СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - НА ПУТИ К ПРИКЛАДНОМУ БАКАЛАВРИАТУ
ВОРОБЬЕВА Н.А., РУДОЙ О.Ф.
Бакалавриат как первая ступень высшего профессионального образования, обеспечивает профессиональную практико-
ориентированную подготовку, характерную для среднего профессионального образования, и профессиональную теоретическую подготовку, характерную для программ высшего профессионального образования.
Реализация программ прикладного бакалавриата в колледже связана с высокотехнологичной практико-ориентированной подготовкой воспитателей детских дошкольных учреждений.
В связи с этим в педагогическом колледже № 6, совместно с НИИРПО, разработана концепция практико-ориентированного профессионального образования в педагогическом колледже, направленная на развитие подготовки специалистов различных уровней квалификации для работы с детьми дошкольного возраста и обоснование места педколледжей в цепочке непрерывного профессионального образования в течение всей жизни. Развитие на базе педагогического колледжа прикладного бакалавриата позволит подготовить для системы образования квалифицированных специалистов, владеющих достаточными академическими знаниями для осознанного применения в профессиональной деятельности методик и технологий воспитания и развития детей дошкольного возраста.
В рамках практико-ориентированного профессионального образования на базе колледжа возможно развитие системы дополнительного профессионального образования, включающего постоянно обновляющуюся систему модулей, основанных на самых современных технологиях в области дошкольного образования и системы профессиональной подготовки незанятого населения для работы с детьми дошкольного школьного возраста.
В целом реализация в колледже программы прикладного бакалавриата будет направлена на усиление взаимодействия колледжа с работодателями, а также повышение эффективности и качества профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда и повышения коэффициента трудоустройства выпускников. Колледж заключил договора с целым рядом дошкольных образовательных учреждений, работающими по различным направлениям (с детьми, имеющими проблемы в развитии, с одаренными детьми, ЦИПР, консультативный пункт, ЛЕКО и т.д.
Колледж сегодня обладает хорошими кадровыми ресурсами: 1 доктор педагогических наук, 9 кандидатов педагогических наук, 15 аспирантов, 6 работников, имеющих звание «Заслуженный», 31 человек имеет награду «Почетный работник СПО», 90% преподавателей имеют высшую квалификационную категорию. В колледже работают преподаватели и методисты, умеющие коллективно проектировать, моделировать и осуществлять инновационные процессы, использовать современные технические средства для организации учебного процесса, а также владеющие современным оборудованием для системы дошкольного образования. Педагоги осваивают модульно-компетентностный подход, технологии оценки качества обучения, механизмы деятельности маркетинговой службы и др.
Реализация практико-ориентированного педагогического образования в колледже требует специальной организации масштабного повышения квалификации действующих педагогов. Особое внимание уделяется освоению современных технологий воспитания и развития детей дошкольного возраста, а также освоению современных педагогических технологий и проекти-
Bachelor degree as the first step of the higher vocational training, provides the vocational training focused on practice, characteristic for average vocational training, and professional theoretical preparation, characteristic for programs of the higher vocational training.
рованию образовательных технологий реализации модулей дополнительного профессионального образования.
К преподаванию модулей дополнительного профессионального образования, основанных на современных технологиях дошкольного образования, привлекаются специалисты-разработчики, производители товаров для детей дошкольного возраста, работников научно-исследовательских институтов, работники учреждений дошкольного образования и методических кабинетов окружных управлений образования, т.е. все категории специалистов, которые связаны с самыми современными инновациями в области дошкольного образования.
Реализация практико-ориентированного профессионального образования в колледже также основана на разработке модулей дополнительного профессионального образования, являющихся содержательно и процессуально завершенными учебными компонентами содержания образования, которые позволяют сформировать готовность обучающихся к определенному виду педагогической деятельности, используя весь арсенал психологических, педагогических, игровых и технологических средств, предлагаемых на потребительском рынке. Для этого создаются программы дополнительного профессионального образования.
В этом году мы провели анализ потребительского рынка и индустрии, которая выпускает товары, разрабатывает игротехники и оказывает услуги родителям и детям дошкольного возраста. Оказалось, что большая часть того, что является на рынке потребительских услуг актуальным, современным, прогрессивным отсутствует в содержании государственного образовательного стандарта. Для реализации практико-ориентированного педагогического образования в педагогическом колледже разработаны следующие модули дополнительного профессионального образования:
- технологии подготовки беременных к родам;
- технологии развития детей до года;
- технологии воспитания и развития детей раннего детства;
- технологии преддошкольного образования;
- технология воспитания детей в семье;
- здоровьесберегающие технологии (БОС здоровье, психоэмоциональный, опорнодвигательный, ЛОГО, офтальмологический);
- интерактивные технологии в ДОУ;
- песочные образовательные программы для речевого развития детей дошкольного возраста;
- арт-терапевтические программ для развития и воспитания детей дошкольного возраста;
- технологии работы с песком в процессе обучения студентов художественно-творческой деятельности;
- фитнес в дошкольном образовательном учреждении;
- подготовка студентов для работы в Арт-студии в дошкольном образовательном учреждении;
- игропрактикум;
- сказкотерапия в образовательном процессе ДОУ;
- игры с детьми на интерактивной доске;
- ЛЕГО технологии;
- технологии работы с куклами и т.д.
