Научная статья на тему 'Социально-экономические предпосылки формирования модульно-иерархической системы менеджмента качества образовательной организации'

Социально-экономические предпосылки формирования модульно-иерархической системы менеджмента качества образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЕРАРХИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ / ПРОЦЕСС ПОСТЕПЕННОГО ИНТЕГРИРОВАНИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ / EDUCATION CONTROL HIERARCHY / EDUCATION CONTROL SYSTEM / GRADUAL INTEGRATION PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнев В. М.

Рассмотрены вопросы интеграции государственных высших и средних специальных учебных заведений. Система менеджмента качества такой образовательной организации представлена в виде модульно-иерархической модели.Es sind die Fragen der Integration der staatlichen höchsten und mittleren speziellen Bildungseinrichtungen untersucht. Das System des Managements der Qualität solcher Ausbildungsorganisation ist als das modular-hierarchische Modell vorgestellt.Sont examinées les questions de lintégration des établissements de lenseignement secondaire et supérieur détat. Le système du management de la qualité dune telle organisation denseignement est présenté sous forme dun modèle hiérarchique modulaire.Matters of integration of state higher and secondary special educational institutions are considered. Quality control system of such educational institution is presented in the form of module-hierarchical model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические предпосылки формирования модульно-иерархической системы менеджмента качества образовательной организации»

УДК 378:658.562

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МОДУЛЬНО-ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В.М. Корнев

ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»,

г. Красноярск

Представлена членом редколлегии профессором С.В. Мищенко

Ключевые слова и фразы: иерархия управления образованием; процесс постепенного интегрирования; система управления образованием.

Аннотация: Рассмотрены вопросы интеграции государственных высших и средних специальных учебных заведений. Система менеджмента качества такой образовательной организации представлена в виде модульно-иерархической модели.

Существующая система образования является симбиозом административной системы бывшего СССР и элементов рыночной экономики переходного периода Российской Федерации. Для высшего образования России характерна невысокая, менее 5000 человек, средняя численность студентов вузов (в западных университетах численность студентов от 20 до 50 тысяч), а также значительное количество негосударственных вузов и, особенно, филиалов столичных вузов в регионах. Проблемами дополнительного профессионального образования является не только распад отраслевой системы повышения квалификации, но и «спонтанное» превращение Институтов повышения квалификации в филиалы столичных вузов и сложность интеграции этих институтов в крупные региональные университеты и академии. Данные образовательные учреждения в большинстве своем не имеют необходимой материальной и учебной базы и штатного профессорско-преподавательского состава, что приводит к снижению качества образования. Перестройка системы управления образованием предполагает, в частности, интеграцию государственных вузов и ссузов и создание на их базе крупных региональных университетов. К 2010 г. число государственных университетов сократиться до 200, а средняя численность студентов в них вырастет до 24 тыс. человек, государственных ссузов со средней численностью студентов 1500 человек (в составе университетов) останется 800 [1].

В рамках реформы образования происходит также и становление университетских учебно-научно-производственных комплексов, объединяющих в своем составе государственный университет, его филиалы, научные организации, учреждения среднего и дополнительного профессионального образования. К таким образовательным организациям относится Сибирский государственный технологический университет (СибГТУ).

В составе университетского комплекса: университет и подразделения с правом юридического лица (по доверенности), два его филиала (г. Лесосибирск и

г. Мариинск), Институт повышения квалификации преподавателей начального профессионального образования, научно-исследовательский институт, четыре колледжа. В состав университета входят структурные подразделения: факультеты, Институт дополнительного профессионального образования повышения квалификации и переподготовки специалистов (ИДПОПК и ПС или Институт дополнительного профессионального образования), научно-исследовательское учреждение, а также кафедры, Центры, лаборатории и функциональные подразделения.

