http://www.uchzap.com
ISSN 2542-0089ISSN 2542-0070 (Online)
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ MODERN APPROACHES IN EDUCATION
УДК 378
DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-2-6-14
Дулма Цырендашиевна Дугарова1,
доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: dugarova_dc@mail.ru
Эльвира Леонидовна Ванданова2,
кандидат психологических наук, доцент, Федеральный институт развития образования (125319, Россия, г. Москва, ул. Черняховского, 9), e-mail: vandanova.e@firo.ru
Диана Владимировна Чупрова3,
кандидат педагогических наук, Читинская государственная медицинская академия (672000, Россия, г. Чита, ул. Горького, 39а), e-mail: chuprova-dv@mail.ru
Внешнее экспертное оценивание качества образования как общественно значимого блага
Определение понятия «образование» в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 как общественно значимого блага соотносит независимую экспертную оценку качества образования с требованиями оценки приобретаемых в вузе знаний, умений и навыков, ценностных установок, компетенций по избранной будущей профессии и опыта деятельности, в связи с чем содержание понятий «образование», «качество образования», «независимая экспертная оценка качества образования» выступают основополагающими факторами, определяющими миссию и стратегию развития вуза. В статье раскрываются опыт реализации технологии независимого экспертного оценивания качества образования в вузе как общественно значимого блага на основе руководящих принципов ЮНЕСКО - ОЭСР обеспечения качества в трансграничном образо-
1 Д. Ц. Дугарова - организатор исследования, формулирует и обобщает выводы коллективного исследования, оформляет статью.
2 Э. Л. Ванданова - координатор исследования, формулирует выводы по транзитивности высшего образования в условиях глобализации, трансформации образовательных пространств, оформляет статью.
3 Д. В. Чупрова - координатор исследования, формулирует выводы по содержанию экспертного оценивания учебно-методической документации при реализации ФГОС ВО в медицинском образовании, оформляет статью.
6
© Дугарова Д. Ц., Ванданова Э. Л., Чупрова Д. В., 2018
вании. Цель статьи - обоснование и анализ обеспечения реализации технологии независимого экспертного оценивания качества образования в вузе как общественно значимого блага. Основные прикладные задачи, решаемые в рамках исследования: анализ исполнения рекомендаций «Руководящих принципов ЮНЕСКО - ОЭСР обеспечения качества трансграничного высшего образования» при технологии независимого экспертного оценивания качества образования в вузе; показ опыта вузов Забайкальского края по реализации технологии оценивания качества образования в вузе как общественно значимого блага. Дискуссионный аспект исследования состоит в интеграционном проекте, отражающем транзитивность неформального образования субъектов образования в образовательном пространстве вуза, характеризующимся цивилизационным основанием (социокультурным, антропологическим, синергетическим, психолого-педагогическим, международным).
Ключевые слова: экспертиза в образовании, образование, качество образования, независимое оценивание качества образования, содержание обучения, содержание образования, неформальное образование
Введение. Во всём мире наблюдается растущий интерес к проблемам качества и стандартов в контексте быстрого роста высшего образования и изменения его стоимости для общественного и частного секторов. Инициативы и устремления, которые возникают внутри и за пределами страны в свете интернационализации системы высшего образования, требуют ответа. Деятельность по интернационализации высшего образования повлияла на создание «Руководящих принципов ЮНЕСКО -ОЭСР обеспечения качества трансграничного высшего образования». В коммюнике европейских министров, ответственных за высшее образование (2009 г.) отражено, что транснациональное образование должно руководствоваться европейскими и международными стандартами обеспечения качества образования ENQA, EFQM, ISO. Проблема исследования вытекает из потребности в объективном отражении качества высшего образования в вузе и его оценки с позиций рассмотрения понятия образования как общественно значимого блага. Поэтому проблематика вопроса определяет поиск методов независимой оценки качества образования в вузе в контексте рассмотрения образования как продукта и услуги, а также определения образования как общественного блага.
В свете вышеизложенного в исследовании показан международный контекст экспертного оценивания качества образования в соответствии с новым законом об образовании (2012).
