Научная статья на тему 'Модели и методы оценки качества профессионального образования'

Модели и методы оценки качества профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1685
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА. / QUALITY EVALUATION MODEL / QUALITY EVALUATION METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаратинова В. В.

В статье обозначена проблема разработки и практического применения методик и моделей оценки качества в современной теории и практике управления качеством образования, приведены примеры моделей и методов оценки качества профессионального образования, сделан вывод о необходимости обоснованного выбора и применения тех или иных моделей и методов оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаратинова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели и методы оценки качества профессионального образования»

- видеосюжеты о природе, о жизни животных и т.п.;

- конкурсы на лучший рисунок, самодельный сувенир, пение, танец, исполнение на музыкальном инструменте и т. д.

Итак, в результате эксперимента нами выявлено, что:

- подавляющее большинство пациентов-мужчин, перенесших инсульт в правом полушарии мозга, проявляют склонность к негативному отношению к внешним объектам, явлениям, событиям;

- женщины с очаговыми поражениями правого полушария мозга склонны к эйфорическому состоянию в отношении аналогичных ситуаций.

Безусловно, представленное исследование требует дальнейшего продолжения и серьезных методических доработок. Однако оно позволяет приблизиться к пониманию некоторых закономерностей эмоцио-

нального состояния больных, имеющих очаговые поражения в недоминантном полушарии мозга.

Список литературы

1. Бизюк, А.П. Компендиум методов нейропсихологи-ческого исследования / А.П. Бизюк. - СПб., 2005.

2. Вассерман, Л.И. Методы нейропсихологической диагностики / Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меер-сон. - СПб., 1997.

3. Егоров, А.Ю. Функциональная специализация полушарий мозга человека / А.Ю. Егоров. - СПб., 2000.

4. Лурия, А.Р. Мозг человека и психические процессы / А.Р. Лурия. - М., 1963.

5. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. -М., 1973.

6. Лурия, А.Р. Травматическая афазия / А.Р. Лурия. -М., 1947.

7. Румова, Г.А. Я вновь читаю и говорю / Г.А. Румова. - М., 2003.

УДК 378.1

В.В. Шаратинова

МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обозначена проблема разработки и практического применения методик и моделей оценки качества в современной теории и практике управления качеством образования, приведены примеры моделей и методов оценки качества профессионального образования, сделан вывод о необходимости обоснованного выбора и применения тех или иных моделей и методов оценки.

Модель оценки качества, методика оценки качества.

The paper discusses the problem of developing and practically applying methods and models of evaluating quality in the modern theory and practice of education quality management, presents examples of models and methods of evaluating professional education quality, makes a conclusion on the necessity of a well-founded choice and application of evaluation models and methods.

Quality evaluation model, quality evaluation methods.

Несмотря на серьезные достижения в современной теории и практике управления качеством, в отечественном образовании продолжает быть актуальной проблема разработки и практического применения методик и моделей оценки качества образования. Анализ исследований по данной проблематике показывает, что необходимость оценки признана и государством (процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений и отдельных образовательных программ), и обществом (общественно-профессиональная аккредитация, сертификация и т.д.). Тем не менее, реализация остается достаточно сложной. Существующие в настоящее время количественные подходы оказываются слишком общими и не в полной мере отражают все аспекты деятельности образовательного учреждения (специфику конкретного образовательного учреждения, его цели и задачи), тем более его структурных подразделений. Качественные же подходы остаются в большей степени субъективными, зависящими от мнения экспертов.

В последние 10 лет наряду с промышленными предприятиями и организациями наблюдается рост численности отечественных образовательных учреждений в сфере профессионального образования, особенно вузов, стремящихся строить общий менеджмент организации с использованием принципов менеджмента качества. Если в сфере бизнеса, как отмечает М.З. Свиткин, предпосылками для этого послужили идеи ученых в области качества, практика использования подходов менеджмента качества применительно к менеджменту и бизнесу организаций, международная стандартизация в области менеджмента [7, с. 74], то в сфере высшего образования к этим предпосылкам следует добавить, во-первых, планомерную, поэтапную деятельность федеральных органов управления в сфере образования, направленную на повышение качества подготовки специалистов; во-вторых, подписание Россией Болонской декларации; в-третьих, все возрастающую конкуренцию между вузами на рынке образовательных услуг и рынке труда.

