Научная статья на тему 'Проблемы становления инновационного аграрного университета'

Проблемы становления инновационного аграрного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы становления инновационного аграрного университета»

УДК : 378.4.001.76

Дурнев А.Я., к.и.н., профессор, первый проректор ДальГАУ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ

ИННОВАЦИОННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

К настоящему времени термин «инновация» прочно устоялся как в экономической науке, так и в общественной жизни. Однако до сих пор существует множество вариантов толкования этого термина в зависимости от того, какое свойство данного явления считается основным.

Под инновациями сегодня понимается далеко не все из того, что создается, а лишь то, что способствует прогрессивному и созидательному развитию, другими словами, имеет будущее. Инновация - это новшество, вводимое в оборот с положительным экономическим эффектом. Именно поэтому не всякое новшество является инновацией.

Инновационная модель современного университета - доминирующее направление развития высшей школы. Это обусловлено тем, что способность к восприятию инноваций и выбор инновационного пути позволяет выживать и развиваться вузу в условиях нарастающей динамики социальных изменений. Основная цель инновационного развития - превращение высших учебных заведений в субъекты реальной экономики и повышение их конкурентоспособности.

И европейские вузы с почти тысячелетней историей, и более молодые университеты США до второй половины ХХ века не были субъектами экономики. Но уже в конце прошлого столетия роль университетов заметно изменилась: учебные заведения сами выступили организаторами наукоемких предприятий. Начало положено в США, когда фактически на базе университета Стэнфорда была создана знаменитая Силиконовая долина - крупнейший производитель инноваций в компьютерном, программном и интернет - бизнесе. Сейчас не только лидеры мировой науки и образования, но и провинциальные вузы встают на путь инноваций, что оказывается крайне привлекательно с экономической точки зрения. Именно такая политика позволила провинциальному шведскому городу Линчепингу стать мировым лидером в сфере информационных технологий, медицины и фармакологии. На

базе местного университета (число студентов - 4 тыс. чел.) был создан холдинг, в рамках которого осуществляется комплексная система генерирования новых наукоемких предприятий. Результат - суммарный доход территории, где проживает всего 135 тыс. человек, в виде налогов и иных поступлений достиг миллиарда долларов в год.

В Российской Федерации инновационные проекты начинают реализовываться только с конца 1990-х гг. и к сегодняшнему дню накоплен уже некоторый опыт инновационного развития российских вузов, в том числе системы аграрного образования, который необходимо учитывать, вступая на этот путь.

Так, в Российском государственном аграрном университете - МСХА имени К.А.Тимирязева был создан в качестве структурного подразделения отраслевой аграрный бизнес-инкубатор. Он служит важным инструментом обеспечения инновационного развития в системе аграрного образования. В основе деятельности бизнесинкубатора лежит тесная интеграция с агробизнесом. В Рязанском государственном агротехнологическом университете (РГАТУ) был проведен конкурс инновационных проектов в сфере АПК. В нем приняли участие молодые ученые, аспиранты, специалисты АПК Рязанской области. И такие примеры не единичны.

Определяющим направлением стратегии инноваций в образовании является создание на базе ведущих университетов учебно-научно-инновационных комплексов, в рамках которых как раз эффективно и взаимодействуют образование, наука, бизнес и производство. Кардинальное решение этой проблемы - формирование инновационных образовательных кластеров.

Такие кластеры хорошо показали себя в Красноярском крае, Новосибирской области, Татарстане. Завершается работа по созданию Северодвинского образовательного кластера. Президент России одобрил идею бывшего губернатора Красноярского края

8

А.Г.Хлопонина, который сегодня возглавляет Северо-Кавказский федеральный округ, о создании образовательного кластера на территории этого округа.

Единого определения кластера нет. Приведем классическое определение, автором которого является Майкл Портер, профессор Гарвардского университета, основоположник кластерной теории. Кластер, по определению Майкла Портера, - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенных сферах и взаимодополняющих друг друга.

Применительно к высшей школе создание кластера предполагает интеграцию всех, кто заинтересован обеспечить качество подготовки специалистов. Это органы государственного и муниципального управления, образовательные учреждения и бизнесструктуры. При этом отношения внутри кластера должны строиться на принципах «4К»:

1. Концентрация - в пределах локальной территории.

2. Конкуренция - внутри кластера в борьбе за потребителя.

3. Кооперация - вовлечение родственных отраслей и местных институтов.

4. Конкурентоспособность - на рынке за счет высокой производительности, основанной на специализации всех участников.

Как видно из вышесказанного, кластеры сами по себе уже являются инновацией в образовательной сфере.

Так, Ставропольский государственный аграрный университет (СтГАУ) является именно таким инновационным образовательно-научно-производственным кластером, состоящим из учебно-инновационного, воспитательного и научно-инновационного (с технопарком «УниверАгро») комплексов, стратегических и международных партнеров.

