Научная статья на тему 'Построение внутривузовских систем обеспечения гарантий качества образования'

Построение внутривузовских систем обеспечения гарантий качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕХАНИЗМЫ ВНУТРЕННИХ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА / BOLOGNA PROCESS / EDUCATION QUALITY ASSURANCE / QUALITY ASSURANCE MECHANISMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболева Эрика Юрьевна

Вопросы обеспечения гарантий качества российского образования становятся все более актуальными по мере осознания вузами и органами управления образованием необходимости в соблюдении укорененных в международной практике подходов. Ключевое значение имеют оценки результатов обучения всеми заинтересованными сторонами. В странах-участницах Болонского процесса накоплен немалый опыт создания механизмов обеспечения гарантий качества образования. В данной статье автор рассматривает примеры таких механизмов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соболева Эрика Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating the universities' quality assurance mechanisms: exploring the experience

The author draws attention to the topical issue for the world educational community the academic quality assurance. The countries participating in the Bologna process have accumulated some experience in creating the mechanisms of quality assurance in education. Some of these mechanisms are viewed in the article.

Текст научной работы на тему «Построение внутривузовских систем обеспечения гарантий качества образования»

7. Dennison G.M. Small men on campus: modern

university presidents// Innovative higher education. 2001. № 25(4). P. 269-284.

8. Campbell R.F, Flening Th, Newell L.J,

Bennion J.W. A history of thought and practice in educational administration. New York: Teachers College Press, 1987. 214 p.

9. Mulkeen Th. A., Cambron-McCabe N.H.

Educating leaders to invent "tomorrow's" schools // Democratic leadership: the changing context of administrative preparation / Ed. by Th. A. Mulkeen, N.H. Cambron-

McCabe, B.J. Anderson. Norwood, NJ: Ablex Publishing Corporation, 1994. P. 15-28.

10. Rost J.C. Leadership for the twenty-first century. New York: Praeger Publishers, 1991. 220 p.

11. Komives S.R, Lucas N, McMahon T.R. Exploring leadership: for college students who want to make a difference. San Francisco: Jossey-Bass, 1998. 347 p.

12. McCarthy M. M. How are school leaders prepared? Trends and future directions // Educational horizons. 1999. Vol. 77. № 2. P.74-81.

BOBYLEVA V. EDUCATIONAL ADMINISTRATORS' SYSTEM OF EDUCATION IN THE US

The present article addresses both the modern articulation of the field of educational administration and the practice of education of perspective educational administrators, which are characteristic of American academe.

Key words: college administration, educational administration, educational leadership, governance, dialogic leadership in education.

Э.Ю. СОБОЛЕВА, доцент П°стр°ение

Московский финансово- ВНутрИВуЗОВСКИХ систем

промышленный университет обеспечения гарантий

«Синергия»

КачестВа образоВания

Вопросы обеспечения гарантий качества российского образования становятся все более актуальными по мере осознания вузами и органами управления образованием необходимости в соблюдении укорененных в международной практике подходов. Ключевое значение имеют оценки результатов обучения всеми заинтересованными сторонами. В странах-участницах Болонского процесса накоплен немалый опыт создания механизмов обеспечения гарантий качества образования. В данной статье автор рассматривает примеры таких механизмов.

Ключевые слова: Болонский процесс, гарантии качества образования, механизмы внутренних гарантий качества.

В соответствии с принципами Болонского процесса заинтересованные стороны рынка образовательных услуг (государство, работодатели, вузы, студенты) активно и последовательно привлекаются к созданию и внедрению механизмов внутренних гарантий качества в вузах, а также к их последующей оценке. Они все больше интересуются такими вопросами, как создание:

■ внутривузовской системы гарантий качества образования;

■ системы обучения, соответствующей требованиям рынка труда;

■ комплексной системы менеджмента качества образования.

Опыт создания внутривузовской системы гарантий качества образования

Болонская декларация предусматривает разработку каждым вузом собственной системы обеспечения гарантий качества

образования, прежде всего - качества результатов обучения.

В Португалии, например, разработана система оценки гарантий качества обучения и преподавания (QAS-TL). В данной системе участвуют люди, вовлеченные в процесс обучения и преподавания: студенты, преподаватели, координаторы курсов. Практическое применение системы QAS-TL включает четыре экспертных этапа.

