Новое ремесленное образование: результаты педагогического эксперимента
А. В. ЕФАНОВ,
кандидат педагогических наук, доцент, директор НОЦ развития ремесленничества РГППУ, Екатеринбург
Н. А. ДОРОНИН,
кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, директор Уральского колледжа технологий и предпринимательства, Екатеринбург
Весь ХХ век индустриализация безжалостно уничтожала ремесленные структуры, но они не только «выживали», но и занимали в экономике все более весомые позиции. Некоторые эксперты в своих прогнозах уже говорят о том, что в наступившем веке вполне следует ожидать ренессанс ремесленничества и формирование новой «ремесленной экономики», в которой малые предприятия станут более гибкими и динамичными, будут оснащены самыми современными технологиями, научатся сотрудничать и конкурировать с крупными производствами, получат доступ к местным и глобальным рынкам. Все это повлечет за собой рост потребности в «новых» профессиях и «новых» профессионалах-ремесленниках.
Для подготовки ремесленников необходимы новые образовательные программы, особая научно-методологическая и организационно-методическая основа, по существу, для этого требуется создавать новый вид образования - профессиональное ремесленное образование
Еще три-четыре поколения назад российские ремесленники составляли одну из наиболее устойчивых и экономически благополучных социальных групп. Это были работящие и самостоятельные люди, с достаточно широким кругозором и богатым жизненным опытом. Самой высокой наградой считали звание «мастера», «умельца», а традиции мастеровитости и секреты ремесла передавали из поколения в поколение как семейное достояние.
Сегодня ремесленными называют такие малые предприятия (в том числе индивидуальных предпринимателей), которые обеспечивают население товарами или услугами индивидуального спроса, необходимыми для обустройства жизни и быта. Они характеризуются небольшими размерами, территориальной близостью к потребителю, мелкосерийным выпуском материальной продукции, большой долей ручных операций, высоким качеством выполняемой работы. Такие предприятия имеются в различных отраслях экономики: строительстве, металлообработке, деревообработке, пищевом, кожгалантерейном, текстильном производстве, бытовом обслуживании, народных промыслах и т. д.
Портрет современного ремесленника
Ремесленные профессии относятся к группе рабочих профессий. Однако ввиду существенных отличий в содержании труда и квалификации они образуют особую группу. В отличие от рабочего индустриального типа, имеющего ограниченный операционный функционал, ремесленник должен в совершенстве владеть всеми трудовыми операциями технологического процесса. При этом он еще должен уметь работать с клиентами, знать экономическую сторону выполняемой работы, осуществлять контроль за качеством изготовления и нести за него ответственность. Кроме того, часть ремесленников работают индивидуально или руководят небольшими предприятиями, выполняя, таким образом, еще организационные и управленческие функции.
Столь разноплановая по своим характеристикам деятельность ремесленника позволяет утверждать, что для российского рынка труда он является работником нового типа. Для их подготовки необходимы новые образовательные программы, особая научно-методологическая и организационно-методическая основа, по существу, для этого требуется создавать новый вид образования - профессиональное ремесленное образование. Становление ремесленного образования для России в настоящее время является весьма актуальной научной проблемой и приоритетной практической задачей.
педагогический эксперимент
ремесленное образование
Как все начиналось
Именно эти факторы были положены в основу реализации экспериментальной работы, начавшейся пятнадцать лет назад в Свердловской области в рамках двух международных германо-российских проектов. Основными участниками данных проектов стали Фонд Эберхарда Шёка, министерство общего и профессионального образования Свердловской области и Российский государственный профессионально-педагогический университет. Главной образовательной площадкой по реализации проектов стал Уральский колледж технологий и предпринимательства, выпустивший за это время более 800 специалистов ремесленного профиля.
Цель международных проектов заключалась в разработке и апробации принципиально новых для России экспериментальных образовательных программ подготовки специалистов по ремесленным профессиям: маляр-дизайнер, столяр, плиточник-мозаичник, монтажник по санитарно-техническому и вентиляционному оборудованию, кровельщик. Подготовка будущих ремесленников велась на основе европейского (немецкого) опыта по интегрированным образовательным программам: выпускник, обучавшийся по программе НПО, получал специальность мастер-ремесленник, по программе СПО — ремесленник-предприниматель.
в основу профессионального образования будущих ремесленников-предпринимателей были положены образовательные технологии и требования, существующие в системе подготовки ремесленных кадров Германии, которые были сведены к следующим организационно-практическим задачам:
1. Разработка и апробация экспериментальных образовательных программ по отдельным
ремесленным профессиям к российским условиям.
2. Подготовка научного обоснования образования ремесленников и перенесение его в другие учреждения профессионального образования Свердловской области.
3. Организация процесса переподготовки преподавателей и мастеров профессионального обучения, работающих с учащимися ремесленных профессий.
4. Налаживание взаимодействия в рамках социального партнерства с малыми и средними предприятиями Свердловской области, получателями ремесленных кадров.
в ходе экспериментальной работы были выработаны следующие положения, отражающие наиболее важные особенности процесса обучения ремесленным профессиям.
