Научная статья на тему '«Педагогические сапсаны» Московского среднего профессионального образования миф или реальность?'

«Педагогические сапсаны» Московского среднего профессионального образования миф или реальность? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ КАЧЕСТВА / AVERAGE VOCATIONAL TRAINING / QUALITY UNIT OF MEASURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемьева Людмила Алексеевна

Автор статьи предлагает ввести для измерения качества российских брендов всех отраслей российской экономики новую единицу «сапсан». И ставит перед собой и читателями вопрос, можно ли какие-либо системные инновации в современном СПО условно обозначить термином «педагогические сапсаны»?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артемьева Людмила Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of article suggests to enter for measurement of quality of the Russian brands of all branches of the Russian economy new unit «Sapsan». Also puts before itself and readers a question, whether it is possible any system innovations in modern average vocational training conditionally to designate the term «pedagogical Sapsan»?

Текст научной работы на тему ««Педагогические сапсаны» Московского среднего профессионального образования миф или реальность?»

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ САПСАНЫ» МОСКОВСКОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - МИФ ИЛИ

РЕАЛЬНОСТЬ?

АРТЕМЬЕВА Л.А.

Автор статьи предлагает ввести для измерения качества российских брендов всех отраслей российской экономики новую единицу - «сапсан». И ставит перед собой и читателями вопрос, можно ли какие-либо системные инновации в современном СПО условно обозначить термином «педагогические сапсаны»?

The author of article suggests to enter for measurement of quality of the Russian brands of all branches of the Russian economy new unit - «Sapsan». Also puts before itself and readers a question, whether it is possible any system innovations in modern average vocational training conditionally to designate the term «pedagogical Sapsan»?

Почему «педагогические сапсаны»? Многочисленные размышления о качестве сегодняшнего российского профессионального образования и невольные параллели о качестве продукции и услугах в других областях российской экономики, культуры, здравоохранения и сельскохозяйственного производства, приводят к малоутешительным сомнениям: а существуют ли сегодня российские бренды, выступающие единицами измерения качества в своих сферах деятельности? В постсоветской России сохранились лишь два мировых бренда: 1 - балет и опера; 2 - космические технологии космической промышленности (которые мы пытаемся реанимировать), но и они перешли из СССР.

В советской системе образования мировыми брендами качественного высшего профессионального образования были МГУ, МГИМО, ВГИК, МВТУ им. Баумана, Духовная православная Академия. Сегодня эти вузы реформированы и пока уступают в мировом рейтинге европейским и американским вузам [2].

Система начального и среднего профессионального образования РФ вся была национальным брендом - покрывала всю территорию страны сетью училищ, лицеев и техникумов, имеющих отраслевые заказы на подготовку рабочих кадров для базовых предприятий. Данный бренд был прообразом современных инновации - образовательно-отраслевых кластеров. Но с распадом СССР сеть распалась по регионам РФ. А в последние 10 лет регионы самостоятельно проводили реструктуризацию сети ОУ НПО и СПО, к сожалению, в условиях распада отраслей промышленности и упразднения многих базовых предприятий и организаций.

А что же создано масштабно-инновационное в ведущих отраслях экономики и производства? После мысленных потуг из памяти всплывает лишь один эталон европейского качества -скоростной поезд Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород - САПСАН.

Для справки: Поезд «Сапсан» - это современный высокоскоростной поезд Российских железных дорог (РЖД). Свое название российский поезд получил в честь птицы «Сапсан» из отряда соколиных - самой быстрой птицы в мире.

Поезд «Сапсан» сконструирован немецкой компанией «Siemens» на базе стандартной платформы Velaro, на которой изготавливаются поезда для европейских стран. В то же время «Сапсан» имеет ряд конструкционных отличий от своих европейских аналогов. Поезд «Сапсан» способен развивать скорость до 350 км./ч.

Из этой короткой справки понятно, что единица измерения качества РЖД России - «Сапсан» - полностью заимствован и адаптирован немецкой компанией «Siemens», как европейский эталон качества. Это почти идеальный системный проект, обеспечивший европейское качество за счет выполнения всех основных системных условий:

- финансового и ресурсного обеспечения создания бренда качества РЖД;

- создания оптимальной европейской инфраструктуры эксплуатации системы «Сапсан» с максимальным учетом российских условий (климатических, технических);

- специальной подготовки специалистов, обслуживающих поезда;

- 30-летнего временного ресурса эксплуатации;

- реальной возможности дальнейшего тиражирования опыта - развития системы «Сапсан»

на европейской части РФ.