Методологической основой исследования выступили концепции, стандарты1
1 Приказ МНО от 09.02.2016 г. № 95 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специ-
и руководящие принципы обеспечения качества образования, методология Форсайт, теоретические основы и принципы нормативно-правовой модели экспертного оценивания образования, отражающие реальную практику оценивания качества образования в вузе. Основные противоречия заключаются в законодательном нормативно-правовом определении предмета оценивания («Образование, как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно-значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства»2) и реальной ситуацией независимого экспертного оценивания качества образования в вузе.
Независимое экспертное оценивание качества образования в ФГБОУ ВО «Забайкальском государственном университете» (далее - ЗабГУ) в соответствии со стандартом Международной организации по сертификации (ISO) [13], требованиями Европейской сети обеспечения качества в высшем образовании (ENQA), Модели европейского Фонда по менеджменту качества (EFQM), Европейской системы перезачёта кредитов (ESTS) и Проекта «Настройка образовательных структур в Европе» (TUNING), определяет информационную открытость качества высшего образования, базовую совокупность показателей и критериев, позволяющих определить содержание за-
алитета)»; Приказ МНО от 17.08.2015 г. № 853 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.02 Педиатрия (уровень специалитета)».
2 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.base. garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d1828 9c6432 (дата обращения: 03.03.2018).
траченного труда научно-педагогическими и управленческими кадрами вуза и качество их деятельности. Фактором независимого экспертного оценивания качества образования, определённого министрами образования стран - подписантов Болон-ского процесса, как общественно значимого блага, выступают:
- обоснование и реализация методов независимого экспертного оценивания, определяющих информационную открытость качества образования как продукта и услуги;
- актуализация экспертной работы (сценирование, дорожное картирование, экспертные панели) раскрывающей стартовые возможности и будущий потенциал повышения качества образования в вузе как общественного блага;
- повышение квалификации научно-педагогических и руководящих кадров по мета-оценке, направленной на независимое экспертное оценивание качества образовательных услуг.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование независимого экспертного оценивания качества образования как общественно значимого блага соотносится с переходом от технологии оценивания качества обучения к технологии оценивания качества образования в вузе. Изучение и внедрение опыта, накопленного в практике вузов Забайкальского края, использования методов: оценки, аудита, аккредитации, ранжирования [5; 6]. В Забайкальском государственном университете технология оценивания качества обучения и технология оценивания качества образования осуществлялась при сертификации СМК вуза в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008. При участии в конкурсе Министерства образования и науки «Система качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» проводился внешний аудит сильных и слабых сторон деятельности вуза в соответствии с требованиями Модели европейского Фонда по менеджменту качества (EFQM) [8], Стандартов и Директив для гарантий качества высшего образования (ENQA) [9]. Аккредитация как технология независимого экспертного оценивания качества образования применялась в ЗабГУ при общественной аккредитации вуза и профессионально-обще-
ственной аккредитации образовательных программ. Согласно требованиям Европейской ассоциации по обеспечению качества в высшем образовании, профессионально-общественная аккредитация признаёт или не признаёт соответствие качества и уровень подготовки выпускников организации по образовательной программе необходимым международным требованиям и стандартам. Ранжирование (рейтингование) является также технологией независимого экспертного оценивания качества образования, в ходе которого сравниваются результаты единого целенаправленного процесса воспитания и обучения в вузе. Для выявления своих сильных и слабых позиций Забайкальский государственный университет прошёл независимую оценку, добровольно приняв участие в апробации модельной методологии ранжирования российских вузов, проводимой Национальным фондом подготовки кадров.
Министрами европейских стран, подписавших Болонскую Декларацию, образование определено как общественное благо [10; 11], и это закреплено в законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года1. Образование невозможно получить как продукт или услугу без непосредственного участия потребителей образовательных услуг. Качество образования как общественного блага зависит от стартовых возможностей накапливаемого потенциала образования в вузе. Это определяет иную цель независимого экспертного оценивания качества высшего образования: не экспертиза отклонения или претензий от требуемых стандартов со стороны потребителей, а экспертиза методов оценки возможностей непрерывного приращения качества образования вместе с ростом ожиданий человека и общества. Исследование возможностей качества образования как общественного блага было связано с изучением методов, определённых новыми стратегическими перспективными направлениями и технологиями в образовании на сессии стратегического сценирования, проведённого совместно с Автономной некоммерческой организацией «Институт опережающих исследований "Управление
1 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.base. garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d1828 9с6432 (дата обращения: 03.03.2018).
