УДК 336.77
Экологический менеджмент в образовательном учреждении
Канд. техн. наук, доцент Писаренко К.Э. kpisarenko@bk.ru Квитко В. Ж. vera_kvitko@bk.ru "Уфимский государственный нефтяной технический университет", 450062, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д.1
В статье представлен уникальный для высших учебных заведений России опыт по разработке и внедрению системы экологического менеджмента по требованиям международного стандарта ISO 14001:2004 интегрированной с системами менеджмента качества, охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Показана взаимосвязь соблюдения требований к охране окружающей среды с обеспечением качества образовательных услуг.
Ключевые слова: менеджмент, качество, экология, охрана здоровья, образование.
Environmental management in educational institution
Pisarenko K.E. kpisarenko@bk.ru Kvitko V.Z. vera_kvitko@bk.ru "Ufa State Oil Technical University 450062, Russia, Republic Bashkortostan, Ufa, street of Cosmonauts, 1
The article presents a unique for Russian universities experience in developing and implementing an environmental management system according to the requirements of the international standard ISO 14001:2004 integrated with quality management systems, occupational health and safety. Shows the relationship of compliance to environmental protection and quality assurance of educational services. Key words: management, quality, environment, health, education.
В 2012 году УГНТУ сертифицировал систему экологического менеджмента (СЭМ) по международному стандарту ISO 14001:2004 [1] и систему менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (СМОЗиОБТ) по OHSAS 18001:2007 [2], до этого в 2007 году система менеджмента качества (СМК) УГНТУ была сертифицирована по стандарту ISO 9001:2000, а затем ресертифицирована по версии ISO 9001:2008 [3]. Таким образом, в УГНТУ внедрена интегрированная система менеджмента по требованиям трех указанных стандартов. Официальная статистика о сертификации вузов и др. организаций по OHSAS 18001:2007 отсутствует, поэтому возможно УГНТУ первый из вузов сделавший это, но в любом случае один из первых.
Университет не промышленное предприятие, выбросов мало, так же как и потенциальных угроз для здоровья. Для чего же нужны вузу СЭМ и СМОЗиОБТ? Далее представлен ответ на этот вопрос.
На промышленных предприятиях, в отличие от образовательных учреждений, нарушение норм охраны окружающей среды и труда может не сказаться на качестве продукции.
Потребители продукции предприятий, как правило, непосредственно не принимают участие в производственном процессе и потому могут не пострадать от нарушений в указанных областях при изготовлении продукции. Совсем наоборот дело обстоит с образовательными учреждениями, поскольку обучающиеся непосредственно вовлечены в производственный процесс - в процесс реализации образовательных программ.
Федеральный закон об образовании, государственные и федеральные государственные образовательные стандарты требуют (ГОС и ФГОС), чтобы условия реализация образовательных программ в аудиториях, лабораториях и т.д. соответствовали всем нормам охраны труда, т.е. их нарушение есть нарушение требований к качеству образовательных услуг установленных в законодательстве РФ. В образовательных учреждениях нарушения требований к охране окружающей среды, во многих случаях являются нарушениями требований к охране труда и
соответственно к качеству образовательных услуг. Например, неправильная утилизация химических реактивов в лабораториях может нанести, как ущерб экологии, так и здоровью обучающихся.
В нефтегазовой и строительной отраслях, к профилю которых относится УГНТУ, ни один проект невозможно выполнить, не учитывая экологические аспекты и риски в области охраны труда, тоже относится к курсовым и дипломным проектам студентов. Если преподаватели и учебно-вспомогательный персонал нарушают нормы охраны труда и окружающей среды, это означает, что они не могут научить студентов их применению. Очевидно, качество образования при этом не может быть на приемлемом уровне.
Таким образом, УГНТУ внедрил и сертифицировал СЭМ и СМОЗиОБТ стремясь достичь следующих целей:
- повысить уровень знаний и квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) и учебно-вспомогательного персонала (УВП) в области охраны окружающей среды, охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (ОЗиОБТ), необходимого для ведения учебного процесса и научной деятельности;
- улучшить условия труда и обучения в УГНТУ;
- улучшить имидж УГНТУ на российском и международном уровне;
- участвовать в тендерах и конкурсах, для участия в которых необходимо наличие сертифицированной СЭМ и СМОЗиОБТ.
