Научная статья на тему 'Обучение инновационному предпринимательству в системе непрерывного профессионального образования'

Обучение инновационному предпринимательству в системе непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
919
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / INNOVATION / ENTREPRENEUR / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIPTRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафин Р. С., Матухин Е. Л., Шайдуллина А. Р., Зялаева Р. Г.

В статье рассматривается опыт обучения инновационному предпринимательству в системе непрерывного профессионального образования России. Представлены результаты исследования состояния обучения инновационному предпринимательству в условиях строительного образовательного кластера,интеграции науки, образования и производства; в системе технического и технологического образования; специалистов сферы сервиса в системе среднего и высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The articleexamines the experience ofteachinginnovative entrepreneurshipin continuingprofessionaleducation in Russia.The results ofresearch on the stateof traininginnovative entrepreneurshipinthe educationbuildingof the cluster,the integration of science, education and industry, in technical andtechnologicaleducatio nprofessionals ofthe serviceat the secondary andhigher education.

Текст научной работы на тему «Обучение инновационному предпринимательству в системе непрерывного профессионального образования»

квалификации и профессиональной переподготовки (98 респондентов в возрасте от 23 до 45 лет). По результатам ответов на вопрос: «Какие технологии, формы организации образовательного процесса в системе ДПО Вас привлекают больше всего?» подавляющее большинство респондентов высказалось за интерактивные технологии обучения. Особо были выделены тренинги и мастер-классы, а также разбор конкретных ситуаций. В результате опроса в пользу тренингов высказалось 33,5%, мастер-классов - 22,5%, кейс-технологиям отдали предпочтение - 31% респондентов; деловым играм - 13%. Лекции, практические и семинарские занятии отметили соответственно - 7,5%; 9,5%; 6% слушателей. Такой результат говорит о желании обучающихся совершенствовать свои компетенции, самостоятельно решать профессиональные задачи, моделировать ситуации их профессиональной прак-

тики, конструировать и проектировать разные подходы к решению профессиональных задач.

Литература:

1. Байденко В.И., Дж. Ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.

2. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века.- М., 1999.

3. Трегубова Т.М. Диверсификация подготовки компетентных специалистов в рамках программы «ТЕМПУС» в условиях международной образовательной интеграции // Вестник ВГГУ. Серия: Педагогические и психологические науки. - Вып. 11(30). - Владимир: ВГГУ, 2011. - С. 140-146.

4. Demaree M. Postsecondary Enrollment Options Programs. NCSL State Legislative Report, v.26 (4). - 2001.

ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Р.С. Сафин, Е.Л. Матухин, А.Р. Шайдуллина, Р.Г. Зялаева

В статье рассматривается опыт обучения инновационному предпринимательству в системе непрерывного профессионального образования России. Представлены результаты исследования состояния обучения инновационному предпринимательству в условиях строительного образовательного кластера,интеграции науки, образования и производства; в системе технического и технологического образования; специалистов сферы сервиса в системе среднего и высшего профессионального образования.

Ключевые слова: инновация, предприниматель, инновационное предпринимательство, обучение инновационному предпринимательству.

The articleexamines the experience ofteachinginnovative entrepreneurshipin continuingprofessionaleducation in Russia.The results ofresearch on the stateof traininginnovative entrepreneurshipinthe educationbuildingof the cluster,the integration of science, education and industry, in technical andtechnologicaleducatio nprofessionals ofthe serviceat the secondary andhigher education.

Keywords: innovation, entrepreneur, innovative entrepreneurship, innovative en-trepreneurshiptraining

В современных условиях «инвестиции в интеллектуальный, человеческий капитал превращаются в наиболее эффективный канал расходования средств. Сегодня ведущие страны мира переходят к новому этапу формирования инновационного общества -построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний»[8].

В Концепции социально-экономического развития России до 2020 года (Концепции 2020) приоритетной задачей развития системы образования является подготовка кадров инновационной экономики.

Превращение научно-технических разработок в товар могут обеспечить профессионально подготовленные специалисты в области инновационного предпринимательства, владеющие компетенциями коммерциализации новшеств, технологического аудита, управления интеллектуальной собственностью, проектного финансирования и управления инновационными проектами [7].

На сегодняшний день разработка учебно-программной документации, методическое обеспечение образовательного процесса по обучению инновационному предпринимательству и их реализация является приоритетной задачей системы профессионального образования [5].

В этой связи очевидна актуальность исследовательской работы по теме «Проектирование модулей обучения инновационному предпринимательству в системе непрерывного профессионального образования». В ходе решения задач проведен анализ проблемного поля исследования, выявлен и обобщен опыт обучения инновационному предпринимательству в системе непрерывного профессионального образования России.

По результатам проведенного анализа литературы выявлен широкий спектр содержания понятия «предпринимательство.». Исследователи определяют «предпринимательство» как: деятельность, направленную на максимализацию прибыли; инициативу деятельности предпринимателей, заключающуюся в производстве товаров и оказании услуг, результатом которой является прибыль; процесс организационной новации; прямую функцию реализации собственности; действия, направленные на возрастание капитала, и развитие производства; специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянную реализацию этих изменений; как стиль хозяйствования; как процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка; как взаимодействие субъектов рынка и т.д.(Асаул А.Н., Войнаренко А.П., Ерофеев П.Ю.)[1].

