Библиографический список
1. Анисимов, П. Ф. Управление качеством среднего профессионального образования [Текст] : монография / П. Ф. Анисимов, В. Е. Сосонко. — Казань : Ин-т ср. проф. образования РАО, 2001. — 256 с.
2. Матрос, Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга [Текст] / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова. — М. : Пед. общ-во России, 1999. — 96 с.
3. Толстобров, А. П. Автоматизированная информационно-аналитическая система управления учебным процессом и мониторинга успеваемости [Текст] / А. П. Толстобров,
B. В. Фертиков // Система управления качеством высшего образования : материалы III Ме-ждунар. науч.-метод. конф. (3-4 июня 2003 г.). — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2003. —
C.242-246.
4. Тубер, И. И. Концепция управления качеством подготовки специалистов в Челябинском монтажном колледже [Текст] / И. И. Тубер // Система управления качеством образования в учебном заведении — важнейшее условие повышения уровня подготовки специалистов (опыт работы Челябинского монтажного колледжа) : сб. трудов. — Челябинск : Науч.-метод. центр Челябинского монтажного колледжа, 2003. — С. 3-6.
5. Тубер, И. И. Роль современных информационных технологий в управлении качеством подготовки специалистов в учреждении среднего профессионально образования [Текст] / И. И. Тубер // Актуальные проблемы управления качеством образования : сб. науч. ст. — Вып. 5. — Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2000. — С. 120-125.
6. ISO 9001. Разработка, внедрение, сертификация, улучшение системы менеджмента качества : практическое руководство для специалистов по качеству [Текст]. — СПб : Изд-во «Форум Медиа», 2006.
УДК 65.0/377 Е. А. Степанова, зам. директора по УПР
Южно-Уральского государственного технического колледжа (ЮУрГТК), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ЮУРГТК
Одним из приоритетных направлений в решении задач модернизации российской системы образования, повышения ее качества и конкурентоспособности является формирование современных систем менеджмента качества на основе МС ИСО серии 9000. В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией системы менеджмента качества в ГБОУ СПО (ССУЗ) ЮУрГТК.
Ключевые слова: система менеджмента качества, качество образования, модель конкурса, самооценка, внутриколледжный аудит.
Подготовка рабочих кадров и специалистов для нужд российской экономики традиционно являлась основной задачей системы профессионального образования. С изменением рынка труда, появлением новых отраслей, производственных технологий изменились требования к результатам профессионального обучения и квалификации выпускников. На современном этапе развития экономики система профессионального образования должна быть открыта для оценки эффективности ее работы, и работодатели долж-
ны быть уверены в качестве профессиональной подготовки ее выпускников. Ведь именно работодатель в настоящее время является основным заказчиком и оценщиком качества образования.
Одним из приоритетных направлений в решении задач модернизации российской системы образования, повышения ее качества и конкурентоспособности является формирование современных систем менеджмента качества (СМК) на основе МС ИСО серии 9000 в образовательных организациях (ОО).
Основная цель СМК — обеспечение стабильно высокого соответствия образовательного результата целям образования.
Важно отметить, что не существует универсальной структуры СМК, которая обеспечила бы любой образовательной организации процветание. В связи с этим, в соответствии с критериями стандартов и рекомендаций Европейской ассоциации гарантии качества (ENQA), необходимы:
- разработка единых критериев и стандартов гарантии качества образования;
- создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ;
- развитие системы общественно-профессиональной аккредитации.
Действенным механизмом общественно-государственного стимулирования ОО к поиску современных методов управления качеством подготовки выпускников является ежегодное проведение конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» и других конкурсов и премий по качеству. Это объясняется тем, что по результатам конкурсных мероприятий ОО осуществляет самооценку деятельности и определяет способы ее совершенствования.
Конкурс проводится с целью дальнейшего развития системы внешней независимой оценки качества подготовки выпускников, стимулирования ОО к внедрению современных систем и методов управления качеством.
