агропромышленный комплекс
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: ПРОБЛЕМЫ и перспективы
AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF THE FAR EAST FEDERAL DISTRICT: PROBLEMS AND PERSPECTIVES
УДК 001:378.112.1
Дурнев А.Я., канд.ист.наук, проректор по общим вопросам ДальГАУ ИТОГИ РАБОТЫ АССОЦИАЦИИ ДальАУК И ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА ЗА 2011 ГОД И ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ (из доклада на годичном собрании)
В докладе анализируются изменения в контингенте студентов университета, дана характеристика интеграционным процессам в образовании. Особое внимание уделено студентам, обучающимся на условиях целевого набора, практической подготовке и трудоустройству выпускников. Обоснована необходимость создания базового предприятия для студентов университета.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ОБРАЗОВАНИЕ, ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ, УСЛОВИЯ ЦЕЛЕВОГО ПРИЕМА, ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА, ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ, БАЗОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ.
Durnev A.Y. the candidate of historical sciences, the professor of chair of history, the pro-rector on the general questions of FESAU
THE RESULTS OF WORK OF ASSOCIATION AND BOARD OF GUARDIANS FOR 2011 AND PROBLEMS ON PROSPECT
In report analyses changes in the contingent of university students. The special attention is given the students trained on the terms of a target set, practical preparation and employment of graduates. It is proved the necessity of creation of the base enterprise for students of university.
KEYWORDS: FORMATION, INTEGRATION PROCESSES, CONDITIONS OF TARGET RECEPTION, PRACTICAL PREPARATION, EMPLOYMENT OF GRADUATES, THE BASE ENTERPRISE.
Годичные собрания Ассоциации ДальАУК и Попечительского совета университета вызывают повышенный интерес ученых и практиков, связанных с агропромышленным комплексом Амурской области. В докладе на научно-практической конференции, которой завершается годичное собрание, остановлюсь на трех вопросах:
1. О совместной работе по подготовке специалистов для АПК области.
2. Интеграционные процессы в образовании и как к ним готовиться.
3. Улучшение практической подготовки студентов и закрепления выпускников в хозяйствах и на предприятиях области.
Начну с подготовки специалистов в сравнении за последние три года.
7
Таблица 1
Контингент студентов и слушателей ДальГ АУ, чел.
Форма обучения 2009 год 2010 год 2011 год
Очная форма обучения 4269 3948 3750
Заочная форма обучения 2083 2199 2368
Заочная сокр.программа обучения 2006 2154 1853
ВСЕГО 8358 8301 7971
По очной форме обучения идем в минусе (-519 человек). За счет заочной формы обучения этот минус несколько сглаживается. А
в целом за три последних года по количе ству обучающихся идем с минусом 387 че ловек.
Таблица 2
Выпуск специалистов ДальГАУ (по всем формам обучения)
Форма обучения 2009 год 2010 год 2011 год
Очная форма обучения 925 628 568
Заочная форма обучения 276 734 889
ИТОГО 1201 1362 1457
Всего за три последних года университет хозяйственного производства поехали не-
окончили 4020 человек. К сожалению, на многие.
реальные участки непосредственно сельско-
Таблица 3
Количество студентов (1-5 курсы), обучающихся на условиях целевого приема от районов,
входящих в Ассоциацию ДальАУК
Район ИМСХ ИЭАСХ ИСИ ИАЭ ИВМЗ ИЛ ТИ ФЭИ Всего
Архаринский 4 3 1 0 2 3 1 1 15
Белогорский 2 2 2 3 3 0 0 1 13
Благовещенский 0 2 4 4 0 0 1 2 13
Ивановский 6 1 5 2 2 1 1 2 20
Константиновский 3 3 1 1 1 1 2 4 16
Октябрьский 3 2 2 3 4 1 0 0 15
Ромненский 3 2 0 0 2 0 0 0 7
Серышевский 7 1 3 3 1 1 3 4 24
Тамбовский 10 8 1 8 2 1 5 0 35
Михайловский 9 1 3 3 3 0 2 3 23
ИТОГО: 47 25 22 22 20 8 15 17 181
Анализ таблицы 3 показывает, что совместно с районами, входящими в Ассоциацию, еще слабо ведется работа на перспективу, недостаточно внимания уделяется укреп-
лению, в первую очередь, инженерной, агрономической и ветеринарной служб.
Отдельно следует сказать о приеме и трудоустройстве выпускников, обучающихся на условиях целевого приема (табл. 4, 5).