Предпринимательство как процесс, включает четыре этапа: формулирование новой идеи, направления деятельности и ее оценка; разработка бизнес- плана; привлечение необходимых ресурсов; управление предприятием [3].

Предпринимательство как деятельность, реализует ряд функций:

- социальная (каждый гражданин может проявить свой индивидуальный талант, проявляя экономическую активность как форму существования свободной личности);

- созидательная (предприниматель создает новые материальные и нематериальные блага и рабочие места для общества);

- организаторская (предприниматель непосредственно организует производство, где определяет стратегию и тактику развития фирмы, решает вопросы управления, сводя к минимуму предпринимательский риск);

- новаторская (предприниматель осуществляет деятельность, направленную на поиск нововведений (инноваций) для того, чтобы, внедряя новейшие технологии, быть конкурентоспособным).

Новаторская функция предпринимательства для нашего исследования представляет особый интерес и предполагает деятельность, направленную на поиск нововведений (инноваций) для того, чтобы, внедряя новейшие технологии, быть конкурентоспособным.

Изначально термин «инновация» использовался для определения новых технических изделий, которые не имеют аналога, но сегодня термин стал использоваться намного шире, в том числе и для определения нововведений в социальной жизни.

В Концепции 2020 понятие инно-вациярассматривается как«вывод на рынок нового товара или услуги, внедрение нового процесса производства, освоение новой бизнес модели, создание новых рынков»[7].

В Российской социологической энциклопедии инновации трактуются как явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, которые появились на данной стадии и получили в ней признание («социализировались»); закрепившиеся (зафиксированные) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности[10].

В концепции Й. Шумпетера, подчеркивается инновационный характер предпринимательской деятельности, направленной не только на выбор из имеющихся альтернатив распределения ресурсов, но и на создание новых рыночных возможностей[12].

Инновационный предприниматель - это мобилизатор ресурсов, распознающий и использующий благоприятные рыночные возможности, реализация которых требует ресурсов значительно больше, чем есть в его распоряжении в текущий момент (Н^еуешоп).

Шаров В.А. определяет инновационное предпринимательство как особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит поиск новых идей[11].

Отталкиваясь от сущности инновационного предпринимательства в процессе подготовки кадров необходимо обеспечить «обновление содержания образования, которое должно учитывать перспективы трансформации общества и корпуса знаний; утверж-

дение креативной педагогики, предполагающей переход к современным деятельностным формам, методам и средствам обучения, развивающим творчество, готовность действовать в условиях неопределенности, формирующим опыт личности, адекватный требованиям высокодинамичной среды; смещение акцентов в системе оценки результатов обучения на выявление того, что умеют делать обучающиеся (выявление компетенций) и т.д.» [6].

Не менее важным аспектом подготовки кадров для предпринимательского сектора экономики является проблема преодоления стереотипа мышления о соответствии системы непрерывного профессионального образования рынку труда. Такая постановка вопроса носит, по нашему мнению, дискретный характер и не позволяет рассматривать проблему в динамике социально-экономического развития. «Соответствие» не предусматривает опережающего развития системы профессионального образования, что является обязательным для развития инновационной экономики, поэтому правомерно утверждать, что данное условие не является достаточным. Необходимо, чтобы субъекты педагогического взаимодействия в системе непрерывного профессионального образования были заинтересованы в инновациях, генерации нового, как в содержательном, так и в процессуальном плане, что обеспечит ожидаемый результат обучения инновационному предпринимательству.

Об инновациях в российской системе образования начали говорить в 80-х гг. ХХ века. В системе профессионального образования инновации в обучениипредусматриваютвведение в образовательный процесс новых тех-

нологий, методов и приемов обучения, направленных на организацию самостоятельной познавательной деятельности студентов, реализацию новых возможностей информационного обеспечения учебного процесса, разработку и внедрение индивидуальных образовательных траекторий, программ повышения квалификации и переподготовки кадров, ориентированных на качество образования и уровень подготовки специалистов в соответствии с профессиональным стандартом и квалификационными требованиями по специальности.

Учитывая результаты анализа содержательного наполнения основных понятий решение задачи исследовани-япредопределило необходимость определения концептуальных основ обобщения опыта обучения специалистов инновационному предпринимательству в системе непрерывного профессионального образования России. Основные концепты включают следующие положения:

- формы, методы, средства и технологии, способствующие формированию компетенций и развитию предпринимательских инициатив;

- организация программ обучения инновационному предпринимательству и развитию предпринимательских инициатив;

- практико-ориентированное обучение инновационному предпринимательству в контексте развития рыночной инфраструктуры экономики региона;

- новые организационные структуры в системе профессионального образования, осуществляющие подготовку и обучение инновационному предпринимательству.

В качестве основных подходов-рассматривались: системный подход, учитывающий внутренние и внешние связи, влияющие на процесс обучения; практико-ориентированный подход, направленный на результат обучения инновационному предпринимательству; личностно-ориентированный подход как развитие предпринимательской и творческой инициативы; проектный подход как конструирование нового; партисипативный подход как соучастие субъектов педагогического взаимодействия, их кооперацию для достижения общих целей.

