УДК 37.01
ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ КАК ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА
© Анастасия Владимировна НОВОЖИЛОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, магистрант, факультет истории, мировой политики и социологии, e-mail: [email protected]
В настоящее время важную роль играет задача интеграции образования и предпринимательской деятельности. Разрешение проблемы подготовки необходимых экономике специалистов возможно только при тесном сотрудничестве учебных заведений и представителей предпринимательства. Ориентация современного инновационного рынка труда на подготовку высококвалифицированных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в различных областях знаний и умений является главной составляющей запроса работодателей на новое качественное образование. Кроме того, развивающиеся процессы интеграции образовательного сектора и бизнес-пространства предполагает внедрение новых образовательных программ для их полноценного взаимодействия посредством непрерывного образования. Сегодня одной из форм тесного взаимодействия бизнеса и образования является реализация новой формы образовательной программы - прикладного бакалавриата. Прикладной бакалавриат - это программа обучения, ориентированная на овладение практическими навыками работы на производстве, в сочетании с серьезной теоретической подготовкой. Объем практической части программы, включая учебную и производственную практику, составляет не менее половины всего времени, отведенного на обучение. Задача прикладного бакалавриата - сделать так, чтобы вместе с получением диплома о высшем образовании выпускники могли сразу же, без дополнительных стажировок, начать работать по специальности.
Ключевые слова: модернизация; образование; бизнес; интеграция; прикладной бакалавриат; практико-ориентированное обучение.
В современных условиях рынок труда подвержен существенным преобразованиям. В процессе перехода от плановой к открытой рыночной экономике значительно поменялись требования к труду и структура занятости населения. Внедрение новых технологий в производство вызвало увеличение спроса на одни профессии и исчезновение других. В связи с этим стала очевидна потребность в реформировании образовательных систем.
Все чаще в обществе возникают споры и дискуссии по поводу новых реформ в системе образования. На сегодняшний день сфера образования имеет противоречивый характер и в некотором смысле является «больной» темой в современной России. Технологии нового времени развиваются очень быстро, а значит и требования к знаниям и навыкам выпускников повышаются с каждым днем.
Реализуемая в России программа модернизации образования требует нового уровня сотрудничества бизнеса и образования. Процесс модернизации делает очевидным тот факт, что изменения в системе образования являются основой экономической и социальной стабильности страны.
Один из традиционных способов взаимодействия образовательных учреждений и предприятий - студенческая практика, которая и сегодня находится на лидирующей позиции среди других форм сотрудничества студентов и работодателей. Организация, которая допускает студентов до рабочих мест, имеет возможность увидеть подготавливаемых специалистов в конкретной работе. Работодатели стараются не брать выпускников без опыта сразу в штат, опасаясь приобрести «кота в мешке», и такого рода партнерство становится для них приемлемым решением [1, с. 152].
С каждым годом все больше учебных заведений адаптируют свою основную деятельность, обучение и научно-исследовательскую работу к потребностям процесса развития бизнеса. Например, все большее значение приобретают совместные исследования и коммерциализация, в некоторых вузах были созданы научно-исследовательские «центры экспертизы» или «центры превосходства» для ключевых направлений формирования региональной экономики. Такие партнерские отношения с бизнесом дают возможность получить дополнительное госу-
дарственное финансирование для поддержки стратегически важных направлений научно-исследовательской деятельности в регионе [2, с. 53].
Многие виды партнерства высших учебных заведений и фирм (целевые программы, обучение в корпоративных университетах и т. д.), по сути взаимодействия, относятся к товарно-денежным отношениям. Работодатель предоставляет средства, чтобы получить специалиста с нужным ему набором знаний, а вуз реализовывает персональный заказ.