Основные задачи конкурса:
- развитие системы внешней независимой оценки качества подготовки выпускников;
- стимулирование деятельности ПОО в области обеспечения гарантий качества профессионального образования;
- разработка предложений и рекомендаций по развитию систем качества в ПОО;
- содействие в развитии систем управления качеством для проведения самооценки деятельности ОО и совершенствования процессов контроля качества подготовки выпускников.
Основными документами, на базе которых разрабатывается модель конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», являются:
- модель совершенства Европейского фонда по менеджменту качества (Е^ОМ);
- модель премии Правительства РФ в области качества;
- стандарты и директивы для гарантии качества высшего образования на территории Европы, разработанные Европейской ассоциацией гарантии качества в сфере высшего образования;
- международные стандарты ИСО серии 9000: МС ИСО 9000:2005 (ГОСТ Р ИСО 9000-2008) «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»; МС ИСО 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008) «Системы менеджмента качества. Требования»; МС ИСО 9004:2009 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества».
При разработке модели конкурса были учтены потребности общества и государства, которые сформулированы в указах Президента Российской Федерации № 596 от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике» [1], № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [2], распоряжении Правительства РФ № 2204-р от 29 нояб. 2012 г. [3],.постановлении Правительства Российской федерации от 22 янв. 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» [4], Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 дек. 2012 г. № 273 (ред. от 23 июля 2013 г.) [5], дорожной карте «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций» (НСКК), разработанной Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов [6], плане деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013-2018 гг. и ФЦПРО на 2011-2015 гг. [7].
Модель конкурса включает две группы критериев оценки деятельности ОО.
Первая группа критериев позволяет определить, как ОО добивается результатов в области качества, каким образом в ней совершенствуется система качества, как развивается ее система управления с ориентацией на качество, что для этого делается (возможности).
Вторая группа критериев ориентирована на определение достижений ОО в области качества на основе применяемых подходов (результаты).
Каждый критерий имеет несколько подкри-териев, определяющих максимальное количество баллов, которое может получить по нему участвующая в конкурсе организация, и то, какой процент набранные баллы составляют от общей суммы баллов.
Конкурс проводится в два этапа.
На первом этапе производится оценка представленных ОО отчетов. По результатам их экспертизы осуществляется отбор для участия во втором финальном этапе конкурса.
На втором этапе оценивается деятельность ОО на местах. Основной целью этого этапа является проверка данных и доказательств, приведенных в отчете.
Каждая ОО, представившая на конкурс свои материалы, на основании разработанных критериев получает объективную оценку, которую выставляет группа экспертов. Оценка представляется в виде экспертного заключения, содержащего перечисление сильных сторон деятельности ОО и направлений, ко -торые необходимо совершенствовать. Кроме того, в экспертном заключении ОО может увидеть балльную оценку, которая позволит конкурсанту сопоставить его результат с результатом победителей и позаимствовать подходящую для него модель системы менеджмента качества или внести изменения в действующую модель.
Координационную деятельность осуществляет конкурсная комиссия, в состав которой входят руководители Рособрнадзора, ректоры и проректоры ведущих вузов. Поименный состав комиссии утверждается Рособрнадзором. За организацию и проведение конкурса отвечает технический секретариат.
Экспертизу отчетов конкурсантов и проведение обследования финалистов осуществляют экспертные комиссии — группы специально подготовленных экспертов из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Томска, Ростова, Красноярска, Казани, Челябинска и других городов нашей страны. Так, в экспертизе конкурса Ро-собрнадзора 2013 г. участвовало 87 экспертов из 44 образовательных организаций и 19 субъектов РФ. В том числе 26 человек являются экспертами премии Правительства РФ в области качества (30 % от общего числа экспертов РПК) и занесены в реестр Ростехрегулирования, 19 — сертифицированные асессоры Европейской премии по качеству, 16 — эксперты Европейского центра по качеству
По результатам экспертизы отчетов участников и обследования финалистов на местах экспертные комиссии представляют в технический секретариат заключение с указанием окончательной оценки деятельности конкурсантов. По итогам заочной и очной экспертизы технический секретариат представляет в конкурсную комиссию предложения по победите-
лям конкурса, которые утверждаются приказом Рособрнадзора.