Первый этап - диагностика - длительностью три недели начинается с оценки учебного плана. Для того чтобы результат анализа был как можно более точным, принимается во внимание информация, собранная в три разных момента времени. Первый момент - когда все студенты отвечают на онлайн-опросник в конце каждого семестра. Второй момент - когда представители студентов и координаторы курсов встречаются с целью обсуждения сильных и слабых сторон и определения примеров хорошей практики в каждой программе. После этого, если группа определила «проблемные ситуации», пишется отчет (по предварительно согласованной структуре). В третий момент времени собирается другая статистическая информация.

На следующем этапе - улучшение - все вовлеченные в чтение курсов преподаватели должны написать онлайн-отчет с описанием основ их стратегии обучения. По желанию они могут написать отчет о самообследовании своей профессиональной деятельности. Весь этап «улучшения» занимает примерно четыре недели.

На основе результатов предыдущего этапа и индивидуальных отчетов преподавателей заведующие кафедрами проводят анализ ситуации и пишут отчет. В случаях обнаружения проблемных ситуаций они должны разработать план по улучшению, включающий корректирующие меры и ресурсы, необходимые для их осуществления. Далее этот план анализируется Комиссией по программам, которая пишет отчет, предлагая свои поправки к плану по улучшению.

Третий этап - оценка гарантий качества - включает в себя анализ результатов обучения по всем предметам на выбранном факультете специальной комиссией, в состав которой входят преподаватели и студенты. На основе отчетов заведующих кафедрами она делает отчет, который должен содержать детальный обзор трендов на данном факультете. Этот этап продолжается три недели. В том же документе необходимо предусмотреть планы по улучшению с учетом проблемных ситуаций, примеров хорошей практики преподавания и ресурсов, необходимых для внедрения планов. Этот отчет утверждается деканом факультета.

Четвертый этап - надзор- производится Педагогической комиссией, члены которой действуют как посредники. В задачи комиссии входит также анализ и распространение результатов.

Степень взаимодействия преподавателей и студентов характеризуют ответы на следующие вопросы:

1. Какие сильные и слабые стороны процессов обучения и преподавания предметов существуют с точки зрения преподавателей?

2. Подтверждают ли преподаватели в своих отчетах те проблемы, о которых говорят студенты?

3. Отражают ли планы по улучшению, предлагаемые преподавателями на втором этапе, те слабые стороны, о которых говорят студенты?

Пример системы обучения, соответствующей требованиям рынка труда

В Румынии реализуется проект по развитию системы квалификаций в сфере высшего образования фОСК), в ходе которого должны быть разработаны инструменты управления качеством, адекватные рынку труда. В данный проект вовлечены эксперты из государственных и негосударственных вузов. Смысл проекта состоит в

проведении консультаций с целью достижения единого мнения у всех заинтересованных сторон рынка по следующим вопросам:

• Как гармонизировать квалификации выпускника с требованиями рынка труда?

• Как соотносить качество программ обучения с требованиями профессиональных квалификаций?

• Как оценивать учебный план каждой программы на основании требований работодателей?

Структура, ответственная в Румынии за создание рамки квалификаций, внедрила несколько инструментов, полезных для организации плодотворного диалога между академическим сообществом, студентами, работодателями и другими заинтересованными сторонами. Среди них:

1) матрица квалификаций;

2) схема 1 для описания результатов программ обучения путем упорядочения общих и профессиональных (специфических) знаний выпускника;

3) схема 2 для описания компетенций выпускников по предметным областям и кредитным единицам, распределенным в соответствии с вкладом каждого предмета в формирование профессиональных и/или общих компетенций;

4) детализированный учебный план по каждой дисциплине, который является частью программы обучения.

С помощью матрицы квалификаций можно проводить анализ всех квалификаций в двух направлениях:

• по вертикали оцениваются приобретенные профессиональные и общие компетенции на основе специальных дескрипторов;

• по горизонтали оценивается прогресс, которого студент может достигнуть, если продолжит обучение по магистерской программе и далее в аспирантуре.

Схема 1 представляет собой стандартизованную форму для характеристики программы обучения в терминах профессио-

нальных и общих компетенций выпускника. Каждая компетенция должна быть описана с помощью специального дескриптора и выражена в измеряемом результате процесса обучения и преподавания.

