Научная статья на тему 'Инновационные программы прикладного бакалавриата в образовательной системе «Колледж технический вуз»'

Инновационные программы прикладного бакалавриата в образовательной системе «Колледж технический вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ / ВАРИАТИВНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ / КОЛЛЕДЖ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РАБОТОДАТЕЛИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УСПЕШНОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО / APPLIED BACCALAUREATE / PRACTICE-ORIENTED TRAINING / EDUCATIONAL ROUTES / OPTIONAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES / COLLEGE / UNIVERSITY COMPLEX / POTENTIAL EMPLOYERS / COMPETITIVENESS / SUCCESSFUL EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еременко Юрий Иванович, Щевелева Галина Михайловна, Мякотина Майя Вячеславовна, Уварова Ирина Викторовна

Рассматриваются сущность и особенности инновационных образовательных программ прикладного бакалавриата, проектируемых в университетском комплексе, обеспечивающих общенаучную теоретическую составляющую и практико-ориентированную подготовку. Обосновывается целесообразность их реализации в системе «колледж технический вуз» с целью подготовки конкурентоспособных бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еременко Юрий Иванович, Щевелева Галина Михайловна, Мякотина Майя Вячеславовна, Уварова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Programmes of Applied Baccalaureate in the "College Technical University" System

The paper deals with essential characteristics of innovative educational programmes of applied baccalaureate designed at the university complex and ensuring general theoretical and practice-oriented components of training. The authors provide grounds for their implementation in the system "college technical universityl" with the purpose of preparing competitive bachelors. Introduction of applied bachelor degree programmes is carried out to improve the efficiency and quality of higher education in accordance with needs of the labour market, to increase the level of interaction between educational institutions and employers. In practice-oriented bachelor degree programmes the amount of applied component is intended for specific employment of a university graduate. The authors proposed the formula of applied bachelor "4 + 2": 4 years training in a technical college; 2 years continuation of training at a higher educational institution, enabling to get a fast-track higher technical education. This educational scheme is considered one of the optimum optional educational trajectories timewise. In terms of cooperation between educational institutions and industrial enterprises bachelors will be prepared to start working immediately in a familiar working environment upon graduation. An important outcome of the experiment is the release of highly qualified bachelors, in demand and competitive in today's job market.

Текст научной работы на тему «Инновационные программы прикладного бакалавриата в образовательной системе «Колледж технический вуз»»

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

УДК 377:001.895 DOI: 10.155077Inted.075.018.201402.044

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «КОЛЛЕДЖ - ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ»

Ю. И. Еременко, Г. М. Щевелева, М. В. Мякотина, И. В. Уварова

(Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова, г. Старый Оскол, Россия)

Рассматриваются сущность и особенности инновационных образовательных программ прикладного бакалавриата, проектируемых в университетском комплексе, обеспечивающих общенаучную теоретическую составляющую и практико-ориентированную подготовку. Обосновывается целесообразность их реализации в системе «колледж - технический вуз» с целью подготовки конкурентоспособных бакалавров.

Ключевые слова: прикладной бакалавриат; практико-ориентированная подготовка; образовательные маршруты; вариативные траектории обучения; колледж; университетский комплекс; потенциальные работодатели; конкурентоспособность; успешное трудоустройство.

INNOVATIVE PROGRAMMES OF APPLIED BACCALAUREATE IN THE “COLLEGE - TECHNICAL UNIVERSITY” SYSTEM

Yu. I. Eryomenko, G. M. Shchevelyova, M. V. Myakotina, I. V. Uvarova

(Starooskolsky Technological Institute of National Research Technological University, Stary Oskol, Russia)

The paper deals with essential characteristics of innovative educational programmes of applied baccalaureate designed at the university complex and ensuring general theoretical and practice-oriented components of training. The authors provide grounds for their implementation in the system “college - technical universityl” with the purpose of preparing competitive bachelors.

Introduction of applied bachelor degree programmes is carried out to improve the efficiency and quality of higher education in accordance with needs of the labour market, to increase the level of interaction between educational institutions and employers. In practice-oriented bachelor degree programmes the amount of applied component is intended for specific employment of a university graduate.

The authors proposed the formula of applied bachelor “4 + 2”: 4 years - training in a technical college; 2 years - continuation of training at a higher educational institution, enabling to get a fast-track higher technical education. This educational scheme is considered one of the optimum optional educational trajectories timewise.

In terms of cooperation between educational institutions and industrial enterprises bachelors will be prepared to start working immediately in a familiar working environment upon graduation. An important outcome of the experiment is the release of highly qualified bachelors, in demand and competitive in today’s job market.