По результатам анализа опыта обучения инновационному предпринимательству в образовательных учреждениях (Иркутской, Ростовской, Свердловской, Московской области, Республика Бурятия, Белогородский университет, ведущие вузы г. Москвы: Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Институт предпринимательства и инвестиций Академии менеджмента и рынка, НОЧУ Институт Развития Современных Бизнес-Технологий, Институт путей сообщений и др.) выявлены проблемы обучения инновационному предпринимательству в системе непрерывного профессионального образования:

- отсутствует концепция опережающей подготовки специалистов к инновационной предпринимательской деятельности;

- востребована организация системы психологических мероприятий (лекций, практических и тренинговых занятий), нацеленных на повышение общей психологической грамотности и формирование у студентов навыков общения в предпринимательской среде;

- существует необходимость в разработке инновационных образовательных программах: достаточно полно отражающие современное состояние и особенности рыночной экономики; с четко выраженной практической направленностью профессиональной подготовки студентов с содержанием, задачами и условиями организации и ведения бизнеса; предусматривающие сочетание формального и неформального образования путем минимизации формальных ограничений, исследовательский подход к пониманию возникающих проблем; разнообразие и многовариантность решения любой проблемы; возможность дифференцированного, творческого и комбинированного использования навыков в зависимости от конкретных условий, целей и практических задач; возможность предвидеть ближайшее будущее, опираясь на те тенденции экономического развития, которые сегодня латентны, а завтра, возможно, проявят себя в полной мере, выступят на первый план, покажут свою актуальность;

- в системе начального профессионального образования: обучение предпринимательству, за редким исключением, практически не ведется. Одним из таких исключений является совместный Российско-германский проект «Поддержка ремесел через профессиональное образование». В рамках данного проекта, на базе Екатеринбургского Профессионального лицея ремесленников-предпринимател ей,внедрена экспериментальная интегрированная образовательная программа начального и среднего профессионального образования по подготовке специалиста-менеджера для органи-

зации малого бизнеса в сфере услуг строительного профиля;

- в системе среднего профессионального образования: организация учебного процесса осуществляется преимущественно в традиционной форме, инновационный компонент в содержании представлен виде отдельных тем, нет разработанных модулей (программ) по обучению инновационному предпринимательству;

- в системе высшего профессионального образования: программы обучения ориентированы на подготовку классического типа менеджера, управленца и предпринимателя, тогда как востребованы специалисты способные к стратегическим инновационным решениям и творческому развитию идей.

В современных условиях социально-экономического развития Рос-сиивыявлена тенденция взаимодействия образовательных учреждений с рыночной инфраструктурой региона. Показательным примером являются ресурсные центры. Например, ресурсный центр на базе Улан-Удэнского инженерно-педагогического колледжа выступает координатором во взаимодействии заинтересованных образовательных учреждений и предприятий конкретной отрасли экономики, осуществляет информационное, маркетинговое, методическое и организационное сопровождение инновационных образовательных программ в соответствии с современными требованиями экономики региона и потребностями населения в реализации предпринимательских инициатив [2].

В системе высшего профессионального образования с целью стимулирования инновационной деятельности «все большее число университетов

создают свои так называемые «научные парки». Вокруг таких парков все чаще возникают небольшие смешанные компании, специализирующиеся в области НИОКР, акционерами которых выступают как университеты, так и представители частного сектора»[9].

Создаются учебно-консультативные центры, осуществляющие обучение инновационному предпринимательству, как самостоятельные структуры в составе государственных высших и средних учебных заведений различного профиля. Наиболее распространенными формами здесь являются бизнес школы, учебно-деловые центры, агентства поддержки малого и среднего предпринимательства, бизнес инкубаторы, социально-деловые центры, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес центры.

Одним из успешных проектов является образовательный комплекс «САВВА», созданный на базе Орехово-Зуевского государственного бизнес-колледжа. Комплекс «САВВА» включает в себя четыре уровня образования:

- школьный (обучение учащихся старших классов в «Школе молодого менеджера»);

- средне-профессиональный (обучение студентов по 9 управленческим и финансово-экономическим специальностям в бизнес-колледже);

- высший профессиональный (обучение студентов по 5 финансово-экономическим специальностям в филиале института МИРБИС - Московской Международной высшей школы бизнеса);

- постдипломный (дополнительное профессиональное обучение слушателей по 20 «рыночным» програм-

мам Морозовского проекта Академии менеджмента и рынка) и ряд бизнес структур (маркетинговая служба «Поиск», бизнес-консалтинговая служба «Импульс», информационно-аналитическое объединение Академии менеджмента и рынка «Альфа», бизнес-инкубатор «БИНК», отделение ассоциации менеджеров Российской Федерации, отделение межрегиональной Ассоциации учебно-деловых центров «Моро-зовское содружество» Центрального федерального округа, консультационный центр муниципального управления «Муниципал»)[11].

По результатам проведенного анализа выявлены организационно-педагогические условия эффективности обучения инновационному предприни-мательству:использование в программе обучения междисциплинарных и межпредметных связей; обучение студентов управленческой деятельности на базе учебных комплексов; использование методов активного обучения как средства формирования управленческих умений. Используются эффективные методы обучения:

- игровые имитации (обычно с включением компьютерных моделей);

- ролевые игры (разыгрывание участниками ситуаций, построенных на конфликте сторон, для развития личностных и этических коммуникаций);

- анализ конкретных ситуаций (еа8е81:Му).

- тренинги (организованное многократное повторение специалистами заданных действий);

- экспертные консультации и мастер классы (обмен опытом между самими специалистами, приглашенными руководителями, консультантами, работодателями).

