Научная статья на тему 'Особенности функционирования системы менеджмента качества в Саратовском государственном медицинском университете имени В. И. Разумовского'

Особенности функционирования системы менеджмента качества в Саратовском государственном медицинском университете имени В. И. Разумовского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ISO 9001 / ВУЗ / UNIVERSITY / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугаева И. О., Клоктунова Н. А., Соловьева В. А., Магомедова М. С.

Рассматриваются особенности функционирования системы менеджмента качества в образовательном учреждении на примере Саратовского государственного медицинского университета, дается обзор исторического и современного аспектов функционирования системы менеджмента качества в СГМУ, а также определяются пути дальнейшего развития системы в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special aspects of quality management system functioning in Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky

The article considers specificity of quality management system functioning in educational institutions and presents an overview of the historical and contemporary aspects of the quality management system's development in Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования системы менеджмента качества в Саратовском государственном медицинском университете имени В. И. Разумовского»

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 65.018

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В САРАТОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ИМЕНИ В. И. РАЗУМОВСКОГО

И. О. Бугаева — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, проректор по учебно-воспитательной работе, профессор, доктор медицинских наук; Н. А. Клоктунова — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, начальник Управления обеспечения качества образования, доцент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии, кандидат социологических наук; В. А. Соловьева — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, специалист центра менеджмента качества образования; М. С. Магомедова — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, руководитель Центра менеджмента качества образования.

SPECIAL ASPECTS OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM FUNCTIONING IN SARATOV STATE MEDICAL UNIVERSITY N. A. V. I. RAZUMOVSKY

I. O. Bugaeva — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Vice-rector for Educational Work, Professor, Doctor of Medical Sciences; N. A. Kloktunova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Quality Management of Education, Department of Philosophy, Humanities and Psychology, Assistant Professor, Candidate of Sociology; V. A. So-lovyova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Quality Management of Education; M. S. Magome-dova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Quality Management of Education.

Дата поступления — 30.10.2015 г. Дата принятия в печать — 10.12.2015 г.

Бугаева И. О., Клоктунова Н.А., Соловьева В.А., Магомедова М. С. Особенности функционирования системы менеджмента качества в Саратовском государственном медицинском университете имени В. И. Разумовского. Саратовский научно-медицинский журнал 2015; 11(4): 597-600.

Рассматриваются особенности функционирования системы менеджмента качества в образовательном учреждении на примере Саратовского государственного медицинского университета, дается обзор исторического и современного аспектов функционирования системы менеджмента качества в СГМУ, а также определяются пути дальнейшего развития системы в вузе.

Ключевые слова: вуз, система менеджмента качества, качество образования, ISO 9001.

Bugaeva IO, Kloktunova NA, Solovyova VA, Magomedova MS. Special aspects of quality management system functioning in Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2015; 11(4): 597-600.

The article considers specificity of quality management system functioning in educational institutions and presents an overview of the historical and contemporary aspects of the quality management system's development in Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky.

Key words: university, quality management system, quality of education, ISO 9001.

Обеспечение высокого качества подготовки специалистов вузами России достигается системой внешних и внутренних механизмов гарантии качества. Наряду с процедурами государственной аккредитации вузов и образовательных программ в различных вузах разрабатываются и внедряются собственные образовательные стандарты, процедуры аттестации и самоаттестации подразделений, программы развития, системы менеджмента качества, основанные, в частности, на требованиях международного стандарта ISO 9001.

Ответственный автор — Клоктунова Наталья Анатольевна Тел.: S (8452) 66-97-77, S (8452) 66-97-79 E-mail: [email protected]

Функционирование системы менеджмента качества (СМК) в образовательном учреждении имеет ряд особенностей, определяемых отраслевой спецификой.

Прежде всего следует отметить, что выходом деятельности подобной организации оказывается нематериальный продукт — образовательные услуги, качество которых оценить сегодня можно лишь косвенным путем. Например, учитываются аккредитаци-онные показатели вуза, которые четко закреплены, и внутривузовские показатели эффективности деятельности, которые каждая организация определяет самостоятельно [1].

Уже ведутся разработки способов оценки качества образовательных услуг, которые бы учитывали

потребности всех заинтересованных сторон. В качестве примера можно привести работу академика РАО А. М. Новикова [2], в которой механизм оценки качества привязан к пяти субъектам образования: личности, производству, обществу, государству, системе образования, а также пяти элементам системы образования:

1. Органы управления образованием;

2. Образовательные учреждения;

3. Образовательные программы;

4. Обучающие;

5. Обучающиеся.

