ПРОГРАММЫ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: ОПЫТ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Шкляев Андрей Евгеньевич
кандидат экономических наук, доцент, советник ректора РЭУ им. Г. В. Плеханова, доцент кафедры управления инновациями РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. Email: [email protected]
PROGRAMS THE APPLIED BACHELOR DEGREE IN THE EDUCATION SYSTEM OF RUSSIA: EXPERIENCE OF THE RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF TRADE AND ECONOMY
Shklyaev, Andrey E.
PhD, Assistant Professor, the Adviser to the Rector of the PRUE, Assistant Professor of the Department for Management of Innovations of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. Email: [email protected]
В статье рассмотрены проблемы становления практико-ориентированного бакалавриата как уровня образования, возникшего на стыке образовательных программ среднего профессионального образования, ориентированных на овладение практическими навыками работы, и программ высшего образования. Ориентация на конкретного работодателя является основной отличительной особенностью программ прикладного бакалавриата. Предполагается, что учащиеся за 4 года обучения по практико-ориентированной программе станут полноценными специалистами: обретут практические навыки, но при этом будут иметь теоретическую подготовку на уровне высшего образования. На примере Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ) показан механизм реализации этих программ на практике.
In article problems of formation of the praktiko-focused bachelor degree as the education level which arose on a joint of the educational programs of secondary professional education focused on mastering practical skills of work, and programs of the higher education are considered. Orientation to the specific employer is the main distinctive feature of programs of an applied bachelor degree. It is supposed that pupils for 4 years of training according to the praktiko-focused program will become full-fledged experts: will find practical skills, but will have thus theoretical preparation at the level of the higher education. On the example of the Russian State Trade and Economic University (RSTEU) the mechanism of implementation of these programs in practice is shown.
Ключевые слова: образование, прикладной бакалавриат, миссия программ прикладного баклавриата, дуальная система образования.
Keywords: education, applied bachelor degree, mission of programs of an applied baklavriat, dual education system.
Образование как социальный институт выполняет ряд специфических функций, обладающих социальной ценностью. Они связаны с формированием социальной структуры общества и его изменением, с социальной мобильностью и др. Так, например, в современной России роль образования как фактора социальной мобильности и социального престижа возросла, так как образование стало одновременно и основой, и средством продвижения по социальной лестнице.
Динамичный рынок образовательных услуг подталкивает вузы к радикальным преобразованиям, чтобы вузы смогли отвечать новым требованиям, которые выдвигаются к образованию, и задачам, возникающим в условиях реформирования данной сферы.
С учетом высокой скорости происходящих в экономике изменений, быстро меняющихся потребностей реального сектора экономики, бизнеса, производства, непроизводственной сферы, в частности в квалифицированных практико-ориентированных кадрах, а также с учетом значительного сокращения периода «старения» знаний, вуз должен искать новые способы функционирования и инновационных форм организации обучения. Современные выпускники вузов, к сожалению, часто не готовы к работе в условиях реальной экономики и бизнеса. Работодатели отмечают, что выпускники не умеют применять свои знания, обладают малым количеством практических навыков, обеспечивающих качественное выполнение должностных обязанностей. Помимо этого у работодателей отсутствует понимание того, какой уровень подготовки должен быть у выпускника-бакалавра.
Открытие подготовки по практико-ориентированным программам обусловлено направлением государственной политики в сфере образования, в соответствии с которой требуется усилить практический компонент в образовательных программах, чтобы работодателям не приходилось доучивать выпускников вузов. В рамках государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг. планируется, что к 2018 г. не менее 30% студентов-бакалавров будут обучаться по программам прикладного бакалавриата.
В экономически развитых странах прикладной бакалавриат (он же профессиональный, а также технический) появился в 1970-е гг., когда возросла потребность в высококвалифицированных профессионалах среднего уровня. Особенную популярность программы прикладного
бакалавриата приобрели в технических областях - там, где проще реализовать практическую составляющую образовательных технологий.
Становление практико-ориентированного бакалавриата в странах ЕС проходило в условиях сопротивления со стороны академического высшего образования. Однако складывавшиеся тенденции рынка труда стали основой для широкого признания программ третичного неуниверситетского образования. В странах ЕС около 20% выпускников системы начального профессионального образования впоследствии выбирают такую образовательную траекторию1.
Понятие «прикладной бакалавриат» было введено в России в 2009 г. Приказом Минобрнауки № 423 от 16 октября 2009 г. были определены требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных профессиональных образовательных программ прикладного бакалавриата.