Далее рассмотрим в чем заключается интеграция СМК, СЭМ и СМОЗиОБТ с теоретической точки зрения. Для этого начнем с рассмотрения места СМК (рисунок 1 и 2) и СЭМ (рисунок 3) в общей системе менеджмента университета.
Системы менеджмента образовательных учреждений, как и др. организаций можно рассматривать, как структуры состоящие из четырех взаимосвязанных уровней (рисунок
1): менеджмент качества, организационный менеджмент, оперативный менеджмент и исполнения решений [4, 5, 6, 7].
Такая структуризация дает четкое распределение ответственности за менеджмент и реализацию процессов каждого уровня, которые имеют свои специфические результаты и критерии оценки. Например при такой структуризации не заведующий кафедрой отвечает "за все", а появляется реальная возможность проследить "вклад" в конечный результат исполнителей разного уровня [6, 7, 8].
Система менеджмента качества (4-й уровень)
I Требования к качеству менеджмента (к качеству всей остальной системы менеджмента)...
Система организационного менеджмента (3-й уровень)
•^^^Требования к менеджменту отдельных процессов -описания (регламенты) процессов...
Система оперативного менеджмента (2-й уровень)
енеджмент по написанным регламентам процессов ...
Процессы жизненного цикла и обеспечения ресурсами организации - объекты управления (1-й уровень)
^Результат для ПОТРЕБИТЕЛЯ ...
Рисунок 1 - Роль СМК в общей системе менеджмента организации
Система менеджмента качества (СМК)
Устанавливает требования к наличию определенных ЭЛЕМЕНТОВ в системе менеджмента университета - а именно ЭЛЕМЕНТОВ, организующих деятельность и процессы вуза таким образом, чтобы выполнялись требования государства, обучающихся, работодателей и заказчиков научной продукции и повышалась их удовлетворенность
Система менеджмента, включающая такие ЭЛЕМЕНТЫ, как:
1 Регулярный анализ требований и удовлетворенности потребителей.
2 Регулярное совершенствование продукции и услуг на основе анализа требований и удовлетворенности потребителя.
3 Управление деятельностью по созданию продукции и предоставлению услуг как процессом и др.
4 Управление несоответствиями, _корректирующими и предупреждающими действиями._
^^*Результатдля ПОТРЕБИТЕЛЯ ...ЩЛ /
Рисунок 2 - Роль СМК в общей системе менеджмента организации
По аналогии со схемами представленными на рисунках 1 и 2 можно представить роль СЭМ в общей системе менеджмента университета и любой др. организации.
Система менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (СМОЗиОБТ)
I Устанавливает требования к наличию определенных ЭЛЕМЕНТОВ в системе менеджмента университета, а именно ЭЛЕМЕНТОВ, организующих деятельность и процессы вуза таким образом, чтобы условия труда соответствовали всем требованиям и улучшались
Система менеджмента, включающая такие элементы, как:
1 Управление рисками в области ОЗиОБТ.
2 Анализ инцидентов в области ОЗиОБТ.
3 Оценка соответствия законодательным
и нормативным требованиям в области ОЗиОБТ и др.
Результат для ПЕРСОНАЛА ^^ И ОБУЧАЮЩИХСЯ ...
Рисунок 3 - Роль СЭМ в общей системе менеджмента организации
Дополнив четвертый уровень менеджмента представленный на рисунке 1 блоками СЭМ и СМОЗиОБТ получим следующую схему показывающую роль ИСМ в общей систему менеджмента университета и любой др. организации представленную на рисунке 4.
Каждый из представленных на рисунке 4 уровней менеджмента связан между собой потоками информации [4, 5, 6, 7]:
- требованиями к построению системы менеджмента;
- информацией о выполнении требований ИСМ, включая требований всех ее подписистем: СМК, СЭМ, СМОЗиОБТ;
- информацией о результативности и эффективности подсистем системы менеджмента всех уровней;
- планами работ, процессов, структурных подразделений, проектов и т.п.;
- информацией о выполнении планов.
