Научная статья на тему 'Организация базовых центров подготовки специалистов для агропромышленного комплекса Амурской области (доклад на годичном собрании Ассоциации «Дальневосточный аграрный университетский комплекс»)'

Организация базовых центров подготовки специалистов для агропромышленного комплекса Амурской области (доклад на годичном собрании Ассоциации «Дальневосточный аграрный университетский комплекс») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация базовых центров подготовки специалистов для агропромышленного комплекса Амурской области (доклад на годичном собрании Ассоциации «Дальневосточный аграрный университетский комплекс»)»

АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

AGRICULTURAL EDUCATION

УДК 001:378

Дурнев А.Я., канд.ист.наук, профессор, проректор по общим вопросам ДальГАУ ОРГАНИЗАЦИЯ БАЗОВЫХ ЦЕНТРОВ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ (Доклад на годичном собрании Ассоциации «Дальневосточный аграрный университетский комплекс»)

Durnev A. Ya., Cand. Hist. Sci., professor, Vice-Rector for General Affairs of FESAU

ORGANIZATION THE BASIC TRAINING CENTERS

FOR AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF AMUR REGION

(Report on the Annual Meeting of the Association

«Far Eastern Agricultural University Complex»)

Тема сегодняшнего годичного собрания выстрадана состоянием высшего сельскохозяйственного образования в последние годы. Наш вуз критикуют и зачастую, надо прямо признать, критикуют справедливо - за недостаточную практическую подготовку выпускников, их невысокую закрепляемость на производстве, даже тех, кто обучался на условиях целевого приема.

На всех уровнях власти и всего образовательного сообщества активно ведется поиск путей совершенствования подготовки специалистов. Правительством нашей Амурской области предприняты масштабные меры поддержки выпускников. Это и единовременная выплата подъемных специалисту - сейчас цифра выросла до 150 тысяч рублей, кроме того, по 7 тысяч рублей будет доплачиваться к ежемесячной заработной плате в течение трех лет, решается проблема по жилью. Это действительно крупные стимулирующие меры, они значительно выше по сравнению с другими территориями Дальнего Востока.

На подготовку квалифицированных кадров, их закрепление на селе, на обеспечение постоянной связи учебного процесса с производством нацелены меры, разработанные Советом при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. В протоколе заседания Совета от 19 июня текущего года в части аграрного образования поставлены две задачи:

Первая. Провести оптимизацию сети учреждений профессионального образования

аграрного профиля, предусмотрев создание многоуровневых учебных заведений, включающих начальное, среднее и высшее профессиональное образование.

И вторая. Рассмотреть возможность заключения трехсторонних соглашений (работодатель - органы исполнительной власти - профессиональное учебное заведение аграрного профиля) о создании базовых центров подготовки специалистов для АПК.

Для выполнения поставленных задач распоряжением губернатора области утверждена рабочая группа. Её руководитель - заместитель министра образования и науки Амурской области Борис Владиславович Кладь - участник нашей конференции и мы надеемся, что он выскажется по этой проблеме.

В раздаточном материале у каждого из вас, уважаемые коллеги, имеется схема многоуровневого образовательного партнерства в агропромышленном комплексе на базе нашего университета, которую мы разработали на заседании рабочей группы (рис.).

Она объединяет всех участников образовательного процесса. Это средние общеобразовательные школы, представители начального (т.е. лицеи), среднего (колледжи и техникумы) и высшего профессионального образования, работодатели, причем значительная их часть представлена в нашей Ассоциации, а также предприятия и хозяйства, где традиционно проводится производственная практика студентов. Конечно, в этой схеме многоуровневого образовательного пространства в АПК

5

направляющая роль принадлежит двум областным министерствам - сельского хозяйства и образования и науки.

Остановлюсь на одной очень важной составляющей данной схемы. Это создание базовых центров подготовки специалистов для агропромышленного комплекса.

Один такой центр в колхозе «Луч» мы сегодня с вами открыли. Сразу же оговорюсь. Все, что мы видели в «Луче», делается пока на

энтузиазме ивановцев - председателя колхоза Ус Владимира Георгиевича, главы района Бакуменко Владислава Владимировича и на средства исключительно колхоза «Луч». Справедливости ради надо отметить - заинтересованность, личное участие и конкретную помощь в решении данного вопроса мы постоянно находим у министра сельского хозяйства Сергея Игоревича Вологдина.

