Научная статья на тему 'Внедрение интегрированных систем менеджмента в образовательных учреждениях как перспективный путь развития'

Внедрение интегрированных систем менеджмента в образовательных учреждениях как перспективный путь развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1143
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА / INTEGRATED MANAGEMENT SYSTEM / КАЧЕСТВО / QUALITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / INTERNATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Файзрахманова Чулпан Рашитовна, Денисова Яна Владимировна

Интегрированная система менеджмента считается одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих повысить результативность системы менеджмента и тем самым способствующий совершенствованию деятельности организации в целом. Внедрение ИСМ помогает предприятиям, в том числе образовательным организациям повысить качество преподавания и улучшить все ключевые показатели деятельности. В статье рассматриваются аспекты и особенности организации внедрения ИСМ в образовательных учреждениях. В качестве базы исследования выступает ФГБОУ ВО "КНИТУ". Объектом исследования является система менеджмента качества, а предметом особенности и порядок внедрения ИСМ в образовательных учреждениях. В ходе работы обоснована актуальность и значимость внедрения ИСМ в образовательном учреждении, выделены особенности и преимущества, даны рекомендации по поэтапному внедрению ИСМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение интегрированных систем менеджмента в образовательных учреждениях как перспективный путь развития»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ

ПУТЬ РАЗВИТИЯ Файзрахманова Ч.Р.1, Денисова Я.В.2 Email: Faizrakhmanova643@scientifictext.ru

'Файзрахманова Чулпан Рашитовна — магистр; 2Денисова Яна Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра аналитической химии, сертификации и менеджмента качества, факультет нефти и нефтехимии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Казанский национальный исследовательский технологический университет,

г. Казань

Аннотация: интегрированная система менеджмента считается одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих повысить результативность системы менеджмента и тем самым способствующий совершенствованию деятельности организации в целом. Внедрение ИСМпомогает предприятиям, в том числе образовательным организациям повысить качество преподавания и улучшить все ключевые показатели деятельности. В статье рассматриваются аспекты и особенности организации внедрения ИСМ в образовательных учреждениях. В качестве базы исследования выступает ФГБОУ ВО "КНИТУ". Объектом исследования является система менеджмента качества, а предметом — особенности и порядок внедрения ИСМ в образовательных учреждениях. В ходе работы обоснована актуальность и значимость внедрения ИСМ в образовательном учреждении, выделены особенности и преимущества, даны рекомендации по поэтапному внедрению ИСМ. Ключевые слова: интегрированная система менеджмента, качество, образовательные организации, система менеджмента качества, международные стандарты. Сокращения:

ИСМ - Интегрированная система менеджмента; СМК — Система менеджмента качества; ВУЗ - Высшее учебное заведение; СЭМ - Система экологического менеджмента; СИБ - Система информационной безопасности; РФ - Российская федерация;

КНИТУ - Казанский национальный исследовательский технологический университет.

IMPLEMENTATION OF INTEGRATED MANAGEMENT SYSTEMS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A PROMISING PATH OF

DEVELOPMENT Faizrakhmanova Ch.R.1, Denisova Ya.V.2

'Faizrakhmanova Chulpan Rashitovna — master; 2Denisova Yana Vladimirovna - candidate of economic sciences, associate professor, DEPARTMENT OF ANALYTICAL CHEMISTRY, CERTIFICATION AND QUALITY MANAGEMENT, FACULTY OF PETROLEUM AND PETROCHEMISTRY, FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION KAZAN NATIONAL RESEARCH TECHNOLOGICAL UNIVERSITY, KAZAN

Abstract: an integrated management system is considered one of the most effective tools to increase the effectiveness of the management system and thereby contribute to the improvement of the organization as a whole. The introduction of the ISM helps enterprises, including educational organizations, improve the quality of teaching and improve all key performance indicators. The article considers aspects and peculiarities of the organization of ISM implementation in educational institutions. KNRTU was chosen research base. The object of the study is the quality management system, and the subject - the features and procedure for implementing the ISM in educational institutions. In the course of the work, the relevance and significance of the implementation of the ISM

in the educational institution is substantiated, the features and advantages are highlighted, and recommendations for the step-by-step introduction of the ISM are given.

