Научная статья на тему 'Музыкально-ритмические занятия с глухими детьми: проектирование на основе ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья'

Музыкально-ритмические занятия с глухими детьми: проектирование на основе ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2620
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRIMARY EDUCATION / ГЛУХИЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / DEAF SCHOOLCHILDREN / МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / MUSICAL-RHYTHMIC LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яхнина Елена Захаровна

В статье раскрываются научно-методические подходы к проектированию музыкально-ритмических занятий одной из обязательных дисциплин коррекционно-развивающей области начального общего образования глухих обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яхнина Елена Захаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкально-ритмические занятия с глухими детьми: проектирование на основе ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

О. Л. Леханова, В. Н. Поникарова // Методология и стратегии развития современного образования: Материалы меж-дунар. науч. конф., Минск, 11 декабря 2014 г. / отв. ред. Л. А. Худенко. - Мн., 2015. - С. 140-144.

4. Ишембитова, З. Б. Формирование социальной успешности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе непрерывного инклюзивного образования / З. Б. Ишембитова, Л. М. Кашапова, Н. Н. Шаяхметова // Вестник Уфимской государственной академии экономики и сервиса. Наука. Образование. Экономика. - 2013. -№1(3). - С. 109-118.

5. Лебедева, С. С. Развитие системы образования инвалидов // Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. Т. 4. Кн. 3: Развитие систем образования социально незащищенных групп взрослого населения / под ред. Н. А. Тоскиной. - СПб., 2000. - С. 50-96.

6. Старобина, Е. М. Профессиональное образование инвалидов / Е. М. Старобина. - М., - 2003.

7. Степанова, О. А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования / О. А. Степанова // Инновации в профессиональной школе. - 2012. - №8.

8. Степанова, О. А. Развитие теории и практики инклюзивного образования в России / О. А. Степанова // Теория и практика инклюзивного образования в России: проблемы и перспективы: Сборник научных статей I Межд. науч.-практ. конф. - Уфа, 2012. - С.78-86.

9. Ходусов, А. Н. Профессиональная ориентация учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства / А. Н. Ходусов // Педагогика. - 2015. - №3. -С. 53-61.

10. Хорошко, Л. В. Формирование социальных компетенций у воспитанников школ-интернатов / Л. В. Хорошко // Педагогика. - 2015. - №3. - С. 46-53.

11. Юсупов, Р. Г. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»: инклюзивный контекст / Р. Г. Юсупов, О. А. Степанова // Вестник Уфимской государственной академии экономики и сервиса. Наука. Образование. Экономика. - 2013. - №1(3). - С. 109-118.

12. Юсупов, Р. Г. Развитие системы комплексной реабилитации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья: программно-целевой подход Р. Г. Юсупов, О. А. Степанова // Вестник Уфимской государственной академии экономики и сервиса. Наука. Образование. Экономика. - 2013. - №2(4). - С. 77-81.

УДК 37-056.263

Е. З. Яхнина

Московский педагогический государственный университет

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ГЛУХИМИ ДЕТЬМИ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье раскрываются научно-методические подходы к проектированию музыкально-ритмических занятий - одной из обязательных дисциплин коррекционно-развивающей области начального общего образования глухих обучающихся.

Федеральный государственный стандарт, начальное общее образование, глухие обучающиеся, музыкально-ритмические занятия.

The article reviews theoretical and methodical approaches to developing the content of musical and rhythmic lessons. These lessons are a compulsory part of correctional - developing work according to adapted educational programs of primary education of deaf.

Federal State Educational Standard, primary education, deaf schoolchildren, musical-rhythmic lessons.

Введение.

Важнейшее значение для развития системы образования глухих детей имеет утверждение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО, является коррекционно-развивающее направление, содержание которого определяется с учетом особых образовательных потребностей каждой категории детей, их индивидуальных особенностей.

В АООП НОО для глухих обучающихся (варианты 1.2, 1.3, 1.4) в состав предметной области «Кор-рекционно-развивающая работа» как обязательный

учебный предмет включена дисциплина «Музыкально-ритмические занятия».

В статье рассматриваются научно-методические подходы к проектированию музыкально-ритмических занятий с учетом требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Разработка основных задач реализации содержания данного коррекционного курса и его результатов базировалась на теоретическом и научно-методическом отечественном и зарубежном опыте музыкально-ритмической работы с детьми, имеющими нарушения слуха (автор статьи входил в группу разработчиков ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ).