Принятие в 1992 г. закона РФ «Об образовании» ознаменовало поворотный этап государственной образовательной политики к децентрализации и формированию демократических традиций в образовании [2, с. 7]. Системные изменения российского образования связаны с заменой административного контроля деятельности учебных заведений механизмом их оценки и признания, апробированным мировой практикой. Государственное регулирование процесса реформирования системы образования осуществляется на основе процедур лицензирования и государственной аккредитации учебных заведений. Процесс аккредитации реально вошел в систему российского образования как механизм управления образованием. В связи с актуализацией проблемы повышения качества образования соответствующие понятия введены и в нормативные документы.

В сентябре 2003 г. Россия присоединилась к Бо-лонскому процессу, приняв на себя обязательства присоединиться к процессу создания в Европе единого образовательного пространства и подписав Берлинское коммюнике, согласно которому первичная ответственность за гарантию качества высшего образования лежит непосредственно на каждом высшем учебном заведении.

В условиях возрастающей конкуренции вузы все больше ориентируются на требования потребителей и заинтересованных сторон, в качестве которых выступает не только государство в лице органов управления образованием, но и сами обучающиеся, их родители, персонал вуза, работодатели, поставщики. Ориентируясь на требования потребителей, вузы открывают новые образовательные программы, в том числе в сфере управления качеством; совершенствуют учебные планы и программы дисциплин, включая в них рассмотрение вопросов качества. В повседневную деятельность большинства вузов прочно вошли такие понятия, как «повышение качества образования», «всеобщее управление качеством», «система менеджмента качества», «стратегическое планирование развития» и т. п.

Одним из современных подходов совершенствования менеджмента в вузах является применение международных стандартов на системы менеджмента - MSS (Management System Standards), ведущая роль среди которых принадлежит стандартам ИСО серии 90001. В основу стандартов ИСО серии 9000 положена модель системы менеджмента качества, учитывающая восемь базовых принципов менедж-

1 К международным стандартам ИСО серии 9000 в настоящее время относятся:

- ИСО 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;

- ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования;

- ИСО 9004:2000 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности;

- ИСО 19011:2002 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и (или) систем экологического менеджмента.

мента качества и методологию РБСА2. Модель системы менеджмента качества (СМК) предполагает установление взаимовыгодных отношений с потребителями и заинтересованными в деятельности организации сторонами, определение их требований к качеству выпускаемой организацией продукции (оказываемой услуге), анализ и учет этих требований в деятельности организации, а также создание условий для непрерывного улучшения деятельности организации в целом и каждого из процессов на основе эффективной системы измерений, мониторинга, анализа и оценки качества. Анализ результативности самой системы менеджмента качества вуза, являясь одним из основных требований ИСО 9001, должен строиться на управлении процессом мониторинга как степени удовлетворенности потребителей вуза, так и продукции и процессов вуза. В число этих процессов входят процессы самообследования (деятельности вуза в целом, отдельных его направлений и выпускающих кафедр) и самооценки, внутреннего аудита (СМК в целом, отдельных ее процессов и структурных подразделений). С этой целью процессы маркетинга, осуществляемые в вузе, должны быть направлены на исследование рынка труда, рынка образовательных услуг, на определение и анализ требований потребителей к качеству образовательных услуг, к компетенциям выпускников, на оценку степени удовлетворенности потребителей.

Мониторинг продукции должен осуществляться в вузе для проверки соблюдения установленных требований к продукции (образовательной услуге и ее результатам - уровню сформированных компетенций выпускников) на всех этапах жизненного цикла согласно запланированным мероприятиям. А деятельность, связанная с мониторингом процессов, должна являться составной частью всех процессов системы менеджмента качества вуза и осуществляется для подтверждения способности процессов СМК достигать запланированных результатов. С этой целью важно определить комплексную систему показателей и методику оценки качества.

Внутренние аудиты проводятся с целью установления степени соответствия СМК в целом и отдельных ее процессов установленным требованиям (в ИСО 9001, нормативных и внутриорганизационных документах) и предназначены для:

- обеспечения руководства вуза достоверной информацией о степени соответствия системы менеджмента качества установленным требованиям с целью определения результативности СМК, разра-

2 Так называемый цикл Шухарта - Деминга PDC(S)A: планирование (plan) - разработка целей и процессов, требуемых для достижения результатов в соответствии с заданием потребителей и политикой организации; осуществление (do) - внедрение процесса, выполнение действия; проверка (check) либо изучение (study) - постоянный контроль и измерение процессов и продукции с точки зрения политики, целей и требований на продукцию; действие (act) - осуществление действий по постоянному улучшению показателей процессов [1, с. 31].