Минусы системы - дорогостоящий для РЖД проект - эксплуатация, цена билетов. Локальный характер создания - «железнодорожный Ватикан для обеспеченной части населения РФ, зарубежных гостей и туристов», существенно повлиявший на жизнедеятельность ранее сложившуюся инфраструктуру РЖД (расписание, пропускная способность, вынужденные паузы, недовольство населения количеством электричек).

Но это уже не педагогические проблемы... Главное другое - пока «Сапсан», единственный в РФ эталон европейского качества представляемых населению транспортных услуг. Есть инновации в других отраслях, здравоохранении, но по масштабу и значимости они уступают Сапсанам». А поэтому я предлагаю для измерения качества российских брендов всех отраслей российской экономики ввести новую единицу измерения наивысшего качества - «сапсан». В этом случае возможно использование термина в таких сочетаниях как - «педагогические сапсаны», «медицинские сапсаны», «энергетические сапсаны» и т.п. К этому можно относиться с иронией, но, увы, пака равноценных аналогов в РФ нет.

И невольно возникают педагогические параллели. А какие системные инновации качественного СПО можно сегодня хотя бы условно назвать «педагогическими сапсанами»? Анализ инноваций российской систем СПО (Республики Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Самарская область) позволяет утверждать, что к таким масштабным инновациям относятся, прежде всего, обслуживающие конкретный регион РФ три взаимосвязанные подсистемы.

1. Региональная система независимой оценки качества профессионального образования и сертификации профессиональных квалификаций.

2. Региональные, межрегиональные отраслевые образовательные кластеры.

3. Региональная сеть автономных образовательных учреждений НПО и СПО, организационная структура которых максимально интегрирована с инновационной системой менеджмента качества ^0 9000:2000 и ^0 9001:2000.

Очень коротко о названных подсистемах и возможности их создания в Москве.

1. Создание региональная система независимой оценки качества профессионального образования и сертификации профессиональных квалификаций. Правительством Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1015 было принято постановление «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образование», в пункте 3 которого было записано создание системы независимой оценки качества профессионального образование в РФ.

31 июля 2009 г. в рамках соглашения Министерства образования и науки РФ и РСПП были утверждены Положения: о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования №АФ-318/03; об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах № АФ-317/03, о системе сертификации квалификаций.

Данными документами пользуются сегодня все регионы, организации, отраслевые министерства, создающие у себя структуры независимой системы оценки качества профессионального образования. В регионах РФ, за редким исключением (Республика Татарстан, Самарская, Ульяновская области и др.) пока бессистемно создаются Центры сертификации на базе университетов, колледжей, отраслевых министерств и т.п. Предприятия, корпорации, организации, имеющие зарубежных инвесторов, партнеров проходят сертификацию за рубежом. Основной формой создания систем независимой оценки качества профессионального образования в регионах РФ являются Центры. Выявлены составляющие центров сертификации:

- индивидуальная сертификация;

- корпоративные стандарты;

- участие в аттестации, в органах сертификации;

- республиканские стандарты.

В настоящее время можно выделить три уровня систем оценки качества профессионального образования в регионах РФ:

Первый - действует во всех регионах РФ в формате Итоговой государственной аттестации выпускников учреждений профессионального образования (традиционно сложившаяся система).

Второй - региональные органы власти (региональное Правительство, Министерства) дает лицензию на создание на базе ОУ Центра сертификации.

Третий - системный - в соответствии с вышеперечисленной законодательной базой создаются региональные системы независимой оценки качества профессионального образования. Пока нами выявлены две модели:

- «Центр сертификации профессиональных квалификаций» ГОУ ДПО «Центр профессионального образования Самарской области»;

- Региональное агентство развития квалификаций в области разработки и реализации проекта «Региональная система оценки и сертификации профессиональных квалификаций» Республики Татарстан.