человеческими ресурсами"» им. Е. Н. Шиф-ферса по методологии Форсайт: сценарный подход, экспертная панель, технологическое картирование перехода образования от текущего состояния к стадиям развития и библиометрический анализ базы данных по качеству образования (наиболее часто цитируемых публикаций конкретной области) [11; 12].
Внедрение Болонского процесса в российскую практику высшего образования потребовало новой нормативно-правовой модели независимого экспертного оценивания качества результатов образования (управление знаниями как теоретической основы методического обеспечения основных образовательных программ). Действующие ФГОС ВО содержат требования к результатам освоения образовательной программы в терминах компетенций, формулировка которых носит рамочный характер, поскольку требования (стандартов) относятся к качеству подготовки специалистов на национальном уровне и должны быть обеспечены всеми вузами страны. Поэтому реализация компетентностного подхода и разработка на его основе основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) требует обновления учебно-методической документации.
Изучение технологий экспертного оценивания лучших имеющихся практик ведущих вузов медицинского, инженерного, гуманитарно-педагогического направлений и специальностей, а также технологии экспертного оценивания, рекомендованные Ассоциацией классических университетов России (АКУР) и Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов позволяют определить состав содержания экспертного оценивания обновлённой компетентностно-ориентиро-ванной учебно-методической документации при реализации ФГОС ВО [1; 2; 3].
Итак, независимому экспертному оцениванию подлежат документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования в вузе:
- программные документы интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера, обеспечивающие целостность ком-петентностно-ориентированной ОПОП ВО
(например, паспорта и программы формирования компетенций, карты компетенций);
- программы практик и организация НИР студентов;
- сквозная программа промежуточных комплексных испытаний студентов в вузе на определение степени их подготовки планируемым поэтапным результатам образования, программа ГИА выпускников вуза;
- фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Экспертное оценивание качества образования в вузе как общественно значимого блага предусматривает системообразующую роль проектирования и реализации ОПОП ВО по специальностям/направлениям подготовки в логике компетентност-ного подхода и обновления учебно-методической документации. Компетентностный подход требует однозначного понимания: состава результатов обучения (знать, уметь, владеть) и траектории их достижения - структурно-логических схем (схем структуры образовательного процесса). Обновление структурно-логических схем в современных условиях позволяет сформировать междисциплинарное поле знаний на базе смежных дисциплин и обеспечивает целостность дисциплин, их устойчивых связей в рамках конкретной образовательной программы.
Описание форм, методов и критериев оценивания результатов образования требует конкретизации федеральных требований на уровне образовательной организации с учётом региональной и вузовской специфики: уточнение формулировки компетенций, планирование результатов образования, т. е. определение порогового уровня сформированности компетенций, достижение которого является обязательным для всех выпускников образовательной программы.
Инструментом снижения неопределённости в вопросах оценивания однозначной и единой трактовки содержания компетенции (декомпозиции компетенции) преподавателями, а также достижения компромисса между администрацией вуза и работодателями выступают карты знаний и основанные на них паспорта компетенций.
Основой для создания и апробации в ряде российских вузов паспортов компетенций послужила методика, разработан-
ная сотрудниками Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов [1]. Главный способ, являющийся базой методики, - картирование знаний, т. е. представление в наглядном, структурированном виде основных характеристик формируемых компетенций (структура, уровни формирования, методы формирования).
Паспорт компетенции - документ, разрабатываемый субъектами управления образовательным процессом, содержащий дескрипторы уровня сформированности компетенций и представляющий результат определения требований вуза к результатам освоения образовательной программы. В отличие от карты знаний, содержащей диагностические сведения об уровне компетенции на «входе» и «выходе» обучения, паспорт компетенции является программным документом, позволяющим аккумулировать всю информацию о планируемых результатах обучения, уровнях траектории, методах формирования компетенции. Более того, в перспективе, паспорт и карта компетенции могут стать теми учебно-методическими ресурсами, которые будут накапливать актуальную информацию о составе результатов обучения, учёте новых профессиональных функций, требований профессиональных стандартов.
