ностный подход к профессиональной подготовке; современные технологии и методы обучения взрослых; государственно-частное партнерство в реализации программ дополнительного профессионального образования. Используются формы дистанционного обучения: онлайн-кон-сультации, вебинары, деловые игры, практикумы и другие формы учебных занятий. Для учебно-методического обеспечения программ разработаны электронные учебные издания: мультимедийное учебно-методическое пособие для дистанционного обучения: Андрагогические и методические основы обучения взрослых [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Л. Н. Вавилова. — Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2014; Современные методы и приемы обучения взрослых [Электронный ресурс] : метод. рекомендации / авт.-сост. А. В. Копылова. — Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2014.
Сотрудники лаборатории андрагогики планируют разработать и реализовать образователь-
ную программу психолого-андрагогического минимума для педагогических работников образовательных учреждений (организаций) и привлеченных специалистов, осуществляющих профессиональное обучение (переобучение) работников на предприятиях, в учебно-курсовых комбинатах, учебных центрах и др.
1. Стратегия развития системы подготовки квалифицированных рабочих кадров и формирования профессиональных квалификаций на период до 2020 года [Электронный ресурс] : одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5 вн). — Москва, 2013. — Режим доступа: минобрнауки.рф/новости/3732, свободный. — Загл. с экрана.
2. Организация обучения взрослого населения в учреждении профессионального образования [Текст] : в 2 ч. Ч 1. Научные и нормативно-правовые основы организации обучения взрослых / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова, А. В. Фаломкин и др. — Кемерово : Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2010. — С. 61-93.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНИКУМЕ
Н. И. Коровкина, заместитель директора по научно-методической работе ГБОУ СПО «Прокопьевский промышленно-экономический техникум», О. В. Филонова, методист, И. Л. Суховей, заведующий отделом информационных технологий, Т. Я. Степаненко, библиотекарь, Л. А. Мироманова, О. А. Куюмджи, преподаватели
Научно-исследовательская деятельность в образовательном процессе ГБОУ СПО ППЭТ занимает значительное место. Так как в настоящее время актуализируются новые профессиональные функции, связанные с прогнозированием, проектированием и организацией содер-
жательной и процессуальной сторон образования, современная педагогическая деятельность представляет собой сложный комплекс традиционных педагогических функций (обучение, воспитание, развитие) и новой — исследовательской.
От педагога требуется умение проектировать образовательные программы, разрабатывать и использовать инновационные методики и технологии, осуществлять поиск новых средств и приемов обучения, проводить экспериментальную работу, обрабатывать полученные данные, обобщать и распространять свой опыт работы.
Для того чтобы успешно осуществлять данные функции, педагог должен обладать определенным уровнем развития исследовательской компетенции.
В техникуме выработана система формирования педагогической компетентности в целом, в том числе исследовательской: подсистема мотивации преподавателей к развитию педагогической компетентности и подсистема организационных и педагогических мероприятий, направленных на формирование компетентности.
Научно-методическая работа педагогических работников планируется и проводится с учетом целей и задач техникума, задач цикловых методических комиссий и индивидуальных потребностей педагогических работников. Тема научно-методической работы может быть одной из частей общей темы техникума или комиссии. Темы работ освещают актуаль-
100 80 60 40 20 0
Важная роль в руководстве научно-исследовательской и научно-экспериментальной работой обучающихся принадлежит педагогу. Разграничение исследовательской деятельности педагога и обучающегося весьма условно. Исследовательская работа педагога отражается на качестве и количестве исследовательских работ обучающихся.
Для решения основной задачи образования — формирование творческой личности специалиста, способного к самообразованию,
ные проблемы современного образовательного процесса и по преподаваемой дисциплине с выходом на современные проблемы педагогики, психологии, методики.
Процесс научно-исследовательской работы и временные рамки планируются самим педагогическим работником и зависят от темы, его опыта и мастерства. Каждый из педагогов самостоятельно выбирает форму научно-методической работы, тему исследования.
Одна из форм презентации результатов исследовательской деятельности педагогов — мастер-классы, целью которых является создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы. Мастер-классы, как правило, проводятся в рамках конкурсных мероприятий.
Кроме этого, педагогические работники техникума активно участвуют в городских и областных методических объединениях, областных и всероссийских вебинарах, научно-практических конференциях, форумах. Их публикации представлены в сборниках материалов конференций разного уровня, включая международный.
