Научная статья на тему 'Факторы, определяющие социально-профессиональную адаптацию выпускников учреждений СПО строительного профиля в условиях производства'

Факторы, определяющие социально-профессиональную адаптацию выпускников учреждений СПО строительного профиля в условиях производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СУБЪЕКТЫ АДАПТАЦИИ / ВЫПУСКНИКИ ПОО СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ / ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ / УРОВНИ АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подчалимов М. М.

Обоснована сущность педагогического понятия «социально-профессиональная адаптация»; выявлены факторы, определяющие социально-профессиональную адаптацию выпускников учреждений СПО строительного профиля в условиях производства; охарактеризованы уровни социально-профессиональной адаптации; приведены результаты анализа состояния адаптации выпускников ПОО строительного профиля в условиях производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие социально-профессиональную адаптацию выпускников учреждений СПО строительного профиля в условиях производства»

УДК 377.5

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА

© 2016 М. М. Подчалимов

аспирант кафедры компьютерных технологий и информатизации образования

e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

Обоснована сущность педагогического понятия «социально-профессиональная адаптация»; выявлены факторы, определяющие социально-профессиональную адаптацию выпускников учреждений СПО строительного профиля в условиях производства; охарактеризованы уровни социально-профессиональной адаптации; приведены результаты анализа состояния адаптации выпускников ПОО строительного профиля в условиях производства.

Ключевые слова: социально-профессиональная адаптация, субъекты адаптации, выпускники ПОО строительного профиля, факторы адаптации, уровни адаптации

Современная строительная отрасль остро нуждается в высококвалифицированных специалистах и рабочих, способных качественно решать производственные задачи, готовых к разработке и реализации новейших технологических проектов.

Согласно данным Росстата, в строительной отрасли занято около 6% от общих трудовых ресурсов Российской Федерации [Стратегия 2015]. Однако профессия «строитель» теряет привлекательность на рынке труда. Выбор названной профессии часто осуществляется по остаточному принципу. При этом только часть выпускников профессиональных образовательных организаций (ПОО) строительного профиля идет работать в строительную отрасль. Во многих профильных учреждениях СПО наблюдается недобор на освоение таких важных для отрасли профессий, как каменщики, бетонщики, арматурщики, сварщики, маляры, штукатуры, крановщики и др. Значительными препятствиями для поступления выпускников школ в ПОО строительного профиля являются: невысокий уровень заработной платы рабочих-строителей; низкий уровень условий труда; неэффективная система трудоустройства; отсутствие информации о потребности строительных организаций в рабочих и специалистах; неясные перспективы в отношении обеспечения достойного уровня жизни. Отмечается разрыв между потребностями строительной отрасли в наиболее квалифицированных кадрах и возможностями образовательных учреждений, существует необходимость создания эффективной системы СПО строительного профиля посредством усиления взаимодействия строительных организаций с учебными заведениями [Там же]. Одной из задач развития среднего профессионального образования является повышение роли работодателей и частно-государственного партнерства в развитии профессионального образования [Государственная программа... 2013].

Курская область по темпам роста объема строительных работ в 2015 г. занимала 2 место в ЦФО. На период до 2020 г. планируется ввести в строй масштабные промышленные объекты, связанные с возведением станции замещения - Курской атомной электростанции, а также крупные объекты городского жилищного строительства: возведение поселка Северный, микрорайонов им. А.Ф. Дериглазова,

Родники; осуществить точечную застройку центральной части города Курска, развитие жилищной инфраструктуры малых городов, в частности г. Курчатова, г. Железногорска и др. [Строительная отрасль... 2015].

Подготовка квалифицированных кадров для строительной отрасли является одним из перспективных направлений деятельности профессиональных образовательных организаций Курской области. В ПОО Курской области реализуется 8 программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих строительного профиля по двум укрупнённым группам профессий (08.00.00 Техника и технологии строительства и 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта) и 7 программ подготовки специалистов среднего звена строительного профиля по УГС 08.00.00 Техника и технологии строительства.

Наиболее распространённой является подготовка по строительным профессиям «мастер отделочных строительных работ», «мастер столярно-плотничных и паркетных работ», «мастер общестроительных работ», «мастер отделочных строительных работ», «машинист крана (крановщик)», «сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», «монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования», а также по специальностям «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Сварочное производство», «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции», «Водоснабжение и водоотведение», «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения», «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство».

