УДК 376.5 С. Л. Чешко, зав. отделением
сопровождения профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Областного центра координации профессионального образования Свердловской области, г. Екатеринбург, e-mail: [email protected]
ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В рамках мониторинга реализации адаптированных программ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с исполнением Комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 гг., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 г. № 1921-р) в феврале 2015 г. 11 профессиональных образовательных организаций (ПОО) Свердловской области заявили о реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования в условиях инклюзии. Адаптированные программы профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) для выпускников специальных (коррек-ционных) школ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представили 14 профессиональных образовательных организаций. В 60 ПОО Свердловской области инклюзивно обучаются инвалиды и лица с ОВЗ. Осуществляют профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих 29 ПОО Свердловской области.
Не все профессиональные образовательные организации заявляют о реализации адаптированных программ, так же как не все адаптированные образовательные программы соответствуют современным требованиям [2], однако в течение уже десятков лет создаются необходимые условия для обучения выпускников специальных (коррекционных) школ. В учебные планы включены дисциплины, формирующие у обучающихся общие компетенции, а также способствующие социализации данной катего-
рии студентов, их более успешной адаптации в учебном процессе и на производстве, их интеграции в общество, например:
- в Кировградском техникуме промышленности, торговли и сервиса — «Речь и культура общения», «Этика и психология семейных отношений», «Экономические и правовые основы производственной деятельности»;
- в социально-профессиональном техникуме «Строитель» — «Профессиональная социализация (современные технологии профессионального продвижения)»;
- в Красноуральском многопрофильном техникуме — «Психология профессионального общения», «Эстетическое воспитание», «Социальная адаптация»;
- в Карпинском машиностроительном техникуме — «Культура общения», «Валеология», «Введение в профессию», «Психология личности»; и др.
В проанализированных учебных планах отсутствует адаптационный цикл и не выделяются адаптационные дисциплины, однако дисциплины, направленные на коррекцию и развитие лиц с ОВЗ, вводятся в том числе и за счет вариативной части. При разработке (корректировке) адаптированных образовательных программ они могут быть включены в адаптационный цикл.
В рамках образовательной программы в ПОО реализуется учебная дисциплина «Физическая культура». Особенности ее реализации указываются в образовательных программах профессиональных образовательных организаций, например:
- в Уральском колледже бизнеса, управления и технологии красоты программа предназначена для студентов с ослабленным здоровьем;
- в Камышловском гуманитарно-технологическом техникуме средствами данной учебной
дисциплины решаются определенные коррек-ционные задачи;
- в социально-профессиональном техникуме «Строитель» помимо учебной дисциплины «Физическая культура» в учебный план включены дополнительные часы из вариативной части «Физическая культура для штукатура-облицовщика»;
- в Екатеринбургском экономико-технологическом колледже реализуется программа по адаптивной физической культуре, дополнительно в учебный план по профессиональной подготовке включены 130 часов, посвященных поддержанию здоровья и здорового образа жизни.
В профессиональных образовательных организациях, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, созданы организационные структуры, занимающиеся сопровождением обучающихся данной категории, функционируют психолого-медико-педагогические консилиумы. Из общего числа ПОО 73 % имеют в своем штате педагогов-психологов, 84 % — социального педагога, 100 % — медицинского работника (в том числе по договорам с медицинскими учреждениями). Также в рамках своего функционала сопровождение осуществляют мастера производственного обучения и преподаватели, педагоги-организаторы, классные руководители (кураторы).
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья демонстрируют степень своих профессиональных компетенций на конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства, проводимых в образовательных организациях, на окружном и региональном уровне. М. Ви-тушко (СПТ «Строитель», мастер производственного обучения С. А. Лобова) занял 3-е место по компетенции «Штукатур» в конкурсе профессионалов, который проводился в рамках выставки «ИННОПРОМ — 2013». А. Иванову (СПТ «Строитель», мастер производственного обучения А. Н. Белова) вручен сертификат участника в чемпионате WorldSkills Russia — 2014 по компетенции «Столяр». Экспертами отмечено высокое качество выполненных работ.
