Научная статья на тему 'Социальный портрет студентов среднего профессионального образования республики Калмыкия'

Социальный портрет студентов среднего профессионального образования республики Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
591
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ / РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ / STUDENTS / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / SOCIAL PORTRAIT / THE REPUBLIC OF KALMYKIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марзаева Марина Борисовна

В статье анализируются основные социальные характеристики студентов среднего профессионального образования Калмыкии. В качестве объекта исследования выступают студенты среднего профессионального образования Республики Калмыкия. Основная цель исследования заключается в анализе социальной базы студенчества СПО республики в начале XXI в. Анализ данных позволил выделить основные черты студенчества среднего профессионального образования Калмыкии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the main social characteristics of students of secondary vocational education of Kalmykia. The object of the research are the students of secondary vocational education of the Republic of Kalmykia. The main objective of the study is analysis of the social base of SVE students of the Republic in the beginning of XXI century. Data analysis allowed to identify the main features of secondary professional education students of Kalmykia.

Текст научной работы на тему «Социальный портрет студентов среднего профессионального образования республики Калмыкия»

УДК 337(470.47) ББК 60.5 М-25

Марзаева Марина Борисовна, младший научный сотрудник отдела этнологии ФГБУНРАН «Калмыцкий научный центр РАН», e-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

(рецензирована)

В статье анализируются основные социальные характеристики студентов среднего профессионального образования Калмыкии. В качестве объекта исследования выступают студенты среднего профессионального образования Республики Калмыкия. Основная цель исследования заключается в анализе социальной базы студенчества СПО республики в начале XXI в. Анализ данных позволил выделить основные черты студенчества среднего профессионального образования Калмыкии.

Ключевые слова: студенчество, среднее профессиональное образование, социальный портрет, Республика Калмыкия.

Marzaeva Marina Borisovna, a junior researcher of the Department of Ethnology of FSBSD of the RAS "Kalmyk Scientific Center of the RAS", e-mail: mbm. [email protected]

SOCIAL PORTRAIT OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION STUDENTS (Reviewed)

The article analyzes the main social characteristics of students of secondary vocational education of Kalmykia. The object of the research are the students of secondary vocational education of the Republic of Kalmykia. The main objective of the study is analysis of the social base of SVE students of the Republic in the beginning of XXI century. Data analysis allowed to identify the main features of secondary professional education students of Kalmykia.

Keywords: students, secondary vocational education, social portrait, the Republic of Kalmykia.

Современный этап развития российского общества характеризуется трансформационными процессами в социальной структуре. В этой связи наиболее актуальны исследования, направленные на изучение социальных процессов. Вместе с тем возникает необходимость анализа структуры отдельных социальных групп, из которых особое внимание исследователей привлекает студенчество. Интерес ученых к данной группе связан с его ролью в социальной структуре. Исследователи рассматривают данную группу как социальный источник пополнения профессиональных групп. Изучение студенческой молодежи имеет актуальное значение также в связи со значимостью ее деятельности в общественной жизни социума.

Изучению студенчества как особой социально-демографической группы посвящены работы многих зарубежных и отечественных ученых. В отечественной науке современные исследования на данную тему представлены работами социологов [1, 2], педагогов [3, 4], психологов [5] и других специалистов. Среди них необходимо отметить статью доктора философских наук С.Я. Сущего «Социальные характеристики

современной студенческой среды Юга России (на материалах Ростовской области и Ставропольского края)» [6].

Историография вопроса также представлена работами региональных ученых С.Э. Лиджи-Горяевой [6], В.А. Манджиевой [7], Б.Б. Шоволдаева [8]. Недостаточная степень изученности вопроса в региональном аспекте подчеркивает актуальность данного исследования. В связи с чем в рамках данной работы рассмотрим социальный облик студентов среднего профессионального образования Калмыкии.

Объектом исследования данной работы является студенчество среднего профессионального образования Калмыкии.