Москва пока реализовала 1 и 2 уровни. В соответствии с имеющейся нормативной базой, независимая система оценки качества профессионального образования Москвы должна иметь две подсистемы:

Первую (внешнюю для системы профессионального образования Москвы) - Региональное агентство развития квалификаций, состоящую из следующих структурных элементов:

- головного органа - Общественно-государственного совета;

- исполнительного механизма - экспертно-методических центров и центров оценки и сертификации квалификаций, сформированных по отраслевому, межотраслевому и региональному признаку.

Как нам представляется, Региональное агентство развития квалификаций наделяется следующими полномочиями:

- оперативного привлечения и координации деятельности около 1000 предприятий и организаций города Москвы, реализующих различные виды экономической деятельности;

- проведения независимой оценки качества профессионального образования всех типов, уровней ОУ профессионального образования города Москвы, независимо от их ведомственной принадлежности;

- взаимодействия со всеми государственными и негосударственными структурами Москвы, обеспечивающими прогнозирование, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и трудоустройство профессиональных кадров;

- системной финансовой поддержки работодателей Москвы;

- использования многолетнего опыта торгово-экономического сотрудничества с зарубежными партерами, которые окажут содействие в проведении сертификации на международном уровне.

Вторую (внутреннюю, сетевую) - специальные службы сертификации ОУ профессионального образования Москвы, обеспечивающие подготовку и проведение сертифицирования ОУ, преподавателей и выпускников в Центрах первой подсистемы.

Создание данной структуры в городе Москве имеет существенную специфику - в столице более 200 учреждений среднего профессионального образования, и только 91 колледж - в системе профессионального образования ДОгМ, остальные имеют различную ведомственную принадлежность. А впереди у нас ещё и создание автономных образовательных учреждений и последующая очередная оптимизация (реструктуризация) сети ОУ СПО.

2. Региональные, межрегиональные отраслевые образовательные кластеры. Выше я уже сказала, что образовательные кластеры - это прообразы советской системы взаимодействия образовательных учреждений НПО и СПО с базовыми отраслями отрасли экономики.

Отраслевой образовательные кластер (англ. Cluster) - сконцентрированная на некоторой территории - региона РФ, группа взаимосвязанных компаний:

- поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг;

- инфраструктуры; НИИ;

- вузов и других ОУ и организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Примером кластера является Силиконовая долина в США (Википедия).

Кластеры направлены на укрепление государственно-корпоративного партнерства в области подготовки кадров в системе профобразования, обеспечение надлежащего уровня подготовки высококвалифицированных специалистов, а также на усиление связей обучения с производством.

Система работы образовательных кластеров заключается в том, что базовые предприятия передают в отраслевое министерство региона данные о своей потребности в кадрах и через систему госзаказа формируется заявка в кластер. Крупнейшие промышленные предприятия обязуются при этом обеспечить учащимся оплачиваемую практику на современном оборудовании и гарантировать последующее трудоустройство. Таким образом, в состав образовательных кластеров входят: головной вуз, среднее и начальное профессиональные образовательные учреждения, а также базовые предприятия.

Первое соглашение в области подготовки квалифицированных кадров в рамках образовательного кластера было подписано в марте 2007 года в Республике Татарстан. В течение 2007 года рамочные соглашения в области образовательных кластеров были подписаны по всем отраслям (в области связи, добычи, транспортировки нефти и газа, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отрасли, энергетики и машиностроении, агропромышленного комплекса РТ). Соглашение о государственно-корпоративном партнерстве в области подготовки квалифицированных кадров в рамках образовательных кластеров было скреплено подписями членов Правительства РТ, глав 13 муниципальных районов республики, ректорами крупнейших вузов и представителей так называемых «базовых предприятий».

Система образовательных кластеров региона призвана повысить уровень подготовки выпускников, в особенности, рабочих специальностей, а также предоставить им гарантии последующего трудоустройства на базовом предприятии кластера. Кстати, на этих же предприятиях учащиеся проходят практику, тем самым, набираясь опыта работы именно в своей будущей профессии. С введением системы образовательных кластеров госзаказ формируется только исходя из потребностей работодателя в тех или иных рабочих специальностях - по заявке в отраслевые министерства. Первую скрипку в системе образовательных кластеров должны играть работодатели. Так что подготовка никому не нужных специалистов исключена. Государство же в системе образовательных кластеров лишь способствует решению вопросов, возникающих у «основных игроков» - работодателя и головного вуза.

