Научная статья на тему 'Основное общее образование обучающихся с нарушениями слуха: специальные требования к результатам и условиям обучения'

Основное общее образование обучающихся с нарушениями слуха: специальные требования к результатам и условиям обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4701
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / BASIC GENERAL EDUCATION / CHILDREN WITH HEARING DISORDERS / CONDITIONS OF EDUCATION / RESULTS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулакова Елена Владимировна, Любимов Михаил Львович, Соловьева Татьяна Александровна, Яхнина Елена Захаровна

В статье рассматриваются актуальные проблемы, обеспечения качественного основного общего образования детей с нарушениями слуха с учетом их особых образовательных потребностей, преемственности основных образовательных программ на разных ступенях образования, раскрыты условия реализации основной образовательной программы и требования к результатам основного общего образования. По заданию Министерства образования и науки РФ авторами статьи был разработан проект специальных требований в ФГОС основного общего образования для глухих и слабослышащих детей, обучающихся совместно со слышащими сверстниками (инклюзивное образование). Реализация разработанных требований способствует доступности качественного образования данной категории обучающихся, обеспечению их личностного развития, социализации и интеграции в обществе, а также достижению объективной оценки результатов образования с учетом особых образовательных потребностей детей с нарушениями слуха, преемственности основных образовательных программ на разных ступенях образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулакова Елена Владимировна, Любимов Михаил Львович, Соловьева Татьяна Александровна, Яхнина Елена Захаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic general education of pupils with hearing disorders: special requirements to the results and teaching conditions

The article considers key issues of providing quality basic education for children with hearing disorders in accordance with their educational needs, succession of basic educational programs at different stages of education. Conditions of implementation of the main educational program and the requirement to the results are revealed. Following the instructions of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation the authors of the article worked out a draft of special requirements in Federal system of general education for the children with hearing disorders who are trained together with their peers (inclusive education). Implementation of the developed requirements promotes to the availability of quality education for this category of students, to ensuring their personal development, socialization and integration in society, and also to the achievement of an objective assessment of the results of education considering special educational needs of children with hearing disorder, continuity of the basic educational programs at different learning stages.

Текст научной работы на тему «Основное общее образование обучающихся с нарушениями слуха: специальные требования к результатам и условиям обучения»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

1УДК 37-056.263 (075.8) ББК 74.3я73

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА: СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ И УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ

Е. В. Кулакова, М. Л. Любимов, Т. А. Соловьева, Е. З. Яхнина

В статье рассматриваются актуальные проблемы обеспечения качественного основного общего образования детей с нарушениями слуха с учетом их особых образовательных потребностей, преемственности основных образовательных программ на разных ступенях образования, раскрыты условия реализации основной образовательной программы и требования к результатам основного общего образования.

По заданию Министерства образования и науки РФ авторами статьи был разработан проект специальных требований в ФГОС основного общего образования для глухих и слабослышащих детей, обучающихся совместно со слышащими сверстниками (инклюзивное образование). Реализация разработанных требований способствует доступности качественного образования данной категории обучающихся, обеспечению их личностного развития, социализации и интеграции в обществе, а также достижению объективной оценки результатов образования с учетом особых образовательных потребностей детей с нарушениями слуха, преемственности основных образовательных программ на разных ступенях образования.

Ключевые слова: основное общее образование, дети с нарушениями слуха, условия образования, результаты образования.

BASIC GENERAL EDUCATION OF PUPILS WITH HEARING DISORDERS: SPECIAL REQUIREMENTS TO THE RESULTS AND TEACHING CONDITIONS

E. V. Kulakova, M. L. Lubimov, T. A. Solovyeva, E. Z. Yakhnina

The article considers key issues of providing quality basic education for children with hearing disorders in accordance with their educational needs, succession of basic educational programs at different stages of education. Conditions of implementation of the main educational program and the requirement to the results are revealed.

Following the instructions of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation the authors of the article worked out a draft of special requirements in Federal system of general education for the children with hearing disorders who are trained together with their peers (inclusive education). Implementation of the developed requirements promotes to the availability of quality education for this category of students, to ensuring their personal development, socialization and integration in society, and also to the achievement of an objective assessment of the results of education considering special educational needs of children with hearing disorder, continuity of the basic educational programs at different learning stages.

Keywords: basic general education, children with hearing disorders, conditions of education, results of education.

Одной из приоритетных задач развития системы образования детей с нарушениями слуха в Российской Федерации является разработка, апробация и внедрение специальных требований в ФГОС основного общего образования для данной категории обучающихся.

По заданию Министерства образования и науки РФ авторами статьи был разработан проект специальных требований в ФГОС основного общего образования для глухих и слабослышащих детей, обучающихся совместно со слышащими сверстниками (инклюзивное образование). Реализация разработанных требований способствует доступности качественного образования данной категории обучающихся, обеспечению их личностного развития, социализации и интеграции в обществе, а также достижению объективной оценки результатов образования с учетом особых образовательных потребностей детей с нарушениями слуха, преемственности основных образовательных программ на разных ступенях образования.

Специальные требования определены к структуре основной образовательной программы основного общего образования, к условиям реализации основной образовательной программы (кадровым, финансовым, материально-техническим), а также к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

При разработке специальных требований учитывалось, что при поступлении на третью ступень образования дети с нарушенным слухом представляют неоднородную группу обучающихся. Это обусловлено рядом факторов, в том числе особенностями организации и содержания начального основного образования в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), реальной практикой делового и личностного взаимодействия детей с нарушенным слухом со слышащими взрослыми и детьми в различных видах учебной и внеурочной деятельности.