Основная цель исследования заключается в анализе социальной базы формирования студенчества СПО Республики Калмыкии в начале XXI в.

Задача исследования: дать социально-демографическую характеристику студентов СПО Калмыкии.

Эмпирической основой статьи послужили отчетные материалы учреждений СПО республики, а также полевой материал автора.

Современная система профессиональной подготовки в Республике Калмыкия представлена учреждениями среднего специального и высшего образования. Ступень среднего профессионального образования представлена учреждениями: БПОУ РК «Калмыцкий государственный колледж нефти и газа», БПОУ РК «Многопрофильный колледж», БПОУ РК «Политехнический техникум», БПОУ РК «Торгово-технологический колледж», БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж», БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова», БПОУ РК «Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой», БПОУ РК «Колледж искусств им. П.О. Чонкушова» и Калмыцкий филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарно-экономический институт» (отделение СПО). Необходимо отметить, что из названных учреждений только 6 организаций курируются Министерством образования и науки Республики Калмыкии, а медицинский колледж и колледж искусств относятся к своим профильным министерствам, калмыцкий филиал МГГЭУ подотчетен головному вузу.

Подготовка квалифицированных рабочих кадров в учреждениях СПО республики ведется по 11 направлениям укрупненных групп специальностей: образование и педагогика, здравоохранение, культура и искусство, сельское и рыбное хозяйство, сфера обслуживания, энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, транспортные средства, информатика и вычислительная техника, воспроизводство и переработка, технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, архитектура и строительство. Спектр профессий составляет более 30 наименований.

Приступая к анализу социального состава студентов СПО, рассмотрим каналы пополнения студенчества из числа выпускников школ на примере поступивших заявлений о приеме в учреждения, подведомственные Министерству образования и науки Республики Калмыкия.

Как видно из таблицы №1, количество выпускников на базе основного и среднего образования, желающих поступить в учреждения СПО практически равное.

Таблица 1. Сведения о приеме выпускников школ в профессиональные образовательные учреждения (по состоянию на 1 сентября 2015 г.)

Среднее профессиональные учреждения Количество поданных заявлений (в том числе)

на базе 9 классов на базе 11 классов

БПОУ РК «Калмыцкий государственный колледж 160 чел. 189 чел.

нефти и газа»

БПОУ РК «Многопрофильный колледж» 86 чел. 143 чел.

БПОУ РК «Политехнический техникум» 40 чел. 60 чел.

БПОУ РК «Торгово-технологический колледж» 70 чел. 100 чел.

БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж» 250 чел. 10 чел.

БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова»» 65 чел. 60 чел.

Итого 981 чел. 947 чел.

Далее проанализируем количественные показатели, характеризующие состав студентов СПО по таблице №2.

Анализируя состав социальной структуры студентов СПО можно отметить, что удельный вес инвалидов, сирот и выходцев из многодетных семей очень низок. Одной из причин данного факта может быть материальная составляющая, так как студенческая стипендия значительно меньше прожиточного минимума.

Данные о численности студентов-инвалидов помимо социального показателя могут свидетельствовать о степени доступности профессионального образования лицам с ограниченными возможностями здоровья. Для решения этой социальной проблемы необходимы комплексные мероприятия по созданию безбарьерной среды, обеспечив все образовательные учреждения элементами доступности для инвалидов. В связи с этим необходимо отметить, что элементы доступности для инвалидов созданы в половине учреждениях профессионального образования. Развитие дистанционного образования по специализированным программам профессионального обучения также может расширить подготовку специалистов из числа инвалидов.