3. Региональная сеть образовательных и организационная структура автономных образовательных учреждений СПО, максимально интегрированная с инновационной системой менеджмента качества ISO 9000:2000 и ISO 9001:2000. В перечисленных регионах-лидерах уже создана такая региональная сеть АОУ. Москва только приступает к созданию новой сети автономных ОУ СПО. С 1 января 2012 года в статусе АОУ начали работать 4 колледжа ДОгМ.

За последний год обсуждений на всех уровнях системы образования и педагогической общественности определились три основных подхода к созданию системы менеджмента качества профессионального образования в АОУ СПО, основанных на приоритете и логике решения поставленных задач.

Первый подход (бессистемный) - последовательное, возможно параллельное или одновременное решение задач, в числе которых и создание системы менеджмента качества профессионального образования. Это очень длительный процесс, со многими ошибками. К сожалению, на данном уровне сегодня происходит осмысление проблемы большинством педагогов и руководителей.

Второй подход (экономический) - за основание построения единой системы, способной обеспечить качество профессионального образования, берется экономическая составляющая, а именно - изменение статуса колледжей - переход в новую форму - автономную или бюджетную (с 1 января 2012 года). А уже после создания АУ или БУ колледжи решают все остальные задачи, в том числе и создают систему менеджмента качества профессионального образования. Такой подход, безусловно, результативен. Но он не исключает быстрое сокращение числа колледжей, изначально рассматривающих систему менеджмента качества профессионального образования как структурное подразделение образовательной организации.

Если изначально в организационно-педагогическую структуру АОУ не заложить инновационную систему менеджмента качества профессионального образования, то такие образовательные учреждения не смогут за контрольные 3 года обеспечить подготовку конкурентоспособных выпускников.

Третий подход (системный - «управление по результатам») - за основание построения организационной структуры управления автономного или бюджетного образовательного учреждения берется система менеджмента качества профессионального, образования ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

С 2006-2009 гг. на базе ГОУ СПО Политехнический колледж № 8 им. И.Ф.Павлова Департамента образования города Москвы работала Городская экспериментальная площадка (ГЭП) по теме: «Разработка системы управления качеством профессионального образования подготовки кадров машиностроительного профиля» (первая по данной проблематике в г. Москве). Мы вплотную подошли к созданию системы менеджмента качества «управления по результатам», реализующего третий подход. Но данный процесс постоянно сдерживался отсутствием в традиционной образовательной системе «колледж» тех возможностей, которые представляет нормативная база АОУ, а именно:

- возможности самостоятельного выбора АОУ штатного расписания и организационной структуры управления.

- прямом обязательном участии работодателей в определении профессиональных стандартов профессионального образования выпускников (Наблюдательный совет, Совет по качеству, инвестиции и др.).

- возможности привлечения бюджетных и внебюджетных средств на создание структурных подразделений системы менеджмента качества, ранее не предусмотренных уставом и штатным расписанием.

Для того, чтобы в колледжах Москвы реализовать третий подход «управления по результатам», основанный на требованиях стандартов качества ^0 9000:2000 и ^0 9001:2000, руководству колледжа и инженерно-педагогическому коллективу необходимо:

1. Овладеть компетенцией создания СМК в колледже.

Компетенция включает:

- знания теории и методики реализации «процессуального подхода» создания системы менеджмента качества в колледже.

- знания требований стандартов качества ^0 9000:2000 и ^0 9001:2000.

- Знания нормативного регламента создания СМК в колледже.

- знания и умения финансового менеджмента.

- знания и умения интеграции в создаваемую региональную (московскую) систему независимой оценки качества подготовки рабочих кадров и специалистов.

- умения проводить ежегодный анализ видов деятельности колледжа.

- знание технологии поэтапного создания организационной структуры СМК, вписанной в организационную структуру управления колледжа.

2. Выбрать один из двух регламентов создания АОУ СПО на основе системы менеджмента качества.

Первый регламент - приглашают специалистов из специальных центров «Проектирования СМК колледжа, основанного на требованиях стандартов качества ^0 9000:2000 и ^0 9001:2000». Такие центры в РФ существуют уже более 10 лет, выполняют платные заказы, их услугами пользовались многие вузы. Срок создания такой системы - 2-3 года, доведение её до оптимального функционирования - 5 лет. Данный проект потребует специального финансирования.

