УДК 664
Ю.А.Ахенбах
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ
Y.A.Ahenbah
INSTITUTIONAL FEATURES OF CLUSTERS CREATION AND FUNCTIONING
В статье определен вектор эффективного функционирования участников региональной экономики в соответствии с инновационной концепцией развития нашей страны путем создания научно-производственных кластеров, в рамках которых представляется возможным создать наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала ученых и исследователей, преподавателей и студентов учреждений образования, а также научного и производственного потенциала, расположенных в Воронежской области промышленных предприятий.
Ключевые слова: региональная экономика, научно-производственый кластер, промышленное предприятие, конкурентоспособность
In article the vector of effective functioning ofparticipants of regional economy according to the innovative concept of development of our country by creation research-and-production clusters in which frameworks it is obviously possible to create optimum conditions for development of creative potential of scientists and researchers, teachers and students of establishments of formation, and also the scientific and industrial potential, the industrial enterprises located in the Voronezh region is defined.
Key words: regional economy, scientific-i.e. productive cluster, the industrial enterprise, the competitiveness of
Построение конкурентоспособной региональной экономики на принципах инновационного подхода во многом зависит от гармоничного диалога бизнеса, науки, органов власти, кредитных организаций. Однако существующая структура экономики регионов не позволяет создавать гибкие, устойчивые, конкурентоспособные экономические системы, имеющие прочные позиции в рыночном пространстве и способные противостоять мощным внешним воздействиям. Одним из путей преодоления кризисных явлений в экономике является формирование в регионах прогрессивных интеграционных структур, как основы эффективного использования технологических, производственных, трудовых ресурсов государства.
Перспективным подходом к повышению эффективности и конкурентоспособности региональной экономики является создание и развитие кластеров, как сложных экономических систем, включающих большое количество предприятий и организаций, объединённых общим производственным циклом, а также организаций, оказывающих вспомогательные услуги (банков, консалтинговых и маркетинговых организаций, научно-исследовательских и образовательных учреждений, компаний и т.д.).
Проблема кластеризации в трудах отечественных исследователей стала подниматься сравнительно недавно. Рассматривая данную проблему через призму российских экономических реформ, а также учитывая зарубежный опыт кластеризации, нами было сформулировано следующее определение: «Кластер - это региональное объединение промышленных предприятий, финансово-кредитных, научно-исследовательских и образовательных учреждений, а также иных предприятий и организаций на принципах взаимодействия и взаимозависимости с целью укрепления конкурентных преимуществ, стабилизации положения на рынке и обеспечения долгосрочных надёжных партнёрских
А-
отношений между участниками кластера при поддержке внешних институтов. Под внешними институтами в данном определении следует понимать административные, государственные, властные, консалтинговые, рейтинговые и прочие структуры.
Основными особенностями кластера являются:
- территориальная локализация основных участников;
- наличие крупного предприятия - лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию кластера в целом;
- устойчивость и доминирующее значение хозяйственных связей между предприятиями;
- долговременная координация взаимодействия участников системы в рамках основных систем управления, производственных программ, инновационных процессов; контроля качества и т.д. [1]
В отечественной и зарубежной практике хозяйствования процессы кластеризации происходят в соответствии со следующими принципами:
- взаимозависимость и взаимодополняемость участников кластера;
- стремление предприятий-участников повысить индивидуальную конкурентоспособность через членство в кластере;
- географическая близость участников кластера;
- разноотраслевая принадлежность участников кластера;
- региональное единство, то есть формирование кластера в пределах одного региона (причём, регион в данном случае рассматривается как государственная территориальная единица (область, край) или как географический регион, то есть конкретная территория) [2].
Наиболее распространенными и перспективными формами кластеров в настоящее время являются бизнес-инкубаторы (БИ) и технопарки, которые способны обеспечить достижение главной цели кластеризации - повысить конкурентоспособность участников кластера [3].
Бизнес-инкубатор (БИ) позволяет объединить усилия и возможности сторон, заинтересованных в развитии малого и среднего бизнеса: государственных организаций, органов местного самоуправления, коммерческих структур, различных фондов, банков, индивидуальных предпринимателей; создать наиболее благоприятную среду для стартового развития малого и среднего предпринимательства.
Важную роль в создании бизнес-инкубаторов играют высшие учебные заведения, на базе которых происходит подготовка специалистов бизнес-сферы. Это экономические факультеты вузов, взаимодействующие с региональными и местными органами управления, бизнес-школы, центры подготовки и переподготовки кадров, учебные центры академических институтов.
В Воронежской области существуют следующие бизнес-инкубаторы: «Воронеж»; Межвузовский БИ на базе Воронежского государственного архитектурно-строительного университета; БИ «Авиационный»; Студенческий БИ на базе Воронежской государственной технологической академии; БИ «Воронеж-Орбита-Сервис»; «Калинский»; «Восток» (г. Борисоглебск).