ботки корректирующих и предупреждающих действий, улучшения СМК;

- предоставления потребителям доказательств результативности функционирования отдельных процессов и всей СМК;

- проверки результативности корректирующих и (или) предупреждающих действий по итогам предыдущих аудитов.

Глубокая и объективная оценка деятельности образовательного учреждения, полученная с использованием широкого диапазона методов и средств оценивания, по мнению В.Г. Наводнова, Е.Н. Геворкян, Г.Н. Мотовой, М.В. Петропавловского, может быть сделана только самим образовательным учреждением в процессе внутренней экспертизы, которая рассматривается и как процедура самообследования, и как самооценка. Они приводят некоторые существенные различия этих понятий. Под самооценкой понимают результаты оценки деятельности образовательного учреждения в соответствии с показателями, по которым будут анализировать результаты его деятельности внешние эксперты. Структура самооценки, как правило, задается внешним органом и является обязательной для всех учреждений образования [2, с. 47]. Самообследование - процедура более глубокая и многосторонняя по содержанию и формам, более гибкая и адаптивная и может включать аспекты деятельности, определенные самим образовательным учреждением в соответствии с системой собственных, внутренних целей и ценностей [2, с. 47].

В.В. Азарьева, В.И. Круглов, Д.В. Пузанков, В.С. Соболев, В.П. Соловьев, И.В. Степанов, С.А. Степанов, В.В. Ященко отмечают, что в настоящее время основной тенденцией в области гарантии качества профессионального образования является перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества деятельности образовательных учреждений на базе национальной системы аккредитации в сторону их внутренней самооценки (самообследования) на основе тех или иных моделей управления качеством. Эффективная система мониторинга качества образования, основанная на самооценке, сама по себе обеспечивает объективную оценку и доверие к деятельности образовательного учреждения, а результаты самооценки становятся механизмом постоянного внутреннего улучшения системы качества [4, с. 74].

Обе процедуры (и самообследование, и самооценка) широко используются в российских вузах. Однако если процедуру самообследования обычно связывают с процедурами лицензирования и государственной аккредитации вуза, то самооценку - с участием в конкурсах и премиях по качеству. В связи с этим под самооценкой понимают способ сопоставления деятельности организации и достигнутых ею результатов относительно модели совершенствования (модели конкурса).

Национальные и международные премии в области качества (модели делового совершенства), являясь формой общественного признания деятельности организаций, предназначены для их стимулирования к использованию в своей деятельности современных

методов менеджмента качества с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции (оказываемой услуги). Наиболее известными национальными премиями по качеству являются Премия Э. Деминга (Япония) - с 1951 г., которой в 1984 г. был придан статус международной премии; Американская национальная премия качества (Премия М. Болдриджа, США) - с 1987 г.; Европейская премия по качеству - с 1991 г.; Премия Правительства РФ -с 1996 г.

Основными моделями совершенства деятельности, по критериям которых осуществляется самооценка систем менеджмента качества российских вузов, являются: модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) «Признанное совершенство», модель Премии Правительства РФ в области качества, модель конкурса Министерства образования и науки РФ «Системы обеспечения качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», модель совершенствования деятельности образовательного учреждения.

В основу модели EFQM положены десять принципов совершенствования управления предприятиями: 1) ориентация на результат; 2) ориентация на потребителя; 3) лидерство и постоянство цели; 4) процессный подход к управлению на основе фактов; 5) развитие и вовлечение людей; 6) непрерывное обучение, инновации и улучшения; 7) развитие партнерских отношений; 8) корпоративная социальная ответственность; 9) оперативность; 10) нацеленность на будущее. Очевидно, что в данной модели получили развитие восемь принципов менеджмента качества, представленных в международных стандартах ИСО серии 9000. В данной модели, как отмечает Э. П. Набоков, делается акцент на лидерство и результаты, при этом последние относятся к персоналу, потребителям и обществу в целом [5, с. 23].

При разработке модели Премии Правительства РФ в области качества решены задачи обеспечения совместимости с зарубежными премиями и учета российской специфики. Модель гармонизирована с моделью совершенства EFQM. Критериями модели являются: 1) лидирующая роль руководства; 2) политика и стратегия организации в области качества; 3) персонал; 4) партнерство и ресурсы; 5) процессы, осуществляемые организацией; 6) удовлетворенность потребителей качеством продукции; 7) удовлетворенность персонала; 8) влияние организации на общество; 9) результаты работы организации.