Удовлетворяя свои социально-экономические потребности, вуз поднимает на новую ступень свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, приобретает альтернативные источники финансирования научной и образовательной деятельности; предприятия же получают специалистов, подготовленных учреждениями профессионального образования, с необходимыми практическими и теоретическими знаниями и навыками, развитыми профессиональными качествами, обладающих высоким уровнем работоспособности, способствующие обеспечению высокой производительности труда, уменьшению непроизводственных затрат фирмы на переподготовку, повышение конкурентоспособности фирмы [3, с. 5].
В связи с такой тенденцией возникла необходимость создания нового качественного уровня высшего образования - прикладного бакалавриата.
Международный опыт показывает: программы прикладного бакалавриата предназначены для подготовки специалистов, обладающих компетенциями как в конкретной области профессиональной деятельности, так и управленческими, - линейных менеджеров, менеджеров среднего звена. Они, как правило, предусматривают практико-ориентиро-ванное обучение и подготовку дипломного проекта, посвященного решению производственной проблемы предприятия, где студент проходит практику. Именно практическая нацеленность является их отличительной особенностью.
Обсуждение программ прикладного бакалавриата в нашей стране началось задолго до принятия нового закона. 19 августа 2009 г. вышло Постановление Правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образова-
тельных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования», в котором определен порядок разработки и апробации программ прикладного бакалавриата в Российской Федерации. Такие программы - возможный выход из ситуации, когда в обществе существует гипермассовое высшее образование, выпускники которого не могут удовлетворить потребности общества в специалистах определенных профилей, направлений подготовки и специальностей [4, с. 1-3].
В современной российской системе профессионального образования существует несколько уровней - начальный, средний, высший, послевузовский, каждый из которых имеет свои особенности. Программы прикладного бакалавриата предполагается реа-лизовывать на среднем и высшем уровнях. И здесь возникает множество вопросов, связанных с существующими различиями в учебных планах и программах, которые реализуются на разных уровнях профессионального образования. Несколько лет назад даже стали говорить об исчезновении потребности общества в начальном и среднем профессиональном образовании, сегодня прикладной бакалавриат дает возможность их сохранить и даже приблизить к уровню высшего профессионального образования. Одновременно с этим, внедрение прикладного бакалавриата в учреждениях высшего профессионального образования некоторые представители системы образования и исследователи связывают с утратой существующих традиций отечественной высшей школы, понижением качества высшего образования.
Необходимость создания программ прикладного бакалавриата продиктована также потребностями работодателей. Речь идет об оптимизации сроков подготовки квалифицированных кадров и ускоренном включении выпускников в практическую работу. В советское время молодой специалист, проучившись пять лет в вузе, еще три года работал по распределению, и его нельзя было уволить - фактически это была длинная практика. Сейчас работодатели хотят, чтобы бакалавр, отучившись четыре года, стал полноценным работником максимум за полгода.
В настоящее время есть две основные модели реализации программы прикладного бакалавриата [5, с. 32].
Поступление в колледж
_
Обучение по программе СПО
Государственная аттестация (ВПО)
<=1
Обучение по программе прикладного бакалавриата
Государственная аттестация (СПО)
РАБОТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Рис. 1. Модель обучения по программам прикладного бакалавриата, разработанным для СПО в сотрудничестве с вузами
Поступление в вуз
Государственная аттестация (ВПО)
Практическая подготовка на предприятии
Аттестация по рабочей специальности
\7
РАБОТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Рис. 2. Модель обучения по программам прикладного бакалавриата, разработанным по направлениям подготовки бакалавриата ВПО с привлечением предприятий-партнеров
По первой модели (рис. 1) абитуриент поступает учиться в колледж. После третьего года обучения он проходит государственную (итоговую) аттестацию по основной профессиональной образовательной программе СПО и продолжает обучение в течение года в вузе по программе ВПО. После успешного
прохождения государственной (итоговой) аттестации выпускник соответственно получает диплом государственного образца о ВПО - диплом бакалавра. В итоге, выпускник имеет два диплома: о среднем и высшем профессиональном образовании.