В 2014/15 уч. г. впервые в Свердловской области в программу Олимпиады профессионального мастерства среди обучающихся государственных профессиональных образовательных организаций Свердловской области включена компетенция «Маляр» по программе профессиональной подготовки для лиц с огра-
ниченными возможностями здоровья [Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 15.01.2015 г. № 22-И «Об организации в Свердловской области второго (окружного/межокружного) и третьего (областного) этапов Олимпиады профессионального мастерства среди обучающихся государственных профессиональных образовательных организаций Свердловской области, подведомственных Министерству общего и профессионального образования Свердловской области, в 2014-2015 учебном году»].
В соответствии с Положением об организации и проведении в Свердловской области Олимпиады профессионального мастерства среди обучающихся государственных профессиональных образовательных организаций Свердловской области, подведомственных Министерству общего и профессионального образования Свердловской области, в 2014/15 уч. г. олимпиада проходила поэтапно в январе — марте 2015 г.
Первый этап проведен на уровне государственных профессиональных образовательных организаций.
На втором (межокружном/окружном) этапе соревновались 13 участников из профессиональных образовательных организаций Свердловской области, реализующих адаптированные образовательные программы для лиц с ОВЗ. Организацией, ответственной за проведение этого этапа, стало ГАОУ СПО СО «Уральский колледж технологий и предпринимательства» (Профильный ресурсный центр строительного и жилищно-коммунального профиля). Второй этап проводился на площадках ГБОУ СПО СО «Социально-профессиональный техникум "Строитель"» и ГБОУ СПО СО «Нижнетагильский техникум жилищно-коммунального и городского хозяйства».
На третьем этапе шесть участников предъявляли свои компетенции на площадке ГБОУ СПО СО «Социально-профессиональный техникум "Строитель"».
Результаты олимпиады профессионального мастерства за 2014/15 уч. г.:
- 1-е место — Евгений Скворцов, обучающийся 1-го курса ГБОУ СПО СО «Социально-профессиональный техникум "Строитель"» (мастер производственного обучения — С. А. Лобова, преподаватель — Н. А. Кочетова);
- 2-е место—Валентина Клевакина, обучающаяся 2-го курса ГБОУ СПО СО «Нижнетагильский техникум жилищно-коммунального и городского хозяйства» (мастер производственного
обучения — Л. Д. Уткина, преподаватель — Н. И. Дивина);
- 3-е место — Наталья Светлакова, обучающаяся ГАОУ СПО СО «Высокогорский многопрофильный техникум» (мастер производственного обучения, преподаватель — А. А. Титова).
В рамках олимпиады проведена профориен-тационная работа с обучающимися и выпускниками специальных (коррекционных) школ (мастер-классы, экскурсии, встречи, концертные программы) на площадках ГБОУ СПО СО «Социально-профессиональный техникум "Строитель"» и ГБОУ СПО СО «Нижнетагильский техникум жилищно-коммунального и городского хозяйства». Обучающиеся приняли участие в мастер-классах по профессиональным компетенциям: столяр строительный, маляр, цветовод, облицовщик-плиточник, монтажник санитарно-технических систем и оборудования, каменщик, рабочий зеленого строительства, плотник, и по прикладным компетенциям: художественная мастерская, плетение корзин. Проведена презентация кружка «Хозяюшка», кружка вышивки. Обучающиеся также посетили выставки «70 лет Победы в Великой Отечественной войне» и «75 лет трудовым резервам страны» в профессиональных образовательных организациях. Мастер-классы проводились педагогами и обучающимися техникумов. В про-фориентационной программе приняли участие 80 человек.
Для педагогов специальных (коррекционных) школ и профессиональных образовательных организаций в рамках олимпиады прошел круглый стол «Профессиональное образование лиц с ОВЗ: опыт формирования общих и профессиональных компетенций через учебную и внеучебную деятельность». В работе круглого стола приняли участие заместители руководителей, мастера и преподаватели профессиональных образовательных организаций, учителя трудового обучении специальных (коррекционных) школ, социальные партнеры. Целью круглого стола было определение и принятие единых подходов к информационному, методическому, организационному и содержательному аспектам комплекса специальных условий инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях Свердловской области. Здесь же был представлен опыт работы ГБОУ СПО СО «СПТ "Строитель"», ГБОУ СПО СО «Слободо-туринский аграрно-экономический техникум», ГАПОУ СО «Екатеринбургский промышлен-
но-технологический техникум им. В. М. Ку-рочкина», обсужден опыт реализации адаптированных профессиональных образовательных программ.