Модель конкурса Министерства образования и науки РФ «Системы обеспечения качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» разработана с целью создания системы государственного и общественного стимулирования образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования к поиску современных методов управления для обеспечения качества подготовки выпускников; учитывает требования модели EFQM, стандартов и руководящих принципов для системы гарантии качест-

ва высшего образования на территории Европы1, международных стандартов ИСО серии 9000. Как известно, модель конкурса включает две группы из девяти критериев. Максимальное количество баллов, которое предусмотрено в модели конкурса, составляет 1000 баллов. Первая группа критериев «Возможности» (максимальное количество баллов - 550) характеризует, как образовательное учреждение достигает поставленных целей в области качества подготовки выпускников и что конкретно для этого делается. Вторая группа критериев «Результаты» (максимальное количество баллов - 450) характеризует степень достижения поставленных целей, каких конкретно результатов удалось достичь образовательному учреждению как с точки зрения внутренних заинтересованных сторон, так и с точки зрения окружающего общества. Конкурс проводится с 2000 г., его основными задачами являются:

- стимулирование деятельности образовательных учреждений в области самоконтроля качества;

- разработка предложений и рекомендаций по развитию систем качества в образовательных учреждениях;

- содействие в развитии систем управления качеством для проведения самооценки деятельности образовательных учреждений и совершенствования процессов контроля качества подготовки выпускников [6, с. 3].

Модель совершенствования деятельности вуза разработана в рамках проекта2 по разработке, апробации и внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения. В основу модели совершенствования деятельности вуза положены Бельгийско-нидерландская модель улучшения качества высшего образования, основанная на модели EFQM; модель конкурса Министерства образования и науки РФ, которые дополнены «Стандартами и руководящими принципами для системы гарантии качества высшего образования на территории Европы», требованиями и рекомендациями международных стандартов ИСО серии 9000. Данная модель, в первую очередь, предназначена для стимулирования образовательных учреждений к применению принципов Всеобщего менеджмента качества (TQM) и поиску постоянного улучшения системы качества. Все критерии модели разбиты на подкритерии и их составляющие, перечень которых формировался на базе проведенного анализа моделей управления в области менеджмента качества, ключевых направле-

1 Разработаны Европейской ассоциацией гарантии качества (ENQA) в высшем образовании.

2 В 2005 г. в рамках проекта Рособразования (по заявке Рособрнадзора) творческим коллективом ведущих вузов России в области качества (ЛЭТИ, МИСиС, ТПУ и др.) разработана типовая модель системы качества вуза (ссуза). Представленная на заседании Совета по координации управления качеством высшего профессионального образования, созданного Рособрнадзором при участии Рособра-зования, руководителем проекта С.А. Степановым (ЛЭТИ) типовая модель системы качества была рекомендована к апробации в 2006 г. и к внедрению в 2007 г.

ний деятельности и процессов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг и задач, стоящих перед учебными заведениями РФ в плане совершенствования систем управления на принципах менеджмента качества [4, с. 75 - 77].

Любая из описанных выше моделей применима в учебных заведениях профессионального образования и окажет положительное влияние на повышение качества образования и систему управления в целом. Модель конкурса «Системы обеспечения качества подготовки выпускников образовательных учреждений» и модель совершенствования деятельности вуза (ссуза) имеют неоспоримые сильные стороны: во-первых, являясь отраслевыми моделями, они ориентированы непосредственно на учреждения профессионального образования; во-вторых, они построены с учетом европейских аналогов. Если говорить об участии в конкурсах, то модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) «Признанное совершенство» и модель Премии Правительства РФ в области качества являются более значимыми по уровню признания в сравнении с отраслевыми моделями. В первом случае это оценка международного уровня, во втором - национальный уровень признания без привязки к конкретной отрасли (в нашем случае - к образованию).

В практической деятельности, как отмечает И. Т. Заика, вузам предлагается использовать облегченные методы самооценки: готовые экспресс-модели, построенные по матричному принципу. Применяя матрицу, внутренние эксперты сравнивают подходы к осуществлению деятельности вуза с заранее предписанными и измеряют их уровень зрелости. Преимуществом такой самооценки является ее низкая трудоемкость. Однако, как оказалось, она представляет меньшую ценность для высшего руководства. Наблюдения в процессе самооценок по экспресс-моделям показали, что выбранные баллы отражали в большей степени естественное желание экспертов отметить лучшие достижения, а выбор уровней зрелости, как правило, базировался на косвенных и зыбких свидетельствах. При статистическом анализе данных самооценки величины стандартных отклонений и дисперсий результатов указывают на различное толкование формулировок матриц представителями разных уровней управления. Между тем, как показала практика, применение сложных методов (например, участие в конкурсе на премию по качеству) способствует глубокому анализу, в ходе которого люди начинают мыслить системно, концентрируя внимание больше на взаимосвязях между частями целого, чем на самих частях [3, с. 12].

