Научная статья на тему 'Новые подходы к управлению образовательным учреждением СПО в условиях реализации ФГОС'

Новые подходы к управлению образовательным учреждением СПО в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4163
724
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОВЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ / THE SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / NEW APPROACHES TO MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшунов Анатолий Павлович

В условиях изменений, происходящих в системе среднего профессионального образования, и формируемых в связи с этим новых целей и ценностных ориентаций, по-новому ставятся вопросы управления образовательным учреждением. Появилась необходимость в принципиально новых подходах, способных обеспечить эффективную работу в учреждениях СПО. В своей статье автор рассмотрел основные подходы, используемые в управлении образовательным учреждением.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшунов Анатолий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the conditions of dynamic changes of secondary professional education and the new purposes formed in this regard and valuable orientations, questions of management are in a new way put by educational institution. There was a need for essentially new approaches, capable to provide effective work in establishments of secondary professional education. In the article the author considered the main approaches used in management of educational institution.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к управлению образовательным учреждением СПО в условиях реализации ФГОС»

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ СПО В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ГОРШУНОВ А.П.

В условиях изменений, происходящих в системе среднего профессионального образования, и формируемых в связи с этим новых целей и ценностных ориентаций, по-новому ставятся вопросы управления образовательным учреждением. Появилась необходимость в принципиально новых подходах, способных обеспечить эффективную работу в учреждениях СПО. В своей статье автор рассмотрел основные подходы, используемые в управлении образовательным учреждением.

In the conditions of dynamic changes of secondary professional education and the new purposes formed in this regard and valuable orientations, questions of management are in a new way put by educational institution. There was a need for essentially new approaches, capable to provide effective work in establishments of secondary professional education. In the article the author considered the main approaches used in management of educational institution.

Изменения всех сфер жизни человека в современном мире обусловили модернизацию отечественного образования. Существенное влияние на систему профессионального образования в настоящее время оказывают преобразования, происходящие в экономике и общественной жизни. Процессы становления новой экономики и производства привели к росту потребности общества в специалистах средней квалификации и вызвали изменение требований, предъявляемых обществом к качеству профессионального обучения. Среднее профессиональное образование России сегодня находится в процессе динамических изменений, формируются новые цели и ценностные ориентации, социальный заказ учреждениям профессионального образования рассматривается как совокупность запросов различных социальных групп. В этих условиях по-новому ставятся вопросы управления учреждением среднего профессионального образования. Становится актуальной проблема разработки эффективных технологий управления и их оценки, нормативно-правового аспекта деятельности, создания современных моделей управления развитием системы среднего профессионального образования и каждого отдельного учебного заведения.

Сложившаяся в течение десятилетий система среднего профессионального образования оказалась не в состоянии полностью удовлетворить многоаспектные запросы общества и возрастающие потребности обучаемых. Профессиональная деятельность в современных условиях - основная сфера жизнедеятельности человека, в которой проявляется степень усвоения личностью норм и ценностей общества. Выпускник среднего профессионального учебного заведения должен иметь не только современные профессиональные знания, умения и навыки, но и владеть профессиональной культурой, прогрессивно мыслить, ориентироваться в проблемах развития общества и окружающего мира. Именно эти качества выпускника способствуют адаптации его на рынке труда. Назрела необходимость поиска принципиально новых подходов к обеспечению качества работы учреждения СПО за счет реализации эффективных структур управления, интенсивных педагогических технологий.

Управление средним профессиональным образованием в бывшем СССР строилось на теоретической базе начала века и не могло эффективно обеспечивать его функционирование, а тем более развитие в новых условиях. Эта система была не просто инерционной и ориентированной на воспроизводство заданных социальных норм, но и накопила немалый опыт торможения развития образования. Особенно это торможение сказывается последние 10-15 лет, когда учреждения среднего профессионального образования должны были в полной мере ответить на социальный спрос, однако низкая эффективность управления учреждениями СПО, не соответствующая задачам модернизации среднего профессионального образования, и от-

сутствие системы оценки различных учреждений СПО для оптимизации сети и создания программы развития региональной системы профобразования тормозят внедрение инновационных подходов в процесс обучения. Ситуация в управлении ОУ существенно изменилась с принятием Закона РФ «Об образовании», который обусловил необходимость интенсивного опережающего развития управления в образовании.