Ведущим учреждением СПО в области по подготовке кадров для строительства является Курский монтажный техникум, в котором ведется подготовки по 11 образовательным программам из 15. Железногорский горно-металлургический колледж реализует 4 программы подготовки строителей, Курский автотехнический колледж и Курский государственный политехнический колледж - по 3 программы, Рыльский аграрный техникум и Курский железнодорожный техникум - филиал МИИТ -осуществляют подготовку по 1 из специальностей СПО. Подготовка специалистов и квалифицированных рабочих имеет ярко выраженную практическую направленность во многом благодаря социальному партнерству с ведущими строительными компаниями.

Так, крупные предприятия, которые зарекомендовали себя на рынке труда как успешные - ООО «Строймонтажсервис - 5», ОАО «Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова», ООО «Вектор», ООО «Свой дом» и другие, являются базовыми предприятиями Курского монтажного техникума. В заключенных договорах между техникумом и названными строительными организациями отражены мероприятия по формированию сетевых механизмов сотрудничества в рамках профессионального образования и обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки, профориентационной работы с молодежью, внедрения дуального обучения, развития центра прикладных квалификаций, подготовки к международному чемпионату профессионального мастерства «Волдскилс» [Подчалимов 2014; Аналитический отчет. 2015 ].

Как показало наше исследование, в настоящее время ярко прослеживается тенденция тесной взаимосвязи качества деятельности профессиональных образовательных организаций строительного профиля, результатов подготовки выпускников ПОО для строительной отрасли и уровня продуктивности строительных организаций. Строительные предприятия, являющиеся стратегическими партнерами в подготовке нового поколения работников для строительной отрасли, как правило,

отличаются инновационной направленностью развития, эффективной организационной культурой, конкурентоспособностью.

Однако в сложившейся практике развития СПО, взаимодействия строительных организаций с ПОО одной из актуальных проблем, которая требует безотлагательного решения, характеризуется особой социальной значимостью и в то же время недостаточной теоретической разработанностью, является проблема социально-профессиональной адаптации выпускников ПОО строительного профиля в условиях производства.

Слово «адаптация» происходит от латинского «аёар1а1ю» — прилаживание, приноровление [Словарь... 1996: 23; Философский энциклопедический словарь 1983: 12].

Понятие адаптации возникло в биологии для обозначения приспособления строения и функций организмов к условиям существования или привыкания к ним. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях.

В современной науке целью любой адаптации считают устранение либо ослабление вредоносного (разрушающего) действия факторов окружающей (биологической, физической, химической, социальной, производственной и др.) среды [Педагогический энциклопедический словарь 2002: 11-12].

Анализ научных исследований позволил выделить наиболее принятые характеристики социально-профессиональной адаптации:

- развитие устойчивого положительного отношения к избранной профессии (Б.З. Вульфов, Г.А. Герцог, Л.В. Котовская, Ю.Н. Круглов, С.А. Ларионова, А.К. Маркова, В.В. Садырин и др.);

- интеграция профессиональных знаний, умений, навыков в профессиональную деятельность; процесс приложения профессиональных знаний, умений, навыков к конкретной производственной ситуации; процесс овладения мастерством; овладение знаниями, умениями, навыками, нормами и функциями профессиональной деятельности (В.Т. Ащепков, С.Г. Вершловский, Г.А. Герцог, Л.В. Котовская, Ю.Н. Круглов, С. А. Ларионова, А.К. Маркова, В.В. Садырин, О. А. Шиян и др);

- вхождение в новую социально-профессиональную среду, в систему внутригрупповых отношений; «ломка привычного динамического стереотипа и выработка нового»; адаптация к организационным условиям профессиональной деятельности (С.Л. Арефьев, Г.П. Баранова, Е.Н. Бурдастых, Б.З. Вульфов, С. А. Ларионова, Л.М. Митина, А.В. Петровский, В.В. Синявский, Г.М. Федосимов, Т.М. Чурекова и др.);

- процесс развития таких профессионально важных качеств, как трудовая активность, инициативность, компетентность, самостоятельность и др. (Е.А. Андронова, В.В. Садырин, Г. А. Герцог, Л.В. Котовская, Ю.Н. Круглов и др.).