Схема 2 - это связующее звено между компетенциями, представленными как результаты обучения в схеме 1, и учебным планом программы. Важно подчеркнуть, что схема 2 не ограничивается перечислением дисциплин, изучение которых вносит вклад в формирование каждой профессиональной или общей компетенции. Она позволяет осуществлять более глубокий качественный анализ, т.к. в ней указываются предмет, изучение которого развивает соответствующую ему компетенцию, и количество кредитов, получаемых при изучении данного предмета.

Существует следующая альтернатива для корректировки ситуации: а) улучшить наполнение некоторых дисциплин, изучение которых вносит вклад в развитие соответствующих компетенций, и увеличить вследствие этого число кредитов или б) исключить плохо развитые компетенции и сосредоточиться на развитии других.

В детализированном учебном плане по каждой дисциплине, который вывешивается на сайте вуза в начале нового семестра на странице факультета, помимо традиционных тем, должны быть показаны:

• результаты обучения применительно к полученным знаниям, умениям и навыкам, а также другим достижениям с использованием концепций и определений (как в схемах 1 и 2);

• вклад, вносимый изучением каждой дисциплины в развитие одной или нескольких профессиональных компетенций и/или общих компетенций, показанный с помощью кредитов;

• альтернативные ресурсы для развития знаний и навыков по каждой дисциплине;

• дополнительная поддержка/ сервисы, предоставляемые студентам;

• комплексная оценка результатов обучения исходя из знаний и навыков.

Учебный план можно рассматривать как документ, демонстрирующий гибкость и адаптивность учебной программы, т.к. содержание каждой дисциплины здесь периодически оценивается с позиций последних достижений в выбранной области. Он также помогает адаптировать содержание дисциплин к знаниям и навыкам, востребованным на рынке труда.

О комплексной системе менеджмента качества образования 1

Создание комплексной системы менеджмента качества образования - одна из ключевых инноваций, развиваемых в ряде европейских стран. Излагаемый ниже подход, в разработке которого принимала участие автор статьи, докладывался на специальной сессии, проведенной ENQA в рамках Пятого Европейского форума по гарантиям качества образования в ноябре 2010 г. и на конференции «Стратегическое управление качеством в вузе » (Сибиу, Румыния, 14-16 июля 2011 г.).

Системы менеджмента качества исторически являются одной из гарантий качества, обеспечиваемой с точки зрения организации и управления процессами. Система менеджмента качества образования (СМКО) - важный инструмент обеспечения качества образования, который призван «отслеживать и анализировать индикаторы того, насколько правильно организовано учебное заведение, насколько актуальны и действенны созданные в нем системы управления, насколько эффективны специалисты, вовлеченные в управление, насколько организационная система способствует внедрению новаций и преодолению сопротивления изменениям, насколько вуз способен действительно управлять процессом обеспечения качества» [1].

Надо сказать, что тема менеджмента качества образования не получила достойного отражения в моделях государственной аккредитации, применявшихся в России с начала 1990-х годов. Ее осмысление происходило, так сказать, в «негативном контексте» - не путем обогащения представлений о возможностях аккредитацион-ных критериев, а за счет внедрения практик, которые позволяли бы исправить несовершенства данных критериев.

Процесс формирования СМКО в России опирался на вполне разумную предпосылку, что система менеджмента должна базироваться на определенных стандартах, в соответствии с которыми определяются критерии и объекты оценки. Поэтому первоначально интерес был проявлен к стандартам ISO (International Organization for Standardization - Международная организация по стандартизации). В итоге сформировался пул лидеров, включавший РУДН, МИСИС, ЛЭТИ и ряд других учебных заведений, которые преуспели в формировании внутренних систем менеджмента качества на основе указанных стандартов.

Международным стандартом системы качества в сфере образования, разработанным на основе стандартов ISO, на сегодняшний день является стандарт ISO/IWA 2 "Quality management systems. Guidelines for the application of ISO 9001:2000 in education" (Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению [стандарта] ISO 9001:2000 в образовании). Первая редакция стандарта ISO/ IWA 2 была принята в 2003 г. В настоящее время действует вторая редакция, принятая в 2007 г., - IWA 2:2007. (по названию конференции "International Workshop Agreement", прошедшей в 2002 г. в Мексике).