Keywords: applied baccalaureate; practice-oriented training; educational routes; optional educational trajectories; college; university complex; potential employers; competitiveness; successful employment.

Приведение содержания и структуры ния. В их число вошел и Национальный

подготовки высококвалифицированных исследовательский технологический уникадров в соответствие с современными верситет «Московский институт стали

потребностями рынка труда в России по- и сплавов» (НИТУ «МИСиС»).

требовало в последние годы организации Практико-ориентированный или при-эксперимента по проектированию и прак- кладной бакалавриат - это высшее про-

тической реализации инновационных про- фессиональное образование для подготовки

грамм прикладного бакалавриата в ряде высококвалифицированных, технически

образовательных учреждений среднего и технологически ориентированных специи высшего профессионального образова- алистов. Введение обучения студентов по

© Еременко Ю. И., Щевелева Г. М., Мякотина М. В., Уварова И. В., 2014

программам прикладного бакалавриата осуществляется с целью повышения эффективности и качества профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда для повышения уровня взаимодействия образовательных учреждений и работодателей, увеличения коэффициента трудоустройства выпускников [1].

В учебных программах практико-ори-ентированного бакалавриата расширяется объем прикладной составляющей, которая направлена на конкретное трудоустройство выпускника. Они предполагают отводить около 50 % всего учебного времени на практическую подготовку, в первую очередь, на учебную и производственную практики. Программы прикладного бакалавриата должны обеспечивать общенаучную, теоретическую составляющую (как для академического бакалавриата) и практико-ориентированную подготовку, характерную для программ среднего профессионального образования [6].

Прикладной бакалавриат призван решать задачи формирования и внедрения новых видов профессиональных образовательных программ, направленных на освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда, обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями современного развития промышленности и экономики.

Работодатели часто высказывают пожелания о том, чтобы техники со средним профессиональным образованием имели бы более высокий теоретический уровень подготовки. В металлургии, в ряде других технических сферах на программы классического бакалавриата накладываются конкретные профессионально-практические модули обучения по востребованным направлениям подготовки, нацеленные на конкретное место трудоустройства в дальнейшем. Учреждения среднего профессионального образования не всегда способны обеспечить требуемую теоретическую подготовку, так как имеют недостаточную численность профессорско-преподавательского состава высшей научно-педагогической квалификации. Для успешности профессионального об-

учения необходимо плодотворное сотрудничество с работодателями.

Следует отметить, что проблема практической реализации подготовки кадров невозможна без формирования интегрированного информационного пространства поддержки междисциплинарных исследований, базирующихся на пространственных данных на основе новых информационных методов и технологий, а также принципов проблемно-ориентированного междисплинарного подхода к обучению [5].

Преимущество вариативности выбора инновационных программ прикладного бакалавриата как практико-ориентиро-ванного обучения, студенты видят прежде всего в возможности получения высшего образования с дальнейшим успешным трудоустройством по полученной специальности. По итогам обучения они получают дипломы о высшем образовании государственного образца.

Таким образом, практико-ориенти-рованный бакалавриат следует воспринимать как классический бакалавриат, но с расширенной прикладной частью, ориентированной на конкретное трудоустройство выпускника.

Программы практико-ориентирован-ного бакалавриата включают в себя:

- основную, базовую часть, предусмотренную в федеральном государственном образовательном стандарте;

- дополнительную, практико-ориенти-рованную часть, вектор которой направлен на получение конкретной квалификации и привлекательного для выпускников вуза трудоустройства.

Основная профессиональная образовательная программа прикладного бакалавриата может реализовываться учреждениями среднего профессионального образования совместно с учебными заведениями высшего образования или образовательными учреждениями высшего профессионального образования самостоятельно [2].

В состав университетского комплекса НИТУ «МИСиС» входят Старооскольский технологический институт (СТИ) и Оскольский политехнический колледж

(ОПК), с которыми плодотворно сотрудничают крупнейшие промышленные предприятия региона Курской магнитной аномалии (КМА) - Оскольский электрометаллургический комбинат, Стойленский и Лебединский горно-обогатительные комбинаты и др.

Программы прикладного бакалавриата начали реализовываться в ОПК и в СТИ НИТУ «МИСиС» с 2013/2014 учебного года. Они дают возможность студентам получать высшее техническое образование по формуле «4 + 2» (за 6 лет, сразу же после окончания 9 классов) или «2 + 2» (за 4 года, сразу после окончания 11 классов) [3].

