УДК 316
А. Р. Габитова
АКТУАЛЬНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Ключевые слова: инновации, инновационное предпринимательство, нефтехимическая отрасль.
В рамках данной статьи предпринимается попытка определить понятие инновационное предпринимательство. Также определяется актуальность в обучении навыкам ведения бизнеса при подготовке специалиста нефтехимической отрасли.
Keywords: Innovation, innovative business, petrochemical sphere.
The paper deal with the defining the term of innovative business. The main purpose is to find out the necessity of training skills in education for petrochemical branch.
Сегодня много говорят об инновациях и предпринимательстве и часто употребляют такое понятие как инновационное предпринимательство. П. Дракер отмечает, что «предпринимателей отличает инновационный тип мышления», а инновационность, в свою очередь, выступает как особый инструмент предпринимательства. Соответственно понятия «инновации» и «предпринимательство» тесно связаны и находятся во взаимодействии друг с другом.
Для определения понятия «инновационное предпринимательство» предлагается обратить внимание на мнения некоторых специалистов и опыт высшей школы в данном направлении, ведь высшая школа является одним из действенных рычагов в государственной инновационной политике и первостепенным фактором экономического развития страны в целом [1].
Директор Нижегородского филиала Института Машиноведения им. А. А. Благонравова РАН Перевезенцев Владимир Николаевич определяет инновационное предпринимательство как «предпринимательскую деятельность, направленную на коммерческое освоение (внедрение) наукоемких разработок». Также он отметил, что в Англии вокруг Кембриджского университета создано множество небольших фирм, которые отслеживают наукоемкие разработки и стараются быстро применить их на практике, отслеживают перспективные идеи и разработки, выясняют мнение ученых о том, как новые идеи можно довести до конкретных коммерческих приложений. То есть здесь идет своего рода взаимосвязь ученых и предпринимателей. Поэтому сегодня становится очень актуальным создавать небольшие инновационные предприятия при университетах. Смысл всего этого заключается в том, чтобы довести научные разработки до промышленного производства [2]. Профессор, академик РАЕН, научный руководитель программы «Мастер делового администрирования (MBA)» Виктор Михайлович Матиашвили в свою очередь понимает инновационное предпринимательство как деятельность людей в сфере создания и развития нового «шестого технологического уклада», который связан с высокими биотехнологиями, нанонаукой и нанотехнологиями, с новой неуглеродной энергетикой, высокими медицинскими технологиями, новым природопользованием, высокими информационными и социально-гуманитарными технологиями и т. д. В более широком смысле В.М. Матиашвили определяет инновационное предпринимательство как форму деятельности людей, связанную с разработкой и внедрением новых для конкретного предприятия, отрасли, экономики, страны идей и технологий с целью получения предпринимательской выгоды. Можно согласиться с мнением В.М. Матиашвили, что «инновационное предпринимательство - ключевой вопрос для развития России».
Виктор Михайлович высказал следующее мнение по поводу мер, принимаемых государством по развитию инновационных предприятий при вузах и институтах: «они запоздали, как минимум, на 15 - 20 лет. Эти решения надо было принимать тогда, когда еще не до конца был разрушен научный потенциал этих вузов и институтов, когда интеллектуальная эмиграция из страны не была еще национальной угрозой, когда у молодых научных кадров и специалистов не упала до критического уровня трудовая этика и способность к честному и упорному труду. Сегодня для воссоздания утраченного научного потенциала нужны не годы, а десятилетия» [3].
В настоящее время актуализируется обучение в области получения основных навыков ведения бизнеса. Например, в ГУ-ВШЭ было отмечено, что большой поток студентов в магистратуру идет из технических университетов, то есть у людей, которые обладают научно-техническими компетенциями появляется необходимость в навыках ведения бизнеса. Что касается подготовки кадров предпринимателей и менеджеров инновационной сферы, по этому направлению в ГУ-ВШЭ начата разработка четырех проектов — две программы повышения квалификации, элективные курсы для бакалавров и магистров, магистерские программы в Москве и Нижнем Новгороде, посвященные инновационному бизнесу и инновациям, в том числе в высокотехнологичном секторе. Эти программы ГУ-ВШЭ планирует запустить уже в 2011 году, а элективные курсы для бакалавриата и магистратуры начнутся в 2012 году.