Часто вузы сталкиваются с трудностями при формировании системы менеджмента качества из-за отсутствия специалистов в области СМК [3]. Еще одной существенной проблемой можно назвать необходимость создания системы материального стимулирования и морального поощрения сотрудников к внедрению системы внутри вуза.

Все изложенное определяет возможность выбора собственной траектории формирования и совершенствования внутривузовской СМК. В данной работе описывается опыт ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского» Минздрава России (далее — СГМУ).

Развитие СМК в СГМУ проходило следующие этапы:

1. В 2005 г. во исполнение приказа Федерального агентства по образованию от 03.12.2004 г №304 «О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях» было сформировано управление обеспечения качества образования и началась подготовка мероприятий по разработке и внедрению СМК вуза.

2. В марте 2006 г. проведено обучение сотрудников СГМУ («Международные стандарты ИСО 90002001 в оказании образовательных услуг»). Обучение проводилось АНО «Саратовское отделение Европейского центра по качеству «Качество жизни».

3. В апреле 2006 г. создана рабочая группа по качеству и распределены полномочия с целью идентификации основных и вспомогательных процессов университета и создания основных документов внутривузовской системы менеджмента качества.

4. В период 2006-2007 гг. была внедрена рейтинговая система оценки деятельности кафедр и ППС.

5. 2007 г. — успешно пройдена процедура государственной аккредитации.

6. Ноябрь 2007 г. — реорганизация управления обеспечения качества образования и создание в структуре учебно-методического управления отдела мониторинга и обеспечения качества образования.

7. Август 2010 г. — в СГМУ проведен внешний аудит СМК. По его результатам выдан сертификат соответствия К №17621 на СМК применительно к образовательной деятельности.

8. Сентябрь 2010 г. — решением Ученого совета для разработки, внедрения и обеспечения функционирования СМК, соответствующей требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в университете создано управление обеспечения качества образовательной деятельности, в структуре которого функционирует центр менеджмента качества образования. Данное решение было продиктовано насущными потребностями образовательной среды, для которой, в связи с Болонским процессом, возросло внимание к качеству высшего образования как ключевому фактору успеха этих преобразований.

9. Ученым советом университета 25 октября 2011 г. приняты миссия, политика в области качества, декларация о политике в области качества СГМУ

10. В 2011 г. проведен конкурс «Лидер качества». Целью данного конкурса являлось стимулирование сотрудников кафедр и структурных подразделений университета к постоянной работе по повышению качества образовательных услуг.

11. В 2011 г. проведен конкурс «Знак качества СГМУ». Как итог, разработан знак качества СГМУ, который с тех пор используется как символ внутриву-зовской СМК.

12. 2011 г. — прохождение инспекционного контроля, переоформление сертификата соответствия в связи с изменением наименования вуза. Получение сертификата соответствия К №18710 на СМК применительно к образовательной деятельности.

13. 2012 г. — успешно пройдена процедура государственной аккредитации, подтверждающая, что внутривузовская СМК соответствует предъявляемым требованиям.

14. В ноябре 2012 г. Саратовский ГМУ принял участие в конкурсе Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных организаций высшего и профессионального образования» и по итогам представленной работы стал единственным из медицинских вузов финалистом [4].

15. 2012 г. — прохождение инспекционного контроля, переоформление сертификата соответствия СМК в связи с расширением области сертификации. Получение сертификата соответствия К №21578 на СМК применительно к образовательной и научно-исследовательской деятельности.

16. 2013 г. — успешное прохождение процедуры ресертификации. Получение сертификата соответствия К №25916 на СМК применительно к образовательной и научно-исследовательской деятельности.

17. 2014 г. — участие в конкурсе Рособрнадзора по совершенствованию оценки качества образования в Российской Федерации с проектом «Оценка эффективности трудоустройства выпускников как ключевой показатель качества образования в вузе», который занял призовое место.

18. 2014 г. — успешно пройден инспекционный контроль, подтверждающий действие сертификата соответствия.

19. Советом по качеству от 30.09.2015 приняты актуализированные версии документов СМК, которые хранятся во всех структурных подразделениях:

- СО 0.001.02-02.2015 — Руководство по качеству;

- СО 0.002.02-02.2015 — Декларация о политике в области качества;

- СО 1.001.02-02.2015 — Управление документацией;

- СО 1.002.02-02.2015 — Управление записями;

- СО 1.003.02-02.2015 — Внутренние аудиты;

- СО 1.004.02-02.2015 — Управление несоответствиями. Корректирующие и предупреждающие действия;

- СО 2.001.02-02.2015 — Инструкция по делопроизводству;

- СО 2.002.02-02.2015 — Контроль исполнения документов.

