Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение развития инновационного предпринимательства'

Кадровое обеспечение развития инновационного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА / МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MANAGER’S COMPETENCES / INNOVATIVE BUSINESS / MODEL OF INNOVATIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тонышева Любовь Леонидовна

Предложены принципы формирования компетенций менеджера в сфере инновационного предпринимательства и даны подходы к их структурированию. Приведена модель инновационного образования в условиях модернизации и охарактеризованы особенности ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тонышева Любовь Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL MAINTENANCE OF INNOVATIVE BUSINESS DEVELOPMENT

In the article the principles of forming of manager’s competences in the sphere of innovative business are offered and the approaches to their structurization are given. The model of innovative education in the conditions of modernization is presented and the features of its realization are characterized.

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение развития инновационного предпринимательства»

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2012. № 1. С. 77-82.

УДК 338.45

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА*

PERSONNEL MAINTENANCE OF INNOVATIVE BUSINESS DEVELOPMENT

Л.Л. Тонышева L.L. Tonysheva

Тюменский государственный нефтегазовый университет

Предложены принципы формирования компетенций менеджера в сфере инновационного предпринимательства и даны подходы к их структурированию. Приведена модель инновационного образования в условиях модернизации и охарактеризованы особенности ее реализации.

In the article the principles of forming of manager’s competences in the sphere of innovative business are offered and the approaches to their structurization are given. The model of innovative education in the conditions of modernization is presented and the features of its realization are characterized.

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, компетенции менеджера, модель инновационного образования.

Key words: innovative business, manager’s competences, model of innovative education.

Современный тренд развития страны требует инновационно-ориентированного общества. Инновации, по мнению Й. Шумпетера, являются стержнем конкуренции нового типа. Это можно отнести как к отдельному предприятию, региону, так и к стране в целом.

Обобщая различные подходы к определению «инновационное предпринимательство», можно заключить, что это особый новаторский процесс создания чего-то нового (продукции, технологии), процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей организационно-управленческой и социальной деятельности. Инновационное предпринимательство связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего бизнеса, а также возникающую при этом финансовую, моральную и социальную ответственность.

Для достижения целевых ориентиров модернизации страны необходимо, чтобы ценности инновационной экономики разделяло если не все общество, то хотя бы его основные дви-

жущие силы. Нужно, чтобы усилия по модернизации экономики, проводимые сверху, прежде всего нашли поддержку в обществе.

Инновационный процесс давно перестал зависеть от усилий одного субъекта - инноватора. Он стал интерактивным: ведь в нем кроме непосредственных разработчиков новшества задействованы и другие агенты. В связи с этим инновации должны рассматриваться как продукт многомерного взаимодействия множества участников. Это специфическая среда, где присутствуют не только инноваторы, но и финансисты, юристы, маркетологи, логисты, консультанты и др.

Российское общество должно стать инновационно-ориентированным, но для нужной траектории развития следует решить ряд проблем. В частности, преодолеть препятствия, требующие изменения менталитета и развития компетенций в области инновационного предпринимательства. Это выражается:

• в недостаточном внимании разработчиков инноваций к анализу рыночных перспектив разработки;

Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России (проект № 3.1.1/13339).

© Л.Л. Тонышева, 2012

• в отсутствии доверия между деловыми партнерами; инноватор боится, что его обманет инвестор; инвестор думает, что инноватор не честен с ним;

• в ориентации проектной деятельности на короткую перспективу; инвестор требует результата от инновационного проекта здесь и сейчас, в то время как срок окупаемости проекта превосходит требуемый в три-четыре раза;

• в наличии в документации многих проектов явного перекоса в сторону научной составляющей, а финансовая модель прорабатывается слабо;

• в асимметричном распределении рисков; инициатор проекта рискует всем своим имуществом;

• в недостатке юридических знаний участников инновационного проекта, слабом внимании к оценке патентных рисков;

• в недостаточной проработанности проекта; бизнесмены говорят о том, что ему приносят сырые проекты без серьезной проработки для целей практического использования, а ученые ругают бизнес, который закупает готовые технические решения за рубежом, а не вкладывает в отечественные разработки;

• в реализации преимущественно подхода «толкающих», а не «тянущих» технологий продвижения и коммерциализации инноваций;

• в отсутствии практики командообразования; команда проекта - это первое, что анализируют венчурные инвесторы, для них уверенность и компетентность команды может оказаться даже важнее перспектив рынка.