Предпринимательство, прежде всего, подразумевает в себе реальную практику, что вызывает необходимость взаимодействия высшей школы с бизнес структурами, в чьих организациях выпускники нефтехимической отрасли могли бы проходить практику и входить в состав реальных проектов. Ведь на данный момент, отмечается дефицит специалистов, которые могли бы, опираясь на свой реальный опыт, правильно преподнести свои знания. Директор по инновациям и развитию предпринимательства ГУ-ВШЭ Алексей Новосельцев подчеркивает важность сотрудничества и взаимодействия с техническими вузами для выработки взаимовыгодных форматов совместной деятельности. Другим фактором успеха, по его мнению, является взаимодействие с зарубежными университетами, включающее совместные проекты, стажировки, обмены, консалтинг. Также А.Новосельцев отмечает, что такого рода сотрудничество активно развивается уже сейчас, например, осуществляются совместные программы, в том числе в области двойных дипломов. В ГУ-ВШЭ предполагается создание «целой сети инновационных компаний, которые могли бы сформировать инновационный «пояс» вокруг Высшей школы экономики» — для этого и необходим Совет по инновационному предпринимательству, который недавно был создан в ГУ-ВШЭ. Миссия данного Совета будет состоять в обсуждении ключевых проблем развития не только применительно к вузам, но и к инновационной системе России в целом. Предполагается, что Совет будет принимать решения по поддержке конкретных инновационных проектов, финансируемых в рамках программы развития инновационной инфраструктуры, которые станут базой для университетских стартапов.
В качестве основных целей инновационного предпринимательства в ГУ-ВШЭ выступают:
- улучшение взаимосвязи между прикладными исследованиями, проводимыми ГУ-ВШЭ по всему спектру компетенций вуза, и потребностями внешней среды — рынка и общества. Прикладные исследования должны быть своего рода индикатором полезности вырабатываемых решений.
- внедрение инноваций в практическое производство и общественную практику.
- обеспечение вклада ГУ-ВШЭ в национальную инновационную систему [4].
В журнале «Карелия» № 47 от 29 апреля 2004г. в беседе с директором республиканского Фонда поддержки малого предпринимательства Михаилом Рубиным определяется связь инновационного предпринимательства с предоставлением новых товаров и услуг на основе неизвестных ранее технологий. Особенность этого бизнеса, по мнению М. Рубина, «связана с необходимостью использовать наукоемкие технологии, а его успех зависит
от умения сочетать качества ученого и предпринимателя». Стоит согласиться с мнением М. Рубина по поводу его высказывания, что «в отличие от природных ресурсов, человеческий разум бесконечен» и будущее страны стоит именно за теми, кто предлагает интеллектуальные товары и услуги. Как правильно заметил М. Рубин, в бизнес-инкубаторе создаются тепличные условия на начальном этапе воплощения идеи, соответственно бизнес-инкубаторы и технопарки являются частью инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства.
Раньше фундаментальными науками производились знания, часть из которых превращались в инновационные разработки путем прикладных наук, но сегодня ситуация кардинально изменилась, в учебных заведениях начали создаваться наукоемкие предприятия. «Мы строим новый тип общества: общество техников-ученых. Это общество состоит, с одной стороны, из отраслей промышленности, использующих высокие технологии, а с другой стороны — из сильного университета, обладающего чутьем на творческую деятельность в окружающей промышленности» эти слова принадлежат Фредерику Терману, которого называют одним из «отцов Силиконовой долины», созданной на базе Стенфордского университета.
Согласно статье «Предприниматели на рынке идей», можно выделить следующие отличительные черты университета как предпринимательского центра:
«Во-первых, у него есть достаточно широкий и точно определенный спектр исследовательских работ. Узкая специализация недопустима: ошибочные ставки на те или иные отрасли могут стать финансово непреодолимым барьером для хозяйственной деятельности. Во-вторых, университет, как самостоятельная коммерческая фирма, в своих действиях должен руководствоваться, прежде всего, экономической целесообразностью. В-третьих, шансы на экономический успех резко возрастают, если университет находится в среде, где высокоразвиты предпринимательство и изобретательство. Поэтому университеты вынуждены разными способами поддерживать действия своих стратегических партнеров по созданию всей инфраструктуры инновационных работ (бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фонды и т. д.) и сами работать в этом направлении» [5].
Специалисты предполагают, что в XXI веке конкурентоспособность национальных экономик будет определяться наличием у них эффективных инновационных регионов. Инновационные регионы это территории, где концентрируются десятки предприятий одной или нескольких смежных отраслей. В создании инновационных регионов участвуют три института — академический, корпоративный и государственный, совместная инновационная политика которых направлена на генерирование предпринимательства и новых бизнесов. Совместная предпринимательская деятельность бизнеса, государства и университетов — является базой для создания новых территорий инновационного развития, где центральная роль принадлежит университету. Что в свою очередь подтверждает необходимость введения в практику вуза основ предпринимательской деятельности.