Прикладной бакалавриат - это образовательная квалификация, присваиваемая выпускнику, закончившему основную образовательную программу высшего образования уровня бакалавриата, обладающего компетенциями по решению практических задач в различных сферах социально-экономической деятельности, готового приступить к профессиональной деятельности сразу после окончания вуза.
Этот уровень образования реализуется на стыке образовательных программ среднего профессионального образования (СПО), ориентированных на овладение практическими навыками работы на производстве, и программ высшего образования, ориентированных на получение серьезной теоретической подготовки.
Миссии программ прикладного бакалавриата заключаются в:
- формировании системы подготовки социально- и профессионально мобильных и конкурентоспособных практико-ориентированных специалистов на базе функционирования образовательно-производственного практико-ориентированного комплекса;
- создании среды управленческих процессов, современных образовательных технологий и методик для формирования особой системы профессиональных компетенций будущих практико-ориентированных специалистов, выработки у них способности не только гибко адаптироваться к быстро меняющимся внешним условиям, но и умения моделировать процессы, прогнозировать результаты и применять полученные знания и навыки в практической деятельности.
1 См.: Программы прикладного бакалавриата: выгоды и подводные камни // Аккредитация в образовании. - URL: http://www.akvobr.ru/programmy_prikladnogo_bakalavriata.html
- преодолении риска потери практико-ориентированности при введении уровневого высшего образования;
- снижении уровня издержек организаций-работодателей по доучиванию выпускников;
- адаптации образовательных программ вузов к заказу на прак-тико-ориентированные результаты, соответствующие требованиям профессиональных стандартов;
- сокращении сроков вхождения молодежи на рынок труда в условиях демографического кризиса и старения кадров;
- снижении риска нетрудоустройства выпускников.
Основной задачей прикладного бакалавриата является получение
молодыми людьми полного набора знаний и навыков, необходимых для полноценного включения в сферу рынка труда без дополнительных процедур обучения и стажировок у конкретного работодателя.
Необходимость появления такого уровня образования объясняется новыми тенденциями в развитии рынка труда в России:
- превращение рынка труда из соискательского в работодатель-
ский;
- сокращение спроса на работников широкого профиля в связи с усложнением структуры и внутренней дифференциацией различных областей экономической деятельности;
- изменение внутриотраслевых требований;
- требование профильного (прикладного) высшего образования;
- обязательность профессионального опыта;
- необходимость знания отраслевой специфики деятельности предприятия (значимое преимущество кандидата на должность специалиста функционального или линейного подразделения, руководителя).
Именно в связи с этими тенденциями в настоящее время в рамках реформирования российского образования стоит задача его преобразования, в результате которого оно приобретет практико-ориентированное содержание, не теряя своей фундаментальности.
Особую значимость имеет тот факт, что динамичное развитие современных технологий обусловливает повышение требований, предъявляемых работодателями к своим сотрудникам. Многие специальности, востребованные на современных производствах, требуют значительно более высокого уровня квалификации, чем прежде. Современный специалист должен уметь управлять высокотехнологичным оборудованием, разбираться в чертежах, уметь читать инструкции на иностранных языках и работать с информационными системами. Фактически это должен быть высококвалифицированный специалист со знаниями инженера и навыками рабочего.
Ориентация на конкретного работодателя является причиной основных отличительных особенностей программ прикладного бакалавриата:
- работодатель принимает непосредственное участие в проектировании и реализации образовательных программ;
- работодатель организует производственные практики, объем которых увеличен в полтора-два раза в сравнении с программами академического бакалавриата.
Поскольку фактически программы прикладного бакалавриата направлены на углубленную подготовку специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики, работодатели очень заинтересованы в том, чтобы эксперимент оказался успешным.
Рис. 1. Сетевое взаимодействие партнеров при подготовке по практико-ориентированным программам
В программы прикладного бакалавриата встраивается дуальное обучение: предусмотрено присвоение квалификаций рабочего или должности служащего по профилю подготовки, а также в структуре образовательных программ предусмотрены элементы сопряжения программ СПО с программами высшего образования соответствующего профиля.
Дуальная система предусматривает вовлечение в процесс подготовки кадров предприятий, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как понимают, что затраты на качественное профессиональное обучение являются надежным вкладом капитала. Предприятия становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в его содержании, организации и т. д. Значимость дуальной системы как модели профессиональной подготовки состоит в преодолении разрыва между производственной и об-
разовательной сферами в вопросах подготовки профессиональных кад-
ров1.
Однако при реализации программ прикладного бакалавриата работодатели не несут прямых издержек, связанных с оплатой подготовки молодых специалистов, но при этом непосредственно принимают участие в формировании учебных планов. Помимо этого, работодатель может в процессе обучения взять на заметку некоторых студентов, проявивших себя с лучшей стороны.