В России разработан и принят стандарт системы менеджмента качества в образо-

1 Данный раздел статьи подготовлен при участии проф. Ю.Б. Рубина, которому автор выражает глубокую признательность.

вании - ГОСТР 52614.2-2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001:2001 в сфере образования», который является адаптацией стандарта первой редакции ISO/IWA2.

Дискуссия о степени применимости стандартов ISO в образовании выявила три точки зрения. Первая состоит в том, что стандарты ISO вообще не применимы к образованию (ее отстаивают, например, классические университеты). Прямо противоположной является позиция руководителей образовательных организаций, стремящихся завоевать новые рынки образовательных услуг и удовлетворить собственные предпринимательские амбиции. Они считают, что стандарты ISO - наиболее подходящая платформа для управления учебными заведениями в рыночных условиях и потому следует забыть о традиционных академическихценностях. Согласно третьей точке зрения, стандарты ISO применимы при реализации профессиональных образовательных программ, но не применимы к образованию как процессу формирования личности.

Важно понимать, что соответствие требованиям и рекомендациям стандарта ISO 9001 отнюдь не гарантирует высокое качество продукции. Оно говорит лишь о том, в какой мере предприятие или вуз способны поддерживать стабильность качества и улучшать результативность своей работы. Таким образом, соответствие требованиям стандартов ISO 9001 представляет собой тот минимальный уровень, который дает предприятию или вузу возможность вхождения на соответствующий рынок, а сертификат соответствия ISO 9001 является внешним независимым подтверждением соответствия требованиям стандарта.

При этом правильное использование стандарта ISO в образовании требует определения границ его применимости. Процессный подход, на котором строятся стандарты ISO 9001, ограничивает область его

применения в образовании совершенствованием организации и управления основ ны-ми процессами в вузах. Стандарты ISO не затрагивают ни структуру и содержание образовательных программ; ни образовательные методики и технологии, используемые в учебном процессе; ни содержание учебной и научной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза; они лишь упорядочивают процессы образовательной деятельности учебного заведения. Поэтому можно сказать, что в чистом виде стандарты ISO вообще не применимы к сфере образования, и основанная на них система менеджмента качества в любом случае требует дополнительной настройки на работу в вузе или колледже.

Хотя вопрос о том, в какой мере создание СМК способствует повышению качества образования, до сих пор остается открытым, положительная роль СМК в улучшении работы вуза не может быть подвергнута сомнению. Применение стандартов ISO в образовательных организациях, безусловно, усилило образовательный менеджмент, упорядочив отношения и процессы в сфере образования; помогло адаптироваться к рыночным условиям и развить инновационную и предпринимательскую деятельность; дополнило требования к качеству подготовки выпускников, научно-методических и научно-исследовательских разработок, позволив отслеживать то, что упускается из виду в процедурах государственной аккредитации.

Ряд образовательных организаций, действующих на российском рынке образовательных услуг, ориентируются и на другие стандарты. Некоторые учебные заведения, в том числе ряд медицинских вузов, проходят сегодня сертификацию СМК в соответствии со стандартами EFQM (European Foundation for Quality Management - Европейский фонд менеджмента качества).

Разработанная к 1991 г. Модель делового совершенства легла в основу конкурса на Награду EFQM за Совершенство (EFQM

Excellence Award - ЕЕА), являющуюся всемирно признаваемым свидетельством выдающихся достижений в деятельности компаний. В России с 1997 г. стал проводиться конкурс на соискание Премии в области качества Правительства РФ, методология и организация которого в основном базируются на модели EFQM. К настоящему времени сотни российских компаний приняли в нем участие.

В числе наиболее известных европей-скихорганизаций, занимающихся стандартизацией, нельзя не упомянуть и EFMD (European Foundation for Management Development - Европейский фонд развития менеджмента), который разработал собственные стандарты деятельности образовательных учреждений. EFMD способствует развитию менеджмента следующими способами:

■ предоставляет инструмент для сравнения с лучшими современными подходами к организации бизнес-школ;

■ устанавливает связи между ведущими бизнес-школами и компаниями;

■ создает и распространяет знание о лучших практиках в области менеджмента, о тенденциях развития менеджмента и образования в сфере менеджмента.

