УДК 65.018 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-3-89-94
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
КИМАТОВА РАЙГУЛЬ ГАРИФОЛЛИЕВНА
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
КУБАШЕВА ГУЛЬДАРЬЯ АМЕНГЕЛЬДЕЕВНА
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ЗЛОБИНА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Анализируются вопросы социальной ответственности как ответственности организации за влияние ее решений и деятельности на общество, окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества, учитывает ожидание заинтересованных сторон, соответствует применяемому законодательству, согласуется с международными нормами поведения, к тому же интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях. Установлено, что организации, которые ориентируются на социально ответственное поведение, имеют основные преимущества, это, прежде всего, формирует более привлекательный образ организации в обществе, возрастает доверие и лояльность к ней; становится возможным привлекать, мотивировать и удерживать хороших работников; увеличивается число клиентов, повышается товарооборот, появляется возможность получения выгодных заказов. Проанализированы стандарты, которые определяют требования по социальной ответственности для предоставления организациям возможности развивать, поддерживать и проводить в жизнь политику и процедуры с целью управления теми проблемами, которые она может контролировать и на которые может оказывать влияние; продемонстрировать заинтересованным сторонам, что политика, процедуры и действительность находятся в соответствии с требованиями этого стандарта. Обосновано, что системы социального и этического менеджмента, соответствующая требованиям стандартов SA 8000, ИСО 26000, являются дополнением системы менеджмента качества, отвечающей требованиям МС ИСО серии 9000, системы экологического менеджмента (МС ИСО 14001), системы управления профессиональными рисками (OHSAS 18001) и др., а их создание - это основа формирования интегрированной системы менеджмента с учетом социального значимых показателей, позволяющей сокращать риски и повышать прибыльность организации.
Ключевые слова: качество, организация, система менеджмента качества
Проблема социальной ответственности бизнеса перед обществом в современных условиях весьма актуальна. Социальная ответственность - ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество, окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества, учитывает ожидание заинтересованных сторон, соответствует применяемому законодательству, согласуется с международными нормами поведения, к тому же интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях [1].
Это означает, что для организации недостаточно соблюдать законодательства, заниматься благотворительностью, она должна на добровольной основе привнести вклад на развитие общества. Для того чтобы организация считалась социально ответственным она должна соответствовать требованиям, выдвигаемым в стандартах социальной ответственности.
Система менеджмента качества на базе ИСО 9001 только косвенно затрагивает вопросы социальной ответственности.
В процессе реализации социальную ответственность организациями могут быть использованы
следующие стандарты в области социальной ответственности:
1. Международный стандарт SA 8000 «Социальная ответственность» (Social Accountability) разработали эксперты Международной организацией по социальной ответственности SAI (Social Accountability International) в 1997 г. В этом стандарте рассматриваются требования социальной ответственности, которые охватывают сферу решения следующих проблем: труд детей, принудительный труд, здоровье и безопасность, свободу объединения и право на переговоры о заключении коллективного договора, дискриминация, дисциплинарные меры, рабочее время, оплата труда, системы управления.
SA 8000:1997 был направлен на регламентацию этических критериев в производстве товаров и/или услуг. Стандарт гарантировал, по своей сути, порядочность ведения дел в бизнесе. При разработке стандарта были использованы международные документы по правам человека, Международной организации труда и ООН:
- Конвенция МОТ 29 и 105 (Принудите льный и обязательный труд);
- Конвенция МОТ 87 (Свобода объединения);
- Конвенция МОТ 98 (Право на переговоры о заключении коллективного договора);
- Конвенция МОТ 100 и 111 (Равная оплата труда мужчин и женщин за равный труд; дискриминация);
- Конвенция МОТ 135 (Конференция представителей рабочих);
- Конвенция МОТ 138 и Рекомендации 146 (Минимальный возраст и Рекомендации);
- Конвенция МОТ 155 и Рекомендации 164 (Безопасность труда и охраны здоровья);
- Конвенция МОТ 159 (Профессиональная реабилитация и лица, работающие по найму/нетрудоспособные);
- Конвенция МОТ 177 (Надомная работа);
- Всеобщая декларация прав человека конвенции ООН по правам ребенка [2].
