Научная статья на тему 'Прикладной бакалавриат как основной механизм профессионализации высшего образования'

Прикладной бакалавриат как основной механизм профессионализации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / VOCATIONAL TRAINING / LABOR MARKET / APPLIED BACCALAUREATE / INTEGRATION OF EDUCATION / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткач Г.Ф., Беспамятнова М.

Рассматриваются основные концептуально-правовые положения и организационные мероприятия, осуществляемые в системе образования Российской Федерации с целью введения новых образовательных программ прикладного бакалавриата. Актуальность задачи эффективной профессионализации высшего образования обусловлена серьезными проблемами, стоящими перед российской высшей школой. Одной из таких проблем является недостаточная практическая приспособленность выпускников бакалавриата к условиям и требованиям реального производства. Решение этой проблемы в России, как и в большинстве развитых стран, осуществляется на путях профессионализации первой ступени высшего образования, образовательные программы которой повсеместно подразделяются на «академические» или «общие» и «прикладные» или «профессиональные». Различаются и присваиваемые квалификации. Рассмотрение опыта образовательных реформ в ведущих европейских странах, где в последние 15-20 лет были проведены масштабные преобразования с целью профессионализации высшего образования, свидетельствует, что во главу угла этих реформ ставилась общая задача быстрой модернизации профессионально-квалификационных структур и содержания образовательных программ в соответствии с требованиями рынка труда и социально-значимых запросов отдельных регионов и страны в целом. Общим условием успеха реформ, проводившихся в разных странах, является установление тесной взаимосвязи работодателей и образовательных организаций при достаточно широкой автономии последних во взаимодействии с органами государственного регулирования образовательной деятельности. Представляющие собой органичное сочетание теоретических и практических составляющих программ среднего и высшего профессионального образования программы прикладного бакалавриата должны стать основой формирования массовой категории специалистов, наиболее востребованной рынком труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткач Г.Ф., Беспамятнова М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLIED BACCALAUREATE AS THE MAIN MECHANISM OF THE HIGHER EDUCATION PROFESSIONALISATION

The article reviews the main conceptual and legal provisions and organizational activities carried out in the education system of the Russian Federation in order to introduce the new educational programs of applied bachelor degree. The problem of effective professionalization of higher education is extremely relevant due to the serious problems that Russian higher education currently faces. One of such problems is the lack of practical suitability of Bachelor graduates to the conditions and requirements of the actual labor. Responding to this problem, in Russia, as in most developed countries, there is a way to improve the professionalisation in the first stage of higher education to divide the educational program of Bachelor into “academic” or “general” and “applied” or “professional”. The same issue is relevant to the different qualifications and assigns.The review of the experience of educational reforms in the leading European countries, where during the last 15-20 years some large-scale reforms with a view to the professionalization of higher education were carried out. It is important, that the essence of these reforms underlined the general problem of rapid modernization of vocational training structure and content of educational programs in accordance with labor market demands and socially important requests of individual regions and the country in common. The analysis of the success of the reforms carried out in different countries, shows that it is common for all to establish a close relationship of employers and educational institutions at a sufficiently broad autonomy to the last, in cooperation with the state regulation of educational activities.This organic combination of theoretical and practical components of the secondary and higher vocational education programs of applied bachelor degree programs is to become the basis of the formation process of a new professional category, mostly demanded by the labor market.

Текст научной работы на тему «Прикладной бакалавриат как основной механизм профессионализации высшего образования»

ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ КАК ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г.Ф. Ткач, М. Беспамятнова

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая 6, Москва, Россия, 117198

Рассматриваются основные концептуально-правовые положения и организационные мероприятия, осуществляемые в системе образования Российской Федерации с целью введения новых образовательных программ прикладного бакалавриата. Актуальность задачи эффективной профессионализации высшего образования обусловлена серьезными проблемами, стоящими перед российской высшей школой. Одной из таких проблем является недостаточная практическая приспособленность выпускников бакалавриата к условиям и требованиям реального производства. Решение этой проблемы в России, как и в большинстве развитых стран, осуществляется на путях профессионализации первой ступени высшего образования, образовательные программы которой повсеместно подразделяются на «академические» или «общие» и «прикладные» или «профессиональные».