За 13 лет проведения конкурса в нем участвовало 665 образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования различной профессиональной направленности.
Опыт участия ОО в конкурсных программах EFQM, в конкурсах на премию Правительства РФ и в конкурсе Рособорнадзора доказывает, что конкурсы, по сути, являются действенным механизмом общественно-государственного управления отраслью в силу ряда причин.
1. Это апробированная на региональном, национальном и международном уровнях модель совершенствования деятельности. В критериях и подкритериях модели совершенства и конкурса прописана технология модернизации управления деятельностью ОО.
2. Механизм и методика самооценки участников конкурса являются сочетанием профессиональной оценки (ОО самостоятельно пишет отчет), общественной оценки (эксперты как представители профессионального сообщества оценивают и отчет, и деятельность организации), государственной оценки (например, конкурс инициирован Минобрнауки России, а его методическое и организационно-техническое обеспечение возлагается на Рособрнадзор).
3. Самооценка является инструментом бенчмаркинга, ибо традиционный аудит — это проверка на соответствие стандартам, правилам, процедурам организации и/или профессиональной среды, а самооценка — это проверка конкурентоспособности организации в профессиональной среде и в обществе посредством сравнения ее результатов деятельности с воспринимаемыми потребителями результатами, которые и являются основой и мерилом успеха.
4. Самооценка — независимая экспертная оценка. Эксперты согласно апробированной на международном уровне методике оценивают: используемые конкурсантом подходы, внедрение этих подходов в деятельность организации, влияние заявленных инициатив на получаемые результаты.
Модель конкурса постоянно совершенствуется. Новая модель и документы по организации конкурса, методические материалы и текущая информация по проекту размещены на портале Шр://конкурсоу.рф. Кроме того, организованы общественное обсуждение материалов конкурса на форумах, апробация в веб-среде.
Большую активность в организации мероприятий по оценке и совершенствованию качества профессионального образования
проявляют отдельные общественно-профессиональные организации (АИОР и др.).
Появляются организации, деятельность которых направлена на сопровождение ак-кредитационных процедур Рособрнадзора (Нацаккредагентство, АККОРК и др.). Осуществляется оценка успехов ОО в направлении удовлетворения требований и ожиданий потребителей, сотрудников и общества в целом на основе модели Е¥ОМ.
Южно-Уральский государственный технический колледж — одна из ведущих образовательных организаций, внедривших сертифицированную интегрированную систему менеджмента качества (2005 г.). Нами накоплен значительный опыт участия в конкурсах по качеству: в 2008 г. колледж стал дипломантом конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования»; в 2009 г. — лауреатом данного конкурса; в 2010 г. — победителем в 3-м Всероссийском конкурсе в области менеджмента качества, организованном Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Всероссийской организацией качества. При самооценке деятельности в области обеспечения качества образования мы постоянно определяем пути совершенствования действующей системы.
Понимая, какое важное значение при принятии управленческих решений имеют результаты различного рода измерений и оценок в области качества образования, с 2006 г. мы проводим в колледже внутренние аудиты по всем подразделениям и направлениям образовательной деятельности.
Одним из видов внутриколледжного аудита является аудит качества обучения студентов, организованный для проверки качества знаний и умений студентов и корректировки образовательного процесса (при необходимости) с целью выполнения требований ФГОС и междуна-
родных стандартов ISO серии 9000 по качеству подготовки специалистов.
Следует отметить, что в век информатизации компьютерные технологии являются неотъемлемой частью современного образования и оказывают существенное влияние на повышение качества подготовки обучающихся. В этой связи хочется подчеркнуть, что с 2009 г. в рамках соглашения с Научно-исследовательским институтом мониторинга качества образования о сотрудничестве и совместной деятельности в области оценки качества среднего профессионального образования преподаватели колледжа принимают активное участие в проекте «Интернет-тестирование в сфере образования» по отдельным дисциплинам.