Говоря о сегодняшней модернизации страны, следует заметить, что «...по данным историков, в России за все времена предпринималось более 200 попыток целенаправленных кампаний, которые можно отнести к программам модернизации. В частности, наиболее подготовленными, но не всегда успешно реализованными были реформы 1860-1880-х гг. В те годы был проведен анализ причин неудач в проведении реформ и предложены мероприятия по устранению этих причин. В качестве одной из основных причин называлось недостаточное количество и недостаточная компетентность управленческих, инженерных и рабочих кадров, вовлеченных в реализацию реформ». Это является характерным и для сегодняшнего времени.

Работа с людьми как с человеческим потенциалом должна носить системный характер, охватывать все слои населения и проходить традиционные этапы кадрового обеспечения любой программы развития - формиро-

вание, поддержка, воспроизводство и развитие человеческого потенциала.

Основой уклада модернизируемой экономики являются кадры. Поскольку ее отличительной чертой является динамичность, непрерывно возрастающие темпы научно-технического прогресса, для опережающей подготовки профессиональных кадров должна действовать специфическая образовательная система. Ее выпускники должны обладать навыками в области инновационной деятельности, эффективной реализации комплексных проектов восстановления и развития производств и территорий. Наряду с этим выпускники вузов должны обладать компетенциями по ведению эффективной профессиональной научно-исследовательской, аналитической и практической деятельности в контексте управления инновациями в крупных компаниях и развитию малого инновационного бизнеса. Однако процесс развития и пополнения набора компетенций должен быть присущ любому специалисту, ориентированному на свой профессиональный рост и успешное функционирование как малой фирмы, так и крупной компании.

Следует заметить, что знания, умения и навыки инновационного предпринимательства нужны не только выпускникам вузов, необходимость дополнительного образования явно ощущается научными сотрудниками, конструкторами, инженерами, изобретателями. Являясь профессионалами в своей области, они заниматься рыночной доводкой продуктов своего труда, как правило, не умеют. Возникают сложности с коммерциализацией интеллектуальных продуктов. В связи с этим ученый и разработчик нуждаются в менеджерской поддержке, а результат труда предпринимателя и менеджера невозможен без научно-технологической и инжиниринговой деятельности.

Одним из путей решения проблемы повышения качества высшего образования как фактора роста инновационной активности российских предпринимательских структур является реализация модели связывающего менеджмента на этапе подготовки будущего специалиста, суть которой заключается в привлечении студентов, преподавателей, аспирантов и потенциальных потребителей инновационной продукции, работы или услуги к совместной деятельности на принципах партнерских отношений. Создание условий для развития инновационного предпринимательства на базе бизнес-инкубаторов, центров предпринимательских инициатив и пр. будет направлено на передачу студентам необходимых для пред-

принимательства знаний, навыков и умений, формирование у них способности к «интеллектуальному предпринимательству», стимулирование развития предпринимательских инициатив у выпускаемых специалистов посредством разработки эффективной модели компетенций в сфере инноваций. Учитывая, что в настоящее время высшее образование должно создавать «критическую массу талантов» развития научно-инновационной деятельности для обеспечения конкурентоспособности России, университеты наряду с реализацией своей образовательной и исследовательской миссии должны стать предпринимательскими. Это предъявляет новые требования к профессорско-преподавательскому составу, материально-технической базе вузов. Приоритетными действиями вузов должны стать установление и поддержание прочных связей с производственным сектором, развитие научно-исследовательских подразделений и инфраструктуры коммерциализации технологий, наращивание своего научного потенциала, выполнение наряду со стартапами прикладных исследований и инжиниринга. Кроме того, реализация эффективного инновационного предпринимательства требует овладения менеджерами компетенций в области трансфера и коммерциализации технологий, правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, прогнозирования и оценки коммерческой значимости новых продуктов и технологий на ранней стадии проекта и продвижения их на рынок.

Одной из проблем для реализации этого является дефицит кадров в области инновационной деятельности, способных объединить интеллектуальные и технологические ресурсы страны и обеспечить коммерциализацию новшеств на внутреннем и глобальном рынках. При этом важна роль не только непосредственных участников инновационного процесса, менеджеров-проектов, но и тех, кто способствует росту инновационной активности за счет инфраструктурной поддержки: государственных служащих, участвующих в разработке и реализации инновационной политики на уровне федерации и региона, специалистов по управлению интеллектуальной собственностью, обеспечению функционирования технопарков, бизнес-инкубаторов и пр. Нужны компетентные, высококвалифицированные преподаватели, имеющие опыт консалтинговой и практической деятельности в области инновационного предпринимательства.