СХЕМА МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В АПК АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА БАЗЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

МОУ СОШ

Ученические

бригады

Профклассы

Эколого-

биологический

центр

I

НПО

С.-х. профлицей №1 (п.Екатеринославка)

Отделения: г. Завитинск, п. Архара

С.-х. профлицей №2 (п. Серышево)

Отделения:

с. Константиновка, с. Тамбовка

Профессиональный технический лицей №3 (г. Свободный)

1

СПО

амурский

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ

КОЛЛЕДЖ

(проект)

• Отделение сельскохозяйственное (Амурский аграрный колледж)

• Отделение строительное (Амурский строительный колледж)

• Отделение технологическое (Белогоорский технологический техникум пищевой промышленности)

1

ВПО

Направления

подготовки

МАГИСТРАТУРА

АСПИРАНТУРА

1

БАЗОВЫЕ ЦЕНТРЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ АПК

РАБОТОДАТЕЛЬ -

производственная структура в сфере АПК (ДальАУК)

Рис. Схема многоуровневого образовательного партнерства в АПК Амурской области

на базе ДальГАУ

В следующем году планируется создать базовый центр в агрофирме «Партизан». И мы уже видим сегодня по-настоящему государственный подход со стороны Зражевского Геннадия Алексеевича. Низкий поклон ему за это.

Предлагаю и прошу. Прошу наши родные областные министерства - сельского хозяйства и образования и науки.

Первое. Убедить Законодательное собрание в необходимости законодательного закрепления статуса хозяйств и утвердить Пра-

вительством области колхоз «Луч» и агрофирму «Партизан» как базовые центры подготовки и переподготовки специалистов для АПК.

Второе. Добиться выделения в 2013 году колхозу «Луч» и агрофирме «Партизан» отдельной строкой средств, необходимых на их создание и функционирование. При расчетах за основу надо взять то, что пока на энтузиазме сделано в колхозе «Луч».

Наше мнение - при проведении данной работы не следует ограничиваться только ива-

6

новскими и тамбовскими хозяйствами. В каждом из десяти районов, входящих в Ассоциацию, имеются такие предприятия, которые являются новаторскими, где можно чему-то поучиться.

Как нам представляется деятельность базовых центров. Их работу мы предлагаем выстроить по четырем уровням.

Первый уровень - это организация практических занятий с учениками средних школ (имеются в ввиду ученические производственные бригады и профильные классы), учащимися начального, студентами среднего профессионального образования и со студентами нашего университета в разрезе всех специальностей.

Сегодня у нас организовано 72 филиала кафедр на производстве, 16 из них, такие как молочный комбинат, сельскохозяйственный производственный кооператив «Тепличный», мясокомбинат, «АНК-холдинг», «Амурагро-центр», «Благовещенскагротехснаб», крестьянско-фермерское хозяйство «Орта» и другие уже выросли из рамок филиалов кафедр. Здесь можно, не откладывая в долгий ящик, начинать работу по организации базовых центров подготовки специалистов для АПК.

Второй уровень - переподготовка в базовых центрах специалистов АПК области с преподаванием теоретического курса преподавателями из университета и проведением практических занятий непосредственно специалистами колхоза «Луч», агрофирмы «Партизан» и других базовых предприятий. Возможности хозяйств, филиалов кафедр на производстве для практической подготовки студентов мы используем уже не первый год. Аналогичную работу проводит Амурский филиал Российской академии кадрового обеспечения АПК, который является нашим партнером в Ассоциации. Однако зачастую после теоретического курса мы везем в хозяйства студентов, а они слушателей попросту говоря на обзорные экскурсии. Потому что нет специально оборудованных классов, нет на селе гостиниц, даже пообедать бывает проблематично в силу сезонного, то есть посевного-уборочного характера работы столовых. Базовые центры позволяют решить все эти вопросы.

Третий уровень - те же функции, что и во втором уровне только в более широком формате - это переподготовка специалистов агропромышленного комплекса со всего Дальнего Востока. Являясь признанной аграрной обла-

стью федерального округа, мы просто обязаны готовиться к решению этой задачи. Определенный опыт при проведении этой работы у нас уже имеется. Например, в упомянутом выше филиале Российской академии кадрового обеспечения АПК в прошлом году прошли переподготовку 550 специалистов сельского хозяйства при задании 332 человека. Причем представляли они весь Дальний Восток, вплоть до Сахалина и Камчатки, и даже часть Сибири - слушатели были из Республики (Саха) Якутии, Читинской и Иркутской областей. Да и к нам в университет за два последних года количество поступающей молодежи из соседних краев и областей увеличилось более чем в два раза и в текущем году составило 49 человек, в том числе из Республики (Саха) Якутия - 14, Хабаровского края - 19, Сахалинской области -9 человек. И это при том, что на Дальнем Востоке помимо нашего вуза действуют еще два высших учебных заведения аграрного профиля, а Приморская государственная сельскохозяйственная академия даже испытывала определенные трудности при наборе на первый курс в текущем году.