В соответствии со второй моделью (рис. 2) абитуриент поступает на программу прикладного бакалавриата в вуз. Обучение осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Отличительной особенностью данной модели обучения от академического или традиционного бакалавриата является тесная связь с предприятием-партнером, которое студенты посещают, начиная с первого курса. Кроме того, в ходе такого практико-ориен-тированного обучения предусматривается получение студентами рабочей специальности на базе учебного центра предприятия.
Для нашей страны реализация и развитие программ прикладного бакалавриата должно решить проблему сбалансированности развития сфер труда и профессионального образования. Предполагается, что выпускники, отучившись по данной программе, будут иметь хороший теоретический фундамент и в то же время смогут применить все свои знания на практике. То есть появится некий гибрид техникума и института, который за четыре года должен сделать из студента полноценного специалиста [6, с. 15].
Преимуществом выпускников прикладного бакалавриата является необходимая рынку труда практико-ориентированная подготовка, позволяющая успешно и без дополнительной профессиональной переподготовки на рабочем месте выполнять обязанности специалиста из нижней границы спектра должностей, с другой стороны, достаточная профессиональная теоретическая подготовка, дающая право занимать должности вплоть до верхней границы спектра без дополнительных затрат времени на получение высшего образования. Препятствиями на пути развития программ прикладного бакалавриата могут стать факторы, общие для всех программ бакалавриата [7, с. 32].
Тамбовская область наряду с другими регионами также принимает участие в реализации новой формы практико-ориентирован-ного образования. Так, на программы прикладного бакалавриата начал делать набор Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, причем сам профиль вуза позволяет сделать набор не на технические специальности в рамках прикладного бакалавриата, а на социально-гуманитарные,
прежде всего в сфере педагогического образования [8, с. 43].
В 2014 г. был проведен экспертный опрос, посвященный выявлению мнений о возможностях и перспективе реализации прикладного бакалавриата в современных условиях [9, с. 53].
В ходе исследования выяснилось, что респонденты считают необходимым введение прикладного бакалавриата в современную образовательную систему как на уровне среднего, так и высшего профессионального образования. Новая образовательная программа, по их мнению, призвана не только улучшить само образование, но и качественно дополнить рабочий потенциал страны.
Программы практико-ориентированного бакалавриата эффективны, поскольку разрабатываются совместно с представителями работодателей, формулирующих требования к компетенциям и выпускникам.
Чтобы абитуриенты больше доверяли прикладному бакалавриату и выбирали именно его, Министерство образования науки РФ заявило о готовности облегчить им процесс поступления, выделив для таких энтузиастов специальные бюджетные места. В 2015 г. вузы, ведущие прием в прикладные бакалавриаты, сами устанавливали нижний приемлемый порог ЕГЭ. Таким образом, ожидается, что к 2020 г. число студентов возрастет до 30 % от общего числа, обучающихся по программам прикладного бакалавриата [10, с. 1-5].
Взаимовыгодное сотрудничество студентов и предприятий поможет развивать экономический сектор современной России, т. к. конкретный работодатель сможет изначально выбирать себе работников и обучать их в соответствии со своими требованиями.
Список литературы
1. Электронный сборник статей по материалам 16 студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2014. № 1 (16).
2. Гибсон МБизнес и высшее образование: опыт взаимодействия в Великобритании // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 4 (32). С. 53-66.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. URL: www.garant.ru (дата обращения: 02.01.2016).
4. О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования: постановление Правительства РФ от 19.08.2009 г. № 667. URL: www.rg.ru (дата обращения: 02.01.2016).
5. Радионова Л.В., Сидоров И.В. Прикладной бакалавриат как форма практико-ориенти-рованной подготовки студентов технических специальностей // Концепт. 2013. № 1.
6. Концепция прикладного бакалавриата. М., 2010. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
7. Блинов В.И., Дудырев Ф.Ф., Есенина Е.Ю. Концепция создания программ прикладного бакалавриата в системе профессионального образования РФ. М., 2010.
