Научная статья на тему 'Проблемы профессиональной адаптации выпускников ремесленных специальностей'

Проблемы профессиональной адаптации выпускников ремесленных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ / АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ РЕМЕСЛЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. / VOCATIONAL TRAINING / SOCIAL-PROFESSIONAL ADAPTATION OF GRADUATES / PROBLEMS OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беликова Людмила Федоровна, Степанова Алена Игоревна

В статье отражены результаты социологического анализа проблем профессиональной адаптации выпускников ремесленных специальностей, проведенного на базе Уральского колледжа технологий и предпринимательства в 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Professional Adaptation of Vocational School Graduates

The paper presents the results of the sociological analysis of employment of vocational school graduates conducted on the basis of the Ural College of Technology and Business in 2010.

Текст научной работы на тему «Проблемы профессиональной адаптации выпускников ремесленных специальностей»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 331.54(081 )+377(081)

Л. Ф. Беликова,

А. И. Степанова

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ РЕМЕСЛЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В статье отражены результаты социологического анализа проблем профессиональной адаптации выпускников ремесленных специальностей, проведенного на базе Уральского колледжа технологий и предпринимательства в 2010 г.

Ключевые слова: ремесленное профессиональное образование, социальнопрофессиональная адаптация выпускников, проблемы производственной, социально-психологической, организационной и психофизиологической адаптации выпускников ремесленных специальностей.

Abstract. The paper presents the results of the sociological analysis of employment of vocational school graduates conducted on the basis of the Ural College of Technology and Business in 2010.

Index terms: vocational training; social-professional adaptation of graduates; problems of social-psychological, organizational and psycho-physiological adaptation of vocational school graduates.

Перемены на пути модернизации профессионального образования свидетельствуют о том, что в последнее десятилетие в нашей стране возникает потребность в качественно новом направлении подготовки работников для сферы производства, а также для сектора малого и среднего бизнеса. Таким направлением развития современного отечественного профессионального образования является ремесленное профессиональное образование, выступающее в то же время институализированным каналом возрождения ремесленничества в России.

Ремесленное профессиональное образование рассматривается как фактор удовлетворения потребностей рынка труда в подготовке специалистов, способных владеть современными технологиями производства товаров и услуг, организовать собственное дело и управлять им.

Результаты успешного функционирования в Москве и Екатеринбурге на федеральных экспериментальных площадках учебных заведений нового типа для профессионального образования ремесленников и ремес-

ленников-предпринимателей подтверждают, что их выпускники обладают полным набором профессиональных компетенций, позволяющих успешно строить профессиональную карьеру в условиях рыночной экономики [5, 6].

Однако, как показывают, в частности, первые зондажные социологические исследования проблем социально-профессиональной адаптации ремесленников-предпринимателей, проведенные кафедрой социологии РГППУ в течение 2005-2010 гг., каждый из них испытывает комплекс внешних и внутренних противоречий.

Потому сегодня востребованы глубинные социологические исследования данной проблематики в русле изучения становления ремесленного профессионального образования. Это научное направление исследовательской деятельности кафедры социологии реализовалось и реализуется в рамках более общей проблематики - изучения предпосылок и социальных проблем возрождения в современных российских условиях ремесла как профессиональной деятельности и ремесленничества как социального института. Причем наряду с традиционными подходами в социологии образования, социологии профессии, социологии управления интерес представляют новые идеи, формирующиеся на стыках различных отраслей знания.

В рамках комплексного подхода определены основы

• теоретико-методологического обоснования особенностей, ценностных и культурных предпосылок возрождения ремесленничества;

• изучения потребностей учащейся молодежи в ремесленном образовании как нового направления профессионального образования;

• социологической диагностики и проектирования проблем социально-профессиональной адаптации первых групп выпускников учреждений ремесленного профессионального образования;

• причин диссонанса ожиданий выпускников ремесленных специальностей и работодателей.

Ряд предпринятых кафедрой социологии исследовательских проектов (в том числе при поддержке Гранта Российского государственного научного фонда № 05-03-03081а в 2006 г.) можно рассматривать как апробацию востребованных подходов к изучению институциализированного канала подготовки ремесленников через систему профессионального образования, как первый опыт региональных социологических исследований по данной проблематике [2, 17-26].

Базой для проводимых исследований явился Екатеринбургский профессиональный лицей ремесленников-предпринимателей, с 2000 г. ставший федеральной площадкой для распространения опыта профессионального образования ремесленников строительного профиля (с 2005 г. -Уральский техникум ремесленников-предпринимателей; с 2008 г. - Уральский колледж технологий и предпринимательства).

