Бумбар И.В.,
д.т.н., профессор, ректор ДальГАУ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ ИННОВАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДальГАУ - старейшее и наибольшее по численности студентов и аспирантов высшее аграрное учебное заведение в Дальневосточном федеральном округе. По очной и заочной формам с учетом Биробиджанского филиала (БФ) обучается 8100 человек. Более одной тысячи человек являются слушатели института повышения квалификации, получая второе высшее образование в течение двух или трех лет обучения.
Учебный процесс организован в восьми институтах очной формы обучения по 26 специальностям и на 10 специальностях факультета заочного (ФЗО). Учебная, научная и воспитательная работа проводится на 52 кафедрах, из которых две относятся к факультету военного обучения с общей численностью профессорско-преподавательского состава
(ППС) 540 человек, из которых 62% имеют ученые степени и звания. Для изучения дисциплин гуманитарного профиля в университете имеется институт гуманитарного образования (ИГО).
Интеграция образования, науки и производства происходит в рамках Дальневосточного аграрного университетского комплекса (ДальАУК).
Ежегодно университет выпускает более двух тысяч специалистов для отраслей АПК, лесного, водного хозяйства, строительства, электрификации, землеустройства, транспорта, природоохраны, экономики, переработки сельскохозяйственной продукции, воспроизводства биологических ресурсов.
Для выпускников аспирантуры и соискателей предоставляется возможность
защиты кандидатских диссертаций в трех диссертационных советах.
Большое значение университет придает связям с учебными и научными учреждениями Китая, Южной Кореи и Японии.
Наличие развивающейся материальной базы, научных и педагогических кадров позволяет активизировать инновационную деятельность в ДальГАУ. В Амурской области около 60% населения вовлечено в образовательную среду, поэтому мы должны быть хорошо информированы, куда и в каком направлении движется образование, особенно по нашим направлениям и специальностям. Важно отметить, что около 80% граждан молодого возраста считают, что получение высшего образования является для них определяющей целью в жизни. Россия приступила к реализации крупного инновационного проекта в области образования. Уже началась мощная конкурсная поддержка вузов, готовых к реализации инновационных программ. Средства, выделяемые для этого, исчисляются сотнями миллионов рублей на один вуз. С 2006 года по инновационному проекту работает ДВГУ (г. Владивосток).
Создание инновационной образовательной и научной программы ДальГАУ определяется целями федерального, регионального и вузовского уровней.
Инновационная образовательная программа (ИОП) ДальГАУ имеет следующие цели:
1. Создание комплекса образовательных программ для подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, для послевузовского обра-
7
зования, научных кадров высшей квалификации, повышения квалификации и переподготовки специалистов.
2. Развитие инновационных структур вуза на основе лучшего опыта образовательных учреждений, научных учреждений РАН и РАСХН, институтов, отраслевых организаций и предприятий агропромышленного комплекса.
Цели ИОП определяют задачи, представленные в виде следующих проектов:
1. Инновационный образовательный проект «Подготовка кадров для инновационного комплекса Дальнего Востока» должен обеспечивать подготовку специалистов различных уровней образования - высшего профессионального и послевузовского. Проект определяет концепцию, структуру и содержание направлений и специальностей высшего профессионального образования, а также специальностей по подготовке научных кадров.
2. Инновационный научно-
исследовательский проект «Научные основы обеспечения приоритетных направлений и современных технологий в области растениеводства, животноводства, механизации, лесного и водного хозяйства, переработки продукции АПК, экологии, менеджмента и др.
3. Научно-производственный проект определяет реализацию перечисленных выше целей.
Формы реализации проектов планируются на основе инновационной модернизации внутренней структуры Даль-ГАУ и его интеграции с научными организациями РАН, РАСХН, отраслевыми НИИ, предприятиями и организациями сельского хозяйства и промышленности. В качестве формы объединения основой может стать Дальневосточный аграрный университетский комплекс (ДальАУК), интегрирующий необходимые кадровые, материальные, финансовые и другие ресурсы высшей школы, академической и отраслевой науки.