8. Долгин А.Б. «Прикладной бакалавр - это кто?» Выдержки из полемики по статье «Высокообразованный рабочий класс» подвергнут эксперименту за госсчет. URL: www. tusur.ru (дата обращения: 20.01.2016).
9. Попова А.В. Прикладной бакалавриат и среднее профессиональное образование в современных условиях. Тамбов, 2014.
10. Максимова Л.В. Интеграция образования, власти и бизнеса // Региональное образование XXI в.: проблемы и перспективы. 2012. № 5.
References
1. Elektronnyy sbornik statey po materialam 16 studencheskoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Novosibirsk, 2014, no. 1 (16). (In Russian).
2. Gibson M. Biznes i vysshee obrazovanie: opyt vzaimodeystviya v Velikobritanii. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz - University Management: Practice and Analysis, 2004, no. 4 (32), pp. 53-66. (In Russian).
3. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya RF do 2020 g. Available at: www.garant.ru (accessed 02.01.2016). (In Russian).
4. Russian Federation. (2009) Decision № 667 of the Government of Russia of August 19, 2009, O provedenii eksperimenta po sozdaniyu prikladnogo bakalavriata v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh srednego professional'nogo i vysshego professional'nogo obrazovaniya. Available at: http://www.rg.ru (accessed 20.01.2016). (In Russian).
5. Radionova L.V., Sidorov I.V. Prikladnoy bakalavriat kak forma praktiko-orientirovannoy podgotovki studentov tekhnicheskikh spetsial'nostey. Kontsept, 2013, no. 1. (In Russian).
6. Kontseptsiya prikladnogo bakalavriata. Moscow, 2010. Available at: www.garant.ru. (In Russian).
7. Blinov V.I., Dudyrev F.F., Esenina E.Yu. Kontseptsiya sozdaniya programm prikladnogo bakalavriata v sisteme professional'nogo obrazova-niya RF. Moscow, 2010. (In Russian).
8. Dolgin A.B. "Prikladnoy bakalavr - eto kto?" Vyderzhki iz polemiki po stat'e "Vysokoobrazovannyy rabochiy klass" podvergnut eksperimentu zagosschet. Available at: www.tusur.ru (accessed 02.01.2016). (In Russian).
9. Popova A.V. Prikladnoy bakalavriat i srednee professional'noe obrazovanie v sovremennykh usloviyakh. Tambov, 2014. (In Russian).
10. Maksimova L.V. Integratsiya obrazovaniya, vlasti i biznesa. Regional'noe obrazovanie XXI v.: problemy i perspektivy, 2012, no. 5. (In Russian).
Поступила в редакцию 08.02.2016 г. Received 8 February 2016
UDC 37.01
APPLIED BACCALAUREATE AS A PREPARATIVE STRUCTURE OF MODERN BUSINESS Anastasiya Vladimirovna NOVOZHILOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Master's Degree Student, Faculty of History, World Policy and Sociology, e-mail: [email protected]
At the moment the task of education integration and entrepreneurial activity plays a very important role. The task decision of necessary for economics specialists training is possible due to cooperation of educational institutions and entrepre-neurship representatives. Orientation on modern innovation market is preparation of highly-qualified, responsible, fluent in their profession and good in different spheres of knowledge professionals. This is the main request of employers for a new qualitative education. Besides, the developing processes of educational sector and business sphere integration suppose implementation of new educational programs for their full interaction by continuous education. Today one of the forms of close business and educational cooperation is a new form of educational program realization - applied baccalaureate. Applied baccalaureate is a program of education, oriented on practical skills taking at the place of production combined with serious theoretical preparation. The volume of practical part of the program, including practical training and field trip makes less than a half of this period of time, given for educational process. The aim of applied baccalaureate is to give the graduated students an ability to work in the specialty without any additional probation.
Key words: modernization; education; business; integration; applied baccalaureate; practice-oriented education.