Научная статья на тему 'Экологический менеджмент в образовательном учреждении'

Экологический менеджмент в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1125
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT / КАЧЕСТВО / QUALITY / ЭКОЛОГИЯ / ENVIRONMENT / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / HEALTH / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Писаренко К.Э., Квитко В.Ж.

В статье представлен уникальный для высших учебных заведений России опыт по разработке и внедрению системы экологического менеджмента по требованиям международного стандарта ISO 14001:2004 интегрированной с системами менеджмента качества, охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Показана взаимосвязь соблюдения требований к охране окружающей среды с обеспечением качества образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Писаренко К.Э., Квитко В.Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental management in educational institution

The article presents a unique for Russian universities experience in developing and implementing an environmental management system according to the requirements of the international standard ISO 14001:2004 integrated with quality management systems, occupational health and safety. Shows the relationship of compliance to environmental protection and quality assurance of educational services.

Текст научной работы на тему «Экологический менеджмент в образовательном учреждении»

УДК 336.77

Экологический менеджмент в образовательном учреждении

Канд. техн. наук, доцент Писаренко К.Э. kpisarenko@bk.ru Квитко В. Ж. vera_kvitko@bk.ru "Уфимский государственный нефтяной технический университет", 450062, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д.1

В статье представлен уникальный для высших учебных заведений России опыт по разработке и внедрению системы экологического менеджмента по требованиям международного стандарта ISO 14001:2004 интегрированной с системами менеджмента качества, охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Показана взаимосвязь соблюдения требований к охране окружающей среды с обеспечением качества образовательных услуг.

Ключевые слова: менеджмент, качество, экология, охрана здоровья, образование.

Environmental management in educational institution

Pisarenko K.E. kpisarenko@bk.ru Kvitko V.Z. vera_kvitko@bk.ru "Ufa State Oil Technical University 450062, Russia, Republic Bashkortostan, Ufa, street of Cosmonauts, 1

The article presents a unique for Russian universities experience in developing and implementing an environmental management system according to the requirements of the international standard ISO 14001:2004 integrated with quality management systems, occupational health and safety. Shows the relationship of compliance to environmental protection and quality assurance of educational services. Key words: management, quality, environment, health, education.

В 2012 году УГНТУ сертифицировал систему экологического менеджмента (СЭМ) по международному стандарту ISO 14001:2004 [1] и систему менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (СМОЗиОБТ) по OHSAS 18001:2007 [2], до этого в 2007 году система менеджмента качества (СМК) УГНТУ была сертифицирована по стандарту ISO 9001:2000, а затем ресертифицирована по версии ISO 9001:2008 [3]. Таким образом, в УГНТУ внедрена интегрированная система менеджмента по требованиям трех указанных стандартов. Официальная статистика о сертификации вузов и др. организаций по OHSAS 18001:2007 отсутствует, поэтому возможно УГНТУ первый из вузов сделавший это, но в любом случае один из первых.

Университет не промышленное предприятие, выбросов мало, так же как и потенциальных угроз для здоровья. Для чего же нужны вузу СЭМ и СМОЗиОБТ? Далее представлен ответ на этот вопрос.

На промышленных предприятиях, в отличие от образовательных учреждений, нарушение норм охраны окружающей среды и труда может не сказаться на качестве продукции.

Потребители продукции предприятий, как правило, непосредственно не принимают участие в производственном процессе и потому могут не пострадать от нарушений в указанных областях при изготовлении продукции. Совсем наоборот дело обстоит с образовательными учреждениями, поскольку обучающиеся непосредственно вовлечены в производственный процесс - в процесс реализации образовательных программ.

Федеральный закон об образовании, государственные и федеральные государственные образовательные стандарты требуют (ГОС и ФГОС), чтобы условия реализация образовательных программ в аудиториях, лабораториях и т.д. соответствовали всем нормам охраны труда, т.е. их нарушение есть нарушение требований к качеству образовательных услуг установленных в законодательстве РФ. В образовательных учреждениях нарушения требований к охране окружающей среды, во многих случаях являются нарушениями требований к охране труда и

соответственно к качеству образовательных услуг. Например, неправильная утилизация химических реактивов в лабораториях может нанести, как ущерб экологии, так и здоровью обучающихся.

