Научная статья на тему 'Модель проектирования модуля обучения инновационному предпринимательству'

Модель проектирования модуля обучения инновационному предпринимательству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / МОДУЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафин Р. С., Корчагин Е. А., Зялаева Р. Г.

Рассмотрена авторская модель проектирования модуля обучения инновационному предпринимательству в системе профессионального образования. Представлены компоненты модели и их содержательное наполнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафин Р. С., Корчагин Е. А., Зялаева Р. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель проектирования модуля обучения инновационному предпринимательству»

УДК 377.5:378

МОДЕЛЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДУЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

Р.С.Сафин, Е.А.Корчагин, Р.Г.Зялаева

Рассмотрена авторская модель проектирования модуля обучения инновационному предпринимательству в системе профессионального образования. Представлены компоненты модели и их содержательное наполнение.

Ключевые слова: модель проектирования, модуль обучения, инновационное предпринимательство.

Интеллектуализация многих ведущих отраслей промышленности и экономики в целом предъявляет совершенно новые требования к специалисту -профессионалу, его подготовке и прежде всего в части непрерывного формирования нового знания, готовности к инновациям [5]. В этой связи актуализируются вопросы, связанные с проектной деятельностью по разработке модульных программ (модуля) в системе непрерывного профессионального образования. Рассмотрим подробнее данный аспект на примере разработанной нами модели проектирования модуля обучения инновационному предпринимательству. Представленная структура модели включает пять компонентов, каждая из которых имеет свое содержание проектной деятельности (рис.1).

Первая компонента государственного регулирования сферы образования представлена нормативно-правовой базой, включает Указы президента, постановления Правительства, федеральные и региональные законы «Об образовании», нормативно-правовые акты в сфере образования, концепцию и стратегию развития системы профессионального образования и призвана обеспечить ориентиры проектной деятельности в системе профессионального образования в решении задач социально-экономического развития страны на перспективу.

Рис. 1 Модель проектирования модуля обучения инновационному предпринимательству

Теоретико-методологической основой проектной деятельности является концептуальная компонента. Содержание деятельности предполагает определение методологических подходов и принципов их реализации на основе выявленных закономерностей обучения инновационному

предпринимательству, имеющих детерминированный характер с факторами развития системы профессионального образования. В качестве внешних

факторов рассматриваются стратегия развития предпринимательского сектора экономики региона, инновации в содержании профессиональной деятельности специалиста. Внутренними факторами являются уровень интеграции теоретического и практического обучения инновационному предпринимательству в системе профессионального образования, инновационная инфраструктура, обеспечивающая развитие

предпринимательских инициатив и самореализацию студентов в учебном процессе. Выявленные закономерности реализуются в методологических подходах.

В теории и практике модульного обучения специалистов сложились два подхода - системно-деятельностный и предметно-деятелъностный. Системно-деятельностный подход, предполагает системный анализ будущей деятельности специалиста с целью разделения ее на логически завершенные профессиональные действия (производственные задания) - модульные блоки [4]. Для выделения модульных блоков предлагаются следующие критерии: логически приемлемое деление работы в рамках профессионального задания; достаточно существенный объем учебного материала с определенным результатом; конкретная цель обучения, ведущая к квалификации [3].

Предметно-деятелъностный подход предусматривает соединение модульной методологии с предметной. При проектировании модуля на первом этапе анализируется профессиональная деятельность специалиста, структурируются, выделяются необходимые навыки и умения. Затем на основе анализа навыков и умений определяется перечень дисциплин, их содержание, необходимое для обучения конкретной профессии.

Таким образом, каждый подход ориентирован на деятельность. Данное обстоятельство позволяет рассматривать деятельность как основание интеграции системно-деятельностного и предметно-деятельностного подходов к модульному обучению специалиста инновационному предпринимательству. Интеграция этих двух подходов, с нашей точки зрения, обеспечит сопряжение и оптимизацию содержания фундаментальной и

3

профессионально-ориентированной подготовки, что не отменяет их предназначения в формировании профессиональных компетенций специалиста.

