Научная статья на тему 'Форсайт стратегического партнерства вузов и СПО как инновационная форма формирования контингента обучающихся в высшей школе'

Форсайт стратегического партнерства вузов и СПО как инновационная форма формирования контингента обучающихся в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРСАЙТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ПРОФИЛЬНЫЙ БАКАЛАВРИАТ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / FORESIGHT / HIGHER EDUCATION / INNOVATIONS / PROFILE BACHELOR STUDIES / INDUSTRIAL CLUSTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зудина Елена Владимировна, Сидунова Галина Ивановна, Шестак Дарья Александровна

Рассмотрены проблемы взаимодействия высшего образования и среднего профессионального образования в России. Обосновывается необходимость форсайта -менеджмента и форсайта стратегического партнерства вузов с организациями-партнерами, в частности средними профессиональными образовательными учреждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are considered the issues of cooperation of higher education and secondary professional education in Russia. There is substantiated the necessity of foresight management and foresight of the strategic partnership between higher schools and partner organizations, in particular secondary professional educational institutions.

Текст научной работы на тему «Форсайт стратегического партнерства вузов и СПО как инновационная форма формирования контингента обучающихся в высшей школе»

педагогические науки

самом человеке без видимых внешних причин или он был воспринят личностью как внешний сигнал; сколь силён негативный заряд; что и как можно сделать для его устранения. Другая линия - работа с коллективом, предполагающая не только позитивное позиционирование в нём данного педагога, но и изменение царящего в нём микроклимата. Повторим: эти действия необходимы в случае тормозящего, по мнению педагога, влияния коллектива на его творчество. Отметим, что в нашем опыте мы в подавляющем большинстве случаев имели дело с позитивным вариантом развития отношений в системе координат «педагог - коллектив», «педагог - среда». Основная задача состояла в сохранении и приумножении положительного восприятия. Но были единичные случаи, когда педагог видел в коллективе и школьной среде блоки для творчества, дальнейшей успешной самореализации. Тогда задача консультанта состояла в том, чтобы помочь ему изменить своё восприятие, используя описанные выше варианты работы.

Ограниченный объём статьи не позволяет привести большее число примеров из нашего опыта, но и те, что нашли своё отражение в тексте, убедительно показывают: творческий потенциал педагога (будущего или уже работающего) не просто нужно, а можно развивать.

Завершая рассмотрение вопроса, отметим, что понимание сути творческого потенциала педагога - процесс сложный. Столь же непрост процесс его развития - соединение обязательного и вариативного, типичного и присущего только конкретной личности, конкретному человеку.

список литературы

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1988.

2. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань : Центр инновационных технологий, 2000.

3. Даренский В.Ю. Восстановление «образа человека» как стратегическая задача современного образования // Психолого-педагогический поиск. 2012. № 2 (22). С. 7-18.

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. М. : НИИ школьных технологий, 2006. Т. 1.

* * *

1. Andreev V.I. Dialektika vospitanija i samo-vospitanija tvorcheskoj lichnosti. Kazan' : Izd-vo Kazan. un-ta, 1988.

2. Andreev V.I. Pedagogika. Uchebnyj kurs dlja tvorcheskogo samorazvitija. 2-e izd. Kazan' : Centr innovacionnyh tehnologij, 2000.

3. Darenskij V.Ju. Vosstanovlenie «obraza che-loveka» kak strategicheskaja zadacha sovremennogo obrazovanija // Psihologo-pedagogicheskij poisk. 2012. № 2 (22). S. 7-18.

4. Selevko G.K. Jenciklopedija obrazovatel'nyh tehnologij : v 2 t. M. : NII shkol'nyh tehnologij, 2006. T. 1.

Creative potential of a teacher: theory and development experience

There is revealed the essence and structure of the creative potential of a teacher, represented its criteria and signs, shown the connection of this professional and personal phenomenon and teacher's work, considered the aspects of its development, given the examples from the experience of the teachers of the Ryazan State University n.a. S.A. Yesenin.

Key words: teacher's creative potential, teacher's creative potential development.