Подчеркнем, что ведущей тенденцией современной системы начального основного образования является качественное обучение глухих и слабослышащих детей с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей. В ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ утверждены четыре варианта адаптированных основных образовательных программ для глухих детей и три варианта адаптированных основных образовательных программ для слабослышащих детей. При этом начальное общее образование, обеспечивающее переход на уровень основного общего образования, получают только дети с нарушениями слуха, обучающиеся на основе вариантов АООП НОО 1.1/1.2 (глухие дети) и 2.1/2.2 (слабослышащие и позднооглохшие дети)1.

Варианты АООП НОО 1.1/2.1 предназначены для образования детей с нарушениями слуха, которые к моменту поступления в школу достигли уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками. Эти дети получают начальное общее образование в среде слышащих сверстников и в те же сроки обучения (1-4-й классы); в процессе обучения реализуется программа коррекционной работы, направленная на обеспечение слухоречевого развития, преодоление коммуникативных барьеров и поддержку в освоении АООП.

Варианты АООП НОО 1.2/2.2 предназначены для образования детей с нарушениями слуха, которые не достигли к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме. Однако эти дети не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению начального общего образования в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные в том числе с овладением словесной речью (в устной и письменной формах), жизненными компетенциями. Данный вариант предполагает, что обучающиеся получают образование, сопоставимое по ко-

1 В статье не обсуждаются специально проблемы образования детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации. Рекомендуемый вариант образовательной программы определяется с учетом актуального уровня общего и речевого развития данной категории детей, их возможностей устной коммуникации и наличие положительного опыта общения со слышащими взрослыми и сверстниками, что обуславливает их особые образовательные потребности; выбранный вариант образовательной программы и условия получения образования могут изменяться с учетом актуального уровня общего и речевого развития каждого обучающегося, овладения личностными, метапредметными и предметными компетенциями, опыта общения со слышащими взрослыми и детьми, социокультурными потребностями и пожеланиями родителей (законных представителей).

нечным достижениям с образованием слышащих сверстников в пролонгированные сроки (пять или шесть лет с учетом дошкольного образования: 1-5-й классы или 1-й дополнительный, 1-5-й классы). Достижение планируемых результатов начального общего образования возможно только при обеспечении коррекци-онно-развивающей направленности всего образовательного процесса, что включает:

• организацию специальной педагогически созданной слухоречевой среды (при постоянном пользовании детьми звукоусиливаюшей аппаратурой разных типов);

• особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию словесной речи, формированию жизненной компетенции, применении как общих, так и специальных методов и приемов обучения;

• обязательное включение специальных предметов коррекционно-развивающего направления: «Развитие речевого слуха и произносительной стороны речи», «Музыкально-ритмические занятия», «Развитие слухового восприятия и техника речи», «Социально-бытовая ориентировка».

В связи с особенностями контингента обучающихся на основе вариантов АООП НОО 1.1/2.1, а также образовательных условий их реализации, по сравнению с АООП НОО 1.2/2.2, имеются определенные различия в результатах обучения детей, а также в реальном опыте их делового и личностного взаимодействия со слышащими взрослыми и детьми. Это, безусловно, влияет на выбор образовательного маршрута в системе основного общего образования, предполагает различные организационные формы получения образования детьми с нарушенным слухом:

• при полном включении обучающегося с нарушенным слухом в общий образовательный поток (инклюзивное образование) на основе основной или адаптированной образовательных программ;

• при совместном обучении со сверстниками, имеющими сходное ограничение здоровья на основе адаптированной образовательной программы или индивидуального учебного плана.

Эти различия учтены при разработке структуры основной образовательной программы основного общего образования, условий ее реализации, а также технологий образования, его

результатов, способов объективной оценки достижений обучающихся с нарушенным слухом. В процессе образования прежде всего учитываются особенности восприятия и переработки информации, своеобразие речевого развития, включая возможности восприятия и воспроизведения устной речи, необходимость использования специальных методов, приемов и средств, обеспечивающих доступность качественного образования, расширения социального опыта детей с нарушенным слухом.

При проектировании специальных требований к личностным результатам основного общего образования глухих и слабослышащих обучающимися учитывалась значимость осознания ими собственных возможностей и ограничений жизнедеятельности в связи с нарушением слуха при определении жизненных планов, включая выбор профессии; готовность к принятию самостоятельных решений; сформированность социальных компетенций, в том числе связанных с адаптацией и интеграцией в поликультурном социуме на основе нравственных ценностно-смысловых установок, отражающих гражданские позиции и личностные устремления с учетом прав и обязанностей лиц с нарушениями слуха; развитие возможностей к взаимодействию с достаточно широким кругом детей и взрослых, в том числе слышащих людей, в различных видах учебной и внеурочной деятельности, деловому и личностному общению на основе словесной речи и, при желании, на основе жестовой речи с глухими и слабослышащими людьми с учетом их социокультурных традиций. Особое значение придавалось сформированности мотивации обучающихся к непрерывному образованию как условию наиболее полноценной профессиональной и общественной деятельности, востребованности в обществе, социальной мобильности.