Keywords: integrated management system, quality, educational organizations, quality management

system, international standards.

Abbreviations:

ISM - Integrated system of management;

QMS - Quality management system;

Higher educational institution;

SEM - System of environmental management;

SIS - System of information security;

RF - Russian federation;

KNRTU - Kazan national research technological university.

УДК 005.6

Для соответствия рыночным условиям и требованиям законодательства многие предприятия, и в том числе образовательные учреждения, внедряют сразу несколько систем менеджмента, основанных на международных стандартах: систему менеджмента качества (ISO 9001), систему экологического менеджмента (ISO 14001), систему менеджмента охраны здоровья и безопасности труда (OHSAS 18001), систему менеджмента социальной ответственности IQNet SR 10, систему менеджмента информационной безопасности (ИСО/МЭК 27000).

Все вместе эти системы составляют интегрированную систему менеджмента (ИСМ). Интегрированная система менеджмента - это система, входящая в систему менеджмента организации, представленная коллаборацией двух или более международных стандартов и являющаяся совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Внедрение ИСМ в образовательных учреждениях гарантирует предоставление качественных образовательных услуг для удовлетворения потребностей заказчиков, в том числе государства и общества.

Данная задача является актуальной темой и предметом для обсуждения в образовательной сфере России на протяжении последних пяти лет.

Некоторые российские образовательные учреждения различного профиля уже внедрили и сертифицировали у себя ИСМ, построенные на интеграции универсальных стандартов на системы менеджмента, как правило ИСО 9001, ИСО 14001, OHSAS 18001.

Таблица 1. Информация по образовательным учреждениям РФ, внедривших ИСМ

№ Наименование университета ИСМ (внедренные стандарты)

11 ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (УрГПУ) ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) IQNet SR 10 BS OHSAS 18001:2007

22 ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж» ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) IQNet SR 10 2015 стандарт организации СТО П ИСМК СО - 7.5.3 - 2016 «Управление документированной информацией интегрированной системы менеджмента качества и социальной ответственности».

33 ГАПОУ «Канашский транспортно-энергетический техникум» ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2015) «Системы менеджмента качества. Требования» ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (ISO 14001:2004) «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний. Требования».

44 ФГБОУ ВО «Казанский федеральный университет» ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008) OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний. Требования».

45 ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева» ГОСТ Р ИСО 9001-2011 - «Системы менеджмента качества. Требования». ГОСТ РВ 0015-002-2012- «Система разработки и постановки на производство военной техники. Система менеджмента качества. Общие требования».

56 ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» ISO 9001:2008 ISO 14001:2004, OHSAS 18001:2007 ISO 9004:2009, ISO/IEC 17025:2005, ISO 27001:2005, ISO 31000:2009

В таблице 1 приведена информация по образовательным учреждениям РФ, имеющих опыт внедрения ИСМ. Как видно из таблицы, наиболее распространенной интеграцией международных стандартов среди образовательных организаций является сочетание OHSAS 18001:2007 и ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015), реже внедрение ISO 14001:2004 и IQNet SR 10 2015. Также можно отметить, что некоторые вузы вводят свои специфичные профильные стандарты.

С каждым годом увеличивается число высших учебных заведений, внедривших несколько стандартов и интегрировавших их в свою систему управления. Такая тенденция демонстрирует рост развития образовательных учреждений в улучшении показателей эффективности своей деятельности.

Причины, мотивирующие российские вузы внедрять ИСМ, заключаются в следующем:

- получение преимуществ в конкурсных программах развития различных секторов экономики;

- повышение имиджа в глазах регулирующих органов, работодателей, компаний-партнеров, в особенности международных предприятий;

- предоставление более качественных образовательных услуг;

- повышение конкурентоспособности университетов.