Четвертый уровень - это продолжительная (от 3 месяцев до одного года) стажировка наших преподавателей в базовых центрах. Проблема состоит вот в чем. В последние годы появился явный крен в сторону преподавателей университета, в первую очередь молодых, которые не имеют навыков практической работы на производстве после окончания вуза. Так, из 232 преподавателей специальных кафедр (это без внешних совместителей и без преподавателей общетеоретических дисциплин - т.е. физиков, математиков, историков и т.д.) только 67 работали специалистами на селе. Это около 30%, то есть с небольшой натяжкой - каждый третий.

Например, на кафедре кормления, разведения, зоогигиены и производства продуктов животноводства штатных работников 18 человек, из них только четверо ранее работали в животноводстве. Такая же картина и на некоторых других кафедрах: экологии, почвоведения и агрохимии; эксплуатации и ремонта транспортно-технологических машин и комплексов.

Поэтому руководство университета, открывая базовые центры, планирует использовать их так же и для переподготовки преподавательского состава, с сохранением заработной

7

платы, выплатой определенных бонусов на проживание и питание. Тем более, что в «Луче» в скором времени будет открыта гостиница для этих целей. Завершается строительство многоквартирного жилого дома в агрофирме «Партизан», один подъезд которого Геннадий Алексеевич Зражевский отдает также под гостиницу для преподавателей и студентов.

Уважаемые участники конференции! Проблема оптимизации сети учреждений профессионального образования аграрного профиля, а такая задача, еще раз повторюсь, была поставлена Советом при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, напрямую связана с судьбой благовещенских ссузов - аграрного и строительного колледжей, Белогорского технологического техникума пищевой промышленности, которые в свое время были созданы с целью подготовки кадров для агропромышленного комплекса области и относились к Министерству сельского хозяйства РФ. Они также входят в нашу Ассоциацию. В настоящее время эти учебные заведения переданы на местный бюджет и дальнейшая их судьба весьма проблематична. Даже не смотря на то, что они в 2010 году прошли государственную аккредитацию и получили лицензии на подготовку 21 специальности среднего профессионального образования и 83 рабочих профессий, что позволяет им успешно участвовать в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для предприятий АПК областей.

Выпускники этих ссузов востребованы на рынке труда, по данным Федеральной государственной службы занятости населения их трудоустройство составляет свыше 95% ежегодного выпуска. В настоящее время в колледжах и техникуме обучается 3015 человек, большинство из них заканчивали сельские школы.

Мы предлагаем присоединить аграрный и строительный колледжи, технологический техникум пищевой промышленности в качестве филиалов к университету. При этом сохранится кадровый потенциал учебных заведений, их материально-техническая база в рамках многоуровневого образовательного партнерства. Это позволит осуществлять качественную подготовку специалистов среднего звена и рабочих кадров для агропромышленного комплекса области. Прошу сегодня высказаться по этому вопросу.

И в заключение. Обращаю ваше внимание на раздаточный материал, в котором содержится информация о зачислении на первый курс, выпуске и трудоустройстве молодых специалистов, производственной практике студентов в разрезе десяти районов области, входящих в Ассоциацию ДальАУК.

Не пренебрегайте этой информацией, используйте её в своей работе и это послужит укреплению наших деловых и творческих контактов, будет способствовать дальнейшему развитию нашего сотрудничества в деле подготовки кадров, их закрепления в агропромышленном комплексе области.

378.14

Кислов А.А., канд.техн.наук, руководитель центра «Выпускник» ДальГАУ

ПОВЫШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ АПК И СТУДЕНТОВ АГРАРНЫХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Kislov A.A., Cand. Tech. Sci., Head of «Vypusknik» center of FESAU

INCREASING THE PRACTICAL KNOWLEDGE OF EXPERTS OF AGRO-INDUSTRIAL

COMPLEX AND STUDENTS OF AGRICULTURAL SPECIALTIES

5 октября 2012 года на базе колхоза «Луч» Ивановского района проводилось годичное совещание Ассоциации «Дальневосточный аграрный университетский комплекс» (ДальАУК) на котором был поднят один из актуальных вопросов - повышение практических знаний специалистов АПК и студентов аграрных специальностей. На сегодняшний день сельскохозяйственный сектор Амурской обла-

сти переживает высокий темп развития: увеличиваются посевные площади, значительно обновляется состав машинно-тракторного парка, реализуются новые технологии возделывания сельскохозяйственных культур и строятся современные животноводческие комплексы. Но добиться высоких производственных результатов можно только при помощи высококвалифицированных специалистов, которых сегодня

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.