Для нашего вуза очень важно участие в мониторинге районов Амурской области, где происходит значительное техногенное воздействие человека на среду
обитания (сельскохозяйственное производство, леса, ГЭС, космодром, нефтегазотрубопровода, транспортные (железнодорожные и автомобильные) коммуникации).
Благодаря быстрому распространению средств цифровой связи, внедрению глобальных сетевых технологий Internet, становится ясным, что классическая организация учебного процесса требует существенной модернизации. Появление новых педагогических технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе к организации учебного процесса («Деловая игра», «Профессиональный тренинг», «Электронный консультант»), использование приемов активизации коллективного творчества (технологии «Коллективный проект», «Мозговая атака», «Научная школа» и т.п.) создают условия для интеграции систем общего, дополнительного, профессионального образования, что обеспечивает возможность организации единого образовательного и информационного пространства.
Внедрение в учебный процесс Даль-ГАУ информационно-коммуникационных технологий неизбежно ведет к смене акцентов в работе управленческого персонала с рутинных задач ручной обработки информации на решение задач комплексного и оперативного управления образовательными ресурсами учебного заведения.
При необходимости научиться оперативно решать задачи осмысления и изучения результатов педагогического мониторинга, задачи выявления явных и скрытых зависимостей и тенденций между контролируемыми параметрами учебного процесса.
Здесь очень важно предвидеть конечную цель подготовки выпускников ДальГАУ - их способность включаться в работу по многочисленным проектам сельскохозяйственного и промышленного развития Амурской области и Дальнего Востока.
Международная научно-
образовательная деятельность ДальГАУ -важная составляющая инновационной деятельности. В последнее десятилетие
8
стало очевидным, что богатые природные ресурсы, дешевая рабочая сила и большая территория не являются ключевыми факторами, определяющими качество жизни населения. Ключевую роль будет играть квалификация кадров, реализующих инновационные проекты и высокий уровень развития науки в государстве. Опыт показывает, что определяющую роль в промышленном и сельскохозяйственном развитии страны играет умение и возможность быстро и эффективно применять результаты научных исследований.
В международном сотрудничестве университет повышает свой научнотехнологический и образовательный потенциал. Нам необходимо развивать опыт обмена стажерами, обучения аспирантов (КНР, Япония, Южная Корея). Первый опыт группового обучения студентов из КНР по специальности ПГС нам придется осваивать уже в 2007 году.
В последние пять - десять лет стали очевидными характерные изменения требований к уровню подготовки кадров. Чаще всего в заявке работодателя лежат следующие основания: практическая готовность к деятельности, наличие минимального опыта работы, а также знание специфики того или иного вида деятельности.
Наличие хорошей теоретической базы у выпускника часто не обеспечивает возможности для занятия рабочего места в организации.
Исходя из этого, наш инновационный вуз должен при подготовке кадров учитывать два основных фактора: практичность подготовки специалистов, ориентированных на нынешние тенденции развития российской экономики в агропромышленной отрасли и четкий механизм взаимодействия с организациями-партнерами, потребителями продукта образовательной работы.
Практическая подготовка предполагает, что молодой специалист не просто знает, что такое бизнес-план, но и может его сделать. Нам необходимо совершенствовать организацию прохождения практик и особенно представление отчета по ним. Итоги практик должны обсуж-
даться на самом высоком уровне под руководством проректора по учебной работе.
Выпускнику ДальГАУ для успешно -го трудоустройства необходимо, начиная с первого курса, тренироваться для решения следующих ситуаций:
- как вести себя на собеседовании и умение отвечать не только на вопрос «сколько вы хотите получать», но и «что вы умеете делать»;
- уметь устраиваться на рабочие места в соответствии с собственными профессиональными планами, а не туда, куда берут;
- формировать собственный имидж высококвалифицированного специалиста, за которым должны «охотиться» работодатели;
Для этого студент должен:
- видеть реально работодателя, который предъявляет жесткие требования и задает вопросы, ставящие студента в тупик;
- уметь составить о себе конкурентоспособное резюме в случае участия в конкурсе на лучшие вакансии или места стажировки;
- быть готовым пройти стажировку или практику в «проблемных» местах, где нужно решать ранее не знакомые вопросы (введение новой технологии, ведение переговоров с заказчиком и т.д.)
