Научная статья на тему 'Возрожденное ремесленничество, или история одного эксперимента'

Возрожденное ремесленничество, или история одного эксперимента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлев Сергей Н.

Учреждения профессионального образования России по-прежнему ориентированы на подготовку рабочего-операционщика с достаточно узкой квалификацией, что не соответствует реалиям российского общества. Жизнь настоятельно диктует необходимость воспроизводить работников «автономного типа», каким является мастер-ремесленник, поскольку современная ремесленная деятельность основывается на трех факторах: высоком качестве работы, т.е. потенциальной конкурентоспособности человека, самостоятельности работника и высокой ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрожденное ремесленничество, или история одного эксперимента»

ремесленное образование

экспериментальная площадка

Возрожденное

ремесленничество, или история одного эксперимента

Учреждения профессионального образования России по-прежнему ориентированы на подготовку рабочего-опе-рационщика с достаточно узкой квалификацией, что не соответствует реалиям российского общества. Жизнь настоятельно диктует необходимость воспроизводить работников «автономного типа», каким является мастер-ремесленник, поскольку современная ремесленная деятельность основывается на трех факторах: высоком качестве работы, т.е. потенциальной конкурентоспособности человека, самостоятельности работника и высокой ответственности.

с. н. журавлев

директор Каменск-Уральского техникума строительства и ЖКХ,

Каменск-Уральский

Э

основной целью проекта стало создание необходимых условий для успешной мультипликации образовательного процесса профессии «Плиточник-мозаичник (ремесленник)» и кадрового восполнения строительной отрасли специалистами, обладающими компетенциями ремесленника.

кспериментальная площадка по реализации проекта «Содержание и технологии обучения в системе нПО» была открыта на базе каменск-уральского техникума строительства и Жкх в 2005 году. техникум защищал проект по образовательной программе «Плиточник-мозаичник (ремесленник)». в результате успешной защиты было предложено осуществлять мультипликацию профессиональной образовательной программы по профессии «Плиточник-мозаичник (ремесленник)», разработанной на основе опыта профессионального образования ремесленников в германии, результатов реализации модельного проекта «Поддержка ремесел путем профессионального образования».

Основной целью проекта стало создание необходимых условий для успешной мультипликации образовательного процесса профессии «Плиточник-мозаичник (ремесленник)» и кадрового восполнения строительной отрасли специалистами, обладающими компетенциями ремесленника.

Для реализации данного проекта необходимо было прежде всего разработать и скорректировать нормативно-правовые основы управления образовательным процессом с учетом специфики возрождения ремесленничества в малом городе; повысить квалификацию педагогических кадров; развить материально-техническую базу (учебные мастерские и кабинеты); обновить содержание и программно-методическое обеспечение.

в основу модели образовательной деятельности нашего учреждения был положен опыт техникума ремесленников-предпринимателей, который позволил повысить степень точности, надежности и перспективности изучения организационно-педагогических условий профессионального образования ремесленника.

в течение трех лет (с 2005 по 2008 год) практически все задачи были решены: получена лицензия на образовательную деятельность по профессии плиточник-мозаичник (ремесленник); разработана единая рабочая карта, которая позволила определить место общеобразовательных дисциплин в преподавании предмета «технология и организация плиточ-но-мозаичных работ»; изменилось содержание стандарта нПО; создана материально-техническая база, включающая учебные мастерские, рабочие места учащихся и педагогов; приобретены комплекты инструментов, оборудование, инвентарь, приспособления для организации практического обучения, расходные материалы для проведения практических занятий.

в процессе реализации профессиональной образовательной программы «Плиточник-мозаичник (ремесленник)» было достигнуто качественное формирование профессиональных компетенций обучающихся через принцип дидактического единства; мотивация на самозанятость и материальную независимость как условие повышения качества жизни; ориентация на профессиональный карьерный рост (непрерывное профессиональное образование).

реализация проекта оказалась немаловажной и для профессионального роста педагогов, которые прошли стажировку и курсы повышения квалификации с 2005 по 2011 год. Это позволило формировать профессиональные ком-

экспериментальная площадка

ремесленное образование

петенции обучающихся с 2005 года, применять методы информационно-коммуникационных, личностно ориентированных проектов, формировать культуру производства работ.