инновационной деятельности, — необходимо перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. А это вряд ли возможно, если использовать только путь передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту.
Научно-исследовательская работа студентов как элемент самостоятельной работы яв-
87
81,5
70
-55-
Т2"
42
I
2008-2009
2009-2010
2010-2011
2011-2012 2012-2013
2013-2014
Рис. Количество педагогических работников — участников научных конференций различного уровня от общего числа педагогических работников (%)
ляется основной формой образовательного процесса. В такой работе проявляется креативность личности, наиболее ярко выступают творческие возможности как преподавателей, так и студентов.
Вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность в техникуме носит системный, поэтапный характер и начинается уже на первых курсах с последовательным усложнением учебных заданий.
Активность и самостоятельность в исследовательской работе обучающиеся могут проявить, если у них сформирована серьезная и устойчивая мотивация. Среди внутренних факторов, способствующих активизации научно-исследовательской работы, можно выделить:
• полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает.
• Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой по той или иной дисциплине.
• Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и органи-зационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения.
• Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т. д.
• Использование мотивирующих факторов контроля знаний, например, накопительных оценок, нестандартных экзаменационных процедур. Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мо-тивационным фактором самосовершенствования обучающегося.
• Поощрение обучающихся за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование).
• Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории,так и вне ее, постоянное их обновление.
• Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе, и в первую очередь исследовательской, является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для обучающегося как профессионал, как творческая личность.
В техникуме руководство исследовательской деятельностью обучающихся осуществляется в соответствии со спецификой научного направления.
В гуманитарных науках, особенно в дисциплинах, которые имеют культурологическое, художественное направление (литература, философия), исследовательская проблема чаще всего имеет отношение к глубинным законам человеческого бытия (нравственности, морали, эстетике) и формам проявления этих законов в нашей жизни, искусстве, культуре в целом.
Можно порекомендовать такие приемы в поиске и постановке исследовательской задачи:
- идти от нравственной, этической проблемы, которая интересует обучающегося, дальше можно анализировать либо используемые автором для решения этой проблемы в своем произведении средства выразительности, либо отношение автора, либо сравнивать позиции разных авторов по данной проблеме и т. д.;
- подметить интересный прием или любимые словечки, выражения автора, а затем определить цель их использования;
- удивиться интересному факту биографии ученого, писателя, философа и искать все формы отражения этого факта в его творческом наследии.
В качестве примера можно привести исследовательские работы, выполненные под руководством преподавателя русского языка и литературы Л. А. Миромановой, успешно представленные обучающимися техникума на научно-практических конференциях: «Символ как средство раскрытия психологизма в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Влияние сквернословия на здоровье человека». Работа, посвященная культуре речи, переросла в социально значимый проект «Говори правильно», получивший грант губернатора области.
Для привлечения обучающихся к исследовательской работе проводятся бинарные уроки, на лекциях часто используется проектный метод.
Преподавателями отмечено, что успешность студенческих исследовательских работ зависит от выбора темы. Обучающийся задает себе вопросы определенной направленности; данные вопросы имеют прямую зависимость от изучаемых им дисциплин и его личной заинтересованности.
Тема должна соответствовать следующим требованиям:
• интересна исследователю и научному руководителю;
• доступна (соответствует возрасту);
• научна (содержит проблему);
В то же время тема должна быть актуальной, т. е. соответствовать состоянию науки на сегодняшний день, ее реальным потребностям; содержать проблему; адекватно отражать содержание работы (не быть «уже» или «шире»); соответствовать научному стилю речи, поставленным целям и задачам.
В названии темы необходимо избегать:
• таких слов, как анализ, сравнение, изучение, влияние, выявление, классификация, определение;
• излишней наукообразности;
• поэтических цитат, метафор, инверсии;
• «публицистических» тем;
• сленговых выражений.
В теме желательно отразить предмет и объект исследования. Например, в теме «Роль фактора времени в жизни студента» объект — ресурс «время», предмет — студент.
Темы подбираются таким образом, чтобы можно было в дальнейшем продолжить исследовательскую работу, например «Экономия семейного бюджета на жилищно-коммунальных услугах». По данной проблеме под руководством преподавателя социальных дисциплин О. А. Куюмджи были проведены семинары, разработаны и успешно защищены на областном уровне социальный проект, исследовательские работы:
• Экономия семейного бюджета на жилищно-коммунальных услугах;
• Экономия ЖКУ и целесообразность создания ТСЖ;
• Тарифная политика МУП УК «Жилищно-коммунальный комплекс» СП «Рудничное теплоснабжающее хозяйство»;
• Экономия тепла — миф или реальность?
