Научная статья на тему 'Проектирование содержания учебных предметов коррекционно- развивающей области адаптированной основной общеобразовательной программы глухих детей в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья'

Проектирование содержания учебных предметов коррекционно- развивающей области адаптированной основной общеобразовательной программы глухих детей в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1011
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛУХИЕ ДЕТИ / DEAF CHILDREN / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRIMARY EDUCATION / АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ADAPTED PRIMARY EDUCATION PROGRAM / РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА / DEVELOPING OF ORAL SPEECH HEARING / СЛУХОЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ / ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЮ / TEACHING OF ORAL SPEECH AND REPRODUCTION / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / DIFFERENTIATED APPROACH / HEARING-VIEW PERCEPTION OF ORAL SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яхнина Елена Захаровна

В статье рассматривается содержание обязательных предметов коррекционно-развивающей области, направленных на развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи у глухих детей, в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи», «Развитие слухового восприятия и техника речи», «Музыкально-ритмические занятия». Раскрыт дифференцированный подход к проектированию программ по развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи и ее произносительной стороны у разных категорий глухих детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яхнина Елена Захаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing the content of school subjects of correctional-evolving area of adapted primary education program for deaf children in accordance with the Federal State Educational Standards for students with special educational needs

The article reviews the content of obligatory subjects of correctional-evolving area in education directed at developing the hearing perception and reproduction of oral speech of deaf children in accordance with Federal State Educational Standards of primary education of children with special educational needs, such as: Developing of speech hearing and speech pronunciation, Developing of hearing perception and oral speech training, Music-rhythmic lessons. Differentiated approach to the designing of programs on developing of oral speech hearing, hearing-view perception of oral speech and its pronunciation with different categories of deaf children is reviewed in the article.

Текст научной работы на тему «Проектирование содержания учебных предметов коррекционно- развивающей области адаптированной основной общеобразовательной программы глухих детей в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

1УДК 37-056.263 (075.8) ББК 74.3Я73

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Е. З. Яхнина

В статье рассматривается содержание обязательных предметов коррекционно-развивающей области, направленных на развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи у глухих детей, в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи», «Развитие слухового восприятия и техника речи», «Музыкально-ритмические занятия». Раскрыт дифференцированный подход к проектированию программ по развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи и ее произносительной стороны у разных категорий глухих детей.

Ключевые слова: глухие дети, Федеральный государственный образовательный стандарт, начальное общее образование, адаптированная основная общеобразовательная программа, развитие речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, обучение произношению, дифференцированный подход.

DEVELOPING THE CONTENT OF SCHOOL SUBJECTS OF CORRECTIONAL-EVOLVING AREA OF ADAPTED PRIMARY EDUCATION PROGRAM FOR DEAF CHILDREN IN ACCORDANCE WITH THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS FOR STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

E. Z. Yakhnina

The article reviews the content of obligatory subjects of correctional-evolving area in education directed at developing the hearing perception and reproduction of oral speech of deaf children in accordance with Federal State Educational Standards of primary education of children with special educational needs, such as: Developing of speech hearing and speech pronunciation, Developing of hearing perception and oral speech training, Music-rhythmic lessons. Differentiated approach to the designing of programs on developing of oral speech hearing, hearing-view perception of oral speech and its pronunciation with different categories of deaf children is reviewed in the article.

Keywords: deaf children, Federal State Educational Standards, primary education, adapted primary education program, developing of oral speech hearing, hearing-view perception of oral speech, teaching of oral speech and reproduction, differentiated approach.

Важнейшее значение для дальнейшего развития системы образования глухих детей имеет утверждение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от

19 декабря 2014 г. № 1598). ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ. Стандарт

учитывает возрастные, типологические и индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ, их особые образовательные потребности [1].

Качественное образование детей с ОВЗ обеспечивается в условиях коррекционно-развива-ющей направленности всего образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей обучающихся; наряду с этим в учебном плане выделена обязательная коррекцион-но-развивающая область, реализующаяся в процессе внеурочной деятельности через содержание специальных (коррекционных) учебных предметов, на которые отводится не менее 5 ч в неделю. В ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ указаны обязательные учебные предметы коррекционно-развивающей области для каждой категории обучающихся; ее содержание может быть дополнено организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей каждого обучающегося на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.