При разработке специальных требований к метапредметным результатам учитывалась значимость овладения глухими и слабослышащими детьми планированием и осуществлением учебной деятельности при самостоятельном и инициативном сотрудничестве с педагогами, сверстниками, родителями, построением образовательной траектории на основе осознания своих возможностей и ограничений жизнедеятельности, обусловленных нарушениями слуха. Приоритетное значение придавалось овладению самостоя-

тельным логичным, ясным и четким формулированием словесных высказываний, их аргументацией с применением различных способов рассуждений, умениям участвовать в дискуссиях при соблюдении принципов корректности и толерантности. Важным и весьма сложным для школьников с нарушенным слухом являются овладение самостоятельным использованием в учебной деятельности разных источников информации, включая локальные и глобальные сети, критического их оценивания и интерпретации, публичного представления результатов учебной и учебно-исследовательской деятельности, в том числе с применением средств информационных и коммуникационных технологий.

Специальные требования к предметным результатам связаны прежде всего с овладением глухими и слабослышащими детьми способами и приемами самостоятельного освоения содержания учебных дисциплин, их преобразования и применения в различных видах учебной, учебно-проектной и социально-проектной деятельности. Учитывая особенности контингента обучающихся, приоритетное значение придается овладению понятийным аппаратом и научными методами познания в объеме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования, формирование научного типа мышления.

Одной из важнейших и весьма сложных предметных областей для детей с нарушенным слухом является «Филология», что обусловлено их специфическими трудностями в свободном словесном выражении мыслей и чувств.

Изучение данной предметной области способствует овладению обучающимися необходимым объемом знаний о языке (базовые научные понятия, разные виды языкового анализа) и решает специфические задачи, направленные на удовлетворение особых образовательных потребностей глухих и слабослышащих школьников - развитие словесной (устной и письменной) речи, включая расширение и обогащение словарного запаса, освоение норм грамматики и синтаксиса русского языка, совершенствование основных видов речевой деятельности. Это предполагает применение особых методов и приемов обучения с учетом индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся, использование различных организационных форм освоения ими содержания данной предметной области,

способов проведения аттестационных процедур и оценивания их достижений.

Особое значение придается развитию у обучающихся с нарушениями слуха читательской деятельности, включая активизацию мотивов к систематическому осмысленному чтению, совершенствование умений анализировать тексты, определять социально-нравственную и художественную составляющую литературных произведений, а также развитие умений вступать в диалог со взрослыми и сверстниками с целью обсуждения прочитанного.

Специальные требования к предметным результатам освоения области «Иностранный язык. Второй иностранный язык» включают овладение письменным и, при возможности, устным иностранным языком (включая слухозрительное восприятие и воспроизведение). При этом аудирование (прослушивания аудиозаписи на иностранном языке) для детей с тяжелыми нарушениями слуха, пользующимися индивидуальными слуховыми аппаратами, исключается из практических заданий и упражнений, аттестационных процедур, экзаменационных материалов.

Изучение предметных областей «Общественно-научные предметы», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Естественно-научные предметы» также предполагает восприятие письменных текстов и устных высказываний научного характера. Учитывая особые образовательные потребности обучающихся с нарушенным слухом, актуальным является определенная адаптация предлагаемых учебных, научных и научно-познавательных текстов, сокращение их объема, схематизация учебного материала и др.

При изучении предметной области «Математика и информатика» особое значение придается учету возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся при формировании у них общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся важной составляющей познавательной культуры личности, а также механизмов логического и алгоритмического мышления, характерных для математической деятельности, освоении системы математических знаний, необходимых для изучения смежных школьных дисциплин и практической деятельности. Специальные требования к предметным

результатам в данной области включают овладение обучающимися способами и приемами самостоятельного использования полученной учебной информации при решении различных математических задач, ее обработки, структурирования и представления, а также овладение умениями действовать как по разработанному алгоритму, так и творчески подходить к выполнению предложенных заданий.

Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить овладение обучающимися с нарушениями слуха значительным арсеналом общетрудовых, общепроизводственных и специальных умений, которые могут быть использованы во многих видах профессионального труда (планирование и организация труда, сбо-рочно-монтажные и контрольно-поисковые, вычислительные и измерительные, графические и конструкторские навыки, умение управлять техникой). Важное значение придается развитию самостоятельности и активности школьников в процессе выполнения заданий, активизации их творческих способностей, развитию познавательных возможностей, речевой активности, умений использовать сформированные предметные компетенции для решения прикладных учебных и внеурочных задач.

В предметной области «Музыка» требования к результатам образования детей с тяжелыми нарушениями слуха, пользующимися индивидуальными аппаратами, не совпадают с требованиями, предъявляемыми к слышащим сверстникам, особенно в рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности, что обусловлено состоянием их слуха, сформированными возможностями восприятия музыки и освоения музыкально-исполнительских видов деятельности на этапе начального общего образования.

Особое значение придается освоению предметной области «Физкультура», оказывающей при правильной ее реализации позитивное влияние на состояние здоровья детей с нарушениями слуха, их физическое развитие. Требования к предметным результатам по «Физической культуре» согласуются с медицинскими рекомендациями, зависят от возможностей и особенностей развития двигательной сферы обучающихся, обусловленных прежде всего нарушениями слуха. При проведении занятий реализуются особые требования к технике безопасности, в том числе

ограничения, связанные с особенностями функционирования вестибулярного аппарата, к пользованию детьми индивидуальными слуховыми аппаратами / кохлеарными имплантами.

