Научная статья на тему 'Система менеджмента качества в морском государственном университете им. Адм. Г. И. Невельского: достижения и пути развития'

Система менеджмента качества в морском государственном университете им. Адм. Г. И. Невельского: достижения и пути развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СЕРТИФИКАЦИЯ / АККРЕДИТАЦИЯ / КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МАКРОПРОЦЕССЫ / САМООЦЕНКА / SWOT-АНАЛИЗ / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / CERTIFICATION / ACCREDITATION / QUANTATIVE APPRAISAL OF EDUCATIONAL QUALITY / MACRO-PROCESSES / SELF-APPRAISAL / SWOT-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Н. В.

В статье рассмотрены вопросы разработки и внедрения СМК в вузах на примере МГУ им. адм. Г.И. Невельского, а также необходимость использования методов количественной и качественной оценки образовательного процесса, в т.ч. статистических методов, методов самообследования и самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN MARITIME STATE UNIVERSITY NAMED AFTER ADMIRAL G.I. NEVELSKOY: ACHIEVEMENTS AND WAYS OF DEVELOPMENT

In this article we have dealt with the problems of developing and implementing of Quality Management System in Nevelskoy Maritime State University. We have proved it’s necessary to implement the methods of quantative and qualitative educational appraisal, to use statistic methods and methods of self-examination and self-appraisal.

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества в морском государственном университете им. Адм. Г. И. Невельского: достижения и пути развития»

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В МОРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ

УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. АДМ. Г. И. НЕВЕЛЬСКОГО: ДОСТИЖЕНИЯ И ПУТИ

РАЗВИТИЯ

Новикова Н.В., к.т.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга Института экономики и управления на транспорте Морского

государственного университета им. адм. Г.И. Невельского

В статье рассмотрены вопросы разработки и внедрения СМК в вузах на примере МГУ им. адм. Г.И. Невельского, а также необходимость использования методов количественной и качественной оценки образовательного процесса, в т.ч. статистических методов, методов самообследования и самооценки.

Ключевые слова: система менеджмента качества, сертификация, аккредитация, количественная оценка качества образования, макропроцессы, самооценка, SWOT-анализ.

QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN MARITIME STATE UNIVERSITY NAMED AFTER ADMIRAL G.I. NEVELSKOY: ACHIEVEMENTS AND WAYS OF

DEVELOPMENT

Novikova N., PhD, Associate professor of Marketing and Management Department of Institute of Economics and Transport Management of Maritime State University named after Admiral G.I. Nevelskoy, Vladivostok

In this article we have dealt with the problems of developing and implementing of Quality Management System in Nevelskoy Maritime State University. We have proved it’s necessary to implement the methods of quantative and qualitative educational appraisal, to use statistic methods and methods of self-examination and self-appraisal.

Keywords: quality management system, certification, accreditation, quantative appraisal of educational quality, macro-processes, self-appraisal, SWOT-analysis.

В МГУ им. адм. Г.И. Невельского разработана документация системы менеджмента качества, которая включает: Политику руководства в области качества, Руководство по качеству, 38 документированных процедур, в которых определены требования к результатам процессов.

В предлагаемую информационную модель, которая является основой системы менеджмента качества в МГУ им. адм. Г.И. Невельского, кроме документации первого и второго уровней, вошла документация третьего, включающая: методические инструкции, положения, должностные инструкции, методические указания, документированные процедуры, стандарты организации (СТО), процессы жизненного цикла, шаблоны и другие документы. Информационная модель располагается в корпоративной сети МГУ им.адм. Г.И. Невельского и постоянно актуализируется, что способствует улучшению процесса внедрения СМК и повышению эффективной работы в МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

В настоящее время в МГУ им. адм. Г.И. Невельского накоплен достаточный практический опыт по разработке, внедрению и совершенствованию СМК в соответствии с требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

На первом этапе разработки и внедрения СМК была выделена сеть процессов деятельности МГУ им. адм. Г.И. Невельского. В общем виде это можно представить следующим образом (рис. 1) Анализ показал, что наиболее важными процессами, влияющими на качество подготовки специалистов являются процессы жизненного цикла (ПЖЦ), связанные с потребителем, довузовской подготовкой, отбором абитуриентов, учебной, методической, научной, организационной, воспитательной деятельностью, дополнительным образованием и распределением выпускников.

Процессы планирования нами были представлены в виде процессов стратегического управления, основанные на стратегических, перспективных и текущих планах работы всех структур, при этом результаты планирования должны анализироваться ежегодно.