Таблица 2. Сведения о численности студентов СПО Республики Калмыкия

за 2014-2015 учебный год*

Среднее профессиональные учреждения всего инвалиды сироты Из многодетных семей

Калмыцкий государственный колледж нефти и газа (Элиста)** 589 4 16 27

Филиал Калмыцкого государственного 113 4 7 16

колледжа нефти и газа (Малые Дербеты)

Филиал Калмыцкого государственного 79 1 1

колледжа нефти и газа (Большой Царын)

Многопрофильный колледж 323 12 11 12

Политехнический техникум (Лагань) 280 5 7 29

Филиал Политехнический техникум (Цаган-Аман) 74 2 - 2

Торгово-технологический колледж 216 47 23 35

Элистинский педагогический колледж 181 2 6

им. Х.Б. Канукова

Элистинский политехнический колледж 711 5 19 92

Колледж искусств им. П.О. Чонкушова 197 2 6 -

Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой 675 17 13 160

Итого всего 3359 101 109

* Данные о численности студенты составлены автором из отчетных документов указанных

учреждений.

** Распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 25 июня 2015 года №196-р БПОУ РК «Калмыцкий государственный технолого-экономический колледж» был переименован в БПОУ РК «Калмыцкий государственный колледж нефти и газа».

Многие исследователи, характеризуя материальное положение студентов, отмечают увеличение числа работающих студентов. Например, Б.Б. Шоволдаев сообщает: «По данным опроса ... среди студентов республики, работающих оказалось около половины. Почти 18% имели постоянную работу с недельной загрузкой свыше 30 часов. Более четверти студентов работали в режиме полной рабочей недели. От первого к выпускному курсу занятость возрастает» [10, с. 160]. Данный факт также подтверждает трудное материальное положение многих студентов.

Не маловажным критерием, характеризующим студентов СПО республики, является показатели постановки на учет студентов-правонарушителей, которые можно проанализировать по данным таблицы №3.

Анализ данных таблицы №3 позволяет сделать вывод об относительном социальном благополучии молодежи, обучающихся в системе СПО. Сравнительное сопоставление данных за последние три года свидетельствует о снижении численности студентов, находящихся на учете ПДН. В улучшении показателей этого направления важное значение имеет воспитательная работа среди учащихся, проведение профилактических мероприятий со студентами группы риска.

Таблица 3. Сведения о численности студентов учреждений СПО, находящихся на учете ПДН по данным за 2014-2015 учебный год

Среднее профессиональные учреждения Количество состоящих на учете в ПДН

Калмыцкий государственный колледж нефти и газа (Элиста)* 6 чел.

Филиал Калмыцкого государственного колледжа нефти и газа (Малые Дербеты) 2 чел.

Филиал Калмыцкого государственного колледжа нефти и газа (Большой Царын) -

Многопрофильный колледж 5 чел.

Политехнический техникум (Лагань) 2 чел.

Торгово-технологический колледж 6 чел.

Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова -

Элистинский политехнический колледж 6 чел.

Подводя итоги, также следует отметить, что в системе среднего профессионального образования Калмыкии обучаются и иностранцы, которые представлены гражданами Украины и Киргизии.

Таким образом, анализ статистических данных позволил выявить основные социальные характеристики студенческого сообщества средних специальных учреждений республики, которое в социальном плане отражают все социальные группы регионального социума. Предпринятое исследование указало на необходимость решения насущных социальных проблем студенчества. Для всестороннего рассмотрения социальных проблем современных студентов необходимы дальнейшие исследования, так как научные изыскания по данной тематике особенно важны в условиях экономического кризиса в нашей стране.

Литература:

1. Андреева О.Н. Социальный портрет студентов, обучающихся в таможенном вузе (на примере Владивостокского филиала Российской таможенной академии) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2016. Вып. 1(74). С. 83-87.

2. Белинская Д.В., Задонская И.А., Томилин В.Ф. Социальный портрет современного студента (на примере студентов ТГУ им. Г.Р. Державина) // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Вып. 7, Т. 9. С. 76-85.

3. Грязнов А.Н., Масленникова В.Ш., Боговарова В.А. Социально-психологический портрет студента [Электронный ресурс] // Казанский педагогический журнал. 2013. Вып. 3(98). / Научная библиотека КиберЛенинка: URL: http://cyberleninka.rU/article/n/sotsialno-psihologicheskiy-portret-studenta#ixzz4S9qvXnry. Дата обращения: 11. ноября 2016.