В целом в профессиональных образовательных организациях Свердловской области созданы условия доступности профессионального образования и обучения для лиц с ОВЗ.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который законодательно закрепляет необходимость введения адаптированных образовательных программ (ст. 79 п. 1) и создания специальных условий (ст. 5 п. 5, ст. 79 п. 3, ст. 79 п. 8 и 10) [1], и утверждением Требований к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. 26.12.2013 г. № 06-2412-вн) [2] перед профессиональными образовательными организациями ставится задача разработки (корректировки) и нормативного закрепления реализации адаптированных образовательных программ и создания специальных условий.
Практика разработки адаптированных образовательных программ ПОО в соответствии с указанными документами находится на этапе своего становления и вызывает у разработчиков определенные трудности. Требования, предъявляемые к профессиональным образовательным организациям, в части разработки адаптированных образовательных программ СПО и профессионального обучения (программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих) реализуются не в полном объеме. Для осуществления самооценки профессиональным образовательным организациям предлагается проанализировать содержание программ, реализуемых для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с нормативными документами и осуществить их корректировку.
В Областном центре координации профессионального образования Свердловской области разработаны листы самообследования (табл. 1), работа с которыми, на наш взгляд, позволит профессиональным образовательным организациям выявить либо наличие условий, закрепленных в нормативных документах [1; 2], либо несоответствие им, и осуществить разработку (корректировку) адаптированных образовательных программ.
Таблица 1
Лист самообследования адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования (далее — АОП)
№ Наименование показателя Самооценка
Да Нет
Оформление титульного листа и содержания
1 Наименование представленной программы соответствует ФГОС СПО (с указанием «адаптированная образовательная программа»)
2 Текст содержания включает все необходимые разделы (в соответствии с требованиями к структуре программы по ФГОС)
3 Текст содержания включает раздел «Обеспечение специальных условий для обучающих -ся-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Общие положения
4 Наличие определения адаптированной образовательной программы
5 Нормативно-правовые основы разработки АОП указаны (наличие основных федеральных нормативных правовых актов, нормативно-методических документов Минобрнауки РФ, отраслевых нормативных документов, нормативных документов субъекта РФ — Свердловской области, локальных нормативных актов, регулирующих инклюзивное обучение в ПОО; определение методической основы разработки АОП)
6 Пункт «Нормативный срок освоения программы» заполнен с указанием увеличения срока освоения
7 Пункт «Требования к абитуриенту» заполнен с указанием необходимости предъявления ИПР (индивидуальной программы реабилитации инвалида) или заключения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) с информацией о необходимых специальных условиях обучения
Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения АОП
8 Пункт «Область и объекты профессиональной деятельности» заполнен в соответствии с ФГОС СПО (без изменений)
9 Пункт «Виды профессиональной деятельности и компетенции выпускника» заполнен в соответствии с ФГОС СПО (без изменений)
10 Перечень видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций совпадает с указанными в тексте ФГОС
11 Перечень общих компетенций соответствует перечисленным в тексте ФГОС
Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса
12 Учебный план соответствует базисному примерному учебному плану
13 Учебный план предусматривает наличие «адаптационного учебного цикла» (при варианте обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в отдельной группе)
14 Наличие адаптационных дисциплин (за счет вариативной части или при увеличении срока обучения)
15 Реализация адаптационных дисциплин осуществляется в 1-2-м семестрах
16 Вариативная часть использована на реализацию адаптационного учебного цикла, и/или на увеличение часов дисциплин и модулей обязательной части, и/или на введение новых дисциплин, МДК, ПМ
17 Календарный учебный график построен
18 Рабочие программы дисциплин адаптационного учебного цикла в наличии
19 Рабочие программы адаптационных дисциплин предусматривают специальные требования к условиям их реализации: - учебный кабинет оборудован для обучающихся с различными видами ограничений здоровья; - предусмотрено информационное обеспечение обучения, включающее предоставление учебных материалов в различных формах; - выбор методов обучения осуществляется профессиональной образовательной организацией исходя из их доступности для обучающихся-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Продолжение таблицы 1
№ Наименование показателя Самооценка
Да Нет
- формы и методы контроля и оценки результатов обучения адаптированы для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ
20 Порядок и формы освоения раздела/дисциплины «Физическая культура» для инвалидов и лиц с ОВЗ установлен локальным нормативным актом
21 В программу раздела/дисциплины «Физическая культура» включены часы, посвященные методам поддержания здорового образа жизни, технологиям здоровьесбережения с учетом ограничений здоровья обучающихся
22 В программе раздела/дисциплины «Физическая культура» прописаны специальные требования к спортивной базе, обеспечивающие доступность и безопасность занятий
23 Преподаватель раздела/дисциплины «Физическая культура» имеет соответствующую подготовку для занятий с инвалидами и лицами с ОВЗ
24 Группы для занятий физической культурой сформированы в зависимости от видов нарушения здоровья
25 Для реализации программы раздела/дисциплины «Физическая культура» предусмотрены дополнительные часы учебных занятий из вариативной части
26 В программы учебной и производственной практик внесены особенности их реализации для инвалидов и лиц с ОВЗ
27 Для прохождения практики созданы специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений здоровья, с учетом профессии, специфики труда и выполняемых инвалидом трудовых функций
Контроль и оценка результатов освоения АОП
28 Формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации об-учающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ установлены с учетом ограничений здоровья, определены локальными актами, своевременно доводятся до обучающихся
29 Входной контроль осуществляется
30 Формы промежуточной аттестации установлены с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и др.)