Проведение корректирующих и предупреждающих действий по результатам планирования и анализа обеспечивают актуализацию и выявление узких мест в работе структурных подразделений.

Подготовка и переподготовка кадров, финансово-экономическая, научно-техническая деятельность, информационное обеспече-

Главной задачей Российской образовательной политики согласно «Концепции модернизации Российского образования на период до 2015 года» является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным принципам формирования образовательной стратегии. Достижение требуемого уровня качества и его дальнейшее совершенствование наиболее продуктивно осуществляется путём внедрения системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000. Разработка научно-методических основ создания СМК в вузах, учебнометодических материалов, формирование системы подготовки кадров в области управления качеством, обучение персонала всех уровней современным методам улучшения качества являются основополагающими для достижения целей в образовательных учреждениях.

В последние годы деятельность системы качества МГУ им. адм. Г.И. Невельского была направлена на улучшение качества подготовки специалистов. Основой перехода системы менеджмента качества университета на современный уровень послужило накопление кадрового и методического потенциала в области управления качеством.

В 2002 году университет приступил к разработке и внедрению СМК. В 2003 году МГУ им. адм. Г.И. Невельского участвовал в конкурсе Минобразования и науки РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» и стал лауреатом конкурса. В 2004 году после проведения предсертификационного аудита МГУ им. адм. Г.И. Невельского сертифицирован Госстандартом РФ по системе менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000) применительно к деятельности в области образования и проведения научных исследований, прошел ресертификацию по версии 2008 года.

В 2004 году в МГУ им. адм. Г.И. Невельского аккредитован как Орган по сертификации систем менеджмента качества. В 2010 году университет прошёл аккредитацию по интегрированным системам менеджмента. Аккредитация дает возможность МГУ им. адм. Г. И. Невельского сертифицировать другие вузы, предприятия, организации, обмениваться опытом. В 2005 году при университете был создан Дальневосточный центр повышения квалификации и обучения по СМК.

Рис. 1 Основные макропроцессы МГУ им. адм. Г.И. Невельского

ние, материально-техническое снабжение, безопасность жизнедеятельности, обеспечение жизнедеятельности определяют процессы управления ресурсами.

Перечисленные макропроцессы являются основными процессами для разработки документированных процедур и стандартов организации.

Контроль за функционированием системы менеджмента качества осуществляется через внутренние аудиты и самообследование всех структурных подразделений. Для этого подготовлены «Материалы к внутренним аудитам и отчету по системе менеджмента качества».

Система управления в МГУ им. адм. Г.И. Невельского представлена в виде «Планов работ Советов, Центров и Служб», отражающих в целом деятельность всех структурных подразделений, разработанные документированные процедуры, сведены в единый сборник. Ежегодно на Ученом Совете высшее руководство представляет план и анализ результатов работы.

На данный момент Орган по сертификации систем менеджмента качества МГУ им. адм. Г.И. Невельского работает со многими предприятиями, организациями и вузами на предмет их сертификации по СМК.

Эффективно работает Дальневосточный центр повышения квалификации и обучения по СМК. Разработаны и апробируются программы обучения. В настоящее время наиболее востребована программа «Формирование системы менеджмента качества. Стандарты серии ИСО 9000 версии 2008 г.»,

«Аудит системы менеджмента качества на соответствии требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008».

Анализируя проблематику создания СМК в образовательных учреждениях (ОУ) высшего и дополнительного профессионального образования (ВПО и ДПО), следует отметить, что в российском образовании происходит связь процессов:

- распространения в вузах страны работы по созданию, внедрению и сертификации внутривузовских СМК в соответствии с требованиями международных стандартов (ИСО серии 9000 версии 2008 г.) и других моделей СМК;

- перехода к комплексной оценке деятельности вуза и ОУ ДПО, совмещающей процедуры повторного лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. Следует отметить, что перечень показателей деятельности вузов включает показатель, отражающий наличие и эффективность внутривузовской системы контроля качества образования. А в отчет о результатах самообследования предлагается включать оценку эффективности системы управления содержанием и качеством обучения студентов;

- проведения с 2000 г. Конкурса Министерства образования и науки РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», в котором уже приняли участие более 100 вузов России.

В настоящее время наблюдается значительный интерес к новым подходам и методам системы менеджмента качества в вузах. Это объясняется с одной стороны требованиями стандартов ИСО серии 9000 версии 2008 года, с другой все возрастающая конкуренция и повышение качества образовательной услуги. Достичь необходимого уровня качества, удовлетворяющего требованиям всех заинтересованных сторон можно с помощью созданной, внедренной и сертифицированной системой менеджмента качества. В решении этих вопросов могут помочь некоторые инструменты менеджмента качества - это функциональный анализ и критерии оценки качества образовательной услуги.