Привлечение студентов в качестве практикантов или временных сотрудников имеет как преимущества, так и недостатки. Сильные стороны данного источника привлечения персонала:
- обычно размер оплаты труда студента на порядок ниже размера оплаты труда постоянных сотрудников, и данное обстоятельство очень выгодно для работодателя;
- при значительной экономии средств компания избавляет менеджеров от рутинной работы, такой как копирование, перевод документации, рассылка материалов клиентам, подготовка типовых договоров, писем и т. д. При этом студент будет рад выполнять эту работу, так как, во-первых, ему очень важно получить опыт работы и практические навыки, особенно в профильной компании или отделе; во-вторых, он получает за свой труд вознаграждение; в-третьих, за время работы он узнает компанию изнутри, и если зарекомендует себя как достойный, компетентный, ответственный работник, то его могут принять на работу в качестве постоянного сотрудника после окончания учебы; в-четвертых, за время работы у студента формируется определенный круг знакомых, коллег, друзей. Нередко компания решает принять окончившего учебу студента на постоянную работу, учитывая тот факт, что он знает всю специфику работы компании (отдела), заказчиков и поставщиков, с которыми уже сложились доверительные отношения;
- привлекая в качестве молодых сотрудников студентов учебных заведений, компании могут «сэкономить» на социальном пакете, предоставляемом такому работнику. Тот факт, что студента приняли на работу в компанию, для него уже является большим стимулом к качественному труду, поэтому часто не требуется использование дополнительных мотивационных средств. Работодатель может ограничиться выплатой только обязательного социального пакета (оплата больничных листов; возмещение расходов, связанных с командировками со-
1 См.: Землянский В. В. Дуальная система подготовки специалистов как форма интеграции профессионального образования и производства // Интеграция образования. - 2010. - № 3. -С. 9-14.
трудников; возмещение транспортных расходов сотрудникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер и т. д.). При этом постоянные сотрудники могут получать щедрый компенсационный и моти-вационный социальный пакет и это является прекрасным наглядным стимулом для вновь пришедшего в компанию студента.
Кроме описанных выше сильных сторон данного источника привлечения персонала существуют и его слабые стороны:
1) Студент может приходить на свое рабочее место не каждый день и лишь в определенные часы. В основном это время, свободное от учебы, обычно вторая половина дня при дневном обучении. Отдел, к которому прикреплен данный студент, при большой интенсивности работы, например, при подготовке отчета или при организации проведения крупного семинара, в первой половине дня работает «за двоих». При этом может расти недовольство со стороны постоянных сотрудников, ведь они не могут ждать, пока придет студент и сделает свою часть текущей работы. Пути решения:
- Во-первых, сразу при подписании студентом договора необходимо оговорить дни и часы, когда он будет приходить на работу, чтобы сотрудники компании четко представляли, кто и когда будет делать ту или иную часть работы.
- Во-вторых, необходимо, чтобы студент поставил в известность работодателя о датах зачетных сессий, когда ему необходимо будет уделять больше внимания учебе, а не работе, чтобы была возможность заранее распределить работу среди постоянных сотрудников или других студентов в этот период.
- В-третьих, в отделах компании, которые приглашают на работу студентов, желательно иметь несколько таких сотрудников-практикантов и тем самым обезопасить весь отдел от срыва плана работ.
2) Еще одной слабой стороной является неопытность сотрудника-студента, которому нужно многому научиться в новой для него компании и новом для него окружении со своей внутренней культурой и традициями. Пути решения: при собеседовании с потенциальным сотрудником-студентом обращать особое внимание на наличие таких личностных качеств, как тактичность, выдержка, самоорганизация, высокая внутренняя культура и гибкость.
Ожидается, что выпускники программ прикладного бакалавриата будут более востребованы на рынке труда: сравнительный анализ программ прикладного и академического бакалавриата позволяет сделать вывод о том, что квалификационный уровень определяется общей компетенцией. При этом есть отличия в характере умений и знаний, реше-
нии практических задач, разработке и внедрении технологий, синтезе профессиональных знаний и практического опыта [2].
Претерпели изменения требования российских работодателей к молодым специалистам, которые в целом сводятся к следующему:
- высокий общий уровень развития и хорошие базовые знания;
- способность системно мыслить, перерабатывать большие объемы информации и вычленять главное;
- умение применять на практике полученные знания, работать в команде, желание постоянно учиться;
- нацеленность на карьеру, целеустремленность, адекватность самооценки как специалиста.