В нефтегазовой и строительной отраслях, к профилю которых относится УГНТУ, ни один проект невозможно выполнить, не учитывая экологические аспекты и риски в области охраны труда, тоже относится к курсовым и дипломным проектам студентов. Если преподаватели и учебно-вспомогательный персонал нарушают нормы охраны труда и окружающей среды, это означает, что они не могут научить студентов их применению. Очевидно, качество образования при этом не может быть на приемлемом уровне.

Таким образом, УГНТУ внедрил и сертифицировал СЭМ и СМОЗиОБТ стремясь достичь следующих целей:

- повысить уровень знаний и квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) и учебно-вспомогательного персонала (УВП) в области охраны окружающей среды, охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (ОЗиОБТ), необходимого для ведения учебного процесса и научной деятельности;

- улучшить условия труда и обучения в УГНТУ;

- улучшить имидж УГНТУ на российском и международном уровне;

- участвовать в тендерах и конкурсах, для участия в которых необходимо наличие сертифицированной СЭМ и СМОЗиОБТ.

Далее рассмотрим в чем заключается интеграция СМК, СЭМ и СМОЗиОБТ с теоретической точки зрения. Для этого начнем с рассмотрения места СМК (рисунок 1 и 2) и СЭМ (рисунок 3) в общей системе менеджмента университета.

Системы менеджмента образовательных учреждений, как и др. организаций можно рассматривать, как структуры состоящие из четырех взаимосвязанных уровней (рисунок

1): менеджмент качества, организационный менеджмент, оперативный менеджмент и исполнения решений [4, 5, 6, 7].

Такая структуризация дает четкое распределение ответственности за менеджмент и реализацию процессов каждого уровня, которые имеют свои специфические результаты и критерии оценки. Например при такой структуризации не заведующий кафедрой отвечает "за все", а появляется реальная возможность проследить "вклад" в конечный результат исполнителей разного уровня [6, 7, 8].

Система менеджмента качества (4-й уровень)

I Требования к качеству менеджмента (к качеству всей остальной системы менеджмента)...

Система организационного менеджмента (3-й уровень)

•^^^Требования к менеджменту отдельных процессов -описания (регламенты) процессов...

Система оперативного менеджмента (2-й уровень)

енеджмент по написанным регламентам процессов ...

Процессы жизненного цикла и обеспечения ресурсами организации - объекты управления (1-й уровень)

^Результат для ПОТРЕБИТЕЛЯ ...

Рисунок 1 - Роль СМК в общей системе менеджмента организации

Система менеджмента качества (СМК)

Устанавливает требования к наличию определенных ЭЛЕМЕНТОВ в системе менеджмента университета - а именно ЭЛЕМЕНТОВ, организующих деятельность и процессы вуза таким образом, чтобы выполнялись требования государства, обучающихся, работодателей и заказчиков научной продукции и повышалась их удовлетворенность

Система менеджмента, включающая такие ЭЛЕМЕНТЫ, как:

1 Регулярный анализ требований и удовлетворенности потребителей.

2 Регулярное совершенствование продукции и услуг на основе анализа требований и удовлетворенности потребителя.

3 Управление деятельностью по созданию продукции и предоставлению услуг как процессом и др.

4 Управление несоответствиями, _корректирующими и предупреждающими действиями._

^^*Результатдля ПОТРЕБИТЕЛЯ ...ЩЛ /

Рисунок 2 - Роль СМК в общей системе менеджмента организации

По аналогии со схемами представленными на рисунках 1 и 2 можно представить роль СЭМ в общей системе менеджмента университета и любой др. организации.

Система менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (СМОЗиОБТ)

I Устанавливает требования к наличию определенных ЭЛЕМЕНТОВ в системе менеджмента университета, а именно ЭЛЕМЕНТОВ, организующих деятельность и процессы вуза таким образом, чтобы условия труда соответствовали всем требованиям и улучшались

Система менеджмента, включающая такие элементы, как:

1 Управление рисками в области ОЗиОБТ.

2 Анализ инцидентов в области ОЗиОБТ.

3 Оценка соответствия законодательным

и нормативным требованиям в области ОЗиОБТ и др.