Отметим, что в нашей стране музыкально-ритмические занятия были разработаны и внедрены в систему образования глухих детей в последней четверти XX века как один из обязательных специаль-

ных (коррекционных) предметов в системе образова-тельно-коррекционной работы, направленной на всесторонне развитие обучающихся, наиболее полноценную их социальную адаптацию и интеграцию в обществе1. Задачи, поставленные перед музыкально-ритмическими занятиями, включали эстетическое и нравственное воспитание глухих детей, их приобщение к различным видам музыкально-ритмической деятельности, в процессе которой осуществлялась коррекция и развитие двигательной, эмоционально-волевой и познавательной сфер детей, их слухового восприятия и произносительной стороны речи, обогащение общего и речевого развития, воспитание творческой личности. Были разработаны государственные программы музыкально - ритмических занятий, методические пособия для учителей и учебные пособия для студентов, получающих сурдопедагогическое образование [1], [2], [3]. Однако, данные программно-методические материалы раскрывали, прежде всего, технологии образовательно-коррек-ционной работы с глухими детьми, не имеющими других первичных нарушений развития, что ограничивало использование возможностей музыкально-ритмической работы для более полноценного развития обучающихся со сложной структурой нарушения.

Основная часть.

Проектирование музыкально-ритмических занятий с учетом общих и особых образовательных потребностей глухих обучающихся предполагает, прежде всего, учет четырех вариантов АООП НОО:

1) на основе варианта 1.1. получают начальное образование глухие дети, которые к моменту поступления в школу достигли уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками; данный вариант АООП НОО предполагает получение ими образования полностью соответствующего по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию слышащих сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1-4 классы), при обязательной систематической целенаправленной психолого-педагогической поддержке коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося;

2) на основе варианта 1.2 получают начальное образование глухие дети, которые к моменту поступления в школу не достигли уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме и не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности; данный вариант АООП НОО предполага-

1 Отметим, что музыка использовалась в образовании глухих детей в нашей стране и за рубежом с середины XIX века. Принципиально новые возможности применения музыкальных средств в образовательно-коррекционной работе с глухими детьми были реализованы в условиях интенсивного развития их слухового восприятия при использовании электроакустической аппаратуры [2].

ет получение образования, сопоставимого по конечным достижениям с образованием слышащих сверстников в пролонгированные сроки: пять лет (1-5 классы) - для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1 подготовительный, 1-6 классы) - для детей, не получивших дошкольное образование, способствующее освоению АООП НОО;

3) на основе варианта 1.3 глухие обучающиеся с легкой умственной отсталостью получают образование в пролонгированные сроки - шесть лет (1-6 классы), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями глухих сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья;

4) на основе варианта 1.4 получают образование глухие обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) - умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами ау-тистического спектра, эмоционально-волевой сферы и быть различной степени тяжести, осложненной текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами; данный вариант АООП НОО предполагает получение образования в пролонгированные сроки - шесть лет (1-6 классы), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями глухих сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья.

Известно, что в АООП НОО для глухих обучающихся (вариант 1.1) также предусмотрена коррекци-онно-развивающая работа с учетом особых образовательных потребностей детей, направленная на обеспечение полноценного слухоречевого развития обучающихся, преодоление коммуникативных барьеров, психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО. При проектировании содержания коррекционно-развивающей работы в условиях инклюзивного образования представляется важным включение специального направления, связанного с развитием у глухих детей восприятия музыки, доступных видов музыкально-исполнительской деятельности (с учетом их возможностей и индивидуальных особенностей), при использовании, в том числе, уроков «Музыки» и системы дополнительного образования (при специальной подготовке к ним учителей и обучающихся), привлечения к этой работе родителей (по задания сурдопедагогов). По нашему мнению, часто недостаточный учет значимости музыкально-эстетического воспитания глухих детей в системе инклюзивного образования, формальное их присутствие на уроках «Музыки» совместно со слышащими сверстниками без соответствующей предварительной подготовки в часы коррекционной работы или в условиях семейного воспитания по рекомендациям сурдопедагога существенно ограничивает развитие обучающихся, приобщение к общече-

ловеческим духовным ценностям, полноценное формирование личности, социальную адаптацию.