Современный этап модернизации российского профессионального образования характеризуется следующими тесно взаимосвязанными между собой процессами:

- созданием и внедрением внутриколледжных систем управления качеством образования в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества серии ^ 9001:2008;

- переходом к комплексной оценке деятельности учреждения профессионального образования, включая получение сертификата качества образовательных услуг ^, наличия эффективных внутриколледжных систем управления качеством образования;

- усилением конкуренции в профессиональном образовании;

- необходимостью гармонизации российского профессионального образования с другими системами образования в рамках Копенгагенского соглашения в целях привлечения дополнительных внутренних потребителей и выхода в международное образовательное пространство;

- повышением качества результатов образовательной деятельности, которое определяется качеством сформированных компетенций у выпускников СПО, их активной гражданской позицией, уровнем культуры и нравственности.

С целью проведения всесторонней экспертизы качества образования в колледже, необходимо внедрить постоянно действующую систему менеджмента качества (далее СМК), которая будет являться гарантом качества предоставляемых образовательных услуг. СМК в учебном заведении должна отслеживать и анализировать индикаторы того, насколько правильно организован учебный процесс в учебном заведении; насколько актуальны и действенны созданные в нем системы управления; насколько профессиональны кадры, вовлеченные в управление; насколько организационная система способствует внедрению инноваций. Учитывая современные тенденции развития профессионального образования, руководство ГБОУ СПО Московского технико-экономического колледжа приняло решение о разработке и внедрении в колледже системы менеджмента качества. В качестве модели СМК была выбрана модель Всеобщего управления качеством, закрепленная в международных стандартах качества серии ^ или адаптированных национальных стандартах ГОСТ Р ^ 9001-2008 (^ 9001:2008) и базирующаяся на следующих принципах, соблюдение которых является наиболее важным в успешном построении СМК:

1. лидерство руководителя.

2. вовлечение работников в процесс улучшения качества.

3. подход к системе как к процессу.

4. системный подход к управлению.

5. постоянное улучшение всех областей деятельности.

6. выбор партнеров.

7. сбор объективных данных и использование инструментов качества для принятия решений.

Разработка СМК колледжа включает несколько этапов:

1. формулирование стратегии, политики, целей и задач ГБОУ СПО МТЭК в области качества. На основе анализа запросов основных потребителей образовательных услуг колледжа и

анкетирования преподавателей, студентов и родителей администрация МТЭК разработала Миссию колледжа, цели, политику и обязательства в области качества. Такие документы являются первоочередными в составе документации системы управления качеством.

2. обучение администрации и отдельных групп педагогических работников в применении

СМК в конкретном ОУ.

Формирование СМК в образовательных учреждениях на основе различных моделей является новым направлением в управлении ОУ. Поэтому необходимо провести обучение администрации в области качества, а также тех сотрудников организации, которых планируется задействовать в процессе разработки элементов и документации системы менеджмента качества. Прежде всего, обучение должен пройти сам руководитель и уполномоченный по качеству от администрации колледжа. В этих целях лучше всего использовать в качестве базы обучения различные курсы повышения квалификации по направлению: «Управление качеством». Целью данного этапа является формирование единых позиций администрации в области качества и специалистов, способных выполнять разработку соответствующих компонентов СМК. Позднее, в процессе развития работ по разработке и внедрению системы качества, должно проводиться обучение и вовлечение в процесс новых сотрудников организации. Необходимо отметить, что процесс обучения сотрудников ОУ в области качества должен быть непрерывным, сопровождающим все этапы создания и дальнейшего совершенствования системы менеджмента качества ОУ.