Важным здесь является вопрос, как скоро мы сможем создать подобные структуры. Ведь завтра на рынке образовательных услуг останутся только те учебные заведения, которые смогут в ближайшее время найти эффективную форму интеграции всех участников инновационной системы и стать основой развития своего региона.

Наш университет уже предпринимал попытки включиться в инновационный тренд. Дважды мы представляли на конкурс Минобрнауки Российской Федерации свои

инновационные образовательные программы:

• в 2006 году - «Информационные технологии в образовательной деятельности и развитие дистанционных форм обучения в Дальневосточном регионе»;

• в 2007 году более серьезный проект: «Развитие инновационного высокотехнологического воспроизводства биологических ресурсов Дальневосточного региона в системе адаптивного землепользования».

Вторую программу поддержали губернатор области и полномочный представитель Президента в Дальневосточном федеральном округе.

К сожалению, в отличие от вузов, лидирующих в научно-образовательных инновациях, мы не получили одобрения федеральных властей. Да и региональное руководство оказывает по большей части лишь моральную поддержку.

Несмотря на это, мы не можем сегодня позволить себе остаться в стороне от процесса создания инновационного университета, а в перспективе образовательно-научнопроизводственного кластера на нашей базе. Однако, очевидно, что начинать этот путь нам надо самим, опираясь на начальном этапе на собственные силы.

Инновационный университет - это, прежде всего, предпринимательский университет, для которого основными профильными рынками являются рынок образовательных услуг и подготовки специалистов, рынок интеллектуального труда, наукоемкой продукции и научного обслуживания.

Формирование инновационного университета требует системного подхода и становится возможным только путем разработки и целенаправленной реализации конкретной программы развития вуза.

«Локомотивом» перехода университета на инновационную модель являются качественные изменения в организации и содержании учебного процесса, научноисследовательской работы, создание соответствующей инфраструктуры.

Суть инновационного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее». В лучших своих образцах оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем, по мере необходимости, приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано более тесно с производством, практической подготовкой, чем традиционное.

9

Парадигма (исходная модель) образования, сложившаяся в предыдущие годы, в основе своей предполагает установку на формирование знаний, умений и профессиональных навыков. Суть её - в создании механизма передачи этих знаний, умений и навыков от учителя к ученику, при этом преподаватель является ведущим звеном в этой системе образования. Мы к этой модели очень сильно «прикипели», потому что нас самих так учили.

В рамках новой, инновационной парадигмы основным потребителем образовательных услуг является студент, продуктом, подвергаемым качественным изменениям в ходе оказания услуги, являются знания студента. А конечная задача - это подготовка выпускника к самостоятельному функционированию в условиях рыночной экономики. Как промежуточный этап - к участию в инновационных проектах университета. В этой связи важно напомнить, что инновации всегда социальны. И это очень важное понимание. Потому что менять в первую очередь нужно людей и отношения между людьми, а всякие технологии при этом вторичны. Ключом же к успешным инновациям является творческий предприниматель (в нашем случае - преподаватель, студент, вузовский управленец), а не само изобретение. Поэтому первоочередная задача вуза - сформировать таких творческих людей.

Ведущим направлением инновации в учебном процессе является улучшение качества образования за счет повышения его эффективности. Для этого необходимы:

• переход на кредитно-модульную систему организации учебного процесса;

• совершенствование учебных планов, содержания дисциплин с ориентацией на компетентностный подход;

• внедрение личностно - ориентированных педагогических технологий;

• ориентация на творческое преподавание, активное участие и инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала;

• модернизация средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего специалиста;

• разработка и реализация новых образовательных проектов на базе ИПК, в том числе по подготовке кадров инновационных менеджеров.

И самое главное - всем без исключения преподавателям вуза надо самим перестраи-

вать свою деятельность и свое мышление с учетом инновационных требований.

Выбор такой стратегии с неизбежностью потребует оптимизации расходов на реализацию образовательного процесса, снижения аудиторной нагрузки на преподавателя (увеличение доли его работы над новыми курсами, учебными материалами), увеличения расходов на подготовку учебных материалов, переподготовку кадров.

В предыдущие годы в нашем университете заложена хорошая основа для инновационного развития учебного процесса.

Несмотря на все финансовые, материальные, кадровые проблемы, негативно отражавшиеся на работе высших учебных заведений ведомственного подчинения в 1990х годах, ДальГАУ сумел выйти на траекторию динамичного развития. При этом особое внимание ректорат уделяет развитию и обновлению материально-технической базы кафедр, переходу на информационные технологии обучения, направляется на это немалая доля собственных средств.