Срок работы предприятий в БИ не ограничен и для каждого из них закладывается определенный резерв площадки. Инфраструктуру БИ составляют: вычислительный центр, рекламное агентство, средства связи, интернет-центр, электронная биржа.
Основными тенденциями, оказывающими влияние на организационную форму инкубаторов, являются [4]:
- обеспечение дополнительного обслуживания за пределами бизнес-инкубатора. Клиенты могут и не располагаться на территории инкубатора, но пользоваться услугами наравне с теми, кто арендует там помещение;
Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. № 23, 2011 4. -\-
- привлечение в состав инкубаторов научно-исследовательских институтов, учебных центров и, как следствие, коммерциализация технологических разработок;
- новаторские центры. Бизнес-инкубаторы обеспечивают доступ к резиденту, который оказывает воздействие по различным вопросам, являясь диспетчерским центром для выхода на дополнительные ресурсы, экспертную поддержку. Новаторские центры выявили технологии, имеющие достаточный коммерческий потенциал для оправдания создания новой компании. Далее происходит лицензирование технологии на базе созданной компании;
- виртуальные инкубаторы. Не предполагается наличие отдельных помещений предприятиям, специалисты виртуального инкубатора проводят собеседования с предпринимателями, оценивая существующие проблемы.
Бизнес-инкубаторы могут существовать в двух видах: как самостоятельные организации или выступать в качестве ядра технопарков. В первом случае бизнес-инкубаторы создаются, как правило, для поддержки нетехнологического предпринимательства и фирм обычных технологий. Во втором случае инкубаторы, находящиеся в составе технопарка, ориентированы на работу в областях высоких технологий, поддержку малых начинающих инновационных предприятий, малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере.
Технопарки представляют собой объединение компаний с узкой специализации в единую бизнес-структуру, которая производит один совокупный продукт и предоставляет дополнительные возможности: лаборатории, склады, производственные территории, станочные парки [3].
В состав технопарка входят: компании, создающие инновации; вузы как поставщики технических кадров; управленческие кадры (профессиональные менеджеры, чей профессионализм позволяет вывести инновационный продукт или технологию на международный рынок).
Существуют два типа размещения технопарков [2].
Первый - структурный, для формирования и развития которого используется «родительская структура».
Второй - автономный (внеструктурный), развивается на базе внутренних ресурсов.
В отличие от бизнес-инкубаторов целями создания технопарков является создание организационных, правовых, финансовых условий для решения следующих задач:
- интеграции прикладной науки и производства;
- создание благоприятных условий работы авторам, чьи разработки и предложения были отобраны, с целью доведения научных разработок до опытных образцов и внедрению их в производство;
- поддержка малого инновационного бизнеса;
- создание наукоемких производств;
- организационное, правовое, экономическое и информационное содействие реализации проектов технопарка;
- решение задач, способствующих повышению эффективности использования научно-технического потенциала.
Сегодня в Воронежской области созданы и успешно функционируют следующие технопарки: «Калининский»; «КБМ»-бетон и ЖБИ Воронеж (индустриальный технопарк концерна КРОСТ); «Масловский»; Инновационный технопарк «Идея»; Воронежский областной межвузовский научно-технологический парк Департамента экономики Администрации Воронежской области; «Авиационный»; ООО Компания «Воронежский технопарк»; «Воронеж-ТБО»; «Содружество»; «Космос-Нефть-Газ»; ОАО «Воронежсинтезкаучук» [5].
В настоящее время создание сети отраслевых технопарков планируется на территориях крупных промышленных предприятий, НИИ и КБ. Например, свою
А-
заинтересованность выразили ОАО «Воронежсинтезкаучук», ОАО «Гидрогаз», ОАО «КБХА», ОАО «Завод «Эталон», ОАО «НПО Корпорация «РИФ» и др., так как это позволит им усилить инновационный потенциал, а кооперирующимся с ними малым предприятиям это позволит выйти на более высокий экономический и научно-технический уровень.
Отличительными чертами технопарков от бизнес-инкубаторов являются [6]:
1. Бизнес-инкубаторы поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы
2. Политика постоянного обновления клиентов в инкубаторах соблюдается жестче, чем в технопарках
3. Они поддерживают не только фирмы высоких технологий, но и малый бизнес самого широкого спектра деятельности (так называемый нетехнологический бизнес);
4. Инкубаторы, как правило, не имеют земли, а, следовательно, не занимаются такой деятельностью, как сдача в аренду участков и помещений;
5. Стартовые возможности технопарков и бизнес-инкубаторов существенно отличаются;
6. Большая часть научно-технологических парков имеют инкубатор, которым они управляют самостоятельно (команда управленцев технопарка управляет и бизнес-инкубатором);
7. Несмотря на большой разброс направлений деятельности, инкубаторы поддерживают тесные отношения с находящимися в регионе университетами, или стремятся к этому.
Администрацией области планируется формирование единой областной инновационной системы на основе программно-целевых подходов, включающей в себя применение различных механизмов стимулирования внедрения инновационного продукта в отраслях материального производства, создание эффективной рыночной инновационной инфраструктуры на принципах самоокупаемости и самофинансирования.
Воронежские вузы оказались флагманами процессов кластеризации в регионе. Так, Воронежская государственная технологическая академия первой из воронежских вузов заключила соглашение о долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве с региональными технопарками «Калининский» и «МИТЭМ». Основная цель соглашения -внедрение научно-технических проектов на базе региональных технопарков, коммерциализация разработок вуза.
Основным постулатом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2000-2010 гг. является следующее утверждение: «Образование, которое не сказывается на успешности граждан и эффективности экономики, не приводит к усилению позиций государства на мировой арене, не может считаться качественным». Справедливость данного утверждения диктует целесообразную необходимость создавать научно-производственные кластеры, причем по инициативе высших учебных заведений.
Для высших учебных заведений г. Воронежа система опережающей непрерывной подготовки конкурентоспособных специалистов в области наукоемких технологий на основе взаимодействия учреждений профессионального образования, органов государственной власти и бизнес-сообщества становится основным направлением деятельности.
Приоритетными направлениями развития научно-образовательных кластеров должны стать учебно-методическое, научно-инновационное и направление развития материально-технической базы.
Целью учебно-методической работы в научно-образовательном кластере является превращение базового университета в ведущий научно-образовательный центр региона, предоставляющий качественные образовательные услуги по широкому спектру программ
Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. № 23, 2011 4.
-\-
высшего профессионального образования, довузовского, послевузовского образования, переподготовки и повышения квалификации.
В качестве этапов достижения этой цели нами определено следующее:
1. Переход на двухуровневую систему обучения (бакалавр-магистр):
а) профессорско-преподавательский коллектив университета разрабатывает инновационные учебно-методические комплексы дисциплин нового поколения на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий;
б) внедрение система менеджмента качества и ее сертификация по стандарту ISO 9001:2000 применительно к научной и инновационной деятельности;
в) разработка и внедрение инновационной компетентностной модели подготовки специалистов, предполагающей целенаправленное формирование профессиональных, инструментальных и социальных компетентностей, содержание которых определяется в ходе консультаций со специалистами ведущих предприятий региона, выступающими в качестве заказчиков квалифицированных кадров и оценивающих эффективность их подготовки.
2. Развитие и внедрение новых образовательных технологий
Решение этой задачи может быть достигнуто только путем постоянного совершенствования образовательного процесса, включающее в себя
- рейтинговую и тестовую системы контроля знаний;
- расширение применения мультимедийной техники при проведении всех форм занятий;
- внедрение активных форм обучения.
3. Совершенствование профессионально-ориентационной работы
4. Реализация дополнительных образовательных программ.
Цель научно-инновационной деятельности университета заключается в организации Центра научных исследований и технопарка для организации и реализации научно -исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, которые позволят существенно расширить участие преподавателей, аспирантов и студентов в подготовке и внедрении инновационных проектов и научных разработок на предприятиях региона.
Цель развития материально-технической базы - обеспечение учебного процесса и создание условий для научно-исследовательской деятельности.
Формирование имущественного комплекса, отвечающего требованиям времени, возможно на основе реализации механизмов частно-государственного партнерства путем консолидации интересов всех участников.
Таким образом, создание научно-образовательных кластеров является необходимым и целесообразным условием эффективного развития участников региональной экономики.
Залогом успешной реализации процессов кластеризации в регионах становятся разработки и инициативы образовательных учреждений, которые способны организовать трансфер передовых инновационных технологий и консолидировать научно-производственное сообщество региона.
Библиографический список:
1. Сироткина, Н.В. Повышение конкурентоспособности региональной экономики путем формирования инновационных кластеров [Текст] / Н.В. Сироткина, Е.А. Ланских. - Воронеж: Научная книга, 2011. - 244 с.
2. Теория и методология организации и управления экономическими системами через призму инновационно-инвестиционных процессов: коллективная монография [Текст] / Е.В. Сибирская, Н.Н. Авакумова, О.А. Старцева и др.; Под общ. ред. проф. Е.В. Сибирской. - Книга 3. - СПб: ИНФО-ДА, 2008.
3. Вертакова, Ю.В. Управление инновациями. Теория и практика [Текст] / Ю.В. Вертакова, Е С. Симоненко. - М.: Эксмо, 2008. - 432 с.