ремесленное образование
экспериментальная площадка
Возрожденное
ремесленничество, или история одного эксперимента
Учреждения профессионального образования России по-прежнему ориентированы на подготовку рабочего-опе-рационщика с достаточно узкой квалификацией, что не соответствует реалиям российского общества. Жизнь настоятельно диктует необходимость воспроизводить работников «автономного типа», каким является мастер-ремесленник, поскольку современная ремесленная деятельность основывается на трех факторах: высоком качестве работы, т.е. потенциальной конкурентоспособности человека, самостоятельности работника и высокой ответственности.
с. н. журавлев
директор Каменск-Уральского техникума строительства и ЖКХ,
Каменск-Уральский
Э
основной целью проекта стало создание необходимых условий для успешной мультипликации образовательного процесса профессии «Плиточник-мозаичник (ремесленник)» и кадрового восполнения строительной отрасли специалистами, обладающими компетенциями ремесленника.
кспериментальная площадка по реализации проекта «Содержание и технологии обучения в системе нПО» была открыта на базе каменск-уральского техникума строительства и Жкх в 2005 году. техникум защищал проект по образовательной программе «Плиточник-мозаичник (ремесленник)». в результате успешной защиты было предложено осуществлять мультипликацию профессиональной образовательной программы по профессии «Плиточник-мозаичник (ремесленник)», разработанной на основе опыта профессионального образования ремесленников в германии, результатов реализации модельного проекта «Поддержка ремесел путем профессионального образования».
Основной целью проекта стало создание необходимых условий для успешной мультипликации образовательного процесса профессии «Плиточник-мозаичник (ремесленник)» и кадрового восполнения строительной отрасли специалистами, обладающими компетенциями ремесленника.
Для реализации данного проекта необходимо было прежде всего разработать и скорректировать нормативно-правовые основы управления образовательным процессом с учетом специфики возрождения ремесленничества в малом городе; повысить квалификацию педагогических кадров; развить материально-техническую базу (учебные мастерские и кабинеты); обновить содержание и программно-методическое обеспечение.
в основу модели образовательной деятельности нашего учреждения был положен опыт техникума ремесленников-предпринимателей, который позволил повысить степень точности, надежности и перспективности изучения организационно-педагогических условий профессионального образования ремесленника.
в течение трех лет (с 2005 по 2008 год) практически все задачи были решены: получена лицензия на образовательную деятельность по профессии плиточник-мозаичник (ремесленник); разработана единая рабочая карта, которая позволила определить место общеобразовательных дисциплин в преподавании предмета «технология и организация плиточ-но-мозаичных работ»; изменилось содержание стандарта нПО; создана материально-техническая база, включающая учебные мастерские, рабочие места учащихся и педагогов; приобретены комплекты инструментов, оборудование, инвентарь, приспособления для организации практического обучения, расходные материалы для проведения практических занятий.
в процессе реализации профессиональной образовательной программы «Плиточник-мозаичник (ремесленник)» было достигнуто качественное формирование профессиональных компетенций обучающихся через принцип дидактического единства; мотивация на самозанятость и материальную независимость как условие повышения качества жизни; ориентация на профессиональный карьерный рост (непрерывное профессиональное образование).
реализация проекта оказалась немаловажной и для профессионального роста педагогов, которые прошли стажировку и курсы повышения квалификации с 2005 по 2011 год. Это позволило формировать профессиональные ком-
экспериментальная площадка
ремесленное образование
петенции обучающихся с 2005 года, применять методы информационно-коммуникационных, личностно ориентированных проектов, формировать культуру производства работ.
«Мультипликация мультипликаций»
Главным замыслом российско-германского эксперимента являлось повышение качества профессиональной подготовки, которое лежит в основе конкурентоспособности выпускника. Более того, прорабатывались сценарии профессиональной карьеры выпускника с выходом на малое предпринимательство, а это и есть ремесленничество в европейском смысле.
Реализация программы подготовки ремесленников-плиточников с целью выхода на европейские стандарты качества подготовки сопровождалась все возрастающим интересом всего коллектива нашего образовательного учреждения. И это обстоятельство стало основой мотивации педагогов, учащихся и даже выпускников на модернизацию образовательного процесса по всем другим профессиям. Получилось что-то вроде «мультипликации мультипликаций».
Так, швейный профиль разработал концепцию фирменного стиля одежды участников образовательного процесса, т.е. по каждой профессии были разработаны свои модели с учетом специфики занятости учащихся и педагогов; строительный профиль участвовал в переустройстве и ремонте мастерских, кабинетов спецдисциплин и общеобразовательных предметов; творческие группы педагогов общеобразовательных дисциплин разрабатывали межпредметные связи по каждой профессии. Социально-психологическая служба организовывала мероприятия по формированию и продвижению нового имиджа образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.
Подводя итоги нашего участия в мультипликации с позиции образовательной политики сегодняшнего дня, можно сказать, что это было полноценное инвестирование образовательного процесса с целью модернизации подготовки профессиональных кадров, что сегодня очень
актуально. Это, по сути, готовая модель инвестирования профессионально-образовательного процесса с целью его модернизации.
Возникает вопрос: сколько это стоило в денежном выражении? Если исходить из сметы, предусматривающей затраты на приобретение оборудования и устройство инфраструктуры в двух мастерских и одном кабинете спецдисциплин, - это 1 млн. 466 тыс. рублей. Здесь, правда, не учтены затраты, связанные с обучением мастеров производственного обучения, методиста, преподавателей и администрации.
Не берусь судить, много это или мало, наверное, резервы для оптимизации затрат можно найти, но многое зависит от стоимости оборудования, создания соответствующей среды и инфраструктуры.
опыт есть. Будет ли продолжение?
Участвуя в мультипликации, наше образовательное учреждение приобрело ценный опыт. Теперь важно, опираясь на него, идти дальше.
Однако даже если мы найдем партнеров-инвесторов, заинтересованных в качественной подготовке профессиональных кадров, есть проблемы, которые без государственного вмешательства не решить.
Во-первых, необходимо разработать отдельные стандарты на ремесленные профессии - в рамках ФГОС это сделать невозможно, так как сокращение сроков освоения программ НПО на полгода привело к сокращению производственного обучения в разы. Дуальный же принцип профессионального образования, который лежит в основе подготовки ремесленников, требует существенного перераспределения соотношении часов теории и практики в пользу последней.
Во-вторых, необходимо ввести ремесленные профессии в Общероссийский классификатор. К примеру, на сегодняшний день техникум не может продолжать обучение по профессии «плиточник-мозаичник» (лицензия, полученная во время проведения эксперимента, изъята!), так как в перечне такой профессии нет.
Уральская школа по изучению проблем развития ремесленничества и профессионального ремесленного образования
За 1998-2013 гг. учеными и специалистами Уральской школы проведены 5 международных научно-практических конференций, получены 1 грант Президента России, 1 грант Минобрнау-ки и 9 грантов РГНФ, подготовлено 22 научных отчета и разработки, защищено 5 диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, выпущено 8 тематических сборников научных и научно-методических трудов, разработано 11 экспериментальных государственных образовательных стандартов, программ и проектов, опубликовано 12 монографий, 12 учебных и учебно-методических пособий, более 160 научных статей и 430 тезисов выступлений. Общий объем научных, учебных и научно-методических работ составил более 8500 страниц или 500 печатных листов. В марте 2013 г. вышла из печати коллективная монография Г. М. Романцева, Э. Ф. Зеера, А. В. Ефанова, Е. Д. Тельмановой и др. «Проблемы становления профессионального ремесленного образования в России».