К первоочередным инновационным проектам, имеющим системное значение для развития университета, которые мы в силах реализовать уже в ближайшее время, можно отнести:

• создание локальной внутривузовской сети с выходом в Интернет;

• организацию учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;

• создание мультимедийных аудиторий для проведения учебных занятий с возможностью режима телеконференций.

Что отличает университет предпринимательский от обычного университета? Прежде всего, у него должен быть достаточно широкий и точно определенный спектр исследовательской работы.

В нашем аграрном вузе заложены основы для выращивания молодых исследователей, творческих предпринимателей и лидеров.

В университете действуют три диссертационных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций. Имеется положительная динамика в научных достижениях, сформировались научно-педагогические школы под руководством докторов наук и профессоров.

Инновационные подходы в исследовательской работе университета могут быть реализованы:

во-первых, через развитие междисциплинарных исследований по актуальным проблемам аграрной науки и производства;

10

во-вторых, через открытие новых направлений в научных исследованиях, в том числе с участием профессоров, приглашенных из вузов, которые являются лидерами в инновациях;

в-третьих, через активное участие подразделений университета в проектах, грантах, различных фондах, в том числе международных.

Крайне важная задача - интеграция научных достижений университета в международное сообщество по принципу двухстороннего движения.

Создание инновационной инфраструктуры - это наиболее сложная в организационном и финансовом плане составляющая инновационного развития вуза. По сути, университет должен трансформироваться в самостоятельную коммерческую фирму, которая в своих действиях руководствуется, прежде всего, экономической целесообразностью.

При этом хотелось бы обратить внимание на одно существенное утверждение:

А) Наука - это превращение денег в знания и идеи;

Б) Инновация - это обратный процесс превращения знаний и идей в деньги.

Научный процесс превращения денег в знания и идеи в России всегда был на высоте. А вот инновационный процесс превращения идей в деньги развит очень слабо.

Формула инноваций:

ИННОВАЦИЯ=1% ИЗОБРЕТЕ-НИЯ+99%ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ

Причем главным в этой формуле является предприниматель, поскольку только настоящий предприниматель сумеет даже очень простую идею превратить в успешную инновацию и прибыльный бизнес.

Поэтому шансы на экономический успех резко возрастают у того высшего учебного заведения, где высоко развито предпринимательство и изобретательство. Отсюда следует, что университет должен разными способами поддерживать действия своих стратегических партнеров по созданию всей инфраструктуры инновационных работ (бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фонды и так далее) и сам работать в этом направлении.

На практике это выглядит следующим образом: когда у преподавателя или выпускника вуза появляется идея, его отправляют на обучение в центр подготовки предпринимателей, где выясняется, пригоден ли он к предпринимательству. Если за время обучения человек сделает бизнес-план и у него появится желание создать предприятие, он перемещается в бизнес-инкубатор, где его

предприятие получает офисную, маркетинговую, бухгалтерскую, юридическую и иную поддержку за минимальную плату. А через два-три года вставшее на ноги предприятие переходит в технопарк, на его территорию со всеми необходимыми коммуникациями, где размещается на условиях аренды. Льготного режима в технопарке нет, предприятие само оплачивает все необходимые услуги (маркетинг, бухгалтерия и прочее).

Создание инновационной инфраструктуры - это хороший способ решения проблемы трудоустройства выпускников. А базой для того, чтобы у нас эта инфраструктура появилась (бизнес-инкубаторы, а в перспективе образовательный кластер) может стать Ассоциация «Дальневосточный аграрный университетский комплекс» (ДальАУК). Наш ДальАУК обеспечивает единство образования, науки и производства в Амурской области и на этой основе улучшается подготовка конкурентоспособных специалистов для региона, обладающих творческим инновационным мышлением, способных быстро адаптироваться в рыночной экономике. В наших планах - расширение сферы влияния Ассоциации на агропромышленные комплексы других субъектов Дальневосточного федерального округа.

Ассоциация ДальАУК по своей структуре и основным направлениям деятельности является именно тем объединением образовательных, научных и производственных коллективов, которое в будущем может быть преобразовано в инновационный аграрный университетский комплекс (ДальИАУК) и в дальнейшем стать основой для формирования инновационного образовательнонаучно-производственного кластера.

Наш вуз имеет все предпосылки для того, чтобы становится по-настоящему инновационным аграрным университетом. Однако для этого должна быть проделана огромная и кропотливая работа по созданию организационных, правовых основ инновационного развития, привлечению стратегических партнеров, комплексной перестройке всех направлений деятельности университета. В условиях объективных трудностей становления инновационного регионального аграрного университета (к ним можно отнести сохранение традиционной модели организации вуза, отдаленность от научных и производственных центров, ограниченность финансовых и людских ресурсов, жесткая привязка к действующим образовательным стандартам) нам предстоит разработать адекватную программу перехода на инновационную модель развития.

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.