Система менеджмента качества (ISO 9001) Система экологического менеджмента (ISO 14001) Система менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (OHSAS 18001)
Интегриророванная система менеджмента (4-й уровень)
Требования к качеству менеджмента
{к качеству всей остальной системы менеджмента)...
Система организационного менеджмента (3-й уровень)
Требования к менеджменту отдельных процессов -описания (регламенты) процессов...
Система оперативного менеджмента (2-й уровень)
Менеджмент по написанным регламентам процессов ...
Процессы жизненного цикла и обеспечения ресурсами организации - объекты управления
(1-й уровень)
^ Результаты для
ПОТРЕБИТЕЛЯ
+
Для
ПЕРСОНАЛА
■ ДО
■ О
Для
ОКУРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Рисунок 4 - Роль ИСМ в общей системе менеджмента организации
Как видно СМК, СЭМ и СМОЗиОБТ и ИСМ в целом это системы которые устанавливают требования ко все остальной системе менеджмента организации и следят за их исполнением. Соответственно это влечет за собой появление новых и пересмотр существующих в организации регламентирующих документов.
Рассмотрим перечень новых документов которые появились в УГНТУ после внедрения СМК, СЭМ и ИСМ [9]:
- Политика в области качества, экологии, ОЗиОБТ;
- цели в области качества, экологии, ОЗиОБТ;
- руководство по интегрированной системе менеджмента, заменившее после внедрения ИСМ руководство по качеству;
- стандарты системы менеджмента на процессы и процедуры (рисунок 5);
- реестры записей по выполнению требований стандартов;
- матрицы рисков в области экологии, ОЗиОБТ.
Важно отметить, что в УГНТУ не разрабатывались отдельные стандарты СЭМ и СМОЗиОБТ. Для выполнения требований этих систем были внесены изменения и дополнения в уже существующие стандарты системы менеджмента (рисунок 5), за исключением одного нового стандарта СТО КП 6.4-2013. Управление средой
инфраструктуры и научной деятельности (где СТО - стандарт организации, КП - карта процесса), который рассмотрим далее.
Назначение СТО КП 6.4-2013 планирование, анализ, поддержание работоспособности и эффективности, а также улучшение качества среды инфраструктуры учебной и научной деятельности (производственной среды) в соответствии со стратегией и запросами процессов системы менеджмента университета.
В СТО КП 6.4-2013 описаны две процедуры "Управление средой инфраструктуры учебной и научной деятельности (производственной средой) на уровне университета и процессов" и "Управление средой инфраструктуры учебной и научной деятельности (производственной средой) на уровне структурных подразделений (СП)".
Последняя включает следующие шаги:
- 1 Анализ состояния производственной среды СП.
- 1.1 Анализ состояния производственной среды, рисков в области экологии, ОЗиОБТ СП.
- 2 Планирование развития и обслуживания производственной среды СП.
- 2.1 Планирование развития производственной среды СП, установка целей направленных на снижение наиболее значимых рисков.
- 2.2 Назначение ответственных по направлениям развития и обслуживания производственной среды СП.
- 2.3 Планирование повышения квалификации по направлениям развития и обслуживания производственной среды.
- 2.4 Планирование обслуживания средств для мониторинга и измерения производственной среды.
- 2.5 Планирование финансовых ресурсов производственной среды СП.
- 3 Обеспечение СП ресурсами производственной среды.
- 3.1 Подача заявок на повышение квалификации по направлениям развития и обслуживания производственной среды СП.
- 3.2 Подача заявок на материально-технические ресурсы производственной среды
СП.
- 3.3 Подача заявок на обслуживание инженерно-технических объектов производственной среды СП.
- 3.4 Подача заявок на текущее обслуживание объектов производственной среды.
- 3.5 Подача заявок на обслуживание средств для мониторинга и измерений производственной среды СП.