Несмотря на то, что все документы в образовательной программе взаимосвязаны, наиболее тесную связь карта знаний и паспорт компетенции имеют с программой формирования компетенции и программой Государственной итоговой аттестации выпускника. Программа формирования компетенции интегрирует информацию в поле: результаты обучения - методы обучения -методы оценивания и определяет, какие образовательные траектории приведут к заданному уровню сформированности компетенции, этапы формирования компетенции, матрицу компетенций, планируемые уровни сформированности компетенции у выпускника. Поэтому в основе разработки и реализации карт знаний, паспортов компетенций и программ формирования компетенций должен быть процесс планирования и оценки качества подготовки специалистов, нацеленный на формирование и достижение заявленного результата обучения.
Определение и описание критериев к уровням сформированности компетенций позволит разработать индикаторы и мето-
дику оценивания, а также алгоритм формирования фондов оценочных средств для всех этапов обучения.
Достаточно полно, на наш взгляд, представлена методика создания фондов оценочных средств в ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет».
Понимая под фондом оценочных средств «комплект методических материалов, нормирующих процедуры оценивания результатов обучения, т. е. установления соответствия учебных достижений запланированным результатам обучения и требованиям образовательных программ, рабочих программ модулей (дисциплин)» [2, с. 15], авторы методики определяют компоненты системы оценивания: структурированный перечень объектов оценивания (кодификатор/структурная матрица формирования и оценивания результатов обучения ООП, дисциплины) - база учебных заданий - методическое оснащение оценочных процедур. При планировании и разработке ФОС предложен ограниченный набор элементов (цели обучения - индикаторы и критерии оценивания - содержательная область контроля - функции и цели контроля - виды, методы и формы контроля - средства оценивания), описаны этапы с чёткой последовательностью действий. Необходимость оценивания результативности и качества учебного процесса, образовательных программ, степени их адекватности условиям будущей профессиональной деятельности актуализирует понятие поведенческого индикатора, кроме триады знания - умения -владения также подлежащего оценке и выражающего ценностные установки и опыт совместной деятельности, и являющегося одним из показателей социального эффекта качества образования в вузе как общественно значимого блага. Поведенческий индикатор является фокусом оценивания каждого результата обучения и определяет конкретные действия, которые студенты смогут демонстрировать в результате обучения (стандарты эффективного/желательного поведения).
В результате интернациональной гармонизации образовательных систем, реализующих единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, осуществляется трансформация образовательных
пространств в соответствии с изменениями в социальной политике, которые определяют значение, функции образования и регулируют новые социальные отношения. Различные социальные и гражданские группы, производители, работодатели и другие представители общества включаются в разработку нормативных, регулирующих и программных документов, определяющих развитие образования и его модернизацию. В связи с этим возникают вопросы:
1. Каким образом можно привлечь эти структуры к формированию и реализации социального заказа на образование?
2. Как обеспечить участие и социальные действия таких структур и организаций в образовании?
Решение этой новой социально-педагогической реальности, транзитивности высшего образования в условиях современной проблемы глобалистики связано с цивили-зационной парадигмой образования как общественного блага. Транзитивность образования в образовательном пространстве вуза характеризуется цивилизационным основанием (социокультурным, антропологическим, информационным, синергети-ческим, педагогическим, международным) неформального образования в образовательном пространстве вуза.
Новые интеграционные проекты формируют потребность в реализации эффективных моделей опережающей и междисциплинарной подготовки высококвалифицированных кадров в вузе, которые определяют цивилизационные зоны развития субъектов сферы образования и рынка труда. Актуальна задача воспитания молодых специалистов, способных создавать новые устройства и технологические процессы от идеи до наукоёмкого производства, продвигать разработки к потребителям, оценивать технологический горизонт рынка и учитывать его экономическую динамику.
Решение этих проблем непосредственно связано с созданием моделей локальных точек роста субъектов сферы образования и сферы труда, которые будут предусматривать новые формы и методы обучения, опирающиеся на интеграцию образования и сферы труда, что послужило отправной точкой для выделения следующих категорий образования: формального, инфор-мального и неформального.