Известно, что одним из важных и сложных направлений образовательно-коррекционной работы с глухими детьми является обучение устной речи, овладение которой способствует их более полноценному развитию, качественному образованию, достижению планируемого уровня личностных, метапредметных и предметных компетенций, реализации социокультурных потребностей, социальной адаптации и интеграции в обществе (В. И. Бельтюков, К. А. Волкова, С. А. Зыков, Т. С. Зыкова, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард, Л. П. Носкова, Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина, Н. Д. Шматко, Е. З. Яхнина и др.).

Проектирование в примерной АООП НОО1 глухих обучающихся содержания коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие слухового восприятия речи и неречевых звучаний, включая музыку, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны базировалось на основных положениях научно обоснованной и проверенной в многолетней практике отечественной системы образования данной категории детей, современных технологиях их обучения восприятию и воспроизведению устной речи, достижениях смежных наук2. При этом учитывались общие и особые образовательные потребности разных категорий глухих детей: обучающихся, достигших к моменту посту-

1 АООП НОО - адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования.

2 Автор статьи входила в группу разработчиков ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной АООП НОО глухих обучающихся.

пления в школу уровня развития, в том числе и речевого, близкого возрастной норме, и имеющих положительный опыт общения со слышащими сверстниками; глухих обучающихся, которые к моменту поступления в школу не достигли уровня развития, в том числе и речевого, близкого возрастной норме и не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению начального основного образования в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности; глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью; глухих обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) - умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы и быть различной степени тяжести, осложненной текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами.

Отметим, что в последние десятилетия в категории лиц с тяжелыми нарушениями слуха выделена группа детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации, их число неуклонно растет на современном этапе. Выбор оптимальных условий получения образования детьми с кохлеарными имплантами на начало школьного обучения, а также образовательной программы, в том числе проектирование программы кор-рекционно-развивающей работы, зависит от их актуального социально-психологического статуса, уровня общего и речевого развития, индивидуальных особенностей; в дальнейшем условия образования и образовательная программа могут изменяться с учетом достигнутого детьми уровня общего и слухоречевого развития, овладения ими личностными, метапредметными и предметными компетенциями (Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Н. Н. Малофеев, Э. В. Миронова, И. В. Королева, А. И. Сатаева, Н. Д. Шматко и др.).

Разработка содержания, организации и технологий развития слухового восприятия речи и неречевых звучаний, слухозрительного восприятия устной речи и ее произносительной стороны у глухих детей, достигших к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого),

близкого возрастной норме, и имеющих положительный опыт общения со слышащими сверстниками, осуществляется на основе примерной АООП НОО глухих обучающихся (вариант 1.1). Учитывается, что в процессе образования глухих детей обязательно реализуется Программа коррекционной работы, направленная прежде всего на обеспечение наиболее полноценного слухоречевого развития, преодоление коммуникативных барьеров и поддержку в освоении АООП НОО. Это способствует получению глухими обучающимися образования, полностью соответствующего по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию слышащих сверстников при нахождении в их среде и в те же сроки (1-4-й классы).

На начало школьного обучения глухие дети, получающиеся образование на основе АООП НОО (вариант 1.1), как правило, достаточно свободно воспринимают обращенную к ним устную речь, их собственная речь понятна для окружающих. Тем не менее они нуждаются в специальной систематической работе по развитию речевого слуха, слу-хозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, которая осуществляется с учетом фактического уровня слухоречевого развития каждого обучающегося, его индивидуальных особенностей и потребностей в устной коммуникации с учителями и сверстниками на уроках, с достаточно широким кругом речевых партнеров во внеурочное время. Считаем целесообразным проведение специальной работы по развитию у глухих обучающихся восприятия социально значимых неречевых звуков окружающего мира (городских и бытовых шумов, голосов птиц и животных, природных шумов и др.). В содержание кор-рекционно-развивающей работы желательно также включить специальную работу по развитию восприятия музыки при использовании сурдопедагогических технологий, учитывающих возможности и особенности слухового восприятия глухих детей [2]. Это будет содействовать музыкально-эстетическому воспитанию обучающихся, их более полноценному развитию, способствовать участию в уроках музыки совместно со слышащими сверстниками при использовании учителем соответствующих педагогических технологий.

В системе обучения глухих детей, которые к моменту поступления в школу не достигли уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, и не имеют дополнительных

ограничений здоровья, препятствующих получению начального общего образования в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, специальной (коррек-ционной) работе по развитию нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи также придается важное значение.