Подготовка квалифицированных специалистов технического профиля на современном этапе требует от ПОО грамотного подхода к формированию практических навыков выпускников. Поэтому преподаватели техниче-
ских дисциплин ориентируют обучающихся на выполнение реальных дипломных проектов, которые невозможны без научно-практического исследования.
Научно-практическое исследование включает следующие этапы:
• постановка задачи, теоретическое исследование проблемы — реализуется в курсовом проекте.
• Выполнение практической части — осуществляется на преддипломной практике.
• Оформление дипломного проекта.
• Защита проекта.
Так, под руководством преподавателя дисциплин профессионального цикла И. Л. Суховея на протяжении трех лет обучающимися техникума по специальности «вычислительные машины, комплексы, системы и сети» в различных аспектах была представлена тема «Проект исследования и изготовления современных источников освещения с целью возможности их применения»:
• Проектирование системы управления светодиодными осветительными приборами (2012).
• Проектирование и изготовление светодиодного светильника с автоматическим управлением (2013).
• Проектирование и монтаж энергосберегающей системы освещения в коридоре вычислительного центра техникума (2014).
Таким образом, вовлечение обучающихся техникума в исследовательскую работу способствует формированию творческой активности, развитию самостоятельности, способности устанавливать межличностные, деловые, профессиональные, социальные связи и продолжать самообразование, что является необходимым условием для повышения конкурентоспособности выпускника.
При организации исследовательской работы в техникуме библиотека выступает информационным и научно-методическим центром. Библиотекари оказывают методическую и библиографическую помощь обучающимся в работе над исследованием, подбирают книги, журнальные статьи, находят информацию и иллюстративный материал для работы над презентацией в Интернете.
С целью привлечения обучающихся к занятию научно-исследовательской деятельностью на базе библиотеки функционирует студенческое научное общество, для которого предусмотрен образовательный курс «Основы подготовки к научной, исследовательской и соци-
ально-проектной деятельности», состоящий из теоретического и практического разделов.
Выбор тем исследовательских работ осуществляется в соответствии с желанием обучающегося более глубоко изучить те или иные проблемы с учетом специфики его будущей специальности и области научных интересов преподавателя. Тематика исследовательских работ рассматривается в цикловых методических комиссиях.
Таким образом, библиотека превращается в своего рода научную лабораторию, в центр интеллектуального и творческого роста.
На протяжении 10 лет техникум на своей базе проводит городские, областные научно-практические конференции, а также ежегодно обучающиеся участвуют в конкурсах науч-
но-исследовательских работ, научно-практических конференциях различного уровня. Участие в конкурсах «Национальный чемпионат профессий», «Молодо-зелено», «Золотая подкова» и др., проекте «Ты — предприниматель», олимпиадах способствует раскрытию творческого потенциала, определению перспективы их внутреннего роста.
Созданные условия для осуществления научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности в Прокопьевском промышленно-экономическом техникуме способствуют повышению профессиональной компетентности педагогов, качества образования и формированию устойчивой профессионально и личностно значимой Я-концепции будущего специалиста.
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И. В. Гааг, преподаватель ГБОУ СПО «Анжеро-Судженский горный техникум»
Одной из главных задач организаций среднего профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания.
Приобщение обучающихся к научно-исследовательской деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Полноценная познавательная деятельность обучающихся выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества формируются у обучающихся только при условии систематического включения их в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения ими
особого вида учебных заданий приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Для того чтобы развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, в Анжеро-Судженском горном техникуме на протяжении уже нескольких лет организована работа студенческого научного общества (СНО) «Искатель».
Целью данного общества является создание условий для самореализации обучающихся в пространстве научного творчества, формирование ценностного отношения к поисково-исследовательской деятельности, развитие их интеллектуального потенциала.
Задачи, которые ставит перед собой СНО «Искатель»:
1. Формирование научно-гуманистического мировоззрения и системы научных взглядов обучающихся.
2. Развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных и профессиональных условиях, к глубокому изучению общеобразовательных, профессиональных дисциплин, имеющих направленность на исследовательскую, аналити-