Анализ научных работ вышеназванных авторов, а также исследований, выполненных А.Э Ишковой, Т.А. Кухаревой, Л.В. Мардахаевым, Е.И. Русаковой, И.В. Рытовой, М.И. Селеменевой, М.Г. Синяковой, Е.А. Черниковой, Е.Г. Черниковой, Н.В. Цегельной и др., позволяет нам рассматривать социально-профессиональную адаптацию в контексте взаимодействия социально-производственной среды и личности на ее начальном этапе включения и интеграции в названную среду. СПА имеет направленность на освоение целей, ценностей, норм профессиональной деятельности, выполнение начинающими работниками непосредственных профессиональных обязанностей, реализацию конкретных трудовых приемов и действий в соответствии с реальными организационными условиями и требованиями. В процессе СПА выпускников ПОО осуществляется не только функционирование, но и развитие их в

профессии. Особую значимость приобретает также гармоничное вхождение в систему официальных, полуофициальных и неофициальных, внутригрупповых отношений, выработка образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм конкретной профессиональной среды.

Согласно исследованиям Е.И. Русаковой, И.В. Рытовой, М.Г. Синяковой, результат процесса адаптации выражается в достижении оптимального соответствия профессиональной готовности, профессионально-личностного потенциала молодого специалиста требованиям, предъявляемым к его деятельности профессией и особенностями производственного коллектива. Результатом процесса адаптации ученые называют также адаптированность личности к той или иной профессиональной среде [Русакова и соавт. 2012]. По мнению С.А. Ларионовой, адаптированность личности зависит от ее адаптационного ресурса или адаптационного потенциала. Автор относит к адаптационным резервам личности ее социально-психологические и индивидуальные характеристики [Ларионова 2002]. Адаптационный потенциал, согласно С.А. Ларионовой, определяется индивидуально-личностными особенностями и качеством профессиональной подготовки специалиста. Соответственно, можно предположить, что чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней (профессиональной) среды, к которым индивид может приспособиться.

Социально-профессиональная адаптация измеряется также временем, которое требуется выпускнику для достижения нормативного уровня выполнения профессиональной деятельности. По мнению исследователей (Е. И. Русакова, М.Г. Синякова и др.), продолжительность адаптации, в зависимости от квалификации и должности, которую работник занимает, а также от особенностей производственной организации, может занимать по времени от одной недели до двух лет. Нам близка позиция Г. Н. Соколовой, которая считает, что адаптация начинается еще во время получения профессионального образования, «когда не только усваиваются знания, навыки, правила и нормы поведения, но и складывается характерный для работников той или иной профессии стиль жизни» [Социология 2003: 63]. По ее мнению, общая длительность периода профессиональной адаптации зависит как от особенностей конкретной профессии, так и от индивидуальных способностей человека, его склонностей и интересов.

Г.А. Герцог условно выделяет несколько этапов профессиональной адаптации: этап предпрофессиональной адаптации, этап ученической профессиональной адаптации в учебном заведении профессионального образования, этап производственно-приспособительной адаптации. Высшим уровнем профессиональной адаптированности индивида к деятельности автор называет этап становления его как мастера. Интересующий нас период вхождения специалиста в профессиональную деятельность у данного автора совпадает с периодом производственно-приспособительной адаптации. На этом этапе индивид обретает новую социальную роль, новый социально-профессиональный статус, накапливает опыт профессиональной деятельности. На основе интеграции индивидуальных, социальных и профессиональных качеств происходит формирование профессионального мышления, осознание значимости профессиональной деятельности. Указывается на то, что механизмы адаптации на данном этапе связаны с трудовыми, социально-экономическими, психологическими, образовательными условиями, обеспечиваемыми производственным предприятием [Выпускник на рынке труда 2004].

Мнение большинства исследователей совпадает при характеристике адаптивного поведения выпускника ПОО, которое выражается в проявлении субъектной активности, самостоятельном принятии решений, инициативе, определении

собственного будущего. Действительно, адаптированная личность не уклоняется, не бежит от трудностей, а преобразует проблемные ситуации, использует их для осуществления своих целей, стремлений, не особенно ожидая помощи от других.