20. 2015 г. — успешно пройден инспекционный контроль, подтверждающий действие сертификата соответствия.

PEDAGOGICS AND EDUCATION

На 2016 г. планируется ресертификация, а также расширение области сертификации применительно к воспитательной деятельности.

Наличие сертификата СМК в вузе — гарантия качества образовательного процесса в глазах существующих и потенциальных потребителей. Сертификация укрепляет имидж вуза, дает преимущества при участии в конкурсах, совместных проектах, грантах, при заключении договоров и контрактов, повышает его инвестиционную привлекательность.

Единый во всем мире подход к признанию соответствия СМК требованиям ISO 9001 создает преимущества для вузов, заинтересованных в привлечении иностранных студентов или в установлении коммерческих связей с другими странами.

В современном медицинском вузе наличие сертифицированной СМК необходимо для реализации политики государства в сфере образования, прохождения государственной аккредитации вуза и лицензирования специальности/направления.

Благодаря внедрению СМК и опыту сертификации вуз получил следующие преимущества:

- рост показателей конкурентоспособности вуза на отечественном и зарубежном рынках образовательных услуг;

- расширение партнерских связей, в том числе международных;

- привлечение к обучению, участию в различных проектах иностранных студентов и преподавателей зарубежных вузов;

- повышение инвестиционной привлекательности вуза;

- уменьшение количества несоответствий, обнаруживаемых при внутренних и внешних аудитах (динамика представлена на рис. 1, 2);

На сегодняшний день обеспечением функционирования СМК в вузе занимается управление обеспечения качества образовательной деятельности, в состав которого входит центр менеджмента качества образования.

Деятельность управления и всего университета в целом базируется на основных принципах менеджмента качества. В управлении работает квалифицированный персонал с профильным образованием, в том числе: доктор медицинских наук; кандидат социологических наук; 2 аспиранта, 2 магистранта;

Все сотрудники прошли повышение квалификации, что также обеспечивает высокую результативность процесса.

Центр менеджмента качества образования на 100% укомплектован квалифицированными сотрудниками (профильное образование по системе менеджмента качества, переподготовка в области менеджмента качества образования).

Основными задачами центра менеджмента качества образования являются:

- формирование, развитие и оценка эффективности функционирования действующей системы управления качеством образовательной деятельности (в том числе проведение внутренних аудитов, проведение рейтинга ППС, анкетирование заинтересованных сторон);

- совершенствование механизма внутривузов-ской оценки и контроля образовательной деятельности в соответствии с международными и российскими стандартами;

- систематический анализ качества подготовки выпускников, ориентация на потребителей образо-

599

2014-2015

2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015

■ Количество ВЫЯВЛЕННЫХ несоответствий на кафедрах 158 122 55 49 46

■ Количество выявленных несоответствий у административно-хозяйственньк подразделений 55 48 30 15 23

Рис. 1. Динамика выявления несоответствий в ходе внутренних аудитов

12 Г"" __---

10| I —

8 №-~---

6 Н—— I—---я

^Н I ^^Н I

2 /Н

о- ^^ ^

2013 год

2014 год " —------- -

2015 год

2013 год 2014 год 2015 год

■ Кол^ество структурных л одра зделений, имеющих несоответствия 9 7 5

■ Количество выявл енных несоответствий 11 10 8

Рис. 2. Динамика выявления несоответствий в ходе внешних аудитов

вательных услуг и работодателей в рамках показателей государственной аккредитации.

В каждом структурном подразделении назначен уполномоченный по качеству, ответственный за текущую работу в рамках СМК, а контроль за эффективным функционированием СМК возложен на заведующих кафедрами, то есть в процесс вовлечено так или иначе значительное количество сотрудников СГМУ. С целью оптимизации и улучшения работы в рамках СМК сотрудники ЦМКО для уполномоченных по качеству проводят обучающие семинары и личные консультации по возникшим вопросам.

Ежегодно все структурные подразделения разрабатывают цели в области качества, предполагающие определение возможных путей развития, и предоставляют их в ЦМКО. На конец отчетного периода проводится самоанализ собственной деятельности и составляется отчет о достижении целей, что позволяет скорректировать текущую работу.

Деятельность ЦМКО не ограничивается работой с СМК, на сотрудников центра также возложены обязанности по аккредитации и лицензированию; контролю проведения процедуры самообследования в вузе; формированию документов статистической отчетности (ВПО-1, мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования); подаче заявок на участие в конкурсе по распределению контрольных цифр приема; формированию дорожной карты; формированию комплексной программы развития вуза и пр.

