Научная статья на тему 'Механизмы оценки процессов образовательной деятельности в системе менеджмента качества ТулГУ'

Механизмы оценки процессов образовательной деятельности в системе менеджмента качества ТулГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
716
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григоров И. В., Павеле Л. А.

Рассмотрены механизмы оценки качества основных и вспомогательных процессов образовательных учреждений на примере опыта внедрения и функционирования системы менеджмента качества Тульского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григоров И. В., Павеле Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы оценки процессов образовательной деятельности в системе менеджмента качества ТулГУ»

УДК 621.9:378

И.В. Григоров, первый проректор, (4872) 33-44-30, tsu.tula.ru,

Л.А. Павеле, канд. техн., наук, доц., нач .отд. менеджмента качества образовательной деятельности, (4872) 33-44-30, la_pavele@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ ПРОЦЕССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ТУЛГУ

Рассмотрены механизмы оценки качества основных и вспомогательных процессов образовательных учреждений на примере опыта внедрения и функционирования системы менеджмента качества Тульского государственного университета.

Ключевые слова: оценка деятельности, менеджмент качества, образование.

Обеспечение высокого качества образования является ведущим приоритетом образовательной политики Российской Федерации.

Реформа, проводимая в целях интеграции российского высшего образования в мировую образовательную систему, требует унификации процессов обеспечения гарантии качества образовательных услуг в вузах России.

Государственный контроль и надзор за качеством высшего профессионального образования направлены на обеспечение единой государственной политики в области образования, повышение качества подготовки специалистов. Требованиям национальной системы качества образования выражается в виде показателей государственной аккредитации.

Однако внешней оценки качества образования, как показывает мировой опыт, в настоящее время оказывается недостаточно. Требуются внутренние механизмы гарантии качества образования, обеспечиваемые самим образовательным учреждением.

Одной из последних тенденций, реализуемых в российской системе образования, является перенос ответственности за качество и его оценку с процедур внешнего контроля образовательного процесса на базе национальных систем лицензирования и аккредитации в сторону внутренней самооценки образовательных учреждений на основе тех или иных моделей. [1]

Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве, разработанные ENQA [2] декларируют, что самообследование и самооценка учебных заведений - это отправная точка для эффективной гарантии качества.

Именно поэтому у вузов возникает потребность создания отлаженной системы оценки качества образовательной деятельности, которая позволяла бы регулярно отслеживать состояние процессов, фиксировать возникающие проблемы и совершенствовать свою деятельность.

Сориентировавшись в целом на выполнение показателей государственной аккредитации, действующие сегодня в ТулГУ механизмы оценки процессов образовательной деятельности встраиваются в сертифицированную на соответствие требованиям ИСО 9001:2008 [3] систему менеджмента качества университета и включают в себя набор внешних и внутренних механизмов (рис. 1).

МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ процессов образовательной деятельности в Тульском государственном университете

ВНУТРЕННИЕ: ВНЕШНИЕ:

- самоо б следование кафедр обязательные:

н ООП; - повторное лицензирование

- рейтинги факультетов, ка- и государственная аккредитация;

федр и преподавателей; - реитинг специальностей.

- внутр еннне аудиты: направлений и вузов России;

- комплексная - добровольные:

внутрнвузовская оценка - сертификационные

деятельности кафедр; н инспекционные аудиты СМК

- контроль качества учебных университета;

занятии - Интернет-тестирование,

проводимое Росаккредагентством

Рис.1. Механизмы оценки процессов образовательной деятельности в ТулГУ

Внутренние механизмы оценки процессов образовательной деятельности позволяют проводить всестороннюю объективную самооценку качества по всем направлениям деятельности образовательного учреждения.

Самообследование кафедр и основных образовательных программ (ООП) проводится в ТулГУ в следующих случаях:

- при переизбрании на должность заведующих кафедрами;

- в целях текущего мониторинга для оценки выполнения кафедрами показателей государственной аккредитации;

- с целью формирования сводного отчета вуза для процедур повторного лицензирования и государственной аккредитации.