Формирование организационной структуры СМК ГБОУ СПО Московского техникоэкономического колледжа предполагает:

- четкое распределение всех полномочий и ответственности руководителей всех структурных подразделений за обеспечение качества;

- назначение уполномоченного ОУ по качеству из состава администрации ОУ (зам. директора);

- формирование Совета по качеству;

- назначение уполномоченных по качеству в отдельных структурных подразделениях, в функции которых входит непосредственная разработка и совершенствование системы качества и ее документации.

3. Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и подразделения колледжа.

Стратегические цели и задачи колледжа спроецированы на все уровни управления и структурные подразделения и нашли выражение в планах конкретных действий и мероприятий с указанием критериев результативности, сроков выполнения и ответственных.

4. Самообследование колледжа.

Для оценки сложившейся в колледже ситуации в области качества было проведено комплексное самообследование ГБОУ СПО МТЭК. Кроме этого, велась работа по анализу, корректировке и систематизации существующей нормативной (локальной) документации и разработке новых недостающих положений. В процессе этой работы проводилась перекрестная проверка всех документов на взаимосогласованность и непротиворечивость их друг другу. При необходимости в часть документов вносились коррективы. В результате в колледже был издан Сборник нормативных локальных актов.

Аудит качества - это систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям. Посредством аудита качества проверяется эффективность всех видов деятельности ОУ, обеспечивающих качество. Благодаря этому вскрываются слабые места, принимаются корректирующие меры, контролируется эффективность принятых ранее корректирующих мер в целях обеспечения соответствующего заданным нормам качества и одновременной перепроверки целесообразности всех обеспечивающих качество мер, принимаемых в колледже. Деятельность по улучшению качества включает четыре взаимозависимых этапа: наблюдение, сбор информации, анализ и разработку мероприятий по улучшению качества, внедрение.

Пройдя соответствующие процедуры, связанные с сертификацией СМК, колледж получил Сертификат соответствия системы менеджмента качества применительно к оказанию профессио-

нальных образовательных услуг, в том числе по подготовке специалистов в области среднего и дополнительного профессионального образования, требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (^ 9001:2008) от 12.05.2011 г. Сертификация системы подтвердила возможности работы коллектива МТЭК в условиях постоянного анализа и непрерывного совершенствования деятельности.

Анализ деятельности СМК в колледже позволил выделить положительные факторы в образовательной деятельности:

- приоритеты образования логично связываются с Миссией колледжа и корпоративной стратегией, появляется сформированное видение перспектив развития;

- при функционировании СМК не допускаются интуитивные действия и необоснованные решения, так как разработаны достаточно результативные механизмы предупреждения и разрешения проблем;

- более четкое распределение ответственности и полномочий между подразделениями и определение критериев оценки результатов осуществляемой деятельности;

- определенность должностных инструкций каждого сотрудника, четкие критерии оплаты труда и материального поощрения, которые повышают прозрачность функционирования учебного заведения;

- студенты получают возможность получать образование гарантированного качества и влиять на важнейшие его составляющие;

- преимущества для администрации: прозрачность и более высокая эффективность управления, возможность для привлечения дополнительных ресурсов; позитивные культурные изменения, улучшение состояния документации;

- повышение авторитета колледжа и его конкурентоспособности.

Кроме того, сертификацию действующей системы менеджмента качества колледжа можно рассматривать и как условие успешности для прохождения аккредитации и лицензирования. Таким образом, система менеджмента качества выступает как основа, как развивающая среда, как движущий механизм реализации инновационных процессов, позволяющих кардинально осуществлять обновления, ведущие к улучшению и повышению качества образования.

Создание инновационной модели образовательного учреждения невозможно без:

- обновления содержания и технологий образования, обеспечивающих баланс фундаментальности и компетентностного подхода;

- развития вариативности образовательных программ;

- обновления механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;

- создания системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;

- становления системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ;

- перехода учреждений среднего профессионального образования на систему предоставление стипендий, обеспечивающих возможность самостоятельно прожить в регионе обучения нуждающимся студентам;

- создания системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения;

- распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ;

- вхождение в международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений;

- создания системы общественных рейтингов образовательных организаций СПО, программ непрерывного профессионального образования;

- введения систем оплаты труда педагогического и административно-управленческого пер-

сонала образовательных учреждений, учитывающих качество и результативность их деятельности.