Очевидно, что этот комплекс компетенций в первую очередь определяет способность выпускника быстро приобрести недостающие для работы знания и умения и включиться в производственный процесс.
Согласно результатам опроса, проводимого в 2014 г. среди экспертов в образовании с целью выявления фактора, который является основным в определении будущего образования РФ к 2020 г., 11% опрошенных было названо развитие программ прикладного бакалавриата. Стоит отметить, что данное условие развития образования существенно уступает фактору «внедрение информационных технологий в образовании», ключевую роль которого отметили 55% респондентов (рис. 2).
Внедрение информационных технологий в образовании - 55 %;
прикладного принципа в обучении (прикладной бакалавриат) -11%;
Рис. 2. Результаты опроса по определению ключевого фактора в определении будущего образования РФ к 2020 г.
Одной из причин появления прикладного бакалавриата является то, что рынок труда не готов принимать значительную часть выпускников техникумов и колледжей, потому что сегодня их компетенции не
Появление новых уровней в образовании 2%;
Другое - 27%;
Переход к западной системе образования с возможностью индивидуального выбора программ -5%;
Развитие
соответствуют требованиям производства. К тому же технологии в ряде отраслей настолько усложняются, что для них недостаточно среднего профессионального образования. Квалифицированный специалист должен не только выполнять набор операций, но и на одинаково хорошем уровне владеть теорией и практикой, понимать изменения в технологическом процессе и адекватно на них реагировать. В то же время многие знания чисто теоретического характера ему не нужны, значит, при подготовке практико-ориентированного бакалавра экономится время, которое потребовалось бы на теоретическое обучение. Прикладные бакалавры для страны важнее, и они, конечно, будут востребованы на рынке труда в отличие от менеджеров и юристов, которых готовят в каждом втором вузе1.
Мотивированный сотрудник с академическим багажом фундаментальных знаний (роль вуза) и практико-ориентированной подготовкой (роль образовательного учреждения СПО) наиболее перспективен для современного рынка труда. Он адаптирован к реальным условиям и производственным отношениям высокотехнологичной сферы (роль работодателей). Подготовка таких выпускников является целью эксперимента по развитию программ прикладного бакалавриата.
Эксперимент по апробации программ прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего образования в нашей стране начал проводиться в 2009 г. Участники эксперимента были определены на основании конкурсного отбора, организованного Минобрнауки России в 2010 г. В эксперименте принимали участие 37 вузов и 65 образовательных учреждений СПО из 47 субъектов Российской Федерации.
В 2013 г. Минобрнауки определило для реализации 61 направление прикладного бакалавриата, при этом контрольные цифры приема были получены 80 вузами.
Анализ данных мониторинга показал высокую востребованность программ прикладного бакалавриата у населения и работодателей, все выделенные места заполнены, по отдельным направлениям подготовки конкурс составлял до 4 человек на одно место.
Выбор в качестве преимущественного того или иного вида профессиональной деятельности не исключает возможность формирования у обучающегося компетенций, необходимых для выполнения и других видов профессиональной деятельности. Разница может состоять в заданной глубине их освоения. Помимо этого, выпускники, обучающиеся
1 См.: Экспресс-форум: Прикладной бакалавриат: что дальше? // Аккредитация в образовании. -URL: http://www.akvobr.ru/ekspress_forum_prikladnoi_bakalavriat_chto_dalshe.html
по программам прикладного бакалавриата, имеют возможность продолжить обучение по программам магистратуры и подготовки кадров высшей квалификации.
Открытие в РГТЭУ подготовки по данным программам и дальнейшая их реализация в РЭУ им. Г. В. Плеханова (после присоединения РГТЭУ) в полной мере соответствует направлению государственной политики в сфере образования.
При подготовке по данным программам на младших курсах обеспечивается освоение общетеоретической базы, а на 2-3-м курсе - работа по индивидуальному плану, содержащему практико-ориенти-рованные учебные задачи, требующие их выполнения на реальном предприятии под руководством специалистов-практиков.
Организация учебного процесса ориентирована на изучение иностранных языков, овладение современными информационными технологиями, применение активных форм занятий (деловых игр, тренингов, кейсов), тесную связь с предприятиями-работодателями.
В 2013/14 учебном году факультет прикладного бакалавриата РГТЭУ осуществлял подготовку прикладных бакалавров по 4 направлениям и 7 профилям. В 2014/15 учебном году открылась подготовка еще по 2 направлениям и 7 профилям. На текущий момент на факультете обучаются более 450 человек, в том числе по очной форме обучения - 178 человек, по очно-заочной - 109 и по заочной - 164 человека.