Стандарт определял требования по социальной ответственности для предоставления компаниям возможности: развивать, поддерживать и проводить в жизнь политику и процедуры с целью управления теми проблемами, которые она может контролировать и на которые может оказывать влияние; продемонстрировать заинтересованным сторонам, что политика, процедуры и действительность находятся в соответствии с требованиями этого стандарта [3].
Задача данного стандарта - помочь предприятиям разработать и внедрить эффективную систе-
му управления, которая направлена на повышение уровня условий труда и жизненного уровня сотрудников компании.
2. Международный стандарт системы экологического менеджмента ISO 14000 «Системы экологического менеджмента - требования и руководство по применению». Международный стандарт ISO 14001 (и его российский аналог) является признанным в мире инструментом повышения эффективности экологической деятельности компаний. Стандарт может быть применен для практически любой компании, независимо от ее размера и сложности производственного процесса производства, а также от формы собственности и отрасли, в которой работает компания [4].
Социальная значимость стандарта заключается в сохранении окружающей среды, которая в свою очередь занимает важное место в развитии общества.
3. Стандарт АА1000 - разработан Институтом социальной и этической отчетности (Institute of Social and Ethical Account Ability). Стандарт предусматривает интеграцию социальных аспектов в организацию бизнеса. Основная идея стандарта - повышение социальной отчетности бизнеса обществу за счет максимального вовлечения групп заинтересованных сторон, учета их мнения при анализе деятельности организации. В соответствии с требованиями стандарта, основными этапами процесса социальной отчетности является планирование (идентификация заинтересованных сторон, определение ценностей и задач организации), отчетность (выявление наиболее актуальных вопросов, сбор и анализ информации), подготовка отчета и проведение аудита внешней организацией.
4. Стандарты Саншайн (Sunshine) - приняты Альянсом стейкхолдеров (США) - ассоциацией, объединяющей природоохранные и религиозные организации, а также организации по защите прав потребителей. Стандарты Саншайн содержат руководящие принципы относительно того, какая информация должна предоставляться организациями в ежегодном «Корпоративном отчете для заинтересованных сторон». К такой информации относится:
- информация, предоставляемая клиентам (о продукции и услугах);
- информация, предназначенная для сотрудников (гарантия занятости, безопасности и здравоохранения, равные возможности при найме);
- информация для местного сообщества (структура собственности, финансовые показатели, воздействие на внешнюю среду, объем налоговых выплат, количество созданных рабочих мест, инвестиции и благотворительная деятельность);
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
- информация для широкой общественности (торговля с враждебными странами, выполняемые государственные заказы, штрафы и пр.);
5. Стандарт системы менеджмента профессиональной безопасности OHSAS 18000. OHSAS 18001 представляет собой международный стандарт по разработке систем управления охраной профессиональной безопасности и здоровья персонала (Occupational Health and Safety Management Systems). В России разработан аналогичный стандарт, соответствующий в большинстве своем нормам международного, ГОСТ Р 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования». Стандарт OHSAS 18001 применим для компаний любого размера, но особенно актуален для предприятий с большим количеством работников, присутствием ручных и тяжелых видов работ и/или опасной, для человека рабочей средой, способной нанести вред [5; 6].
6. Кодекс поведения для электронной отрасли - Electronics Industry Supplier Code of Conduct (EICC).
Данный стандарт разработан в 2004 г. компаниями Hewlett-Packard (НР), Dell, и IBM. Кодекс был разработан для установления и продвижения единых стандартов ожидаемого социально ответственного поведения для всех поставщиков электронной отрасли в мире. Помимо указанных выше компаний, этот стандарт приняли другие крупнейшие корпорации электронной отрасли, такие как Intel, Microsoft, Cisco.
Для его внедрения была организована специальная рабочая группа при участии некоммерческой организации Business for Social Responsibility (BSR), которая оказывает консалтинговые и другие услуги в области социальной ответственности многим компаниям [6].
7. Стандарт ISO 26000 - это международный стандарт, в котором прописаны руководящие указания по социальной ответственности. Он предназначен для использования организациями всех типов (общественных и частных), разных стран (развитых и развивающихся). Это позволит им прилагать усилия и действовать в социально ответственной манере в обществе, которое постоянно этого требует.
ISO 26000 содержит добровольные руководящие указания, не требования, и таким образом не может использоваться для сертификации, так как это возможно с сертификатом ИСО 9001 и ИСО 14001.