При разработке музыкально-ритмических занятий в рамках АООП НОО для глухих обучающихся (варианты 1.2, 1.3, 1.4) необходимо учитывать, прежде всего, важнейшие ценностные ориентиры данного специального (коррекционного) предмета (с учетом возможностей и индивидуальных особенностей детей):

- его направленность на личностное развитие обучающихся в условиях приобщения к музыкальному искусству как части духовной культуры общества, формирование более целостной картины мира, осуществление эстетического и нравственного воспитания, расширение кругозора, активизацию познавательных возможностей, реализацию творческого потенциала, желания и умений участвовать в художественной деятельности, в том числе, совместно со слышащими детьми, развитие навыков взаимодействия в коллективе сверстников;

- осуществление коррекции и развития двигательной сферы обучающихся - формирование правильных, координированных и ритмичных движений, хорошей осанки и др.;

- целенаправленное формирование слухового восприятия музыки в исполнении учителя и аудиозаписи (от базовых сенсорных способностей, включающих выработку условной двигательной реакции на музыкальное звучание, обучение различению, опознаванию и распознаванию на слух резко отличающихся по звучанию элементов музыки, до восприятия фрагментов из известных музыкальных произведений, определения характера музыки и доступных средств музыкальной выразительности, включая звуковысотные, темпоритмические, динамические и тембровые отношения);

- развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны;

- развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер обучающихся;

- активизация речевого развития детей, совершенствование навыков речевого поведения, устной коммуникации в разных видах музыкально-ритмической деятельности.

Таким образом, специальный (коррекционный) предмет «Музыкально-ритмические занятия» направлен на всестороннее развитие глухих обучающихся, что важно для полноценного формирования личности, качественного овладения АООП НОО с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка, его социальной адаптации и интеграции в обществе.

Важнейшее положение, на котором базируется реализация ценностных ориентиров музыкально-ритмических занятий в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, состоит в том, что образова-тельно-коррекционная работа базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи в различных сочетаниях: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь.

Взаимодействие музыки и движений предполагает, что развивающиеся в процессе специального обу-

чения возможности восприятия музыки - ее характера и доступных средств музыкальной выразительности, создают определенный эмоциональный настрой, способствуют ритмической организации движений детей, что содействует формированию у обучающихся выразительных и ритмичных движений под музыку (с учетом особенностей и возможностей глухих детей). В свою очередь, движения оказывают положительное влияние на развитие восприятия музыки: двигательное моделирование музыкальных структур является одним из основных приемов развития у глухих детей слухового восприятия музыки.

На занятиях обучающиеся овладевают основными, гимнастическими и танцевальными движениями, несложными их композициями, у них (по возможности) развиваются умения музыкально-пластической импровизации.

Особое значение придается обучению элементарному музицированию с использованием доступных глухим детям простых музыкальных инструментов (бубны, барабаны, маракасы, румбы, треугольники, детские ксилофоны, металлофоны, трещотки и др.): они учатся исполнять в ансамбле, прежде всего, ритмической аккомпанемент к музыкальной пьесе или песне, при возможности играют мелодию на инструментах со звукорядом.

Взаимодействие движений и устной речи базируется на том, что специальная (коррекционная) работа по развитию правильных, координированных, выразительных и ритмичных движений, чувства равновесия, формированию правильной осанки, умений расслаблять и напрягать мышцы положительно влияет на овладение глухими детьми произносительной стороной речи, в том числе, при широком использовании фонетической ритмики. В свою очередь, словесное определение движений влияет на их качество и запоминание.

Взаимодействие музыки и устной речи реализуется, прежде всего, при обучении глухих детей декламации песен под музыку (мелодекламации), что предполагает овладение ее выразительным и эмоциональным исполнением под музыкальное сопровождение учителя при точной передаче в достаточно внятной речи (при реализации произносительных навыков) ритмической структуры мелодии, характера звуковедения (плавно, отрывисто), динамических и темповых изменений. Мелодекламация способствует развитию более естественного звучания голоса, формированию ритмико-интонационной структуры речи, закреплению навыков воспроизведения звуковой структуры речи.

На музыкально-ритмических занятиях реализуется триада: музыка, движения и устная речь. В процессе работы над произносительной стороной речи (с использованием фонетической ритмики) проводятся специальные речевые упражнения под музыку, способствующие, прежде всего, развитию у детей более естественного звучания голоса, его модуляций по силе и высоте, формированию ритмико-интонационной структуры речи. В занятия включаются также театрализованные и музыкально-драматические этюды, инсценирование фрагментов

музыкальных сказок. Сочетание музыки, движений и устной речи способствуют развитию у детей выразительной пластики, эмоциональной и достаточно внятной речи (при реализации произносительных возможностей), более выразительному и ритмичному исполнению музыкально-пластических композиций и песен из инсценировки.

Таким образом, на музыкально-ритмических занятиях в работе со всеми категориями глухих обучающихся (с учетом их особенностей и возможностей) проводится работа по обучению четырем видам деятельности детей, связанным с музыкой: восприятию музыки, музыкально-ритмическим движениям, игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, декламации песен под музыку.