Результат для ПЕРСОНАЛА ^^ И ОБУЧАЮЩИХСЯ ...

Рисунок 3 - Роль СЭМ в общей системе менеджмента организации

Дополнив четвертый уровень менеджмента представленный на рисунке 1 блоками СЭМ и СМОЗиОБТ получим следующую схему показывающую роль ИСМ в общей систему менеджмента университета и любой др. организации представленную на рисунке 4.

Каждый из представленных на рисунке 4 уровней менеджмента связан между собой потоками информации [4, 5, 6, 7]:

- требованиями к построению системы менеджмента;

- информацией о выполнении требований ИСМ, включая требований всех ее подписистем: СМК, СЭМ, СМОЗиОБТ;

- информацией о результативности и эффективности подсистем системы менеджмента всех уровней;

- планами работ, процессов, структурных подразделений, проектов и т.п.;

- информацией о выполнении планов.

Система менеджмента качества (ISO 9001) Система экологического менеджмента (ISO 14001) Система менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (OHSAS 18001)

Интегриророванная система менеджмента (4-й уровень)

Требования к качеству менеджмента

{к качеству всей остальной системы менеджмента)...

Система организационного менеджмента (3-й уровень)

Требования к менеджменту отдельных процессов -описания (регламенты) процессов...

Система оперативного менеджмента (2-й уровень)

Менеджмент по написанным регламентам процессов ...

Процессы жизненного цикла и обеспечения ресурсами организации - объекты управления

(1-й уровень)

^ Результаты для

ПОТРЕБИТЕЛЯ

+

Для

ПЕРСОНАЛА

■ ДО

■ О

Для

ОКУРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Рисунок 4 - Роль ИСМ в общей системе менеджмента организации

Как видно СМК, СЭМ и СМОЗиОБТ и ИСМ в целом это системы которые устанавливают требования ко все остальной системе менеджмента организации и следят за их исполнением. Соответственно это влечет за собой появление новых и пересмотр существующих в организации регламентирующих документов.

Рассмотрим перечень новых документов которые появились в УГНТУ после внедрения СМК, СЭМ и ИСМ [9]:

- Политика в области качества, экологии, ОЗиОБТ;

- цели в области качества, экологии, ОЗиОБТ;

- руководство по интегрированной системе менеджмента, заменившее после внедрения ИСМ руководство по качеству;

- стандарты системы менеджмента на процессы и процедуры (рисунок 5);

- реестры записей по выполнению требований стандартов;

- матрицы рисков в области экологии, ОЗиОБТ.

Важно отметить, что в УГНТУ не разрабатывались отдельные стандарты СЭМ и СМОЗиОБТ. Для выполнения требований этих систем были внесены изменения и дополнения в уже существующие стандарты системы менеджмента (рисунок 5), за исключением одного нового стандарта СТО КП 6.4-2013. Управление средой

инфраструктуры и научной деятельности (где СТО - стандарт организации, КП - карта процесса), который рассмотрим далее.

Назначение СТО КП 6.4-2013 планирование, анализ, поддержание работоспособности и эффективности, а также улучшение качества среды инфраструктуры учебной и научной деятельности (производственной среды) в соответствии со стратегией и запросами процессов системы менеджмента университета.

В СТО КП 6.4-2013 описаны две процедуры "Управление средой инфраструктуры учебной и научной деятельности (производственной средой) на уровне университета и процессов" и "Управление средой инфраструктуры учебной и научной деятельности (производственной средой) на уровне структурных подразделений (СП)".

Последняя включает следующие шаги:

- 1 Анализ состояния производственной среды СП.

- 1.1 Анализ состояния производственной среды, рисков в области экологии, ОЗиОБТ СП.

- 2 Планирование развития и обслуживания производственной среды СП.

- 2.1 Планирование развития производственной среды СП, установка целей направленных на снижение наиболее значимых рисков.

- 2.2 Назначение ответственных по направлениям развития и обслуживания производственной среды СП.

- 2.3 Планирование повышения квалификации по направлениям развития и обслуживания производственной среды.

- 2.4 Планирование обслуживания средств для мониторинга и измерения производственной среды.

- 2.5 Планирование финансовых ресурсов производственной среды СП.