Одним из основных требований соответствия образовательных учреждений международным и российским стандартам является соблюдение норм в области охраны труда, поскольку несоответствие есть нарушение требований к качеству образовательных услуг, установленных требованиями законодательства [1]. В образовательных учреждениях нарушения требований к охране окружающей среды во многих случаях являются нарушениями требований к охране труда и, соответственно, к качеству образовательных услуг. Например, неправильная утилизация химических реактивов в лабораториях может нанести как вред экологической обстановке, так и оказать негативное воздействие на здоровье обучающихся.

Современное образовательное учреждение представляет собой взаимосвязанный научно-образовательный комплекс со сложной организационной структурой управления, в которую входят институты, факультеты, кафедры, управления, научно-исследовательские центры, лаборатории, административно-хозяйственные подразделения, студенческие общежития, отделы, центры. При этом университет реагирует на большое количество стейк-холдеров как внутренней, так и внешней среды (рисунок 1)

Рис. 1. Составляющие внешней и внутренней среды функционирования высшего образовательного

учреждения

Для рассмотрения деятельности вуза комплексно и системно подходит ИСМ, представляющая собой совокупность мероприятий, методов и средств, обеспечивающая устойчивое развитие и высокий уровень качества реализации всех бизнес-процессов университета для удовлетворения потребностей государства, общества, обучающихся и других заинтересованных сторон, а также для повышения социальной ответственности вуза.

В национальном стандарте ГОСТ Р 53893-2010 «Руководящие принципы и требования к интегрированным системам менеджмента» установлены требования к ИСМ в Российской Федерации [2]. Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» разработала Правила по интеграции систем менеджмента на основе опыта в области сертификаций организаций, имеющих несколько систем менеджмента.

Внедрение ИСМ в образовательных учреждениях за последнее время получило достаточно широкое распространение во многих странах. Так, в Республике Казахстан АО "Медицинский университет Астана" в начале 2011 года приняло решение внедрить в менеджмент университета Европейскую Модель совершенства EFQM для улучшения качества образовательных услуг и развития университета. Таким образом, в Университете начались работы по интеграции системы менеджмента качества с Моделью совершенства EFQM.

Интегрированная система менеджмента университета построена и функционирует на основе:

- Принципов системы менеджмента качества и требований международного стандарта ISO 9001:2015;

- Фундаментальных концепций и критериев Модели Совершенства EFQM;

- Системы экологического менеджмента ISO 14001:2004;

- Системы менеджментапрофессиональной безопасности и здоровья ISO 18001:2007;

- Системы энергетического менеджмента ISO 50001:2011.

После внедрения ИСМ в АО «Медицинский университет Астана» выявлены такие преимущества, как минимизация функциональной разобщенности менеджмента, улучшение деятельности организации путем высокой вовлеченности персонала и предоставление повышенного внимания балансу интересов внешних сторон организации.

Практик внедрения ИСМ в СМК университетов можно рассмотреть на примере Университета имени А.П. Гояля Шимла, который расположен в городе Шимла в Индии. ИСМ университета включает в себя следующие внедренные стандарты и системы:

- Система Управление качеством (ИСО 9001-2015);

- Система управления безопасностью пищевых продуктов (ХАССП);

- Система управления охраной труда (OHSAS 18001);

- Система управления окружающей средой (ИСО 14001).

Октябрьский университет современных наук и искусств (MSA) аккредитованный Министерством образования Египта и Великобритании, находящийся в городе Каир в Египте, является первым университетом в стране, который был оценен и сертифицирован в 2010 году SGS (Société Générale de Surveillance), Женева, Швейцария. Внедрение ИСМ для удовлетворения потребностей заинтересованных сторон, включающий в себя: ISO 9001: 2008, ISO 14001: 2004, OHSAS 18001: 2007.

В качестве другого примера можно привести Университетский колледж Ирака, который имеет собственную интегрированную систему управления качеством (QHSE) (Quality, Health, Safety, Enviromental and Security), основанную на стандартах ISO 9001, ISO 14001 и OHSAS 18001. Руководство этого университета гарантирует что интегрированная система управления QHSE понимается, применяется и выполняется как культура колледжа и является приоритетной неотъемлемой частью эффективности действий [6].