Важно было выявить компетенции специалиста, востребованные в сфере инновационного предпринимательства. Установлено, для превращения интеллектуальных продуктов в эффективно действующий бизнеснеоб-ходимцелый комплекс компетенций.

Профессиональные компетенции предусматриваютпонимание сущности инноваций и особенностей инновационных процессов, значения развития национальных инновационных систем как основного фактора повышения конкурентоспособности национальных экономик, политики России в области науки и поддержки ключевых технологий; формирование понимания роли инноваций как основного фактора создания стоимости предприятий; знание теоретических основ, моделей и методов инновационного менеджмента и маркетинга; знание правовых основ интеллектуальной собственности.

Деловые компетенции - это знание законов рынка; умение проводить анализ возможностей применения инновации; находить, отбирать и обобщать информацию необходимую для анализа; умение формировать стратегию коммерциализации инновации, применять широкий спектр инструментов финансирования инновационных разработок, продвигать разработку на рынок, вести переговоры; владение методами проектного управления и бизнес-планирования; владение навыками использования информационных технологий, оформления контрактов, в том числе внешнеэкономических; знание иностранных языков.

Функциональные компетенции -умение формировать команду; способность эффективно работать в группах; умение работать в условиях инфор-

мационной перегрузки (с большими объемами неструктурированной информации); инициативность, целеустремленность; стрессоустойчивость, мобильность; системное мышление; открытость к восприятию нового; коммуникабельность; умение расставлять акценты и приоритеты; умение представлять результаты работы и держать внимание аудитории.

Социально-коммуникативные компетенции - инновационное мировоззрение; вера в успех, убежденность; способность слушать; способность к управлению конфликтами; понимание кросскультурных различий).

Среди предпринимательских качеств (интегративность, авторитет, интеллект, наличие воображения, умение принять решение, умение организовать контроль, представить обоснование принятых решений) в качестве основногоисследователивыделяютин-тегративность, предусматривающее сочетание компетенций разных специальностей: маркетолога, экономиста-аналитика, бухгалтера, налогового консультанта и юриста в целях организации, грамотного ведения и развития бизнеса[3].

В процессе исследования в рамках индивидуальных тем выявлено состояние обучения инновационному предпринимательству в условиях строительного образовательного кластера; в системе технического и технологического образования (втуз-предприятие); в условиях интеграции науки, образовании и производства; специалистов сферы сервиса в системе среднего и высшего профессионального образования.

Опыт обучения инновационному предпринимательству в услови-

ях строительного образовательного кластера.

Строительный научно-образовательный кластер, ведущим звеном которого является Казанский архитектурно-строительный университет, представлен образовательными учреждениями разного образовательного уровня.

Обучение дошкольников и школьников организовано осуществляется на базе детской архитектурной школы «Дашка» и в подготовительных курсах. Начальное и среднее образование студенты получают в лицеях и колледжах, входящих в состав строительного образовательного кластера. Высшее и дополнительное профессиональное образование студенты и работники строительной отрасли получают в университете. Высшее строительное образование в сочетании с дополнительными экономическими, юридическими, правовыми, психологическими и педагогическими дисциплинами, его практическая направленность служат предметной основой формирования у студентов предпринимательских умений и навыков. Обучение инновационному предпринимательству в университете реализуется через содержание всех дисциплин учебного плана (за счет модульных учебных программ и модульных курсов). Студент получает образование по своей специальности и одновременно планомерно осваивает на квалификационно-компетентнос-тном уровне предпринимательскую деятельность в строительной профессии.

По специальности «Водоснабжение и водоотведение» установле-ныдисциплины, способствующие формированию готовности к предпринимательской деятельности: «Пе-

дагогика и психология», «Психологические основы жизнедеятельности коллектива», «Правоведение», «Правовые основы строительной деятельности», «Социология», «Философия», «Логические и методологические основы научно-технической деятельности», «Проектное дело», «Экономика», «Реформирование собственности и экономическая безопасность страны», «Организация, управление и планирование в строительстве», «Экспертиза проектов», «Экономика недвижимости предприятий водоснабжения и во-доотведения», «Экономика отрасли», «Основы бизнеса», «Организация предпринимательской деятельности на предприятиях водоснабжения и во-доотведения». По специальности «Теп -логазоснабжение и вентиляция» читается спецкурс «Маркетинг систем теплогазоснабжения и вентиляции».

В учебном процессе используются методы активизации обучения студентов к предпринимательской деятельности: кейс-стади, деловые игры.

Разработана методология поэтапного формирования предпринимательских компетенций у студентов автодорожной специальности:

первый этап - общегуманитарная и естественнонаучная подготовка, формирующая мировоззрение будущего специалиста и предпринимателя;

второй этап - общепрофессиональная подготовка, направленная на формирование компетенций. Основная задача сводится к познанию и осознанию будущей предпринимательской деятельности с точки зрения системно-профессиональных отношений, складывающихся между людьми на уровне «человек - технологии производства», «человек - предприятие», «человек - государство», «предприятие - государство»;

третий этап - конкретные профессионально-экономические познания о предпринимательской деятельности, формирующиеся при изучении теории автодорожного производства (в целом транспортного строительства) в блоке специальных дисциплин и специализаций, а также учебных курсов;

четвертый этап - правила ведения «деловой игры» при изучении блоков правовых дисциплин, дисциплин планирования и управления, экономики;

пятый этап - специальные курсы, формирующие специальные навыки и стереотип предпринимательского мышления (общий менеджмент, включая теорию организации, разработку управленческого решения, планирование в управленческой деятельности, исследование систем и моделей управления автодорожными хозяйствами, РЯ-функции в автодорожной сфере и т.д.);

шестой этап - развитие познавательных способностей студентов, концентрация на конкретных фрагментах предпринимательской деятельности и отработка определенных навыков (моделирование, проектирование, дипломные проекты) в период производственных практик.