- 3 Обеспечение СП ресурсами производственной среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 3.1 Подача заявок на повышение квалификации по направлениям развития и обслуживания производственной среды СП.

- 3.2 Подача заявок на материально-технические ресурсы производственной среды

СП.

- 3.3 Подача заявок на обслуживание инженерно-технических объектов производственной среды СП.

- 3.4 Подача заявок на текущее обслуживание объектов производственной среды.

- 3.5 Подача заявок на обслуживание средств для мониторинга и измерений производственной среды СП.

ЕЗ О

Г5 Г6

н н

Г6

О * Я ъ

к та м

ЕС ЕС

О »

Г5 -в Г6 й Г6

м н я

о\ и о м £ о

а

ЕЗ та

О

я

и>

а о

Й Г5

н и л

Г6

о

о\

Г6 Г5

ЕЗ

Г6

Л

Г6

ЕЗ Я

ЕЗ О

Й

о н о я я

О я

ЕЗ

Г6

та

Г5

Я

^ 2 Я | н 5

о

о\

л

м

5

Е я

и

Г5 33

СТО КП 5.1-2011. Стратегический менеджмент регламентирует управление Политикой в области экологии, включая стратегическое планирование и анализ в области экологии

СТО КП 4.1-2011. Совершенствование системы менеджмента, включая процедуры:

- планирование и анализ деятельности университета и процессов;

- планирование и анализ работы структурных подразделений, регламентирует годовое планирование и анализ деятельности УГНТУ и структурных подразделений в области экологии.

СТО ДП 4.2.3-2011. Управление документацией, регламентирует управление стандартами системы менеджмента УГНТУ, распространяющимися на деятельность в области экологии.

СТО ДП 4.2.4-2011. Управление записями, регламентирует ведение записей по результатам деятельности в области экологии.

СТО ДП 8.2.2-2011. Внутренний аудит, регламентирует проведение внутренних аудитов в области экологии.

СТО ДП 8.2.4-2012. Оценка соответствия требованиям в области экологии. СТОДП 8.3/1-2011. Управление несоответствиями, регламентирует управление несоответствиями в области экологии.

СТО ДП 8.3/2-2011. Порядок составления плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

СТОДП 8.5.2-2011. Корректирующие действия, регламентируетуправление корректирующими действиями с несоответствиями в области экологии.

СТОДП 8.5.3-2011. Менеджмент рисков и предупреждающие действия, регламентируетуправление экологическими аспектами и связанными с ними рисками.

Следующие стандарты регламентируютуправление ресурсами необходимыми для СЭМ в УГНТУ:

СТО КП 5.5.3-2011. Управление информацией.

СТО КП 6.1/1-2011. Финансово-экономический менеджмент.

СТО КП 6.2/1-2011. Менеджмент персонала, включает процедуры:

-заключение трудового договора (прием работников);

-проведение конкурсного отбора на научно-педагогические должности;

- повышение квалификации персонала;

-расторжение трудового договора (увольнение работников).

СТО КП 6.3-2011. Управление инфраструктурой.

СТО КП 6.4-2013. Управление средой инфраструктуры учебной и научной деятельности. СТОДП 7.4-2011. Материально-техническое обеспечение.

Следующие СТО регламентируют выполнение требований в области

экологии специфических для процессов жизненного цикла

образовательных услуг и научной продукции:

СТО КП 7.1/1-2011. Довузовская подготовка;

СТО КП 7.1/2-2011. Прием студентов на первый курс;

СТО КП 7.2-2011. Маркетинг;

СТО КП 7.3/1-2011. Проектирование и подготовка к реализации ООП; СТО КП 7.3/3-2011. Научная работа и менеджмент инноваций, СТОДП 6.1/2-2011. Управление интеллектуальной собственностью. СТО КП 7.5/1-2011. Реализация ООП.

СТОДП 7.5/2-2011. Прием и обучение в аспирантуре и докторантуре СТО КП 7.5/3-2011. Воспитание, включая процедуры: СТОДП 7.6-2011. Управление устройствами для мониторинга и измерений

Рисунок 5 - Роль стандартов системы менеджмента УГНТУ в регламентации требований СЭМ

- 4.1 Разработка, согласование и утверждение программ инструктажей и инструкций по ООТиТБ, пожарной безопасности (ПБ), электробезопасности, газовой безопасности, вентляционной безопасности, для сотрудников УГНТУ.