ЕЗ О
Г5 Г6
н н
Г6
О * Я ъ
к та м
ЕС ЕС
О »
Г5 -в Г6 й Г6
м н я
о\ и о м £ о
а
ЕЗ та
О
я
и>
а о
Й Г5
н и л
Г6
о
о\
Г6 Г5
ЕЗ
Г6
Л
Г6
ЕЗ Я
ЕЗ О
Й
о н о я я
О я
ЕЗ
Г6
та
Г5
Я
^ 2 Я | н 5
о
о\
л
м
5
Е я
и
Г5 33
СТО КП 5.1-2011. Стратегический менеджмент регламентирует управление Политикой в области экологии, включая стратегическое планирование и анализ в области экологии
СТО КП 4.1-2011. Совершенствование системы менеджмента, включая процедуры:
- планирование и анализ деятельности университета и процессов;
- планирование и анализ работы структурных подразделений, регламентирует годовое планирование и анализ деятельности УГНТУ и структурных подразделений в области экологии.
СТО ДП 4.2.3-2011. Управление документацией, регламентирует управление стандартами системы менеджмента УГНТУ, распространяющимися на деятельность в области экологии.
СТО ДП 4.2.4-2011. Управление записями, регламентирует ведение записей по результатам деятельности в области экологии.
СТО ДП 8.2.2-2011. Внутренний аудит, регламентирует проведение внутренних аудитов в области экологии.
СТО ДП 8.2.4-2012. Оценка соответствия требованиям в области экологии. СТОДП 8.3/1-2011. Управление несоответствиями, регламентирует управление несоответствиями в области экологии.
СТО ДП 8.3/2-2011. Порядок составления плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
СТОДП 8.5.2-2011. Корректирующие действия, регламентируетуправление корректирующими действиями с несоответствиями в области экологии.
СТОДП 8.5.3-2011. Менеджмент рисков и предупреждающие действия, регламентируетуправление экологическими аспектами и связанными с ними рисками.
Следующие стандарты регламентируютуправление ресурсами необходимыми для СЭМ в УГНТУ:
СТО КП 5.5.3-2011. Управление информацией.
СТО КП 6.1/1-2011. Финансово-экономический менеджмент.
СТО КП 6.2/1-2011. Менеджмент персонала, включает процедуры:
-заключение трудового договора (прием работников);
-проведение конкурсного отбора на научно-педагогические должности;
- повышение квалификации персонала;
-расторжение трудового договора (увольнение работников).
СТО КП 6.3-2011. Управление инфраструктурой.
СТО КП 6.4-2013. Управление средой инфраструктуры учебной и научной деятельности. СТОДП 7.4-2011. Материально-техническое обеспечение.
Следующие СТО регламентируют выполнение требований в области
экологии специфических для процессов жизненного цикла
образовательных услуг и научной продукции:
СТО КП 7.1/1-2011. Довузовская подготовка;
СТО КП 7.1/2-2011. Прием студентов на первый курс;
СТО КП 7.2-2011. Маркетинг;
СТО КП 7.3/1-2011. Проектирование и подготовка к реализации ООП; СТО КП 7.3/3-2011. Научная работа и менеджмент инноваций, СТОДП 6.1/2-2011. Управление интеллектуальной собственностью. СТО КП 7.5/1-2011. Реализация ООП.
СТОДП 7.5/2-2011. Прием и обучение в аспирантуре и докторантуре СТО КП 7.5/3-2011. Воспитание, включая процедуры: СТОДП 7.6-2011. Управление устройствами для мониторинга и измерений
Рисунок 5 - Роль стандартов системы менеджмента УГНТУ в регламентации требований СЭМ
- 4.1 Разработка, согласование и утверждение программ инструктажей и инструкций по ООТиТБ, пожарной безопасности (ПБ), электробезопасности, газовой безопасности, вентляционной безопасности, для сотрудников УГНТУ.
- 4.2 Разработка, согласование и утверждение инструкций по ООТиТБ, ПБ для обучающихся УГНТУ.
- 5 Подготовка персонала СП к работе в производственной среде СП и УГНТУ
- 5.1 Повышение квалификации персонала по направлениям развития и обслуживания производственной среды СП.
