Научная статья на тему 'Системы менеджмента качества образования в технологическом колледже'

Системы менеджмента качества образования в технологическом колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
637
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карачаровский В. А.

Статья посвящена рассмотрению созданной и апробированной на протяжении 10 лет системы управления качеством в Курганском технологическом колледже. Описывается модель мониторинга качества образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системы менеджмента качества образования в технологическом колледже»

УДК 447.00+4481.00+434(2)00

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

В.А. Карачаровский КТК

Статья посвящена рассмотрению созданной и апробированной на протяжении 10 лет системы управления качеством в Курганском технологическом колледже. Описывается модель мониторинга качества образовательного процесса.

Идея повышения качества образования, приведение его содержания в соответствие с современной научной картиной мира зачастую реализуется сегодня механистически. Повышение качества образования фактически сводится к контролю за полученными знаниями. Стремление к повышению качества образования побудило реформаторов развивать систему образования в контексте Болонского процесса [4, 7 и др.]. Международный опыт показывает [8], что перспективным направлением повышения качества является то из них, которое предполагает использование идеологии управления качеством посредством внедрения систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами качества ИСО серии 9000:2000.

В настоящее время такие системы менеджмента качества получают все большее распространение, так как совершенствование управления на системных принципах дает организации дополнительные преимущества в конкурентной борьбе, обеспечивает большую эффективность деятельности.

Система менеджмента качества определяет не то, чем занимается организация, а только то, как она управляется. Система менеджмента качества может охватывать деятельность образовательного учреждения целиком (включая процесс образования, разработку учебно-программной документации, обслуживание студентов и т.д.) либо отдельные ее направления (только учебный процесс, только разработку учебно-программной документации и Т.Д.).

Особую роль в любом виде деятельности играет управление процессом. Для повышения качества образования в контексте Болонского процесса необходимо развивать и совершенствовать систему управления качест-

вом с учетом национально-региональных особенностей управления [1,3,10,11 и др.].

Система управления качеством в Курганском технологическом колледже функционирует достаточно успешно в течение 10 лет. Нормативно-правовой основой ее функционирования является Положение о системе качества подготовки специалистов в технологическом колледже. При этом основной целью создания системы менеджмента является подготовка специалиста заданной ступени квалификации, пригодного для включения его в процесс дальнейшего непрерывного образования и соответствующего европейской образовательной модели, предусмотренной образовательным стандартом.

Положение о системе менеджмента качества в технологическом колледже основывается на ряде основополагающих тезисов: *

- система качества подготовки специалистов в технологическом колледже предназначена для подготовки специалистов такого уровня мастерства, который соответствует образовательному стандарту;

-система качества отражает степень гарантии того, что ожидает потребитель образовательных услуг (работодатели, учащиеся, студенты, родители);

- система качества подготовки специалистов отражает процесс и результат образовательной деятельности колледжа;

- система качества подготовки специалистов включает в себя оценку материально-технического компонента колледжа, кадрового и содержательного компонента, всего учебного процесса в динамике, начиная со вступительных испытаний и заканчивая адаптацией выпускников на рабочем месте.

Назначением системы менеджмента качества является создание такой системы управ-

ления в колледже, которая обеспечила бы подготовку вышеназванного уровня.

Управление - это особый вид профессиональной деятельности, который не сводится только к достижению целей социальной системы, но и представляет собой средство поддержки целостности любой социальной системы, ее оптимального функционирования и развития [2]. Технологический колледж -сложный многофункциональный организм, структура управления которым является многоступенчатой. Нижеописанная структура управления создана и апробирована в Курганском технологическом колледже.

Общее руководство осуществляет выборный представительный орган - Совет колледжа (в составе Совета Курганского технологического колледжа 11 человек). В состав Совета входят: директор колледжа, представители всех категорий работников, обучающихся, а также заинтересованных предприятий, организаций и учреждений. Совет колледжа принимает решение об открытии филиалов, лицензировании новых специальностей, с ним согласовываются нормативно-правовые акты по реализации непрерывного профессионального образования в колледже.

