ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ)
ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE IMPLEMENTATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR CHILDREN WITH HEALTH LIMITATIONS (HEARING DISORDER)
O./l. Беляева, Л.П. Уфимцева O.L. Belyaeva, L.P. Ufimtseva
Дети с нарушенным слухом, организационно-педаго-гические условия, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В статье представлен анализ организационно-педагоги-ческих условий, необходимых для перехода общеобразовательных организаций на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с нарушенным слухом.
Children with hearing disorder, organizational-pedagogical conditions, Federal State Educational Standard of primary general education for students with health limitations. The article presents an analysis of the organiza-tional-pedagogical conditions which are necessary for the transition of general education institutions to Federal State Educational Standard of primary general education for students with hearing disorder.
Известно, что федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и для лиц с нарушением слуха, содержит требования, обязательные при реализации адаптированных основных образовательных программ начального общего образования (АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в отношении данных лиц (глухих, слабослышащих и позднооглохших) (Приказ..., 2014].
Вместе с тем Министерство образования и науки Российской Федерации предоставляет организациям право и возможность самостоятельно разрабатывать АООП НОО на основе
ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и потребностей с тем, чтобы они обеспечивали коррекцию нарушений их развития и социальную адаптацию.
В связи с этим региональные и областные министерства образования и науки самостоятельно осуществляют руководство подготовкой образовательных организаций к переходу на новый федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ.
В Красноярском крае три образовательные организации (в Красноярске, Ачинске и Минусинске) осуществляют целенаправленную образовательную деятельность лиц с нарушениями слуха [Беляева, 2014, с. 126]. Что особенно важ-
но, дети с нарушенным слухом получают образование и по месту жительства в ряде массовых школ города и края в соответствии с федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [Федеральный закон..., 2012].
Данным образовательным организациям с 1 сентября 2016 года предстоит переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который включает в себя 4 варианта АООП НОО для глухих обучающихся [Приказ..., 2014] и три - для слабослышащих и позднооглохших [Проект...].
Выполнение новых требований обязательно для всех образовательных организаций, принимающих в свои стены обучающихся с нарушенным слухом для обучения по любому из семи вариантов, т.к. без их соблюдения выполнение ФГОС НОО будет невозможным [Уфимце-ва, Беляева, 2013, с. 126].
В связи с переходом на новый ФГОС НОО каждая образовательная организация в содержательных разделах самостоятельно разработанных программ на основе примерных АООП НОО должна будет предусмотреть:
1. Программу формирования универсальных учебных действий (в вариантах 1 и 2 для глухих и слабослышащих обучающихся) или базовых учебных действий (для остальных вариантов).
2. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности.
3. Программу духовно-нравственного развития (нравственного) воспитания обучающихся с нарушенным слухом.
4. Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
5. Программу коррекционной работы.
6. Программу внеурочной деятельности.
Реализация данных программ потребует тщательной подготовки и соблюдения ряда условий: правовых, программно-методических, кадровых, материально-технических, финансовых [Создание..., 2012].
Ниже представим наше видение в части создания организационно-педагогических условий,
удовлетворяющих требованиям ФГОС НОО лиц с ОВЗ, в школах, где глухие и слабослышащие обучающиеся получают образование в массовом классе (при наполняемости класса не более 25 человек, из них 1-2 ученика с нарушенным слухом).
Реализация предметной области образовательной программы потребует создания следующих условий.
Правовые условия
1. Заявление от родителей, законных представителей ребенка, в котором они выражают прошение / согласие на получение образования в соответствии с основной общеобразовательной программой с дополнением её коррекционно-развивающей областью.
2. Внесение в Устав образовательной организации пункта, регламентирующего организацию образовательной деятельности с соблюдением всех необходимых для этого условий в отношении обучающихся с ОВЗ (в данном случае с нарушенным слухом).
3. Создание локального акта (положения) об организации инклюзивной практики, службы сопровождения (ПМПк) обучающихся с нарушенным слухом.
Кадровые условия
1. Прохождение руководящими работниками с высшим педагогическим образованием курсов повышения квалификации установленного образца в области инклюзивного образования детей с нарушенным слухом.
2. Прохождение педагогическими работниками курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области коррекционной педагогики (сурдопедагогики), инклюзивного образования детей с нарушенным слухом установленного образца; образование - среднее или высшее педагогическое по соответствующему занимаемой должности направлению.