- 5.2 Распределение ответственности за выполнение требований внутренних документов УГНТУ.
- 5.3 Проведение первичного и периодического инструктажа персонала СП по охране труда и пожарной безопасности.
- 5.4 Проведение инструктажей персонала СП по направления развития и обслуживания производственной среды.
- 5.5 Прохождение медицинских осмотров персоналом СП.
- 6 Подготовка обучающихся и посетителей СП к обучению и нахождению в производственной среде СП и УГНТУ.
- 6.1 Проведение инструктажей посетителей УГНТУ, подлежащих проведению инструктажей по ООТиТБ и ПБ (см. комментарии к Шагу).
- 6.2 Проведение инструктажей обучающихся.
- 7 Обслуживание и текущий контроль производственной среды СП.
- 7.1 Внедрение закупленных ресурсов производственной среды СП.
- 7.2 Ремонт и передача в эксплуатацию инженерно-технических объектов производственной среды.
- 7.3 Выполнение заявок СП на обслуживание производственной среды СП.
- 7.4 Обслуживание производственной среды СП.
- 7.5 Контроль состояния производственной среды СП.
- 7.6 Контроль состояния устройств для мониторинга и измерений производственной среды.
- 8 Устранение несоответствий производственной среды СП.
- 8.1 Устранение несоответствий производственной среды СП.
Важной особенностью СТО КП 6.4-2013. Управление средой инфраструктуры и научной деятельности является интеграция со всеми обозначенными на рисунке 5 стандартами - процессами и процедурами системы менеджмента УГНТУ, включая:
- планирования и анализа развития условий охраны окружающей среды, ОЗиОБТ в общую систему планирования и анализу УГНТУ;
- повышения квалификации и менеджмента персонала необходимого для охраны окружающей среды, ОЗиОБТ в общую систему повышения квалификации и менеджмента персонала;
- материально-технического обеспечения ресурсами охраны окружающей среды, ОЗиОБТ в существующую систему материально-технического обеспечения.
Например, согласно СТО КП 6.4-2013 анализ выполнения требований к
охране окружающей среды на уровне структурных подразделений отражается в общем отчете о работе СП, цели в области экологии и планы мероприятий по их достижению, устанавливаются в общих годовых планах работы СП.
Далее приведем примерное содержание внутренних и внешних (сертификационных и наблюдательных) аудитов интегрированной системы менеджмента по разделам ISO 14001:2004, разработанное на основе практического опыта УГНТУ (таблица 1):
Таблица 1 - Примерное содержания проверок в ходе внутренних и внешних аудитов интегрированной системы менеджмента [9]
Содержание ISO 14001:2004 Область проверки (что проверяется):
Наименование раздела Номер раздела
Введение —
1 2 3
Требования к СЭМ. Общие требования 4.1 1 Наличие разработанной, документированной, внедренной, поддерживаемой в рабочем состоянии и постоянно улучшаемой СЭМ в соответствии с требованиями ISO 14001:2004: проверяется наличие документации: стандартов, Политики, целей направленных на снижение экологических рисков, планов, матриц рисков, отчетов по анализу функционирования СЭМ. 2 Наличие документации, устанавливающий требования к способам выполнения требований ISO 14001:2004. 3 Наличие установленной и документально зафиксированной области применения СЭМ
Экологическая политика 4.2 Знание персоналом Политики в области экологии и понимание им своей роли в ее реализации
Экологические аспекты 4.3.1 Проведение анализа рисков в области экологии на уровне организации в целом и на уровне каждого структурного подразделения
Законодательные, нормативные и другие требования 4.3.2 Наличие перечня законодательных и нормативных требований в области экологии применимых в организации
Содержание ^ 14001:2004 Область проверки (что проверяется):
Наименование раздела Номер раздела
Введение -
1 2 3
Цели, задачи и программа(ы) 4.3.3 Наличие в организации целей, задач и программ в области экологии. Такие цели должны быть основаны на анализе экологических аспектов и связанных с ними рисков.