Как известно, одним из принципов менеджмента качества является постоянное совершенствование, потому планирование остается ключевым фактором успешной деятельности внутри организации. Среди основных направлений деятельности УОКОД в рамках обеспечения эффективной реализации СМК на 2016 г. можно выделить следующие:

— ресертификация СМК применительно к образовательной и научно-исследовательской деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— расширение области сертификации СМК на воспитательную деятельность;

— участие в Премии Правительства РФ в области качества;

— возобновление конкурса «Лидер качества» для кафедр и структурных подразделений СГМУ в целях мотивации сотрудников на эффективную деятельность (как материальной — подарки победителям, так и нематериальной — публичное оглашение результатов и представление списка победителей на сайте университета);

— актуализация описанных процессов в СГМУ для создания управляемой системы процессов с выделенными показателями эффективности и результативности;

— постоянный мониторинг актуальности существующих процедур и своевременные изменения сообразно имеющимся требованиям.

Таким образом, СМК СГМУ представляет собой инструмент, который, при четком процессном и структурном взаимодействии, способен обеспечивать дальнейшее поступательное развитие вуза.

References (Литература)

1. Voroshilov SA, Danilova MK, Dubovskaya EN, et al. Characteristic of quality management system in National Research University. In: Quality management and information system management MQ&ISM-2012: Proceedings of International Conference / Azarov VN, ed. 16-23 September 2012, Austria, Vienna; «Quality» fond, 2012; p. 13-17. Russian (Ворошилов С. А., Данилова М. К., Дубовская Е. Н. и др. Особенности системы менеджмента качества национального исследовательского университета. В кн.: Менеджмент качества и менеджмент информационных систем (MQ&ISM-2012): материалы междунар. конф. / под ред. В. Н. Азарова, 16-23 сентября 2012 г. Австрия, Вена; Фонд «Качество», 2012; с. 13-17).

2. Novikov AM, Novikov DA. About education' quality assessment system. Problems of nationwide education' quality assessment system 2007; (1); 25-34. Russian (Новиков А. М., Новиков Д. А. О системе оценок качества образования. Проблемы разработки общенациональной системы оценки качества образования 2007; (1); 25-34).

3. Chumachenko AN, Venig S. B, Voroshilov SA, el al. QMS in center of attention: experience of Saratov State University. Standarts & quality 2015; 11 (941); 40-41. Russian (Чумачен-ко А. Н., Вениг С..Б, Ворошилов С. А. и др. В центре внимания — СМК: опыт Саратовского государственного университета. Стандарты и качество 2015; 11 (941); 40-41).

4. Kloktunova NA, Protopopov aA, Averyanov AP, el al. Innovations in medical education: results and prospects. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2013; (1); 31-33. Russian (Клоктунова Н. А., Протопопов А. А., Аверьянов А. П. и др. Инновации в медицинском образовании: результаты и перспективы. Саратовский научно-медицинский журнал 2013; (1); 31-33).

УДК 61:378.147:004.9:796 (045) Оригинальная статья

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В. И. Павлов — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры физического воспитания, доцент, кандидат педагогических наук; О.Ю. Алешкина — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, директор Института сестринского образования, профессор, доктор медицинских наук.

APPLIED PHYSICAL EDUCATION AND SEARCH OF INNOVATIVE FORMS

OF TEACHING STUDENTS

V. I. Pavlov — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Physical Education, Assistant Professor, Candidate of Pedagogical Sciences; O. Yu. Aleshkina — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Director of Institute of Nursing Education, Professor, Doctor of Medical Sciences.

Дата поступления — 30.10.2015 г. Дата принятия в печать — 10.12.2015 г.

Павлов В.И., Алешкина О.Ю. Инновационный подход к обучению студентов вуза по дисциплине «Прикладная физическая культура». Саратовский научно-медицинский журнал 2015; 11 (4): 600-604.

Цель: проанализировать эффективность применения интернет-технологий для обучения, оценки и контроля освоения теоретического материала в процессе физического воспитания студентов. Материал и методы. В исследовании участвовало 453 человека: в группе исследования — 235 студентов; в группе контроля — 218 респондентов. Методом исследования является статистическая обработка показателей тестирования. Результаты. Разработаны рабочая программа, информационная технология учебного процесса, система балльно-рейтинговой оценки и контроля теоретической подготовки студентов по дисциплине «Прикладная физическая культура». Заключение. Апробированная дистанционная информационная технология профессиональной теоретической подготовки будущих специалистов и система балльно-рейтинговой оценки знаний являются объективным средством контроля подготовки студентов по физическому воспитанию.

Ключевые слова: прикладная физическая культура, интернет-технологии, физическое воспитание, система балльно-рейтинговой оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.