Таблица 4
Динамика приема в университет
Форма обучения 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год
Прием студентов на бюджетную форму обучения 774 683 419 500 530
Целевой прием студентов 215 173 34 68 37
% студентов по целевой форме обучения 27,8 25,3 8,1 13,6 6,9
8
Таблица 5
Трудоустройство выпускников, обучающихся на условиях целевого приема
2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год
Выпуск студентов, обучающихся на условиях целевого приема 232 170 178 169 114
Из них трудоустроено 41 20 40 39 28
% трудоустроенных выпускников 17,7 11,8 22,5 23,1 24,6
А вот что нас ждет по трудоустройству выпускников целевого приема в следующем
году (табл. 6 в разрезе районов, входящих в Ассоциацию ДальАУК).
Таблица 6
Предполагаемый выпуск специалистов в 2012 году (с разбивкой по районам, входящим в Ассоциацию ДальАУК)
Районы Всего выпускников по бюджетной форме обучения, чел. В том числе на условиях целевого приема
Белогорский (включая г. Белогорск) 48 8
Архаринский 11 5
Благовещенский (включая г. Благовещенск) 197 46
Ивановский 14 6
Константиновский 10 4
Октябрьский 8 3
Ромненский 6 4
Серышевский 22 10
Тамбовский 26 11
Михайловский 17 6
ИТОГО по Ассоциации ДальАУК 359 103
Всего выпускников по университету 428 130
Об интеграционных процессах в образовании
Этот процесс уже начался. И начался он там, где ведется подготовка рабочих профессий, т.е. с профессиональных училищ. В свое время в состав Ассоциации вошли Серышев-ский лицей №16, Благовещенское училище №24, Тамбовское №18 и Константиновское №21. Сегодня после проведенной реорганизации Тамбовское и Константиновское профессиональные училища влились в Серы-шевский сельскохозяйственный профессиональный лицей №2, который возглавляет В.М.Горьковский, а Н.Н.Тарасенко в Кон-стантиновке и А.И.Нестеренко в Тамбовке стали его замами и одновременно заведующими отделениями.
То же самое можно сказать о Благовещенском училище №24. Вместе с первым и четвертым училищами оно влилось в 23-е, которое стало именоваться профессионально-техническим лицеем №1.
Такая же судьба уготовлена средним специальным учебным заведениям. Директор Амурского аграрного колледжа О.Г.Шабанов
еще год назад начал бить тревогу, чтобы не попасть под купол АмГУ с последующим поворотом на космические специальности. Полностью разделяет позиции руководителя аграрного колледжа Г.И.Антонова - директор Белогорского технологического техникума пищевой промышленности. Среди колеблющихся - В.А.Кряжева, директор Амурского строительного колледжа и Н.В.Пукалов, директор политехнического колледжа.
Позиция руководства нашей Ассоциации, как и ректората университета, однозначна: вуз не стремится насильно присоединить и тем более «поглотить» средние специальные учебные заведения. В то же время нам далеко не безразлично, на какой обочине окажется аграрное образование в нашей области после того, как Минобрнауки России завершит задуманные реорганизации.
Со своей стороны мы уже инициировали обсуждение данной проблемы и в нашем Минсельхозе, и в Правительстве области. В результате подготовлено письмо на имя губернатора О.Н.Кожемяко.
9
Считаю, что в решении вопроса пред- Практическая подготовка студентов
стоящей интеграции образовательных учре- В целом в разрезе районов, входящих в
ждений необходимо высказаться также от Ассоциацию ДальАУК, практика проводится
имени нашей Ассоциации и от имени членов для студентов всех специальностей.
Попечительского совета.
Таблица 7
Проведение производственной практики студентов (3-4 курсов), обучающихся на условиях целевого приема, по районам, входящим в Ассоциацию ДальАУК в 2011 году
Ассоциация «Дальневосточный аграрный университетский комплекс» через два года отметит свое десятилетие. Все эти годы мы стремились понимать и поддерживать друг друга. Неоценимую помощь оказывает университету Попечительский совет. Сегодня, когда наполовину обновилось руководство районов, входящих в Ассоциацию, сменилось руководство университета, мы собрались здесь, чтобы выстроить вектор наших взаимоотношений на будущее. Честно надо признаться: без помощи районов, членов Попечительского совета мы не осилим проблему практической подготовки студентов и их закрепления на селе после окончания учебы. На сегодняшний день - это самое слабое звено в работе университета.
Правительство области и областное министерство сельского хозяйства предпринимают
конкретные меры, в том числе значительно повысили материальную заинтересованность для выпускников. Заслуживает одобрения инициатива, с которой выступили Г.А.Зражевский -директор агрофирмы «Партизан» и В.Г.Ус -председателя колхоза «Луч» о создании в своих хозяйствах современных базовых предприятий университета для проведения практики студентов. С общежитиями, учебными классами, закреплением лучших специалистов в качестве наставников. Давайте сделаем такие базовые предприятия в лучших хозяйствах каждого района и это запишем в нашем решении. А годичное собрание Ассоциации и Попечительского совета в следующем году проведем либо в «Партизане», либо в «Луче».
10