Важно подчеркнуть, что упомянутые выше стандарты, применяемые российскими вузами в целях обеспечения системы менеджмента качества, никак не гармонизированы с предусмотренными российским законодательством государственными образовательными стандартами (ГОС и ФГОС ВПО).

Логика обеспечения вузами гарантий качества образования предполагает, что внутривузовский менеджмент может быть признан эффективным и конкурентоспособным, если он ориентирован на достижение результатов образования конкурентоспособного качества и поддержание эффективных условий реализации образовательных программ. Однако вопрос, в какой мере созданные в вузах системы менеджмента

качества способствуют решению задачи повышения уровня подготовки выпускников и создания действенных условий обеспечения гарантий качества образования, до сих пор остается открытым. Это обусловлено упомянутой дисгармонией, а также отсутствием корреляции между стандартами ISO, европейскими стандартами и рекомендациями по гарантиям качества образования, применяемыми в рамках методологии Болонского процесса.

Применение стандартов ISO позволяет упорядочить организационные отношения и процессы в сфере образования, менеджмент в которой оставался до последнего времени весьма анахроничным. Положительным фактом является и формирование в вузах специализированных функциональных подразделений, ориентированных непосредственно на контроль качества. Однако время идет вперед, и сегодня основной тенденцией становится переход от систем менеджмента качества (СМК) к системам менеджмента качества образования (СМКО), в которых можно сосредоточиться на более разностороннем понимании качества образования и менеджмента качества образования. Его глубинную основу составляет обращение к конечным результатам образовательной деятельности вузов.

Необходимость расширения сферы деятельности внутривузовских структур по управлению качеством обусловлена тем, что организация управления, являющаяся на сегодняшний день основным объектом анализа в рамках СМК, - это лишь одна из позиций при оценке и обеспечении гарантий качества образования. Ее значение несомненно, но при экспертизе гарантий качества образования должны учитываться и такие позиции, как, например, качество образовательных программ, учебно-методических материалов, ППС, эффективность технологий и методик образовательной деятельности, наконец, качество самих абитуриентов и адекватность

предлагаемых им образовательных продуктов. Помимо эффективности образовательного менеджмента как такового необходимо измерять эффективность научных исследований и их пользу для образовательного процесса, результаты реализации компетентностного подхода, экономическую устойчивость вуза, эффективность использования материально-технической базы и информационно-коммуникационных технологий. Если же говорить об оценке организации управления вузом, то она должна производиться не с точки зрения соответствия определенной статичной модели, а с позиции того, как она влияет на качество образования [2-6].

Для решения этих задач становится целесообразной ориентация внутривузов-ских департаментов по качеству не только на ISO, но и на другие стандарты: технологические, управленческие,стандарты непосредственно в области гарантии качества (например, Стандарты и рекомендации Европейской ассоциации по гарантии качества в области высшего образования ESG ENQA) [7].

Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании (The European Network for Quality Assurance in Higher Education - ENQA) была учреждена на основании Рекомендации Европейского совета от 24 сентября 1998 г. В марте 2000 г. Генеральная Ассамблея сети приняла нормативные акты и план действий. С этого момента сеть ENQA стала основной организацией, координирующей работу по обеспечению качества высшего образования в рамках Болонского процесса.

В Берлинском коммюнике 19 сентября 2003 г. министры образования стран, подписавших Болонскую декларацию, поручили ENQA при сотрудничестве с другими европейскими организациями разработать согласованный набор стандартов, процедур и директив по гарантиям качества в образовании. Выполняя данное поручение, ENQA опубликовало «Стандарты и рекомендации

для агентств гарантии качества высшего образования в европейском пространстве высшего образования ». Указанный документ был одобрен министрами образования в г. Берген (Норвегия) в мае 2005 г. Необходимость трансформации СМК российских вузов в направлении использования европейских стандартов обеспечения качества высшего образования (ESG), помимо других причин, обусловлена тем, что действие ESG распространяется и на Россию как страну-участницу Болонского процесса.

В ходе создания единого европейского пространства высшего образования сформировались и получили дальнейшее развитие национальные системы независимой оценки качества образования, в которых внешняя оценка качества образования и аккредитация вузов проводятся независимыми специализированными организациями - агентствами гарантии качества или ак-кредитационными агентствами. Несмотря на то, что в России система общественной аккредитации до сих пор не получила должного развития и внешняя оценка качества образования осуществляется в рамках государственной аккредитации, вузы должны ориентироваться на подходы к обеспечению качества образования, которые содержатся в европейских стандартах.