Активное продвижение идей неформального образования осуществлялось
такими глобальными организациями, как ЮНЕСКО и ООН. Начиная с 2005 года ЮНЕСКО особое внимание обращает на роль и ресурсы неформального образования в работе с детьми и молодёжью из малообеспеченных и социально уязвимых семей и слоёв населения [15].
В 2011 году в Париже в ходе 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята резолюция, в которой были пересмотрены международные стандарты образования. На основании этого документа неформальным признаётся образование, которое «институционализировано, целенаправленно и спланировано лицом или организацией, обеспечивающей предоставление образовательных услуг» [16]. На современном этапе сущностной характеристикой неформального образования позиционируется его дополнительность или альтернативность формальному образованию. К формам организации неформального образования могут относиться краткосрочные курсы, семинары, тренинги, мастер-классы и технологии неформального образования.
Заключение. Технологии независимого оценивания качества образования, поиск механизмов повышения качества образования в вузах Забайкальского края показывают:
1. Опыт вузов Забайкальского края по независимой экспертной оценке качества образования как общественно значимого блага на основе «Руководящих принципов ЮНЕСКО - ОЭСР обеспечения качества трансграничного высшего образования» показывает необходимость независимого экспертного оценивания качества образования в вузе на основе международного стандарта ISO и требований международных документов для продвижения предоставления качества трансграничного высшего образования, обеспечивающего академическую и профессиональную мобильность преподавателей и студентов в трансграничном регионе, признания дипломов и квалификаций в условиях растущей глобализации рынка труда.
2. Переход от технологии оценивания качества обучения к технологии оценивания качества образования направлен на оценивание социальных эффектов качества образования в вузе как общественно значимого блага и предусматривает:
- переход от приоритета образования как декларации к приоритету образования как задачи государственной политики;
- ценностные ориентиры образования как ресурс национальной инновационной системы и приоритет развития информационного общества;
- от реформы педагогического метода к реформе социальной организации жизни в системе образования;
- от адаптивно-дисциплинарной модели усвоения суммы знаний и навыков к рождению образа мира совместной деятельности;
- от технологии обучения к жизненным задачам и познавательной мотивации;
- от организации совместных действий к развитию ценностных установок личности [4].
Источники
1. Азарова Р. Н., Золотарева Н. М. Разработка паспорта компетенции: метод. рек. для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: Координационный совет учеб.-метод. объединений и науч.-метод. советов высш. шк., 2010. 52 с.
2. Методические рекомендации по формированию фондов оценочных средств. Томск: Национальный исследовательский Томский политехн. ун-т, 2012. 62 с.
3. Система оценки компетенций и уровня сформированности результатов обучения: метод. рек. СПб.; Пушкин: Учеб. центр подготовки рук. Высш. шк. экономики, 2014. 33 с.
4. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий / под ред. А. Г. Асмолова, Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2006. 321 с.
5. Trends Shaping Education. Centre for Educational Research and Innovation [Электронный ресурс]. 2016. 18 Jan. Режим доступа: http://www.oecd-ilibrary.org/education/trends-shaping-education-2016_tren ds_edu-2016-en (дата обращения: 01.02.2018).
6. Zou Yihuan. Quality of higher education: organizational and educational perspectives. A study in the Chinese context. River Publishers, 2013. 182 p.
7. Method for the Improvement of the Quality of Higher Education in Accordance with the EFQM Model [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.enqa.eu (дата обращения: 01.02.2018).
8. The role of the European Association for Quality Assurance in Higher Education ENQA latest developme - PowerPoint PPT [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.translate.yandex. ru/?text=The%20role%20of (дата обращения: 01.02.2018).
9. European Higher education at the crossroads. Between the Bologna process and national reforms / ed. by Adrian Curaj, Peter Scott, Lazar Vlasceano, Lesley Wilson. Springer, 2012. 1103 p.
10. EHEA Ministerial Conference and Fourth Bologna Policy Forum. [Электронный ресурс]. Yerevan. 2015. 14-15 May. Режим доступа: http://www.bologna-yerevan2015.ehea.info (дата обращения: 01.02.2018).