Во-первых, максимальная интеграция образовательных программ начального и среднего профессионального ремесленного образования через преемственность целей, задач, содержания, методов и организационных форм обучения.
Во-вторых, это органичное соединение европейского и отечественного опыта профессионального обучения.
В-третьих, организация обучения с использованием самого современного технологического инструмента и оборудования.
В-четвертых, дидактическое единство предметов общеобразовательного и профессионального циклов, интеграция теоретического и практического обучения, которое являлось ядром интеграции.
Подготовка будущих ремесленников велась на основе европейского (немецкого) опыта по интегрированным образовательным программам: выпускник, обучавшийся по программе НПО, получал специальность мастер-ремесленник, по программе СПО - ремесленник-предприниматель
Инновации в обучении
Начиная с 2000 г.
| и по сегодняшний день Каменск-Уральским техникумом строительства и жилищно-коммунального хозяйства ведется реализация проекта «Социальное партнерство как способ повышения качества образования». С целью популяризации рабочих профессий регулярно проводились различные тематические мероприятия: мастер-классы с привлечением работодателей, совместное участие в выставках, рекламе и проч.
В период с 1012 г. по 1013 г.
Каменск-Уральский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства реализует инновационный проект «Ресурсный центр развития программ профессиональной ориентации молодежи, содействия трудоустройству, предпрофильному и профильному обучению».
Начиная с 2011 г.
_| в Каменск-
Уральском техникуме торговли и сервиса оснастили учебные кабинеты и рабочие места педагогов новейшим оборудованием; создали общедоступную электронную базу данных, систему электронного документооборота и повсеместный доступ к сети интернет. Это скоординировало информационное взаимодействие (сайт, электронная почта, сервер) с участниками образовательного процесса и сообществом.
Начиная с 2008 г.
| и по сегодняшний день Камышловский педагогический колледж разрабатывает и реализует пролонгированный долгосрочный проект: «Взаимодействие с Захаровским детским домом». Он направлен, прежде всего, на формирование и совершенствование профессиональных компетенций студентов и их умение работать с любыми категориями детей.
Разработанные организационно-педагогические условия подготовки ремесленников-предпринимателей сегодня позволяют выстраивать стратегию профессионального образования на основе гибкого реагирования на запросы рынка труда, сохранять социальную защищенность и профессиональную конкурентоспособность выпускников
В-пятых, качественное практическое обучение на учебных моделях и реальных производственных объектах.
В-шестых, обучение предпринимательской деятельности и предпринимательскому мышлению в ходе получения среднего профессионального образования [1].
Пятнадцать лет спустя
Какие главные итоги более чем пятнадцатилетней экспериментальной работы? За эти годы разработан и апробирован комплекс организационно-педагогических условий, включающий в себя модель ремесленника-предпринимателя, структуру и содержание его образования, технологизацию образовательного процесса и создание развивающей образовательной среды. На основе компетентностно
ориентированных технологий был создан дидактический инструментарий подготовки ремесленников-предпринимателей (рабочие листы, направляющие тексты, учебные проекты и др.), организовано повышение квалификации профессионально-педагогических работников в учебных центрах Германии, мастерских колледжа под руководством немецких специалистов, на производственных объектах и посредством проведения мастер-классов с участием социальных партнеров (Тикурилла, Капарол, Браас, Ремс и др.).
Разработанные организационно-педагогические условия подготовки ремесленников-предпринимателей сегодня позволяют выстраивать стратегию профессионального образования на основе гибкого реагирования на запросы рынка труда, сохранять социальную защищенность и профессиональную конкурентоспособность выпускников, следовательно, комплексно и качественно решать всю совокупность образовательных целей и задач.
Данное утверждение подкрепляется значимыми фактами: на первом национальном чемпионате профессионального мастерства WorldSkills Russia (г. Тольятти, май, 2013 г.) двое учащихся колледжа получили золотые медали в номинациях «Столярное ремесло» и «Облицовка плиткой», а проект «Новые ремесленники России: возрождение социального слоя ремесленников-предпринимателей», поданный в Агентство стратегических инициатив научно-образовательным центром развития ремесленничества РГППУУ был рекомендован к внедрению Наблюдательным советом АСИ [2].
Но, пожалуй, главный итог нашей многолетней работы то, что самой образовательной практикой подтверждена целесообразность создания нового вида профессионального образования — ремесленного образования.
Литература
1. Круглый стол «Новое ремесленное образование: состояние, проблемы, перспективы»: А.В. Ефанов, Е. Д. Тельманова, Л. Ф. Беликова и др. // Образование и наука. 2011. № 6. С. 124-142.
2. Проект «Новые ремесленники России: возрождение социального слоя ремесленников-предпринимателей» / Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. URL: http://www.asi.ru/projects/800.
Победители первого национального чемпионата профессионального мастерства WorldSkills Russia (г. Тольятти, май, 2013 г.), студенты 3-го курса Уральского колледжа технологий и предпринимательства Иван Поршаков и Марат Салихов