Научная статья на тему 'Международное сотрудничество как фактор развития профессионального образования Свердловской области'

Международное сотрудничество как фактор развития профессионального образования Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРА-ЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ФОНД ЭБЕРХАРДА ШЁКА / УЧЕБНО-МА-ТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБМЕН СТУДЕНТАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доронин Николай Андреевич, Дульцева Наталья Викторовна

В статье представлены результаты международного сотрудничества по развитию профессионального образования Свердловской области, реализованного на базе Уральского колледжа технологий и предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество как фактор развития профессионального образования Свердловской области»

4 |

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ

Международное сотрудничество как фактор развития профессионального образования Свердловской области

ДОРОНИН

Николай Андреевич,

кандидат педагогических наук, директор Уральского колледжа технологий и предпринимательства, Екатеринбург

Аннотация

В статье представлены результаты международного сотрудничества по развитию профессионального образования Свердловской области, реализованного на базе Уральского колледжа технологий и предпринимательства

Ключевые слова:

профессиональное образование, международное сотрудничество, фонд Эберхарда Шёка, учебно-материальная база, повышение квалификации педагогов, образовательный кластер, образовательные технологии, обмен студентами

ДУЛЬЦЕВА Наталья Викторовна

заместитель директора Уральского колледжа технологий и предпринимательства, Екатеринбург

Обеспеченность предприятий достаточным количеством высококвалифицированных специалистов является залогом и непременным условием стабильного развития экономики региона. В сфере производства Свердловской области активно применяются передовые технологии, что влечет за собой пересмотр кадровой политики на предприятиях и повышение требований к молодым специалистам. Одной из приоритетных задач, поставленных Государственной программой Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года», является создание условий для подготовки в регионе квалифицированных рабочих, удовлетворяющих актуальные и перспективные потребности сферы производства [1].

Подготовка квалифицированных специалистов может быть обеспечена только профессиональными образовательными организациями, осуществляющими на системной основе подготовку работников, владеющих знаниями и умениями применять новейшие материалы, современное оборудование и технологии.

Уральский колледж технологий и предпринимательства с 1998 года ведет подготовку специалистов и рабочих кадров с учетом европейских практик и передовых технологий. На базе колледжа совместно с Фондом Эберхарда Шёка (Баден-Баден, Федеративная Республика Германия) и Министерством общего

Доронин Н. А., Дульцева Н. В. Международное сотрудничество как фактор развития профессионального образования Свердловской области // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 1. — С. 4-18.

и профессионального образования Свердловской области реализовано три инновационных образовательных проекта [4; 5; 6].

Целью первых двух проектов стала модернизация подготовки специалистов для строительной отрасли экономики Свердловской области [4; 5], целью третьего проекта — введение подготовки специалистов для автомобильного сектора по новым профессиям, подготовка по которым в системе профессионального образования ранее не осуществлялась [6].

За годы реализации проектов в колледже была разработана и внедрена модель (система) подготовки специалистов, которую партнеры по проектам назвали «уральской». Объединяя европейский, российский и региональный опыт подготовки специалистов, данная модель способствует повышению качества образования, его адаптивности к региональному рынку труда, соответствию содержания образования требованиям потребителей образовательных услуг и кадровым потребностям экономики Свердловской области [3].

В целях развития профессионального образования и подготовки высококвалифицированных специалистов для сферы производства Свердловской области Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и Фондом Эберхарда Шёка было заключено Соглашение о сотрудничестве на 2015-2017 годы (далее — Соглашение), базой для реализации которого стал Уральский колледж технологий и предпринимательства.

Содержание образования

Обновление содержания профессионального образования в соответствии с тенденциями развития сферы производства является непременным условием подготовки квалифицированных кадров.

Основные профессиональные образовательные программы по профессиям строительного профиля были скорректированы с учетом требований профстандартов и соотнесены со стандартами ШогЫБкИЬ. Следует отметить, что программы, соответствующие современным требованиям производства, было бы невозможно разработать без консультационной поддержки ведущих предприятий — носителей современных технологий.

