АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ РИСКОВ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.М. Подушкина
Podushkina ГМ. Analysis of the innovative risks of modernisation of the professional education. The article deals with the problems of innovative development of professional education in the context of socioeconomic changes in Russian society. It is substantiated the role of university as an educational centre of the cluster of the region. It is analyzed the main sources of risks of modernization of the professional education: external, internal, and subjective-personal.
Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 г. предполагает разработку долговременной стратегии инновационного развития системы профессионального образования, обеспечивающей доступность качественного образования, соответствующего требованиям социально-экономических вызовов, потребностям инновационного социально ориентированного развития страны [2].
Понимание предназначения профессионального образования в выполнении социального заказа на опережающую подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров, способных решать инновационные задачи развития экономики, основанной на знаниях, и социальной сферы, готовых участвовать в развитии демократических институтов гражданского общества, выстраивать жизненные стратегии, ориентированные на профессиональный успех, непрерывное образование в быстроизменяю-щемся мире, задает содержание инновационной образовательной политики, определяет приоритетные направления развития сети образовательных учреждений профессионального образования [4].
Изменения, происходящие во внешней среде, побуждают систему профессионального образования становиться более гибкой, открытой, информационно и технологически оснащенной, использующей ресурсы сетевого межведомственного взаимодействия. К числу первоочередных задач инновационного развития профессионального образования следует отнести:
- обеспечение структурно-содержательной модернизации системы профессионального образования на основе кластерного принципа взаимодействия между предприятиями, организациями и учреждениями СПО и ВПО;
- обновление организационно-управленческих механизмов управления развитием системы профессионального образования (на региональном, муниципальном уровне, на уровне самого образовательного учреждения), обеспечение ее соответствия перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повышение ее инвестиционной привлекательности;
- реализацию государственно-корпоративного партнерства в области подготовки кадров;
- отработку механизма соучредительства и софинансирования инновационных образовательных учреждений, введения контрактной подготовки специалистов со средним и высшим профессиональным образованием.
Особую актуальность приобретает расширение степени участия университетов в формировании региональной образовательной сети в условиях введения профильного обучения и предпрофильной подготовки за счет создания при университетах инновационных образовательных кластеров, включающих профильные классы общеобразовательных учреждений, гимназии, колледжи, лицеи для особо одаренных обучающихся, центры дистанционного образования для детей с особыми образовательными потребностями [1].
В этой связи повышение доступности качественного профессионального образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, предполагает переход на уровневые программы подготовки специалистов с учетом кредитно-модульного построения образовательных программ прикладного, академического бакалавриата, магистратуры, обеспечение гибкости образовательного процесса за счет возможности реализации индивидуальных учебных планов, дистанционных образовательных техно-
логий, сетевых электронных образовательных ресурсов.
Результатом освоения профессиональных образовательных программ должны стать готовность и способность выпускников к инновационному решению задач профессиональной деятельности, к инновационному проектированию, созданию инновационных продуктов и услуг, способствующих изменению качества жизни.
Решение задач инновационного развития профессионального образования предполагает гибкий выбор различных стратегий реагирования на возникновение возможных рисков, начиная от стратегии реагирования на потенциальные угрозы осуществления поставленных задач, до стратегии реагирования на открывающиеся возможности, включая механизмы реагирования на непредвиденные обстоятельства [3]. При идентификации рисков нами использовались такие методы, как матрица вариативности и последствий, метод Дельфи, SWOT-анализ, ПЭСТ-анализ, мозговой штурм, анализ допущений и другие инструменты. К идентификации и оценке рисков привлекались представители органов государственной власти субъекта РФ, профессиональных и бизнес-сообществ, руководители образовательных учреждений, независимые эксперты, потребители образовательных услуг системы профессионального образования. По результатам идентификации к числу основных источников рисков развития профессионального образования были отнесены:
1. Факторы внешней среды:
- на политико-правовом уровне (инновации в государственной политике в области модернизации образования, новые законодательные акты и инициативы, требующие непрерывного пересмотра и обновления существующей теории и практики профессионального образования, нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности; контроль за ценами и заработной платой; международное сотрудничество в области образования в условиях вступления России в ВТО);
- на экономическом уровне (перспективы экономического роста, в том числе и на региональном уровне; уровень инфляции; уровень мобильности рабочей силы; затраты
на обучение и повышение квалификации специалистов; конкуренция в сфере профессионального образования);
- на социокультурном уровне (особенности демографической ситуации; изменения в составе контингента потенциальных абитуриентов; изменения в составе педагогических кадров; изменения в системе профессионально-педагогических ценностей; изменение интересов, образовательных потребностей обучающихся в системе профессионального образования; уровень профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров);
- на технологическом уровне (доминирующие научно-теоретические подходы к развитию профессионального образования, эффективность реализуемой учреждениями СПО и ВПО образовательной и технологической политики; эффективность реализации индивидуальных учебных планов обучения и повышения квалификации; эффективность дистанционных форм обучения, использования электронных образовательных ресурсов).
2. Внутренние факторы:
- философия, миссия, стратегия развития учреждений СПО и ВПО, доступность инновационных образовательных ресурсов;
- оптимальность структуры инновационных образовательных кластеров, отражающая их особенности как инновационных типов образовательных учреждений;
- усиление государственно-общественного характера управления образовательными учреждениями;
- культурный контекст образовательных учреждений (профессионально-педагогическая культура педагогических работников, управленческая культура руководителей, организационная культура);
- доминирующие ценности субъектов образовательного процесса; управленческий ресурс (профессиональная компетентность управленческих кадров образовательных учреждений);
- стиль управления;
- готовность творчески решать проблемы инновационного развития образовательной системы;
- личностные качества руководителей;
- инновационный потенциал образовательных учреждений, их готовность к динамичным изменениям в условиях неопределенности.