В системе среднего профессионального образования должен действовать новый организационно-экономический механизм, в рамках которого:

- значительная часть учреждений СПО будет переведена в статус автономных с сохранением доли государственного финансирования;

- финансирование будет осуществляться на основе подушевого принципа;

- будет действовать гибкая система заработной платы преподавателей, сопоставимой со средним уровнем зарплаты в экономике для стимулирования качества работы.

В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система, которая представляет собой глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей жизни. Наиболее эффективным при выборе технологий является модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании, при котором необходимо стремиться к взаимодополнению различных технологий, синергетическому эффекту их взаимодействия.

Миссия колледжа представляется как удовлетворение потребностей граждан в получении профессионального образования, обеспечение конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Исходя из целесообразности, приоритетными направлениями в деятельности колледжа являются:

- разработка и внедрение системы непрерывного профессионального образования;

- создание комплексного учебно-методического обеспечения специальностей;

- разработка и внедрение системы управления качеством образования на основе СМК;

- создание системы социального партнерства;

- использование информационных технологий;

- развитие системы дистанционного обучения в СПО.

В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица займет центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. Перестройка учебного процесса на принципах модульности предполагает предварительное глубокое междисциплинарное исследование содержания существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих фрагментов из учебных дисциплин, установление возможных образовательных траекторий в рамках профессионального модуля, разработку системы реализации профессиональных модулей, которая потребует качественного обновления материально-технической, информационнобиблиотечной базы учебного заведения, повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах реализации модульного подхода к обучению; ведение административноуправленческой деятельности на новых принципах, отвечающих современной перестройке учебного процесса и др.

Управление колледжем - это планомерное, организованное, научно обоснованное, систематическое воздействие на коллектив учебного заведения в целях обеспечения его оптимального функционирования. Процесс управления в колледже базируется на следующих основных принципах:

- принцип целеполагания, целенаправленности, который отражает требование ставить цели с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности;

- принцип кооперации и разделения управленческого труда - важнейшее требование и управленческой деятельности менеджера любого уровня, включающее в себя опору на коллективное творчество и коллективный разум; принцип функционального подхода, претворение которого в жизнь является условием постоянного развития, совершенствования управленческой деятельности на основе постоянного обновления, уточнения и конкретизации функций исполнителей;

- принцип комплектности предполагает сочетание целевого, функционального управления и линейного руководства;

- принцип систематического самосовершенствования управления на основе достижений теорий и передовой практики менеджмента.

Выделим проблемы, которые можно решить непосредственно в колледже, а именно в системе внутриколледжного контроля:

- оценка педагогами деятельности колледжа (внутренний мониторинг качества);

- оценка деятельности колледжа по подразделениям (самообследование).

- оценка выпускниками колледжа образовательных программ (анкетирование);

- оценка студентами качества преподавания, доступности и доходчивости в изложении учебного материала (анкетирование);

- учет мнения родителей обучающихся о деятельности колледжа (внутренний мониторинг качества);

- самостоятельная работа обучающихся (анкетирование).

Внешний контроль качества профессиональной подготовки в колледже должен осуществляться, исходя из потребностей общества как заказчика и одновременно поставщика обучающихся; рынка труда, являющегося потребителем выпускников колледжа; работодателей, определяющих требования к квалификации выпускаемых специалистов в учебном заведении СПО.

Для реализации такой инновационной модели в учреждении СПО необходимо комплексно проанализировать все сферы деятельности колледжа с учетом оценки требований работодателей, учитывая изменения, происходящие в общественной жизни страны и на рынке труда, а именно:

1. расширить профессиональную деятельность, внедряя в процесс обучения дополнительные профессиональные образовательные программы, учитывающие влияние общества на развитие личности, осуществляя постоянную взаимосвязь:

2. ориентировать систему контроля качества образования на улучшение материальнотехнической базы учреждения СПО, на повышение профессионализма педагогического коллектива, на внедрение в учебный процесс информационных и других инновационных технологий.