(Статья поступила в редакцию 29.10.2015)

Е.В. ЗУДИНА, Г.И. СИДУНОВА,

Д.А. ШЕСТАК

(Волгоград)

форсайт стратегического партнерства вузов и спо как инновационная форма формирования контингента обучающихся в высшей школе

Рассмотрены проблемы взаимодействия высшего образования и среднего профессионального образования в России. Обосновывается необходимость форсайт-менеджмента и сотрудничества вузов с организациями-партнерами, в частности средними профессиональными образовательными учреждениями.

Ключевые слова: форсайт, высшее образование, инновации, профильный бакалавриат, промышленный кластер.

Инновационные технологии управления будущим социально-экономических систем определяют качество развития современной экономики. Так, по мнению С.М. Ягутки-

О Зудина Е.В., Сидунова Г.И., Шестак Д.А., 2015

известия вгпу

на, технологии управления социально-экономическими процессами - это «комплекс взаимосвязанных административно-правовых, экономических, социально-психологических мероприятий, направленных на достижение главной цели общества - увеличение благосостояния его членов на основе динамичного и пропорционального развития процесса общественного воспроизводства» [1].

Так, инновации в современном обществе по праву рассматриваются как ключевой фактор построения экономики, основанной на знаниях. Последние десять лет предпринимаются достаточно интенсивные усилия по созданию разнообразных организационных структур, деятельность которых была бы ориентирована на поддержку и развертывание инноваций в вузах страны.

Современный университет сегодня становится не просто учебным заведением, местом сосредоточения научных разработок и фундаментальных знаний, промышленных нововведений, а важнейшим субъектом, определяющим темпы развития, структуру и процессы формирования инновационного рыночного поля.

На данный момент конъюнктура рынка образования не соответствует конъюнктуре рынка труда, что ставит на повестку дня вопросы разработки механизмов взаимодействия рынка образования и рынка труда на перспективу, т.е. необходим форсайт стратегического партнерства вузов, включая взаимодействие образовательных учреждений с партнерами-организациями и предприятиями различных отраслей и сфер деятельности в целях продвижения новых технологий в производство и управление, а также с целью подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Форсайт как одну из форм такого взаимодействия можно представить в форме сотрудничества вузов с организациями - партнерами разных областей.

При этом в роли организаций-партнеров могут выступать:

- органы (заказчики и потребители услуг), основная функция которых - формулирование списка компетенций выпускников различных специальностей (органы государственной власти РФ, субъектов РФ);

- иные организации и системы, которые также оказывают влияние на разработку и применение стандартов, регулирование спроса и предложения на рынке труда (общество, общественные объединения и ассоциации);

- организации и структуры, потребляющие услуги вуза, в том числе на постоянной платной основе, участвующие в его развитии (в том числе посредством работы в попечительском, общественном и других советах). В этом случае речь идет о бизнес-структурах, финансовых и научных кругах, СМИ, организациях некоммерческого сектора и т.д;

- образовательные учреждения, реализующие программы среднего профессионального образования (училища, колледжи, техникумы), являющиеся, на наш взгляд, наиболее перспективными.

Система стратегического партнерства функционирует на основе соглашений о стратегическом партнерстве в области образовательной и профессиональной деятельности, заключенных для достижения определенных инновационных и образовательных целей между вузом и партнером, преследующими цель получения некоего синергетического эффекта от своего взаимодействия. Мотивация сторон связана с расширением присутствия партнеров на рынке, диверсификацией спектра предоставляемых услуг, снижением издержек, поиском новых идей, потребителей и т.д.

К факторам, обеспечивающим эффективность построения системы форсайта стратегического партнерства вузов и СПО, следует отнести:

- тщательное проектирование структуры управления системой стратегического партнерства;

- учет потенциальных возможностей партнера;

- интеграцию целей и интересов партнеров;

- соблюдение баланса сотрудничества и конкуренции;

- профессионализм управляющего персонала;

- соблюдение конфиденциальности передачи информации;

- системный мониторинг и оценку эффективности деятельности всей системы.

Анализ опыта развития стратегического партнерства показывает, что увеличение степени взаимного доверия между вузами и предприятиями, эффективность взаимодействия в интересах всех сторон приводят к пониманию целесообразности следующего шага. Он заключается в более широкой кооперации вузов, учреждений среднего профессионального образования, предприятий и организаций, некоммерческих организаций и государства [4].