Одним из ведущих инструментов изучения адаптационных процессов является системный подход. Из методологии системного подхода следует, что адаптивная система всегда принадлежит к классу открытых, функциональных, самоуправляемых и иерархически организованных систем, строящих свою деятельность на основе принципа прямой и обратной информационной связи. Всякая сложная самоуправляемая система адаптивна. Адаптивность же - функциональный признак сложных самоуправляемых систем.

С позиции системного подхода адаптация может рассматриваться как переход систем из одного состояния в другое вследствие их взаимодействия с окружающей средой. Содержание социально-профессиональной адаптации Т.А. Петрушенко во многом связывает с преодолением и предупреждением разнообразных адаптивных барьеров, противоречий и конфликтных ситуаций в жизнедеятельности субъектов [Экстремизм в среде молодежи. 2003]. .

Согласно субъектно-деятельностному подходу адаптирующийся субъект предстаёт перед нами в качестве человека-преобразователя, который, активно творя себя и свою социальную среду, тем самым приспосабливается к ней. С нашей точки зрения, субъектно-деятельностный подход к адаптации — это важный, необходимый, но всё же ещё недостаточный инструмент изучения феномена адаптации личности в социуме, поскольку он «оставляет за скобками» субъективный смысл адаптации, которую нельзя сводить к удовлетворению нормативно заданных обществом потребностей. Именно поэтому для системного понимания социально-профессиональной адаптации необходимо учитывать следующее.

Любая объективно комфортная социальная, психологическая, производственная, экономическая, политическая, коммуникативно-информационная ситуация может быть при определённых условиях проинтерпретирована как дезадаптивная и субъективно неприемлемая. Отсюда вытекает один из критериев социально-профессиональной адаптации — субъективная удовлетворенность/неудовлетворенность значимыми для личности сторонами профессиональной жизнедеятельности. Мы поддерживаем исследователей в том, что процесс социально-профессиональной адаптации личности инициируется: 1) всей иерархией потребностей человека и социума; 2) проблемно-адаптивными ситуациями, в которых оказывается и вынужден действовать адаптирующийся субъект; 3) актуальными или потенциальными адаптивными барьерами, которые затрудняют либо исключают приспособление человека к разнообразным социальным ситуациям, и, наконец, 4) адаптивными установками, возникающими в процессе интерпретации человеком социального бытия, а также собственной роли и смысла жизнедеятельности в конкретном социуме.

В качестве механизма социально-профессиональной адаптации исследователи рассматривают систему детерминации человеческой деятельности как процесс взаимодействия личности и общества, определяемый внешней заданностью и внутренней необходимостью приспособления к требованиям конкретной социокультурной среды. Действительно, социум определяет границы норм существования личности. Выпускник ПОО в условиях производства вынужден приспосабливаться к требованиям большинства, или большинство его не примет как равного себе, откажет в обеспечении его прав. Но в то же время суть противоречия процесса социально-профессиональной адаптации заключается в том, что неизвестно, с одной стороны, насколько личность готова изменить себя для того, чтобы принять внешние требования, а с другой — насколько профессиональное сообщество готово

признать некую специфичность поведения выпускника. Речь идет о взаимодействии, в котором потребности личности вступают (не вступают) в противоречие с нормативностью, заданной общностью. А.В. Меренков правомерно подчеркивает, что для полноценной деятельности на основе удовлетворения внешней и внутренней потребности в саморазвитии необходимо наличие особой системы самоуправления (самомотивации, самоорганизации, самоконтроля, самооценки) [Меренков 2003: 105].

Мы считаем, что специальный субъектно-личностный опыт самоуправления (без которого даже самые талантливые люди не в полной мере реализуют свои способности), является одним из ведущих механизмов социально-профессиональной адаптации выпускников ПОО к условиям профессионально-производственной деятельности.

Анализ литературы, проведенный в ходе исследования, показал, что социально-профессиональная адаптация — двусторонний процесс. Предметно и духовно воздействуя на социально-производственную среду, адаптирующийся субъект преобразует в ней и самого себя. В то же время всё многообразие адаптивных коллизий, с которыми в начале профессиональной жизни встречается выпускник, не может быть сведено к тотальной стратегии приспособительной деятельности.