3. Оценка стратегической значимости ожиданий заинтересованных групп относительно целей, приоритетных направлений развития профессионального образования:
- внутренних - администрации образовательного учреждения, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, обучающихся;
- внешних - органов государственной власти, местного самоуправления, работодателей, профессиональных сообществ, представителей общественных объединений, родителей.
4. Субъектно-личностные факторы (уровень профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров: готовность субъектов образовательного процесса к инновационным изменениям; мотивированность к активному участию в инновационных процессах в сфере профессионального образования; готовность к непрерывному обучению и повышению квалификации, обновлению базовых компетенций; готовность к непрерывному профессионально-личностному развитию и саморазвитию).
Проведенный анализ источников рисков позволяет составить следующий реестр рисков реализации задач инновационного развития профессионального образования:
- сложности, сопряженные с необходимостью непрерывного обновления структурно-содержательных элементов системы профессионального образования, обусловленные воздействием вышеназванных факторов;
- затруднения при осуществлении финансово-экономического обеспечения реализации инноваций, создании инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей возможности коллективного использования информационных, материально-технических и кадровых ресурсов;
- неэффективное использование финансовых ресурсов;
- отказ (приостановление активного участия) бизнес-партнеров от софинансиро-вания создания инновационных образовательных учреждений в системе профессионального образования (инновационных образовательных кластеров), предоставления ба-
зы для создания инновационных учебных центров в связи с неблагоприятными экономическими условиями;
- недостаточная компетентность работодателей и социальных партнеров, привлекаемых в качестве независимых экспертов для оценки качества вузовского компонента ФГОС ВПО, для определения регионального уровня профессиональных компетенций;
- недостаточная готовность учреждений СПО и ВПО к кооперации и сотрудничеству для повышения качества профессионального образования, его модернизации;
- столкновение интересов заинтересованных групп, конкурирующих учреждений СПО и ВПО в ходе реализации задач инновационного развития профессионального образования;
- несоответствие содержания информационных порталов образовательных учреждений функциям, которые они должны реализовывать; разработка структуры информационного обеспечения, которое должны предоставлять единые информационные сервисы.
Инновационная направленность задач развития профессионального образования предполагает активное принятие возможных рисков, что предусматривает ряд шагов:
1) переформулирование стратегии развития системы профессионального образования в соответствии с инновациями в государственной политике РФ в области модернизации образования;
2) создание разного рода резервов (временных, непредвиденных финансовых расходов, потенциальных спонсоров, кадровых, ресурсных);
3) возможность выделения средств из управленческого резерва для дальнейшей модернизации инфраструктуры создаваемых инновационных образовательных кластеров, центров профессионального образования, общих сервисов;
4) переход к совместно-разделенной ответственности органов государственной власти, местного самоуправления, бизнес-сообщества, учреждений СПО и ВПО за структурно-содержательную модернизацию системы профессионального образования;
5) разработка и заключение рамочных соглашений между заинтересованными группами по созданию инновационного ресурсно-
го обеспечения профессионального образования (финансово-экономического, материально-технического, информационного, программно-методического, кадрового); инновационных баз для производственных практик;
6) отработка механизма соучредительства по структурно-содержательной модернизации сети учреждений профессионального образования;
7) возможность внесения изменений, дополнений в Уставы инновационных образовательных структур, в нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее их деятельность и характер взаимоотношений с заказчиками в достижении целей подготовки конкурентоспособных кадров;
8) введение практики открытого обсуждения хода и результатов реализации задач инновационного развития системы профессионального образования, коллегиального формирования портфеля проблем развития системы профессионального образования, портфеля инноваций, затрагивающих интересы как профессионального сообщества учреждений СПО и ВПО, так и широкого круга заинтересованных лиц (органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, родители, обучающиеся);
9) проведение консультаций для руководителей учреждений СПО и ВПО, представителей бизнес-сообщества по вопросам о новых механизмах государственно-корпоративного партнерства в подготовке конкурентоспособных кадров;
10) проведение партнерских конференций совместно с образовательными учреж-дениями-конкурентами на региональных рынках образовательных услуг;
11) организация обучения педагогических и управленческих кадров по актуальным направлениям инновационного развития системы профессионального образования;
12) обеспечение финансово-экономической поддержки со стороны административно-управленческого персонала новаторских поисков педагогических кадров, реализации авторских инновационных педагогических и управленческих проектов.
В целях эффективного управления рисками необходимы широкий обмен инновационными идеями в области развития профессионального образования, создание атмосферы поощрения и поддержки инновационного педагогического и управленческого опыта, привлечение независимых экспертов для оценки изменений, происходящих в системе профессионального образования, осуществление систематического мониторинга рисков реализации инновационных проектов в сфере профессионального образования.
1. Куличенко Р.М., Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Инновационный потенциал университетского комплекса как модели системы непрерывного педагогического образования в регионе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. Тамбов. 2008. № 1(13). С. 63-71.
2. Налетова И.В., Пронина Л.А., Захаров А.В., Копытова Н.Е. Вызовы информационного общества. Тамбов, 2011.
3. Подушкина И.М. Качественный анализ инновационных рисков модернизации профессионального образования и способов принятия возможных рисков //Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Тамбов, 2011. С. 284-287.
4. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Проблемные аспекты повышения квалификации научно -педагогических кадров // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. Вып. 10(90). С. 7-11.
Поступила в редакцию 12.05.2011.