Также были разработаны и прошли процедуру лицензирования образовательные программы по профессиям ТОП-50 и специальностям ТОП-Регион строительного профиля.

В целях реализации опережающей подготовки специалистов для высокотехнологичных видов деятельности в сфере автомобильного сервиса созданы основные образовательные программы профессионального обучения по профессиям «Мастер кузовных работ», «Автомаляр», «Колорист», «Рихтовщик кузовов».

Разработаны учебно-методические комплексы к профессиональному модулю по рабочей профессии для специальностей 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям). Учебно-методические комплексы успешно апробированы при подготовке специалистов в колледже и готовы к мультиплицированию

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

для подготовки аналогичных специалистов в Краснодарском гуманитарно-технологическом колледже, в котором уральский колледж выступает в качестве модератора реализации российско-германского проекта «Профессиональное образование специалистов малого предпринимательства в сфере строительства Краснодарского края».

Модернизация учебно-материальной базы колледжа

В рамках реализации положений Соглашения принципиально модернизирована учебно-производственная база колледжа, в основу развития которой положен кластерно-профильный принцип подготовки специалистов. Такой подход позволяет решить проблемы развития не какой-либо одной образовательной программы, пусть даже важной и востребованной, а целого комплекса программ, входящих в образовательный кластер.

В образовательной среде колледжа выделено три основных кластера:

- строительный, включающий в себя строительные профессии (мастер отделочных строительных работ, монтажник санитарно-техниче-ских, вентиляционных систем и оборудования, мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства) и специальности (строительство и эксплуатация зданий и сооружений, архитектура);

- автомобильный (профессии — автомеханик, автомаляр, мастер кузовных работ; специальность — техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта);

- деревообрабатывающий (профессии — мастер столярного и мебельного производства, мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ; специальность — технология деревообработки).

В 2016 году на базе колледжа создан центр по подготовке специалистов для сферы автомобильного сервиса, охватывающий все профессии, связанные с ремонтом и обслуживанием автомобиля: доукомплектованы две лаборатории (лаборатория цветоподбора и лаборатория автопокраски) и две учебные мастерские (мастерская кузовного ремонта и автомеханическая мастерская), созданы две новые лаборатории (лаборатория разборочно-сборочных работ, лаборатория контроля технического состояния и диагностики автомобилей); учебный кабинет «Технического обслуживания и ремонта автомобилей» укомплектован мобильным компьютерным классом на 12 автоматизированных рабочих мест, электронными курсами с интерактивными тренажерами и электронными учебно-методическими комплексами.

В результате модернизации повысилось качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для высокотехнологичных видов работ в сфере автомобильного сервиса в соответствии с нормами ФГОС по Т0П-50, стандартами ШогЫБкИЬ, требованиями работодателей. Студенты колледжа занимают призовые места в Национальном чемпионате «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия)»; повысилась эффективность профессионального ориентирования школьников (используется форма профессиональных проб и компьютерное тестирование).

Учебно-материальная база строительного кластера позволяет не только осуществлять подготовку высококонкурентных специалистов для сферы строительства, проводить региональные чемпионаты «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», но и стажировки педагогов, нацеленные на освоение компетенций, актуальных для выполнения профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники. В настоящее время колледж как партнер Фонда Эберхарда Шёка проводит повышение квалификации в форме стажировки педагогов Краснодарского гуманитарно-технологического колледжа по рабочей профессии «Облицовщик-плиточник» в рамках специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». По заявкам образовательных учреждений Свердловской области постоянно проводятся стажировки, мастер-классы по рабочим профессиям для преподавателей и мастеров производственного обучения, что позволяет повысить профессиональный рост педагогов, познакомить их с европейскими требованиями к подготовке рабочих кадров.