Программные и методические условия должны обеспечить обучающимся освоение основной общеобразовательной программы и программы коррекционной работы:
- широкое использование информационных компьютерных технологий;
-сурдопедагогические методы и приемы;
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
- приемы инклюзии (включения в общую деятельность);
- применение наглядности в разных формах в соответствии с потребностями глухого обучающегося (печатные тексты, таблицы на стендах, трансляция субтитров по «бегущей строке», электронные носители, звуковое воспроизведение информации и др.).
В образовательной организации должна быть в свободном доступе для педагогических работников и специалистов специальная литература по сурдопедагогике и сурдопсихологии, электронная библиотека с подборкой необходимой методической литературы.
Кнеобходимымматериально-техническим условиям отнесем: мультимедийное оборудование, РМ-систему индивидуального пользования, совместимую со слуховыми аппаратами или кох-леарными имплантами обучающихся, сурдотех-нические средства (например, акустические колонки для использования в помещениях актового зала, музыкального зала и т.д.), вращающийся стул (для комфортного слухозрительного восприятия речи одноклассников с разных сторон). Доступ к интернет-ресурсам для мгновенного получения наглядного подкрепления материала предметной области (ноутбук, мобильный телефон, планшет); звуковые средства воспроизведения информации, учебники с электронными приложениями. Также в библиотеке необходимо создать свободный доступ к электронным и печатным образовательным ресурсам по всем предметам учебного плана, дополнительный фонд справочной, детской, научно-популярной литературы, которая может быть полезна при реализации адаптированной образовательной программы.
К дополнительным (приводим выборочно) финансовым условиям отнесем пункты, связанные с требованиями к организации образовательного пространства: оплату услуг инженера по обслуживанию специальных технических средств, медицинского персонала; при необходимости в штат вводятся тьютор, ассистент-сурдопереводчик (в случае если по выбору родителей глухой ребенок обучается в обычном клас-
се, не имея при этом равных стартовых возможностей со слышащими ровесниками, т.е. его уровень психофизического развития не приближен к норме). Финансовые условия предполагают также оборудование залов для проведения лечебной (адаптивной) физкультуры, кабинеты де-фектолога, психолога, музыкально-ритмических занятий, трудовых мастерских.
Реализация коррекционно-развивающей области образовательной программы потребует создания следующих условий.
В части правового обеспечения:
-договоры с родителями на оказание образовательных услуг по предмету коррекционной работы;
- при необходимости, если в образовательной организации нет возможности проводить коррекционную работу, организуется сетевое взаимодействие на основе договора с внешними организациями (сурдоцентром, ЦПМПСС, реабилитационными центрами после кохлеарной имплантации, другими 00, где есть специалист-дефектолог и оборудованный сурдопедагогический кабинет).
В части программных и методических условий:
- дидактические и методические материалы, аналогичные используемым в специальных образовательных учреждениях для обучающихся с нарушенным слухом, которые обеспечивают развитие слухового восприятия и обучение произношению;
- для кохлеарно имплантированных обучающихся - логопедические дидактические материалы, комплект методических материалов И.В. Королевой «Учусь слушать и говорить»;
- набор аудиодисков, аудиокниги, тематические видеоматериалы;
- комплект «Методика оценки слухоречево-го развития детей с нарушенным слухом».
В части кадровых условий: педагоги, реализующие программу коррекционной работы (де-фектолог, специальный психолог, тьютор, логопед), должны иметь высшее профессиональное педагогическое образование и квалификацию не ниже степени бакалавра по специаль-
ности / профилю «Сурдопедагогика», «Образование лиц с нарушением слуха» или профессиональную переподготовку в области сурдопедагогики на базе высшего педагогического образования. Также обязательны курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования детей с нарушенным слухом установленного образца.
Сурдопедагог ведет слухоречевые карты, карту индивидуальных достижений ученика, представляет их экспертной группе - школьной ПМПк. Обязательно прохождение сурдопедагогами курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области технологий и методик коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом.
Кнеобходимымматериально-техническим условиям отнесем: оборудованный кабинет сурдопедагога (звукоизолированный, не менее 15 кв. м); доступ к интернет-ресурсам для мгновенного получения наглядного подкрепления материала изучаемой области.