Отметим, что эти дети получают образование на основе АООП НОО глухих обучающихся (вариант 1.2), которое по конечным достижениям сопоставимо с образованием слышащих сверстников. При этом сроки образования пролонгированы: пять лет (1-5-й классы) - для детей, получивших дошкольное образование, учитывающее их особые образовательные потребности; шесть лет (1 дополнительный, 1-5-й классы) - для детей, не получивших такого образования. Планируемые результаты АООП НОО глухих обучающихся (вариант 1.2) могут быть достигнуты при обеспечении коррекционно-развиваю-щей направленности всего образовательного процесса, в том числе организации специально педагогически созданной слухоречевой среды (при постоянном пользовании детьми звукоуси-ливаюшей аппаратурой разных типов), особом структурировании содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию словесной речи, формированию жизненной компетенции, а также при применении как общих, так и специальных методов и приемов обучения, специальных учебников и др.

В системе образовательной-коррекционной работы на основе АООП НОО (вариант 1.2) целенаправленное развитие у обучающихся восприятия устной речи (слухозрительно и на слух) и ее произносительной стороны осуществляется на всех уроках и во внеурочной время. В коррекци-онно-развивающую область включен единый блок предметов, связанных с развитием слухового восприятия и произносительной стороны речи: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» (индивидуальные занятия), «Музыкально-ритмические занятия» (фронтальные занятия), «Развитие слухового восприятия и техника речи» (фронтальные занятия). В соответствии с учебным планом, рекомендуемым в примерной АООП НОО (вариант 1.2), время, отводимое на данные виды обязательных учебных предметов коррекционно-развивающей области, распределяется следующим образом: на ин-

дивидуальные занятия «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» отводится по 3 ч в неделю на каждого обучающегося на всех годах обучения; «Музыкально-ритмические занятия» проводятся с момента поступления глухих обучающихся в образовательную организацию до 4-го класса включительно (до 3-го класса по 3 ч в неделю, в 3-4-м классах - по 2 ч в неделю); фронтальные занятия «Развитие слухового восприятия и техника речи» проводятся по 2 ч в неделю до 2-го класса включительно3).

При разработке содержания индивидуальных занятий «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» учитывается их направленность на формирование у глухих обучающихся речевого слуха, создание на его базе качественно новой слухозрительной основы восприятия устной речи, а также развитие достаточно внятной, членораздельной речи, приближающейся по звучанию к устной речи слышащих и нормально говорящих людей, развитие у обучающихся самоконтроля произносительной стороны речи. Дети овладевают использованием в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации (соответствующее выражение лица, поза, пластика), что существенно облегчает понимание их речи собеседниками. На занятиях обеспечивается активизация навыков устной коммуникации детей, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях (с учетом речевого развития) при наиболее полной реализации произносительных возможностей. Важное значение придается развитию у глухих детей мотивов к овладению восприятием и воспроизведением устной речи, стремления к активной устной коммуникации в различных видах учебной и внешкольной деятельности при целенаправленном расширении общения со слышащими детьми и взрослыми.

Система развития восприятия устной речи у глухих детей предполагает поэтапное формирование речевого слуха (при постоянном использовании звукоусиливающей аппаратуры). В начальных классах реализуются два периода развития речевого слуха - первоначальный и основной (Е. П. Кузьмичева). В первоначальный период формируется база для развития речевого слуха у тех глухих обучающихся, слуховое восприятие

которых в силу разных причин на начало школьного обучения оказалось практически неразвитым. Дети учатся дифференцированно воспринимать речевые сигналы, выделяя в них прежде всего длительность и интенсивность. Они различают и опознают на слух (при использовании звукоусиливающей аппаратуры) сначала резко акустически отличающиеся слова, затем короткие фразы, слова и словосочетания. В этот период постепенному расширению речевого материала, доступного глухим обучающимся при устной коммуникации в учебной и внеурочной деятельности, способствует специальная работа по развитию слухозрительного восприятия фраз разговорного характера, слов и словосочетаний, знакомых детям и необходимых им в общении, а также микродиалогов и коротких монологических высказываний, состоящих из этого речевого материала и представляющих типичные для обучающихся коммуникативные ситуации.

В основной период глухие школьники с помощью звукоусиливающей аппаратуры учатся различать, опознавать и распознавать на слух речевой материал при расширении его лексического состава, усложнении грамматических и синтаксических конструкций. Основным способом восприятия речевого материала является слуховой. Важное значение придается обучению распознаванию на слух нового, незнакомого по звучанию речевого материала; эти условия восприятия, собственно, и могут быть введены в работу по развитию речевого слуха только в основной период, когда у глухого ребенка уже накоплен определенный слуховой словарь, сформированы умения его различения и опознавания на слух. В содержание занятий включается также обучение детей восприятию на слух текстов диалогического и монологического характера, объем которых постепенно увеличивается к 4-5-му классу до 50-60 слов (с учетом слухоре-чевого развития обучающихся) [3; 4].