11. Ian Miles. "Methods in Technology Foresight" UNIDO Regional Initiative on Technology Foresight. [Электронный ресурс]. Gebze. 2007. November. Режим доступа: http://www.vision.cer.uz/Data/lib/ readings/manuals_and_toolkits/DEV_F0RESIGHT_METH0DS_EN_Nov2007.pdf (дата обращения: 03.02.2018).
12. Ozcan Saritas. Systemic Foresight Methodology [Электронный ресурс] // Forth International Seville Conference on Future-Oriented Technology Analysis (FTA). FTA and Grand Societal Challenges -Shaping and Driving Structural and Systemic Transformations. Seville. 2011. 12-13 May. Режим доступа: http://www.foresight.jrc.ec.europa.eu/fta_2011/documents (дата обращения: 01.02.2018).
13. ISO. 9001:2008 Quality management systems. Requirements [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iso.org/iso/ru/catalogue_detail?csnumber=62085 (дата обращения: 01.02.2018).
14. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.enqa.eu/files/ESG_3edition%20(2).pdf (дата обращения: 01.02.2018).
15. Balan J. Las politicas I la educacion non formal y de educacion de jovenes y adultos dedsde la perspectiva del aprendizaje a lo largo de toda vida // Aportes para la elaboration de propuestas de politicas educatics. III Educacion non fromal. Comp. Marcelo Morales. UNESCO. 2009.
16. UNESCO's 36th General Conference [Электронный ресурс]. Paris. 2011. 25 October -10 November. Режим доступа: http://www.unesco.org/new/en/general-conference-36th (дата обращения: 01.02.2018).
Статья поступила в редакцию 20.02.2018; принята к публикации 30.03.2018
Библиографическое описание статьи
Дугарова Д. Ц., Ванданова Э. Л., Чупрова Д. В. Внешнее экспертное оценивание качества образования как общественно значимого блага // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 2. С. 6-14. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-2-6-14.
Dulma C. Dugarova1,
Doctor of Pedagogy, Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: dugarova_dc@mail.ru
Elvira L. Vandanova2,
Candidate of Psychology, Associate Professor, Federal Institute of Education Development (9 Chernyakhovskogo st., Moscow, 125319, Russia), e-mail: vandanova.e@firo.ru
Diana V. Chuprova3,
Candidate of Pedagogy, Chita State Medical Academy (39a Gorkogo st., Chita, 672000, Russia), e-mail: chuprova-dv@mail.ru
External Expert Evaluation of the Quality of Education as a Socially Significant Benefit
The article deals with the main theoretical and practical aspects of fine arts and cultural expertise deployment. The authors conceptualize and discuss five basic aspects of the notion "fine arts and cultural expertise". The principal issues of contemporary expertise development in fine arts and culture are lingering institutionalization of expert community, the lack of consensus in principal concepts determination, inadequacies in common procedural expertise regulations. Authors' particular attention is drawn to some issues of experts in fine arts and culture training for educational system. The authors analyze principal difficulties of accreditation and license procedure of experts for artistic educational system and scientific assistance of learning program. The research results give a permission to argue that the most optimal experts' position has to be determined by both high quality of his or her professional skills and non-involvement into educational system activities or artistic practices. The article proposes a dynamic model of experts' professional training in order to design permanent qualitative and quantitative changes of competences. The paper systematizes authors' background of expertise in the following avenues: planning, realization and assessment of artistic project in education; efficiency assessment of environment planning for the complementary artistic education; assessment of learning program quality and its separate elements.
Keywords: expertise in fine arts and culture, expert's competence, expertise activity, experts' community, professional standards
Istochniki
1. Azarova R. N., Zolotareva N. M. Razrabotka pasporta kompetencii: metod. rek. dlya organizator-ov proektnyh rabot i professorsko-prepodavatel'skih kollektivov vuzov. Pervaya redakciya. M.: Issledova-tel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov: Koordinacionnyj sovet ucheb.-metod. ob»edinenij i nauch.-metod. sovetov vyssh. shk., 2010. 52 s.
2. Metodicheskie rekomendacii po formirovaniyu fondov ocenochnyh sredstv. Tomsk: Nacional'nyj issledovatel'skij Tomskij politekhn. un-t, 2012. 62 s.
