ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СМК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
МАКСИМОВ С.В., СТОЯНОВА Л.В.
В статье рассматривается практический опыт внедрения системы менеджмента качества (СМК) в образовательные учреждения среднего профессионального образования. Описаны преимущества внедрения СМК и причины возможных неудач.
The article considers the practical experience of Quality Management System adoption in educational establishment of secondary vocational education. Adoption benefits, causes of possible failure are described.
Вступление России в Болонский процесс налагает определенные требования как на национальную систему гарантии качества образования, так и на механизмы внутренних гарантий качества образовательного учреждения, реализуемых посредством системы менеджмента качества (СМК) образовательного учреждения (ОУ).
Жизненный цикл СМК образовательного учреждения включает четыре основных стадии: разработка, внедрение, поддержание и развитие, сертификация CМК.
Первые три стадии, по нашему мнению, являются обязательными для всех образовательных учреждений. Необходимость, сроки и формы реализации четвертой стадии могут определяться каждым ОУ самостоятельно.
В известных моделях (EFQM, ENQA) выделяют следующие блоки показателей:
- качество преподавательского состава;
- качество научно-исследовательской программы;
- состояние материально-технической базы учебного заведения;
- качество учебных программ;
- качество студентов;
- качество знаний;
- востребованность выпускников на рынке труда;
- достижения выпускников.
Рассмотрим преимущества внедрения СМК в образовательные учреждения среднего профессионального образования (ОУ СПО).
1. Международные стандарты СМК предусматривают документирование различных видов деятельности ОУ СПО, в которых обязанности и зоны компетенции руководства и рядовых сотрудников чётко определены. Соответственно время руководителя ОУ высвобождается для решения вопросов управленческой, инновационной деятельности, социального партнёрства, реализации стратегических проектов.
К созданию документации СМК привлекаются компетентные, знающие процессы специалисты. К готовому документу (инструкции, положению, стандарту) пользователь может многократно возвращаться, встречаясь с теми или иными штатными или нештатными ситуациями.
2. Упорядочивается деятельность всех структурных подразделений ОУ СПО, связанных как с основными процессами СМК, так и с вспомогательными. С одной стороны, сотрудники вспомогательных служб чётко понимают роль и значимость своего подразделения по отношению к учебновоспитательному процессу, как основному. С другой стороны, через систему целеполагания они в курсе основных целей и задач, стоящих перед педагогическим коллективом.
3. Руководитель ОУ СПО по окончании учебного года имеет полный анализ состояния всех процессов СМК в учреждении: основных и вспомогательных.
Систематические внутренние аудиты дают целостную картину исполнительской дисципли-
ны и деловой культуры во всех подразделениях. Анализ результативности деятельности ОУ СПО и персонала является объективным материалом для обоснования уровня заработной платы каждого сотрудника в новой системе оплаты труда.
Ежегодное формулирование и ранжирование целей по качеству для колледжа и его подразделений позволяют руководителю задействовать весь имеющийся потенциал коллектива на дальнейшее развитие организации.
4. ОУ СПО ориентировано на требования потребителей. Мониторингу подвергается студент, когда он ещё является абитуриентом и далее на протяжении всего периода обучения, что позволяет изучить и проанализировать удовлетворенность данного потребителя содержанием учебных дисциплин, качеством работы преподавателей, условиями быта в общежитии, качеством досуга и т.д. Предлагаемые студентами улучшения внедряются, что позволяет совершенствовать образовательную среду. Аналогично ведется систематический мониторинг удовлетворённости персонала колледжа качеством трудовой деятельности.
5. Тщательно ведётся мониторинг постоянно меняющихся потребностей рынка труда, изучаются требования работодателей к набору профессиональных компетенций, предполагаемых у выпускника. С ростом удовлетворенности заказчика растут рейтинги ОУ СПО, повышается престижность колледжей, растёт конкурс среди абитуриентов, соответственно ОУ получает более подготовленный контингент.
6. Регулярно проводимые внутренние аудиты позволяют осуществлять оперативный и превентивный контроль качества исполнения всех процессов деятельности преподавателя: аудиторной и внеаудиторной работы. Аудиторы не просто осуществляют контроль, они помогают персоналу организовать документооборот, усвоить подходы менеджмента качества. Такая постановка контроля побуждает персонал работать системно без авралов.
Результатом является совершенствование прохождения управленческой информации от руководителя к исполнителю, уменьшение количества сбоев в процессах, повышение качества трудовой деятельности, а также удовлетворённость сотрудников.
