Научная статья на тему 'Уральская модель подготовки специалистов нового типа (ремесленников) с элементами дуального обучения'

Уральская модель подготовки специалистов нового типа (ремесленников) с элементами дуального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / DUAL EDUCATIONAL SYSTEM / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ / РЕМЕСЛЕННИК / CRAFTSMAN / РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО / CRAFTS / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / RUSSIAN-GERMAN EDUCATIONAL PROJECT / MICRO-ENTREPRENEURSHIP / THE URAL MODEL OF SPECIALISTS' TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доронин Николай Андреевич

В статье описывается модель подготовки ремесленных кадров для сферы малого предпринимательства, основанной на германском опыте дуального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ural model of specialist training of a new type of craftsmen with the elements of the dual training

The Ural model of specialist’ training with elements of a new type of dual training. In the article the characteristic features of the model are described, which combine international, Russian and regional experience of training employees for the sphere of micro-entrepreneurship in Sverdlovsk region.

Текст научной работы на тему «Уральская модель подготовки специалистов нового типа (ремесленников) с элементами дуального обучения»

Уральская модель подготовки специалистов нового типа (ремесленников) с элементами дуального обучения

В 1998 году в Свердловской области начал реализо-вываться Российско-Германский образовательный проект, целью которого была модернизация подготовки специалистов рабочих квалификаций — разработка и апробация принципиально новых для России образовательных программ подготовки специалистов по ремесленным профессиям.

ДОРОНИН

Николай Андреевич,

директор Уральского колледжа технологий и предпринимательства, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, Екатеринбург

Аннотация

В статье описывается модель подготовки ремесленных кадров для сферы малого предпринимательства, основанной на германском опыте дуального обучения.

Ключевые слова

дуальное обучение, малое предпринимательство, профессиональное образование, рабочие профессии, ремесленник, ремесленничество, социальное партнерство

а ля осмысления понятия «ремесленничество» (забытого, по известным причинам, к тому времени) была разрабо-«Концепция возрождения и развития ремесел и народных промыслов в Свердловской области», утвержденная постановлением правительства Свердловской области, в которой были определены принципы, приоритеты, критерии и методы, обеспечивающие благоприятные условия создания, функционирования и развития субъектов ремесленничества.

Ремесленники и ремесленничество

В Германии к субъектам ремесленничества относятся ремесленники и ремесленные предприятия.

Ремесленник в Германии — это работник квалифицированного труда, занимающийся производством товаров и услуг высокого качества, имеющий профессиональное образование, подтвержденное государством и сообществом работодателей.

По принципам и формам организации трудовой деятельности ремесленничество в Германии ближе всего к российскому малому предпринимательству, иными словами, термины «ремесленничество» и «малое предпринимательство» в данном контексте можно использовать как синонимы.

Деятельность ремесленника имеет свою специфику, заключающуюся в том, что в его работе чаще всего нет разделения труда, как на крупном предприятии. В силу этой специфики ему требуется и особое профессиональное образование, отличающееся по структуре, содержанию и методам подготовки от образования промышленных работников. Необходимо подготовить не просто специалиста требуемой квалификации, но специалиста-предпринимателя, способного работать в условиях малого предприятия или индивидуально.

Особенности уральской модели

Название «Уральская модель подготовки специалистов» в свое время предложил науч-

ный руководитель проектов с немецкой стороны господин Тидеманн.

Модель подготовки ремесленника представляет собой совокупность взаимосвязанных структурно-управленческих и содержательно-технологических норм и принципов и включает в себя:

• прогностическую модель ремесленника;

• содержание профессионального образования;

• технологизацию образовательного процесса;

• развивающую образовательную среду.

Для реализации этой модели в колледже создана современная материально-техническая база, проведено масштабное переобучение мастеров, преподавателей, методистов и руководителей, разработан учебно-программный комплекс.

Особенность учебно-программного комплекса заключается в том, что поскольку ремесленник выполняет весь комплекс работ по своей профессии, то ему нужны интегра-тивные компетенции, которые можно освоить в рамках объединения программ НПО и СПО (в старой терминологии).

Интегрированные программы состоят из двух уровней: I уровень — предметно-технологический (2 года 10 месяцев), II уровень — экономико-управленческий (1 год 5 месяцев).

Интеграция программ и отсутствие дублирования учебных дисциплин позволили увеличить количество часов на практическое обучение и сделать программы более практико-ориентированными, учитывающими требования работодателей.

При проектировании программ мы учитывали требования немецких партнеров, но не копировали слепо «один к одному».

Столь существенные изменения содержания и структуры образования, интеграция двух уровней профессионального образования, увеличение часов на практическое обучение вступили в противоречие с существующим законодательством и требованиями стандарта, и нам с большими усилиями пришлось раздвигать рамки устаревших норм.