3. Sistema ocenki kompetencij i urovnya sformirovannosti rezul'tatov obucheniya: metod. rek. SPb.; Pushkin: Ucheb. centr podgotovki ruk. Vyssh. shk. ehkonomiki, 2014. 33 s.
4. Social'naya kompetentnost' klassnogo rukovoditelya: rezhissura sovmestnyh dejstvij / pod red. A. G. Asmolova, G. U. Soldatovoj. M.: Smysl, 2006. 321 s.
5. Trends Shaping Education. Centre for Educational Research and Innovation [EHlektronnyj resurs]. 2016. 18 Jan. Rezhim dostupa: http://www.oecd-ilibrary.org/education/trends-shaping-education-2016_tren ds_edu-2016-en (data obrashcheniya: 01.02.2018).
1 D. C. Dugarova - the organizer of the study, formulates and summarizes the findings of the collective study, draws up an article.
2 E. L. Vandanova - the study coordinator, formulates conclusions on transitivity of higher education in the context of globalization, for the transformation of educational spaces, draws up an article.
3 D. V. Chuprova - the study coordinator, draws, conclusions on the content expert evaluation of educational-methodical documentation in the implementation of the FSES HE in medical education, draws up an article.
6. Zou Yihuan. Quality of higher education: organizational and educational perspectives. A study in the Chinese context. River Publishers, 2013. 182 p.
7. Method for the Improvement of the Quality of Higher Education in Accordance with the EFQM Model [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.enqa.eu (data obrashcheniya: 01.02.2018).
8. The role of the European Association for Quality Assurance in Higher Education ENQA latest developme - PowerPoint PPT [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.translate.yandex. ru/?text=The%20role%20of (data obrashcheniya: 01.02.2018).
9. European Higher education at the crossroads. Between the Bologna process and national reforms / ed. by Adrian Curaj, Peter Scott, Lazar Vlasceano, Lesley Wilson. Springer, 2012. 1103 p.
10. EHEA Ministerial Conference and Fourth Bologna Policy Forum. [EHlektronnyj resurs]. Yerevan. 2015. 14-15 May. Rezhim dostupa: http://www.bologna-yerevan2015.ehea.info (data obrashcheniya: 01.02.2018).
11. Ian Miles. "Methods in Technology Foresight" UNIDO Regional Initiative on Technology Foresight. [EHlektronnyj resurs]. Gebze. 2007. November. Rezhim dostupa: http://www.vision.cer.uz/Data/lib/ readings/manuals_and_toolkits/DEV_F0RESIGHT_METH0DS_EN_Nov2007.pdf (data obrashcheniya: 03.02.2018).
12. Ozcan Saritas. Systemic Foresight Methodology [EHlektronnyj resurs] // Forth International Seville Conference on Future-Oriented Technology Analysis (FTA). FTA and Grand Societal Challenges - Shaping and Driving Structural and Systemic Transformations. Seville. 2011. 12-13 May. Rezhim dostupa: http:// www.foresight.jrc.ec.europa.eu/fta_2011/documents (data obrashcheniya: 01.02.2018).
13. ISO. 9001:2008 Quality management systems. Requirements [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.iso.org/iso/ru/catalogue_detail?csnumber=62085 (data obrashcheniya: 01.02.2018).
14. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.enqa.eu/files/ESG_3edition%20(2).pdf (data obrashcheniya: 01.02.2018).
15. Balan J. Las politicas I la educacion non formal y de educacion de jovenes y adultos dedsde la perspectiva del aprendizaje a lo largo de toda vida // Aportes para la elaboration de propuestas de politicas educatics. III Educacion non fromal. Comp. Marcelo Morales. UNESCO. 2009.
16. UNESCO's 36th General Conference [EHlektronnyj resurs]. Paris. 2011. 25 October - 10 November. Rezhim dostupa: http://www.unesco.org/new/en/general-conference-36th (data obrashcheniya: 01.02.2018).
Received: February 20, 2018; accepted for publication March 30, 2018
Reference to the article
Dugarova D. C., Vandanova E. L., Chuprova D. V. External Expert Evaluation of the Quality of Education as a Socially Significant Benefit // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 2. PP. 6-14. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-2-6-14.