Научная статья на тему 'Система менеджмента качества в высшем медицинском образовательном учреждении'

Система менеджмента качества в высшем медицинском образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / КРАСГМУ / KSMU

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхов И.П., Никулина Светлана Юрьевна

В статье обсуждаются предпосылки и необходимость внедрения системы менеджмента качества (СМК) в высших образовательных учреждениях. Описаны организационная структура, целевые показатели качества подготовки выпускников. В КрасГМУ система менеджмента качества была внедрена в 2005 г., и за прошедшие 6 лет накоплен определенный опыт ее применения, а также намечены пути развития и совершенствования системы. Отмечено положительное влияние СМК на качество подготовки выпускников КрасГМУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артюхов И.П., Никулина Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality management system in medical higher education establishments

The organizational structure, target indicators of quality of preparation of graduates are described. In KSMU the QMS is introduced in 2005, and over the 6 years the experience of its application were amassed, and also development path and system perfection were outlined. The positive influence of QMS to the quality of education of KSMU graduates is noted.

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества в высшем медицинском образовательном учреждении»

УПРАВЛЕНИЕ

ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

Никулина Светлана Юрьевна — проректор по учебной работе ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский универститет им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России» Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1 Телефон: 220-04-95 E-mail: nlcouIina@mail.ru

И.П. Артюхов, С.Ю. Никулина

Система менеджмента качества в высшем медицинском образовательном учреждении

I.P. Artyukhov, S.Yu. Nikulina Quality management system in medical higher education establishments

The article discusses the need to implement of the quality management system (QMS) in higher educational establishments. The organizational structure, target indicators of quality of preparation of graduates are described. In KSMU the QMS is introduced in 2005, and over the 6 years the experience of its application were amassed, and also development path and system perfection were outlined. The positive influence of QMS to the quality of education of KSMU graduates is noted.

Key words

• Quality of education

• Quality management system

• KSMU

ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России» V.F. Voyno-Yasenezkiy Krasnoyarsk State Medical University

В статье обсуждаются предпосылки и необходимость внедрения системы менеджмента качества (СМК) в высших образовательных учреждениях. Описаны организационная структура, целевые показатели качества подготовки выпускников. В КрасГМУ система менеджмента качества была внедрена в 2005 г., и за прошедшие 6 лет накоплен определенный опыт ее применения, а также намечены пути развития и совершенствования системы. Отмечено положительное влияние СМК на качество подготовки выпускников КрасГМУ.

Ключевые слова

• Качество образования

• Система менеджмента качества

• КрасГМУ

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, одной из главных задач является повышение его качества, и обеспечение соответствия актуальным потребностям общества.

Актуальность проблемы качества образования в России в настоящее время определяется рядом аспектов:

переходом к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений (ОУ) на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего, в частности, и показатель наличия внут-ривузовских систем обеспечения качества образования, а также систем управления и контроля качества для ссузов;

• вступлением России в ВТО, что влечет ряд проблем по гармонизации и внедрению нормативных документов;

• усилением конкуренции между ОУ на рынке образовательных услуг, трудовых ресурсов, включая госзаказ на подготовку специалистов;

• вступлением России в общее Европейское образовательное пространство (Бо-лонский процесс), которое требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг;

• регулярным проведением конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» и других региональных конкурсов по качеству (Азарьева, 2006). При рассмотрении понятия «качество

образования» следует учитывать ряд моментов. Под «качеством» в обобщенном смысле понимается степень соответствия присущих объекту (продукции или услуге) характеристик, установленным требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000-2008). Особенностью образования является сложная структура потребителей образовательных услуг. В связи с этим качество образования можно определить как соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса, его результатов (и всей системы образования в целом) установленным потребностям, целям, требованиям и нормам, которые определяются как отдельными гражданами, предприятиями, и организациями, так и обществом и государством в целом (Методические рекомендации для вузов и ссузов, 2005).

Государственный контроль качества высшего профессионального и среднего специального образования направлен на обеспечение единой политики в этой об-

ласти — подготовку квалифицированных специалистов и рациональное использование средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование системы образования. Он осуществляется государственными органами управления в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании», постановлениями Правительства, регламентирующими деятельность Мин-обрнауки, Федерального агентства по образованию РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ.

Как показывает мировой опыт, в настоящее время оказывается недостаточно внешней оценки качества образования, требуются внутренние механизмы для его гарантии, обеспечиваемые самими ОУ. Качественное образование имеет большое значение для развития любой страны и является важным фактором, определяющим не только ее экономику, но и политику. Безусловно, такая проблема не может решаться на уровне отдельно взятых ОУ, она требует целенаправленных и скоординированных усилий государства, общества и каждого ОУ.

Ярким примером реализации вышеизложенных требований является Красноярский государственный медицинский университет (КрасГМУ). Учитывая направление образовательной деятельности КрасГМУ, ее результатом (продукцией) является специалист в области медицины и фармации, т.е. врач-специалист, медицинская сестра с высшим образованием и провизор. Руководство вуза в 2005 г. провозгласило курс на построение системы менеджмента качества (СМК), согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001, применительно к деятельности в области высшего профессионального об-

И.П. Артюхов, С.Ю. Никулина

Система менеджмента качества в высшем медицинском образовательном учреждении

разования и послевузовского образования. Таким образом, ректором КрасГМУ были определены стратегические цели вуза:

— формирование благоприятного имиджа КрасГМУ как вуза с высоким качеством подготовки конкурентоспособных специалистов и оптимизации СМК образовательных услуг;

— создание системы управления качеством обучения и образовательных услуг, реализующей принцип непрерывного совершенствования;

— обеспечение опережающего удовлетворения запросов внешних и внутренних потребителей;

— обеспечение системной интеграции образования, науки и органов здравоохранения;

— создание условий для эффективного корпоративного менеджмента в системе управления качеством подготовки специалистов.

Для формирования у коллектива университета единого видения стратегии развития, руководством была определена миссия вуза: «Мы стремимся сохранять здоровье и развивать медицинскую культуру нашего общества через подготовку и нравственное воспитание высококвалифицированных специалистов, работающих на основе последних достижений науки и принципов этики и гуманизма».

Для реализации этой миссии руководство и сотрудники вуза в 2005—2006 гг. прошли курс обучения по программе «Система менеджмента качества. Внутренний аудит» в Красноярском государственном техническом университете. Была создана методическая основа СМК, куда входят все документированные процедуры (стандарты, положения, инструкции).

Высокое качество подготовки выпускников является основной целью, к которой

стремится наш вуз; оно определяется реализацией следующих составляющих:

1) качество потенциала абитуриента, представляющего «вход» в систему подготовки специалиста;

2) качество рабочих программ преподавания учебных дисциплин;

3) качество образовательных технологий;

4) качество научно-педагогических кадров;

5) качество инфраструктуры;

6) качество контрольных процедур;

7) состояние здоровья студентов и преподавателей;

8) качество социальной и воспитательной составляющей (культурная среда, бытовые условия и др.);

9) уровень финансового обеспечения и эффективность использования финансовых средств.

Вышеперечисленные процессы управляются с помощью СМК, которая внедрена в деятельность всех подразделений, сертифицирована в декабре 2006 г., и соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в области предоставления образовательных услуг и проведения научных исследований. Для руководства университета, и его подразделений разработаны матрицы ответственности каждого сотрудника за конкретные позиции ключевых процессов деятельности вуза для реализации политики в области качества.

В настоящее время в университете действует следующая организационная структура СМК:

• совет по качеству председатель — ректор;

• представитель руководства — менеджер

по качеству (в лице проректора по учебной работе);

• отдел управления качеством подготовки

специалистов;

• учебно-методическое управление;

• уполномоченные по СМК структурных подразделений;

• группа внутренних аудиторов;

• отдел целевой контрактной подготовки и содействия в трудоустройстве молодых специалистов ИПО. Внедрение и функционирование СМК

на основе ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008) не только способствовало повышению рейтинга среди медицинских вузов (с 17 места в 2003 г. до 10 места в 2006 г.), но и создало привлекательный имидж университета среди других вузов России.

В декабре 2007 г. КрасГМУ принял участие в конкурсе Минобрнауки и решением Рособрнадзора был признан дипломантом (6-е место) Всероссийского конкурса вузов «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования». (Всего в конкурсе принимали участие 163 вуза России.)

СМК также внесла существенный вклад в успешное завершение процедуры лицензирования и аттестации, проведенной экспертной комиссией Рособрнадзора в марте 2008 г. Решением Аккредитацион-ной коллегии Рособрнадзора от 29.05.2008 № 4—2008 академия признана прошедшей государственную аккредитацию с установлением государственного аккредитацион-ного статуса «Университет».

В 2010 г. образовательные программы университета — «лечебное дело» и «педиатрия» — победили в конкурсе «Лучшие образовательные программы инновационной России»1. Они были отобраны среди однопрофильных программ высшего профессионального образования, реализуемых российскими вузами, и среди всех программ, реализуемых в том или ином российском

регионе. В процедуре выбора принимали участие эксперты в области качества образования, ректоры ведущих российских вузов, руководители учебно-методических объединений (УМО) вузов России по областям, ассоциации работодателей, работодатели, кадровые агентства и центры занятости. Кроме того, программы «лечебное дело» и «педиатрия» вошли в ежегодный справочник «Лучшие образовательные программы инновационной России».

Для улучшения качества подготовки выпускников руководство КрасГМУ привлекает к сотрудничеству основных потребителей конечного продукта образовательных услуг — руководителей здравоохранения, главных врачей, которые являются членами Ученого совета и принимают активное участие в обсуждении проблем, касающихся совместной деятельности органов здравоохранения и КрасГМУ на пути к формированию квалифицированных специалистов. Руководители здравоохранения присутствуют при аттестации и распределении выпускников, указывая на достижения и недостатки в их подготовке. Главные врачи города и края анкетируются по специальной анкете, разработанной отделом по содействию трудоустройства молодых специалистов.

В заключение следует сказать, что система менеджмента качества КрасГМУ внедрена 6 лет назад и сейчас находится на стадии дальнейшего (или активного) развития.

Ясно просматриваются направления дальнейшей деятельности — например, необходимость документирования обеспечивающих процессов, которые нужно встроить в уже имеющуюся систему менеджмента качества.

1 Организаторами конкурса являются: журнал «Аккредитация в образовании», Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации (Нацаккредцентр) и Гильдия экспертов в сфере профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.