Мировая и российская практика внедрения ИСМ в образовательных учреждениях доказывает необходимость и эффективность ее внедрения. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (далее - ФГБОУ ВО «КНИТУ») является одним из ведущих вузов в России по направлениям нефтехимической и нефтегазовой отрасли. Здесь обучается 25000 студентов и аспирантов из 59 стран мира. Учебный процесс ведут 320 профессоров, докторов наук и 1100 доцентов, кандидатов наук. Партнёрами КНИТУ являются крупнейшие отечественные предприятия нефтехимической отрасли: ПАО "Газпром", ПАО «Лукойл» ПАО «Татнефть», ПАО «Нижнекамснефтехим», ПАО «Нижнекамскшина», ПАО «Казаньоргсинтез» и многие другие.

В 2017 году КНИТУ впервые вошёл в престижный международный рейтинг лучших университетов мира (Round University Ranking: RUR-2017) и занял 64 место в мировом рейтинге Европейской научно-промышленной палаты (ARES-2017).

Ключевыми направлениями деятельности ФГБОУ ВО «КНИТУ» являются: подготовка востребованных конкурентоспособных инженерных кадров, развитие инновационных безопасных энерго- и ресурсосберегающих химических технологий, направленных на повышение технико-экономического уровня производства, а также международная интегрированная реализация исследований и проектов.

Главная цель университета — сохранение позиций лидера в области нефтехимической, нефтегазовой, химической и полимерной отрасли, интегрированного в социально-экономические современные условия российского образовательного и научного пространства и обеспечивающего предоставление конкурентоспособных инженерных кадров, осуществление внедрение инновационных технологий в различные отрасли химической отрасли, интеграцию в российское и мировое сообщество и предоставление качественной образовательной услуги.

Для этого ФГБОУ ВО «КНИТУ» берет на себя обязательства, несет ответственность за создание условий, повышающих результативность системы менеджмента качества, представленные в Политике в области качества.

Согласно Политике в области качества на 2016 - 2018 гг. ФГБОУ ВО «КНИТУ» нацелен на комплексное развитие химической отрасли в республике, России и мире путем оказания образовательных, научно-исследовательских, проектно-конструкторских услуг как представитель российского образовательно-инжинирингового центра химических технологий [3].

Одной из целей в области качества на 2016 -2018 г.г. ФГБОУ ВО «КНИТУ» является внедрение изменившихся требований к системе менеджмента качества на прохождение сертификации по новому стандарту - ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) - для развития системы управления университетом.

Система менеджмента качества в ФГБОУ ВО «КНИТУ» представлена взаимосвязанной трехуровневой системой, где главным звеном выступает Центр учебно-экспертный и менеджмента качества (ЦУЭМК), включающий в себя отдел лицензирования и государственной аккредитации и отдел стандартизации и менеджмента (рисунок 2)

Рис. 2. Организационная структура СМК ФГБОУ ВО «КНИТУ»

В своей деятельности ЦУЭМК руководствуется действующим законодательством РФ и РТ, приказами и распоряжениями органов управления образованием России, Уставом университета, приказами и распоряжениями ректора, распоряжениями проректора, правилами внутреннего трудового распорядка университета, положением ЦУЭМК, требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 -2015.

Одной из главных задач ЦУЭМК является координация деятельности университета по совершенствованию системы менеджмента качества.

Ректор университета реализует свои полномочия и ответственность в СМК путем формирования миссии, Политики и целей в области качества, принятия решений в области качества на основе анализа СМК, направленных на улучшение деятельности университета, содействия осуществлению всех операций по качеству, назначение своего представителя в лице проректора по учебной работе, утверждения организационной структуры СМК ФГБОУ ВО «КНИТУ» и документов по управлению СМК в университете.

ФГБОУ ВО «КНИТУ» прошел инспекционный аудит системы менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 в ноябре 2017 года. Объектами аудита являлся персонал, документация университета, функционирование процессов системы менеджмента качества.