Мы представляем формулу «4 + 2» следующим образом:

- 4 года (2 года) - это обучение в политехническом колледже, завершающееся получением диплома техника, нескольких свидетельств с присвоением 4-го разряда по таким рабочим профессиям: слесарь по ремонту оборудования, станочник широкого профиля, электромонтер, оператор ЭВМ, электросварщик ручной сварки, подручный сталевара электропечи, установок внепечной обработки стали, оператор поста управления, вальцовщик стана горячей прокатки, газовик шахтной печи, горновой шахтной печи;

- 2 года - это продолжение обучения в высшем учебном заведении, в частности в СТИ НИТУ «МИСиС», позволяющего в сокращенные сроки получить высшее техническое образование.

Предлагаемый образовательный маршрут можно рассматривать как один из оптимальных среди вариативных траекторий получения высшего образования в сокращенные сроки.

После завершения обучения по рассматриваемой траектории выпускники университетского комплекса НИТУ «МИ-СиС» смогут гарантированно найти достойную работу на крупнейших горнометаллургических предприятиях региона.

Программы прикладного бакалавриата для реальных секторов промышленности и экономики сегодня особенно востребованы, так как вышеназванные предприятия -это стратегические партнеры и потенциальные работодатели, представляющие то, какие специалисты будут нужны им

для успешного функционирования. При этом от будущих работодателей требуется организация производственной практики на перспективных рабочих местах.

На многих крупных предприятиях региона при приеме на работу действуют собственные системы тестирования и оценки уровня квалификации молодых специалистов. Было бы целесообразно эти мероприятия объединить с вузовской итоговой аттестацией с участием работодателей в деятельности государственной аттестационной комиссии.

Интеграция образования, науки и производства определяет профессиональную направленность получаемых студентами знаний с учетом общедидактических проблем преемственности в системе «школа -колледж - вуз» [4]. Общая способность и готовность выпускника к профессиональной деятельности, возможность его успешного трудоустройства основаны на полученных знаниях и навыках, совершенствовании мастерства и самостоятельного обновления полученных профессиональных знаний.

В таких условиях плодотворного сотрудничества между учебными заведениями и промышленными предприятиями выпускники вуза - бакалавры подготовлены к тому, чтобы сразу же после окончания учебного заведения приступить к работе на конкретном оборудовании, в заранее известных им условиях.

Значимым результатом данного эксперимента станет выпуск высококвалифицированных бакалавров, востребованных и конкурентоспособных на современном рынке труда, готовых к смене техники и технологий в профессиональной деятельности, умеющих принимать решения, ставить и разрешать проблемы, оценивать риски, успешно действовать в нестандартных производственных ситуациях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блинов, В. И. Прикладной бакалавриат : самое практичное образование [Электронный ресурс] / В. И. Блинов. - Режим доступа: http: www.opec.ru.

2. Еременко, Ю. И. Практико-ориентированный бакалавриат в многоуровневой профессиональной

ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ INTEGRATION OF EDUCATION. 2014, No. 2 gggggggggggggg

подготовке специалистов / Ю. И. Еременко [и др.] // Непрерывное многоуровневое профессиональное образование: традиции и инновации : сб. материалов VII регион. науч.-метод. конф. - Воронеж : ВГАСУ, 2012. - Ч. 2. - С. 62-64.

3. Еременко, Ю. И. Прикладной бакалавриат как инновационная образовательная траектория в системе «колледж - вуз» / Ю. И. Еременко [и др.] // Современное образование: содержание, технологии, качество : сб. материалов XVIII междунар. науч.-метод. конф. - Санкт-Петербург : СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2012. - Т. 1. - С. 33-34.

4. Манухов, В. Ф. Непрерывное образование применительно к картографо-геодезической специальности / В. Ф. Манухов, Н. Г. Ивлиева,

A. С. Тюряхин // Геодезия и картография. - 2009. -№ 8. - С. 58-63.

5. Манухов, В. Ф. Проблемно-ориентированный подход в обучении географов-картографов /

B. Ф. Манухов [и др.] // Геодезия и картография. -2008. - № 11. - С. 61-64.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. - Москва : Министерство образования и науки РФ, 2013. - 49 с.

Поступила 21.11.13.

Об авторах:

Еременко Юрий Иванович, заведующий кафедрой автоматизированных и информационных систем управления Старооскольского технологического института им. А. А. Угарова (филиала) ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (Россия, г. Старый Оскол, микрорайон им. Макаренко, д. 42), доктор технических наук, [email protected]

Щевелева Галина Михайловна, профессор кафедры автоматизированных и информационных систем управления Старооскольского технологического института им. А. А. Угарова (филиала) ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (Россия, г. Старый Оскол, микрорайон им. Макаренко, д. 42), доктор педагогических наук, [email protected]

Мякотина Майя Вячеславовна, доцент кафедры автоматизированных и информационных систем управления Старооскольского технологического института им. А. А. Угарова (филиала) ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (Россия, г. Старый Оскол, микрорайон им. Макаренко, д. 42), [email protected]