В работе H.H. Бухтеева форсайт рассматривается как совокупность методов, средств и приемов прогнозирования хозяйственно-экономической деятельности субъектов (государства, отрасли, региона, предприятия, домохозяйства), направленных на формирование стратегического видения будущего и воздействие на него путем выявления событий и участия в процессах, способных оказать культурное, политическое, экономическое и социальное влияние на экономику и общество в долгосрочной перспективе [2].

Цель форсайта состоит в определении возможного будущего, создании его желаемого образа и определении стратегий его реализации. В нашем случае, если рассматривать форсайт как инновационный инструмент формирования стратегического партнерства вузов и СПО, мы говорим о процессе систематического определения новых стратегических научных направлений, технологических достижений и форм взаимодействия образовательных организаций, которые в долгосрочной перспективе смогут оказать серьезное воздействие на формирование контингента обучающихся в высшей школе.

Мы рассматриваем две основные стратегии взаимодействия между вузами и СПО:

- создание промышленно-образователь-ного кластера;

- формирование партнерства вуза и бизнес-структур для подготовки специалистов, необходимых бизнесу.

В основу данных объединений положена идея формирования «сопряженных учебных планов» СПО и вузов и участия отраслевых структур или бизнеса в разработке необходимых компетенций будущих специалистов и содержания рабочих программ.

Примером промышленно-образовательно-го кластера может быть прикладной бакалавриат по направлениям подготовки студентов СПО. Так, для выпускников колледжа газа и нефти могут быть в вузе разработаны и реализованы бакалаврские программы «Организация нефтегазового производства», «Планирование и управление деятельностью нефтегазовых компаний».

Если говорить о партнерстве вуза и бизнеса, то оптимальным вариантом может быть договор между СПО, вузом и отраслевой бизнес-структурой. Примером может быть подготовка специалистов по налогам для налоговых служб, бухгалтеров или менеджеров для банковских структур и т.д. Данная система подготовки будущих специалистов предполага-

кие науки -

ет привлечение студентов к реальной проектной и исследовательской деятельности; внедрение технологии обучения через исследовательские проекты при подготовке практико-ориентированных специалистов. Кроме того, такая форма сотрудничества позволит удовлетворить потребности в специалистах не только бизнес-структур, но и государства как ведущего заказчика, заботящегося о благосостоянии, развитии и процветании общества.

Если же вести речь о сотрудничестве формата «вуз - СПО», здесь первым шагом должно быть заключение соглашения о сотрудничестве; вторым - открытие профильных кафедр на базе СПО; третьим - открытие в вузе прикладного бакалавриата. В основу прикладного бакалавриата положены образовательные программы СПО, ориентированные на овладение практическими навыками работы на производстве, в сочетании с программами высшего образования, ориентированными на получение серьезной теоретической подготовки.

Задача прикладного бакалавриата - сделать так, чтобы вместе с дипломом о высшем образовании молодые люди получали полный набор знаний и навыков, необходимых для того, чтобы сразу же, без дополнительных стажировок, начать работать по специальности [2; 3].

Создание профильных кафедр на базе СПО позволит:

- интегрировать науку и обучение в СПО и вузе;

- осуществлять практическую подготовку обучающихся по соответствующей образовательной программе СПО, направленной на формирование, закрепление и развитие умений и компетенций;

- содействовать преемственности образовательного процесса «СПО - высшее образование».

Формами взаимодействия между вузами и СПО в рамках таких кафедр могут быть следующие:

- проведение совместных научных исследований и разработок;

- создание совместных учебно-научных направлений;

- проведение совместных научно-технических мероприятий (семинаров, конференций) по приоритетным направлениям;

- организация практик и дипломного проектирования студентов в организации-партнере;

- целевая подготовка специалистов по заказу организации-партнера;

известия вгпу

Модель взаимодействия участников образовательного процесса (источник: разработано авторами)

- участие в формировании учебных планов и рабочих программ подготовки специалистов;

- использование кадрового и научно-технического потенциала организации-партнера в учебном процессе.

Такая форма сотрудничества возможна только при условии взаимодействия всех участников процесса. Мы определили основные категории: заказчик, потребитель и результат. Заказчиком в данном случае выступает государство, поскольку именно оно определяет стратегию развития всех секторов в долгосрочной перспективе. Потребителями, в свою очередь, выступают общество, бизнес-структуры, некоммерческий сектор и т.д. Результат взаимодействия потребителя и заказчика - специалисты, выпускники образовательных учреждений, обладающие навыками и умениями, востребованными на рынке труда, отвечающие запросам всех участников образовательного процесса.