- 4.2 Разработка, согласование и утверждение инструкций по ООТиТБ, ПБ для обучающихся УГНТУ.

- 5 Подготовка персонала СП к работе в производственной среде СП и УГНТУ

- 5.1 Повышение квалификации персонала по направлениям развития и обслуживания производственной среды СП.

- 5.2 Распределение ответственности за выполнение требований внутренних документов УГНТУ.

- 5.3 Проведение первичного и периодического инструктажа персонала СП по охране труда и пожарной безопасности.

- 5.4 Проведение инструктажей персонала СП по направления развития и обслуживания производственной среды.

- 5.5 Прохождение медицинских осмотров персоналом СП.

- 6 Подготовка обучающихся и посетителей СП к обучению и нахождению в производственной среде СП и УГНТУ.

- 6.1 Проведение инструктажей посетителей УГНТУ, подлежащих проведению инструктажей по ООТиТБ и ПБ (см. комментарии к Шагу).

- 6.2 Проведение инструктажей обучающихся.

- 7 Обслуживание и текущий контроль производственной среды СП.

- 7.1 Внедрение закупленных ресурсов производственной среды СП.

- 7.2 Ремонт и передача в эксплуатацию инженерно-технических объектов производственной среды.

- 7.3 Выполнение заявок СП на обслуживание производственной среды СП.

- 7.4 Обслуживание производственной среды СП.

- 7.5 Контроль состояния производственной среды СП.

- 7.6 Контроль состояния устройств для мониторинга и измерений производственной среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 8 Устранение несоответствий производственной среды СП.

- 8.1 Устранение несоответствий производственной среды СП.

Важной особенностью СТО КП 6.4-2013. Управление средой инфраструктуры и научной деятельности является интеграция со всеми обозначенными на рисунке 5 стандартами - процессами и процедурами системы менеджмента УГНТУ, включая:

- планирования и анализа развития условий охраны окружающей среды, ОЗиОБТ в общую систему планирования и анализу УГНТУ;

- повышения квалификации и менеджмента персонала необходимого для охраны окружающей среды, ОЗиОБТ в общую систему повышения квалификации и менеджмента персонала;

- материально-технического обеспечения ресурсами охраны окружающей среды, ОЗиОБТ в существующую систему материально-технического обеспечения.

Например, согласно СТО КП 6.4-2013 анализ выполнения требований к

охране окружающей среды на уровне структурных подразделений отражается в общем отчете о работе СП, цели в области экологии и планы мероприятий по их достижению, устанавливаются в общих годовых планах работы СП.

Далее приведем примерное содержание внутренних и внешних (сертификационных и наблюдательных) аудитов интегрированной системы менеджмента по разделам ISO 14001:2004, разработанное на основе практического опыта УГНТУ (таблица 1):

Таблица 1 - Примерное содержания проверок в ходе внутренних и внешних аудитов интегрированной системы менеджмента [9]

Содержание ISO 14001:2004 Область проверки (что проверяется):

Наименование раздела Номер раздела

Введение —

1 2 3

Требования к СЭМ. Общие требования 4.1 1 Наличие разработанной, документированной, внедренной, поддерживаемой в рабочем состоянии и постоянно улучшаемой СЭМ в соответствии с требованиями ISO 14001:2004: проверяется наличие документации: стандартов, Политики, целей направленных на снижение экологических рисков, планов, матриц рисков, отчетов по анализу функционирования СЭМ. 2 Наличие документации, устанавливающий требования к способам выполнения требований ISO 14001:2004. 3 Наличие установленной и документально зафиксированной области применения СЭМ

Экологическая политика 4.2 Знание персоналом Политики в области экологии и понимание им своей роли в ее реализации

Экологические аспекты 4.3.1 Проведение анализа рисков в области экологии на уровне организации в целом и на уровне каждого структурного подразделения

Законодательные, нормативные и другие требования 4.3.2 Наличие перечня законодательных и нормативных требований в области экологии применимых в организации

Содержание ^ 14001:2004 Область проверки (что проверяется):

Наименование раздела Номер раздела

Введение -

1 2 3

Цели, задачи и программа(ы) 4.3.3 Наличие в организации целей, задач и программ в области экологии. Такие цели должны быть основаны на анализе экологических аспектов и связанных с ними рисков.