Как показывает мировой опыт, для инновационной деятельности требуются специали-

сты, обладающие особой подготовкой и владеющие специфическими знаниями, умениями и навыками на основе междисциплинарной координации. С каждым годом возрастает потребность в специалистах, которые обладают компетенциями, позволяющими им работать «на стыке дисциплин». В частности, технических и экономико-управленческих дисциплин.

К принципам формирования модели компетенций менеджера в сфере инновационного предпринимательства следует отнести:

• принцип ориентации на развитие общеуправленческих и связанных со специализацией программ («Малый инновационный бизнес», «Управление инновациями в корпорации», «Управление интеллектуальной собственностью» и др.) компетенций менеджера;

• принцип определенной полноты, разнообразия и системности знаний, умений и навыков менеджера в инновационной сфере;

• принцип улучшения личных навыков руководства и лидерства;

• принцип проектно-ориентированного подхода к обучению;

• принцип целевого назначения деятельности менеджера;

• принцип нацеленности деятельности менеджера на инновационный тип воспроизводства и социально ответственное ведение бизнеса.

Следует заметить, что проблема моделирования компетенций менеджера многоаспектна. Если в настоящее время существует достаточно полное единодушие в определении компетенций, то имеет место большой разброс мнений в их структурировании. Обобщая различные подходы к структурированию компетенций [1-3], обобщенную модель профессиональных компетенций менеджера в сфере инноваций можно представить в разрезе составляющих: когнитивных компетенций, ориентированных преимущественно на получение знаний; функциональных компетенций, выражающихся в умениях осуществления профессиональнотрудовой деятельности; личностных компетенций, показывающих поведенческие навыки конкретных действий и этические компетенции, отражающие ценностные ориентиры менеджера (рис. 1). Учитывая, что реализация компе-тентностного подхода в образовательном процессе возможна только в случае применения интерактивных методов обучения, то при построении учебно-методических комплексов профессиональной подготовки кадров для сферы инновационного предпринимательства в качестве определяющего условия является построение проектно-ориентированной программы.

Профессиональные Общеуправленческие Компетенции, связанные

компетенции компетенции со специализщиеи

’ программы

Виды профессиональной деятельности

Индивидуально-

профессиональные

качества

Интеллектуальный потенциал определенного типа и структуры

И

Когнитивная компетенция - практическое использование теории и понятий, а также скрытые знания, приобретенные опытным

путем Знания

Функциональные компетенции - умения человека в трудовой деятельности, сфере дальнейшего обучения или социальной сфере

Умения

Навыки

Ценности

Личностная компетенция

- поведенческие умения в конкретных ситуациях

Этическая компетенция -

личностные и поведенческие ценности, позитивное мировоззрение

системных основ инновационного менеджмента, маркетинга инноваций; инновационной инфраструктуры; методов эффективного управления интеллектуальной собственностью, др.

проведения анализа и выявления недостатков инновационной деятельности; организации эффективной работы проектной группы; разработки и внедрения инновационных проектов и др.

использования расчетно-аналитических методов, эффективных методик социальной мобильности и деловых коммуникаций; проектной деятельности и др.

приверженности к компании; социализация; адаптация к корпоративной культуре инновационной организации, толерантности; творческой активности и др.

Рис. 1. Модель профессиональных компетенций менеджера в сфере инновационного предпринимательства

Для достижения желаемого результата в контексте модернизации должна быть реализована модель инновационного образования (рис. 2). Ее особенностью является, с одной стороны, построение всей образовательной деятельности, ориентированной на развитие компетенций в области инновационного предпринимательства, а с другой стороны, получение требуемого уровня знаний, умений и навыков возможно в случае использования активных инновационных образовательных технологий. В итоге мы можем говорить об инновационной роли образовательных программ, выражающейся:

• в проблематике программ, их структуре и содержании, отражающих потребности российской экономики и рассчитанных на интенсивность обучения и в большинстве случаев на краткосрочность реализации; интенсивность образовательного процесса должна обеспечи-

ваться не столько за счет увеличения нагрузки, сколько применением активных методов обучения, сетевых электронных изданий, тренажеров, а также отбором преподавателей по критериям творческого потенциала и разнообразию методических приёмов;