Мы разделяем точку зрения Н.Н. Мельниковой о том, что об эффективной социально-профессиональной адаптации выпускника ПОО можно говорить при условии, если в процессе своей профессиональной деятельности он вырабатывает такие адаптивные стратегии, которые позволяют ему, не вступая в конфликт с законами, нормами и традициями социально-производственной среды, эффективно преодолевать многочисленные адаптивные барьеры, успешно взаимодействовать с различными профессионально-социальными общностями, сохраняя при этом психологическую стабильность и состояние эмоциональной удовлетворённости [Мельникова 2004: 74].

В результате выполненного нами исследования на базе строительных организаций г. Курска, г. Железногорска, г. Курчатова выявлены значительные профессиональные затруднения начинающих работников - выпускников учреждений СПО строительного профиля, которые выражаются прежде всего в недостаточном уровне профессиональной компетентности (более 43%), отсутствии опыта применения знаний, умений и навыков в конкретной производственной среде (49%), незнании норм и функций деятельности в рамках конкретной строительной профессии (47%), низком уровне адаптации к организационным условиям профессиональной деятельности (38%), неготовности к непрерывному профессиональному росту (56%). К тому же определены недостатки в условиях производственной деятельности выпускников, что существенно затрудняет их профессионально-личностное саморазвитие и социально-профессиональную адаптацию. Ряду строительных организаций свойственны низкий уровень профессиональной культуры специалистов и рабочих, низкое качество услуг в области повышения их квалификации, отсутствие адаптационной службы, наставничества. Отмечается слабое взаимодействие учреждений СПО и строительного производства в решении проблемы оптимизации социально-профессиональной адаптации выпускников в целях повышения уровня их конкурентоспособности на региональном рынке труда. Вследствие вышеназванных обстоятельств 63% выпускников ПОО строительного профиля имеют низкий уровень удовлетворенности содержанием, процессом и результатом труда, а также своим положением в трудовом коллективе; 38% начинающих специалистов и более 57% молодых рабочих -выпускников ПОО оказываются в ситуации, когда не наблюдается достижение единства ожиданий личности и социально-производственной среды, не обеспечивается эффективность функционирования личности в названной среде.

Согласно системному, человеко-ориентированному, субъектно-деятельностному и компетентностному подходам, нами охарактеризованы уровни СПА выпускников ПОО в условиях производственной деятельности.

Низкий уровень находит проявление в негативном отношении к профессии, неудовлетворенности задачами, содержанием, технологией профессиональной деятельности, отсутствии знаний об условиях успешной адаптации личности в производственном коллективе; неготовности выпускника к коммуникативному взаимодействию в коллективе, к работе в команде; невыполнении профессиональной деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми производственной организацией; неготовности к анализу и решению реальных профессионально-личностных проблем; неспособности выполнять самооценку профессиональной деятельности и готовность к СПА; неготовности к разработке и реализации индивидуальной программы профессионально-личностного саморазвития.

Средний уровень характеризуется положительным отношением к профессии; удовлетворенностью задачами, содержанием, технологий профессиональной деятельности; сформированностью знаний об условиях успешной адаптации личности в производственном коллективе, однако неготовностью выпускника к коммуникативному взаимодействию в коллективе, к работе в команде; частичным невыполнением профессиональной деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми производственной организацией; затруднениями в анализе и решении реальных профессионально-личностных проблем; неумением выполнять самооценку профессиональной деятельности и свою готовность к СПА; владением знаниями о назначении индивидуальной программы профессионально-личностного саморазвития, но неумением ее разрабатывать.

Высокий уровень проявляется в ярко выраженном интересе к профессии, уверенности в правильном ее выборе; в ответственном выполнении поставленных задач профессиональной деятельности, готовности творчески преобразовывать ее технологию; способности выпускника к коммуникативному взаимодействию в коллективе, к работе в команде; сформированности субъектно-личностного опыта СПА на производстве; высоком уровне готовности к решению возможных производственных и коммуникативных проблем; способности целостно и адекватно оценивать свою профессиональную деятельность и готовность к СПА; готовности к самостоятельному проектированию и реализации индивидуальной программы профессионально-личностного саморазвития.

Полученные данные в результате проведения теста на изучение уровня социально-психологической адаптации, разработанного К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптированного Т.В. Снегиревой, свидетельствуют о следующем.

• У выпускников строительных специальностей преобладает средний уровень социально-профессиональной адаптированности - 61% и 64% в экспериментальной и контрольной группах соответственно.