Ресурсы, обязанности, ответственность и полномочия 4.4.1 Распределение ответственности и полномочий за выполнение требований к экологии и обеспечение ресурсами выполнения этих требований.

Компетентность, подготовка и осведомленность персонала 4.4.2 Персонал, связанный со значительными рисками в области экологии, должен обладать знаниями, необходимыми для работы в таких условиях. Проверяется: - наличие специального обучения у персонала, работающего на оборудовании, связанном с экологическими аспектами и инструкций для работы на таком оборудовании (включая ртуть содержащие термометры и лампы, хим. реактивы, установки в лабораториях и т.п.); - прохождение инструктажей по пожарной безопасности, соответствие всей документации и записей по инструктажам нормативным требованиям.

Коммуникация 4.4.3 Обмен информацией между разными уровнями организации по вопросам экологии. Описание в положениях о структурных подразделениях взаимодействий: - с хозяйственным управлением по вопросам утилизации ртутных термометров, хим. реактивов и т.п.; - с управлением безопасности по вопросам пожарной безопасности; - с инженерно-техническим управлением по вопросам электробезопасности.

Документация 4.4.4 Соблюдение требований к управлению документами: - номенклатура дел;

Содержание КО 14001:2004 Область проверки (что проверяется):

Наименование раздела Номер раздела

Введение —

1 2 3

- наличие в свободном доступе для сотрудников всей документации, регламентирующей их работу, связанную с экологическими аспектами (инструкций по пожарной безопасности, по работе с оборудованием, газовыми баллонами, хим. реактивами и т.п.)

Управление операциями 4.4.6 Состояние лабораторий и др. помещений. Соблюдение в них экологических норм, норм пожарной безопасности и электробезопасности. В частности: - наличие средств индивидуальной защиты; - наличие непросроченных (годных) средств пожаротушения; - наличие автоматической пожарной сигнализации; - соблюдение требований к условиям хранения и применения химических веществ; - наличие инструкций на применение всех хим. веществ, - соблюдение требований к сливу хим. веществ; - соблюдение требований к эксплуатации лабораторного и прочего оборудования.

Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них 4.4.7 1 Наличие непросроченных (годных) средств пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации. 2 Наличие планов эвакуации согласованных с отделом по делам ГО и ЧС. 3 Наличие средств индивидуальной защиты. 4 Ознакомление с планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера университета.

Мониторинг и измерение 4.5.1 1 Состояние средств измерения экологических параметров. Например, поверки и проверки манометров на газовых баллонах под давлением, наличие газоанализаторов в хим. лабораториях, поверки и проверки в соответствии с тех. паспортами всех приборов, которые могут нанести ущерб экологии. 2 Записи по отслеживанию экологических

Содержание ^ 14001:2004 Область проверки (что проверяется):

Наименование раздела Номер раздела

Введение -

1 2 3

показателей. Например, ежедневные записи в журналах мониторинга состояния микроклимата в лабораториях (температуры, влажности и др. предусмотренных паспортами лабораторий и условиями хранения хим. реагентов и эксплуатации оборудования параметров)

Оценивание соответствия 4.5.2 Акты о готовности помещений к работе и т.п. Соответствие их содержания реальному положению дел.

Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия 4.5.3 Журналы несоответствий по внутренним аудитам и результативность корректирующих действий по ним. Записи по несоответствиям выявляемым структурными подразделениями самостоятельно и в результате проверок со стороны надзорных органов, результативность корректирующих действий по ним

Управление записями 4.5.4 Ведение записей строго в соответствии с установленными формами: правильность заполнения паспортов лабораторий, журналов учета расходования хим. реагентов, графиков поверок и проверок оборудования, журналов мониторинга параметров производственной среды в лабораториях и т.п.