Отметим, что европейские стандарты, по своей сути, являются обобщением полезного практического опыта по обеспечению качества образования, выработанного вузами и специализированными организациями, а не «комплексом регулирующих требований, утвержденных компетентным органом». Так, например, Европейская ассоциация университетов, обсуждая проблемы обеспечения качества в контексте Берлинского коммюнике, определила понятие «стандарт» как принципы и ценности, которым необходимо следовать в образовательной деятельности. Россия также следует духу европейских преобразований и мировыхтенденций в развитии образования. Например, основанные на компетент-

ностном подходе ФГОС предусматривают переход от стандартизации содержания образования к стандартизации процедур.

Российское Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) уже сегодня использует в своей деятельности различные системы стандартов, предлагая, например, аудит систем управления с позиций различных подходов. Все они на сегодняшний день должны интересовать руководителей учебных заведений гораздо больше, чем формальная сертификация по ISO, если они всерьез задумываются о повышении конкурентоспособности своего вуза [8—11]. Особенно актуально это для недавно созданных федеральных и национальных университетов, которые по своему замыслу призваны быть лидерами в сфере образования и науки и должны в первую очередь озаботиться созданием актуальной и отвечающей требованиям времени системы менеджмента качества, причем качества именно образования.

Литература

1. Рубин Ю.Б. Высшее образование в России:

качество и конкурентоспособность. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. 236 с.

2. Рубин Ю.Б. Современное образование:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

качество, стандарты, инструменты. М.: Маркет ДС, 2009.

3. Рубин Ю.Б. Рынок образовательных услуг:

от качества к конкурентоспособным бизнес-моделям (часть 3) // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 50-64.

4. Рубин Ю.Б. От системы менеджмента ка-

чества к системе менеджмента качества образования // Качество образования.

2010. № 9; 2011. № 1-2.

5. Soboleva Е. Good practice in quality manage-

ment: External Reviewers work and Decisionmaking: Case of AKKORK // Proceedings of the 3rd International Conference "Institutional Strategic Quality Management in Higher Education". 2011.

6. Soboleva Е. International Educational Audit in

the Transnational Education Area // Quality Assurance Review for Higher Education.

2011. Vol. 3. N. 1.

7. Standards and Guidelines for Quality Assurance

in the European Higher Education Area. Helsinki. 2009.

8. Code of Practice for the Assurance of Academic

Quality and Standards in Higher Education. Moscow: AKKORK, 2006.

9. Guidelines on the Education Audit of the Higher Education Institutions in order to assure Education Quality and the Process of its Provision. Moscow: AKKORK, 2006.

10. Regulations for Recruitment, Training and Activity of the Experts. Moscow: AKKORK, 2007.

11. Standards and Guidelines for Higher Education Quality Assurance. Moscow: AKKORK, 2006.

SOBOLEVA E. CREATING THE UNIVERSITIES' QUALITY ASSURANCE MECHANISMS: EXPLORING THE EXPERIENCE

The author draws attention to the topical issue for the world educational community - the academic quality assurance. The countries participating in the Bologna process have accumulated some experience in creating the mechanisms of quality assurance in education. Some of these mechanisms are viewed in the article.

Key words: Bologna process, education quality assurance, quality assurance mechanisms.

g

www.nahop.p®

Издательский Дом

С§ь ПАНОРАМА

www.panor.ru НАУКА И ПРАКТИКА

НОВЫЙ ПРОЕКТ - ЖУРНАЛ «ВЕСЬ МИР - НАШ ДОМ»

Глубокоуважаемый читатель!

Новый проект - журнал «ВЕСЬ МИР - НАШ ДОМ» - издательский дом «Панорама» предлагает всем, кого интересуют самые разные аспекты жизни, работы, бизнеса, учёбы, лечения и отдыха за рубежом.

Идея нового издания - оказание всесторонней информационной поддержки российским гражданам, которым по той или иной причине пришлось искать решение своих проблем или удовлетворения личных интересов за пределами России.

Задача журнала «Весь мир - наш дом» - помочь россиянам получить хорошее образование, повысить квалификацию, устроиться на работу в лучших учебных заведениях мира, хорошо отдыхать, эффективно лечиться и благополучно обустроиться на новом месте вдали от Родины.