Педагогический совет создается в целях управления организацией учебного процесса, развития содержания образования, реализации профессиональных образовательных программ, повышения качества образования и воспитания студентов, совершенствования методической работы колледжа. Педсовет является коллегиальным совещательным органом колледжа, объединяющим преподавателей и других сотрудников колледжа.

Экспертно-методический совет является органом, координирующим научно-методическую, инновационную, экспериментальную работу в области непрерывного профессионального образования. ЭМС утверждает тематику научно-практических конференций, педагогических чтений и принимает активное участие в их подготовке и проведении. Одним из направлений работы ЭМС является редакционно-издательская деятельность.

Непосредственное управление деятельностью колледжа как регионального центра непрерывного профессионального образования осуществляет директор, который в соответствии с действующим законодательством назначает и освобождает от должности своих заместителей, руководителей структурных подразделений и других работников, заклю-

чает трудовые договора, определяет должностные обязанности всех работников. В этих вопросах ему помогают: отдел кадров, отдел мониторинга и развития учебного процесса, аттестационная комиссия, рассматривающая квалификационные категории работников.

Принимая управленческое решение, руководитель выбирает направление действия не только для себя, но и для других участников образования, поэтому руководитель не имеет права на непродуманные и необоснованные решения, тем более, что сегодня государственное управление осуществляется через внедрение государственных стандартов и нормативов, проведение аттестации и лицензирования. Другими словами, государство не столько управляет учебными заведениями, сколько определяет правовой и экономический режим их деятельности. Все остальное предлагается к решению на местах.

В настоящее время значительно повысились требования к современному руководителю образовательного учреждения. Наряду с профессиональными знаниями он должен обладать «высокими моральными и волевыми качествами; способностью анализировать и обобщать педагогические явления; творчески подходить к работе, видеть цель и перспективы развития образовательного учреждения в условиях рыночной экономики».

Руководитель образовательного учреждения должен обладать такими необходимыми качествами, как: организаторские способности, исключительное трудолюбие и самоотверженность в работе, настойчивость и упорство в достижении цели, умение масштабно мыслить. Одна из главных задач руководителя - создание сплоченного, творчески работающего педагогического коллектива, способного решать сложные задачи. Руководитель должен заботиться о росте педагогического мастерства преподавателей, направлять учебно-методическую подготовку, выходить на новые педагогические технологии: освоение компьютерных технологий, личностноориентированное обучение, педагогический менеджмент, рейтинговое обучение, здоровьесберегающие технологии.

Директор технологического колледжа в своей деятельности опирается на заместителей, каждый из которых отвечает за одно из направлений работы колледжа.

Заместитель директора по учебноорганизационной работе отвечает за учебный процесс, составляет интегрированные учеб-

ные планы, учитывающие предыдущий уровень образования студентов, тарификацию преподавателей, расписание. Заведующие отделениями находятся под его руководством, они отвечают за реализацию непрерывного образования на отделении, за возможность каждого студента заниматься по индивидуальной образовательной траектории. В управленческую структуру заместителя по учебноорганизационной работе входят заведующие практикой и заведующая библиотекой.

Организация работы по новым педагогическим технологиям, в том числе и по индивидуальной образовательной траектории, требует информатизации учебного процесса в колледже. Для работы по этому направлению (создание локальных сетей, баз данных по мониторингу учебного процесса, информатизации работы приемной комиссии и учебной части, информатизации управленческого процесса) существует должность заместителя директора по информационным технологиям. Заместитель директора по информационным технологиям отвечает за работу лаборатории по ремонту вычислительной техники, Центра информационных технологий, Центра мультимедийных технологий, работу компьютерных классов.

В целях более быстрой адаптации студентов, психологической комфортности, развития навыков коммуникабельности, лучшего настроя к учебе и работе сотрудников и студентов колледжа был создан Психологопедагогический центр, где работают руководитель центра, психологи отделений, социальные педагоги.