Специальными требованиями к освоению дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» являются развитие у обучающихся с нарушениями слуха умений предвидеть возникновение опасных ситуаций на основе доступной информации, реально оценивать свои возможности и принимать адекватные решения в различных жизненных ситуациях с учетом ограничений, обусловленных состоянием слуха.

Независимо от выбранного варианта образовательного маршрута, обязательным является включение в содержание образования коррек-ционно-развивающего направления работы, которое реализуется на основе «Программы кор-рекционной работы» в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности при взаимодействии учителей общеобразовательных дисциплин, учителей-дефектологов (сурдопедагогов), специальных психологов, социальных педагогов, медицинских работников образовательных и/или медицинских организаций, других институтов общества, родителей. Механизм взаимодействия предусматривает общую целевую и единую стратегическую направленность работы с данной категорией обучающихся.

Специальная поддержка освоения основной образовательной программы осуществляется в ходе всего образовательного процесса и предполагает организацию комплексного сопровождения всех участников образовательного процесса, в том числе проведение специальных (коррекционных) индивидуальных и групповых занятий.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

• выявление в процессе целенаправленного психолого-педагогического обследования особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха;

• специальные образовательные условия, способствующие организации безбарьерной среды, созданию у всех участников образовательного процесса комфортного психоэмоционального состояния, реализации здоровьесбе-регающих технологий, включая соблюдение допустимого уровня нагрузки, достижение каче-

ственного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с нарушенным слухом обеспечивается при использовании информационных и ассистивных технологий, специальных способов и методов обучения, программно-дидактических материалов и др.;

• специальную систематическую психолого-педагогическую поддержку освоения содержания образования с учетом особых образовательных потребностей каждого обучающегося с нарушенным слухом;

• развитие словесной речи (в устной и письменной формах), навыков устной коммуникации в типичных для подростка социокультурных ситуациях, в том числе совершенствование восприятия и воспроизведения устной речи;

• расширение адаптивных возможностей и формирование социокультурных и нравственных ценностей, личностных установок, способствующих оптимальной социальной активности;

• развитие у обучающихся адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, умений создавать специальные условия для жизненного самообеспечения, в том числе в процессе обучения;

• формированию представлений о сообществе людей с нарушением слуха, их истории и культуре, средствах межличностного общения;

• реализацию возможностей участия в программах дополнительного образования совместно со слышащими сверстниками;

• организацию комплексной системы мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся с нарушением слуха, в том числе ознакомление с возможными ограничениями при выборе профессии.

• консультативно-методическое сопровождение учителей и семьи, воспитывающей ребенка с нарушенным слухом.

Индивидуально ориентированный коррек-ционно-развивающий компонент Программы представлен диагностической и обучающей частями. Диагностическая часть включает медицинское, психолого-педагогическое и социально-педагогическое обследование, направленное на определение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха, а также проектирование, разработку, корректировку индивидуального образовательного маршрута или индивидуальной образовательной про-

граммы. Обучающая часть включает развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, в том числе восприятия и воспроизведения устной речи, умения устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми в процессе взаимодействия, осмысленно выбирать и применять вербальные и невербальные средства в соответствии с ситуацией общения; актуализацию и развитие познавательных способностей; усвоение доступных приемов организации и поддержания комфортного рабочего пространства, социокультурной среды (с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка).

Реализация Программы коррекционной работы на этапе основного общего образования может осуществляться общеобразовательной организацией совместно с другими образовательными (специальные (коррекционные) общеобразовательные школы I и II видов, специализированными психолого-педагогическими центрами) и иными организациями (науки, культуры, спорта и др.) на основе сетевого взаимодействия (при совместном использовании различных ресурсов - научных, информационных, кадровых, методических и др.) или самостоятельно (при наличии соответствующих ресурсов) с целью обеспечения освоения обучающимися с нарушенным слухом реализуемой образовательной программы основного общего образования в соответствии с их возможностями и особыми образовательными потребностями. Формы организации сетевого взаимодействия включают консилиумы, службы сопровождения общеобразовательной школы, выездные группы сопровождения психолого-педагогических центров/специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ, осуществляющие комплексное сопровождение ребенка с нарушенным слухом и всех участников образовательного процесса (семьи ученика с нарушенным слухом, ученического, педагогического коллектива школы, родителей).

Включение ребенка с нарушенным слухом в образовательную среду организации, реализующей программы основного общего образования, должно предусматривать:

• разработку и ведение локальной нормативной документации (или внесение изменений в действующие локальные документы при необходимости), регламентирующей права и обязан-

ности обучающегося с нарушенным слухом, его семьи и образовательной организации;

• обеспечение специальных материально-технические условий для безбарьерного доступа к образовательным услугам, в том числе проектирование архитектурной среды, предполагающее оценку помещений и территории образовательной организации с учетом специфических особенностей восприятия и понимания речи и неречевых звучаний обучающимися с нарушением слуха; конструирование информационного и рабочего пространства ребенка с нарушенным слухом в классе/школе; создание специальных кабинетов для коррекционно-развивающих занятий; создание специальных кабинетов для отдыха/релаксации; использование ассистивных технологий, в том числе индивидуальных слуховых аппаратов / кохлеарных имплантов, которыми постоянно пользуется обучающийся, оснащение классов, в которых обучаются дети с нарушенным слухом, ПМ-системой, другой беспроводной аппаратурой;

• достаточное кадровое обеспечение при обязательной переподготовке всех специалистов, вовлеченных в работу с обучающимся, имеющим нарушение слуха;

• наличие методических ресурсов;

• проектирование социокультурной среды в образовательной организации - формирование социально-нравственного потенциала и готовности к включению детей, имеющих нарушения слуха, в школьное сообщество.