«Мультипликация мультипликаций»

Главным замыслом российско-германского эксперимента являлось повышение качества профессиональной подготовки, которое лежит в основе конкурентоспособности выпускника. Более того, прорабатывались сценарии профессиональной карьеры выпускника с выходом на малое предпринимательство, а это и есть ремесленничество в европейском смысле.

Реализация программы подготовки ремесленников-плиточников с целью выхода на европейские стандарты качества подготовки сопровождалась все возрастающим интересом всего коллектива нашего образовательного учреждения. И это обстоятельство стало основой мотивации педагогов, учащихся и даже выпускников на модернизацию образовательного процесса по всем другим профессиям. Получилось что-то вроде «мультипликации мультипликаций».

Так, швейный профиль разработал концепцию фирменного стиля одежды участников образовательного процесса, т.е. по каждой профессии были разработаны свои модели с учетом специфики занятости учащихся и педагогов; строительный профиль участвовал в переустройстве и ремонте мастерских, кабинетов спецдисциплин и общеобразовательных предметов; творческие группы педагогов общеобразовательных дисциплин разрабатывали межпредметные связи по каждой профессии. Социально-психологическая служба организовывала мероприятия по формированию и продвижению нового имиджа образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.

Подводя итоги нашего участия в мультипликации с позиции образовательной политики сегодняшнего дня, можно сказать, что это было полноценное инвестирование образовательного процесса с целью модернизации подготовки профессиональных кадров, что сегодня очень

актуально. Это, по сути, готовая модель инвестирования профессионально-образовательного процесса с целью его модернизации.

Возникает вопрос: сколько это стоило в денежном выражении? Если исходить из сметы, предусматривающей затраты на приобретение оборудования и устройство инфраструктуры в двух мастерских и одном кабинете спецдисциплин, - это 1 млн. 466 тыс. рублей. Здесь, правда, не учтены затраты, связанные с обучением мастеров производственного обучения, методиста, преподавателей и администрации.

Не берусь судить, много это или мало, наверное, резервы для оптимизации затрат можно найти, но многое зависит от стоимости оборудования, создания соответствующей среды и инфраструктуры.

опыт есть. Будет ли продолжение?

Участвуя в мультипликации, наше образовательное учреждение приобрело ценный опыт. Теперь важно, опираясь на него, идти дальше.

Однако даже если мы найдем партнеров-инвесторов, заинтересованных в качественной подготовке профессиональных кадров, есть проблемы, которые без государственного вмешательства не решить.

Во-первых, необходимо разработать отдельные стандарты на ремесленные профессии - в рамках ФГОС это сделать невозможно, так как сокращение сроков освоения программ НПО на полгода привело к сокращению производственного обучения в разы. Дуальный же принцип профессионального образования, который лежит в основе подготовки ремесленников, требует существенного перераспределения соотношении часов теории и практики в пользу последней.

Во-вторых, необходимо ввести ремесленные профессии в Общероссийский классификатор. К примеру, на сегодняшний день техникум не может продолжать обучение по профессии «плиточник-мозаичник» (лицензия, полученная во время проведения эксперимента, изъята!), так как в перечне такой профессии нет.

Уральская школа по изучению проблем развития ремесленничества и профессионального ремесленного образования

За 1998-2013 гг. учеными и специалистами Уральской школы проведены 5 международных научно-практических конференций, получены 1 грант Президента России, 1 грант Минобрнау-ки и 9 грантов РГНФ, подготовлено 22 научных отчета и разработки, защищено 5 диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, выпущено 8 тематических сборников научных и научно-методических трудов, разработано 11 экспериментальных государственных образовательных стандартов, программ и проектов, опубликовано 12 монографий, 12 учебных и учебно-методических пособий, более 160 научных статей и 430 тезисов выступлений. Общий объем научных, учебных и научно-методических работ составил более 8500 страниц или 500 печатных листов. В марте 2013 г. вышла из печати коллективная монография Г. М. Романцева, Э. Ф. Зеера, А. В. Ефанова, Е. Д. Тельмановой и др. «Проблемы становления профессионального ремесленного образования в России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.