Результаты экспериментального исследования выявили: студенты отмечают актуальность обучения инновационному предпринимательству; по мнению большинства студентов (77%) предпринимательство способствует разработке новых строительных технологий и увеличению числа рабочих мест. Заняться предпринимательской деятельностью планируют 62,4% студентов, из них 38,1% намерены открыть свое дело. 54,2% опрошенных

уверены, что осуществят свои планы; для организации предпринимательской деятельности важны профессиональные и экономические компетенции считают 40,8%.

О высоком уровне своей готовности к предпринимательской деятельности указали всего 3% опрошенных, 44% студентов считают, что их подготовленность к предпринимательской деятельности не превышает среднего уровня и никто из респондентов не считает себя неподготовленным к предпринимательской деятельности. По мнению большинства опрошенных (62,5%) весьма важно знать и владеть знаниями строительной техники и технологий, 81,4% респондентов указывают важность обладания умениями организации предпринимательской деятельности.

На важность формирования нравственно-этических качеств у будущих предпринимателей указали 28% опрошенных. По оценке базовых качеств предпринимателя выявлено: 75,9% опрошенных указали на умение рисковать, 42% - на порядочность, 32% - на честность. Как основную ценность - «культура по обслуживанию потребителей в строительстве» - отметилибольшинство респондентов (74,7%), при этом качество строительных работ выбрали только 39,3% из числа опрошенных.

Обучение инновационному предпринимательству в системе технического и технологического образования (втуз-предприятие) на базе Казанского нефтехимического колледжа, Казанского национально-исследовательского технологического университета (КНИТУ).

Организационно-педагогические условия обучения инновационному

предпринимательству в техническом вузе предусматривают: создание системы непрерывного и открытого образования, опережающая переподготовка специалистов профильных научных и производственных направлений, подготовка научных работников высшей квалификации.

Определены проблемы обуче-нияинновационному предпринимательству: не совершенство нормативно-правового обеспечения; не разработанность теоретико-методологических и методических основ данного процесса; несоответствие получаемых студентами фундаментальных знаний последним достижениям науки, техники и основам инновационного предпринимательства; низкий уровень овладения умениями их практического применения и навыками коммерциализации; в ГОС ВПО по техническим и технологическим направлениям подготовки не предусмотрено обучение инновационному предпринимательству, в содержании некоторых дисциплин, входящих в учебный план технических вузов, например, «Методология и история науки и научных исследований», «Организация научных исследований», рассматриваются отдельные вопросы, связанные с инновационными разработками, коммерциализацией результатов научно-исследовательских работ.

Установлены тенденциив области развития стратегических инициатив и предпринимательства по технико-технологическим направлениям, связанные с появлением специализированных курсов, расширением обучающих семинаров, созданием инкубаторов и Центров обучения для начинающих, в которых подготовка может рассматриваться как дополнительное професси-

ональное обучение по опережающим программам; при вузах создаются малые формы предприятий и студенческих КБ, в работе которых принимают участие студенты, как правило, старших курсов.

Так, в КНИТУ запущен ряд проектов по созданию 28 малых инновационных предприятий и полигонов университета на основе подписанного в апреле 2011 года соглашения о сотрудничестве университета и Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ), студенты участвуют и являются призерами конкурсов «50 лучших идей для Республики Татарстан», а также программ «Идея-1000».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В тоже время современная ситуация характеризуется отсутствием реальной деятельности и эффективных результатов бизнес-инвестирования, развития малого и среднего предпринимательства в производстве и оказании услуг; отмечаются неподготовленность персонала к восприятию нововведений и отсутствие специальных образовательных программ по обучению инновационному предпринимательству.

Мониторинг и предварительная оценка состояния развития предпринимательских инициатив студентов свидетельствуют, что около 90% респондентов не понимают существующих проблем развития стратегических инициатив и инновационного предпринимательства, в большинстве случаев у опрошенных студентов отсутствует представление о конкретных проектах по развитию предпринимательства, лишь незначительная часть опрошенных (около 12%) осведомлены о существовании и эффективности различных специальных программ и фондов содействия малому и среднему бизнесу.

Более 90 % анкетированных в качестве основных негативных факторов развития стратегических инициатив и инновационного предпринимательства называют коррумпированность.

На основе полученных экспериментальных данных обоснована возможность осуществления практической профессиональной подготовки обучающихся на основе: заключения контрактных соглашений, стажировки, участия в проведении НИОКР, разработки и внедрения коммерческих инновационных проектов, подготовки дипломных проектов и инженерных диссертаций с последующим их применением в сфере малого и среднего бизнеса в рамках создаваемой интегрированной структуры: вуз-предприятие.

Опыт обучения инновационному предпринимательству в условиях интеграции науки, образовании и производства.