Как результат и качество подготовки специалиста в контексте рассматриваемой проблемы, компетентностный подход базируется на следующих основных положениях:

- цель и результат обучения специалиста инновационному предпринимательству ориентированы на профессиональные и инновационные компетенции;

- организация учебного процесса заключается в создании условий для формирования у специалиста компетенций, востребованных в сфере инновационного предпринимательства;

- оценка результатов обучения инновационному предпринимательству основывается на анализе уровней овладения инновационными компетенциями, достигнутыми по результатам освоения модуля.

При этом важно учесть взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимовлияние специализации по профессии и предпринимательской деятельности, что обеспечивает дуальная форма обучения. Дуальный подход базируется на идее обучения специалиста без отрыва от производства, способствует расширению его функциональных возможностей, разностороннему профессиональному развитию и самореализации личности в профессии, что, по нашему мнению, востребовано в сфере предпринимательской деятельности специалиста.

Таким образом, интеграция и взаимодополняемость рассмотренных методологических подходов призваны обеспечить теоретико-методологическую базу проектной деятельности по разработке модуля (модульных программ) обучения специалиста инновационному предпринимательству в системе профессионального образования. Методологические подходы конкретизируют принципы их реализации [1; 2].

В качестве общих принципов реализации методологических подходов рассматриваются: новизна в содержании учебного процесса; взаимосвязь

4

дидактических единиц модуля; изложение учебного материала в соответствии с логикой жизненного цикла инноваций; практическая значимость инноваций; транспарентность информации, наглядность представления учебного материала. К специфическим принципам отнесены:

принцип модульности - реализует соответствие содержания обучения инновационному предпринимательству направлению специализации, а усвоение знаний, умений и навыков строится через систему действий; принцип структуризации - требует разделения учебного материала модуля на структурные элементы-шаги, перед каждым из которых ставится конкретная дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечивающем ее достижение;

принцип динамичности - обеспечивает вариативность содержания модуля с учетом инноваций на производстве и востребуемых компетенций по специальности;

принцип гибкости - определяет построение модуля таким образом, чтобы легко адаптировать содержание к организационно-педагогическим условиям и уровням подготовки по специальности;

принцип паритетности - предполагает сотрудничество и творческую самореализацию субъектов педагогического взаимодействия в учебном процессе;

принцип обратной связи - способствует созданию системы контроля и самоконтроля, коррекции и оценки успешности формирования инновационных компетенций по специальности;

принцип осознанной перспективы - ориентирован на формирование у

специалиста мотивации к инновациям, осознание близких и дальних

перспектив в профессиональной сфере.

Учебно-методическое сопровождение проектной деятельности реализует

содержательная компонента модели. Данная компонента включает

примерные основные образовательные программы, примерные учебные планы,

учебники и учебно-методические пособия.

5

Следующий процессуальная компонента представлена технологией проектирования модуля обучения инновационному предпринимательству, где конструктивно выделены четыре этапа.

Первый этап - подготовительный. Содержание деятельности подготовительного этапа направлено на анализ образовательных и профессиональных стандартов, квалификационной характеристики по специальности, обобщение опыта инновационной деятельности по специализации, выявление требований работодателей к уровню подготовки и качеству труда специалиста. Результатом подготовительного этапа является структура видов профессиональной и инновационной деятельности специалиста.

Второй - этап конкретизации инноваций направлен на выявление инновационной компоненты в структуре профессиональных компетенций и инновационных компетенций в содержании деятельности специалиста.

Инновационная компонента в структуре профессиональных компетенций реализуется в виде вытеснения, усовершенствования, дополнения операций и действий, направленных на повышение конкурентоспособности и эффективности труда специалиста.

