Научная статья на тему 'Территория новых идей'

Территория новых идей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территория новых идей»

Территория новых идей

До XX века и европейские университеты, насчитывающие почти тысячелетнюю историю, и гораздо более молодые - американские не были субъектами экономики. Они работали так, как во многом продолжают работать и сегодня. Фундаментальная наука производила знания, и лишь некоторая их часть использовалась в прикладной сфере и тем самым превращалась в инновационные разработки, в дальнейшем применяемые в промышленности. Эту модель специалисты назвали линейной моделью инноваций. Роль университетов заметно изменилась только в прошлом столетии: учебные заведения сами начали создавать наукоемкие предприятия, что оказалось крайне выгодно и интересно с экономической точки зрения. Излюбленный многими пример Стэнфордского университета, на базе которого появилась Силиконовая долина — крупнейший производитель инноваций в компьютерном, программном бизнесе и интернете, тому весомое подтверждение. Основатель долины, декан Стэнфордской инженерной школы Фредерик Терман, в свое время говорил так: «Мы строим новый тип общества: общество техников-ученых. Это общество состоит, с одной стороны, из отраслей промышленности, использующих высокие технологии, а с другой — из сильного университета, обладающего чутьем на творческую деятельность в окружающей промышленности». Со временем рядом с Масса-чусетским технологическим институтом вырос другой успешный инновационный регион — Золотое полукольцо. Здесь расположено более полусотни колледжей, научно-исследовательские лаборатории и множество предприятий электронной и ракетно-космической промышленности. Сегодня, осознав возросшую роль университетов для национальных экономик, в этом направлении развиваются и более слабые в отношении инноваций университеты Швеции, Мексики, Индии и других стран.

В чем отличие университета — предпринимательского центра от обычного вуза? Во-первых, у него есть достаточно широкий и точно спланированный спектр исследовательских работ. Здесь не допустима узость специализации, ибо цена вопроса при ошибочной ставке на те или иные отрасли — крах всей финансовой и хозяйственной деятельности.

Во-вторых, университет как самостоятельная коммерческая фирма в своих действиях вынужден руководствоваться прежде всего экономической целесообразностью, что вызвало смену подходов в управленческой деятельности:

• создание организационных механизмов, ответственных за технологический менеджмент фирм, а также за исследования и анализ рынков;

• продвижение продуктов и их коммерческое использование. Так, Стэнфорд не пошел по пути основания новых наукоемких фирм, поэтому после того как его научный запас истощился, он утратил былое влияние на развитие Силиконовой долины.

И коль скоро эта функция перешла к другим фирмам и межфирменным объединениям, то они стали привлекать инвестиции, поддерживающие исследования, к примеру стволовых клеток, и в университет, и в биотехнологические компании. В-третьих, экономический успех университета напрямую зависит от уровня развития предпринимательства и изобретательства. Поэтому он вынужден разными способами поддерживать своих стратегических партнеров по созданию всей инфраструктуры инновационных работ (бизнес-инкубатор, технопарков, венчурных фондов и т.д.) и самостоятельно работать в этом направлении. Такой подход сегодня привел к замене линейной модели инновационного развития на полилинейную: инновационный процесс стал дискретным, на всех стадиях он корректируется и стимулируется его многочисленными участниками.

Синергетический эффект

По мнению специалистов, в XXI в. конкурентоспособность национальных экономик будет определяться наличием эффективных инновационных регионов с высокой концентрацией предприятий одной или нескольких смежных отраслей. При такой территориальной целостности фирмы повышают конкурентоспособность друг друга, возрастает их изобретательский уровень, увеличивается поток клиентов за счет широких возможностей выбора предоставляемых кластерами. Как известно, в любом из них есть предприятие-флагман — успешная компания, сумевшая своим бурным развитием доказать перспективность отрасли. к ее успеху присматриваются другие предприятия, начинают генерировать новые идеи, создавать вокруг себя небольшие по численности (в среднем 3—7 человек) подразделения, порождая тем самым синергетический эффект. С одной стороны, появление кластера повышает мобильность сотрудников, они понимают, что их охотно примут на работу в любую соседнюю компанию, и с другой — заставляет работодателей расширять возможности специалистов, их профессионального и карьерного роста, создавать лучшие условия для труда. Все это оказывает серьезное влияние на рост инновационной активности.

Если первая академическая революция (XIX в.) интегрировала в западных университетах научные исследования и обучение, то вторая (XX в.) сумела соединить научную, учебную и предпринимательскую деятельность. Тесное взаимодействие трех центров — академического, корпоративного (отраслевого) и государственного, а также их совместная инновационная политика порождает новые бизнесы. Этот принцип сотрудничества бизнеса, государства и университетов сегодня используется как базовый для создания новых территорий инновационного развития. И центральная роль в этой тройной связке принадлежит, конечно, университету.