УРАЛЬСКАЯ МОДЕЛЬ ИД

УАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Элементы дуальности

Модель подготовки ремесленников содержит элементы дуального обучения.

В Германии главная цель дуальной системы обучения заключается в разделении задачи по подготовке специалиста между предприятиями, государством и палатами ремесел, которые представляют собой объединения работодателей. Эта система регулируется «Законом об образовании» и «Положением о ремесленничестве». Пример — как это происходит. Ученик приходит на ремесленное предприятие, заключает договор на обучение. Этот договор регистрируется в Палате ремесел и контролируется. В договоре прописаны все права и обязанности участников договора.

В настоящее время в России такого законодательства нет, поэтому внедрить дуальную систему обучения в полном объеме не представляется возможным, а вот элементы дуального обучения — да. Для этой цели мы используем рекомендации Правительства РФ о социальном партнерстве.

В последние годы многие предприятия берут на себя обязательства по совместной подготовке специалистов. Предоставляют не только места практики для обучающихся, но и создают у себя учебные цеха, оснащенные современным оборудованием, финансируют развитие учебно-материальной базы образовательных организаций, активно участвуют в государственной итоговой аттестации. Тесное взаимодействие предприятий и образовательных организаций можно назвать частью дуальной системы.

Наш главный партнер — «Корпорация Атом-стройкомплекс», в прошлом году и в нынешнем инвестировала почти 5 млн. руб. на развитие материальной базы, а еще раньше — 6 млн. руб.

Менее крупные партнеры оказывают поддержку колледжу на уровне отдельных профессий. Например: плиточников поддерживает фирма «Крепс», передавшая нам за последние 2 года 30 тонн сухих смесей, а 1 сентября этого года вручили трем плиточникам именные сертификаты на годовую стипендию, фирма «Хенкель» передала на 500 тыс. руб. материалов для отделки фасада здания. Столяры взаимодействуют с фирмой «Фестул», которая передала часть инструментов и оборудования безвозмездно, а часть в аренду на 5 лет за символическую цену с последующей передачей нам. Мы ставим задачу, чтобы каждую профессию поддерживала какая-то фирма.

Другие элементы дуальности мы смоделировали у себя во время практики обучающихся на «реальных объектах». После обучения в мастерских мы направляем наших ребят на практику на объекты колледжа. Например: в общежитии столяры, маляры, плиточники, сантехники брали, по сути, подряд на ремонтные работы и выполняли функции работников ремесленного предприятия, а руководство колледжа выступало заказчиком. В процессе выполнения реальных объектов учащиеся про-

Партнеры Российско-Германского образовательного проекта по возрождению ремесленничества: министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Фонд Эберхарда Шёка (ЕЬе^а^^оск^Шипд), Российский государственный профессионально-педагогический университет. Главная экспериментальная площадка по реализации проекта — Уральский колледж технологий и предпринимательства.

За годы реализации проекта колледж выпустил более 1000 специалистов, прошедших обучение по новой модели подготовки.

Сегодня в колледже обучается по ремесленным образовательным программам 250 человек: столяры, маляры-дизайнеры, плиточники, кровельщики, сантехники, мастера кузовного ремонта и автомаляры.

ходили настоящую школу ремесла: узнавали, что такое реальная деятельность, что такое межпрофессиональная кооперация и, как настоящие ремесленники, рассчитывали, сколько материалов необходимо для выполнения работ, планировали экономику и организацию труда и предъявляли результат заказчику, т. е. колледжу. При этом подготовку к объектам они начинали на уроках теоретического обучения, что согласуется с принципом дидактического единства теории и практики, который заложен в модели обучения.

Что касается рисков, подстерегающих нас на пути улучшения подготовки специалистов. Остановлюсь на одном, но существенном.

Новые ФГОС далеко не идеальны. Они сократили срок освоения профессиональных образовательных программ с 2 лет 10 месяцев до 2 лет 5 месяцев. Сокращение произошло за счет часов профессионального цикла. Областное министерство образования разрешило колледжу сохранить прежний срок обучения, а расходы на дополнительные 5 месяцев взял на себя областной бюджет.

Другие учреждения не имеют такого разрешения. Смогут ли они повысить уровень подготовки?

В результате эксперимента

Внедренная модель подготовки специалистов-ремесленников привела к существенным переменам: изменились профессиональный менталитет педагогов, а также среда и культура образовательного пространства, повысился престиж рабочих профессий, колледж стал более привлекательным для выпускников школ и работодателей, его выпускники востребованы на рынке труда не только как квалифицированные специалисты, но и как носители новой культуры труда. Колледжем освоен механизм реализации экспериментальных образовательных программ от их проектирования до внедрения в практическую деятельность.