7. В коллективе ОУ каждому сотруднику известно: кто, что, когда и как у него будет проверять и по каким критериям оценивать. При этом цель контроля - не поиск ошибок и демонстративное наказание виновных, а выявление причин несоответствий и последующее планирование и осуществление предупреждающих и корректирующих действий.
Необходимо отметить также возможные причины неудач при внедрении системы СМК в ОУ СПО.
1. Отстраненность руководства ОУ СПО.
На наш взгляд, основная причина неудач - непонимание руководством образовательного учреждения своей ведущей роли и обязанностей при создании, функционировании и постоянном улучшении СМК. Например, в случае, когда руководство не вникает в проблему, недопонимает своей роли и обязанностей при создании и функционировании СМК.
2. Требования ИСО 9001:2008 реализуются не в полном объеме.
К существенным требованиям ИСО 9001:2008 относятся: удовлетворенность потребителей, постоянное улучшение образовательной продукции (услуг), совершенствование самой СМК, реализация процессного подхода и т.д. И если какие-то требования не учитываются по тем или иным причинам, то СМК образовательного учреждения не будет полностью соответствовать требованиям стандарта. Например, СМК может быть разработана и документирована, но не внедрена, т.к. персонал не включился в процессы и система не функционирует, не поддерживается в рабочем состоянии и соответственно не улучшается результативность деятельности организации.
3. Некомпетентность в интерпретации требований ИСО 9001:2008.
Исторически стандарт ИСО 9001:2008 был создан как унифицированный документ, применимый к организациям любого вида, размера, типа поставляемой продукции (услуг), а также
формы собственности. Материализуется он самой организацией путем интерпретации способа реализации заданных стандартом требований. Поэтому любая организация, прежде чем разработать СМК, должна иметь в своем составе компетентных, хорошо обученных внутренних аудиторов, способных интерпретировать стандарт применительно к специфике деятельности своей организации.
4. Непонимание частью персонала организации сути СМК.
Персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции (услуг), также должен быть подготовленным в области СМК в рамках своей компетентности на основе соответствующего обучения, которое может осуществляться на рабочих местах представителем руководства по качеству, внутренними аудиторами, а также уполномоченными по качеству структурных подразделений.
5. Фиктивное внедрение СМК.
Желание администрации в кратчайшие сроки и любым способом получить сертификат приводит к использованию весьма разнообразного некорректного набора средств:
- разработка СМК полностью возлагается на консультантов - «под ключ». При таком подходе персонал организации, как правило, имеет весьма приблизительное представление о СМК. Консультанты, на наш взгляд, полезны только на определенных этапах или для выполнения отдельных видов работ совместно с персоналом организации;
- неоправданное сокращение сроков внедрения СМК без проведения предварительного внутреннего аудита (самообследования), анализа действующей системы управления организации и обучения персонала;
- покупка готового пакета документов СМК с частичной адаптацией их к деятельности организации, что никогда не дает нужного эффекта;
- оформление фиктивной сертификации СМК.
6. Несоблюдение требований, установленных по отношению к органам, осуществляющим оценку и сертификацию систем качества.
Недостатки разработки и внедрения СМК могут усугубляться также нарушениями процедуры сертификации, связанными с внешними причинами:
- недостаточная компетентность группы внешних аудиторов, например, ввиду отсутствия в ней технического эксперта со специализацией, соответствующей области деятельности сертифицируемой организации;
- пристрастные действия отдельных аудиторов (экспертов);
- некорректная технология проведения сертификационного аудита на рабочих местах;
- слабый контроль надзорной организации за деятельностью какого-либо органа сертификации. Приведенные перечни преимуществ и возможных причин неудач внедрения СМК являются далеко неполными. На наш взгляд, с одной стороны, разработанная в соответствии с требованиями ИСО 9001:2008 документация СМК может стать настольной книгой для руководителей и преподавателей ОУ СПО, и в первую очередь, для вновь принятых преподавателей, а также для молодых специалистов. С другой стороны, для повышения эффективности СМК должна быть органично вплетена в практическую деятельность ОУ СПО в рамках реализации инновационной стратегии развития организации.
Библиографический список:
1. Международный стандарт ИСО 9001. Системы менеджмента качества. Требования. - М.: «Русский регистр», 2008. - 62с.
2. Максимов С.В. Система менеджмента качества как фактор международной интеграции // Профессиональное образование. Столица. №9, 2010. - С. 30-31
Ключевые слова: система менеджмента качества, среднее профессиональное образование, международный стандарт ИСО 9001:2008.
Keywords: Quality Management System, secondary vocational education, ISO 9001:2008.