Инновационные компетенции детерминированы принципиальным обновлением сферы профессиональной деятельности специалиста. Процедура выявления инновационных компетенций, как сложная задача, использует метод декомпозиции (конкретизации, дробления), когда каждый вид инновационный деятельности в зависимости от сложности «раскладывается» на несколько компетенций принципиально новых в структуре деятельности специалиста. Как итог этапа конкретизации инноваций, выявленный инновационная компонента и компетенции определяют в процессе проектирования целевой результат модуля обучения инновационному предпринимательству.

Третий этап технологии - этап спецификации модуля. На этом этапе

формулируется название модуля (отражает назначение и (или) содержание

модуля), цель обучения (фиксирует планируемый результат обучения в виде

6

умений, составляющих компетенцию), разрабатываются входные требования как минимальный исходный уровень знаний, умений, навыков и качеств, необходимых для обучения инновационному предпринимательству (знания основ компьютерной грамотности, исследовательской, предпринимательской, экономической и организационно-управленческой деятельности; умения: планировать свою деятельность, принимать решения, оценивать риски, выявлять проблемы, работать с большим объемом информации, формулировать вопросы; навыки работы в команде, использования возможностей Интернет ресурсов, владения иностранным языком международного общения; коммуникабельность в межличностных отношениях, толерантность в межкультурном взаимодействии, стрессоустойчивость к нервным перегрузкам, восприимчивость к инновациям, ответственность за принятые решения, принципиальность в отстаивании интересов команды).

Проектируемая система мониторинга качества обучения инновационному предпринимательству включает уровни освоения, отражающие степень сложности решения профессиональных задач, адаптированных в учебный процесс:

- низкий уровень: внедрение инноваций в массовое производство, сервисное обслуживание инноваций;

- средний уровень: подготовка образцов инновационной продукции, организация инновационного процесса (производства), оценка спроса и предложений рынка инновационной продукции;

- высокий уровень: разработка инноваций, коммерциализация инноваций, управление инновационным проектом.

Разрабатываемые критерии оценки качества учебной работы студентов включают:

Общие критерии:

- актуальность разработки (необходимость и своевременность реализации инновации);

- новизна идеи (оригинальность, принципиально новый подход, совершенствование существующей практики, модернизация содержания и процедуры деятельности, предложение альтернативы и т.д.);

- масштабность внедрения инновации (локальный, местный, региональный, межрегиональный, общегосударственный);

- системность разработки (фрагментарный, затрагивает все уровни организации и управления);

- эффективность разработки (улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей практики).

Специальные критерии:

- результаты разработки (внедрения) инновации (конкретны и измеримы);

- конкурентные преимущества (анализ результатов до и после внедрения инноваций);

- степень проработанности (представлены, раскрыты основные положения технологии разработки (внедрения) инновации);

- организационный план реализации инновации соответствует производственному (бизнес) плану;

- оформление результатов (представлен бизнес-план внедрения инновации, план маркетинга оформлен в виде плана затрат на маркетинг, обоснован выбор метода ценообразования на продукцию).

Конкретно-практические критерии:

- реалистичность (соответствие идеи, целей и задач реальной производственной ситуации, финансового плана, адекватных плану маркетинга, сбыта, а также планам производственному и организационному; обеспеченность ресурсами, источниками дополнительного финансирования);

- реализуемость (наличие, вовлеченность и согласованность действий других субъектов в процесс реализации проекта; характер организационно-деятельностного ресурса);

- инструментальность (управляемость - обоснован выбор варианта

реализации инновации, наличие способов и плана действий, сформированность

8

ресурсов; разработанность содержания этапов корректировки плана реализации инноваций [в случае, если такая корректировка необходима]).