Заместитель директора по научно-методической работе руководит методической службой колледжа, отвечает за эксперимент по обеспечению преемственности среднего профессионального образования с другими уровнями образования, является ученым секретарем лаборатории содержания непрерывного профессионального образования. В составе методической службы работают: руководитель отдела лицензирования и планирования учебной документации, руководитель отдела дистанционных технологий обучения, заведующий методическим кабинетом, методисты отделений, председатели цикловых методических комиссий, техник методической службы.

Организацией воспитательного процесса в колледже руководит заместитель директора по воспитательной работе. В этой структуре

задействованы: педагоги-организаторы, социальные педагоги, руководители физического воспитания, руководитель безопасностью жизнедеятельности, руководители кружков, педагоги дополнительного образования. В своей работе заместитель директора по воспитательной работе опирается на органы студенческого самоуправления - «Студенческий профком» и «Студенческая республика», в которых представлены студенты, обучающиеся в колледже на первой ступени (начальное профессиональное образование), второй ступени (среднее профессиональное образование, базовый уровень) и третьей ступени (повышенный уровень).

Заместитель директора по начальному профессиональному образованию отвечает за работу и состояние учебно-производственных мастерских, работу старшего мастера, маете ров производственного обучения, занимается профориентацией студентов отделения, отвечает за организацию работы по интегрированным учебным планам однопрофильных профессий и специальностей.

Все управленческие структуры взаимодействуют между собой и нацелены на подготовку квалифицированных конкурентоспособных выпускников, уровень подготовки которых дает возможность продолжить образование по профилю избранной специальности по сокращенным срокам обучения.

Для приведения в соответствие качества подготовки специалистов запросам рынка труда в колледже осуществляется один из важных элементов управленческой деятельности - это контроль усвоения знаний и умений и их применения. Образовательный процесс в учреждении среднего профессионального образования имеет семь основных критических контрольных точек, необходимых для управления качеством и осуществляемых с помощью разных видов контроля: входного, оперативного, текущего, итогового, промежуточного, рубежного и завершающего. Благодаря этим контрольным точкам обеспечивается не только контроль за качеством подготовки специалиста, но и управление преподавателем самостоятельной работой студента, а также формирование у него навыков самоконтроля.

Среди элементов системы качества подготовки специалистов особое место занимает наличие контрольных точек. Создана и функционирует циклограмма внутриколледжного контроля (она составляется ежегодно), анали-

зируются данные, полученные студентами во время вступительных экзаменов, проводится на всех отделениях по всем дисциплинам входной контроль в течение сентября, разработано и претворяется в жизнь Положение о внутрисеместровом контроле, Положение о промежуточном контроле, Положение о независимых контрольных срезах, Положение об итоговой государственной аттестации.

На каждом отделении у методиста концентрируется весь материал по методическому аппарату контроля, где, кроме названных позиций, наличествует и тематический контроль по всем дисциплинам. В любое время может быть проведен независимый административный контроль, который' покажет, какие трудности и по Каким темам существуют у студентов. Проводится анализ, выясняются причины возникновения трудностей; предлагается корректировка затруднений, проводятся дополнительные занятая для тех, кому они необходимы.

Систематичность и непрерывность контроля позволяют быстро отреагировать на возникающие трудности в усвоении сложных дисциплин, обеспечивают управление администрацией преподавателем, управление преподавателем самостоятельной работой студентов, а также формирование у студентов навыков самоконтроля, возможностей для личностно-ориентированного индивидуального подхода к обучению каждого и повышению качества подготовки специалиста в целом. Данная система дает определенные положительные результаты, которые прослеживаются через ряд основных показателей деятельности колледжа.

Вообще, контроль и мониторинг составляют значимый компонент системы менеджмента качества и организуются следующим образом. Для осуществления функции контроля необходимо наличие: системы внугри-колледжного контроля, Положения о промежуточном контроле, Положения об экспертной группе, Положения о независимых контрольных срезах, Положения об итоговой государственной аттестации и других локальных актов, обеспечивающих аудит качества подготовки студентов.