• У 20% выпускников ЭГ и 18% КГ отмечается низкий уровень СПА. Данный факт может говорить о недостаточной педагогической поддержке СПА будущего выпускника в ПОО и начинающего работника в условиях производства; отсутствии адаптационной службы по месту работы и т. д.

• Лишь у 19% респондентов ЭГ и 18% КГ отмечается высокий уровень СПА. У этих молодых людей, участвующих в опросе, по-видимому, хорошо развита субъектная активность, коммуникативные способности, они имеют высокий уровень профессиональной компетентности, быстро находят общий язык с окружающими и умеют быстро адаптироваться в новых условиях.

Как показало исследование, социально-профессиональная адаптация выпускников в условиях производства проходит значительно успешнее при наличии у субъекта потребности в достижении цели. Применение методики «Потребность в достижении цели», разработанной Ю.М. Орловым, позволило получить следующие данные.

• У большинства респондентов преобладает средний уровень потребности в достижении цели - 63% и 64% в экспериментальной и контрольной группах соответственно;

• У 17% участвовавших в тестировании из ЭГ и 17 % из КГ отмечается высокий уровень потребности в достижении цели. Данные выпускники обладают ярко выраженным желанием добиться успеха в своей профессиональной деятельности, и они готовы проявить соответствующее старание в повышении своей квалификации, расширении кругозора, самосовершенствании (работы над собой) и т. д.

• У 20% испытуемых из ЭГ и 19% из КГ отмечается низкий уровень потребности в достижении цели. С данной категорией выпускников ПОО строительного профиля предстоит организовать соответствующую работу по повышению уровня потребности в достижении различных целей, так как в противном случает молодые специалисты могут регрессировать (проявлять нежелание повышать квалификацию и пополнять свою теоретическую базу, они могут считать, «что и так все умеют и знают»).

Выявление тенденций развития системы СПО строительного профиля, особенностей производственной деятельности начинающих строителей, изучение теоретических основ и практики социально-профессиональной адаптации выпускников ПОО, анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволили нам выделить следующие внешние (объективные) и внутренние (субъективные) факторы, определяющие СПА выпускников в условиях строительного производства. Ведущими внешними факторами, влияющими на процесс социально-профессиональной адаптации, являются уровень материального благосостояния, престиж профессии строителя в обществе, влияние средств массовой информации на формирование отношения подрастающего поколения к рабочим профессиям и специальностям строительной отрасли, профессиональная среда, взаимодействие учреждений СПО и строительных организаций. Доминирующими по отношению к внешним факторам выступают ведущие внутренние факторы: фактор мотивации, фактор профессиональной готовности, профессиональных ценностей и профессионально значимых качеств, в частности субъектная активность выпускника, уровень самоорганизации и коммуникативной подготовки, субъектно-личностный опыт СПА, адаптационная компетентность, готовность выпускника к непрерывному самообразованию, создание и реализация системы педагогической поддержки СПА выпускников в условиях их производственной деятельности.

В ходе исследования определены противоречия, препятствующие социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений СПО строительного профиля: между декларируемой заботой о начинающем (молодом) работнике и реальным положением дел в производственной среде строительной отрасли (низкий уровень заработной платы, низкий престиж профессии строителя в обществе, отсутствие службы наставничества); между социальными запросами общества, требующего значительного повышения качества профессиональной деятельности молодого строителя, его способности к реализации задач инновационного развития строительной отрасли, и неэффективной системой подготовки будущего строителя.

Основное противоречие этого периода заключается в несоответствии требований, предъявляемых социально-производственной средой к начинающему

работнику, и уровня профессиональной компетентности, включающей субъектно-личностный опыт СПА или адаптационную компетентность.

Таким образом, усложняют процесс социально-профессиональной адаптации выпускников проблемы и противоречия как в функционировании системы среднего профессионального образования, обеспечении качества подготовки выпускников, формировании их профессиональной компетентности, так и в сложности и противоречиях строительного производства, создания благоприятной социально-производственной среды, успешной деятельности адаптационной службы, а также трудности и противоречия взаимодействия учреждений СПО и строительного производства, отсутствие партнерских взаимоотношений, полисубъектного взаимодействия в решении проблем СПА выпускников в условиях производства.