Действующая система контроля качества образования (СМК) на основе формирования профессиональных компетенций у обучающихся значительно шире типового внутриколледжного контроля, который характерен для традиционного профессионального образования.

Выстроенная на этих принципах, Концепция развития колледжа поможет готовить выпускников, отвечающих требованиям сегодняшнего времени, конкурентоспособных на рынке труда.

Особо хочется обратить внимание на следующие моменты, которые необходимо решить в ближайшее время.

1. Совершенствовать процедуры лицензирования и аккредитации образовательных учреждений. И здесь необходимо расширять, прежде всего, практику общественной аккредитации.

2. Развивать более тесное взаимодействие разработчиков Государственных образовательных стандартов с работодателями, отраслевыми ассоциациями, объединениями предприятий и организаций.

3. Разработать в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников. Такие требования могли бы стать основой для согласования диагностических процедур, обеспечивающих контроль качества подготовки.

4. Составной частью региональных и ведомственных программ отраслевого развития должна стать поддержка учреждений среднего профессионального образования.

В последнее время мы много говорим о том, что экономика требует все более сложного труда и все более качественного образования работников, но при этом не отвечаем на вопрос, что же следует изменить в системе СПО, чтобы подготовка кадров стала более качественной. Налицо разрыв: с одной стороны, граждане стремятся любыми средствами получить высшее образование, с другой стороны, государству крайне не хватает квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Что можно предложить в рамках модели СПО? Как минимум три вещи. Первое - необходимо там, где это возможно и подтверждено потребностями рынка труда, ввести программы СПО повышенного уровня. Второе - необходимо уже в школе предоставить возможность учащимся осваивать программы профессиональной подготовки, а в колледжах вводить обучение в профильных классах. В какой-то степени в советское время это уже было реализовано. Достаточно вспомнить учебные комбинаты или школы, активно сотрудничающие с ВТУЗами. Сегодня важно, внедряя в рамках профильного обучения такие программы, создавать возможность зачесть полученные результаты в дальнейшем профессиональном образовании, в том числе и в высшем. Отсюда вытекает и третья мера - модульная структура образовательных программ в системе профессионального образования. Если человек учится, скажем, на специалиста по земельно-имущественным отношениям, то для начала практической работы не нужно ждать, пока будут освоены все профессиональные компетенции. Впоследствии можно вернуться, доучиться, «взять» те модули, которые необходимы в связи или с изменившимся профилем работы, или с обновившимися технологиями. Иными словами, модульное устройство программ в СПО - возможность гибко сочетать учебу и работу, постоянно следуя за быстро обновляющимися технологиями. Для того чтобы все это было реализовано, необходимо также создание независимых центров сертификации специальностей. В такой центр можно было бы придти и подтвердить свой разряд по профессии, тут же получив рекомендацию по трудоустройству в соответствии с имеющейся квалификацией. Для выпускников учреждений среднего профессионального образования это серьезный стимул хорошо учиться, осваивать навыки, востребованные производством. Среднее профессиональное образование «размывается», захватывая школьный и, очевидно, вузовский уровень. Здесь проявляется общая тенденция построения и реализации гибких образовательных программ СПО, когда создаются своего рода «мостики» между программами общего и профессионального образования, между дополнительным и основным образованием, между общим и специальным. Это один из базовых принципов современной модели образования. В системе среднего профессионального образования, если работодатели заинтересованы в выпускниках, то предлагают им достойную работу и высокую зарплату. Если спрос есть, значит, программы конкурентоспособны, у образовательного учреждения есть свой заказчик и потребители, число которых увеличится с эффективным использованием информационных технологий.