Модель мониторинга качества образовательного процесса включает в себя следующие направления:

- инженерно-педагогические кадры, их квалификация;

- общие показатели и материально-техническая база;

-результативность воспитательного процесса;

- комплексно-методическое обеспечение учебного процесса;

- результативность учебного процесса;

- инновационная деятельность;

-мониторинг мотивации и обучаемости

учащихся, поступающих в учебное заведение.

Для формирования критериальной базы и для проведения мониторинга формируются рабочие группы по:

- обеспечению учебного процесса (ИПР, материально-техническая база, общие показатели), руководитель - директор;

-обеспечению нравственного становления личности студентов (мотивация и обучаемость студентов, результативность воспитательного процесса), руководитель - заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

- обеспечению качества учебной деятельности (комплексно-методическое обеспечение учебного процесса, его результативность), руководитель - заместитель директора по учебно-организационной работе;

-инновационной деятельности (инновационная деятельность в учебном заведении), руководитель - заместитель директора по на-учно-методической работе.

Для мониторинга качества выделены следующие аспекты:

-обучение и повышение квалификации руководящих и инженерно-педагогических кадров;

- общие показатели и материально-техническая база;

-результативность воспитательного процесса;

-комплексно-методическое обеспечение учебного процесса (ГОСТы, учебные планы по специальностям, рабочие программы по предметам, паспорта по предметам, производственному обучению, дидактические материалы для учащихся, методический аппарат контроля по предметам);

- оценка результативности учебного процесса (профессионализм учащихся, качество обучения по предметам теоретического тлела, результаты промежуточной аттестации учащихся, результаты поэтапной аттестации учащихся на практике, результаты итоговой аттестации учащихся);

- инновационная деятельность колледжа (участие в экспериментальной работе, в научных исследованиях, внедрение новых педагогический технологий, обучение новым производственным технологиям).

Содержанием мониторинга качества учебного процесса является комплекс методик, позволяющий обеспечить оценку и анализ состояния учебного процесса по каждому из направлений. Основаниями оценки являются соответствующие критерии качества [5, 9 и др.].

Критериальная база мониторинга квалификации руководящих и инженерно-педагогических кадров включает в себя:

- стаж педагогической работы;

- образование;

- обучение на курсах повышения квалификации;

- освоение смежных профессий;

- педагогико-психологическую компетентность;

- социально-коммуникативную компетентность;

- работу по реализации программы самообразования;

-участие в научно-практических конференциях, семинарах, педагогических чтениях;

- количество студентов, участвовавших в конкурсах, олимпиадах, в процентах;

- динамику качества образованности;

- качество проведения уроков.

Мониторинг общих показателей и материально-технической базы:

- кадровый потенциал;

- контингент обучающихся;

- обеспеченность учебного процесса.

Результативность воспитательного процесса оценивается по критериям:

-устойчивость эмоциональных отношений педагогов и учащихся;

- количество правонарушений учащихся;

- отсев учащихся из колледжа;

- потребность в повышении уровня образования;

-анализ массовости и систематичности участия учащихся в различных мероприятиях;

-качество организации досуговой деятельности;

- анализ эффективности работы куратора;

- уровень воспитанности студентов;

- уровень конфликтности;

- коррекция межличностных отношений;

- возможности творческой реализации для педагогов и студентов;

- занятость выпускников.

Критериями результативности образовательного процесса являются:

- органгоованность;

- специальная компетентность;

-участие в олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства;

- подготовка творческих работ;

- успеваемость;

- средний балл;

- зачеты по дисциплинам (процент сдавших с 1-го раза);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- процент студентов успешно прошедших аттестацию;

- коэффициент овладения практическими умениями;

- процент студентов, получивших дипломы с отличием;

-процент студентов, получивших повышенный уровень образования;

- процент студентов, обучающихся по схеме непрерывного образования.