Второй регламент - самостоятельная инновационная деятельность колледжа. Руководству колледжа без создания организационной структуры СМК, встроенной в организационную структуру управления АОУ невозможно внедрять инновации во все виды деятельности колледжа, и, прежде всего, осуществлять финансовый менеджмент. Срок создания такой системы

- 5-7 лет, доведение до оптимального функционирования - 10 лет.

3. При выборе второго варианта регламента освоить и реализовать технологию поэтапного создания организационной структуры СМК со встроенной СМК. Поэтапно она предполагает следующие виды деятельности:

1 этап - создание внутриколледжной группы разработчиков инновационной СМК;

2 этап - аудит всех видов деятельности колледжа;

3 этап - анализ и оптимизация видов деятельности колледжа;

4 этап - проектирование собственной структуры СМК видами деятельности колледжа, разработку локальных актов;

5 этап - нормативное «встраивание» структуры СМК в организационную структуру управления колледжа: создание служб СМК и введение новых должностей в штатное расписание колледжа;

6 этап - разработку и принятие локальных актов и должностных инструкций руководителей и сотрудников СМК;

7 этап - повышение квалификации работников СМК;

8 этап - интеграцию СМК колледжа в создаваемую региональную (московскую) систему независимой оценки качества подготовки рабочих кадров и специалистов;

9 этап - реализация международных стандартов ИСО.

А теперь о самом главном - каков механизм оптимизации организационной структуры и организация деятельности колледжа в соответствии с требованиями СМК?

Такой механизм включает создание организационных управленческих структурных подразделений, советов, перераспределение должностных обязанностей руководителей на двух уровнях.

Уровень г. Москвы - создание инновационной региональной среды гарантированного получения качественного профессионального образования, востребованного рынком труда города Москвы - создание региональной системы независимой оценки качества профессионального образования ОУ.

Уровень колледжа, переходящего в АОУ:

1. создание Координационного совета менеджмента качества с участием работодателей.

2. введение должности заместителя директора по качеству, как первого зам. директора.

3. изменение структуры управления и создания новых структурных подразделений:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- управление «по результатам» - разработка и внедрения регламентов управленческой деятельности и внутриколледжного нормативного обеспечения деятельности по управлению качеством профессионального образования.

- введение вертикально-горизонтальной структуры сетевого управления, структурного подразделения нового типа - Центра менеджмента качества, ориентированных на ключевые функции управления качеством;

- перераспределение функциональных обязанностей персонала «сверху вниз» (переход от вертикальной к горизонтальной структуре);

- введение инновационных структурных подразделений: информационного, научно-

методического, контрольно-аналитического и др., ориентированных на ключевые функции управления качеством и др.

4. переход на кредитную систему обучения.

5. введение рейтинговой оценки деятельности всех сотрудников колледжа.

6. создание квалифицированной научно-методической службы колледжа по реализации ФГОС и новых педагогических технологий с участием работодателей.

7. создание системы «Электронного образования».

8. создание системы адресного повышения квалификации, стажировок руководящих и пе-

дагогических работников.

9. создание Института тьюторов.

И, наконец, из всего этого сложнейшего перечня инноваций рождается инновационная организационно-педагогическая структура АОУ интегрированная со структурой системы менеджмента качества АОУ. На схеме она представлена пятью активно взаимодействующими между собой подсистемами - уровнями, реализующими классическую «петлю качества» [3].

Внешняя структура (нормативно-организационная) - внешняя инфраструктура СМК региональной системы СПО. Региональные органы управления деятельность АОУ и региональная система независимой оценки качества профессионального образования ОУ. Организационная структура менеджмента качества всех видов деятельности АОУ:

- 1 уровень - (административный - стратегическое проектирование).

1. Организация управленческой деятельности администрации АОУ по получению заказов с определенным профессиональным стандартом качества на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов с учетом реализации требований внешнего и внутреннего мониторинга качества профессионального образования в АОУ.

2. Разработка стандартов качества всех видов деятельности АОУ для реализации п.1.

- 2 уровень - (организационный общеколледжный).

1. Создание Центра менеджмента качества и входящих в него отделов, служб, групп по реализации стандартов качества всех видов деятельности АОУ.

2. Разработка и реализация регламентов системного менеджмента качества всех видов деятельности и структурных подразделений АОУ.