4. Дзиов А.Р. Российское студенчество: черты социального и духовно-нравственного облика // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Культурология. 2014. №17(346), вып. 33. С. 95-100.

5. Сысоева Ю.Ю. Социально-психологический портрет студента в условиях модернизации современного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. Вып. 1. С. 251253.

6. Сущий С.Я. Социальные характеристики современной студенческой среды Юга России (на материалах Ростовской области и Ставропольского края) // Научная мысль Кавказа. 2013. Вып. 2(74). С. 51-55.

7. Лиджи-Горяева С.Э. Студенчество как социальная категория. Элиста: Калмыцкий НИИ языка, литературы и истории, 1973. С. 249-262.

8. Манджиева В.А. Социальный портрет учащихся системы НПО // Проблемы воспитания студенческой молодежи и пути их решения в условиях модернизации образовательной системы: материалы региональной научно-практической конференции. Элиста: Джангар, 2010. С. 203-205.

9. Шоволдаев Б.Б. Социальное развитие студенческой молодежи Республики Калмыкия как субъекта материального производства // Проблемы воспитания студенческой молодежи и пути их решения в условиях модернизации образовательной системы: материалы региональной научно-практической конференции. Элиста: Джангар, 2010. С. 159-166.

10. Шоволдаев Б.Б. Социальное развитие студенческой молодежи Республики Калмыкия как субъекта материального производства // Проблемы воспитания студенческой молодежи и пути их решения в условиях модернизации образовательной системы: материалы региональной научно-практической конференции. Элиста: Джангар, 2010. С. 160.

References:

1. Andreeva O.N. Social portrait of students of customs universities (for example, Vladivostok branch of the Russian customs academy) // Customs policy of Russia in the Far East. 2016. Vol. 1 (74). P. 83-87.

2. Belinskaya D.V., Zadonskaya I.A., Tomilin V.F. Social portrait of a modern student (for example, students of TSU named after G.R. Derzhavin) // Socio-economic phenomena and processes. 2014. Iss. 7. V. 9. P. 76-85.

3. Grjaznov A.N., Maslennikova V.Sh., Bogovarova V.A. Social and psychological portrait of a student [Electronic resource] // Kazan pedagogical journal. 2013. Vol. 3 (98). / Research Library KiberLeninka: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskiy-portret-studenta #ixzz4S9qvXnry. Reference Date: 11 November, 2016.

4. Dziov A.R. Russian students: characteristics of social and moral appearance // Herald of Chelyabinsk State University. Series: Philosophy. Sociology. Cultural Studies. 2014. number 17 (346), Vol. 33. P. 95-100.

5. Sysoeva Y.Y. Social and psychological portrait of a student in terms of modern education modernization // Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2015. Vol. 1. P. 251-253.

6. Sushchiy S.Y. Social characteristics of modern student's environment of the South of Russia (on the materials of Rostov Region and Stavropol Territory) // Scientific Thought of the Caucasus. 2013. Vol. 2 (74). P. 51-55.

7. Lidzhi-Goryaeva S.E. Students as a social category. Elista: Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History, 1973. P. 249-262.

8. Mandzhieva V.A. Social Portrait of students of the PPE system // Problems of education of students and their solution in the modernization of the educational system: materials of regional scientific-practical conference. Elista: Dzhangar, 2010. P. 203-205.

9. Shovoldaev B.B. Social development of students as the subject of the Republic of Kalmykia as a material production // Problems of education of students and their solution in the modernization of the educational system: materials of regional scientific-practical conference. Elista: Dzhangar, 2010. P. 159-166.

10. Shovoldaev B.B. Social development of students as a subject of the Republic of Kalmykia material production // Problems of education of students and their solution in the modernization of the educational system: Materials of regional scientific-practical conference. Elista: Dzhangar, 2010. P. 160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.