Установлены и описаны уровни обучения студентов инновационному предпринимательству:

- организационно-структурный -согласованность: требований систем СПО и ВПО с производством; законодательной и нормативно-правовой базы профильных образовательных учреждений профессионального образования и предприятия;

- содержательный - согласованность содержания учебно-методического обеспечения; практического обучения в учреждениях СПО и ВПО с производством;

- технологический - интеграция учебной и исследовательской деятельности студентов, учебного процесса в вузе с реальными задачами научно-производственного подразделения базового предприятия путем реализации

курсовых и дипломных проектов студентов, включающих элементы инно-вационности; разработка механизмов раннего включения студентов в решение задач инновационного производства нефтяной отрасли;

- методический - согласованность традиционных и инновационных форм и методов обучения в СПО и ВПО с предприятием.

Выявлены:

- закономерности развития процесса обучения студентов инновационному предпринимательству (интеграция учебной и исследовательской деятельности студентов; открытость и динамичность процесса обучения; готовность к инновациям; участие в разработках корпоративных программ обучения);

- факторы, блокирующие эффективность обучения студентов инновационному предпринимательству: неготовность к инновациям, как студентов, так и профессорско-преподавательского состава; недостаточное участие профессорско-преподавательского состава в разработках корпоративных программ обучения; преобладание традиционного подхода в обучении;

- факторы, способствующие эффективному обучению студентов инновационному предпринимательству: интеграция учебной и исследовательской деятельности студентов; участие студентов на конференциях различного уровня, технопарках инновационных идей; совместные с предприятиями разработки курсовых, дипломных проектов студентов.

Определены функции обучения инновационному предпринимательству:

- опережающая, предполагающая разработку и реализацию совмест-

ных с работодателями проектов, способствующих опережающей практике студентов для получения качественно нового знания и прогнозирования развития научно-технической картины мира;

- реорганизующая, направленная на корректировку и обновление содержания обучения студентов с учетом требований инновационного производства;

- сублимирующая, заключающаяся в использовании механизмов одних субъектов интегрированной системы «наука - образование - производство» для достижения цели других.

В ходе опытно-экспериментальной работы разработан и апробирован механизм отбора перспективных студентов, способных к осуществлению инновационно-предпринимательской деятельности. Для отбора студентов в ресурсную группу в дополнение к тестированию, предложенному ОАО «Татнефть» были разработаны критерии системного отбора. Отбор проводился по следующим критериям:

1) мотивационный, характеризующийся отношением к деятельности, осознанием личностной и профессиональной значимости приобретаемых знаний о будущей профессиональной деятельности, наличием положительного мотива к обучению, личностного смысла в будущей профессиональной деятельности, наличием стойкого познавательного интереса к решению профессиональных задач, удовлетворенностью выбором профессии;

2) когнитивный, характеризующийся наличием профессиональных знаний об объекте и субъекте труда, осознаниемсвоих профессиональных интересов и способностей, своего соответствия требованиям приобретае-

мой профессии, а также перспектив профессионального карьерного роста;

3) деятельностный, включающий профессиональные умения, навыки и компетенции решения профессиональных задач, умения планировать и ре-ализовывать собственную профессиональную деятельность;

4) эмоционально-волевой, предполагающий увлеченность своей профессиональной деятельностью, положительный эмоциональный настрой в процессе работы;

5) рефлексивный, предполагающий способность к самоанализу, объективной самооценке, самокритике, готовность к преодолению трудностей, выявлению и устранению их причин.

Каждый из перечисленных критериев представлен как количественными (объективной оценкой), так и качественными (субъективной оценкой) показателями.

Отобранные 50% лучших студентов во время тестирования показали максимально хороший результат - 75% правильных ответов, 35% всех студентов справились с заданиями на хорошем уровне (от 60 до 75%%), 17% выполнили половину тестовых заданий (от 45 до 60%). Уровень показанных знаний неизменно повышался. Первое тестирование дало почти 20% замену состава ресурсной группы. Это произошло за счет повышения мотивации студентов, желание попасть в группу, с одновременным внедрением разработанных нами организационно-педагогических условий. В контрольных группах 44% студентов справились с заданиями полностью, 16% наполовину, в то время как в экспериментальных группах эти показатели составили 67% и 24% соответственно.

Опыт обучения инновационному предпринимательству специалистов сферы сервиса в системе среднего и высшего профессионального образования.

Установлены предметы, формирующие предпринимательские компетенции: в ВПО (АСО (КСЮИ)) -«Экономика Татарстана», «Управление персоналом», «Инновационный менеджмент»; в СПО (ЧОУ СПО «Казанский кооперативный техникум», ГАОУ СПО «Торгово-экономический техникум») - «Предпринимательство», «Экономика бухучета», «Технология продукции общественного питания», «Предпринимательство в гостиничном сервисе» «Экономика и бухучет по отраслям», «Менеджмент по отраслям», «Коммерция по отраслям», «Организация коммерческой деятельности», «Организация технологии торговли», «Маркетинг».

Определена специфика обучения инновационному предпринимательству специалистов сферы услуг:

• как новое содержание, отражающее инновации в сфере услуг, его правовое регулирование, рыночную ситуацию соотношения спроса и предложений, прогноз и перспективы развития экономики региона;

• как форму организации учебного процесса, предусматривающую использование новых возможностей информационных технологий для обучения инновационному предпринимательству в профессиональной сфере;

• как средство формирования предпринимательских инициатив и самореализации интеллектуального и творческого потенциала субъектов педагогического взаимодействия в учебном процессе.