Наряду с самооценкой в российских вузах разрабатываются и широко используются в качестве инструментов управления качеством различные методики оценки качества, включая рейтинговые оценки.

В деловом сообществе рейтинги используются в качестве инструмента регулирования макроэкономики и мониторинга хозяйственной среды, являются неотъемлемой составляющей инфраструктуры финансовых рынков и позволяют оптимизировать многие функции внутрифирменного менеджмента: по-

высить инвестиционную привлекательность в рамках инвестиционного менеджмента, улучшить деловую репутацию в РЯ-менеджменте, получить конкурентное преимущество, повысить маркетинговую привлекательность, снизить стоимость маркетинговых исследований и т.д. [8, с. 2].

Понимая рейтинг как способ систематизации данных об объектах исследований и инструмент их ранжирования, в качестве объектов исследования в вузах выступают и деятельность отдельных преподавателей, и деятельность кафедр, факультетов и институтов, и деятельность студентов, а также реализация основных образовательных программ (Белгородский государственный университет, Волгоградский государственный педагогический университет, Волгоградский государственный технический университет, Московский государственный институт управления, Новосибирский государственный технический университет, Орловский государственный технический университет, Петербургский государственный университет путей сообщения, Ростовская-на-Дону государственная академия сельскохозяйственного машиностроения, Таганрогский государственный радиотехнический университет, Томский политехнический университет, Череповецкий государственный университет, Якутский государственный университет и др.). Конечной же целью разработки и применения методик оценки качества является стремление получить научно обоснованный механизм принятия управленческих решений на основе анализа деятельности в соответствии с критериями и показателями, заложенными в основу предлагаемых методик оценки.

Таким образом, для результативного применения современных моделей и методов оценки качества важно изучить их область применения и понять конкретные цели, которых они помогают достичь.

Список литературы

1. Адлер, Ю.П. Методы постоянного совершенствования сквозь призму цикла Шухарта - Деминга / Ю.П. Адлер, Е.И. Хунузиди, В.Л. Шпер // Методы менеджмента качества. - 2005. - № 3. - С. 29 - 35.

2. Аккредитация высших учебных заведений в России: учеб. пособие / В.Г. Наводнов, Е.Н. Геворкян, Г.Н. Мотова, М.В. Петропавловский. - Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008.

3. Заика, И.Т. Процесс самооценки в вузе / И.Т. Заика // Методы менеджмента качества. - 2007. - № 5. - С. 12 - 17.

4. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения / В.В. Азарьева, В.И. Круглов, Д.В. Пузанков, В.С. Соболев и др. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ ЛЭТИ, 2006.

5. Набоков, Э.П. Организационное совершенствование предприятий на принципах TQM / Э.П. Набоков // Методы менеджмента качества. - 2007. - № 4. - С. 20 - 23.

6. Руководство для участников конкурса 2009 г. «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» / А.И. Кочетов, Л.А. Дубровина, О.В. Блинкова, В.П. Соловьев. - М.: ФГОУ ВПО МИСиС, 2009.

7. Свиткин, М. З. От менеджмента качества к качеству менеджмента и бизнеса: миф или реальность? / М.З. Свит-кин // Стандарты и качество. - 2004. - № 1. - С. 74 - 79.

8. Хотинская, Г.И. Теория и практика рейтинговой деятельности в современной среде / Г.И. Хотинская, Ю.С. Карпузов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. -№ 3. - С. 41 - 52.

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЧЕРЕПОВЕЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Афанасьева Н.Б., Березина Н.А. Введение в экологию растений: учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - ISBN 978-5-211-05430-1.

В пособии изложены вопросы взаимодействия растений и их совокупностей со средой, а также факторы, оказывающие влияние на эти процессы. Эколого-ботанические явления рассмотрены на разных уровнях, освещены разные их аспекты (экологическая физиология растений, экология видов, популяций и сообществ растений).

Для студентов-ботаников и экологов разных специализаций, аспирантов и преподавателей вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.