Показатели самообследования, предшествующего экспертизе вуза, существенно дополняют и расширяют области и глубину оценки показателей государственной аккредитации и непосредственно связаны с базовыми принципами менеджмента качества. Они четко отражают ориентацию на

потребителей (студентов и работодателей) и механизмы измерения их удовлетворенности (в том числе анкетирование), в большей степени ориентированы на процессы вуза, а не только на его потенциальные возможности и результаты, позволяют проследить динамику развития вуза по основным показателям [4].

Для получения объективной оценки качества обучения в ходе самооб-следования проводится оценка качества подготовки студентов различных курсов по отдельным дисциплинам всех циклов учебных планов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов (ГОС).

Заключение по самообследованию содержит вывод о соответствии содержания и качества подготовки выпускников обследуемых направлений и специальностей требованиям ГОС по всем анализируемым показателям, о выполнении показателей государственной аккредитации, о перспективности данных направлений и специальностей.

Для подведения итогов проделанной за год работы и определения основных направлений деятельности университета в январе месяце подводятся ежегодные рейтинги факультетов, кафедр и преподавателей. Расчет рейтинга осуществляется по специально разработанной программе, учитывающей ряд показателей, которые предоставляются кафедрами, факультетами и структурными подразделениями университета. Результаты рейтинга служат основой для проведения анализа и планирования деятельности подразделений.

С 2005 года в рамках разработки и функционирования системы менеджмента качества в ТулГУ внедрена процедура внутренних аудитов [5], которые ежегодно проводятся вво всех структурных подразделениях университета.

В ходе аудитов проверяется соответствие фактического состояния дел требованиям, установленным Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском образовании», Г осударственными образовательными стандартами, Уставом ТулГУ, стандартами, положениями и должностными инструкциями ТулГУ, процедурными, методическими и другими нормативными актами.

В ТулГУ разработаны критерии для проведения внутренних аудитов, в которых требования ИСО 9001:2008 были сформулированы применительно к деятельности всех структурных подразделений, основным и вспомогательным процессам вуза [6].

При проведении аудитов выявляется наличие или отсутствие несоответствий в подразделениях по разделам ИСО 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001 - 2008). Главной целью внутренних аудитов является оценка:

- соответствия СМК ТулГУ требованиям ИСО 9001:2008;

- результативности функционирования СМК;

- анализа готовности подразделении к повторному лицензированию и государственной аккредитации;

- оперативного выполнения корректирующих действий по устранению выявленных несоответствий.

После проведения аудитов полученная информация обобщается и представляется в виде таблиц и диаграмм, демонстрирующих распределение несоответствий и действия, предпринятые по их устранению в установленные сроки. Проводится анализ работы подразделений в динамике (рис. 2). Эта информация позволяет проанализировать результаты деятельности подразделений и наметить плановые мероприятия, направленные на ее совершенствование.

24

20

Є 16

о

о

о

X

І-

о

12

8

4

0

21

9

10

10

КафедраКафедраКа федраКафедраКафедраКафедраКафедра 1 2 3 4 5 6 7

Рис. 2. Пример диаграммы результатов внутренних аудитов по отдельным кафедрам в динамике за три года (2008, 2009, 2010)

20

20

20

Учитывая то обстоятельство, что ответственность за реализацию основных образовательных программ несут выпускающие кафедры, для них в ТулГУ с 2006 года внедрена процедура комплексной внутривузов-ской оценки деятельности, которая представляет собой совмещенную процедуру самооценки и внутреннего аудита [7]. Она позволяет всесторонне и объективно оценить результативность работы кафедры по различным направлениям деятельности.

Комплексная внутривузовская оценка деятельности осуществляется по двадцати - тридцати контрольным показателям, 2/3 из которых инварианты и используются для оценки динамики совершенствования процессов, а остальные меняются в зависимости от состояния и важности подлежащих аудиту процессов и областей.