При разработке содержания работы по развитию восприятия устной речи учитывается, что при поступлении глухих обучающихся в 1-й (дополнительный) класс, в большинстве случаев, реализуется содержание первоначального периода обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Отметим, что в коррекционно-развивающую область АООП НОО (вариант 1.2) включены также обязательные фронтальные занятия «Социально-бытовая ориентировка».

Дети, поступившие в 1-й класс, представляют неоднородный контингент по уровню развития слухового восприятия - от неумения или существенного затруднения в различении на слух (с помощью звукоусиливающей аппаратуры) даже резко противопоставленных по звучанию слов и значительного затруднения в слухо-зрительном восприятии простых фраз разговорного характера до восприятия на слух (с помощью стационарной звукоусиливающей аппаратуры или индивидуальных слуховых аппаратов) не только знакомых по звучанию слов и фраз, но и незнакомых (точно или приближенно при правильном повторении слогоритмической структуры и отдельных звукокомплексов), достаточно свободного слухозрительного восприятия знакомых фраз разговорного характера.

Проектирование содержания работы по развитию восприятия устной речи обучающихся, поступивших в 1-й класс, осуществляется на основе индивидуально-дифференцированного подхода при использовании разноуровневых программ, базирующихся на содержании первоначального или основного периодов развития речевого слуха в зависимости от фактического уровня слухо-речевого развития каждого ребенка по результатам комплексного обследования нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи при его поступлении в школу. Разноуровневые программы отличаются требованиями к слуховому словарю (его объему, грамматическим и синтаксическим конструкциям речи), к основным речевым единицам, используемым в начале обучения для развития речевого слуха -слова или фразы, к способам первичного восприятия речевого материала обучающимися - слу-хозрительно или сразу на слух, а также к условиям его восприятия - различение, опознавание или распознавание. При этом программы разного уровня объединены темами, совпадающими в одном классе (при включении разного по объему и сложности речевого материала); в большинстве случаев темы повторяются на каждом году обучения при увеличении объема материала, его расширении и усложнении: «В классе», «Я и моя семья», «Завтракаем, обедаем, ужинаем», «Здоровье», «Каникулы», «Времена года», «Мои друзья», « Школьная жизнь», «Спорт», «В гостях», «Речевой этикет» (знакомство, приветствия, прощание и др.)., «Тематическая и терминологическая лексика

общеобразовательных дисциплин». Использование в разноуровневых программах единых тем способствуют тому, что при достижении обучающимся планируемых результатов, что оценивается в процессе специального обследования, он может перейти на программу следующего, более сложного, уровня. Проведение такого обследования может не совпадать с традиционными сроками мониторинга развития речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи (как правило, в конце каждого полугодия) и проводится сразу при достижении каждым обучающимся планируемых результатов обучения. Учитывается, что невыполнение учеником требований программы, по которой велось обучение в течение учебного года, является основанием для специального обсуждения на школьном психолого-педагогическом консилиуме с целью выявления причин и выработки рекомендаций, обеспечивающих слу-хоречевое развитие каждого обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей [3].

Содержание обучения произношению учащихся начальных классов также разрабатывается на основе индивидуально-дифференцированного подхода с учетом фактического состояния произносительной стороны речи каждого ребенка (по результатам проверок, входящих в комплексное обследование нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи детей при поступлении в школу и в дальнейшем - мониторинга овладения произношением обучающимся, который, как правило, проводится в начале каждого учебного года и в конце каждого полугодия) [3]. Содержание обучения произношению представляет последовательно усложняющиеся планируемые результаты по развитию речевого дыхания, голоса, включая его естественные модуляции по силе и высоте, воспроизведению звукового состава речи (с использование регламентированных замен, разработанных Ф. Ф. Рау и Н. Ф. Слезиной, и дополнительных замен для детей с невнятной речью, предложенных Н. Ф. Слези-ной), элементов ритмико-интонационной структуры; с первого года обучения дети целенаправленно и систематически побуждаются произносить слова в нормальном темпе (в начале обучения -в темпе, приближающемся к нормальному), слитно, выделяя словесное ударение, соблюдая орфоэпические правила; требования к воспроизведению звукового состава слов - точно или прибли-