Ресурсы, обязанности, ответственность и полномочия 4.4.1 Распределение ответственности и полномочий за выполнение требований к экологии и обеспечение ресурсами выполнения этих требований.
Компетентность, подготовка и осведомленность персонала 4.4.2 Персонал, связанный со значительными рисками в области экологии, должен обладать знаниями, необходимыми для работы в таких условиях. Проверяется: - наличие специального обучения у персонала, работающего на оборудовании, связанном с экологическими аспектами и инструкций для работы на таком оборудовании (включая ртуть содержащие термометры и лампы, хим. реактивы, установки в лабораториях и т.п.); - прохождение инструктажей по пожарной безопасности, соответствие всей документации и записей по инструктажам нормативным требованиям.
Коммуникация 4.4.3 Обмен информацией между разными уровнями организации по вопросам экологии. Описание в положениях о структурных подразделениях взаимодействий: - с хозяйственным управлением по вопросам утилизации ртутных термометров, хим. реактивов и т.п.; - с управлением безопасности по вопросам пожарной безопасности; - с инженерно-техническим управлением по вопросам электробезопасности.
Документация 4.4.4 Соблюдение требований к управлению документами: - номенклатура дел;
Содержание КО 14001:2004 Область проверки (что проверяется):
Наименование раздела Номер раздела
Введение —
1 2 3
- наличие в свободном доступе для сотрудников всей документации, регламентирующей их работу, связанную с экологическими аспектами (инструкций по пожарной безопасности, по работе с оборудованием, газовыми баллонами, хим. реактивами и т.п.)
Управление операциями 4.4.6 Состояние лабораторий и др. помещений. Соблюдение в них экологических норм, норм пожарной безопасности и электробезопасности. В частности: - наличие средств индивидуальной защиты; - наличие непросроченных (годных) средств пожаротушения; - наличие автоматической пожарной сигнализации; - соблюдение требований к условиям хранения и применения химических веществ; - наличие инструкций на применение всех хим. веществ, - соблюдение требований к сливу хим. веществ; - соблюдение требований к эксплуатации лабораторного и прочего оборудования.
Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них 4.4.7 1 Наличие непросроченных (годных) средств пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации. 2 Наличие планов эвакуации согласованных с отделом по делам ГО и ЧС. 3 Наличие средств индивидуальной защиты. 4 Ознакомление с планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера университета.
Мониторинг и измерение 4.5.1 1 Состояние средств измерения экологических параметров. Например, поверки и проверки манометров на газовых баллонах под давлением, наличие газоанализаторов в хим. лабораториях, поверки и проверки в соответствии с тех. паспортами всех приборов, которые могут нанести ущерб экологии. 2 Записи по отслеживанию экологических
Содержание ^ 14001:2004 Область проверки (что проверяется):
Наименование раздела Номер раздела
Введение -
1 2 3
показателей. Например, ежедневные записи в журналах мониторинга состояния микроклимата в лабораториях (температуры, влажности и др. предусмотренных паспортами лабораторий и условиями хранения хим. реагентов и эксплуатации оборудования параметров)
Оценивание соответствия 4.5.2 Акты о готовности помещений к работе и т.п. Соответствие их содержания реальному положению дел.
Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия 4.5.3 Журналы несоответствий по внутренним аудитам и результативность корректирующих действий по ним. Записи по несоответствиям выявляемым структурными подразделениями самостоятельно и в результате проверок со стороны надзорных органов, результативность корректирующих действий по ним
Управление записями 4.5.4 Ведение записей строго в соответствии с установленными формами: правильность заполнения паспортов лабораторий, журналов учета расходования хим. реагентов, графиков поверок и проверок оборудования, журналов мониторинга параметров производственной среды в лабораториях и т.п.
Внутренний аудит 4.5.5 Журналы несоответствий по внутренним аудитам ИСМ и результативность корректирующих действий по ним
Опыт УГНТУ показывает целесообразность внедрения СЭМ интегрированной с СМК и СМОЗиОБТ в образовательных учреждениях с химическими и иными лабораториями, с различным оборудованием несущем риски для экологии и охраны труда, для образовательных учреждений относящихся к профилю отраслей связанных со значительными рисками для окружающей среды и охраны труда, таких, как топливно -энергетический и строительный комплексы.