Эти модули могут рассматриваться как вариативная часть прикладного бакалавриата. Разработаны программы курсов повышения квалификации, что является основой для разработки практических модулей и программ прикладного бакалавриата. Программы разработаны по 7 направлениям:
- психолого-педагогическое обеспечения воспитания и развития детей раннего возраста;
- современные психолого-педагогические интерактивные технологии в условиях модерниза-
ции образования;
- психолого-педагогические основы внедрения здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного общего и профессионального образования;
- информационные технологии в обучении детей младшего школьного возраста;
- технологии предшкольного обучения и воспитания;
- современные технологии семейного воспитания;
- технологии обучения иностранному языку в дошкольных образовательных учреждениях; программы профессионального переобучения взрослого населения по профессии «Няня» на 1 уровень квалификации с выдачей документов государственного образца.
В этом году велась работа по созданию программ дополнительного образования по направлениям:
- организация артстудии в ДОУ;
- организация фотостудии в ДОУ.
По направлению «Организация артстудии в ДОУ» созданы программы: авторская кукла из пластика, миниатюрная кукла из ФИМО, изделие из керамики и т.д. Эти программы также могут включаться в вариативную часть прикладного бакалавриата.
Колледж обладает современными материально-техническими ресурсами: созданы не типовые учебные кабинеты-мастерские, обеспечивающие возможность подготовки студентов колледжа с использованием современного и дорогостоящего оборудования по современным технологиям в области дошкольного образования. Это кабинеты-мастерские: психомоторного и психоэмоционального развития; интеллектуального развития; раннего возраста; художественноэстетического развития; театрально-художественной деятельности; игровой поддержки; иностранного языка; физического развития; комната сенсорной интеграции.
Современными товарами и игрушками оборудованы кабинеты для консультативных услуг родителям с детьми дошкольного возраста. Игротехнические комнаты предназначены не только для приобретения и отработки учащимися профессиональных компетенций современного воспитателя, но и для организации дополнительного места практики, где студенты под руководством педагогов смогут отрабатывать умения работы с детьми с применением современного оборудования и технологий дошкольного образования, и только после этого идти на практику в учреждения дошкольного образования. Материальные ресурсы эффективно используются при организации конкурсов профессионального мастерства, выставок, городских, российских и международных научно-практические конференций по вопросам развития дошкольного образования и др.
На сегодняшний день колледж обладает хорошими методическими ресурсами. Учебный процесс обеспечен всей необходимой учебно-программной документацией и методической литературой, возможной для использования в уровневой системе подготовки кадров.
Начата разработка методического обеспечения программ дополнительного профессионального образования и дополнительного образования, основанных на современных технологиях дошкольного образования, которые могут быть использованы как методическое обеспечение программ основной и вариативной части прикладного бакалавриата.
В этом направлении ведется разработка учебно-программной документацией и методической литературой.
Информационные ресурсы колледжа также позволяют вести обучение на современном уровне: учебный процесс оснащен компьютерной и мультимедийной техникой. Совместно с ресурсным центром «Маленькие гении» и электронным издательством «НУМИ» разрабатываются мультимедийные игровые технологии для детей дошкольного возраста.
Создаются электронные учебники по дошкольной педагогике в соответствии с новыми требованиями ФГОС, электронные учебники по программам дополнительного профессионального образования по пренатальной педагогике (для вариативной части ФГОС), для дис-
танционных курсов повышения квалификации, а также по программе переподготовки «Няня», разрабатываются дистанционные курсы повышения квалификации.
Разработана программа по Использованию ИКТ и сети Интернет для создания сетевых проектов в среде Wiki, используются социальные серверы в обучении.
Совместно с издательством «Нуми» колледж является организатором Международных Интернет-конкурсов учителей и воспитателей «Мой край - моя Родина», «Семья и школа - пути сотрудничества» и т.д. Колледж также являлся спонсором Международных Интернет - фестивалей".
Таким образом, реализация в колледже прикладного бакалавриата позволит:
- готовить специалистов разных уровней квалификации для работы с детьми дошкольного возраста;
- разрабатывать практико-ориентированные модули основной и вариативной части прикладного бакалавриата, отвечающие потребностям населения и работодателей;
- осуществлять профессиональное образование на основе компетентностного, деятельностного и личностно-развивающего подходов. Именно они лежат в основе организации образовательного процесса, ориентированно на подготовку специалистов различных уровней квалификации, где главный акцент делается на оптимальное сочетание академических знаний и практических занятий по их применению, через освоение современных технологий развития и воспитания детей дошкольного возраста. Ведущими педагогическими технологиями здесь выступают проектные, игровые, рефлексивные и др., предполагающие интерактивность обучения и обеспечивающие «погружение» обучающихся в реальную профессиональную среду (сначала в квазипрофессиональную, потом учебно-профессиональную, а далее в профессиональную).
Системная модернизация среднего педагогического образования на основе развития практико-ориентированного педагогического образования в колледже в сочетании с академическими знаниями, разработки модулей дополнительного профессионального образования, основанных на современных технологиях дошкольного образования, формирование профессиональных компетенцией студентов и широкого спектра населения в области воспитания и развития детей дошкольного возраста способствует введение в колледже прикладного бакалавриата.
Библиографический список:
1. Тимофеев А.Ю. Проблемы реализации сквозных образовательных программ // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 4. С. 36-37.
2. Прикладной бакалавриат появится в техникумах РФ в 2009 году // Профессиональное образование. Столица. 2009. № 3. С. 45-45.
Ключевые слова: бакалавриат, модули дополнительного образования, направления программ, методические ресурсы, информационные ресурсы.
Keywords: bachelor degree, modules of additional education, direction of programs, methodical resources, information resources.