Важное значение придается реализации специальных условий организации и проведения аттестационных мероприятий, способствующих объективной оценке достижения планируемых результатов основного общего образования обучающимися с нарушениями слуха.

Осваивая основную образовательную Программу, требования к которой установлены введенным ФГОС, обучающийся с нарушением слуха имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах2.

Процедура итоговой и промежуточной оценки результатов усвоения основной образовательной программы, предлагаемые ФГОС, требуют внесения изменений в соответствии с особыми

образовательными потребностями глухих обучающихся и связанными с ними объективными трудностями. Данные изменения включают:

• организацию и проведение аттестационных мероприятий во фронтальной или индивидуальной форме (по запросу семьи и/или желанию обучающихся);

• организацию особого временного режима проведения экзамена для обучающихся с нарушенным слухом (время экзаменационной процедуры увеличивается на 1,5-2 часа по сравнению с принятой нормой);

• организацию непродолжительного перерыва для отдыха и/или других необходимых мероприятий во время проведения экзамена;

• участие ассистента - учителя-сурдопедагога, (не менее 1 человека на 6 обучающихся), в обязанности которого входит осуществление специальной психолого-педагогической помощи экзаменуемым (на этапах принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности), дозируемой исходя из индивидуальных особенностей здоровья каждого обучающегося и его особых потребностей, в том числе в жестовом переводе, направленной на обеспечение точного понимания инструкций, создание и поддержку эмоционального комфортной ситуации проведения экзамена;

• при проведении экзамена по русскому языку в форме написания изложения глухим и слабослышащим обучающимся одновременно с устным предъявлением организатором текста изложения для всех экзаменуемых обеспечивается сурдоперевод (при желании экзаменуемых с нарушенным слухом); затем текст изложения дается им для чтения и проведения подготовительной работы к изложению (по усмотрению экзаменуемого, составление плана изложения, отбор базового (опорного) словаря для изложения, работа с представленным организатором на доске речевым материалом из текста - терминами, именами собственными, архаизмами, датами и др., который определяется членами ГЭК на ППЭ перед экзаменом после получения текста изложения; через 40 мин организатор забирает текст и обучающийся выполняет экзаменационную работу, используя подготовленные им материалы

2 П. 13 ст. 59 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).

• применение стационарной звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования или индивидуальных слуховых аппаратов и /или кохлеарных имплантов при оборудовании помещения беспроводной аппаратурой (например, ПМ-системой), способствующей организации общения в условиях фронтальной работы при проведении аттестационных мероприятий; пользование экзаменуемыми с нарушенным слухом индивидуальными слуховыми аппаратами и /или кохлеарными имплантами при индивидуальном общении с экзаменатором или ассистентом, осуществляющим специальную психолого-педагогическую помощь, а также в процессе самостоятельного выполнения экзаменационной работы.

Оценивание выполненных обучающимися с нарушенным слухом работ по русскому языку и литературе осуществляется с учетом как общепринятых критериев, так и критериев, учитывающих особенности развития их речевой деятельности: первая оценка выводится из количества ошибок, допущенных в содержании текста, количества фактических ошибок, а также количества речевых ошибок; вторая оценка складывается из количества ошибок по орфографии, пунктуации и грамматике. При этом речевыми ошибками считаются нарушения в образовании языковых единиц (набор слов вместо предложения, смешение видовременных форм глаголов, неправильное употребление местоимений, неправильное употребление предлогов, неправильное употребление слова и т. д.); к речевым недочетам обучающихся относятся нарушения коммуникативной целесообразности речи, ее точности, выразительности, ограниченность лексического состава, неудачный порядок слов в предложении, употребление лишних слов, нарушение лексической сочетаемости, недостаточная развитость синтаксического строя речи, а также грамматические ошибки в структуре слова (в словообразовании, в формообразовании), в структуре словосочетания и предложения (пропуски слов, нарушение связи между подлежащим и сказуемым, между другими членами предложения, неправильно выбранное сказуемое, смешение прямой и косвенной речи и т. д.). При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи экзаменуемых с нарушенным

слухом, проявляющуюся в «аграмматизмах», опускании предлогов, неправильном согласовании слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр., которые должны рассматриваться как однотипные ошибки и считаться за одну.

Важное значение для качественного образования обучающихся с нарушенным слухом имеет организация условий реализации образовательной программы с учетом их общих и особых образовательных потребностей.

Система условий реализации основной или адаптированной образовательной программы основного общего образования учитывает организационную структуру образовательного учреждения, возможности сетевого взаимодействия с образовательными организациями, работающими с данной категорией обучающихся, а также возможности взаимодействия с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия).

При организации инклюзивного образования учитывается, что общая численность класса не должна превышать 25 детей, из них 1-2 обучающихся с нарушенным слухом, остальные обучающиеся - нормально слышащие здоровые сверстники.