Различаются и присваиваемые квалификации. Рассмотрение опыта образовательных реформ в ведущих европейских странах, где в последние 15—20 лет были проведены масштабные преобразования с целью профессионализации высшего образования, свидетельствует, что во главу угла этих реформ ставилась общая задача быстрой модернизации профессионально-квалификационных структур и содержания образовательных программ в соответствии с требованиями рынка труда и социально-значимых запросов отдельных регионов и страны в целом. Общим условием успеха реформ, проводившихся в разных странах, является установление тесной взаимосвязи работодателей и образовательных организаций при достаточно широкой автономии последних во взаимодействии с органами государственного регулирования образовательной деятельности.

Представляющие собой органичное сочетание теоретических и практических составляющих программ среднего и высшего профессионального образования программы прикладного бакалавриата должны стать основой формирования массовой категории специалистов, наиболее востребованной рынком труда.

Ключевые слова: профессиональное образование, рынок труда, прикладной бакалавриат, интеграция образования, образовательное пространство

Одним из нововведений последних лет, вызвавшим весьма широкий резонанс в академических кругах, среди предпринимателей и в обществе, стало создание прикладного бакалавриата — инновационной для России и в то же время весьма привычной для западного мира комбинации академического и прикладного образования. Одной из целей создания прикладного бакалавриата является стремление поднять статус неуниверситетского образования, приравняв к высшему образованию некоторые специальности техникумов и колледжей, соответствующие инновационному развитию страны.

Утвержденный в 2013 г. Министерством образования и науки РФ Перечень направлений подготовки высшего образования — бакалавриата для многих направлений подготовки наряду с обычными программами, ведущими к получению квалификации «академический бакалавр», предлагает практико-ориентирован-

ные программы, завершающиеся присвоением квалификации «прикладной бакалавр». Характерно, что если для укрупненной группы направлений подготовки «Компьютерные и информационные науки» предусматривается только «академический» вариант программ, то для всех четырех направлений, объединенных в группу «Информатика и вычислительная техника», наряду с «академическими» предлагаются программы прикладного бакалавриата.

Успешный опыт формирования эффективной системы профессионального образования в различных странах мира свидетельствует, что решение проблем, связанных с меняющимся спросом на кадры специалистов разного уровня, возможно при условии придания большей гибкости организационно-содержательным аспектам процесса подготовки специалистов и при обеспечении эффективного взаимодействия всех участников данного процесса. Мировой опыт свидетельствует также, что на современном этапе динамичного развития интеграции высшего образования, науки и производства особое значение придается профессионализации первой ступени высшего образования — прикладному бакалавриату, выпускники которого на сегодняшний формируют основную производительную силу современной экономики.

Актуальность задачи эффективной профессионализации высшего образования обусловлена серьезными вызовами, с которыми сталкиваются все социально-экономические сферы в России и в особенности сфера профессионального образования:

— незавершенностью формирования механизмов инновационного развития общества и экономики России;

— снижением практической ориентированности выпускников бакалавриата при повсеместном переходе к уровневой системе образования;

— резким увеличением затрат и потерь на всех уровнях, связанных с депрофессионализацией и необходимостью доучивания и переподготовки выпускников;

— замедленным введением в вузах образовательных программ, соответствующих запросам рынка, профессиональным стандартам и личным устремлениям выпускников;

— необходимостью сокращения сроков адаптации молодых специалистов к требованиям профессиональной деятельности;

— необходимостью предотвращения безработицы молодых выпускников.

В практике российской высшей школы понятие прикладного бакалавриата впервые было представлено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [3] в качестве одного из способов повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики России и современным потребностям общества.

19 августа 2009 г. вышло Постановление Правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования» [2], назначение которого в первую очередь направлено на приведение содержания и структуры подготовки квалифицированных кадров в соответствие с потребностями рынка труда. Утвержденное данным Постановлением Положе-

ние о проведении в 2009—2014 гг. соответствующего эксперимента фиксировало его ключевую цель — формирование и внедрение новых видов профессиональных образовательных программ, ориентированных на освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда и обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационного развития экономики.

Согласно Положению, вновь создаваемая квалификация должна быть результатом интеграции образовательных программ высшего образования (ВО) и программ среднего профессионального образования (СПО), что предусматривает сочетание серьезной теоретической подготовки и получение реальных практических навыков для естественного включения в непосредственную работу на производстве. В соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ, не менее 50 % трудоемкости образовательной программы прикладного бакалавриата должны составлять практические занятия и практики, что по сравнению с учебными планами академических бакалавров является значительно более серьезной подготовкой к адаптации на рынке труда. Ключевым моментов усиления практической ориентации подготовки становится обязательное прохождение студентами практики на конкретных предприятиях отдельных отраслей, поэтому при составлении и реализации образовательных программ прикладного бакалавриата не просто учитываются, но во главу угла ставятся пожелания потенциальных работодателей.

Необходимо иметь в виду, что в Ф3-273 «Об образовании в РФ» на данный момент отсутствует упоминание прикладного бакалавриата [4]. По этой причине особое внимание должно уделяться положениям и понятиям, сформулированным в ГПРО «Развитие образования» на 2013—2020 гг. [1]. Можно выделить следующие основополагающие концептуальные задачи, сформулированные в этом документе: «программы прикладного бакалавриата должны обеспечить получение прикладных квалификаций»; «к 2018 году доля прикладных бакалавров должна составить не менее 30 процентов в общей численности обучающихся в образовательных учреждениях по программам высшего профессионального образования».

Организационно-содержательная база прикладного бакалавриата в России пока еще не является окончательно проработанной и стабильной, что позволяет рассматривать различные возможные способы ее дальнейшего совершенствования, в том числе разработанные на основе изучения опыта внедрения программ прикладного бакалавриата в системах образования ведущих развитых стран.

Профессиональное образование всегда являлось одной из ключевых составляющих систем образования развитых стран мира, поскольку именно оно представляет собой главный механизм технологического и экономического развития любой страны. На формирование системы профессионального образования Российской Федерации влияли не только исторические предпосылки, но и ряд геополитических и социальных особенностей, таких как федеративное устройство и неравномерное развитие различных регионов страны, влияние регионального и глобального взаимодействия с окружающим миром, развитие отечественной и мировой науки, постепенное открытие новых перспектив и возможностей для внутренней и внешней мобильности населения.

В настоящее время, следуя современным тенденциям и требованиям глобального рынка труда, система образования Российской Федерации продолжает стремительно преобразовываться, комбинируя в себе устоявшиеся и ставшие традиционными принципы профессиональной подготовки с современными и нетипичными подходами.

Преобразования в системе профессионального образования являются одной из наиболее часто обсуждаемых проблем в кругу экспертов в области образования и широкой общественности, поэтому необходимо уделять особое внимание каждому отдельному аспекту и каждой новации. В этой связи становится актуальным подробное исследование деталей и этапов реформирования системы.

Успешное участие России в процессах формирования глобального пространства высшего образования и мирового рынка образовательных услуг требует постоянного анализа международных тенденций развития высшего образования с целью возможного учета достижений зарубежных стран в собственной образовательной политике и практике. Присоединение в 2003 г. России к Болонскому процессу стало своеобразной вехой развития системы образования страны. Соответствующие мероприятия, необходимые для успешной интеграции РФ в международное образовательное пространство осуществлялись постепенно и с учетом особенностей традиционной отечественной системы образования. Выявилось, что условия успешной интеграции в общеевропейское пространство высшего образования не ограничиваются реформированием первой ступени высшего образования, а непосредственно затрагивают практически все уровни — в частности возникла необходимость пересмотра организационных и содержательных принципов начального и среднего профессионального, а также послевузовского образования.

Повсеместное принятие Концепции образования на протяжении жизни, содержательные и организационные рамки которой постоянно расширяются и расширяются в настоящее время на все уровни образования, выводит на первый план проблематику прикладной составляющей высшего образования. Вместе с тем вызывает озабоченность тот факт, что квалификационные уровни бакалавра и магистра и соответствующие им образовательные программы во многом пока еще не согласуются с существующей в РФ структурой специальностей и квалификаций, задействованных в реальной экономике.

Осознание необходимости более гибкой и органичной интеграции академического и профессионального образования, сокращения сроков выхода выпускников на рынок труда и более эффективного взаимодействия образовательных организаций и работодателей привело к формированию и развитию такой новой формы образовательной программы как прикладной бакалавриат.

Наиболее важной вехой на первом этапе создания прикладного бакалавриата в стране стало опубликованное 19 августа 2009 г. Постановление Правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования» [2], назначение которого направлено на выявление механизмов, способствующих приведению содержания и структуры подготовки квалифицированных кадров в соответствие с потребностями рынка труда. Участ-

ники эксперимента были определены на основании конкурсного отбора, организованного Минобрнауки России в 2010 г. В эксперименте принимали участие 37 вузов и 65 ссузов из 47 субъектов Российской Федерации.

Анализ итогов проведенного в России эксперимента по созданию программ прикладного бакалавриата подтвердил актуальность и необходимость этого шага. Наряду с очевидными положительными перспективами нововведения были выявлены основные трудности его практической реализации, обусловленные слабостью или отсутствием надлежащих баз практической подготовки студентов. Очень важно, что итоги эксперимента по реализации программ прикладного бакалавриата продемонстрировали не только перспективность и привлекательность этого замысла, но также готовность российских вузов и ссузов осуществлять инновационные проекты, реализация которых создает предпосылки для развития системы профессиональной подготовки в России и содействует совершенствованию кадрового потенциала страны.

Повсеместное введение прикладного бакалавриата является одним из приоритетов образовательной политики государства. В процессе его дальнейшего продвижения наряду с преимуществами будут проявляться также и новые, еще не установленные трудности и возможные негативные последствия. Из этого следует, что весь процесс массового внедрения прикладного бакалавриата должен подвергаться непрерывному и всестороннему мониторингу как со стороны Ми-нобрнауки, так и со стороны независимого экспертного сообщества. При этом важно соотносить основные элементы этого процесса с аналогичными процессами, осуществляемыми в ведущих развитых странах, критически оценивая зарубежный опыт и возможности его применения в соответствии с интересами национального развития.

В поиске наиболее рациональных и эффективных механизмов развития прикладного образования большой интерес представляет опыт некоторых ведущих стран европейского региона, системы образования которых основаны на схожих с российскими ценностях и принципах и где исторические предпосылки формирования систем образования имеют во многом общие истоки с российской системой. Именно европейский регион является для российской системы образования в последние десятилетия основным источником идей модернизации и совершенствования высшего образования. Формально завершившаяся в 2010 г. первая фаза Болонского процесса утверждает формирование в Европе единого образовательного пространства, которое характеризуется большим количеством общих принципов, целей и направлений развития. При этом каждая отдельная страна обладает характерными особенностями, которые должны учитываться в интересах обеспечения успешного хода осуществляемых преобразований. Реализация положений Болонского процесса, затрагивающего сферу высшего образования и и происходящего параллельно с ним Брюгге-Копенгагенского процесса, ориентированного преимущественно на сферу профессиональной подготовки, предусматривают развитие профессионального образования и обучения с учетом быстро меняющихся требований рынка труда.

Рассмотрение опыта образовательных реформ в ведущих европейских странах, в частности, в Германии, Франции и Финляндии, где в последние 15—20 лет были

проведены масштабные преобразования с целью профессионализации высшего образования, свидетельствует, что во главу угла этих реформ ставилась общая задача быстрой модернизации профессионально-квалификационных структур и содержания образовательных программ в соответствии с требованиями рынка труда и социально-значимых запросов отдельных регионов и страны в целом. Общим условием успеха реформ, проводившихся в разных странах, является установление тесной взаимосвязи работодателей и образовательных организаций при достаточно широкой автономии последних во взаимодействии с органами государственного регулирования образовательной деятельности. Важное значение имеет также формирование заинтересованного отношения широкой общественности к новациям, осуществляемым в ходе реформ систем образования в европейских странах, в особенности к введению новых образовательных программ профессиональной направленности, реализация которых открывает новые возможности для трудоустройства выпускников.

Современные глобальные инновационные процессы диктуют новые вызовы подтвердившей на протяжении десятилетий свою эффективность традиционной отечественной системе образования, достижения которой сохранились и проявляются в практической деятельности наиболее уважаемых вузовских коллективов,

В современных условиях все более широкая аудитория выпускников осознанно связывает возможность осуществления своих личностных и карьерных устремлений с необходимостью реализации полученных в вузе компетенций через рынок труда в как можно более короткие сроки после выпуска. Поэтому студенты все чаще обращаются к поиску новых способов обретения знаний и навыков, связей и прямых контактов с рынком труда.

В большинстве случаев подобные дополнительные механизмы «актуализации» получаемой в вузе квалификации и содействия будущему трудоустройству представлены преимущественно предпринимательскими или молодежными кругами и именно они представляют собой наиболее гибкий и быстродействующий инструмент профессионализации молодежи.

Важное значение наряду с совершенствованием формальных механизмов образования имеет поддержка и поощрение со стороны органов управления образованием таких способов неформального обучения, как оплачиваемые и неоплачиваемые краткосрочные практики на предприятиях, мастер-классы и конкурсные мероприятия действующих коммерческих и некоммерческих организаций, волонтерские движения и прочие начинания, не связанные с занятиями, стандартно входящими в учебный план студентов, поскольку именно они формируют социально-значимые компетенции молодых специалистов и тем самым способствуют развитию инновационного потенциала страны.

Подобное поощрение может, к примеру, заключаться в поддержке образовательными организациями более тесного взаимодействия с молодыми экспертами в сфере образования, которые способны разработать рекомендации по модификации учебных планов, создавая условия для максимально гибкого и многостороннего образования и самообразования студентов. Не менее важным способом поддержки таких механизмов является активная работа государственных органов

с организациями и предпринимателями, которые обладают значительными ресурсами для профессиональной подготовки специалистов непосредственно как для себя, так и в интересах всего общества.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Государственная программа «Развитие образования» на 2013—2020 гг. URL: http:// government.ru/programs/202/events/

[2] Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. URL: http://2020strategy. ru

[3] Постановление Правительства РФ от 19 августа 2009 г. № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования». URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/96158/#96158

[4] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_ 140174/

APPLIED BACCALAUREATE AS THE MAIN MECHANISM OF THE HIGHER EDUCATION PROFESSIONALISATION

G.F. Tkach, M. Bespamiatnova

Peoples' friendship university of Russia Mikluho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article reviews the main conceptual and legal provisions and organizational activities carried out in the education system of the Russian Federation in order to introduce the new educational programs of applied bachelor degree. The problem of effective professionalization of higher education is extremely relevant due to the serious problems that Russian higher education currently faces. One of such problems is the lack of practical suitability of Bachelor graduates to the conditions and requirements of the actual labor. Responding to this problem, in Russia, as in most developed countries, there is a way to improve the professionalisation in the first stage of higher education — to divide the educational program of Bachelor into "academic" or "general" and "applied" or "professional". The same issue is relevant to the different qualifications and assigns.

The review of the experience of educational reforms in the leading European countries, where during the last 15—20 years some large-scale reforms with a view to the professionalization of higher education were carried out. It is important, that the essence of these reforms underlined the general problem of rapid modernization of vocational training structure and content of educational programs in accordance with labor market demands and socially important requests of individual regions and the country in common. The analysis of the success of the reforms carried out in different countries, shows that it is common for all to establish a close relationship of employers and educational institutions at a sufficiently broad autonomy to the last, in cooperation with the state regulation of educational activities.

This organic combination of theoretical and practical components of the secondary and higher vocational education programs of applied bachelor degree programs is to become the basis of the formation process of a new professional category, mostly demanded by the labor market.

Key words: vocational training, labor market, applied baccalaureate, integration of education, educational space

REFERENCES

[1] Gosudarstvennaja programma "Razvitije obrazovanija" na 2013—2020 gg. [A state program «Development of education» for 2013—2020]. URL: http://government.ru/programs/ 202/events/

[2] Koncepcija dolgosrochnogo socialno-ekonomicheskogo razvitija RF do 2020 g. [The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation till 2020]. URL: http://2020strategy. ru

[3] Postanovlenije Pravitelstva RF ot 19 avgusta 2009 g. N 667 "O provedeniji eksperimenta po sozdaniju prikladnogo bakalavriata v obrazovatelnih uchrezhdenijah srednego professionalnogo I visshego obrzovanija" [The order of the Government of the Russian Federation of August 19, 2009 No. 667 «About carrying out experiment on creation of an applied bachelor degree in educational institutions of an average professional and higher education»]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/96158/#96158

[4] Federalnij Zakon ot 29/12/2012 N 273-FZ "Ob obrazovaniji v Rossijskov Federaciji" [The federal law from 12/29/2012 No. 273-FZ (an edition from 3/2/2016) «About education in the Russian Federation»]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.