В качестве образца и примера можно привести опыт шведского проекта Growlink — современный инновационный центр в городе Линчепинге, специализирующийся в сфере информационных технологий, медицины и фармакологии, который был признан лучшим европейским проектом 2003 года в сфере развития и поддержки инноваций. В Линчепинге была создана комплексная система, задача которой заключается в коммерциализации технологий и генерирование новых наукоемких предприятий. Данная система включает в себя: органы государственной и муниципальной власти, научные учреждения, университет, технопарк, финансовые и кредитные учреждения, бизнес-инкубаторы, венчурные и другие фонды, консалтинговые фирмы, объединения предпринимателей. Ключевым элементом системы выступает университетский холдинг, на территории которого расположены исследовательские центры крупных компаний. Первым шагом университета в инновационном направлении стала связь технической подготовки студентов с обучением управлению инновациями, то есть с менеджерской подготовкой. Наряду с проведением
научно-исследовательских работ университетский холдинг способствует созданию фирм самими студентами и преподавателями, вплоть до выдачи им небольшого стартового капитала. Важно отметить, что 36% сегодняшних предприятий технопарка работает на основе идей, рожденных в университете. Весь путь, начиная от возникновения идеи, вплоть до реализации коммерческого продукта, в целом, занимает несколько лет. При возникновении идеи у выпускника или преподавателя, их отправляют на обучение в центр подготовки предпринимателей, где уже появляется возможность выяснить, пригоден ли он к предпринимательству. Если за время обучения обучающимся будет подготовлен бизнес-план и появится желание создать предприятие, он перемещается в бизнес-инкубатор, где его предприятие получает офисную, маркетинговую, бухгалтерскую, юридическую и иную поддержку за минимальную плату. А спустя два-три года вставшее на ноги предприятие переходит в технопарк. Подобную практику целесообразно ввести и в российских высших школах, путем введения в учебный курс лекций и практик, связанных с инновационным предпринимательством, что позволит студенту в свою очередь не только получить знания и навыки предпринимательской деятельности, но также студент получит возможность определить, есть ли у него задатки предпринимателя.
Резкий рост экономических показателей свидетельствует о том, что ставка мэрии Линчепинга на инновации оказалась успешной, ведь «за двадцать лет количество малых компаний выросло в 35 раз, занятых в них работников — в 30 раз (число сотрудников 61% компаний не превышает пяти человек), а суммарный доход территории в виде налоговых и иных поступлений достиг миллиарда долларов». В учебных центрах Линчепинга реализуются различные образовательные программы - для менеджеров инновационных предприятий, для сотрудников структур поддержки, для работников муниципальной власти, которые в свою очередь дифференцируются по степени сложности: стартовая программа подготовки менеджеров инновационных проектов; программы роста - для тех, кто уже создал предприятие. Что немало важно, начинающего менеджера в течение первого года работы курирует персональный наставник — опытный и успешный предприниматель, руководитель состоявшейся инновационной компании [5].
Таким образом, возникает необходимость внедрения в учебный процесс выпускников нефтехимических отраслей таких дисциплин, которые позволили бы им в дальнейшем внедрять свои идеи в производство.
Статья подготовлена в рамках проекта № 2.2.1.2/7235 «Структура и содержание социального заказа на инновационное образование в российской высшей школе в условиях перехода на многоуровневую профессиональную подготовку», № 2.1.3/7294 «Роль корпоративных университетов в обеспечении инновационного развития региона (на примере ПРИФО)» аналитической ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы "
Литература
1. Габитова, А.Р. Потребность применения инновационных технологий обучения специалистов для нефтехимической отрасли / А.Р. Габитова, Э.Б. Гаязова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - № 9. - 906 с.
2. Ларина, И. А. Инновационное предпринимательство. Градиент - положительный / И.А. Ларина // Стратегия бизнеса, № 49. 2009 (http://www.sbrus.ru/articles.php?id=sb38).
3. Надежда умирает последней // Стратегия бизнеса, № 49. 2009 (http://www.sbrus.ru/articles.php?id=sb42).
4. В ГУ-ВШЭ создан Совет по инновационному предпринимательству (http://www.hse.ru/news/recent/26312985.html).
5. Галушкина, М. Предприниматели на рынке идей. 2006 (http://www.ubo.ru/articles/?cat=100&pub=1069).
© А. Р. Габитова - асп. каф. государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ, [email protected].