Таким образом, форсайт стратегического партнерства вузов и СПО обеспечит эффективное взаимодействие государства и общества как субъектов социально-экономических отношений посредством формирования контингента обучающихся в высшей школе; кооперацию вузов, учреждений среднего профессионального образования, предприятий и организаций, государства и некоммерческого

сектора экономики, что позволит вести речь о новом специалисте на рынке труда, отвечающем современным требованиям.

Список литературы

1. Безукладов Д.В. Анализ методов оценки уровня инновационной среды университета. Рязань, 2011.

2. Бухтев Н. Н. Перспективы применения форсайтов в современной России // Вестник университета. Гос. университет управления. Сер.: Национальная и мировая экономика. 2008. №1. С. 88-95.

3. URL: http: // www.edu.ru.

4. Шамова Т.И., Третьяков П.М., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /

под ред. Т.И. Шамовой. М.: ВЛАДОС, 2008. ***

1. Bezukladov D.V. Analiz metodov ocenki urovnja innovacionnoj sredy universiteta. Rjazan', 2011.

2. Buhtev, N. N. Perspektivy primenenija Forsajtov v sovremennoj Rossii // Vestnik universiteta. Gos. universitet upravlenija. Ser.: Nacional'naja i mirovaja jekonomika. 2008. №1. S. 88-95.

3. URL: http: // www.edu.ru.

4. Shamova T.I., Tret'jakov P.M., Kapustin N.P. Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / pod red. T.I. Shamovoj. M.: VLADOS, 2008.

педагогические науки

Foresight of strategic partnership of higher schools and secondary professional education as the innovational form of contingent formation regarding higher school students

There are considered the issues of cooperation of higher education and secondary professional education in Russia. There is substantiated the necessity offoresight management and foresight of the strategic partnership between higher schools and partner organizations, in particular secondary professional educational institutions.

Key words: foresight, industrial cluster, higher education, innovations, profile bachelor studies.

(Статья поступила в редакцию 27.10.2015)

С.А. БАШКОВА, О.В. ТАРАСЮК (Екатеринбург)

процедура определения профильно-специализированных компетенций будущих педагогов профессионального обучения в процессе изучения дисциплины «приборы и автоматы для контроля точности и качества»

Рассмотрена процедура определения профильно-специализированных компетенций подготовки будущих педагогов профессионального обучения направления подготовки «Профессиональное обучение», профиля «Сертификация, метрология и управление качеством в машиностроении» по дисциплине «Приборы и автоматы для контроля точности и качества».

Ключевые слова: профессиональная подготовка, компетенции, профильно-специализированные компетенции.

Государственная политика в сфере подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на основе программно-целевого подхода в рамках Государственной

О Башкова С.А., Тарасюк О.В., 2015

программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» предполагает решение вопросов подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, специалистов среднего звена, которые имеют ключевое значение для экономики Российской Федерации. По данным Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Минобрнауки РФ, в настоящее время около 5 тыс. образовательных организаций среднего профессионального образования реализуют программы подготовки по рабочим профессиям и по специальностям среднего профессионального образования.

Совершенствуя эту систему согласно «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года», необходимо обеспечить качественную и эффективную их подготовку в соответствии с потребностями экономики и общества; гибко реагировать на социально-экономические изменения и вызовы инновационной экономики; предоставлять широкие возможности для различных категорий граждан в приобретении необходимых навыков и прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 закреплена новая структура подготовки кадров, которая предполагает: объединение программ подготовки квалифицированных рабочих и программ подготовки специалистов среднего звена в один уровень - среднее профессиональное образование; выделение нового самостоятельного вида образования - профессиональное обучение; появление новых инфраструктурных единиц (учебные центры профессиональной квалификации, базовые кафедры и структурные подразделения образовательных организаций на предприятиях, ресурсные центры, межрегиональные отраслевые ресурсные центры). В связи с этим необходимо кардинальное обновление региональных программ развития профессионального образования и образовательных организаций на основе требований работодателей к содержанию отраслевых программ подготовки кадров.

Ведущая роль в развитии современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций принадлежит педагогам профессионального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.