- 3 уровень - (организационный на уровне территориальных отделений, кафедр, структурных подразделений, цикловых комиссий) - организация управленческой деятельности уполномоченных по качеству администрации АОУ на основе регламентов Цента СМК, обеспечивающих качество выпускников в соответствии с требованиями ГОС и работодателей.

- 4 уровень - (подсистема управленческой деятельности инженерно-педагогических кадров колледжа).

1. Создание института тьюторов.

2. Внедрение кредитной системы обучения.

- 5 уровень - (контрольно-аналитический и коррекционный) - подсистема оценки и анализа всех видов деятельности АОУ, рекомендации по их коррекции на основе системного мониторинга, рейтинговой оценки качества работы АОУ, территориальных отделений, всех сотрудников.

Анализ создаваемых СМК в вузах и колледжах РФ, а также наш собственный опыт ГЭП позволил выявить проблемы создания СМК в колледжах и вузах РФ:

Первая проблема - создаваемые сегодня структуры СМК в колледжах и вузах РФ включает три общих уровня управления:

1. Административный - зам. директора по качеству, Совет по качеству.

2. Координационный - Центр качества, координатор программ по качеству.

3. Исполнительский - отдел лицензирования, аттестации и сертификации, тьюторы (проектирование и реализация образовательных траекторий обучающихся и студентов), служба маркетинга, служба мониторинга, отдел рейтинговой оценки, отдел кредитной системы обучения, психологическая служба.

В большинстве бюджетных ОУ СМК создана как специальная служба. Но это только первый этап создания СМК в АУ.

Вторая проблема - отсутствуют специалисты по проектированию СМК.

Третья проблема - отсутствует регламент создания и функционирования СМК в колледже и АУ.

Четвертая проблема - не предусмотрено финансирование на создание СМК в колледжах. Пятая проблема - в Москве пока не создана Региональная система независимой оценки качества профессионального образования.

Но даже при таком существенном отставании Москвы от регионов-лидеров я смотрю на поставленную проблему оптимистично. Во-первых, как констатируют специалисты, на пути с 2007 года, когда регионы преступили к созданию АОУ и систем качества, законодательные акты неоднократно дополнялись и не все еще до конца ясно. Во-вторых, в этом «отставании» есть резон. Мы можем максимально использовать опыт регионов с полиструктурной экономикой. Адаптируя его к условиям Москвы.

Вот такой «педагогическим сапсан» нам необходимо создавать в Москве - только он сегодня позволит реализовать ранее нереализуемые и даже «пугающие» по материальным затратам, масштабу модернизации и темпам автономизации (реструктуризации) цели. Именно он позволит:

- выполнить заказ отраслевой региональной экономики и создание отраслевых промышленно-образовательных кластеров;

- внедрить новый нормативный и финансовый менеджмент колледжей и техникумов, переходящих в статус автономных образовательных учреждений и активизирующий внебюджетную деятельность АОУ;

- обеспечить свободный выбор новых технологии профессионального обучения (замену классно-урочной систем обучения на индивидуальное и вариативное продуктивное обучение);

- обеспечить создание вариативной материальной базы учебного процесса АОУ по решению учредителей, наблюдательных советов, советов промышленно-образовательных кластеров;

- обеспечить создание электронного информационного образования;

- обеспечить преемственность и создание новой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, преподавателей и мастеров п/о в специальных профильных инженерно-педагогических вузах региона.

К сожалению, по объективным причинам, наш московский «педагогический сапсан» СПО с инновационной системой менеджмента качества создается с 4-х летним отставанием. Предстоит сложнейшая работа. Остается пожелать всем участникам этих серьезнейших преобразований принятия взвешенных профессиональных решений, профессиональных единомышленников и необходимого финансирования.

Библиографический список:

1. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») (электронный ресурс http://www.educom.ru/ru/documents/target_grant/razrab/).

2. Артемьева Л.А., Бурмистрова А.С. Нормативный регламент автономизации образовательных учреждений: федеральная методика или региональная технология? // Научные исследования в образовании - 2011. № 8

3. Мальцев А.А. Модернизация в системе формирования конкурентоспособности // Управленец - 2010. № б-6. С. 18-24.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, единица измерения качества. Keywords: average vocational training, quality unit of measure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.