• в практической направленности программ, помогающей разработчику, предпринимателю, менеджеру освоить инновационную деятельность, разрабатывать и реализовывать различного рода проекты, развивать свой профессионализм в контексте своего предпринимательского дела;

• в предоставлении обучающимся возможности формирования учебной программы по учебным модулям, предполагающим изучение наряду с обязательными дисциплинами, курсов по выбору, т. е. обеспечение самоспециализа-ции согласно профессиональным интересам;

Цель - сформировать полноценный инновационный класс, способный обеспечить постиндустриальное развитие регионов РФ

Обучение инновационному предпринимательству как научному направлению, как учебной дисциплине, как практическому инструменту развития инновационной экономики

Вовлечение в систему обучения всех участников инновационного процесса - от ученых и изобретателей до пользователей результатами инновационной деятельности

Подготовка нового пополнения преподавательских кадров

Разработка учебно-методических комплексов подготовки специалистов инновационной экономики с использованием инновационных технологий обучения

Привлечение молодых ученых, аспирантов, студентов к проведению инновационных исследований и проектных работ

Ключевые принципы инновационного образования

• ориентированность на совмещение традиционного фундаментального образования с фундаментальными умениями и способностями адаптации к условиям современного мира;

• системность во взаимосвязях и взаимодействии всех элементов образовательного процесса;

• комплексность всех аспектов образовательной деятельности (экономической, финансовой, правовой, социальной и т. д.);

• координация и синхронизация параллельных процессов управления по направлениям (научному, учебному, практическому);

• координация процессов «пополняющего» и опережающего развития;

• непрерывность в реализации процессов «просвещения», «воспитания», «образования», «кадрового резерва»;

• преемственность в образовании по уровням профессионализма и возрастным группам;

• возможность самостоятельного обучения путем использования современных образовательных технологий

Рис. 2. Модель инновационного образования в условиях модернизации

• в использовании исследовательского подхода, позволяющего слушателю моделировать различные сценарии развития инновационного бизнеса и/или инновационной деятельности корпорации, проектировать варианты организационного поведения, осуществлять критериальный выбор вариантов, т. е. формировать навыки видения будущего.

Следует согласиться с предложениями

В. Маршева по руководящим принципам деятельности субъектов управления кадровым обеспечением программы модернизации страны [4]. При этом надо помнить, что для достижения желаемого результата помимо образования люди должны быть заинтересованы в модернизации страны и вовлечены в нее.

Особая роль в вузе должна быть отведена инновационному менеджменту как научному направления исследований, как учебной дисциплине и как практическому инструменту развития инновационной экономики [1, с. 50]. Причем в систему обучения инновационному менеджменту должны быть вовлечены все участники инновационного процесса - от ученых, изобретателей до пользователей результатами инновационной деятельности. Конечный результат такой интеграционной деятельности во многом определяется кадровым обеспечением образовательного процесса, где наряду с высококвалифицированными преподавателями должны активно участвовать успешные предприниматели, бизнес-тренеры, представители венчурного бизнеса, технопарков, бизнес-инкубаторов и др.

Следует помнить, что важнейшими факторами инновационности в обучении являются образовательные программы, исполнители (преподаватели, тренеры, тьюторы) и применяемые ими технологии обучения. В процессе обучения совершенствуются и улучшаются компетенции не только обучаемого, но и обучающего. Это приводит к качественному повышению квалификации работников-преподава-телей, росту экономического и социального статуса человека. Итогом построения системы

профессиональной подготовки кадров в сфере инновационного предпринимательства должно стать воспроизводство контингента кадров, обладающих компетенциями, необходимыми в инновационно-ориентированной экономике.

1. Менеджмент в России, потребность, проблемы, качество. Материалы УМО в области менеджмента. Доклад Э. М. Короткова / Э. М. Коротков. - М., 1995.

2. Методика мониторинга формирования компетенций менеджеров в ходе обучения и стажировки специалистов (руководителей среднего и высшего звена предприятий и организаций). ГОУ ВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации». - М., 2007. - 42 с.

3. Методика проведения оценки компетенций специалистов в период обучения в российских образовательных учреждениях в рамках государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации / под общ. ред. А. Е. Волкова, Е. В. Лисициной. - М., 2007. -65 с.

4. Маршев В. О кадровом обеспечении модернизации. - Эксперт. - 2010. - № 36. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. 47-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.