Сегодня в рамках реализации Соглашения особое внимание партнеров уделяется развитию кластера деревообработки и производства мебели, поскольку данная отрасль занимает одну из значимых позиций в экономике государства. Созданные в колледже учебные рабочие места в полной мере соответствуют требованиям национального чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и получили аккредитацию Союза «Молодые профессионалы Ворлдскиллс Россия». В мастерских осуществляется тренировка участников региональных и национальных чемпионатов «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» по компетенциям «Столярное дело», «Производство мебели», «Плотницкое дело», проводятся региональные чемпионаты. Но вызовы времени таковы, что развитие отрасли деревообработки предъявляет к образовательным организациям требование модернизации материально-технических условий с использованием нового поколения станков с программно-цифровым управлением, применением современных обрабатывающих центров с технологией 3Д, которые уже используются на передовых предприятиях Европы и России.

Подбор и определение технологического оборудования для учебно-производственных мастерских осуществлялись комплексно с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, стандартов WorldSkills, профессиональных стандартов и перспективных направлений развития соответствующих отраслей производства. Сегодня обучение в мастерских колледжа максимально приближено к условиям производства.

Модернизация мастерских позволила не только эффективно отрабатывать темы рабочих программ учебной практики, но и позволила им стать постоянной площадкой проведения региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия)» по компетенциям: «Сантехника и отопление», «Столярное дело», «Производство мебели», «Плотницкое дело», «Облицовка плиткой», «Малярные и декоративные работы», «Сухое строительство и штукатурные работы», «Окраска автомобилей», «Кузовной ремонт».

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Повышение квалификации педагогов колледжа

В колледже выстроена системная работа по повышению профессионально-педагогического уровня педагогических и руководящих работников.

Повышение квалификации имеет как внутрикорпоративные, так и внешние формы.

К внутрикорпоративным формам повышения квалификации относятся:

- взаимопосещение уроков;

- курсы практических занятий;

- обучающие семинары;

- наставничество.

Внешние формы повышения квалификации включают в себя:

- стажировки в учебных центрах Германии;

- повышение квалификации (в том числе в форме стажировки) в образовательных организациях (Институт развития образования, Межрегиональный центр компетенций); на предприятиях социальных партнеров;

- участие в методических выставках, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях;

- в мастерских колледжа под руководством немецких специалистов или посредством проведения мастер-классов социальными партнерами (Festool, Derufa, Kreps, Henkel, Dukon и др.).

Создание условий и организация непрерывного профессионального обучения позволила повысить профессионально-педагогическую компетентность педагогов колледжа. Практически каждый преподаватель, мастер владеет современными технологиями производственного обучения:

- «Action learning — обучение действием» (наставничество, коучинг);

- «Деловое сотрудничество» (бригадный метод организации обучения);

- «Стажировка на реальном/модельном рабочем месте» (методы организации обучения «Рядом с профессионалом», «В отсутствие профессионала», «Групповая стажировка»);

- технологией проектного обучения;

- технологией проблемного обучения;

- технологией коллективного взаимодействия.

Уровень квалификации и компетентности педагогов колледжа выявляется в том числе посредством участия студентов в семинарах, выставках, конкурсах и олимпиадах, конференциях, чемпионатах WorldSkills (от уровня колледжа до международного уровня). Педагоги колледжа имеют статус сертифицированных экспертов WorldSkills Россия, привлекаются для проведения стажировок педагогов региона в качестве лекторов-модераторов и экспертов при реализации проектов Фонда Эберхарда Шёка в Российской Федерации.

Обмен студентами

С 2010 года в орбиту международного сотрудничества вовлечена студенческая аудитория. В рамках международного культурно-образовательного проекта «Вместе строим будущее» колледж установил партнер-

ские отношения с профессиональными школами Германии (города Лар, Пфорцхайм, Карлсруэ, Аугсбург) [2].

В период реализации Соглашения (2015-2017) состоялись стажировки студентов колледжа и учащихся профессиональных школ Германии по профессиям маляр-декоратор и сантехник. Объединенные команды российских и немецких студентов выполнили декоративную отделку стен в столовой колледжа, произвели устройство фонтана во внутреннем дворике колледжа.