Международный стандарт ISO 26000:2010, руководящие указания по социальной ответственности, представляет собой гармонизированные, все-
мирные руководящие указания для частного и общественного сектора организаций всех типов, основанный на международном консенсусе между экспертами различных заинтересованных сторон, таким образом содействуя распространению и внедрению наилучшей практики по социальной ответственности повсеместно. ISO 26000 добавляет ценности существующей работе по социальной ответственности и расширяет понимание и внедрение социальной ответственности посредством:
- разработки международного консенсуса по тому, что социальная ответственность означает;
- обеспечение указаний руководителя по принципам транслирования в результативные действия;
- совершенствование лучшей практики, которая развивает и распространяет повсеместно информацию во благо международного сообщества.
ISO 26000 сможет дать четкое определение и дать четкое понимание, что такое социальная ответственность, и что должны делать организации, чтобы действовать социально ответственным способом.
ISO 26000 поможет организациям всех типов -независимо от их размера, вида деятельности и местоположения - действовать в социально ответственной манере, давая четкие указания по:
- концепциям, определениям, относящимся к социальной ответственности;
- обратной связи, общим направлениям и характеристикам социальной ответственности;
- принципам и практикам, относящимся к социальной ответственности;
- ключевым вопросам и проблемам, относящимся к социальной ответственности;
- интеграции, внедрению и продвижению социально ответственного поведения повсеместно в организации, а также посредством политики в сфере ее влияния;
- идентификации и вовлечению заинтересованных сторон [ 1 ].
ISO 26000 интегрирует международный человеческий опыт по социальной ответственности -что это означает, на что следует обратить внимание организации, чтобы действовать в социально ответственной манере, и каким образом лучше внедрять социальную ответственность. ISO 26000 будет мощным инструментом по социальной ответственности, чтобы заставить организации переходить от хороших намерений к хорошим действиям.
В обсуждении были учтены мнения представителей различных групп, в частности, промышленности, правительства, рабочих, потребителей, непра-
вительственных организаций, сервисных рабочих организаций и другие.
Это дает основание полагать, что данный стандарт применим к организациям любого типа, включая организации крупного размера, среднего и небольшого, общественные администрации и правительственные организации.
Стандарт ISO 26000 может являться инструментом интегрированного развития системы менеджмента организации.
8. IQNet SR10. Система менеджмента социальной ответственности. Требования.
Стандарт IQNet SR10 устанавливает требования к системе менеджмента социальной ответственности для организаций, которые привержены принципам и рекомендациям в отношении устойчивости и социальной ответственности, в частности, тем из них, которые изложены в Международном Стандарте ISO 26000 [5].
Стандарт был разработан Международной ассоциацией по сертификации IQNet на основе Руководства по социальной ответственности ISO 26000 и признанного, зарекомендовавшего себя в практике множества организаций по всему миру стандарта на систему менеджмента качества ISO 9001.
IQNet SR10 - это стандарт на систему менеджмента. В его основе цикл PDCA и процессный подход в управлении социальной ответственностью.
Причинами для разработки стандарта послужили:
1. Осознание того, что устойчивость, социальная ответственность и хорошее управление являются уже устоявшимися концепциями в сферах экономики, окружающей среды и социальных аспектах на текущий момент, а также уверенность в том, что они являются полезными инструментами для достижения общественного прогресса.
2. Практическая польза предоставления инструмента, позволяющего организациям продвигаться в области социальной ответственности и обмениваться опытом по результатам своего развития в этой сфере, особенно применительно к малым и средним предприятиям (МСП), с учетом их размеров.
3. Спрос со стороны многих организаций, пользующихся услугами органов по сертификации для улучшения своей деятельности в соответствии со стоящими перед ними задачами - такими, как повышение качества - улучшение в области окружающей среды или профессиональной безопасности и охраны труда - и готовых применять в области социальной ответственности те методы управления, которые доказали свою эффективность в указанных областях. Такие организации реализуют
свою политику и устанавливают цели в области социальной ответственности, действуя на рынках и в окружении, которые становятся все более чувствительными к вопросам социальной ответственности. Это те рынки, которые организации не могут игнорировать, запросы которых необходимо выполнять и которые в то же время предоставляют конкурентное преимущество тем своим участникам, которые наилучшим образом удовлетворяют их ожидания
[5].