Поэтому существующая практика СПО строительного профиля диктует необходимость создания системы педагогической поддержки СПА выпускников учреждений СПО в условиях производства. Благодаря ее функционированию, субъекты ПОО строительного профиля совместно с представителями строительных компаний (лучшими руководителями, специалистами, мастерами, высококвалифицированными рабочими, наставниками) способны активно влиять на стратегию развития СПО в регионе путем проектирования нового содержания, технологий и условий подготовки выпускников, а также условий СПА начинающих работников в строительной отрасли.

Библиографический список

Аналитический отчет по результатам проведения опросов студентов для исследования социально-трудовой сферы региона (на основе методики прогнозирования кадровых потребностей Курской области) / Л.В. Некрасова, М.М. Подчалимов, Н.Н. Травкина, С.С. Шахова. Курск: Учитель, 2015. 85 с.

Андронова Е.А. Социальная адаптация молодежи к региональному рынку труда: социологический аспект: дис. ... канд. социол. наук. М., 2004. 186 с.

Belovaa Svetlana, Travkinaa Natalya, Podchalimov Mikhail, Kretova Valeria. Creation of Conditions for Professional Retraining and ProfessionalDevelopment of Employees of the City Construction Organizationsin Kursk Assembly Technical School // International Scientific Conference Urban Civil Engineering and Municipal Facilities, Procedia Engineering. 2015.Vol. 117. P. 80-84.

Выпускник на рынке труда: социологический анализ проблем профессиональной адаптации и трудоустройства выпускников УНПО Челябинской области / авт. проекта В.В. Садырин; авт. колл.: Г. А. Герцог, Л.В. Котовская, Ю.Н. Круглов; ГУОиН Челяб. обл, ЧелИРПО. Челябинск, 2004. С. 16-19.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс]. URL: ЬИр://минобрнауки.рф/документы/2882/1406 (дата обращения: 13.05.2016).

Меренков А.В. Система детерминации человеческой деятельности. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. горно-геологической академии; изд-во «Банк культурной информации», 2003. С. 105.

Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 11-12.

Подчалимов М.М. Механизмы снижения дефицита квалифицированных рабочих для строительной индустрии региона // Материалы Всероссийской НПК «Развитие системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций. Опыт. Проблемы. Перспективы. Курск: КУВЕКС+, 2014. С. 42-45.

Подчалимов М.М. Противоречия социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений СПО строительного профиля на производстве // Ресурсы развития социально-профессиональной траектории учащейся молодежи: вызовы ХХ1 века: материалы всросс. науч.-прак. конф. с международ. участием. Курск, 29-30 октября 2015 г. / под общ. ред. Т.А. Антопольской: Курск. гос. ун-т, Курск: ООО «Планета». 2015. 404 с.

Пономарева Л.И. Соотношение парадигм сопровождения и поддержки в педагогической теории и практике // Педагогическое образование в России. 2014. №10. С. 172-174.

Русакова Е.И., Синякова М.Г., Слободчикова П.С. Адаптация и дезадаптация персонала: теория и практика: пособие для студентов и слушателей по образовательным программам в области управления персоналом и практических специалистов кадровых служб / науч. ред. М.Г. Синякова; Уральский гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2012. 118 с.

Словарь иностранных слов в русском языке / под ред. И.В. Лехина и проф. Ф.Н. Петрова. М.: ЮНВЕС, 1996. 890 с.

Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов и др. Мн.: Книжный дом, 2003.

1312 с.

Стратегия инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http:stroi.mos.ru/uploads/user_files/str_2030.pdf (дата обращения: 27.06.2016).

Строительная отрасль - двигатель экономического развития Курской области [Электронный ресурс]. URL:http://kurinfo.ru/index.php/economy/2391-stroitelnaya-otrasl (дата обращения 10.08.2015).

Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

Цегельная Н.В. Социально-педагогические условия развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 128 с.

Экстремизм в среде молодежи: анализ и вопросы профилактики / М.В. Алфимова, В.А. Гущин, Р.А. Зобов, Т.А. Петрушенко и др.; под ред. А.А. Козлова; Адм. С.-Петербурга; Ком. по молодеж. политике; науч.-исслед. ин-т комплекс. соц. исслед. С.-Петерб. гос. ун-та. СПб.: ХИМ- ИЗДАТ, 2003. 558 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.