В учебном процессе реализуются принципы обучения: системность знаний, умений и навыков в структуре формируемых компетенций специалиста и их комплексное использование в учебной деятельности; междисциплинарная взаимосвязь между фундаментальной наукой и практикой; трансформация фундаментальных знаний в образовательной практике; инновации в содержании профессионального обучения, творческая самореализация личности в процессе обучения.

Используются:

- инновационные методы обучения: кейс метод, деловые игры (анализ производственной ситуации), Интернет-трейдинг, Интернет-тестирование;

- инновационные формы организации учебного процесса с привлечением социальных партнеров: стажировки, производственная практика.

В ВПО инновационное содержание экономических дисциплин классифицировано по теоретическим, практико-ориентированным и нормативно-правовым основаниям; методология обучения ориентирована на профессиональный и исследовательский подходы к проблемам инновационной деятельности в различных отраслях экономики.

В СПО инновационное содержание представлено фрагментарно. Отдельные темы включены в программы профилирующих предметов, в профессиональный модуль по специализации, что исключает системность обучения инновационному предпринимательству,не способствует формированию восприимчивости к нововведениям в профессии, инновационного мышления, умений и навы-

ков, востребованных в предпринимательской деятельности.

Выявлены:

- тенденции в обучении инновационному предпринимательству: разработка спецкурсов, на основе интеграции содержания дисциплин экономического, общепрофессионального и специального циклов;

- проблемы обучения: содержание дисциплин экономического цикла не всегда ориентированно на развитие предпринимательских инициатив; существует проблема в отставании по внедрению в учебный процесс инновационных технологий обучения специалистов. Речь идет об использовании в обучении менеджеров компьютерной имитации управления бизнесом (компанией или банком) - бизнес-симуляции (Ьы,ппе,?,?,птиШюп,?).

В настоящее время в ряде ведущих зарубежных школ бизнеса бизнес-симуляции используются как курс, интегрирующий все дисциплины МВА-программы. Участие в них позволяет обучающимся применить на практике основные концепции управления виртуальной компанией, увидеть и осмыслить результат своей деятельности до начала реальной бизнес-практики. Это принципиально иной подход и к обучению, и к оценке учебной деятельности студента.

Для выявления предпочтений в оценках обучения инновационному предпринимательству проведен сравнительный анализ результатов анкетирования студентов 2 и 4 курса.

Анкетирование студентов проводилось на кафедре «Управление персоналом». Общий охват, опрошенных студентов составил 45 человек. Результаты анкетирования представлены в процентных значениях (таб.2 , таб. 3).

Таблица 2.

Результаты анкетирования студентов 2 курса (всего 20 чел.)

Варианты Вопросы анкеты

ответов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

а 40 10 20 20 10 10 10 30 50 40

б 10 80 50 70 60 20 20 10 30

в 50 10 20 80 10 60 40 30 30

г 10 10 10 10 10

д 40 10

е 30

ж

з 30

и

Таблица 3.

Результаты анкетирования студентов 4 курса (всего 25 чел.)

Варианты ответов Вопросы анкеты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

а 38,5 8 8 23 8 8 31 31 23

б 38,5 84,6 61,5 61,5 15,4 92 38,5 23 38,5 54

в 23 8 31 15,4 77 8 54 46 23 23

г 15,4 8 8

д 15,4

е 31

ж 8

з 31

и

Установлено, что расхождений в оценках студентов 2 и 4 курса нет по шести из десяти предложенных вопросов:

- готовность заняться предпринимательской деятельностью после окончания учебы, «если определюсь, каким именно бизнесом заняться»высказали на 2 курсе 80% , на 4 курсе 84,6%;

- объем получаемых знаний оценили как недостаточный - «нужны

консультации по отдельным вопросам» - на 2 курсе 50% и 61,5% на 4 курсе;

- предпочтение заняться инновационной предпринимательской деятельностью в сфере услуг высказали соответственно 70 и 61,5%;

- пробел в знаниях законов, регулирующие инновационную предпринимательскую деятельность, признали

80% студентов на втором курсе и 77% на 4 курсе;

- работу в команде предпочитают большинствоопрошенных: на 2 курсе 60%, на 4 курсе 92%;

- материально техническую базу оценивают как «удовлетворительная» на 2 курсе 60%, на 4 курсе 54%.

Инновационное предпринимательство, по мнению большинства (50%) студентов 2 курса - это «внедрение современных информационных технологий в управление предприятием (бизнесом)»; на 4 курсе превалируют две точки зрения, по 38,5% ответов приходится на варианты: «новшества в организации бизнеса» и «новые направления производства товаров и услуг».

Неоднозначно высказались студенты и на вопрос «привлекаются ли к учебному процессу успешные предприниматели». Утвердительно «да, привлекаются» ответили на 2 курсе 30% и 31% - на 4 курсе; отрицательно «нет, не привлекаются» результаты соответственно 40 и 46%.

Отличаются результаты по оценке условий для самореализации личности в процессе обучения. Если на 2 курсе 50% опрошенных высказались положительно - «созданные условия достаточны», то на 4 курсе оценки неоднозначны: 31% оценивают условия как достаточные, 38,5% - как недостаточные.

По информационному обеспечению процесса обучения на 2 курсе 40% опрошенных выбрали формулировку «удовлетворены» и по 30% ответов приходится на варианты «есть некоторые проблемы» и «не удовлетворены». На 4 курсе разброса мнений по информационному обеспечению процесса обучения не выявлен, большинство,

почти 54%, высказались в пользу варианта ответа «есть некоторые проблемы».

По результатам анкетирования профессорско-преподавательского состава выявлены ипроранжированы по степени значимости проблемы обучения студентов инновационному предпринимательству:

на первой позиции - организация научно-исследовательской деятельности и производственной практики студентов,

на второй - реализация потенциала социального партнерства,

на третьей - улучшение материального оснащения и информационного обеспечения учебного процесса.

Определены резервы повышения эффективности обучения студентов инновационному предпринимательству:

1) научно-исследовательская деятельность по новым направлениям в профессии,

2) подготовка к непрерывному самообразованию,

3) внедрение инновационных технологий в учебный процесс, использование инновационных средств, форм и методов обучения.

Проведен анализ обучения предпринимательству в системе допро-фессиональной подготовки. Выявлены:

- новые формы организации профильного обучения старшеклассников по индивидуальному учебному плану и сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений, выводящие реализацию образовательных стандартов и программ за рамки отдельного общеобразовательного учреждения;

- различные аспекты подготовки учащихся к предпринимательской деятельности: формирование предпринимательской культуры, предпринимательских способностей; проектирование содержания, дидактических средств обучения при изучении факультативных дисциплин в условиях профильного обучения;

- критерии эффективности обучения учащихся предпринимательству в системе допрофессионального образования, обеспечивающие успешность последующей их социальной адаптации в современных экономических условиях. Умения: планировать свою деятельность и принимать решения; формулировать конкретные задачи исследования в группах; работать в малых группах; разработать критерии распределения заданий по группам; выделять аспекты деятельности предприятия, важные для современного общества и образования; работать с информацией об исследуемом объекте; анализировать региональные и местные условия экономической деятельности; оценивать ситуацию и выявлять проблемы;формулировать вопросы; составлять анкеты и бланки опроса и проводить интервью экспертов; взаимодействовать с экспертами и анализировать полученную от экспертов новую информацию; организовать взаимодействие групп во время обсуждения в классе; построить системную модель предприятия на основе анализа результатов исследований, проведенных в группах, и сделать выводы; применять полученные знания на последующих занятиях в школе; оформить и представить результаты исследования (презентации, альбомы, тезисы доклада и др.); самостоятельно решать возникающие проблемы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Асаул А.Н., Войнаренко А.П., Ерофеев П.Ю. Организация предпринимательской деятельности: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.Н. Асаула. - СПБ.: «Гума-нистика», 2004. - 448с.

2. Биликтуева Т.О. Отраслевой образовательный ресурсный центр в управлении подготовкой специалистов. - М., /Среднее профессиональное образование, № 4, 2012. - С.8-10.

3. Гатиятуллин М. Х. Педагогическая система подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности. Автореф. дис. ... д. пед. н. - Казань, 2009. - 37с.

4. Зайцева Г.В. Формирование предпринимателя в процессе профессионального обучения // Общество: социология, психология. Педагогика. - 2011. - № 3-4. - С. 128-136.

5. Зялаева Р.Г., Матухин Е.Л., Сафин Р.С., Шайдуллина А.Р. Становление и развитие системы обучения инновационному предпринимательству в средней и высшей профессиональной школе России /Р.Г. Зялаева, Е.Л. Матухин, Р.С. Сафин, А.Р. Шай-дуллина: научно-методическое пособие/ под.общ. ред. Г.В. Мухаметзяновой. - Казань - 2012. - 84с.

6. Ибрагимов Г.И. О тенденциях развития современной высшей школы России // Корпоративное профессиональное образование как ресурс подготовки конкурентоспособного специалиста: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Казань, 26 апреля 2012 г.) / Под общ.ред. д.п.н. Е.А. Корчагина; д.п.н. Р.С. Сафина. - Казань: РИЦ, 2012. - С. 25.

7. Инновационная Россия - 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года), Минэкономразвития России: Москва, 2010.

8. Мухаметзянова Г.В. Модернизация ДПО как фактор повышения профес-

сиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда // Модернизация дополнительного образования в России и за рубежом: инновационный опыт, стратегии развития (в рамках XIII Недели международного образования): Материалы Всероссийского «Круглого стола» с международным участием, 14 ноября 2012 г., г. Казань. - Казань: Изд-во «Печать-Сервис - 21 век», 2012.- С. 21.

9. Мухаметзянова Ф.Ш. Учебные заведения как центры «развития образования для взрослых и непрерывного образования» в период реформ // Модернизация дополнительного образования в России и за рубежом: инновационный опыт, стратегии развития (в рамках XIII Недели междуна-

родного образования): Материалы Всероссийского «Круглого стола» с международным участием, 14 ноября 2012г., г. Казань. - Казань: Изд-во «Печать-Сервис - 21 век», 2012.- С. 12.

10. Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова, 1998.

11. Шаров А.В. Развитие малого и среднего предпринимательства - необходимое условие модернизации экономики России // Инновации. - 2010. - №5. - с.21.

12. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982, с. 169.

13. http://www.bu sinesspress.ru/ newspaper/article_mId_44_aId_138287.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.