19 июня 1999 года в г. Болонья на конференции министров образования стран Европы была подписана Совместная Докладная о создании «Зоны Европейского высшего образования». 19 сентября 2003 года к Болонской Декларации присоединилась Россия, и перед страной встали задачи по интеграции в общеевропейское пространство высшего образования.
Главная цель Болонского процесса -создать единую, приемлемую для всех стран общероссийскую систему образования. В Болонской декларации указаны шесть основных задач, которые должны объединить Европу в области образования:
9
1. Введение в вузах двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат - магистратура).
2. Введение кредитной системы.
3. Контроль качества образования.
4. Расширение мобильности.
5. Обеспечение трудоустройства выпускников.
6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования.
В настоящее время российское образование модернизируется с учетом положений Болонского процесса и его направления постепенно внедряются в систему образования ДальГАУ.
Объединенная Европа заинтересована в молодых специалистах, имеющих опыт учебы в другой стране. Сейчас зарубежные стажировки осуществляются посредством спонсорского финансирования (7,4%), межвузовского соглашения об обмене студентами (8,7%), получения российского гранта (1,9%), получение иностранного гранта (55,8%), получение стипендии Президента РФ (5,1%), межвузовского договора (11,3%) и других источников (средства родителей и т.п. -9,8%).
Таким образом, мобильность образовательных связей происходит преимущественно за счет иностранных инвестиций, что приводит к потере Россией молодых талантливых специалистов и опытных ученых.
Нам необходимо разработать такие схемы зарубежных связей студентов, аспирантов и преподавателей, чтобы исключить «утечку умов» на Запад. Для ДальГАУ по-прежнему существует угроза «утечки умов» в другие вузы Дальнего Востока и западных регионов РФ.
Повышение эффективности чтения лекций - одна из важнейших задач в ДальГАУ. Как правило, известно стремление лектора сообщить информацию студентам превышает желание аудитории получить ее. Поэтому нам необходимо организовать работу семинаров по обучению молодых лекторов, особенно технологиям визуализации лекционного материала, в частности мультимедийных электронных презентаций.
Наша ближайшая задача - иметь на каждой кафедре мультимедийную аппаратуру.
Учебно-методическому отделу необходимо на конкретных примерах в текущем учебном году показать эффективность и качество инноваций.
Как известно, Указом Президента РФ В.В.Путина (Пр.577 от 30.03.02 г.) определены 9 приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ.
Для ДальГАУ близкими являются следующие направления:
- технологии живых систем;
- экология и рациональное природопользование;
- энергосберегающие технологии;
- новые транспортные технологии;
- производственные технологии.
В Указе Президента от 30.03.02 г. №578 обозначены 52 критические технологии РФ. ДальГАУ необходимо сосредоточить свои усилия по следующим направлениям:
- безопасность и контроль качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов;
- мониторинг окружающей среды;
- переработка и воспроизводство лесных ресурсов;
- производство и переработка сельскохозяйственного сырья;
- сохранение и восстановление нарушенных земель, ландшафтов и техногенных катастроф.
В нынешних условиях университет должен научиться жить и развиваться самостоятельно, опираясь на помощь государства как на базовую основу. Нам необходимо четко понимать, что при формировании стратегического менеджмента вуза или стратегии саморазвития важно обеспечить различные источники доходов, то есть обеспечить превращение ДальГАУ в инновационно-предпринимательский университет, в котором образование и наука тесно приближены к агропромышленному производству и бизнесу высоких технологий в Дальневосточном федеральном округе.
10