Внутренний аудит 4.5.5 Журналы несоответствий по внутренним аудитам ИСМ и результативность корректирующих действий по ним

Опыт УГНТУ показывает целесообразность внедрения СЭМ интегрированной с СМК и СМОЗиОБТ в образовательных учреждениях с химическими и иными лабораториями, с различным оборудованием несущем риски для экологии и охраны труда, для образовательных учреждений относящихся к профилю отраслей связанных со значительными рисками для окружающей среды и охраны труда, таких, как топливно -энергетический и строительный комплексы.

Благодаря внедрению СЭМ и ИСМ, в соответствии с обозначенными в начале статьи целями УГНТУ удалось повысить уровень знаний и квалификации ППС и УВП в области экологии, улучшить условия труда и обучения, а значит повысить качество образовательных услуг и научных проектов.

Список литературы

1. ISO 14001:2004. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по их применению.

2. OHSAS 18001:2007. Системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Требования.

3. ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования.

4. К.Э. Писаренко, Н.И. Елисеев, В.Ж. Квитко / под ред. Р.Г. Шарафиева. Инновационное образовательное учреждение по стандарту JIS/TR Q 0005:2005: комплексный подход к инновациям. - Уфа: ГОУ "Республиканский учебно-научный методический центр Минобразования Республики Башкортостан", 2009. - 30 с.

5. К.Э. Писаренко, Р.Г. Шарафиев. Подходы к обеспечению качества менеджмента образовательных услуг/ Монография / Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2011 - 82 с.

6. Л.Ю. Григорьев, М.С. Крупина, К.Э. Писаренко. Структура управления процессами в системе менеджмента качества ВУЗа. Журнал "DAS Management", г. Макеевка (Украина), №1, 2012. Стр. 75-82.

7. К.Э. Писаренко, Р.Г. Шарафиев, В.Ж. Квитко. Метод управления требованиями к качеству образовательных услуг на разных уровнях системы менеджмента. Журнал «Качество. Инновации. Образование», №12, Москва, 2012, Стр. 12-17.

8. К.Э. Писаренко. Совершенствование системы менеджмента качества на основе системы менеджмента знаний. Журнал "Менеджмент в России и за рубежом", №2 март-апрель 2012, Стр. 59-66.

9. Будылин Д.Ю., Силакова Л.В., Полатайко С.В. Социальные инновации как фактор развития университета // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент. 2013. № 3.

10. К.Э. Писаренко, В.Ж. Квитко. Интегрированная система менеджмента в образовательном учреждении // Журнал «Качество. Инновации. Образование», №8, Москва, 2013, Стр. 3-9.

References

1. ISO 14001:2004. Environmental management systems - General guidelines on principles, systems and support techniques.

2. OHSAS 18801:2007. Occupational health and safety management systems -Requirement.

3. ISO 9001:2008. Quality management systems - Requirements.

4. K.E. Pisarenko, N.I. Eliseev, V.Zh. Kvitko / edited by R.G. Sharafiev. Innovative educational institution under the standard JIS / TR Q 0005:2005: an integrated approach to innovation. - Ufa: State of the "National Educational Scientific Methodological Center of Ministry of Education of the Republic of Bashkortostan," 2009.- 30.

5. K.E. Pisarenko, R.G. Sharafiev. Approaches to quality management of educational services / monograph / Ufa: RIO RUNMTS MO RB, 2011 - 82.

6. L.Y. Grigoriev, M.S. Krupina, K.E. Pisarenko. The structure of process management in the quality management system of the university. The magazine "DAS Management", Makeyevka (Ukraine), № 1, 2012. Pp. 75-82.

7. K.E. Pisarenko, R.G. Sharafiev, V.Zh. Kvitko. The method of requirements management to quality educational services at different levels of management. The magazine "Quality. Innovation. Education", № 12, Moscow, 2012, p. 12-17.

8. K.E. Pisarenko. Improvement of the quality management system based on the knowledge management system. The journal "Management in Russia and abroad", № 2 MarchApril 2012, Pp. 59-66.

9. Budylin D.Yu., Silakova L.V., Polataiko S.V. Sotsial'nye innovatsii kak faktor razvitiya universiteta // Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Seriya Ekonomika i ekologicheskii menedzhment. 2013. № 3.

10. Integrated management system in educational institutions / The magazine "Quality. Innovation. Education", № 8, Moscow, 2013, p. 3-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.