Достижение качественного образования детей во многом определяется кадровым обеспечением образовательного процесса, в том числе участия в нем учителей-дефектологов (сурдопедагогов), а также других педагогических и медицинских работников, специально подготовленных к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом на третьей ступени образования, в том числе в условиях инклюзивного образования. Уровень квалификации педагогических работников образовательной организации, реализующей основную образовательную программу основного общего образования, а также медицинских и других работников для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности и квалификационной категории. Все работники образовательной организации, в которой обучается ребенок (дети) с нарушенным слухом, не реже чем каждые пять лет направляются на курсы повышения квалификации по дополнительным профессиональным образовательным

программам с получением удостоверения установленного образца.

Учитель-дефектолог (сурдопедагог) должен иметь высшее специальное (дефектологическое) образование по профилю «Сурдопедагогика» или высшее специальное (дефектологическое) образование по другим профилям («Логопедия», «Олигофренопедагогика» и др.) при условии повышения квалификации /переподготовки по направлению «Сурдопедагогика» с получением удостоверения установленного образца. Учитель-дефектолог (сурдопедагог) обеспечивает полное или частичное сопровождение образовательного процесса каждого обучающегося с нарушенным слухом с учетом его индивидуальных особенностей. Его функциональные обязанности включают участие в разработке и реализации индивидуальной программы коррекционной работы с глухим/слабослышащим обучающимся; проведение индивидуальных и/или групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных в том числе на развитие словесной речи (в устной и письменной формах), совершенствование восприятия различного речевого материала (в разных акустических условиях) и произносительной стороны речи, коммуникативных навыков с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого обучающегося, выявляемых в процессе текущего учета и периодического комплексного обследования; оказание обучающимся систематической специальной психолого-педагогической помощи в формировании полноценной жизненной компетенции; участие в разработке адаптированной основной образовательной программы; оказание консультативно-методической помощи участникам образовательного процесса, включая слышащих детей и детей с нарушенным слухом, их родителей, учителей-предметников, медицинских и других работников, а также администрацию образовательной организации, по вопросам взаимодействия и коммуникации с глу-хими/слабослышащиим обучающимися, их образования, личностного развития.

Отметим, что сурдопедагогическое сопровождение может осуществляться в рамках сетевого взаимодействия как на базе общеобразовательной школы, так и в специальной (кор-рекционной) общеобразовательной школе для

детей с нарушениями слуха, а также в другой организации системы образования/здравоохранения/социальной защиты, где есть специалисты необходимого профиля (образовательные организации, центры реабилитации слуха, центры кохлеарной имплантации, сурдолого-педические кабинеты и др.).

Педагоги (учителя) основного общего образования (предметных дисциплин) - специалисты в области основного общего образования, имеющие высшее педагогическое профильное образование и обладающие квалификацией, отвечающей требованиям профессионального стандарта педагога, реализуют обучение детей с нарушенным слухом в коллективе здоровых сверстников (инклюзивное образование) или в коллективе сверстников, имеющих аналогичное ограничение здоровья. Обязательным требованием является прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации) данного специалиста в области инклюзивного образования или сурдопедагогики, подтвержденной сертификатом установленного образца.

Педагог-психолог и социальный педагог должны иметь высшее профильное образование и пройти дополнительное обучение (повышение квалификации) в области специальной психологии и психологической помощи детям с нарушениями слуха или детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования с получением удостоверения установленного образца. Педагог-психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса; социальный педагог - социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса (знакомит обучающихся и родителей, педагогов и специалистов школы с их правами и обязанностями, законодательными документами; информирует об общественных и государственных организациях, имеющих отношение к лицам с нарушениями слуха; оказывает конкретную практическую помощь семьям, воспитывающим детей с нарушенным слухом, в том числе по вопросам профессиональной ориентации; организует различные мероприятия, направленные на формирование позитивного взаимодействия школьников с нарушенным и сохранным слухом, а также и других участников образовательного процесса).

В образовательном процессе могут принимать участие ассистент и сопровождающий педагог. Ассистент - специалист, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обеспечивает доступ к информации в тех случаях, когда самостоятельно эту информацию обучающийся с нарушенным слухом получить не может. Сопровождающий педагог -специалист в области специальной (коррекци-онной) педагогики, имеющий высшее профильное специальное (дефектологическое) образование или высшее специальное (дефектологическое) образование по другим специальностям (логопедия, олигофренопедагогика и др.) и прошедший дополнительное обучение (повышение квалификации) в области специальной психологии и психологической помощи детям с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения с получением удостоверения установленного образца. Сопровождающий педагог должен владеть общими и специальными методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в области практической психологии и социальной реабилитации. Сопровождающий педагог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение глухого школьника в общеобразовательной организации: наблюдает за школьниками на уроке и во внеклассное время, работает с родителями, учителями, администрацией школы, выявляет проблемы обучающихся, возникающие в образовательно-воспитательном процессе, и принимает меры по их своевременному решению. Педагог сопровождения взаимодействует со специалистами, оказывающими психолого-педагогическую помощь обучающимся с нарушенным слухом (учителем-дефектологом (сурдопедагогом), педагогом-психологом, ассистентом, учителями-предметниками, социальным педагогом). По рекомендации сопровождающего педагога учителя вносят изменения в образовательный процесс, педагоги- психологи и социальные педагоги организуют и проводят целенаправленные тренинги и/или групповые занятия с детьми, их родителями и учителями школы.