Общим для стандартов ИСО 9001, ИСО 14001, OHSAS 18001 и SA 8000 является требование разработки системы менеджмента, целью которого является постоянное улучшение. В основе этих стандартов лежит сходная методология, предусматривающая аудиты аккредитованных органов. Но между ними существуют и различия. Во-первых, в отличие от стандартов ИСО, SA 8000 обладает показателями деятельности: чтобы обеспечить соответствие этому стандарту, недостаточно просто наличия системы менеджмента. Во-вторых, стандарты ИСО вначале были разработаны на национальном уровне, а затем гармонизированы, в то время как стандарт SA 8000 с самого начала был создан как международный документ. В-третьих, в силу того внимания, которое стандарт SA 8000 уделяет правам работников, в нем значительно большее значение придается проведению бесед с персоналом, чем в стандартах ИСО. В свою очередь ИСО 26000 является руководством по внедрению социальной ответственности в организацию любого типа и является логическим продолжением SA 8000.
Организации, которые ориентируются на социально ответственное поведение, имеют основные преимущества, это, прежде всего, формирует более привлекательный образ организации в обществе, возрастает доверие и лояльность к ней; становится возможным привлекать, мотивировать и удерживать хороших работников; увеличивается число клиентов, повышается товарооборот, появляется возможность получения выгодных заказов. Благодаря возросшему авторитету, организация способна вести более активную, эффективную политику в обществе, расширяя свою деятельность.
Организации, которые берутся работать в соответствии с требованиями социальных стандартов, как бы подписывают «хартию порядочности» в бизнесе. Речь идет о рациональном построении производственных отношений, о влиянии нравственности на результаты труда и успехи в бизнесе.
Стандарты SA 8000 и ИСО 26000 обеспечивают определение этических критериев при производстве товаров и услуг и удачно дополняют стандарты ИСО серий 9000, 14000 и OHSAS 18001, являясь
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
универсальным средством для практической реализации этической и нравственной деятельности администрации. Таким образом, социальная ответственность компаний выходит на одно из первых мест среди объектов стандартизации в области менеджмента. Система социального и этического менеджмента, соответствующая требованиям стандартов SA 8000, ИСО 26000, являются дополнением системы менеджмента качества, отвечающей требованиям МС ИСО серии 9000, системы экологического менеджмента (МС ИСО 14001), системы управления профессиональными рисками (OHSAS 18001) и др. Их создание - это основа формирования интегрированной системы менеджмента с учетом социального значимых показателей, позволяющей сокращать риски и повышать прибыльность организации [6].
Таким образом, мы можем смело заявить следующие выводы:
1. Как мы видим из данной статьи, что стандартов количественно не мало, в то же время мы знаем это «Спрос порождает предложение» и стандарты социальной ответственности являются требованием времени, вне зависимости от наших желаний.
2. Стандарты SA 8000 и ИСО 26000 обеспечивают определение этических критериев при производстве товаров и услуг и удачно дополняют стандарты ИСО серий 9000, 14000 и OHSAS 18001, являясь универсальным средством для практической реализации этической и нравственной деятельности администрации. Таким образом, социальная ответственность компаний выходит на одно из первых мест среди объектов стандартизации в области менеджмента. Система социального и этического менеджмента, соответствующая требованиям стандартов SA 8000, ИСО 26000, являются дополнением системы менеджмента качества, отвечающей требованиям МС ИСО серии 9000, системы экологического менеджмента (МС ИСО 14001), системы управления профессиональными рисками (OHSAS 18001) и др. Их создание - это основа формирования интегрированной системы менеджмента с учетом социального значимых показателей, позволяющей сокращать риски и повышать прибыльность организации.
Литература
1. ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/-ISO_26000
2. Черепанова Н. В. Корпоративная социальная ответственность. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012.
3. Степанова Г. Н., Богомолова В. А., Хохлова Е. Б. Управление организацией на основе системы менеджмента качества (на примере полиграфической деятельности): монография. Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова. М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2011.
4. Мищенко Е. С., Пономарев С. В. Проектирование, формирование, внедрение и практическое использование системы менеджмента качества в образовательной организации Тамбов.: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2009.
5. Пономарев С. В., Мищенко С. В., Герасимов Б. И., Трофимов А. В. Квалиметрия и управление качеством. Инструменты управления качеством. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005.
6. Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт). URL: http://www.gost.ru
References
1. ISO 26000:2010 «Rukovodstvo po sotsial'noj otvetstvennosti» [ISO 26000:2010 «Guide to social responsibility»]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/-IS0_26000
2. Cherepanova N. V. Korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost' [Corporate social responsibility]. Tomsk: Izd-vo Tomskogo politekhnicheskogo universiteta, 2012.
3. Stepanova G. N., Bogomolova V. А., Khokhlo-va E. B. Upravleniye organizatsiej na osnove sistemy menedzhmenta kachestva (na primere poligraficheskoj deyatel'nosti): monografiya [Management of the organization on the basis of a quality management system (on the example of printing activity): monograph]. Mosk. gos. un-t pechati imeni Ivana Fedorova. M.: MGUP imeni Ivana Fedorova, 2011.
4. Mishchenko E. S., Ponomarev S. V. Proektirovaniye, formirovaniye, vnedreniye i prakticheskoye ispol'zovaniye sistemy menedzhmenta kachestva v obrazovatel'noj organizatsii [Design, formation, introduction and practical use of a quality management system in the educational organization]. Tambov.: Izd-vo Tamb. gos. tekhn. unta, 2009.
5. Ponomarev S. V., Mishchenko S. V., Gerasimov B. I., Trofimov А. V. Kvalimetriya i upravleniye kachestvom. Instrumenty upravleniya kachestvom [Qualimetry and quality management. Instruments of quality management]. Tambov: Izd-vo Tamb. gos. tekhn. un-ta, 2005.
6. Ofitsial'nyj sajt Federal'nogo agentstva po tekhnicheskomu regulirovaniyu i metrologii (Rosstandart) [Official site of Federal Agency for Technical Regulation and Metrology (Rosstandard)]. URL: http://www.gost.ru
* * *
INTERNATIONAL STANDARDS IN THE FIELD OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE ENTERPRISES AND ORGANIZATIONS
KIMATOVA RAYGUL GARIFOLLIEVNA Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
KUBASHEVA GULDARYA AMENGELDEEVNA Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
ZLOBINA NATALYA VASILYEVNA Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In the article authors analyzed questions of social responsibility as responsibility of the organization for influence of its decisions and activity on society, the environment through transparent and ethic behavior which promotes sustainable development including health and welfare of society, considers expectation of interested parties, corresponds to the applied legislation, coordinates with the international standards of behavior, besides is integrated into activity of all organization and is applied in its relationship. Authors established that the organizations which orient to socially responsible behavior have the main advantages, it, first of all, forms more attractive image of the organization in society, the trust and loyalty to it increases; becomes possible to attract, motivate and hold good workers; the number of clients increases, commodity turnover increases, the possibility of obtaining favorable orders appears. Authors also analyzed standards which define requirements for social responsibility for granting to the organizations an opportunity to develop, support and put into practice policy and procedures for the purpose of management of those problems which it can control and on which can exert impact; to show to interested parties that policy, procedures and reality are according to requirements of this standard, proved that systems of social and ethical management, conforming to requirements of the standards SA 8000, ISO 26000, are addition of the quality management system meeting the requirements of MS of ISO of a series 9000, system of ecological management (ISO 14001 MS), control systems of professional risks (OHSAS 18001), etc., and their creation is a basis of formation of the integrated system of management taking into account social significant indicators, allowing to reduce risks and to increase profitability of the organization.
Key words: quality, organization, quality management system
Об авторах:
Киматова Райгуль Гарифоллиевна, аспирант кафедры экономического анализа и качества Тамбовского государственного технического университета, г. Тамбов
Кубашева Гульдарья Аменгельдеевна, аспирант кафедры экономического анализа и качества Тамбовского государственного технического университета, г. Тамбов
Злобина Наталья Васильевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и качества Тамбовского государственного технического университета, г. Тамбов
About the authors:
Kimatova Raygul Garifollievna, Post-graduate Student of the Economic Analysis and Quality Department, Tambov State Technical University, Tambov
Kubasheva Guldarya Amengeldeevna, Post-graduate Student of the Economic Analysis and Quality Department, Tambov State Technical University, Tambov
Zlobina Natalya Vasilyevna, Doctor of Economics, Professor of the Economic Analysis and Quality Department, Tambov State Technical University, Tambov
rr ^ о SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
Т. 12, № 3, 2017