Каждый показатель анализируется по следующей схеме:

- цель анализа;

- обработка результатов;

- разработка выводов и рекомендаций по каждому показателю.

Примеры лепестковых диаграмм, построенных по результатам комплексной оценки, дающих возможность проанализировать деятельность кафедр по рассматриваемым показателям и степень совпадения самооценок кафедр и оценок аудиторов, представлены на рис. 3.

1

17

16

15

4

5

4*4 6 7

8

п.4.2.3 10,00

п.4.2.3

п.8.5.2

п.8.2.3

п.7.2, 8.2.1

11 ■ Самооценка ■ Самооценка

Оценка аудиторов Оценка аудиторов

п.5.3

п.5.5.3

п.5.5.6

Рис. 3 Диаграмма распределения среднего балла оценки показателей по университету: а - по номерам вопросов; б - по разделам ИСО 9001:2008

Данное внедрение способствовало упорядочению деятельности кафедр, систематизации отчетной и учебно-методической документации. Введение в действие комплексной внутривузовской оценки деятельности кафедр в совокупности с процедурой внутреннего аудита позволило руководству университета получить независимую объективную оценку деятельности подразделений, выявить сильные и слабые стороны работы каждой кафедры, сопоставить результаты деятельности по различным показателям со средним уровнем по факультету и вузу и своевременно принимать управленческие решения.

До 2008 года в ТулГУ в качестве механизмов контроля учебного процесса применялись внутрикафедральные взаимные посещения занятий профессорско-преподавательским составом (ППС), плановые и внеплановые проверки за ходом учебного процесса, проводимые учебнометодическим управлением, а также анкетирование «Преподаватель глазами студентов», которые по различным причинам не позволяли получать объективные и достоверные результаты.

Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве, разработанные ENQA [3], декларируют, что образовательные учреждения должны иметь механизмы и критерии оценки компетентности преподавателей, официальные механизмы по утверждению, оценке и мониторингу реализуемых программ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Именно поэтому с 2008 года в рамках функционирования и совершенствования системы менеджмента качества в университете была внедрена процедура контроля качества учебного процесса [8]. Объектами контроля являются: различные виды занятий, экзамены, зачеты и итоговая государственная аттестация выпускников.

Контроль качества учебного процесса в ТулГУ применяется в целях:

- установления соответствия содержания, уровня и качества проведения учебных занятий требованиям ГОС и рабочих программ дисциплин;

- установления соответствия организации учебного процесса требованиям директивных документов, приказов и других нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность университета;

- оценки степени достижения учебных и воспитательных целей;

- повышения ответственности ППС за качество учебного процесса;

- повышения исполнительской дисциплины.

В ТулГУ разработаны критерии и методика оценки качества учебного процесса. В инвариантное ядро критериев заложены: соответствие времени, места и вида занятия, фамилии преподавателей, соблюдение времени начала и окончания занятия, готовность обучаемых, аудитории и технических средств обучения к занятию, а также соответствие требованиям нормативных документов, регламентирующих учебный процесс.

Данное внедрение позволило провести независимую объективную оценку работы преподавателей, осуществлять активный контроль за учебным процессом, повысить трудовую и исполнительскую дисциплину ППС ТулГУ. Кроме того, результаты оценки занятий используются для анализа качества реализуемых основных образовательных программ, позволяют определить приоритетные направления повышения квалификации ППС, учитываются при переизбрании на должность и формировании кадрового резерва.

Внешние механизмы оценки процессов образовательной деятельности реализуются со стороны контролирующих организаций, надзорных органов в обязательном порядке или на добровольной основе.

В основном обязательные внешние механизмы направлены не на оценку вуза как системы, а на оценку отдельных его показателей и соответствие их пороговым значениям показателей аккредитации.