Гуманитарная миссия журнала «Весь мир - наш дом» - доносить здоровые импульсы единения соотечественников, делового сотрудничества, взаимной моральной поддержки и консолидации земляков и землячеств за рубежом во имя процветания близких по духу людей и нашей большой Родины -России.

В журнале вы узнаете об уникальных, экзотических и просто интересных уголках мира, познакомитесь с традициями и особенностями жизни народов в разных государствах, получите дельные советы по обустройству и организации бизнеса в выбранной стране, найдёте полезную деловую информацию, включая профессиональный страноведческий анализ, практические сведения об условиях предпринимательства за рубежом.

Рекомендации и советы экспертов журнала облегчат процесс адаптации к новым условиям и предостерегут от возможных ошибок, которые зачастую обходятся очень дорого. Авторские рубрики «Советы постороннего» и «Свое дело» сообщат о тонкостях общения и особенностях ведения бизнеса в иной культурной среде.

Материалы журнала «Весь мир - наш дом» содержат исчерпывающие ответы на вопросы, которые возникают у человека, впервые попавшего за рубеж или живущего за границей. Эксперты журнала разъясняют особенности и тонкости иностранных правил и нормативов, комментируют сложные и запутанные формули-

ровки законодательных актов, дают конкретные рекомендации и советы, которые, несомненно, помогут людям, живущим вдали от родины.

Все материалы журнала основаны на личном опыте авторитетных международных экспертов, дипломатов, участников ВЭД и россиян-иммигрантов, снабжены наглядными примерами и актуальными данными для принятия верных решений.

Вот пример. Гражданин РФ приобрел, используя ипотеку, недвижимость в Берлине (центр, 2 тыс. евро/кв. м). Затем сдал помещение в аренду, чтобы «инвестиции работали». В дальнейшем его планы изменились, и он попытался расторгнуть договор аренды. Однако новоявленный хозяин немецкой недвижимости неожиданно для себя узнал, что законодательство ФРГ запрещает расторжение договора аренды с добросовестным арендатором по инициативе арендодателя. Случай обыденный, но в Интернете такую информацию найти крайне непросто.

Чтобы ваше краткосрочное или постоянное пребывание в дальнем зарубежье не омрачалось, журнал «Весь мир - наш дом» публикует советы и рекомендации ведущих экспертов разных стран мира, иммигрантов-старожилов, сообщает об условиях жизни в привлекательных для россиян странах.

В каждом номере журнала «Весь мир - наш дом» вы найдете:

• сведения об условиях жизни и деятельности в конкретной стране;

• информацию об особенностях и преимуществах той или иной страны или группы стран;

• рейтинг стран по условиям организации своего дела, размещению капитала, обустройству и привлекательности для учёбы, лечения и путешествий.

Обращаем ваше внимание, что в разделе «Вопросы и ответы» на сайтах журнала подписчик может задать любой конкретный вопрос по темам журнала и бесплатно получить на него подробный ответ.

Первый номер журнала выйдет в январе 2012 года и будет посвящен всем аспектам пребывания, жизни и деятельности россиян в Германии и Австрии. Редколлегия журнала намерена посвятить очередные номера Франции, Великобритании, США, отдыху на популярных, элитных и незнакомых россиянам курортах.

Объем журнала «Весь мир - наш дом» - 96-112 страниц формата А4. В продажу он не поступает, советуем подписаться.

Подписку на журнал можно оформить как в отделениях связи по каталогам «Роспечать», «Почта России», «Пресса России», так и в альтернативных подписных агентствах, а также через редакцию или электронную платежную систему.

Годовая подписка (12 номеров) через редакцию - со скидкой 20%!

Вы можете приобрести, начиная с 01.01.2012, электронную версию очередного номера журнала по цене 150 руб. за номер. Условия приобретения электронных версий отдельных статей, а также полных номеров журнала смотрите в разделе «Электронные продукты» на сайте Издательского Дома «Панорама» (http:// www.panor.ru), где приведено содержание всех номеров журнала с момента его создания.

Подробнее о журнале «Весь мир - наш дом» можно узнать на сайтах: www.panor.ru; www.панор.рф; www^M^,^; www.EWOH.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.