С целью создания независимой системы оценки качества в колледже реализованы следующие проекты: «Интернет-тренажеры в сфере образования» (для самоконтроля и целенаправленной подготовки студентов к процедурам контроля качества и для контроля уровня об-ученности студентов в рамках образовательного процесса); «Открытые международные студенческие интернет-олимпиады» (для выявления одаренной молодежи, повышения качества подготовки специалистов).
Система «Интернет-тренажеры в сфере образования» представляет собой программный комплекс, в основу которого положены оригинальная методика оценки знаний, умений, навыков студентов и целенаправленная тренировка обучающихся в процессе многократного повторного решения тестовых заданий по дисциплинам высшего и среднего профессионального образования.
На портале установлена единая точка входа как в систему тестирования, так и в систему личных кабинетов пользователей любого из размещенных на портале проектов. При этом для различных категорий пользователей предусмотрено использование разных режимов тестирования (табл. 1).
Таблица 1
Режимы тестирования
Режимы тестирования Организатор тестирования Объект тестирования
Обучение и самоконтроль Студенты, аспиранты
Текущий контроль Преподаватели Студенты
Перечислим основные сервисы портала - личный кабинет преподавателя (фор-i-exam.ru: мирование планов тестирования, генерация
логинов и паролей студентов, просмотр рейтинг-листов по результатам тестирования, печать протоколов тестирования);
- личный кабинет студента (имеется возможность создания электронного портфо-лио, содержащего информацию о результатах внешнего тестирования в процессе всего обучения);
- тест-конструктор (создание фонда оценочных средств, которые, в соответствии с требованиями федеральных госстандартов, разрабатываются и утверждаются ссузом).
Положительными аспектами интернет-тестирования являются:
- стандартизация процедуры и критериев оценки промежуточной аттестации студентов;
- внедрение инновационных технологий в учебный процесс;
- отсутствие субъективизма в оценивании знаний студентов;
- оперативность и прозрачность процедуры.
Как показывает опыт, наличие информации, полученной в рамках внутренних аудитов, а также опросов потребителей, значительно повышает качество принятых управленческих решений.
Неоспоримо, что уровень удовлетворенности потребителей — один из важнейших показателей эффективности работы организации. Существующая в колледже система менеджмента качества предусматривает еже-
Библиографический список
годные исследования уровня удовлетворенности студентов, родителей, преподавателей, выпускников и работодателей качеством обучения в колледже; ожиданий абитуриентов от обучения в колледже. Система изучения удовлетворенности студентов автоматизирована. Она предусматривает получение статистической оценки удовлетворенности на основе электронного анонимного опроса студентов по категоризированному списку вопросов с формированием отчетов по группе, специальности, отделению и колледжу в целом.
Проблемы, выявляемые в ходе опросов, обсуждаются на заседаниях ПЦК, методических и педагогических советах.
По результатам исследований готовятся аналитические отчеты, предназначенные руководителям структурных подразделений и способствующие принятию решений по совершенствованию деятельности колледжа в области качества.
Опыт работы показывает, что действующая в колледже СМК обеспечивает: непрерывное улучшение качества образовательного процесса и его результатов; эффективную организацию собственных ресурсов; результативное применение современных образовательных технологий; ориентацию образовательной деятельности на запросы рынка труда; удовлетворение требований всех категорий потребителей; укрепление имиджа образовательной организации.
1. О долгосрочной государственной экономической политике [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ № 596 от 7 мая 2012 г. — Режим доступа : http://graph.document.kremlin.ru/page. аэрх?1610833.
2. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. — Режим доступа : http://www.garant.ru/ р^ийэ^ро/рпте^ос/70070950/.
3. Распоряжение Правительства РФ №2204-р от 29 нояб. 2012 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://zakonbase.ru/content/base/277190/.
4. О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 22 янв. 2013 г. № 23. — Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173062/.
5. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. — Режим доступа : http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/.
6. Дорожная карта «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций» (НСКК) в рамках Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://rud.exdat.com/docs/ index-776106.html.
7. План деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013— 2018 гг. и ФЦПРО на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://old.mon.gov. ru/dok/prav/obr/8311/.