Важное значение на музыкально-ритмических занятиях придается развитию у обучающихся слухоз-рительного и слухового восприятия речи, закреплению навыков внятного, выразительного, достаточно естественного ее воспроизведения при реализации произносительных возможностей (с использованием фонетической ритмики и музыки): ведется целенаправленная работа по развитию речевого дыхания, голоса, закреплению звукового состава речи, восприятия на слух и воспроизведения элементов рит-мико-интонационной структуры речи, воспроизведения слов и фраз, коротких диалогов преимущественно разговорного характера (не менее 20 минут на каждом занятии). Обучение строится на основе преемственности с индивидуальными занятиями: на индивидуальных занятиях формируются первичные произносительные умения, а их закрепление целенаправленно осуществляется как на индивидуальных, так и на музыкально-ритмических занятиях, фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и технике речи, фонетических зарядках, а также в ходе всего образовательно-коррекционного процесса в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды.

Приобретенный опыт в музыкально-ритмической деятельности и навыки устной коммуникации обучающиеся применяют не только в учебной деятельности при освоении АООП НОО, но и при реализации различных проектов содержательного досуга, в том числе в художественной деятельности совместной со слышащими сверстниками, что важно для их личностного развития.

При организации занятий учитывается необходимость постоянного пользования обучающимися индивидуальными слуховыми аппаратами в условиях применения БЫ-системы или индукционной петли, или оборудования на инфракрасном излучении, а также наличия фортепьяно, аудио- и видеотехники, элементарных музыкальных инструментов, портретов композиторов, оборудования для исполнения танцевальных и гимнастических упражнений и др.

Важно, чтобы музыкально-ритмические занятия проводил учитель, имеющий сурдопедагогическое образование и определенную подготовку, позволяющую исполнять необходимые музыкальные произведения, вести образовательно-коррекционную работу по формированию у детей различных видов музыкально-исполнительской деятельности.

Содержание и требования к планируемым результатам обучения на музыкально-ритмических занятиях определяются на основе индивидуально-дифференцированного подхода с учетом особенностей и возможностей обучающихся.

Проанализируем дифференцированные требования к результатам образовательно-коррекционной работы по развитию восприятия музыки у разных категорий глухих обучающихся.

У глухих детей, получающих начальное основное образование на основе АООП (вариант 1.2), в результате обучения развивается восприятие характера музыки (веселый, грустный, торжественный, спокойный и др.), жанра (марш, танец, песня), доступных средств музыкальной выразительности (звуко-высотных, метроритмических, динамических и темповых отношений, тембров некоторых певческих голосов и музыкальных инструментов). Они овладевают умениями словесно характеризовать неоднократно прослушанную музыку, высказывать к ней собственное отношение. У обучающихся формируются элементарные представления о выразительности и изобразительности в музыке, музыкальных жанрах (марш, танец, песня), об инструментальной и вокальной музыке, ее исполнении (хор, солист, симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, ансамбль, отдельные музыкальные инструменты, певческие голоса и др.). Они получают представления о связи музыки с другими искусствами, их взаимосвязи с жизнью, подбирают к прослушанной музыке близкие по настроению произведения изобразительного искусства и литературы, знакомятся с музыкальными театрами и концертными залами. На занятиях используется высокохудожественный музыкальный материал, соответствующий возрасту и интересам обучающихся, возможностям восприятия ими музыки в данный период обучения, принципам педагогической целесообразности и воспитывающего обучения. Обучающиеся знакомятся с произведениями классической и народной музыки, знают название прослушиваемых произведений, фамилии композиторов, названия музыкальных инструментов.

Результаты образовательно-коррекционной работы по обучению восприятию музыки глухих детей с легкими интеллектуальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), получающих образование на основе АООП НОО (варианты 1.3 и 1.4), существенно отличаются, что обусловлено особенностями их психофизического развития. На музыкально-ритмических занятиях у этих детей, прежде всего, развивается эмоциональное отношение к музыке, базовые сенсорные способности (формируется условная двигательная реакция на звучание музыки при восприятии ее на слух, умения различать, опознавать и распознавать на слух доступные средства музыкальной выразительности -элементарные динамические, темповые, метроритмические и звуковысотные отношения в музыке). Возможности приобщения к музыкальному искусству зависят от общего и речевого развития обучающихся. Так, предусматривается знакомство глухих

детей с легкой умственной отсталостью с музыкальными жанрами (марш, танец, песня), формирование элементарных представлений о выразительности и изобразительности в музыке, о ее связи с жизнью, об исполнителях, музыкальных инструментах и др.