Переводчик русского жестового языка не является штатным работником образовательной организации, привлекается по желанию родителей/школьников с нарушенным слухом, в том числе и в рамках сетевого взаимодействия с организациями образования, медици-

ны и социальной защиты, для участия в массовых культурно-развлекательных, спортивных и других мероприятиях. Переводчик русского жестового языка имеет высшее профильное образование, подтверждает свою квалификацию постоянной аттестацией.

Медицинский работник является штатным медицинским работником образовательной организации. Он должен владеть навыками коммуникации с детьми, имеющими нарушения слуха, знать особенности данной категории детей.

Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ основывается на п. 2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Для обучающихся с нарушениями слуха должно быть предусмотрено «подушевое» финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, степени интеграции ребенка в общеобразовательную среду, корректирующий коэффициент на одного глухого школьника - от 3 до 5. Размер финансово-экономического обеспечения процесса инклюзивного образования глухого/слабослышащего ребенка не должен быть меньше «стоимости» его обучения в специальной образовательной организации, предусматривает в том числе реализацию Программы коррекционно-развивающей работы, разработанной с учетом индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей каждого обучающегося с нарушенным слухом, а также осуществление необходимых здоровьесберегающих и профилактических мероприятий, текущего медикаментозного и физиотерапевтического лечения, проведение лечебной физкультуры и др.

Материально-технические условия включают инфраструктуры общего и специального образования, в том числе организацию информационно-образовательной среды, создание особой доступной среды образовательной организации, организацию рабочего места глухого обучающегося в классе, а также организация временного режима обучения.

Организация информационного пространства предполагает создание доступных для обучающихся с нарушенным слухом визуализированных источников получения информации: световую индикацию «тревожных кнопок» (пожарная сигнализация, оповещение о чрезвычайных ситуациях, опасных для жизни и др.); световую

индикацию начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т. д.); удобно расположенные стенды с представленными наглядными материалами о внутришкольных правилах, правилах безопасности, распорядках/режиме функционирования образовательной организации, расписании уроков, событиях, ближайших планах школы и др.; табло с «бегущей строкой» на всех этажах (передающих актуальную информацию); доступный интернет и телефон с функцией работы в режиме БтБ-сообщений для контактов с родителями, сверстниками, учителями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организация образовательного пространства предполагает создание специальных кабинетов для коррекционно-развивающих занятий, проводимых учителем-дефектологом (сурдопедагогом), педагогом-психологом, социальным педагогом, а также кабинетов для отдыха/ релаксации, использование технических средств комфортного доступа обучающихся с нарушенным слухом к образованию (ассистирующие средства и технологии) - оснащение образовательного процесса мультимедийной аппаратурой (доска, компьютер с колонками и выходом в Интернет, средства для хранения и переноса информации (иБВ-накопители, принтер, сканер), специальной звукоусиливающей аппаратурой - стационарной коллективного и индивидуального пользования, использование ПМ-системы - беспроводной системы линейного акустического излучения, позволяющей обучающимся с нарушенным слухом воспринимать звуковую информацию, в том числе речь, на значительном расстоянии от источника звука, в том числе в условиях повышенного фонового шума; использование системы эффективно не только для детей с нарушенным слухом, но и для слышащих обучающихся, так как активизирует их внимание, позволяет им качественно воспринимать всю звуковую информацию. Подчеркнем необходимость оснащения работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи визуальными приборами, специальными компьютерными программами; музыкальным центром с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями; телевизором с функцией выведения субтитров на экран; дидактическими и наглядными материалами; видеотекой

учебных и используемых в образовательном процессе различных видеофильмов с субтитрами; специальной литературой по сурдопедагогике и сурдопсихологии и др.

Технические средства комфортного доступа глухого / слабослышащего обучающегося к образованию (ассистирующие средства и технологии) включают обеспечение, с учетом медицинских рекомендаций, постоянного пользования детьми слуховыми аппаратами (желательно бинауральное слухопротезирование цифровыми аппаратами) и/или кохлеарными имплантами;

Организация рабочего места глухого обучающегося в классе учитывает необходимость создания комфортных условий для слухозритель-ного и слухового восприятия устной речи обучающимся с нарушенным слухом: акустическую подготовку классных комнат; расположение обучающегося в помещении - рекомендуется первая парта (около окна или учительского стола) с организацией достаточного пространства, чтобы ученик с нарушенным слухом в условиях (речевого) полилога имел возможность поворачиваться и слухозрительно воспринимать речь одноклассников, обеспечение освещенности лица говорящего и фона за ним; использование современной звукоусиливающей аппаратуры, режим которой определен врачом сурдологом совместно с сурдопедагогом. При наличии у ребенка с нарушенным слухом других особенностей здоровья рабочее место дополнительно комплектуется в соответствии с ними.

Данные условия обеспечиваются при проведении любых мероприятий во всех учебных и внеучебных помещениях (включая коридоры, холлы, залы и др.), а также при проведении внешкольных и выездных мероприятий.

Организацией временного режима обучения предусматривается, что в первой половине дня учащиеся с нарушением слуха посещают учебные занятия, предусмотренные основной образовательной программой; во второй половине дня (во внеурочное время) предусматривается организация специальных занятий с пе-дагогом-дефектологом (сурдопедагогом) и психологом, а также дополнительные необходимые мероприятия, направленные на оздоровление ребенка, реализацию его особых образовательных потребностей.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать организацию комплексного сопровождения обучающихся с нарушенным слухом: преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования; реализацию индивидуально-дифференцированного подхода, мониторинг возможностей и способностей глухих обучающихся, учет в процессе образования особых образовательных потребностей обучающихся с нарушенным слухом; адаптацию учебного материала, предлагаемого обучающемуся с нарушением слуха; учет индивидуальных особенностей общего и речевого развития глухого обучающегося; обеспечение психолого-педагогических условий реализации личностного потенциала глухого школьника и его развития.

Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой. Информационно-методическое обеспечение - обеспечение при необходимости специальными учебниками, специальными рабочими тетрадями, специальными дидактическими материалами, специальными компьютерными инструментами обучения, отвечающими особым образовательным потребностям глухих детей.

Обучаясь в условиях инклюзивного образования, обучающиеся с нарушенным слухом пользуются учебниками, по которым учатся слышащие одноклассники, при обязательном наличии электронного приложения к учебникам, рабочим тетрадям и другим учебно-дидактическим материалам, обеспечивающим реализацию программы коррекционной работы, направленной на формирование жизненной компетенции и преодоление трудностей в усвоении основной образовательной программы.

Образовательное учреждение должно также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР. Библиотека должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополни-

тельной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования. Предусматривается информационно-методическая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процесс инклюзивного образования. Образовательная организация должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться с учетом специфики развития обучающихся с нарушенным слухом.

Только при комплексной реализации требований к условиям и результатам освоения в основного общего образования окажется достижимым качественное образование обучающихся с нарушенным слухом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зыкова, Т. С. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования глухих детей (проект) [Текст] / Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова, Т. А. Соловьева. - М.: Просвещение, 2013.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010).

3. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (2014).

4. Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство [Текст]: метод. материалы для педагогов, учителей-предметников, классных руководителей общеобразовательных организаций. Сер. «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях». М., 2014.

5. Кулакова, Е. В. Применение ассистивных технологий в практике инклюзивного обучения детей с нарушенным слухом [Текст] / Е. В. Кулакова // Специальное образование. - 2014. - № 6.

6. Соловьева, Т. А. Особые образовательные потребности интегрированных школьников

с нарушенным слухом [Текст] / Т. А. Соловьева // Дефектология. - 2010. - № 4.

7. Яхнина, Е. З. Повышение коммуникативной компетенции глухих учащихся средних и старших классов в процессе специальной работы по восприятию и воспроизведению устной речи на индивидуальных занятиях (статья) [Текст] / Е. З. Яхнина // Совершенствование содержания и технологий образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: сб. науч. ст. и материалов / под. ред. Б. В. Белявского. - М.: Федеральный ин-т развития образования, 2012.

REFERENCES

1. Zykova T. S., Zykova M. A., Solovyeva T. A. Spet-sialnyy Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatel-nyy standart nachalnogo obrazovaniya glukhikh detey (proekt). M.: Prosveshchenie, 2013.

2. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (2010).

3. FGOS NOO obuchayushchikhsya s OVZ (2014).

4. Deyatelnost pedagoga, uchitelya-predmetnika, klassnogo rukovoditelya pri vklyuchenii obu-

chayushchikhsya s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorovya i detey-invalidov v obrazo-vatelnoe prostranstvo: metod. materialy dlya pedagogov, uchiteley-predmetnikov, klassnykh rukovoditeley obshcheobrazovatelnykh organi-zatsiy. Ser. "Inklyuzivnoe obrazovanie detey-invalidov, detey s OVZ v obshcheobrazovatel-nykh organizatsiyakh". Moscow, 2014.

5. Kulakova E. V. Primenenie assistivnykh tekh-nologiy v praktike inklyuzivnogo obucheniya detey s narushennym slukhom. Spetsialnoe obrazovanie. 2014, No. 6.

6. Solovyeva T. A. Osobye obrazovatelnye potreb-nosti integrirovannykh shkolnikov s narushen-nym slukhom. Defektologiya. 2010, No. 4.

7. Yakhnina E. Z. Povyshenie kommunikativnoy kompetentsii glukhikh uchashchikhsya srednikh i starshikh klassov v protsesse spetsialnoy rabo-ty po vospriyatiyu i vosproizvedeniyu ustnoy rechi na individualnykh zanyatiyakh. Soversh-enstvovanie soderzhaniya i tekhnologiy obrazovaniya lits s ogranichennymi vozmozhnostya-mi zdorovya: cb. nauch. st. i materialov (ed. B. V. Belyavskogo). Moscow: Federalnyy in-t raz-vitiya obrazovaniya, 2012.

Кулакова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры сурдопедагогики и инклюзивного образования Института детства Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Kulakova Elena V., PhD in Education, Professor, Surdopedagogy and Inclusive education Department, Institute of childhood, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]

Любимов Михаил Львович, кандидат психологических наук, директор ГБОУ ЦППРиК «Благо» e-mail: [email protected]

Lyubimov Mikhail L., PhD in Psychology, director, State Budgetary Educational Institution, Center of psychological and pedagogical rehabilitation and correction "Blago" e-mail: [email protected]

Соловьева Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Института детства Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Solovyova Tatiana A., PhD in Education, Associate Professor, Director, Institute of Childhood, Moscow State Pedagogical University

e-mail: [email protected]

Яхнина Елена Захаровна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры сурдопедагогики и инклюзивного образования Института детства Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Yakhnina Elena Z., PhD in Education, Professor, The department of surdopedagogy and of inclusive education, Institute of childhood, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.