Преимущество развития данной программы заключается в том, что на рынке труда и услуг начинает конкурировать не отдельное образовательное учреждение, а образовательно-производственный кластер, включающий как образовательное учреждение высшего профессионального образования, так и учреждения среднего профессионального образования с их производственным и кадровым потенциалом, а также базовые предприятия-партнеры.
Структура учебного комплекса практико-ориентированных программ ВО и СПО РГТЭУ претерпевала изменения (рис. 3).
В современных условиях с учетом необходимости комплексной программы реализации практико-ориентированной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием возникла потребность в формировании организационной структуры, способной эффективно осуществлять подготовку практико-ориентированных специалистов. Такой структурой может стать многофункциональный центр практико-ориентированных программ высшего и среднего профессионального образования.
оо
ГО О
о
я -о
=1
СО <
N3
о
ю О
"оо (О
Рис. 3. Структура учебного комплекса практико-ориентированных программ ВО и СПО
Структура многофункционального центра практико-ориентированных программ высшего и среднего специального образования.
В целом программы подготовки практико-ориентированных бакалавров могут реализовываться как в вузах, так и в сузах, а также совместно; имеют целью подготовку высококвалифицированных работников; основаны на сотрудничестве между учебными заведениями и предприятиями, а также на результатах обучения; включают обязательный период работы в компании (не менее двенадцати-шестнадцати недель); предполагают участие в преподавании сотрудников предприятий/компаний.
В ходе проведения эксперимента выявлены проблемы в реализации программ прикладного бакалавриата:
- отсутствие координационного органа управления ходом эксперимента;
- слабое нормативно-методическое обеспечение образовательных учреждений;
- отсутствие стимулирования эксперимента;
- неясность механизма проведения итоговой государственной аттестации совместно с вузом;
- слабая проработка механизма взаимодействия участников эксперимента;
- нерешенность вопроса о форме диплома;
- более высокая стоимость реализации программ (оплата повышения квалификации, кураторства программы, расходы на информатизацию, доплаты преподавателям);
- лишь формальное желание работодателей участвовать в реализации и мониторинге программы, формализм соглашений;
- отсутствие продуктивных механизмов взаимодействия всех субъектов эксперимента.
Прикладной бакалавриат позволяет школьникам уже в 1011 классах целенаправленно обучаться в вузе и проходить практику непосредственно на предприятии. В рамках дуального образования этот процесс также охватывает уровень техникумов или колледжей, где начинается отбор талантливых ребят.
Еще одной проблемой является стыковка прикладного бакалавриата с вузом, чтобы отобранные ребята могли обучаться на 3-м курсе вуза.
Так, в Сибирском федеральном университете (СФУ) уже налажены прочные связи с работодателями. Первым и принципиально важным, на наш взгляд, направлением является целевая подготовка школьников. СФУ и компанией «Роснефть» создана система подготовки школьников с мотивацией поступления на профильные направления
подготовки - «Нефтегазовое дело» и «Химическая технология». Ежегодно дочерние компании формируют целевой заказ на 6080 человек из выпускников классов «Роснефть», сопровождают процесс их обучения в университете, принимают стажеров для прохождения практики, проводят специализированные тренинги и конференции.
В 2013 г. совместно с горно-металлургической компанией «Норильский никель» был организован целевой прием 87 выпускников специализированных классов на направление «Металлургия».
Также необходимо решить вопрос по привлечению работодателей к участию в разработке и внедрении новых образовательных стандартов в соответствии с профессиональными стандартами базовых отраслей.
Несмотря на вышеперечисленные сложности, не вызывает сомнения высокая перспективность реализации образовательных программ прикладного бакалавриата, которые позволят повысить роль данного вида образования в решении проблемы обеспечения различных секторов экономики конкурентоспособными и квалифицированными специалистами.
Список литературы
1. Дубовик М. В. Слияния и поглощения как орудие конкурентной борьбы на образовательном ландшафте // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2014. - № 8 (74). -С. 3-11.
2. Рудинский В. Бакалавриат может быть и прикладным // Учительская газета. - 2011. - 22 ноября. - URL: http://www.ug.ru/archive/43190
References
1. Dubovik M. V. Sliyaniya i pogloshcheniya kak orudie konkurentnoy bor'by na obrazovatel'nom landshafte [Mergers and Acquisitions as a Means of Competition on the Education Landscape], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2014, No. 8 (74), pp. 3-11. (In Russ).
2. Rudinskiy V. Bakalavriat mozhet byt' i prikladnym [The Bachelor Degree Can Be and Applied], Uchitel'skaya gazeta [Teacher's Newspaper], 2011, 22 noyabrya. (In Russ.). Available at: http://www.ug.ru/archive/43190