Внешнему аудиту были подвергнуты 10 процессов: «1.01 Лицензирование и аккредитация в ОД», «1.03 Довузовские взаимодействия», «1.04 Прием в вуз», «1.06 Проектирование ОД подготовки магистров», «1.10 Учебно-воспитательная и внеучебная деятельность», «1.15 Подготовка кадров высшей квалификации», «2.01 Руководство университетом», «2.02 Менеджмент СМК», «2.07 Организационно-кадровое обеспечение», «2.12 Менеджмент общественных взаимодействий», а также 10 структурных подразделений: факультет пищевой инженерии, кафедра социальной работы, педагогики и психологии, кафедра плазмохимических и нанотехнологий высокомолекулярных материалов, приемная комиссия, управление организационно-кадрового обеспечения, управление информации и мониторинга, отдел канцелярии и делопроизводства, отдел лицензирования и госаккредитации, отдел магистратуры, отдел стандартизации и менеджмента качества.

По результатам аудита, проведенного комиссией ФГАОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации», эксперты положительно оценили деятельность высшего руководства ФГБОУ ВО «КНИТУ» и персонал по поддержанию СМК, развитию и улучшению.

Успешное прохождение внешних аудитов, государственной аккредитации, анализ результатов комплексного самообследования университета, применение рейтинговой оценки структурных подразделений, учет мнения потребителей и работодателей способствует совершенствованию и улучшению качества образовательной деятельности.

Мы считаем, что с целью совершенствования деятельности ФГБОУ ВО «КНИТУ» необходимо внедрить ИСМ, составляющую комплекс стандартов, а именно: OHSAS 18001 -система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, ISO 14000 - система экологического менеджмента, IQNet SR 10 - система менеджмента социальной ответственности, ИСО/МЭК 27000 - система менеджмента информационной безопасности.

Цели внедрения ИСМ в ФГБОУ ВО «КНИТУ» следующие:

- повышение уровня знаний и квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) и учебно-вспомогательного персонала (УВП) в области охраны окружающей среды, охраны здоровья и обеспечения безопасности труда, социальной ответственности, информационной безопасности, необходимого для ведения учебного процесса и научной деятельности;

- улучшение условий труда и обучения в ФГБОУ ВО «КНИТУ»;

- улучшение имиджа ФГБОУ ВО «КНИТУ» на российском и международном уровне;

- участие в тендерах и конкурсах, для участия в которых необходимо наличие сертифицированной системы менеджмента здоровья и охраны труда, системы менеджмента социальной ответственности, системы экологического менеджмента.

Для создания ИСМ в КНИТУ на базе существующей СМК уже имеется ряд преимуществ, а именно: персонал ознакомлен с понятием и содержанием процессного подхода, процедурой проведения внутренних аудитов, документированной информации и необходимостью соответствия требованиям внедряемых стандартов.

Рис. 3. Модель ИСМ для ФГБОУ ВО «КНИТУ»

Как видно из рисунка, модель ИСМ ФГБОУ ВО "КНИТУ" представляет собой взаимосвязанную систему внедренных пяти международных стандартов, функционирующих как одно целое.

Для внедрения Международного стандарта OHSAS 18001 системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья есть все предпосылки. В ФГБОУ ВО «КНИТУ» существует система управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса, согласно которому установлены:

- принципы, цель и основные задачи организации работ по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса;

- распределение обязанностей между субъектами работ по охране труда, работниками и обучающимися;

- направления работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в университете;

- порядок расследования несчастных случаев на производстве.

В химической, нефтехимической, нефтегазовой отраслях, к профилю которых относится ФГБОУ ВО «КНИТУ», при выполнении научно-исследовательской деятельности, реализации инновационных проектов невозможно не учитывать экологические аспекты и риски в области охраны труда. Если в образовательной организации нарушаются нормы охраны труда и окружающей среды, то это означает невозможность передачи знаний обучающимся для практического применения. Очевидно, качество образования при этом не может быть на приемлемом уровне.