женно (с регламентированными и допустимыми заменами), зависят от года обучения и особенностей овладения звукопроизношением; также с первого года обучения обучающиеся побуждаются произносить фразы в нормальном темпе (в начале обучения - в темпе, близком к нормальному), слитно (на одном выдохе) или, разделяя паузами на синтагмы, выделять логическое и синтагматическое ударения, по возможности, воспроизводить мелодический контур фраз. Для всех детей, независимо от уровня их слухоречевого развития, с 1-го класса предусматриваются единые требования и к передаче эмоциональной окрашенности высказываний (радость, огорчение, удивление, растерянность, испуг и др.) за счет выразительности речи и активного использования естественных невербальных средств коммуникации. Выполнение этих требований облегчает понимание речи глухих детей слышащими людьми, обеспечивая более полноценную устную коммуникацию. Важное значение придается автоматизации произносительных навыков при использовании речевого материала (в том числе, фраз, слов, словосочетаний, специально разработанных текстов диалогического и монологического характера), знакомого детям, необходимого в общении и специально насыщенного закрепляемыми в речи ребенка в данный период обучения элементами звуковой и рит-мико-интонационной структуры речи, что способствует достижению достаточно внятного, естественного и выразительного его воспроизведения. В самостоятельной речи дети систематически побуждаются реализовывать сформированные произносительные навыки сначала под контролем учителя, а затем с опорой на самоконтроль.

В процессе обучения произношению реализуется аналитико-синтетический, концентрический, полисенсорный метод (Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина), широко используется фонетическая ритмика - методический прием, разработанный в поликлинике БиУАС (Хорватия).

Подчеркнем, что работа по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с широким использованием текстов диалогического и монологического характера, разработанных с учетом принципов коммуникативно-деятельностного и личностно-ориентированного обучения, представляющих типичные ситуации общения глухих детей в учебной и социально-бытовой деятельности при использовании знакомого речевого

материала, способствует активизации их устной коммуникации сначала с близким кругом речевых партеров (учителя, воспитатели, обслуживающий персонал, родители, родственники, соседи, врачи и др.) в школе и вне школы, а затем, при расширении социальных связей, с более широким кругом слышащих людей.

Проектирование содержания учебного предмета коррекционно-развивающей области «Музыкально-ритмические занятия» (фронтальные занятия) направлено на эстетическое воспитание глухих обучающихся, развитие их эмоционально-волевой и познавательной сфер, творческих возможностей, обогащение общего и речевого развития, расширение кругозора, а также содействие решению важных и сложных задач коррекции и развития двигательной сферы, формирования слухового восприятия музыки и речи, закрепления произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики и музыки) [2].

Важное значение придается развитию восприятия музыки (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) в исполнении учителя и в аудиозаписи: ее характера (веселый, грустный, торжественный, спокойный и др.) и доступных средств музыкальной выразительности. Глухие дети проходят путь от обучения различению и опознаванию на слух резко отличающихся средств музыкальной выразительности (громкая, тихая, негромкая музыка; быстрый, медленный умеренный темп) к восприятию на слух элементарных метрических, ритмических, звуковысотных и тембровых отношений в музыке, от различения и опознавания на слух фрагментов марша, танца и песни как основных и самых доступных музыкальных жанров к знакомству с произведениями композиторов-классиков (например, пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского, симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк» и др.), учатся не только различать и узнавать на слух знакомые пьесы (фрагменты из них), но и определять характер и доступные средства музыкальной выразительности впервые услышанной музыки. На занятиях проводится целенаправленная работа по развитию у детей правильных, координированных, выразительных и ритмичных движений под музыку (основных, элементарных гимнастических и танцевальных), умений выполнять построения и перестроения, исполнять под музыку несложные композиции народных, бальных и современных

танцев, импровизировать движения под музыку. Дети также учатся декламировать под музыку песни в ансамбле, которые поют их слышащие сверстники. Обучение мелодекламации при разучивании и исполнении песен под аккомпанемент и управление учителя направлено на точное воспроизведение детьми в эмоциональной и достаточно внятной речи (при реализации каждым обучающимся произносительных возможностей) темпоритмической организации мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков. Одним из основных видов музыкально-исполнительской деятельности глухих детей на музыкально-ритмических занятиях является игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. На занятиях ведется работа по закреплению произносительных умений при использовании фонетической ритмики и музыки. Важное значение придается развитию у детей мотивации к применению приобретенного опыта в музыкально-ритмической деятельности во внеурочное время, в том числе при создании и реализации совместных проектов со слышащими детьми [2].