Также: парциальные программы, компьютерные обучающие программы; технические средства диагностики и исследования слуха (тональный и речевой аудиометры); сурдолого-педический тренажер «Дельфа 142»; компьютер с доступом к интернет-ресурсам для работы на образовательных сайтах с обучающими программами, с аудиопрограммами, аудиозаписями, аудио- и видеодисками и т.д.
Для реализации плана внеурочной деятельности, одной из основных целей которой является установление социальных связей со сверстниками и расширение границ социальных контактов, потребуется знакомство с ним законных представителей ребенка, согласование с ними на основе договора содержания данных мероприятий. Договор с местными органами министерства социальной политики также поможет в реализации данного направления.
В образовательной организации (школе) необходимо разработать и получить рецензии на программы дополнительного образования, содержание которых направлено на обеспечение взаимодействия глухого обучающегося со слы-
шащим окружением, коммуникацию с ними, сотрудничество, управление собственной деятельностью, самооценку, соблюдение социокультурных требований.
В пункте кадровые условия отметим, что в общеобразовательной школе, где обучаются по варианту 1.1 школьники с нарушением слуха, должен быть сотрудник, ответственный за инклюзивные практики, прошедший профессиональную переподготовку в области инклюзивного образования. Также необходимы будут: доступ к интернет-ресурсам, бегущая строка на этажах, световая индикация начала и окончания урока / мероприятия в классах и помещениях общего пользования.
Реализация программы духовно-нравственного развития возможна с согласия законных представителей обучающегося с учетом пожеланий семьи и их права на свободу вероисповедания, гарантированного Конституцией РФ. Стенды на стенах образовательной организации должны быть представлены наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, общения, коммуникации со сверстниками и взрослыми и т.д. Разработанные в 00 (образовательной организации) программы духовно-нравственного развития должны быть направлены на удовлетворение особых потребностей глухих обучающихся и развитие у них жизненной компетенции. Кадровые условия предполагают наличие службы поддержки информационно-коммуникационных технологий; обязательно прохождение педагогами, ответственными за реализацию программы духовно-нравственного развития, курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области коррек-ционной педагогики (сурдопедагогики), инклюзивного образования детей с нарушенным слухом установленного образца.
Также необходимы доступ к интернет-ресурсам для мгновенного получения наглядного подкрепления излагаемого материала осваиваемой области, кабинет психолога для индивидуальных занятий с глухими учениками и групповых занятий совместно со слышащими обучающимися.
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
Реализация программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, как и программы духовно-нравственного развития, обеспечивается теми же условиями в ча- 2. сти финансирования, кадрового, материально-технического, программно-методического и правового обеспечения.
Стенды на стенах 00 должны содержать наглядный материал о правилах поведения, правилах безопасности, понимании экологически 3. благоприятной обстановки, возможной возникшей внезапно опасной обстановке в экологии и т.д. Разработанные в 00 программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни направлены на удовлетворение особых потребностей и развитие жизненной компетен- 4. ции глухих (также слабослышащих и поздно-оглохших) обучающихся. Обязательно прохождение педагогами, ответственными за реализацию программы, курсов повышения квалификации не менее 72 часов каждые 5 лет в области коррекционной педагогики (сурдопедагогики), инклюзивного образования детей с нарушен- 5. ным слухом установленного образца.
Таким образом, реализация комплекса вышеуказанных организационно-педагогических условий будет способствовать, на наш взгляд, 6. успешному переходу общеобразовательных учреждений на новый федеральный государственный образовательный стандарт для лиц с ограниченными возможностями здоровья - 7. ограниченными возможностями по слуху.
Библиографический список
1. Беляева О.Л. К вопросу об инклюзивном и
интегрированном образовании младших
школьников с нарушенным слухом // Вестник К ГПУ им. В. П. Астафьева. 2014. № 3 (29). С. 124-126.
Приказ № 1598 МИНОБРНАУКИ России от 19 декабря 2014 года: Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Проект примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования глухих обучающихся. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/ (официальный сайт Российского государственного педагогического университета им. Герцена). Проект примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся. URL: http:// fgos-ovz.herzen.spb.ru/ (официальный сайт Российского государственного педагогического университета им. Герцена). Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях: методические рекомендации. М.: МГППУ, 2012. 56 с. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
Уфимцева Л.П., Беляева О.Л. Особенности становления интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2 (24). С. 126-130.