Как известно, стандарты ИСО серии 9000 заняли важное место в самых разных сферах деятельности предприятий, организаций, вузов. Они создают основу для совершенствования менеджмента организации с ориентацией на качество подготовки специалистов.

Контроль за функционированием СМК осуществляется также через самообследование структурных подразделений с последующим проведением внутреннего аудита (СТО СМК Внутренний аудит 8.2.2. - 2010).

Самообследование в университете было осуществлено по Европейской модели, включающей 9 критериев и 52 подкритерия. Основными критериями такой модели являются следующие.

Критерий 1. РОЛЬ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ.

Критерий 2. ПЛАНИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ.

Критерий 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, СОТРУДНИКОВ, ОБУЧАЕМЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ.

Критерий 4. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ.

Критерий 5. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ.

Критерий 6. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (РЫНКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ) КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ.

Критерий 7. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ РАБОТОЙ В ВУЗЕ.

Критерий 8. ВЛИЯНИЕ ВУЗА НА ОБЩЕСТВО.

Критерий 9. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ВУЗА.

По результатам самообследования осуществляется анализ сильных и слабых сторон.

Проведение самообследования подразделениями позволяет планировать пути совершенствования, проводить анализ, выявлять узкие места, степень ответственности, менеджмент ресурсов.

Менеджмент программы по самообследованию в МГУ им. адм. Г.И. Невельского включает индивидуальный план по качеству профессорско-преподавательского состава, план по качеству структурных подразделений, проведение «Недели качества» и анализ результатов деятельности института, факультета, кафедры. Европейская модель по самообследованию сведена в Материалы по внутренним аудитам и отчету по СМК.

Кроме самообследования по Европейской модели в университете внедрена система проведения самооценки в структурах, осуществляющих образовательную деятельность (институты, факультеты, кафедры), на основании стандарта СТО 8.4.01-2010 СМК. Самооценка системы менеджмента качества с включением аккредитационных показателей.

Самооценка - это периодический анализ фактического состояния работы по качеству и ее результатов, направленный на постоянное совершенствование деятельности организации с целью повышения удовлетворенности потребителей (обучающихся, преподавателей, работодателей). Самооценка проводится самой организацией по собственному побуждению. На основании анализа результатов самооценки можно наметить и реализовать дальнейшие шаги к улучшению.

Самооценка является сильным приемом по вовлечению в TQM (всеобщий менеджмент качества) и в деятельность по улучшению показателей аккредитации.

В результате функционирования СМК возникает вопрос оценки воздействия СМК на результаты деятельности вуза и качество предоставляемых образовательных услуг.

Прежде чем приступить к проведению самооценки мы провели анализ окружающей среды университета.

За основу взяли стратегию развития, которая складывается из политики, миссии, миссии-девиза, интеллектуального потенциала, комплексного обеспечения и стратегической (генеральной цели).

Политика - опережающая подготовка конкурентоспособных специалистов с уровнем профессиональной компетентности, отвечающим национальным и международным требованиям, с активной жизненной позицией для комплексного инновационного развития всех направлений морской хозяйственной отрасли.

Миссия - создание интеллектуального потенциала для комплексного обеспечения предприятий морской хозяйственной деятельности, формирующих конкурентоспособную инновационную экономику.

Миссия-девиз: «МГУ им. адм. Г.И. Невельского - дорога в будущее, построенная на знаниях и инновациях».

Интеллектуальный потенциал характеризуется подготовкой высокопрофессиональных специалистов, способных выполнять конкретные научные и практические задачи.

Высокопрофессиональные специалисты характеризуются компетенцией, наличием успешного практического опыта, наличием способности принимать инженерные и другие решения.

Комплексное обеспечение означает обеспечение высокопрофессиональными специалистами с учетом специфики морской хозяйственной деятельности.

Стратегическая генеральная цель: укрепить и развить ведущие позиции в России по подготовке высокопрофессиональных специалистов и развитию направлений морского профессионального образования.

Ключевые факторы, влияющие на развитие университета, выявляются из анализа внешней среды, которая рассматривается с позиций макро- и микросреды. Анализ макросреды включает совокупность факторов, действующих в России. Анализ микросреды проводится в рамках Приморского края.