Коррекционный предмет «Развитие слухового восприятия и техника речи» (фронтальные занятия) включает три направления работы, связанные с развитием слухового восприятия речи и неречевых звучаний, развитием произносительной стороны речи обучающихся. Первое направление - развитие базовых возможностей слухового восприятия с использованием звучаний элементарных музыкальных инструментов (игрушек) - барабана, дудки, гармошки, свистка и др., включает определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания, характера звуковедения, темпа, громкости, ритмов, высоты звуков. Содержанием второго направления работы является развитие у детей слухозрительного и слухового восприятия устной речи, достаточно внятного и естественного воспроизведения речевого материала (при реализации каждым обучающимся произносительных возможностей). В процессе работы над произношением широко используется фонетическая ритмика, в процессе развития ритмико-интонационной структуры речи привлекаются доступные детям звучания музыкальных инструментов / игрушек. Третье направление работы связано с развитием слухового восприятия неречевых звуков окружающего мира (социально значимых бытовых и городских

шумов, голосов животных и птиц, шумов связанных с явлениями природы, а также с проявлениями физиологического и эмоционального состояния человека), обучением различению и опознаванию разговора и пения, мужского и женского голоса, что имеет важное значение для более полноценной социальной адаптации глухих детей. Данные направления коррекционно-разви-вающей работы тесно связаны, так как базируются на развитии у детей единых механизмов анализа и синтеза поступающей сенсорной информации, вероятностного ее прогнозирования; кроме того, сформированные у детей умения воспринимать на слух темп и динамику звучаний, характер звуковедения, ритмы и высоту звуков элементарных музыкальных инструментов (игрушек) используются в работе над просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, словесным и фразовым ударениями, мелодикой речи). Приобретенный опыт в восприятии неречевых звуков окружающего мира и в устной коммуникации обучающиеся используют в учебной и внеурочной деятельности, в том числе, совместной со слышащими детьми и взрослыми [3].

Глухие обучающиеся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) получают образование на основе АООП НОО (вариант 1.3) в пролонгированные сроки (1-6-й классы), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями глухих сверстников, не имеющих дополнительных первичных нарушений развития, препятствующих освоению начального общего образования. Особое внимание уделяется формированию жизненной компетенции обучающихся на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов (в доступных для них пределах), в том числе со слышащими детьми и взрослыми, поэтапному формированию разных видов речевой деятельности. Важное значение придается развитию у слухового восприятия и произносительной стороны речи с учетом особенностей, возможностей и особых образовательных потребностей данной категории глухих детей.

Известно, что наличие двух первичных нарушений развития, существующих одновременно, обуславливают сложные вторичные специфиче-

ские особенности развития ребенка, не равнозначные их простому сложению, вызванному каждым нарушением, существующим изолированно (Т. А. Басилова, Г. П. Бертынь, Л. А. Головчиц, Т. К. Гущина, М. В. Жигорева, Т. В. Розанова, Е. Г. Речицкая, И. Л. Соловьева и др.). Особенности развития детей с легкой умственной отсталостью учитываются при разработке содержания и технологий специальной (коррекционной) работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи, которая, как и при реализации АООП НОО (вариант 1.2), предусмотрена в ходе всего образовательно-кор-рекционного процесса: на уроках, занятиях, во внеурочное время, а также при проведении единого блока предметов коррекционно-развиваю-щей области - «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» (индивидуальные занятия), фронтальные занятия - «Музыкально-ритмические занятия», «Развитие слухового восприятия и техника речи». В соответствии с учебным планом, представленным в примерной АООП НОО (вариант 1.3) на предмет «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» (индивидуальные занятия) на всех годах обучения в начальных классах отводится по 3 ч в неделю на одного обучающегося; «Музыкально-ритмические занятия» (фронтальные занятия) проводятся до 4-го класса включительно: по 3 ч в неделю до 3-го класса включительно, 2 ч в неделю - в 4-м классе; «Развитие слухового восприятия и техника речи» (фронтальные занятия) проводятся по 2 ч в неделю до 3-го класса включительно4.