В процессе обучения восприятию музыки применяется специально разработанная методика, включающая обучение восприятию музыки как самостоятельному виду деятельности и как составной части других видов деятельности - музыкально-ритмических движений, игры на элементарных инструментах, декламации песен под музыку. Формирование восприятия музыки у глухих школьников осуществляется на основе сохранных анализаторов и развивающегося слухового восприятия (т. е. на полисенсорной основе) с обязательным введением упражнений, проводимых только на слух (при постоянном пользовании обучающимися индивидуальными слуховыми аппаратами). Дети сначала учатся различать контрастные звучания, затем более близкие; условия ограниченного выбора (первоначально из двух - трех музыкальных фрагментов) постепенно расширяются; обязательным является определенная последовательность в работе, которая предполагает обучение различению музыкального материала в условиях ограниченного выбора, затем опознаванию знакомых музыкальных фрагментов, и в конце работы по теме - распознаванию нового, впервые воспринимаемого, музыкального материала [1], [3].

Рассмотрим дифференцированные требования к результатам работы по обучению музыкально-ритмическим движениям разных категорий глухих обучающихся. Подчеркнем, что для всех глухих детей принципиально важное значение имеет коррекция и развитие двигательной сферы, формирование правильных, координированных движений, хорошей осанки.

Глухие дети, получающие образование на основе АООП НОО (вариант 1.2), могут достичь весьма высоких результатов в овладении музыкально-ритмическими движениями: у них развиваются умения эмоционального, выразительного, правильного и ритмичного исполнения под музыку основных, гимнастических и танцевальных движений, построений и перестроений, композиций народных, современных и бальных танцев. Важное значение придается формированию музыкально-пластической импровизации.

У глухих детей, обучающихся на основе АООП НОО (вариант 1.3), формируется эмоциональное, правильное и (по возможности) ритмичное выполнение под музыку основных движений, элементарных гимнастических и танцевальных упражнений, построений и перестроений, они овладевают исполнением под музыку несложных танцевальных композиций, элементарной импровизацией движений под музыку.

Возможности глухих детей, обучающихся на основе АООП НОО (вариант 1.4) существенно ограничены, но они могут научиться эмоционально откликаться на музыку, получать удовольствие при выполнении под музыку основных движений (ходьба,

бег и др.), простых гимнастических и танцевальных упражнений, простейших танцевальных композиций, составленных с учетом их индивидуальных особенностей. На музыкально-ритмических занятиях, особенно с детьми, получающими образование на основе АООП НОО (варианты 1.3 и 1.4) широко используются музыкально-двигательные игры, в доступной и интересной для обучающихся форме способствующие закреплению сформированных умений восприятия музыки (ее характера, доступных средств выразительности), выполнения музыкально-ритмических движений.

В образовательно-коорекционной работе на музыкально-ритмических занятиях со всеми глухими детьми (с учетом их возможностей и особенностей) реализуются требования к элементарному музицированию в ансамбле при использовании простых и доступных им музыкальных инструментов.

В системе музыкально-ритмической работы с глухими детьми используется декламация песен под музыку. При этом детям, получающим образование на основе АООП НОО (вариант 2), оказывается доступна эмоциональная, выразительная декламация песен под музыку в ансамбле под аккомпанемент и управление учителя при передаче в достаточно внятной речи (при реализации произносительных возможностей) темпоритмической структуры мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков. Дети разучивают песни, которые поют слышащие сверстники, реализуются требования к отбору художественного репертуара. Глухие дети с легкой умственной отсталостью и дети с ТМНР разучивают простые детские песенки, доступные им по содержанию. При этом они учатся мелодекламации в ансамбле под аккомпанемент и управление учителя, побуждаются к эмоциональному исполнению, реализации произносительных возможностей, точному воспроизведению в речи простого ритмического рисунка мелодии.

Выводы.

Музыкально-ритмические занятия имеют важное значение для полноценного развития глухих детей, формирования личности, их социальной адаптации и интеграции в обществе. Достижение задач, поставленных в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, обеспечивается, в том числе, реализацией индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся.

Литература

1. Яхнина, Е. З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов: Пособие для учителя / Е. З. Яхнина. - М., 1997.

2. Яхнина, Е. З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: Пособие для студентов дефектологических факультетов / под ред. проф. Б. П. Пузанова / Е. З. Яхнина. - М., 2003.

3. Яхнина, Е. З. Музыкально-ритмические занятия / Е. З. Яхнина // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. - М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.