Благодаря внедрению СЭМ и ИСМ, в соответствии с обозначенными в начале статьи целями УГНТУ удалось повысить уровень знаний и квалификации ППС и УВП в области экологии, улучшить условия труда и обучения, а значит повысить качество образовательных услуг и научных проектов.
Список литературы
1. ISO 14001:2004. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по их применению.
2. OHSAS 18001:2007. Системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Требования.
3. ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования.
4. К.Э. Писаренко, Н.И. Елисеев, В.Ж. Квитко / под ред. Р.Г. Шарафиева. Инновационное образовательное учреждение по стандарту JIS/TR Q 0005:2005: комплексный подход к инновациям. - Уфа: ГОУ "Республиканский учебно-научный методический центр Минобразования Республики Башкортостан", 2009. - 30 с.
5. К.Э. Писаренко, Р.Г. Шарафиев. Подходы к обеспечению качества менеджмента образовательных услуг/ Монография / Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2011 - 82 с.
6. Л.Ю. Григорьев, М.С. Крупина, К.Э. Писаренко. Структура управления процессами в системе менеджмента качества ВУЗа. Журнал "DAS Management", г. Макеевка (Украина), №1, 2012. Стр. 75-82.
7. К.Э. Писаренко, Р.Г. Шарафиев, В.Ж. Квитко. Метод управления требованиями к качеству образовательных услуг на разных уровнях системы менеджмента. Журнал «Качество. Инновации. Образование», №12, Москва, 2012, Стр. 12-17.
8. К.Э. Писаренко. Совершенствование системы менеджмента качества на основе системы менеджмента знаний. Журнал "Менеджмент в России и за рубежом", №2 март-апрель 2012, Стр. 59-66.
9. Будылин Д.Ю., Силакова Л.В., Полатайко С.В. Социальные инновации как фактор развития университета // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент. 2013. № 3.
10. К.Э. Писаренко, В.Ж. Квитко. Интегрированная система менеджмента в образовательном учреждении // Журнал «Качество. Инновации. Образование», №8, Москва, 2013, Стр. 3-9.
References
1. ISO 14001:2004. Environmental management systems - General guidelines on principles, systems and support techniques.
2. OHSAS 18801:2007. Occupational health and safety management systems -Requirement.
3. ISO 9001:2008. Quality management systems - Requirements.
4. K.E. Pisarenko, N.I. Eliseev, V.Zh. Kvitko / edited by R.G. Sharafiev. Innovative educational institution under the standard JIS / TR Q 0005:2005: an integrated approach to innovation. - Ufa: State of the "National Educational Scientific Methodological Center of Ministry of Education of the Republic of Bashkortostan," 2009.- 30.
5. K.E. Pisarenko, R.G. Sharafiev. Approaches to quality management of educational services / monograph / Ufa: RIO RUNMTS MO RB, 2011 - 82.
6. L.Y. Grigoriev, M.S. Krupina, K.E. Pisarenko. The structure of process management in the quality management system of the university. The magazine "DAS Management", Makeyevka (Ukraine), № 1, 2012. Pp. 75-82.
7. K.E. Pisarenko, R.G. Sharafiev, V.Zh. Kvitko. The method of requirements management to quality educational services at different levels of management. The magazine "Quality. Innovation. Education", № 12, Moscow, 2012, p. 12-17.
8. K.E. Pisarenko. Improvement of the quality management system based on the knowledge management system. The journal "Management in Russia and abroad", № 2 MarchApril 2012, Pp. 59-66.
9. Budylin D.Yu., Silakova L.V., Polataiko S.V. Sotsial'nye innovatsii kak faktor razvitiya universiteta // Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Seriya Ekonomika i ekologicheskii menedzhment. 2013. № 3.
10. Integrated management system in educational institutions / The magazine "Quality. Innovation. Education", № 8, Moscow, 2013, p. 3-9.