Еще на этапе разработки проекта немецкие и российские специалисты сошлись во мнении, что целью совместной деятельности не может быть буквальный перенос немецкой системы профессионально-технического образования, основанной на дуальной модели обучения, но мы включили основные принципы и элементы этой модели в модернизированное ремесленное образование, и в первую очередь принцип ориентации содержания обучения на реальные профессиональные требования.

Я принимал участие в проектировании учебных мастерских колледжа и с уверенностью могу сказать, что они являются одними из лучших мастерских в России и даже в Германии, отнюдь не все ремесленные училища могут похвастаться таким оснащением.

Сегодня, оценивая результаты совместного проекта, мы можем утверждать, что все инвестиции: и в повышение квалификации педагогов, и в инструментарий, и в оборудование, — себя оправдали. Сотни молодых людей получили здесь, в Уральском колледже, качественное образование, а вместе с ним шанс ответственно распоряжаться своей жизнью, быть успешными и развиваться дальше. Опыт созданной здесь модели подготовки перенимают другие образовательные учреждения, расположенные как в Свердловской области, так и за ее пределами.

Качество подготовки специалистов по большинству параметров сопоставимо с западноевропейским уровнем и подтверждается:

1) немецкими экспертами;

2) независимой системой сертификации выпускников;

3) оценкой работодателей, подтвержденной социологическими исследованиями, проведенными социологами РГППУ;

4) за последние три года 25 обучающихся стали стипендиатами губернатора.

Совершенно новым критерием оценки качества подготовки специалистов явилось движение ШогЫЗкйЬ.

Уральский колледж технологий и предпринимательства практически сразу активно включился в это движение. С 2012 по 2014 год обучающиеся ремесленных групп — плиточники, столяры, маляры-дизайнеры, мастера кузовного ремонта, автомаляры, монтажники СТС — неоднократно становились победителями областных этапов чемпионата, открытых чемпионатов Москвы, национальных чемпионатов России. А в 2013 году приняли участие в составе сборной России в чемпионате мира по рабочим профессиям в Лейпциге (Германия).

Участие в движении ШогЫЗЫк показало, что наши выпускники вполне конкурентоспособны на областном и российском уровне, а для мирового уровня надо еще подучиться.

Дорожной картой по развитию ШогЫЗкйк на 2014-2016 годы в Свердловской области предусмотрено создание на базе колледжа Центра специализированных компетенций по четырем профессиям, где будут тренироваться члены сборной Свердловской области.

Рольф МЁЛЛЕР (Rolf Moller),

эксперт Фонда Эберхарда Шёка, Германия

Распространение опыта

Технологии обучения, используемые при подготовке ремесленников, являются составной частью нашей модели. Практика показала, что эти технологии являются универсальными и могут применяться в других учреждениях для подготовки специалистов не только для строительства, но и других сфер экономики. Поэтому по поручению министерства образования мы осуществили трансфер этих технологий в другие образовательные организации Свердловской области (Асбест, Каменск-Уральский, Екатеринбург).

В дальнейшем мы планируем работать со строительным техникумом из Нижнего Тагила. Совместно с Фондом Э. Шёка подготовлена программа по введению подготовки специалистов по новым технологиям в Краснодаре.

Опыт, который был наработан колледжем, одобрен Агентством стратегических инициатив и известен во всех регионах Уральского федерального округа.

Многофункциональный центр профессиональных квалификаций ремесленников

Рассматривая перспективы развития подготовки специалистов малого предпринимательства с учетом рисков, результаты и опыт колледжа необходимо не только сохранить, но и приумножить. Для этого нужно иметь соответствующий механизм, которым может стать Многофункциональный центр профессиональных квалификаций ремесленников.

Создание такого центра предусматривается новым инновационным образовательным проектом «Подготовка кадров в системе среднего профессионального образования для сферы малого предпринимательства Свердловской области на основе дуального обучения», цель которого объединить разрозненные структуры и виды деятельности в колледже в единую систему, аккумулировать передовой опыт в профессиональном образовании, апробировать новые технологии, формы и методы обучения, а затем транслировать в систему образования Свердловской области.

Для реализации проекта потребуются соответствующие финансовые и нормативные условия. В финансировании проекта примет участие министерство общего и профессионального образования Свердловской области, фонд Эберхарда Шёка и другие заинтересованные организации. Для формального старта проекта необходим нормативный документ министерства или правительства Свердловской области. На сегодня проект уже одобрен на совместном заседании АСИ и Координационного совета по подготовке кадров Свердловской области 11 июля 2014 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.