К преимуществам внедрения Международного стандарта OHSAS 18001 системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья можно отнести обеспечение согласованности и структурированности действий внутри организации, достижение высокой степени вовлеченности персонала в улучшение деятельности вуза, позитивное общественное мнение о надежности, стабильности и высоком уровне развития университета, положительный имидж и высокий статус вуза, приоритет над конкурирующими организациями при прочих равных условиях, маркетинговые преимущества.

Внедрение требований указанного стандарта обеспечит максимальное достижение главной цели ФГБОУ ВО «КНИТУ» в области охраны здоровья и безопасности труда - реализация конституционного права работников и обучающихся на сохранение их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности и обучения. Реализация принципов данного стандарта также

запускает процесс «перезагрузки» в отношении самих работников и обучающихся к соблюдению норм охраны труда и безопасности.

В образовательных учреждениях с химическими лабораториями, таких как ФГБОУ ВО «КНИТУ», для образовательных учреждений, относящихся к профилю отраслей, связанных со значительными рисками для окружающей среды и охраны труда, таких, как нефтехимические и нефтегазовые отрасли целесообразно внедрение сертифицированной Системы экологического менеджмента на основе стандартов ISO 14001.

Система экологического менеджмента (СЭМ) включает организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач [4, с. 160].

СЭМ может применяться для любого предприятия вне зависимости от его типа, структуры или отраслевой принадлежности. В основе СЭМ лежит системный подход к управлению экологическими аспектами организации с целью решения отдельной проблемы или извлечения выгоды из конкретных возможностей экологического менеджмента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несомненно, внедрение системы социальной ответственности SR 10 является актуальным, поскольку вузу предъявляются повышенные требования как в отношении качества подготовки выпускников, выполнения государственных законов и нормативов, так и комфортности труда, социальной защищенности, реализации социальных гарантий, благотворительности и поддержки общественных движений и этики осуществления своей деятельности.

Социальная ответственность является необходимым требованием для образовательных организаций как системы, функционирующей с целью удовлетворения потребностей заинтересованных сторон, а именно работников, студентов всех форм и степеней обучения, Минобрнауки РФ, работодателей и других внешних сторон.

Необходимость применения Системы социальной ответственности вуза основано на повышении роста независимости образовательных организаций и необходимости партнёрства и сотрудничества на международном уровне.

В условиях развития кибер-преступности и необходимости защиты интеллектуальной собственности, имеющей стратегическое значение, целесообразно внедрение системы информационной безопасности (ИСО/МЭК 27000).

Преимущества внедрения стандарта в ФГБОУ ВО «КНИТУ» следующие: увеличение управляемости и надежности; рост защищенности ключевых бизнес-процессов и доверия к организации со стороны контрагентов; подтверждение прозрачности; повышение рейтинга вуза, как на внутренних, так и на внешних рынках; увеличение доходности.

Система обеспечивает оптимизацию управленческих процессов, повышение эффективности функционирования СИБ, защищенности информационных систем.

Таким образом, предлагаемая модель ИСМ будет способствовать совершенствованию деятельности КНИТУ в различных направлениях и эффективному решению задач в управлении.

Ниже представлен рисунок этапов внедрения ИСМ в ФГБОУ ВО «КНИТУ» (рисунок 4).

Этапы внедрения ИСМ в КНИТУ следующие:

1. Издание приказа о разработке и внедрении ИСМ и создании соответствующей рабочей комиссии из числа руководящих работников КНИТУ.

2. Последовательный анализ стандартов с целью выявления комплекса требований, которые планирует выполнять в рамках ИСМ университет (выбор стандартов, требованиям которых система будет соответствовать).

3. Обучение руководства КНИТУ (проректоров, начальников управлений) по новым стандартам.

4. Разработка интегрированной политики в области качества, социальной ответственности,

безопасности труда.

вующей

5. Анализ связей между процессами действующей СМК и процессами, которые необходимо разработать в свете требований новых стандартов (определение потоков документации, информации, ресурсов, объединяющих процессы в систему), внесение изменений в процессную

модель СМК.