СибГТУ с 2000 г. разрабатывает организационно-методические подходы к формированию СМК на примере своего вуза. В университете разработана, внедрена и в 2003 г. сертифицирована система менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001, областью применения которой является высшее профессиональное образование. В 2006 г. в область применения СМК были дополнительно включены еще два вида экономической деятельности: научные исследования и разработки, а также сертификация систем менеджмента качества.

В конце 2003 г. ИДПОПК и ПС как структурное подразделение СибГТУ приступил к разработке и внедрению СМК. В 2005 г. система менеджмента качества ИДПОПК и ПС также получила сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000) применительно к деятельности дополнительного профессионального образования. В этом же году сертификат на систему менеджмента качества получил Лесосибирский филиал СибГТУ.

Таким образом, на примере СибГТУ, можно сделать вывод, что система менеджмента качества образовательной организации имеет сложную структуру, которая может быть представлена в виде иерархии. Термин «иерархия» определяется [4] как «...расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему... В общей теории систем - для описания любых системных объектов; в теории организации - принцип управления.». Под иерархией понимается многоступенчатое управление, характерное и для живых организмов, и для производственных систем [6]. Появление иерархической модели связано с тем, что в реальном мире очень многие связи соответствуют иерархии, когда один объект выступает как родительский, а с ним может быть связано множество подчиненных объектов [2].

Иерархию системы менеджмента качества образовательной организации можно представить в виде четырех уровней, где на первом уровне управления располагается СМК образовательной организации, на втором - СМК входящих в нее учреждений с правом юридического лица (по доверенности), на третьем -СМК институтов, факультетов, ссузов; на четвертом - СМК специальных кафедр, Центров, лабораторий и другие.

В связи с тем, что в начале 2000-х годов формирование СМК образовательных организаций, как правило, осуществлялось поэтапно - через некоторые промежутки времени к одной из СМК добавляется следующая, то уместно провести аналогию с моделью постепенного интегрирования, предлагаемую М.З. Свитки-ным [3]. В данной работе интегрирование рассматривается как объединение в единое целое каких-либо частей, а также дается определение модели постепенного интегрирования, называя ее аддитивной (от лат. аёёШв - прибавление), когда к одной уже действующей в организации системе со временем добавляется сначала вторая система, затем третья и т. д.

Анализируя процесс постепенного интегрирования формирующейся СМК образовательной организации, мы можем представить его в виде модульноиерархической модели. Термин «модуль» [5] означает «...отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-либо системы, организации, устройства.». «Модульность - особенность тех или иных систем, позволяющая изолировать

друг от друга отдельные части систем и собрать в каждом модуле определенные логически связанные функции» [4].

«Достраивание» СМК образовательной организации путем добавления еще одного вида экономической деятельности (процесса жизненного цикла продукции), например, дополнительного профессионального образования, не смотря на внешнюю схожесть с аддитивной моделью интегрированной системы менеджмента [3], нельзя отнести к ней, так как формирование подобных систем происходит в соответствии с требованиями двух или более стандартов. В этом случае уместно говорить об аддитивно интегрированных системах менеджмента качества организации, то есть системах, которые отвечают требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001, но применяются для различных видов экономической деятельности. В ближайшей перспективе в состав модульно-иерархической системы менеджмента качества образовательной организации могут войти модули, соответствующие требованиям не только ГОСТ Р ИСО 9001-2001, а и другим, например, 0ЖЛ818001-2002. В этом случае будет осуществлен переход к аддитивно интегрированным системам менеджмента, то есть системам, которые являются «...частью системы общего менеджмента организации, отвечают требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционируют как единое целое» [3].

В настоящее время мы предлагаем ввести термин «модульно-иерархическая система менеджмента качества образовательной организации», означающий постепенно интегрированную аддитивную систему менеджмента качества образовательной организации, соответствующую требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001, и состоящую из модулей систем менеджмента качества ее иерархических структурных подразделений, а также модулей систем менеджмента качества этих структурных подразделений применительно к различным областям экономической деятельности.