Заключительный этап рассматриваемой технологии - этап содержательного наполнения модуля. Разрабатывается структура и содержание междисциплинарного курса (МДК) «Инновационное предпринимательство (по профилю подготовки специалиста)». Структуру и содержание курса может варьировать. В качестве основных выделены четыре блока: инновации в сфере профессиональной деятельности специалиста (дисциплины по профилю специализации); экономика эффективного предпринимательства (дисциплины экономического цикла); нормативно-правовое сопровождение предпринимательской деятельности (цикл юридических дисциплин); самозанятость в условиях инновационного развития регионального рынка труда (цикл социально-экономических дисциплин).

Предусмотрена процедура апробации модели. Технология апробации модели включает учет условий реализации, среди которых ключевыми являются интеграция образования, науки и производства; проектная деятельность на базе социальных партнеров; сетевое взаимодействие и развитие инновационной инфраструктуры образовательных учреждений. Предусмотрена оценка технологии проектирования модуля (модульной программы) на основе экспертных заключений с привлечением ведущих специалистов системы профессионального образования, производства, бизнес структур, ученых и корректировка по результатам апробации модели.

Необходимая инфраструктура для реализации модели представлена в виде компоненты ресурсного обеспечения и содержит данные об используемых информационных системах, программном обеспечении учебного процесса, учебном оборудовании для организации активных форм обучения, базах практик, обеспечивающих практическую подготовку будущего специалиста.

В заключение отметим, что представленный материал есть продолжение развития идеи модульного обучения в системе профессионального образования и направлен на выполнение требований Федеральных государственных

9

образовательных стандартов по внедрению модульных технологий обучения студентов, что призвано обеспечить мобильность и инновационный характер процессу обучения.

Источники:

1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2GGG. 6G8a

2. Загвязинский В.И. Дидактика высшей школы: Текст лекций. Челябинск: ЧПИ, 199G. 95 с.

3. Международное техническое совещание-семинар «Внедрение модульной системы обучения в странах с переходной экономикой: Современный опыт и уроки» 28-3G.1G.1997 / Тезисы докладов. М.: Международный центр развития модульной системы обучения МОТ, 1997. с.27.

4. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Профессиональное образование, 1999. 9G4a C37G-371.

5. Технология развития предпринимательской инициативы студентов в процессе специальной и практической подготовки специалистов для наукоемких производств в высшей и средней профессиональной школе / Т.М.Арсентьева, Е.А.Корчагин, Е.Л.Матухин, В.Б.Юсупов / Под общей редакцией академика РАО, д.п.н., профессора Г.В.Мухаметзяновой. Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2GG7. 82с.

References:

1. Andreev V.I. Pedagogika: Uchebny'y kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan': Centr innovacionny'h tehnologiy, 2GGG. 6G8s.

2. Zagvyazinskiy V.I. Didaktika vy'sshey shkoly': Tekst lekciy. CHelyabinsk: CHPI, 199G. 95 s.

3. Mejdunarodnoe tehnicheskoe sovesch'anie-seminar «Vnedrenie modul'noy sistemy' obucheniya v stranah s perehodnoy ekonomikoy: Sovremenny'y opy't i uroki» 28-3G.1G.1997 / Tezisy' dokladov. M.: Mejdunarodny'y centr razvitiya modul'noy sistemy' obucheniya MOT, 1997. s.27.

4. Professional'naya pedagogika: Uchebnik dlya studentov, obuchayusch'ihsya po pedagogicheskim special'nostyam i napravleniyam. 2-e izd. pererab. i dop. M.: Professional'noe obrazovanie, 1999. 9G4s. S.37G-371.

5. Tehnologiya razvitiya predprinimatel'skoy iniciativy' studentov v processe special'noy i prakticheskoy podgotovki specialistov dlya naukoemkih proizvodstv v vy'sshey i sredney professional'noy shkole / T.M.Arsent'eva, E.A.Korchagin, E.L.Matuhin, V.B.YUsupov / Pod obsch'ey redakciey akademika RAO, d.p.n., professora G.V.Muhametzyanovoy. Kazan': Izdatel'stvo «Danis» IPP PO RAO, 2GG7. 82s.

Зарегистрирована: 11.11.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.