Инновационная деятельность оценивается по следующим критериям:

- наличие авторских программ;

- адаптация новых технологий к предмету;

- применение информационных технологий;

- участие в конференциях;

- участие в семинарах;

- участие в педагогических чтениях;

- осуществление исследовательской деятельности;

- разработка учебных пособий;

- разработка методических рекомендаций;

- разработка тематических тестовых заданий.

Переход к новым схемам управления и вовлечение всего коллектива в процессы управления качеством требует проведения непрерывной переподготовки сотрудников колледжа. По нашему мнению, чтобы система менеджмента качества была дееспособной, кроме лидирующей роли руководителя, как обязательного условия успеха, разработку и внедрение системы управления качеством надо начинать с вовлечения персонала в эту работу и освоения комплексной методики создания системы процессного управления.

Переподготовка сотрудников Курганского технологического колледжа была проведена через семинары, организуемые Минобразованием России на базе Петровского колледжа, Санкт-Петербургского технологического колледжа коммерции и управления, че-

рез обучение в Омском центре метрологии, стандартизации и сертификации, через изучение опыта работы Челябинского монтажного колледжа, Омского государственного промышленно-экономического колледжа и других учебных заведений.

Со всем персоналом нашего образовательного учреждения проведена учеба по системе менеджмента качества через информационный семинар, обучающие тренинги; на базе колледжа была проведена научно-практическая конференция по проблемам менеджмента качества, в которой приняли участие и поделились своими наработками и идеями по системе менеджмента качества представители 8 субъектов Российской Федерации. Подобные мероприятия, проводимые регулярно, по нашему мнению, приведут к трансформации колледжа в непрерывно самообучающуюся организацию. В этом случае система управления качеством получится жизнеспособной, реально полезной и психологически не отторгаемой коллективом.

Литература

1. Анисимов, П.Ф. Социально-экономические основы регионализации среднего профессионального образования / П.Ф. Анисимов. -М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.-268 с.

2. Ильясов, Д.Ф. Теория управления образованием /Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 415 с.

3. Железцов, А. В. Приоритеты опережающего экономического образования молодежи: материалы международной научно-практической конференции 26-27марта 2003 г. / А.В. Железцов, Г.А. Завьялова. - Новосибирск: НГУ, 2003. - 609 с.

4. Карташова, Л.В. Управление качеством образовательных услуг в ссузах / Л.В. Карташова, М.А. Николаева // Совершенствование качества подготовки специалистов в ссузах: научно-методический сборник. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. -189 с.

5. Котлярова, И.О. Систематизация критериев качества университетского образования / И.О. Котлярова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2005. - Вып. 6. - № 15 (55). - С. 29-37.

6. Матвеева, НА. Инерционность системы образования / НА. Матвеева. - Барнаул, 2004.

7. Мячина, ИВ. Формирование системы управления качеством в ГОУ СПО «Омский государственный промышленно-экономический колледж» / ИВ. Мячина // Материалы V межрегиональной научно-практической конференции 18-19 мая 2006 г. - Курган: КГИ, 2006.-336 с.

8. Олейникова, О Н. Копенгагенский процесс и российское профессиональное образование / О.Н. Олейникова // Материалы международного конгресса Создание единого образовательного пространства России и ЕС. Проблемы совершенствования государственных стандартов в области высшего, дополнительного и среднего профессионального образования. -Хельсинки, 2006.

9. Сериков, Г.Н Образование и развитие человека / Г.Н Сериков. - М.: Мнемозина, 2002. -415 с.

10. Танцев, А. А. Институциализация многофункционального учреждения в системе профессионального образования Российской Федерации. / А.А. Танцев // Модернизация отечественного образования: сущность, проблемы, перспективы. Том 12 серии трудов приложение к журналу «Философия образования». - Новосибирск, 2005.

11. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования: постановление Правительства РФ №796 от 18.10.2000 г. сб. типовых положений в СПО. - М.: НПЦ «Про-фессионал-Ф», 2002. - 234 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.