Индивидуальные занятия «Развитие речевого слуха и произносительной стороны речи» направлены на формирование речевого слуха, создание на базе развивающегося речевого слуха качественно новой слухозрительной основы восприятия устной речи, а также формирование достаточно внятной речи, по возможности, членораздельной, приближающейся по звучанию к естественной речи слышащих и нормально говорящих людей. Обучающиеся овладевают элементарными навыками самоконтроля произношения, учатся использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации. На индивидуальных занятиях проводится также целенаправленная работа по активизации элементарных навыков устной коммуникации, сформированных

в ходе всего образовательно-коррекционного процесса, включая умения слухозрительно воспринимать высказывания речевого партнера (простые по форме, включающие знакомые слова), отвечать на вопросы, выполнять задания и давать речевой ответ, сообщать о затруднении в восприятии речи, воспроизводить отработанный речевой материал достаточно внятно, то есть понятно для окружающих, реализуя произносительные возможности. Дети систематически побуждаются к реализации приобретенных умений в восприятии и воспроизведении устной речи в процессе учебной и внеурочной деятельности.

Коррекционный курс «Музыкально-ритмические занятия» (фронтальные занятия) направлен на эстетическое воспитание данной категории обучающихся, расширение их кругозора, коррекцию и развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы, развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи. Важное значение придается развитию восприятия музыки (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) в исполнении учителя и в аудиозаписи: различению и опознаванию элементарных музыкальных структур (динамических, темповых, ритмических, звуко-высотных и тембровых отношений), характера музыки (веселый-грустный и др.), музыкальных жанров (марш-танец-песня), простых по форме музыкальных пьес. У детей формируются умения начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки, выполнять под музыку отдельные несложные движения (основные, элементарные гимнастические и танцевальные) правильно, выразительно и по возможности ритмично, исполнять простые композиции. Обучающиеся овладевают элементарными построениями и перестроениями. У них развиваются умения достаточно эмоционально декламировать под музыку в ансамбле несложные детские песни (доступные их пониманию, с простым ритмическим рисунком, в умеренном темпе), опираясь на исполнение песни и дирижирование учителя, воспроизводить текст песни достаточно внятно, реализуя произносительные возможности, соблюдая ритмическую структуру мелодии. У детей формируются также умения эмоционально и выразительно исполнять на музыкальных инструментах в ансамбле элементарный ритмический аккомпанемент к музыкаль-

4 Отметим, что в коррекционно-развивающую область АООП НОО (вариант 1.3) включены также обязательные индивидуальные занятия «Развитие познавательной сферы» и фронтальные занятия «Социально-бытовая ориентировка».

ной пьесе, исполняемой учителем на фортепьяно. На занятиях ведется работа по закреплению произносительных умений при широком использовании фонетической ритмики и музыки. У обучающихся целенаправленно развивается стремление участвовать в музыкально-исполнительской деятельности, в том числе совместно со слышащими детьми в процессе внеурочной деятельности.

Коррекционный курс «Развитие слухового восприятия и техника речи» (фронтальные занятия) направлен прежде всего на развитие базовых способностей слухового восприятия при прослушивании звучаний элементарных музыкальных инструментов / игрушек (барабана, дудки, гармошки, свистка и других): формирование условной двигательной реакции на доступные звучания, выявление расстояния, на котором отмечается стойкая условная двигательная реакция на доступные звучания; различение и опознавание на слух звучаний музыкальных инструментов (игрушек); определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания (кратко, долго), характера звуковедения (слитно или неслитно), темпа (нормальный быстрый, медленный), громкости (нормально, громко, тихо), элементарных ритмов, высоты звучания. Возможности слухового восприятия звучаний музыкальных инструментов (игрушек) используются в работе над просодическими компонентами речи обучающихся (ее темпом, ритмом, паузацией, словесным и фразовым ударениями, мелодикой речи). На данных занятиях у детей закрепляются сформированные на индивидуальных занятиях умения слухозритель-ного и слухового восприятия устной речи, воспроизведения ее звуковой и ритмико-интонаци-онной структуры речи. Важное значение придается развитию слухового восприятия неречевых звучаний окружающего мира: социально значимых бытовых и городских шумов, голосов некоторых животных и птиц, шумов связанных с явлениями природы. Дети различают и опознают на слух речь и пение, мужской и женский голос.

Глухие обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) - с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата,

расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы и быть различной степени тяжести, осложненной текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами, нуждаются в создании максимально развернутой системы специальных условий их обучения и воспитания. В пролонгированные сроки эти дети получают образование, соответствующее их возможностям и особым образовательным потребностям, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями глухих сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья для освоения начального общего образования. При разработке специальной индивидуальной образовательной программы для каждого обучающегося данной категории учитывается необходимость планомерного введения в более сложную социальную среду, дозированного расширения повседневного жизненного опыта и социальных контактов детей в доступных для него пределах, в том числе, организация регулярных контактов детей с глухими и нормально слышащими детьми, а также взрослыми. Обязательным является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других), проведение специальных (коррекционных) фронтальных и индивидуальных занятий, в том числе связанных с развитием слухового восприятия и обучением произношению «Развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи», «Музыкально-ритмические занятия». В соответствии с примерным учебным планом индивидуальные занятия «Развитие слухового восприятия и обучение произношению» проводятся на всех года обучения по 3 ч в неделю с каждым обучающимся; «Музыкально-ритмические занятия» проводятся до 3-го класса включительно по 2 ч в неделю (с учетом индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей каждого обучающегося)5.