Здесь с 1998-го по 2008-й г. реализовался германо-российский модельный проект «Поддержка ремесел через профессиональное образование», направленный на поиск психолого-педагогических основ подготовки ремесленников-предпринимателей в системе начального и среднего профессионального образования. С помощью опытных немецких экспертов и благодаря общим усилиям всех участников данного проекта удалось создать и отработать новую по своей структуре и содержанию модель профессионального образования ремесленников и ремесленников-предпри-нимателей европейского уровня по трем ремесленным профессиям: столяр, плиточник-мозаичник, маляр-дизайнер.

В исследовании, проведенном кафедрой социологии весной 2010 г., направленном на изучение проблем социально-профессиональной адаптации выпускников ремесленных специальностей, приняли участие 98 выпускников 2001-2009 гг. Екатеринбургского профессионального лицея ремесленников-предпринимателей - Уральского колледжа технологий и предпринимательства.

С учетом ограниченной доступности объекта исследования была проведена неслучайная выборка респондентов методом доступного случая. Такую форму выборки объясняет цель исследования - изучение проблем социальной адаптации уникальной в своем роде социально-профессиональной группы - выпускников ремесленных специальностей строительного профиля; а также особенность самого объекта - выпускников учебного заведения разных лет обучения, находящихся вне сферы институционального контроля (например, административного). Несмотря на то, что данное исследование - зондажное, а анализ полученных результатов носит описательный характер, материалы его имеют определенную научную и прикладную значимость.

В анкетном опросе приняли участие представители практически всех специальностей. Среди респондентов преобладали молодые люди -87 %; девушки составили 13 % опрошенных. Абсолютное большинство образовали выпускники, получившие среднее профессиональное образование, работающие на частных предприятиях (76 %).

Для выпускников учреждений системы профессионального образования все аспекты процесса их социализации можно объединить в одно понятие - социально-профессиональная адаптация. Суть адаптации как приспособительного процесса состоит в создании максимально широкого набора потенциальных активных стратегий, способных при наименьших затратах обеспечить субъекту адаптации максимальный приспособительный эффект. Она характеризуется процессом усвоения каждым индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и традиций, прежде всего в трудовой сфере.

Первое слагаемое социально-профессиональной адаптации молодых работников, вчерашних выпускников учебных заведений - социальная адаптация - предполагает активное освоение личностью или группой но-

вой для них социальной среды. К показателям успешной социальной адаптации относятся, во-первых, высокий социальный статус индивида в конкретной среде; во-вторых, его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, системой стимулирования труда и т. д.). Показателями низкой социальной адаптации являются: перемещения индивида в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция), аномия и отклоняющееся поведение.

Второй элемент социально-профессиональной адаптации молодых работников, выпускников учебных заведений, - это профессиональная (производственная или трудовая) адаптация, т. е. вхождение личности в профессию. Она подразделяется на чисто производственную, социально-психологическую, организационную и психофизиологическую адаптацию. Критерий профессиональной адаптации - достижение индивидом соответствия профессиональных навыков и личностных качеств требованиям конкретной профессии.

Именно конкурентоспособность выпускников системы профобразования во многом предопределяет успешность их социально-профессиональной (производственной) адаптации. Ибо современному работодателю недостаточно практических умений работника и знаний по конкретным дисциплинам, ему нужен настоящий специалист и мастер своего дела, личность креативная, коммуникативная, в какой-то степени амбициозная, одним словом, конкурентоспособная. Невысокий уровень конкурентоспособности молодого работника обостряет проблемы его социальнопрофессиональной адаптации.

Ремесленника-предпринимателя отличает его профессия, профессиональная квалификация, специальные навыки, орудия труда, обеспечивающие признаки и свойства, характерные только для данного вида ремесленной продукции. Он сам является организатором и исполнителем производственного процесса. Ремесленник-предприниматель - это сложное интегративное определение предпринимателя, обладающего рабочей профессией с отчетливо сформированной предпринимательской культурой.

Подготовка ремесленников базируется на качественно иных образовательных технологиях, педагогических принципах дуального обучения, в целом - на альтернативной традиционной системе начальной и средней профессиональной подготовки.

Область их компетенций расширена за счет компетенций ремесленника и компетенций предпринимателя. Приоритетными в подготовке ремесленников являются восемь основных экстрафункциональных ключевых компетенций: организованность, предприимчивость и сверхнормативная профессиональная активность, социально-профессиональная мобильность, коммуникативность и способность к кооперации, креативность, эстетическая чувствительность, ручная умелость, специальная компетентность [4].

Таким образом, ремесленник-предприниматель - не просто специалист в своем виде деятельности, но также представитель современного бизнеса.

На основе результатов проведенного в 2010 г. исследования можно сделать вывод о том, что большинство (82 %) опрошенных выпускников, независимо от их пола, довольны качеством образования, полученного в Уральском колледже технологий и предпринимательства. Причем каждому третьему свойственна осознанная потребность в ремесленном образовании, которое является для них важной, актуальной ценностью и имеет инструментальное значение. Две трети выпускников подчеркивают актуальность профессии ремесленника для региональной рыночной экономики.

Эти выводы подтверждает анализ мнений выпускников разных лет обучения: в абсолютном большинстве своем они считают, что данное учебное заведение предоставляет учащимся достаточно возможностей оптимально реализовать свои потребности в специальном профессиональном ремесленном образовании. В частности, подтверждением служит анализ выборочных социологических интервью, проведенных кафедрой социологии в 2006 году с выпускниками специальности «Менеджер в строительстве». Молодые специалисты в целом высоко оценивают степень профессиональных компетенций, сформированных за время учебы в техникуме: «Мне все пригодилось из того, чему нас учили. Хотя было много лишнего, для общего развития»; «Для работы многое нужным оказалось, я потом жалел, что определенные вещи не особо старался учить»; ««Практика востребована вся, что отрабатывали, тем и пользуюсь» [3, с. 103-104].

Квалификации ремесленников-предпринимателей обеспечивают их конкурентоспособность на рынке труда, помогают взаимодействовать в профессиональном сообществе и в обществе и выгодно отличают их от строителей-неремесленников, имеющих узкоспециализированную подготовку. Так, по данным нашего исследования 2006 г., работодатели часто отмечают более высокий уровень сформированности компетентности выпускников колледжа, сравнивая его с уровнем компетентности работников, окончивших другие учебные заведения. Из интервью с 9 индивидуальными предпринимателями, у которых были заняты опрошенные 15 выпускников, окончивших Уральский техникум ремесленников-предпринимателей в январе 2006 г., по специальности «Менеджер в строительстве»: ««Ребята более грамотные, владеют сложными технологиями, общительные, сообразительные...»; ««Да, разница чувствуется сильно, эти более способные, самостоятельные, задание даешь, изредка поглядываешь, все делают, как надо. Поначалу медленно делали, но хорошо, сейчас все оперативнее...»; «Да, они гораздо грамотнее по сравнению с другими новичками, ну, если с опытными малярами не сравнивать, конечно» [3, с. 102-103].

Как показывают результаты исследования, 58 % выпускников удалось устроиться по специальности сразу же после окончания учебного заведения (в первую очередь это плиточники, сантехники, кровельщики, маляры-дизайнеры), что говорит о достаточно большой востребованности этих специалистов на рынке труда. Около 15 % опрошенных респондентов занимают положение руководителя (бригадира, начальника участка и т. д.). Из них почти каждый второй вырос до руководителя через 2 года после трудоустройства на предприятие; 20 % - через 3 года. При этом у более половины опрошенных выпускников работа полностью совпадает со специальностью, полученной в колледже, у 28 % - совпадает частично и лишь у 20 % совершенно не совпадает.

При этом надо признать, что непрерывно изменяющаяся ситуация на рынке труда, отличительные особенности профессиональных компетенций ремесленников-предпринимателей, их пока неопределенный социально-профессиональный статус, несбалансированные взаимоотношения рынка труда и системы образовательных услуг (и в первую очередь, отставание количества и качества образовательных услуг от требований к рабочему месту) осложняют процесс социальной адаптации выпускников, вхождения их в новую социальную среду.

Так, значимым противоречием, обостряющим проблемы трудоустройства, выступает несовпадение требований работодателей и ожиданий выпу-скников-ремесленников: существующие стереотипные установки работодателей при подборе кадров не соответствуют реально существующим детерминантам эффективности профессиональной деятельности ремесленников. Как с сожалением отмечают респонденты, работодатель с удовольствием берет на работу выпускников колледжа, в первую очередь потому что они имеют подготовку прежде всего по строительной, а не по ремесленной специальности, т. е. устроиться в качестве ремесленника или менеджера после четвертого курса бывает достаточно сложно или практически невозможно. Таким образом, важный аспект полученного образования и специальности теряет свою функциональность, и выпускник специального учебного заведения нового типа (профессионального образования ремесленников и ремес-ленников-предпринимателей) превращается в обычного, на первый взгляд, выпускника учреждения НПО (начального профессионального образования) или СПО (специального профессионального образования).

Не случайно лишь каждый второй из опрошенных менеджеров в строительстве, менеджеров по отраслям устроился сразу после окончания учебы на работу по специальности. Каждый третий указывает на неготовность работодателя выстраивать отношения с ремесленниками с учетом их качеств, на невнимательное отношение со стороны руководства. Почти 60 % выпускников увольняются через 1-2 года работы на предприятии.

Еще меньше выпускников предпринимают попытки реализоваться в качестве предпринимателя, создать свое предприятие. Так, лишь 7 % оп-

рошенных выпускников смогли открыть собственное дело и стать владельцами своих фирм. Хотя сокровенные планы об этом вынашивает, как показали результаты опроса, каждый третий выпускник. В качестве необходимых ресурсов большинство из ответивших респондентов называют наличие стартового капитала (68 %), личные связи (48 %), личные деловые качества (43 %), хорошие профессиональные навыки ремесленника (33 %). Последний вариант ответа косвенно можно рассматривать как позитивную оценку профессионального базового образования, полученного ими.

В процессе организационной адаптации молодые работники, вчерашние выпускники-ремесленники, сталкиваются с проблемами освоения организационной структуры предприятия; определенной неудовлетворенностью режимом труда и отдыха; несовпадением ожиданий относительно оплаты труда и материального стимулирования и др. (табл. 1).

Таблица 1

Проблемы организационной адаптации выпускников в зависимости от пола респондентов, % от числа ответивших

Проблемы Количество отметивших проблему

мужчины женщины

Выполнение работ, не соответствующих квалификации 17 7

Заниженные тарифы, расценки 12 11

Переработки 10 26

Малое количество предоставляемых выходных 10 11

Несоответствие размера заработной платы уровню выполняемых работ 9 4

Задержки заработной платы 8 4

Незнание собственных прав и обязанностей 7 4

Неудобный график работы 6 11

Нарушение трудовой дисциплины в коллективе 5 0

Завышенные требования руководителей производства 5 4

Сокращенный обеденный перерыв 3 4

Неудобное время начала и окончания работы 2 7

Невыплата заработной платы 2 0

Затруднились ответить 4 7

Как показывают результаты опроса, наиболее значимыми для молодых работников, незначительно дифференцируемых по полу, являются проблемы организации труда. Это выполнение работ, не соответствующих квалификации, переработки, заниженные тарифы, заниженные расценки и др.

В процессе производственной адаптации у выпускников возникают следующие проблемы: неудовлетворенность уровнем оплаты труда в дан-

ной сфере; невозможность профессионального и профессионального роста; разочарование в собственной профессии и др. (табл. 2).

Таблица 2

Проблемы производственной адаптации, % от числа ответивших*

Проблемы Количество отметивших проблему

Низкая заработная плата в данной сфере 37

Недостаточные возможности дальнейшего карьерного роста 27

Отсутствие заинтересованности работодателя в выпускнике 24

Невладение новейшими технологиями, востребованными сегодня 20

Невостребованность полученной в колледже квалификации ремесленника 16

Несоответствие уровня организации производственного процесса подготовке ремесленника 16

Неудовлетворительные возможности повышения квалификации 14

Разочарование в собственной профессии 12

Затруднились ответить 14

* Здесь и в следующей таблице сумма ответов превышает 100 %, т. к. каждый респондент мог выбрать несколько вариантов ответа.

Самокритично оценивая уровень своей профессиональной квалификации как новичков производства, выпускники отмечают качества, которых им не хватает для более успешной работы и производственной адаптации (табл. 3).

Таблица 3

Качества, необходимые выпускникам для более успешной работы, % от числа ответивших

Качества Количество ответивших

Способность работать в течение длительного времени 23

Навыки экономических расчетов рабочего задания 22

Умение входить в контакт с незнакомыми людьми 20

Умение работать с профессионально-ориентированной информацией 19

Умение планировать свою профессиональную карьеру 18

Умение принимать решения, действовать на свой страх и риск 17

Умение творчески подходить к делу 13

Способность разработать проект задания, выполнить рабочее задание 6

Затруднились ответить 23

В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. Соответственно, в процессе освоения системы взаимоотношений на предприятии или в организации выпускник ремесленного колледжа может столкнуться с двумя основными трудностями: проблемами освоения социально-психологических особенностей организации и включения в сложившуюся систему взаимоотношений. Основываясь на сведениях, полученных из анкетного опроса 2010 г., сравнивая их с интервью с выпускниками 2006 г., можно говорить о том, что они, в принципе, не испытывают серьезных проблем ни во взаимоотношениях с коллективом, ни в отношениях с начальством. При этом треть респондентов отметили тот факт, что руководство к ним не всегда внимательно, редко справляется о положении дел, о нуждах и т. д.

Среди проблем обеспечения санитарно-гигиенических условий труда ответившие респонденты выделили повышенное содержание пыли (45 %), плохую вентиляцию (37 %), неудовлетворительную освещенность (25 %), и др.; к проблемам обеспечения санитарно-бытовых условий труда они отнесли отсутствие или неудовлетворительное оборудование душевых комнат (52 %), отсутствие или неудовлетворительную работу столовой, буфета (31 %), отсутствие комнаты отдыха (бытового помещения) (30 %) и др.

Как показывают результаты исследований, причинами всех перечисленных проблем социально-профессиональной адаптации, являются не столько отсутствие умений, навыков или профессионально важных качеств у выпускников, сколько те условия, которые предоставляются работодателями; прежде всего условия труда и содержания работы. В ситуациях обострения этих противоречий, по словам респондентов, молодые специалисты просто увольняются и ищут другое место работы.

Таким образом, несмотря на высокий профессионализм и мотивацию к труду в рамках полученной профессии, выпускники колледжа обладают пока низкой конкурентоспособностью на рынке труда (иногда, как ни парадоксально, силу их более высокой квалификации по сравнению с требуемой работодателями), а после трудоустройства подвергаются серьезной опасности постепенной потери своей квалификации из-за неадекватного содержания труда.

Данное противоречие востребованности, актуализации ремесленного образования и невозможности использования его результатов в жизненной практике является логическим продолжением проблем совершенствования нормативов и законодательной поддержки специалистов этой области; недостаточной скоординированности образовательного и профессионального стандартов; проблем пока невысокой востребованности современного специалиста ремесленного труда, владеющего к тому же знаниями и навыками организации предпринимательской деятельности.

Свойственные ситуации трудоустройства вчерашних выпускников-ремесленников противоречия, возрастание требований работодателя к профессиональным компетенциям, а также расширение возможностей выбора профессионального пути, вида занятости (работа по найму, самозанятость, предпринимательство), увеличение индивидуальной ответственности за принятие решения, повышение «стоимости» неверного решения - все это создает объективные предпосылки для повышения значимости квалифицированной помощи учащимся в процессе их профессионального становления.

Состояние проблем социально-профессиональной адаптации наглядно убеждает в том, что профессионально-образовательная деятельность учреждений образования и рынок труда должны ориентироваться не только на сиюминутный, реальный, но и на потенциальный спрос на специалистов, более того, на потенциальное изменение потребностей молодежи в профессиональном образовании. В связи с этим необходимо, чтобы профессионально-образовательная деятельность имела опережающий характер, обладала прогностичностью, т. е. была бы настроена на целенаправленное систематическое изучение перспектив развития образовательных потребностей учащихся, а также спроса на этих специалистов на рынке труда [1].

Успех такого прогнозного проектирования развития рынка труда ремесленников и рынка образовательных услуг в режиме мониторинга зависит от эффективности совместной деятельности социальных партнеров, участвующих в этой работе: руководителей учебных заведений, специалистов органов по труду и занятости населения, центров профориентации и психологической поддержки населения, органов управления профессиональным образованием, работодателей, общественных организаций [3].

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Беликова Л. Ф. Прогнозирование потребностей в профессиональном образовании // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2001. № 2 (8). С.57-73.

2. Беликова Л. Ф. К вопросу социологического изучения ремесленного образования как одного из путей возрождения ремесленничества в Уральском регионе // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2004. № 6. С.17-26.

3. Вербицкая Н. О., Матафонов М. Э., Федоров В. А. К проблеме разработки методологии прогнозирования потребностей рынка труда в выпускниках системы профессионального образования // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2002. № 53 (15). С. 86-95.

4. Зеер Э. Ф. Теоретико-методологические основы подготовки ремесленников - предпринимателей: моногр. Екатеринбург. Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. 135 с.

5. Романцев Г. М., Федоров В. А., Чапаев Н. К. Интернатура как необходимая составляющая уровневой подготовки специалистов по профессиональному обучению рабочих кадров для инновационных производств / / Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2009. № 10 (67). С. 3-16.

6. Федоров В. А., Хаматнуров Ф. Т. Научная школа «Научные основы развития и проектирования профессионального и профессиональнопедагогического образования в России» академика РАО Г. М. Романцева / / Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2009. № 10 (78). С. 126-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.