№6(40)_2006 НАУКА И ИННОВАЦИИ

41

Информация, коммуникация, координация, кооперация и взаимодействие

В этой связи очень показателен опыт шведского проекта Grow-link — современного инновационного центра в городе Линчепинге, специализирующегося в сфере информационных технологий, медицины и фармакологии. Growlink признан лучшим европейским проектом 2003 г. в сфере развития и поддержки инноваций. Двадцать лет назад экономика всех скандинавских стран находилась в кризисе, из которого шведы вышли за счет инновационных технологий. Когда этот проект только стартовал, ситуация в Линчепинге была не простой: компания SAAB, как основной работодатель в регионе, закрыла ряд направлений деятельности, сократила научно-производственный и инженерный персонал. Мэрии ничего не оставалось, как сделать ставку на инновационное развитие технологий. для этого в городе была создана комплексная структура, в задачу которой входила коммерциализация технологий, генерирование новых идей и создание наукоемких предприятий. Система включала в себя органы государственной и муниципальной власти, научные учреждения, университет, технопарк, финансовые и кредитные учреждения, бизнес-инкубаторы, венчурные и другие фонды, консалтинговые фирмы, объединения предпринимателей. Центральным элементом инновационного развития стал предпринимательский университет.

Особенность шведского проекта — в высокой согласованности действий разнородных элементов инновационной инфраструктуры, при отсутствии единого центра управления. Эту задачу решают серьезные партнерские связи, горизонтальные контакты, клубные формы работы и прочее. Нет заданных и жестких правил игры: все строится на договоренностях и стремлении к взаимодействию, что и обеспечивает выгоды всем участникам. составляющие успеха сетевого способа организации, по мнению самих шведов, — информация, коммуникация, координация, кооперация и взаимодействие.

самый важный элемент действующей системы — университетский холдинг, на территории которого и расположены исследовательские центры крупных компаний. А все начиналось с соединения технической подготовки студентов с обучением управлению инновациями. Сегодня холдинг помимо проведения научно-исследовательских работ инициирует создание фирм самими студентами и преподавателями, выдает им небольшой стартовый капитал. Около 3б% нынешних предприятий технопарка работает на основе идей, рожденных в университете.

Когда у выпускника или преподавателя появляется идея, его отправляют на обучение в центр подготовки предпринимателей, где выясняется его пригодность к ведению самостоятельного дела. Если за время обучения ему удается написать бизнес-план и появится желание создать предприятие, он перемещается в бизнес-инкубатор, где получает офисную, маркетинговую, бухгалтерскую, юридическую и иную поддержку за минимальную плату. Два специализированных кластера «Коллегиум» и «Берзелиус» укрепляют инновационные позиции Линчепинга. Все структуры (центры подготовки предпринимателей, бизнес-

инкубаторы и т.п.) финансируются муниципалитетом.

Ставка мэрии Линчепинга на инновации привела к резкому росту экономических показателей. За 20 лет количество малых компаний выросло в 35 раз, а сотрудников — в 30 раз (при этом 61% фирм имеет не более пяти человек). Суммарный доход в виде налоговых и иных поступлений уже достиг миллиарда долларов.

Конечно, не стоит особо обольщаться этими успехами. Линче-пингу понадобилось 20 лет для стабильной коммерциализации результатов научных изысканий. И для того чтобы синергети-ческий эффект проявился, необходимо формирование определенных условий для развития рынка, создания знаний и появление институциональной среды в области инноваций. Тут не обойтись кластерными приоритетами, структурами поддержки и множеством созданных предприятий. Чтобы стать развивающимся инновационным регионом, надо вырастить специалистов, создать живую и подвижную территорию, порождающую новаторство и дающую синергетический эффект. Отечественный аналог Силиконовой долины вполне может сформировать кластеры-пионеры, которые позволят нашей экономике стать конкурентоспособной во всем мире.

Лучшие университеты в области исследований

1. Калифорнийский технологический институт, США

2. Калифорнийский университет, Сан-Франциско, США

3. ETH Zurich, Швейцария

4. Гарвардский университет, США

5. Массачусетский технологический институт, США

Мировой рейтинг университетов

1. (1) Гарвардский университет, США

2. (3) Массачусетский технологический институт, США

3. (б) Кембриджский университет, Великобритания

4. (5) Оксфордский университет, Великобритания

5. (7) Стэнфордский университет, США

6. (2) Калифорнийский университет, Беркли, США

7. (8) Йельский университет, США

8. (4) Калифорнийский технологический институт, США

9. (9) Принстонский университет, США

10. (27) Политехническая школа, Франция

11. (52) Дьюкский университет, США

12. (11) Лондонская школа экономики, Великобритания

13. (14) Лондонский имперский колледж, Великобритания

14. (23) Корнельский университет, США

15. (17) Бейжингский университет Китай

16. (12) Токийский университет, Япония

17. (20) Калифорнийский университет, Сан-Франциско, США

18. (13) Чикагский университет, США

19. (22) Мельбурнский университет, Австралия

20. (19) Колумбийский университет, США

(Источник: The Times Higher Education Supplement, 2005)

Жанна КОМАРОВА

42

НАУКА И ИННОВАЦИИ №6(40)_2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.