дель СМК

6. Обучение (подготовка) команды разработчиков из числа руководителей и работников служб и подразделений, которые в наибольшей степени обеспечивают безопасность труда и выполнение принципов социальной ответственности вуза перед потребителями и заинтересованными сторонами.

7. Выявление общих требований стандартов к процессам, документации и ресурсам с целью исключения дублирования составляющих ИСМ, определение перечня документов, подлежащих переработке и разрабатываемых вновь.

8. Разработка новых документов - профессионально-этического кодекса вуза (кодекс корпоративного поведения), руководства по социальной ответственности, положения по охране здоровья и обеспечению безопасности труда - с учетом новых требований к предупреждению рисков.

9. Выработка силами группы разработчиков ИСМ критериев и показателей социальной ответственности по отдельным направлениям (процессам) деятельности вуза и категориям

заинтересованных сторон.

10. Проведение внутреннего аудита процесса «Социальная ответственность» во всех подразделениях вуза.

11. Проверка соответствия полученной модели первоначально выявленным требованиям стандартов и устранение обнаруженных несоответствий.

12. Выход на сертификацию ИСМ.

Рис. 4. Поэтапное внедрения ИСМ в ФГБОУ ВО «КНИТУ»

Рисунок показывает, что поэтапное внедрение ИСМ является трудоемким и энергозатратным процессом, включающим в себя проведение 12 последовательных функциональных действий, финальным из которых является выход на сертификацию ИСМ вуза.

Заключение

В статье научно обоснована актуальность внедрения ИСМ в образовательных учреждениях, выражающейся в способности поддерживать долгосрочную стабильность окружающей среды и человеческой деятельности в экономическом, социальном, организационном и экологических аспектах.

Общим для большинства российских высших учебных заведений является наличие в их рейтинговых системах показателей аккредитации вузов. При оценке качества образования и результативности ИСМ вузы пытаются связать и использовать показатели внешней (проводимой Министерством образования и науки РФ) и внутренней оценки деятельности организации.

Поэтому для повышения качества образовательной деятельности (независимо от выбранной модели ИСМ) вузам следует предпринять следующие меры:

- внедрение процессно-ориентированных подходов на основе требований международных стандартов ISO серии 9000 (качество), ISO серии 14000 (экология), OHSAS 18000 (производственная безопасность);

- учет требований ФГОС и руководящих указаний стандартов;

- применение процессного подхода, обеспечивающего прозрачность образовательных процессов и их улучшение;

- проведение рейтинговой самооценки для выявления имеющихся областей улучшения в учебной, научной, воспитательной, административной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности.

Таким образом, по результатам проведенного анализа СМК ФГБОУ ВО "КНИТУ" было предложено поэтапное создание и внедрение ИСМ, включающей в себя следующие международные стандарты: ИСО 9001:2015 (качество), ISO 14000 (экология), OHSAS 18000 (производственная безопасность), SR 10 (социальная ответственность) и ИСО 27000 (Информационная безопасность).

Предложенная схема интегрирования систем менеджмента в существующую СМК ФГБОУ ВО «КНИТУ» может быть применима ко всем образовательным учреждениям с различными вариациями модели ИСМ. Поскольку внедрение ИСМ является стратегическим фактором повышения всех ключевых показателей деятельности предприятия.

Список литературы / References

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.

2. ГОСТ Р 53893-2010 «Руководящие принципы и требования к интегрированным системам менеджмента».

3. Политика в области качества на 2016-2018 гг. ФГБОУ ВО «КНИТУ». [Электронный ресурс], 2016. Режим доступа: http://www.kstu.ru/artide.jsp?id_e=18335&id=1930/ (дата обращения: 25.05.2018).

4. Афанасьев К.С. «Зеленый университет»: от здоровьесберегающих технологий к энергоэффективной образовательной среде. // Царскосельские чтения. № XVIII. Том 2, 2014. С. 160-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.