Уварова Ирина Викторовна, доцент кафедры автоматизированных и информационных систем управления Старооскольского технологического института им. А. А. Угарова (филиала) ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (Россия, г. Старый Оскол, микрорайон им. Макаренко, д. 42), [email protected]

Для цитирования: Еременко, Ю. И. Инновационные программы прикладного бакалавриата в образовательной системе «колледж - технический вуз» / Е. Ю. Еременко [и др.] // Интеграция образования. -2014. - № 2 (75). - С. 44-48. DOI: 10.15507ZInted.075.018.201402.044

REFERENCES

1. Blinov V. I. Prikladnoj bakalavriat: samoe praktichnoe obrazovanie [Applied Baccalaureate: the most practical education]. Available at: http://www.opec.ru.

2. Eryomenko Ju. I., Shchevelyova G. M., Myakotina M. V, Uvarova I. V. Praktiko-orientirovannyj bakalavriat v mnogourovnevoj professional’noj podgotovke specialistov [Practice-oriented baccalaureate in multi-level training of higher school students]. Nepreryvnoe mnogourovnevoe professional’noe obrazovanie: tradicii i innovacii: sb. Mater. VII region. nauch.-metod. konf. [Life-long multi-level education: traditions and innovations: Proceed. of XVIII International conference]. Voronezh, VGASU Publ., 2012, Ch. 2, pp. 62-64.

3. Eryomenko Ju. I. , Shchevelyova G. M., Myakotina M. V, Uvarova I. V Prikladnoj bakalavriat kak innovacionnaja obrazovatel’naja traektorija v sisteme “kolledzh-vuz” [Applied Baccalaureate as an innovative educational trajectory in the

“college-university” system]. Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tehnologii, kachestvo: sb.Mater.XVIIImezhdunar. nauch.-metod. konf. [Modern education: content, technology, quality. Proceedings of XVIII Intern. Conference]. St. Petersburg, St. Petersburg Electrotechnical University “LETI” Publ., 2012, vol. 1, pp. 33-34.

4. Manukhov V F., Ivlieva N. G., Tyuryakhin A. S. Nepreryvnoe obrazovanie primenitel’no k kartografo-geodezicheskoj special’nosti [Lifelong education in relation to cartographic and geodetic specialty]. Geodezija i kartografija [Geodesy and cartography]. 2008, no. 11, pp. 58-63.

5. Manukhov V F., Ivlieva N. G., Presnyakov V N., Primachenko E. I. Problemno-orientirovannyj podhod v obuchenii geografov-kartografov [Problem-oriented approach in teaching geographers-cartographers]. Geodezija i kartografija [Geodesy and Cartography]. 2008, no. 11, pp. 61-64.

6. Federal’nyj gosudarstvennyj obrazovatel’nyj standart vysshego obrazovanija [Federal State Educational Standard of Higher Education]. Ministerstvo obrazovanija i nauki RF [Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. Moscow, 2013, 49 p.

About the authors:

Eryomenko Yury Ivanovich, head, Chair of automated and information control systems, Stary Oskol technological institute, affiliated branch of National University of Science and Technology “MISIS” (42, Makarenko Mikroraion, Stary Oskol, Russia), Doctor of Engineering sciences, [email protected]

Shchevelyova Galina Mikhailovna, professor, Chair of automated and information control systems, Stary Oskol technological institute, affiliated branch of National University of Science and Technology “MISIS” (42, Makarenko Mikroraion, Stary Oskol, Russia), Doctor of pedogogical sciences, [email protected]

Myakotina Maiia Vyacheslavovna, research assistant professor, Chair of automated and information control systems, Stary Oskol technological institute, affiliated branch of National University of Science and Technology “MISIS” (42, Makarenko Mikroraion, Stary Oskol, Russia), Kandidat Nauk (PhD) degree holder pedogogical in sciences, [email protected]

Uvarova Irina Viktorovna, research assistant professor, Chair of automated and information control systems, Stary Oskol technological institute, affiliated branch of National University of Science and Technology “MISIS” (42, Makarenko Mikroraion, Stary Oskol, Russia), Kandidat Nauk (PhD) degree holder in pedogogical sciences, [email protected]

For citation: Eryomenko Yu. I., Shchevelyova G. M., Myakotina M. V, Uvarova I. V. Innovacionnye programmy prikladnogo bakalavriata v obrazovatel’noj sisteme “kolledzh - tehnicheskij vuz” [Innovative programmes of applied baccalaureate in the “college - technical university” system]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2014, no. 2 (75), pp. 44-48. DOI: 10.15507/Inted.075.018.201402.044

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.