Хочется отметить и тот факт, что за последние годы сделаны существенные шаги в деле общественной оценки качества среднего профессионального образования. Так, например, размещение на сайтах образовательных учреждений Публичных докладов - важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности функционирования учреждения; форма информирования родительской и широкой общественности, социальных партнеров о состоянии дел в колледже, результатах его деятельности, проблемах развития, целях на среднесрочную перспективу. Цель подготовки таких докладов - представить общественности информацию об основных результатах деятельности образовательного учреждения СПО за определенный учебный год, дать оценку выполнения отдельных задач, эффективности использования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

различного рода ресурсов, раскрыть проблемы функционирования. Все эти преобразования станет возможно осуществить лишь в условиях кардинального обновления управленческого корпуса системы СПО, наличия у работников, занимающих административные посты, современных менеджерских компетентностей.

Эффективность работы ОУ повысится, если шире использовать в управлении колледжем принцип «обратной связи», который позволяет оперативно вносить коррективы в образовательный процесс. На обсуждение коллектива могут быть вынесены не только глобальные стратегические вопросы развития колледжа, но и проблемы личностного характера, например, комфортно ли Вам обучаться в нашем колледже, качество питания, досуг. Мнение студентов о качестве преподавания отдельных дисциплин, компетентности преподавателей, доходчивости изложения учебного материала имеет существенное значение при аттестации преподавателей. В ходе анкетирования как преподавателей МТЭК, так и студентов и их родителей были выявлены положительные и отрицательные тенденции в работе колледжа. Большая часть опрошенных студентов МТЭК высказала мнение, что качество преподавания соответствует современным требованиям. Оценка студентами профессиональных качеств преподавателей достаточно высока, однако с умением преподносить студентам свои знания, обновлять их - далеко не все благополучно. Весьма критичны и высказывания преподавателей об уровне культуры наших студентов.

В заключение следует отметить, что изменения должны коснуться и принципов управления в системе ОУ СПО:

- система менеджмента качества (СМК) должна стать отправной точкой движения к обеспечению качественного профессионального образованиях в учреждении СПО; качественное образование - это результат качественного, результативного и эффективного менеджмента в управлении. Система СМК должна постоянно действовать в рамках ОУ, это своеобразный индикатор, позволяющий сбалансировать развитие колледжа. Постоянный контроль работы каждого структурного подразделения поможет выявить пробелы в управлении учреждением в целом;

- принцип «обратной связи» должен стать ключевым понятием в управлении, одним из основополагающих в системе СПО;

- участие общественности в управлении и контроле качества образования как на уровне учреждений СПО, так и на муниципальном и региональном уровне (наблюдательные, попечительские и управляющие советы);

- открытость образования, когда учебные заведения регулярно обеспечивают потребителей и общественность информацией о своей деятельности, включая размещение такой информации на собственном сайте: образовательные программы и оценка их реализации, персональный состав преподавателей и их квалификация, бюджет учреждения, материально-техническая база, включая наличие библиотек, клубов, общежитий, спортивных сооружений, столовых;

- должен быть разработан постоянно обновляемый набор модульных программ профессиональных квалификаций для эффективной адаптации к запросам рынка труда, которые будут оптимизированы по сроку обучения и открыты для всех желающих;

- перевод части программ СПО в статус прикладного бакалавриата;

- на базе колледжей смогут реализовываться не только образовательные программы для получающих профессиональное образование впервые, но и программы повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов рынка труда.

Таковы основные подходы в управлении образовательным учреждением среднего профессионального образования на современном этапе.

Библиографический список:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]/ www.adu.ru. - 2010.-23 июля.

2. Методические рекомендации: По анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях: методические рекомендации. -С-Пб, ГОУ ИПК СПО, 2010. - 63 С.

3. Никитин В.А., Филончева В.В. Управление качеством на базе ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 26 С.

4. Проценко Т.Н. Процессный подход к созданию системы управления качеством образования в колледже// Среднее профессиональное образование, 2007, №1.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, новые подходы к управлению образовательным учреждением.

Keywords: the secondary professional education, new approaches to management of educational institution.

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.