Однако с современных позиций менеджмента качества вуз должен управлять взаимосвязями составных частей своей системы качества, в том числе своими показателями как результатами работы этой системы [4].

Поэтому более гибкими с точки зрения менеджмента качества являются добровольные механизмы оценки качества, например, сертификация систем качества.

Несмотря на добровольное применение, сертификационные и инспекционные аудиты, а также Интернет-тестирование результативны для университета, поскольку направлены, с одной стороны, на успешное прохождение вузом процедур лицензирования и аккредитации, улучшение рейтинга, а, с другой стороны, имеют цель - обеспечение гарантии качества образования на уровне университета, позволяют провести диагностику состояния системы и оценку качества реализуемых процессов и направлений деятельности.

В то же время внешние механизмы оценки качества подтверждают адекватность и достоверность действующей в вузе системы оценки качества процессов образовательной деятельности как совокупности основных и вспомогательных процессов, структуры их взаимодействия, документов, методик и ресурсов.

Список литературы

1. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, 2006. 408 с.

2. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. Аккредитация в образовании. Йошкар-Ола. 2008. 58 с.

3. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2008. 26 с.

4. Заика И.Т. Разработка модели и технологии оценки системы менеджмента качества вуза и ее применение для целей государственной аккредитации: автореферат дис. ... кандидата технических наук: 05.02.23

5. Опыт Тульского государственного университета по совершенствованию системы менеджмента качества в рамках типовой модели и требований ИСО 9001:2000 / И.В. Григоров [и др.] // Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции «Менеджмент качества в образовании», СПб, 2009. С. 66-67.

6. Григоров И.В., Руднев С.А., Павеле Л.А. Совершенствование механизма внутренних аудитов системы менеджмента качества ТулГУ // Материалы Международного форума «Современное образование: содержание, технологии, качество» Т. 2, СПб, 2010, С. 52-53.

7. Анисимова М.А., Павеле Л.А. Руднев С.А. Внутривузовская оценка деятельности кафедр университета, как необходимый элемент управления // Материалы XIII Международной конференции «Современ-

ное образование: содержание, технологии, качество» Т. 2. СПб, 2007, С. 36-38.

8. Механизмы оценки качества учебного процесса в ТулГУ / И.В. Григоров [и др.] // Материалы XV Международной конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество». Т. 2, СПб, 2009, С. 79-80.

I. Grigorov, L. Pavele

Mechanisms of the evaluation of the educational activity processes in the quality management system of the TSU

The mechanisms of the evaluation of the quality of main and supporting processes at educational establishments on the basis of the experience with the introduction and functioning of the quality management system at the Tula state university have been considered.

Key words: assessment of activities, quality management, academic education

Получено 04.08.10

УДК 631.365.22

Н.М. Андрианов, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, Nikolay.Andrianov@novsu.ru,

Н.Н. Судаков, канд. с.-х. наук, доц.,

А.В. Макаров, студент, 8-909-56-52-476 (Россия, Великий Новгород, НовГУ)

ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ БАРАБАННЫХ ЗЕРНОСУШИЛОК

Методами моделирования выполнен анализ и синтез оптимальных режимов сушки в зерновых сушилках барабанного типа.

Ключевые слова: зерносушилка барабанная, режимы сушки, оптимизация, моделирование.

Методы моделирования удобны при анализе и синтезе оптимальных технологических режимов оборудования. В работе выполнено моделирование режимов для барабанной сушилки СЗСБ-4 с применением модели [1], которое реализовано на компьютере с использованием специализированного математического пакета MAPLE.

Зависимости кинетики нагрева и сушки зерна в сушилке приведены на рис. 1. Представленные данные подтверждают, что для всех режимов сушки температура зерна достигает максимального значения в средней части сушильной камеры, а к выходу из нее понижается на 5.. .15 оС. При семенных и продовольственных режимах максимальные значения температуры близки к предельно допустимым 0Зд, что важно учитывать в прак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.