Содержание специального (коррекционного) предмета «Развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи» (индивидуальные

Отметим, что в коррекционно-развивающую область АООП НОО (вариант 1.4) включены также обязательные учебные предметы: «Коррекционно-развивающие занятия (познавательное развитие)» (индивидуальные занятия), «Двигательное развитие» (фронтальные занятия).

занятия) разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося и включает следующие направления работы: формирование условной двигательной реакции на неречевые и речевые стимулы разной частоты и интенсивности; развитие слухового восприятия звучаний музыкальных инструментов, игрушек, неречевых звучаний окружающего мира - социально значимых бытовых и городских шумов, звучаний в природе и др.; развитие слухозрительного и слухового восприятия простых фраз, слов и словосочетаний, произносительной стороны речи, побуждение детей к использованию сформированных умений в повседневной коммуникации.

Специальный (коррекционный) предмет «Музыкально-ритмические занятия» направлен на приобщение детей к элементарной деятельности, связанной с музыкой, формирование интереса к музыке, выполнению движений под музыку, декламации простых детских песен под музыку, игре на музыкальных инструментах. В процессе обучения решаются задачи развития слухового восприятия обучающихся, коррекции и развития их двигательной и эмоционально-волевой сфер, психических функций, произносительной стороны речи. У детей формируются умения выполнять задание по подражанию, по инструкции учителя и самостоятельно, действовать вместе с другими детьми, адекватно вести себя в коллективе сверстников.

Таким образом, специальная (коррекцион-ная) работа, связанная с развитием нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи, является обязательным направлением в системе начального общего образования всех категорий глухих обучающихся, осуществляется с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего обра-

зования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утв. приказом Министерства образования и науки РФ 19.12 2014.

2. Яхнина, Е. З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха [Текст]: учеб. пособие для студентов учрежд. высш. проф. образования / Е. З. Яхнина; под ред. Б. П. Пузанова. - М.: ВЛАДОС, 2003.

3. Кузьмичева, Е. П. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи: учеб. пособие для студентов учрежд. высш. проф. образования [Текст] / Е. П. Кузьмичева, Е. З. Яхнина; под ред. Н. М. Назаровой. - М.: Академия, 2011.

4. Кузьмичева, Е. П. Развитие восприятия и воспроизведения устной речи у глухих школьников на индивидуальных занятиях [Текст] / Е. П. Кузьмичева, О. В. Шевцова, Е. З. Яхнина. - Орел: Горизонт, 2013.

REFERENCES

1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart nachalnogo obshchego obrazovaniya obuchayushchikhsya s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorovya. Utv. prikazom Minis-terstva obrazovaniya i nauki RF 19.12 2014.

2. Yakhnina E. Z. Metodika muzykalno-ritmi-cheskikh zanyatiy s detmi, imeyushchimi na-rusheniya slukha: ucheb. posobie dlya studen-tov uchrezhd. vyssh. prof. obrazovaniya. Moscow: VLADOS, 2003.

3. Kuzmicheva E. P., Yakhnina E. Z. Obuchenie glukhikh detey vospriyatiyu i vosproizvedeniyu ustnoy rechi: ucheb. posobie dlya studentov uchrezhd. vyssh. prof. obrazovaniya. Moscow: Akademiya, 2011.

4. Kuzmicheva E. P., Shevtsova O. V., Yakhnina E. Z. Razvitie vospriyatiya i vosproizvedeniya ustnoy rechi u glukhikh shkolnikov na individu-alnykh zanyatiyakh. Orel: Gorizont, 2013.

Яхнина Елена Захаровна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры сурдопедагогики инклюзивного образования Института детства Московского педагогического государственного университета, e-mail: yaez@mail.ru

Yakhnina Elena Z., PhD in Education, Associate Professor, Professor, Surdopedagogy and Inclusive Education Department, Institute of childhood, Moscow State Pedagogical University e-mail: yaez@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.