также и обогащение методической и материально-технической базы техникума по организации обучения лиц с ограниченными возможностям здоровья.

Ожидаемые результаты

1. Результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие их динамику образовательных достижений с помощью ИКТ в достижении планируемых результатов освоения ППКРС.

2. Результаты итоговых работ, характеризующих уровень усвоения основных знаний, умений и практического опыта.

3. Успешная социализация в обществе и конкурентоспособность на рынке труда.

Обучение с применением интерактивных комплексов в работе становится более качественным, интересным и продуктивным, оно никогда еще не было столь привлекательным и захватывающим. При условии систематического ис-

План реализации проекта

Проект является долгосрочным (рассчитан на срок с сентября 2015 года по июнь 2016 года).

пользования электронных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения.

Мероприятия Сроки Содержание мероприятий

Подготовительный этап

Выделить принципы профессионального обучения обучающихся с нарушением слуха, и на их основе осуществить поиск и теоретически обосновать пути, способствующие повышению уровня профессиональной подготовки данной категории обучающихся

Разработать учебно-дидактический комплекс по профессии «станочник широкого профиля» и систему проведения уроков «материаловедение», «электротехника», учитывающие особенности данной категории обучающихся Сентябрь-декабрь 2015 г Создание банка презентаций, видеоматериалов, виртуальных практических работ, электронных пособий ФЦИОР, видеоуроков, электронных практикумов по предметам. Разработка заданий для выполнения самостоятельной работы. Разработка компьютерного тестового контроля

Разработка критериев оценок Сентябрь-декабрь 2015 г Электронное тестирование, контрольные работы, КОС

Реализация проекта

Запуск проекта в учебный процесс Январь 2016 г

Проведение промежуточной диагностики по сформированности знаний, умений Январь-май 2016 г Оценочные средства. Аналитическая справка по результатам диагностики

Корректировка программ информационного обеспечения предметов, внесение изменений. Январь-май 2016 г Поиск и пополнение новых информационных программ в учебный процесс

Оказание помощи участникам проекта. Январь-май 2016 г Организация работы ЦМК по проблемам обучения лиц с ОВЗ

Заключительный этап

Подведение итогов реализации плана Июнь 2016 г. Обобщение и анализ эффективности реализации проекта

Систематизация и оформление результатов Июнь 2016 г. Презентация итогов работы всему коллективу

Анализ возможного развития проекта Июнь 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.