На примере СибГТУ нами предлагается модель модульно-иерархической системы менеджмента качества образовательной организации (см. рис.). Она состоит из четырехуровневой иерархической системы.

Первый уровень - это СМК университетского комплекса. Второй - включает следующие модули: СМК университета, СМК двух его филиалов, СМК Института повышения квалификации преподавателей начального профессионального образования, СМК каждого из четырех колледжей, СМК Научно-исследовательской организации. Все они имеют право юридического лица (по доверенности).

На третьем уровне представлена декомпозиция СМК университета, которая включает модули СМК входящих в него структурных подразделений. Этот уровень представлен тремя модулями СМК, применительно к различным областям экономической деятельности: высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, а также научные исследования и разработки. Модуль СМК университета, применяющийся для высшего профессионального образования распространяется, прежде всего, на факультеты и кафедры, реализующие основные образовательные программы. Модуль СМК Института дополнительного профессионального образования имеет область применения -дополнительное профессиональное образование. Модуль СМК научно-исследовательского учреждения включает деятельность - научные исследования и разработки.

Четвертый уровень, в качестве примера, представлен декомпозицией СМК Института дополнительного профессионального образования. Он состоит из СМК Центров, лабораторий, специальных кафедр входящих в его состав.

СМК

I университетского

комплекса

.......-...........................*........

II 1

СМК СМК

ИПК филиала -1

СМК

университета

СМК СМК

ССУЗА НИИ

СМК сертифицирована I—| на соответствие

ГОСТ Р ИСО 9001-2001

III

СМК университета, применяемая к ВПО

СМК

Института дополнительного профессионального образования

СМК

научно-исследовательского

учреждения

Рис. Модель модульно-иерархической системы менеджмента качества образовательной организации (на примере СибГТУ)

На рисунке на втором, третьем и четвертом уровнях иерархии выделены модули, СМК которых имеют сертификаты соответствия ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Это СМК СибГТУ, СМК Лесосибирского филиала СибГТУ и СМК Института дополнительного профессионального образования.

Список литературы

1 Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие: 2-е изд., перераб.; под общ. ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. - Н. Новгород: Изд-во НИМБ, 2004. - 526 с.

2 Карпова, Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация / Т.С. Карпова. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с.

3 Интегрированные системы менеджмента : практическое пособие; под ред. М.З. Свиткина. - СПб.: Конфланс, 2004. - 58 с.

4 Советский энциклопедический словарь : 3-е изд.; гл. ред. А.М. Прохоров. -М.: Советская энциклопедия, 1984. - 1600 с.

5 Современный словарь иностранных слов. - СПб.: Дуэт, 1994. - 752 с.

6 Шадрин, А.Д. Менеджмент качества. От основ к практике. / А.Д. Шадрин. - М.: ООО «НТК «Трек», 2004. - 360 с.

Social and Economic Preconditions of Formation of Module-Hierarchical System of Quality Control System of Educational Institution

V.M. Kornev

Siberia State Technological University, Krasnoyarsk

Key words and phrases: education control hierarchy; education control system; gradual integration process.

Abstract: Matters of integration of state higher and secondary special educational institutions are considered. Quality control system of such educational institution is presented in the form of module-hierarchical model.

Sozial-okonomische Voraussetzungen der Formierung des modular-hierarchischen Systems des Managements der Qualitat der Ausbildungsorganisation

Zusammenfassung: Es sind die Fragen der Integration der staatlichen hochsten und mittleren speziellen Bildungseinrichtungen untersucht. Das System des Managements der Qualitat solcher Ausbildungsorganisation ist als das modular-hierarchische Modell vorgestellt.

Conditions socio-economiques de la formation du systeme hierarchique modulaire du management de la qualite d’une organisation d’enseignement

Resume: Sont examinees les questions de l’integration des etablissements de l’enseignement secondaire et superieur d’etat. Le systeme du management de la qualite d’une telle organisation d’enseignement est presente sous forme d’un modele hierarchique modulaire.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.