За годы реализации проекта 43 студента колледжа по профессиям маляр-декоратор, столяр, кровельщик, монтажник СТС прошли стажировку в образовательных учреждениях Германии. Всего в проекте приняли участие более 120 студентов и 23 педагога профессиональных школ Германии и колледжа.

Следует отметить, что проект позволяет не только повысить качество профессиональной подготовки молодых специалистов России и Германии, но и способствует сближению молодежи двух стран через открытый диалог культур.

Мультипликация модели подготовки специалистов

Ресурсы колледжа используются для развития как самого колледжа, так и инновационных процессов в системе среднего профессионального образования Свердловской области и Российской Федерации. В качестве партнера Фонда Эберхарда Шёка колледж осуществляет организационно-экспертное сопровождение проекта «Профессиональное образование специалистов малого предпринимательства в сфере строительства Краснодарского края». Созданы управленческие и психолого-педагогические условия для ведения профессиональной программы по профессии плиточник в Краснодарском гуманитарном колледже. Осуществлено организационно-содержательное, программно-методическое, кадровое, экспертное сопровождение внедрения образовательной программы.

В 2018 году при поддержке Министерства общего и профессионального образования Свердловской области колледж планирует мультиплицировать результаты проекта в Богдановичский политехникум.

Перспективы

Положительные результаты реализации Соглашения позволили продолжить совместную работу Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и Фонда Эберхарда Шёка по развитию профессионального образования в целях подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями на основе Соглашения от 06.09.2017 г.

Реализация нового Соглашения позволит:

- сформировать профессиональную элиту, в том числе по профессиям и специальностям ТОП-50;

- увеличить долю выпускников, трудоустроившихся по профессиям строительного, автомеханического и деревообрабатывающего профилей;

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

- обеспечить опережающую подготовку кадров деревообрабатывающих и мебельных производств, строительства;

- осуществить трансфер программ и технологий подготовки кадров для сферы строительства в региональную систему среднего профессионального образования путем сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями Свердловской области;

- повысить квалификацию мастеров производственного обучения и преподавателей профессионального цикла региональной системы среднего профессионального образования по современным производственным технологиям;

- улучшить организацию проведения региональных чемпионатов ШогЫБкИЬ, олимпиад, конкурсов профессионального мастерства по компетенциям в сфере деревообработки, строительства;

- повысить экономическую эффективность использования образовательных ресурсов путем реализации кластерного подхода.

Результаты международного сотрудничества имеют положительное значение не только для Уральского колледжа технологий и предпринимательства, который занял серьезную конкурентную позицию на рынке образовательных услуг, но и для системы профессионального образования Свердловской области и Российской Федерации.

Литература

1. Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» [Электронный ресурс] // Интернет-портал правовой информации Свердловской области. Официальный сайт. URL: http://goo.gl/cFu2N4.

2. Доронин Н. А., Дульцева Н. В. Взаимообмен студентами как фактор повышения уровня профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. — 2015. — № 8. — С. 12-13.

3. Доронин Н. А. Уральская модель подготовки специалистов нового типа (ремесленников) с элементами дуального обучения // Профессиональное образование и рынок труда. — 2014. — № 7. — С. 22-24.

4. Проект «Поддержка ремесел через профессиональное образование», утвержден постановлением Правительства Свердловской области от № 25-П 13.01.1998 [Электронный ресурс] // Семерка. Российский правовой портал. Архив. URL: http://goo.gl/5mWfVL.

5. Проект «Профессиональное образование специалистов малого предпринимательства в сфере строительства Свердловской области», осуществляемый совместно с германской стороной», утвержден постановлением Правительства Свердловской области № 213-ПП от 10.03.2006 // Собрание законодательства Свердловской области. — 2006. — № 3-1.

6. Проект «Подготовка специалистов для высокотехнологичных видов работ в сфере автомобильного сервиса», утвержден постановлением Правительства Свердловской области № 589-ПП от 29.05.2012 // Областная газета. — 2012. — 15 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.