31 Созданы фонды оценочных средств, адаптированные для инвалидов и лиц с ОВЗ
32 Процедура защиты выпускной квалификационной работы предусматривает предоставление необходимых технических средств / оказание технической помощи
Обеспечение специальных условий для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ
33 Пункт «Кадровое обеспечение» заполнен (с описанием кадрового состава, реализующего АОП, с указанием доли педагогических работников, прошедших повышение квалификации по вопросам обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, с описанием основных функций специалистов, привлекаемых к реализации АОП)
34 Содержание пункта «Учебно-методическое и информационное обеспечение» конкретизировано в соответствии с ФГОС и дополнено с указанием специальных технических и программных средств: - в наличии имеются печатные и электронные образовательные ресурсы в формах, адаптированных к ограничениям здоровья; - используется система электронного обучения, позволяющая осуществлять прием и передачу информации в доступных формах в зависимости от ограничений здоровья, дистанционные образовательные технологии
35 Содержание пункта «Материально-техническое обеспечение» конкретизировано в соответствии с ФГОС и спецификой требований к доступной среде: - сформирована безбарьерная архитектурная среда образовательной организации; - организованы рабочие места обучающихся; - имеются технические и программные средства общего и специального назначения
36 Учебные кабинеты, мастерские, специализированные лаборатории оснащены современным оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для обучающихся с различными видами ограничений здоровья
Окончание таблицы 1
№ Наименование показателя Самооценка
Да Нет
37 Форма прохождения практики при варианте обучения инвалидов и лиц с ОВЗ инклюзивно в общей группе установлена с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья
38 Пункт «Характеристика социокультурной среды образовательной организации, обеспечивающей социальную адаптацию инвалидов и лиц с ОВЗ» заполнен: описаны виды сопровождения учебного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ, участие в работе общественных организаций, олимпиадном движении, указаны формы воспитательной работы, социальной поддержки обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : фе-дер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.] // Рос. газ. — 2012. — 31 дек.
2. Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса [Электронный ресурс] : [утв. Мин-обрнауки России 26.12.2013 г. № 06-2412вн] // КонсультантПлюс.
3. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения [Текст] : приказ Минобрнауки России от 18 апр. 2013 г. № 292 // Рос. газ. — 2013. — 24 мая. — № 6086.
4. О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 18 апр. 2013 г. № 292 [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России № 977 от 21.08.2013 г. // КонсультантПлюс.
5. Романенкова, Д. Ф. Нормативно-правовое регулирование среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации [Текст] / Д. Ф. Романенкова // Инклюзивное профессиональное образование : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Челябинск, 21-22 нояб. 2014 г.) / отв. ред. М. В. Овчинников. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. — С. 138-142.
6. Романенкова, Д. Ф. Организация инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях [Текст] : учеб. пособие / Д. Ф. Романенкова, Н. А. Романович. — Челябинск : Полиграф-Мастер, 2013. — 116 с.
УДК 376.5 И. В. Шадчин, зав. лабораторией
инклюзивного образования Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ОПЫТ РАБОТЫ ЧЕЛЯБИНСКОГО ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ СПО ОБЛАСТИ
Получение студентами-инвалидами качественного профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых
условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных