Научная статья на тему 'Социологическое изучение ремесленного образования как один из путей возрождения ремесленничества на Урале'

Социологическое изучение ремесленного образования как один из путей возрождения ремесленничества на Урале Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО / РЕМЕСЛЕННИК / ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ / ПРОЕКТИВНОЕ И ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ РЕМЕСЛЕННЫХ УСЛУГ / РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беликова Людмила Федоровна

В статье рассматриваются вопросы социологического изучения проблемы и предпосылок возрождения ремесленничества в новых российских условиях с учетом необходимости разработки принципиально новых подходов к этому феномену; вопросы профессионального образования ремесленников как нового направления профессионального образования, а также пути возрождения ремесла как вида деятельности и ремесленников как социально-профессиональной группы. Рассматриваемая автором модель комплексного социологического исследования предполагает социологический срез состояния ремесленничества в Свердловской области, его структуры и статуса; выявление основных барьеров на пути полномасштабного возрождения ремесленничества; определение потребностей региона в развитии ремесла, с одной стороны, и возможностей малого бизнеса и образовательных учреждений начального и среднего профобразования по удовлетворению этих потребностей, с другой стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологическое изучение ремесленного образования как один из путей возрождения ремесленничества на Урале»

УДК 377.35 (470.54)

ББК С561.23+ Ч 44.8/9 (235.55)

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕМЕСЛЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ВОЗРОЖДЕНИЯ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА НА УРАЛЕ

Л. Ф. Беликова

Ключевые слова: ремесленничество; ремесленник; диагностическое, проективное и прогностическое социологические исследования; спрос и предложение ремесленных услуг; ремесленное профессиональное образование.

Резюме: В статье рассматриваются вопросы социологического изучения проблемы и предпосылок возрождения ремесленничества в новых российских условиях с учетом необходимости разработки принципиально новых подходов к этому феномену; вопросы профессионального образования ремесленников как нового направления профессионального образования, а также пути возрождения ремесла как вида деятельности и ремесленников как социально-профессиональной группы. Рассматриваемая автором модель комплексного социологического исследования предполагает социологический срез состояния ремесленничества в Свердловской области, его структуры и статуса; выявление основных барьеров на пути полномасштабного возрождения ремесленничества; определение потребностей региона в развитии ремесла, с одной стороны, и возможностей малого бизнеса и образовательных учреждений начального и среднего профобразования по удовлетворению этих потребностей, с другой стороны.

В условиях становления рыночной экономики в России актуализируются комплексные исследования ремесленничества. Хотя развитие идей и практики ремесленничества в последнее десятилетие не новое для России явление, в современных условиях требуются принципиально иные подходы к пониманию этого феномена.

Проблема возрождения ремесленничества в России - тема актуальная для многих отраслей обществознания. Интерес к этой теме активно проявляют, в первую очередь, экономисты, психологи, педагоги, отчасти, историки, социологические же исследования практически отсутствуют.

Актуализация данной проблематики в контексте всестороннего социологического анализа связана с формированием нового предметного поля исследований в рамках региональной социологии и социологии профессий.

Одним из направлений таких исследований может быть сравнительный анализ условий двух путей возрождения ремесленничества: стихийно действующих, теневых, механизмов регулирования спроса и предложения на рынке ремесленных услуг и связанного с этим процесса формирования социально-профессиональной группы ремесленников в среднем слое населения, с одной стороны, и институциализированного канала подготовки ремесленников через систему профессионального образования, с другой стороны. Как по-

казывает реальная практика возрождения ремесленничества, эти два процесса взаимосвязаны, поэтому могут выступить комплексным предметом социологического анализа.

Для Свердловской области, одного из крупнейших Российских регионов, актуальность поставленной проблемы определяется необходимостью активизации развития ремесленничества как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации региональной экономики, подготовки профессиональных кадров, развития производительных сил; как дополнительного фактора подъема экономики и стабилизации общественной жизни в силу его важных социально-экономических функций. Как свидетельствует опыт не только промышленно развитых стран, но и самой России, ремесленничество, как форма социальной организации производства, представляет собой сложное и крайне важное для политической и социальной стабильности явление; его развитие способствует созданию новых рабочих мест, расширению среднего класса - основы стабильного демократического государства. При этом в Свердловской области имеются все социально-экономические предпосылки для возрождения ремесленничества. Фактически здесь, как и во многих других регионах России, происходит возрождение ремесел, народных промыслов как традиционных, так и сравнительно новых. Спрос на такие профессии индивидуального, чаще всего ручного труда (например, плотник, каменщик, столяр, ювелир, гончар, печник и другие), в последнее десятилетие резко возрос, однако формальный социальный статус ремесленников все еще не утвердился.

Процесс признания ремесленничества в России идет очень медленно, несмотря на понимание его необходимости и важности для становления и развития рыночной экономики, несмотря на создание в отдельных регионах структур по развитию ремесленничества и разработанную законодательную базу. Ремесленничество на сегодняшний день можно охарактеризовать как стихийно развивающийся, официально слабо оформленный сектор малого предпринимательства и экономики области.

Сложившаяся ситуация в отношении к ремесленничеству подчеркивает актуальность теоретико-методологических и прикладных исследований предпосылок и социальных проблем возрождения ремесла как профессиональной деятельности и ремесленничества как социального института в современных российских условиях с позиций комплексного социологического подхода.

Комплексный подход к подобному исследованию предполагает реализацию следующих видов анализа: экономика-социологического (выявление спроса на ремесленные услуги на региональном рынке труда посредством проведения маркетинговых исследований); институционального (анализ состояния ремесла как социального института в современном российском обществе, институциональных условий его возрождения); деятельностного (выявление актуальных характеристик ремесла как вида профессиональной деятельности, специфики деятельности современного ремесленника в Уральском регионе); социоструктурного (определение места социально-профессионального слоя ремесленников в стано-

вящейся региональной системе социальной стратификации); социокультурного (выявление ценностных оснований и культурных предпосылок возрождения ремесла в российских регионах, культурный смысл занятий ремеслом).

В таком исследовательском проекте могут быть использованы следующие основные методы: историографический; анализ документов и статистических данных; опросные методики (интервью и анкетирование субъектов ремесленной деятельности); метод экспертных оценок; методы диагностики и прогнозирования регионального рынка профессий; методы маркетинговых исследований; биографический метод.

Социологический срез состояния ремесленничества, его структуры, состава, положения и отношений ремесленников как социально-профессиональной группы в социальной структуре населения Свердловской области предполагает анализ расположения социально-профессиональной группы ремесленников на иерархической шкале социальных статусов: выявление профессионально-экономического потенциала ремесленников (масштабов собственности, доходов и уровня жизни); определение политического потенциала ремесленников как социально-профессиональной группы, выражающегося в объеме властных и управленческих функций; изучение социокультурного потенциала ремесленников, уровня образования, квалификации, профессионализма, особенностей образа и качества жизни; определение социального престижа ремесленников, как концентрированного отражения политического, экономического и социокультурного потенциалов.

Для возрождения ремесленничества как вида профессиональной деятельности и ремесленников как социально-профессиональной групп необходим целый ряд условий: финансовых, материальных, научно-методических, нормативно-правовых, организационных, кадровых, мотивационных, социокультурных. Среди них особо следует указать на такие, как наличие сильной исторической традиции; актуализированная потребность общества в данном виде деятельности; институциональные условия (соответствующее законодательство, социально-экономическая инфраструктура, регулирование со стороны государства); поддержка властей, преимущественно местного или регионального уровня [1, С. 26].

С целью анализа реальных условий формирования ремесленничества весной 2004 г. в Екатеринбурге под руководством автора было проведено социологическое исследование*. Результаты его позволили подтвердить отсут-

* Методом диагностического полуформализованного интервью осуществлен опрос экспертов - нескольких руководителей государственных управленческих структур сферы малого и среднего бизнеса; руководителей ряда малых предприятий, ассоциаций товаропроизводителей, которые по профилю могут быть отнесены к ремесленным («УралСер-висСоюза», Ассоциации хлебопроизводителей, Ассоциации барменов, Муниципального центра народного творчества и художественных ремесел «Гамаюн» и др.); также проведен контент-анализ интернет-страниц, посвященных ремесленничеству; анкетный опрос 164-х учащихся Екатеринбургского профессионального лицея ремесленников-предпри-нимателей.

ствие многих из необходимых условий возрождения ремесла как вида профессиональной деятельности и ремесленников как социально-профессиональной группы, а также объективировать существующие проблемы. К наиболее значимым проблемам ремесленничества можно отнести следующие.

• Проблемы полулегального существования индивидуальных предпринимателей и других хозяйствующих субъектов, которых можно отнести к категории ремесленников, в связи с неустойчивым спросом на продукцию ремесленничества и высоким уровнем налогообложения для мелких производителей (что является одним из основных факторов ухода предпринимателей в теневой сектор экономики), а также в связи с необоснованными административными барьерами, в первую очередь со стороны контролирующих (надзорных) органов, сдерживающих развитие предпринимательства.

• Слабые инвестиционные возможности ремесленников из-за небольших личных накоплений для открытия и развития собственного дела и нежелания банков и других финансовых структур предоставлять кредиты таким мелким хозяйствующим объектам, как ремесленники.

• Недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров и организаторов предпринимательской деятельности; отсутствие у ремесленников достаточных экономических, юридических и прочих знаний для правильной постановки дела и возможностей нанять для этого квалифицированных специалистов. Попытки совмещения менеджерских и производственных функций, как показывает подобная практика, чреваты потерей прибыли.

• Отсутствие специальной методической, нормативно-правовой базы и специальной инфраструктуры содействия ремесленному делу. Так, до сих отсутствует федеральный закон о ремесленничестве; на федеральном уровне ремесленные профессии не выделены в специальный перечень, как это сделано во многих зарубежных странах; нет четких критериев отнесения тех или иных видов деятельности к ремесленной; отсутствует статистическое государственное наблюдение за развитием этого вида деятельности. Как следствие, в Екатеринбурге, например, официально не зарегистрированы предприятия, занимающиеся собственно ремесленной деятельностью. Хотя следует признать, имеющиеся два проекта Федерального закона о ремесленной деятельности в России длительное время обсуждаются в профильных комитетах Государственной Думы; на региональном уровне принята, но пока малозаметно реализуется «Концепция возрождения и развития ремесел и народных промыслов в Свердловской области в 2000-2005 гг.».

• Разобщенность ремесленничества, вытекающая из индивидуального труда, и отсутствие объединений ремесленников или ассоциаций, защищающих их права и интересы, которые по определению могли бы попасть в разряд ремесленных. Реально существующие объединения сами себя ремесленными не считают, относятся скорее к народным художественным промыслам и существуют при Уральском центре народных промыслов и ремесел и Екатеринбургском муниципальном центре художественных промыслов «Центре Гамаюн»,

которые оказывают поддержку предпринимателям и содействуют сохранению промыслов и ремесел.

• В обществе пока не преодолены существующие стереотипы непри-стижности статуса ремесленника, восприятия ремесленников как непрофессионалов. Хотя определенные изменения в общественном сознании происходят. Так, проведенный контент-анализ интернет-страниц*, найденных в результате поиска по ключевым словам «ремесленник», «ремесленное дело», «ремесленничество», показал, что эти понятия не архаичны и широко используются в общественной жизни. Причем на большинстве страниц термин «ремесленник» чаще всего употребляется в прямом значении, не как синоним работника низкой квалификации; негативный же смысл чаще связан с творческим аспектом данной профессии (со стереотипным противопоставлением «ремесленников» «настоящим художникам»).

Новое понимание ремесленничества потребует пересмотра некоторых положений федерального и регионального законодательства в плане освобождения субъектов ремесленничества от налогообложения, сокращения прочих отраслевых барьеров; создания специальной социально-экономической инфраструктуры; официальной поддержки на государственном, преимущественной местном или региональном уровне. В социокультурном плане необходимо сделать статус ремесленника престижным, сформировать в общественном сознании образ ремесленника как высококлассного работника, мастера.

Однако в рамках перспективы развития предпринимательства в мелкотоварном секторе российской экономики, особенно малых и средних предприятий ремесленного типа, актуализируются не только вопросы формирования всей инфраструктуры ремесленного сектора экономики, выявления места ремесленников как социально-профессиональной группы в социальной структуре, но и вопросы создания условий возрождения ремесленников через систему профессионального образования, создания в рамках этой системы нового направления, включающего в себя как вопросы подготовки ремесленников, так и вопросы социальной адаптивности выпускников. Актуальными в этой связи становятся и проблемы взаимосвязанного прогнозирования регионального рынка образовательных услуг и рынка труда ремесленников и многие другие.

Причем ремесленное образование выступает как фактор становления и развития среднего и малого предпринимательства, как условие удовлетворе-

* Было проанализировано более 66 тыс. интернет-страниц. Основной массив найденных документов (75%) относится к разного рода публикациям. Из них 10% документов относится к научным публикациям, 5% являются нормативными документами; 3% относится к специальным сайтам ремесленничества; 3% занимают форумы; и лишь 1% - документы учебных заведений, предлагающих обучение по специальности ремесленник.

ния потребностей рынка труда в подготовке специалистов, способных владеть современными технологиями производства товаров и услуг, организовать собственное дело и управлять им.

Разворачивающаяся в отдельных регионах России практика подготовки ремесленных кадров в системе начального и среднего профессионального образования и их социально-профессиональной реализации подтверждает насущную необходимость теоретического и практического разрешения этих вопросов. Одним из подобных экспериментов является германо-российский проект, направленный на поиск психолого-педагогических основ подготовки ремесленников - предпринимателей в системе начального и среднего профессионального образования. Эксперимент проводится с 1998 г. на базе Екатеринбургского профессионального лицея ремесленников-предпринимателей, ставшего с 2002 г. базовой федеральной площадкой для распространения опыта профессионального образования ремесленников строительного профиля.

Социологический подход к становлению и развитию профессионального образования ремесленников и их профессионализации в современных условиях предполагает систему комплексных социологических исследований в мониторинговом режиме, включающих не только анализ, но и социологическую диагностику, а также взаимосвязанное прогностическое моделирование развития и решения этих проблем на социетальном, региональном уровнях, на уровне образовательного учреждения.

Причем наряду с традиционными подходами социологии образования, социологии профессии, социологии управления при исследовании профессионального образования ремесленников необходимо учитывать новые идеи, формирующиеся на стыках различных отраслей знания (например, идеи ноосферной экономики, универсумной (энергоинформационной) парадигмы социологического знания и др.). Так, исследуя явление с позиций «ноосферной экономики», предполагает введение в исследовательский контекст и осознание смысла и места трех ключевых понятий: успех, компетенция и текст [3].

В рамках такого подхода актуализируются задачи системы профессионального образования ремесленников, связанные с подготовкой профессионально-мобильных специалистов, легко адаптирующихся в современных социально-экономических условиях, способных самостоятельно и ответственно анализировать свою деятельность, планировать ход действий и осуществлять работу на высоком технологическом, эстетическом и экономическом уровнях, на предметном воплощенном индивидуальном творчестве и традициях.

Важное значение для понимания современных проблем профессионализации ремесленников имеет универсумная (энергоинформационная) парадигма социологического знания, которая, рассматривает систему «природа - общество - человек» как сверхсложную систему, а человечество как природно-космический феномен, имеющий прямые и обратные энергоинформационные связи с множеством других элементов Вселенной; феномен, эволюция которого

происходит по общекосмическим законам, с цикличностью и дискретностью. Человек и социум предстают в единстве земных и космических связей как закономерный (и отнюдь не конечный) этап эволюции материального мира [2; 4]. С точки зрения универсумной социологии существенный критерий выделения социальных групп в социальной структуре - уровень сложности информационно-энергетических структур личности, степень ее духовного развития, что позволяет анализировать положение и перемещения индивида в социальном пространстве с точки зрения его энергетического потенциала. Такое понимание сложной системы антропокосмических и социокосмических связей и взаимодействий дает возможность обосновать неразрывность человеческой деятельности и природных сил; позволяет прогнозировать направления развития различных социумов (в том числе ремесленников как социально-профессиональной группы); ориентирует исследователей на поиск источников социализации, профессионализации на информационном уровне.

Социологический анализ становления и развития профессионального ремесленного образования на уровне образовательного учреждения, на наш взгляд, предполагает систему комплексных социологических исследований в мониторинговом режиме, где одним из важных направлений должно быть изучение потребностей молодежи (а также взрослого населения) в профессиональном ремесленном образовании.

В условиях актуализации формирования системы профессионального образования ремесленников системное социологическое отслеживание потребностей молодежи в данном виде образования имеет не только прикладную, но и научную ценность. Поскольку потребность в профессиональном образовании выступает источником и средством трудовой и профессиональной социализации личности, постольку она составляет сердцевину развития профессионального образования. С другой стороны, профессиональное обучение должно осуществляться не только в интересах общества и государства, но в интересах личности. Программа исследования профессионально-образовательных потребностей учащихся в ремесленном образовании может быть нацелена на изучение следующих вопросов: анализ состояния потребности в образовании; изучение степени включенности учащихся в сферу профессионального образования и удовлетворенности им; анализ факторов, влияющих на формирование и удовлетворение потребности в профессиональном образовании; выявление степени, характера и условий реализации образовательных потребностей в учебном заведении профессионального образования; исследование соотношения профессиональных намерений выпускников, с одной стороны, и характера и уровня их потребности в профессиональном образовании, с другой; создание информационной базы для прогнозирования потребности в профессиональном ремесленном образовании.

Другим немаловажным направлением таких исследований является социологический анализ формирования и совершенствования системы адаптации и профессионального развития, будущих работников с использованием по-

тенциала учреждения начального (среднего) профессионального образования. Предметное поле такого анализа может включать такие вопросы, как анализ рынка образовательных услуг для будущих ремесленников; анализ спроса на выпускников учреждения профессионального ремесленного образования; оценку способности к активной социально-инновационной деятельности и эффективному адаптационному поведению ремесленников-выпускников в зависимости от их социально-демографических характеристик, уровня реальных доходов, квалификации; оценку уровня социально-профессиональной адаптивности выпускников.

Однако эти и другие социологические задачи исследования проблем профессионализации ремесленников на уровне образовательного учреждения упираются в проблему недостаточной научной обоснованности и отсутствия практики взаимасвязаннаго прогнозирования рынка труда и рынка образовательных услуг, выступающей, на наш взгляд, одной из важных причин проблем трудоустройства, профессиональной адаптации выпускников на рынке труда, их дальнейшей социализации. Состояние этих проблем в последние полтора десятка лет наглядно убеждают в том, что профессиональнообразовательная деятельность учреждений образования и рынок труда должны ориентироваться не только на сиюминутный, реальный спрос на специалистов, но и на потенциальный, более того, на потенциальное изменение потребностей молодежи в профессиональном образовании. В связи с этим необходимо, чтобы профессионально-образовательная деятельность имела опережающий характер, обладала прогностичностью, т. е. была бы настроена на целенаправленное систематическое изучение перспектив развития образовательных потребностей, спроса.

Эта проблема сложная. Она сводится к установлению балансового соответствия между образовательными и профессиональными интересами личности, потребностями рынка труда, объемами подготовки специалистов по различным специальностям, тенденциями демографических процессов. Отсюда многомерная модель прогноза, как необходимый элемент системы профессионализации социальной группы, должна представлять собой стратегическую программу системного прогнозирования чрезвычайно важных процессов: демографических процессов, развития системы образования, развития экономики, а также процессов формирования и развития потребностей социальной группы в профессиональном образовании. В этой системе взаимосвязей важная роль принадлежит непосредственному потребителю образовательных услуг и участнику рыночных отношений в трудовой сфере - выпускнику системы профессионального образования, с его структурой потребностей, интересов, установок и целей относительно получения образования и путей трудоустройства. Подобное прогностическое исследование предполагает математический анализ, построение и исследование компьютерных моделей, прогноз последствий развития ситуации в случае различных вариантов управляющих воздействий. Однако, как показывает опыт, сегодня в по-

пытках координировать эти взаимосвязи по-прежнему не учитываются проблемы формирования и проявления личностных профессионально-образовательных потребностей, профессиональной направленности потребителей. А современные противоречия, конфликты, сопутствующие профессиональному самоопределению молодежи, в значительной степени обусловлены автономностью, самостоятельностью, различной темпоральностью, отсутствием синхронности развития этих процессов, что создает дополнительные исследовательские затруднения.

Эта проблема, в силу сложности ее предмета, требует междисциплинарного подхода. Успех проектирования и реализации этой модели зависит от эффективности совместной деятельности социальных партнеров, участвующих в этой работе: руководителей учебных заведений, специалистов органов по труду и занятости населения, центров профориентации и психологической поддержки населения, органов управления профессиональным образованием, работодателей, а также профсоюзов, общественных организаций.

На региональном уровне такая модель, на наш взгляд, может быть апробирована в рамках комплексного социологического исследования с целью решения задач диагностики и социального проектирования условий создания дополнительных площадок ремесленного образования в учреждениях НПО Свердловской области. Насущная актуальность и перспективность подобного исследования вытекает из задач завершающего этапа Российско-германского проекта «Поддержка ремесел через профессиональное образование», а также «Мероприятий Правительства Свердловской области по развитию образования на 2004-2007 гг.». Подобное исследование можно рассматривать как этап комплексной программы определения и взаимосвязанного прогнозирования потребностей региона в развитии ремесла, с одной стороны, и возможностей малого бизнеса и образовательных учреждений начального и среднего профобразования по удовлетворению этих потребностей, с другой стороны.

Литература

1. Александрова Т. Л. Об условиях возрождения ремесленничества в современной России // Становление и развитие ремесленного профессионального образования в России: Тез. докл. 2-й Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 18-20 окт. 2004 г./ Под ред. Г. М. Романцева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. - С. 26-27.

2. Немировский В. Г. Современная теоретическая социология. - Красноярск, 2003.

3. Сабуров Е. Ф. Образование и ноосферная экономика // Общественные науки и современность. - 2003. - № 4. - С. 5-15.

4. Формирование новой парадигмы обществоведения. - М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.