Работа проводилась по критериям модели самооценки и совершенствования деятельности вуза в области менеджмента качества, гармонизированной с моделью Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM). Оценка предполагала применение ква-лиметрических шкал, позволяющих выбрать уровень, который соответствует реальному положению дел в структурных подразделениях университета, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования, и университета в целом.

Для оценки уровней совершенства критериев и их составляющих, анализа результатов и формирования выводов и рекомендаций по дальнейшему улучшению в институтах были созданы рабочие группы из числа наиболее компетентных и осведомленных о реальном положении дел структурных подразделений.

Самооценка проводилась по семи критериям пяти уровням совершенства с десятибалльной квалиметрической шкалой.

Критерий 1. Лидирующая роль руководства

Критерий 2. Планирование в области обеспечения качества

Критерий 3. Менеджмент персонала

Критерий 4. Ресурсы и партнеры

Критерий 5. Менеджмент процессов

Критерий 6. Удовлетворенность потребителей и персонала

Критерий 7. Результаты деятельности Структурного Подразделения

Пяти «уровням совершенства» соответствует 10-балльная числовая шкала (от 1 до 10 баллов). При этом в зависимости от полноты выполнения требований соответствующего «уровня совершенства» по конкретному подкритерию может быть выставлена одна из следующих оценок: для 1-го уровня совершенства - 1-2; для 2го уровня совершенства - 3-4; для 3-го уровня совершенства - 5-6; для 4-го уровня совершенства - 7-8; для 5-го уровня совершенства

- 9-10.

Кроме того, определялись и аккредитационные показатели для кафедр (удельный вес штатных ППС, удельный вес ППС с учеными степенями и званиями, удельный вес докторов наук и профессоров ВАК, среднегодовой объем научных исследований на ППС за 5 лет в тыс. руб.), факультетов и институтов (количество аспирантов на 100 студентов, удельный вес аспирантов, защитивших диссертацию в срок, среднегодовой объем научных исследований на ППС за 5 лет в тысячах рублей, среднегодовое количество монографий на 100 человек остепененных ППС за 5 лет, удельный вес ППС с учеными степенями и званиями, удельный вес докторов наук и профессоров ВАК, удельный вес штатных ППС, среднегодовое число защит на 100 человек ППС за 5 лет).

Рабочая группа осуществляла сбор данных по критериям модели, заполняла оценочные листы, обрабатывала результаты в электронных таблицах. Затем проводился анализ полученных результатов и составлялся отчет, в котором предлагались мероприятия по улучшению результатов оценки.

Самооценка независимо от выбранной модели будет эффективной лишь в том случае, если целью ее проведения, в конечном счете, являются определенные улучшения в деятельности организации. Поэтому очень важен заключительный этап самооценки. Обработанные результаты представляем в наглядной форме в виде «лепестковой» диаграммы, где отражены результаты самооценки институтов: Морской академии, Морского института информационных технологий, Института защиты моря и освоения шельфа, Морского гуманитарного института, Института экономики и управления на транспорте и Открытого морского института.

В результате проведения SWOT-анализа получено системное описание сложившейся ситуации в вузе.

SWOT-анализ включает в себя: STRENGTHS - сильные стороны, WEAKNESSES - слабые стороны, OPPORTUNITIES - возможности, THREATS - угрозы. В целом SWOT-анализ, проводимый в университете, представляет собой процедуру экспертной диагностики среды, позволяющей описать основные тенденции развития, сформулировать базовые гипотезы о перспективах деятельности вуза, поле альтернативных направлений и ее дальнейшее развитие.

Таким образом, предлагаемый практический опыт МГУ им. адм. Г.И. Невельского по созданию системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и использо-

вание принципов всеобщего управления качеством окажут значительную помощь руководителям и сотрудникам предприятий, организаций и вузов, желающим внедрять и совершенствовать СМК, а, следовательно, повышать качество продукции и предоставляемых образовательных услуг.

Литература:

1. «О федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.05.2007 №207, от 24.03.2008 № 199): постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 г. №803 - Режим доступа: БД «Консультант Плюс»// 18.04.09.

2. ГОСТ Р ИСО 9001 - 2008 Система менеджмента качества. Требования.

3. ГОСТ Р ИСО 9004 - 2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации.

4. Беляев И.Г. Состояние и проблемы развития морского образования // Опыт морских учебных заведений: информационнометодический сборник. - 1997. - №1(44). - 2(45). - С.1-9

5. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Издательство «Питер», 1999.

- 352 с.

6. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

- 335 с.

7. Коротаева Е.В. К вопросу об инновациях в образовательном процессе и их оценке // Мир образования - образование в мире.

- 2005. - №1(17). - С. 128-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.