Научная статья на тему 'Взаимообмен студентов как фактор повышения уровня профессионального образования'

Взаимообмен студентов как фактор повышения уровня профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАЖИРОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доронин Николай Андреевич, Дульцева Наталья Викторовна

В статье рассказывается о реализации международного образовательного проекта в колледже, послужившего развитию образовательной среды, повышению интереса студентов к избранной профессии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимообмен студентов как фактор повышения уровня профессионального образования»

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Взаимообмен студентов как фактор повышения уровня профессионального образования

(.;

ДОРОНИН

Николай Андреевич,

кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, директор Уральского колледжа технологий и предпринимательства, Екатеринбург

Аннотация

В статье рассказывается о реализации международного образовательного проекта в колледже, послужившего развитию образовательной среды, повышению интереса студентов к избранной профессии

Ключевые слова:

стажировка, профессиональное взаимодействие, международное сотрудничество

ДУЛЬЦЕВА Наталья Викторовна,

заместитель директора по научно-методической работе Уральского колледжа технологий и предпринимательства, Екатеринбург

Нормативным основанием проекта является Соглашение о сотрудничестве между Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и Фондом Эберхарда Шёка (Баден-Баден, ФРГ). В его реализации с немецкой стороны принимают участие фонд Эберхарда Шёка, учебные центры и профессиональные школы Германии (Профессиональная школа маляров, г. Лар, Профессиональная школа Альфонса Керна, г. Пфорцхайм), где традиции по подготовке специалистов-ремесленников успешно сочетаются с новейшими направлениями в обучении.

Профессии проекта — столяр, плотник, маляр-дизайнер, кровельщик — актуальны и востребованы как в России, так и в Германии. Особенностью проведения стажировок по взаимообмену является создание команд из немецких и российских студентов для выполнения практических заданий. Делясь друг с другом своими знаниями и опытом, участники рабочих групп повышают профессиональную компетентность, творчески подходят к выполнению практических работ. Международное общение позволяет студентам обеих стран вбирать все новое, актуальное в своей профессии, понимать и уважать культуру народов.

Хроника стажировок

За годы реализации проекта 35 студентов колледжа по профессиям маляр-дизайнер, столяр, кровельщик прошли стажировку в образовательных учреждениях Германии. Всего в про-

С 2010 года в Уральском колледже технологий и предпринимательства реализуется международный культурно-образовательный проект «Вместе строим будущее». Его цель — повысить качество профессиональной подготовки молодых специалистов, сблизить культуры России и Германии через взаимообмен студентами и осуществление культурно-просветительской деятельности.

екте приняли участие более 70 студентов и 14 педагогов профессиональных школ Германии и колледжа. Семинары проходят с участием представителей Фонда Э. Шёка и специалистов Министерства образования Свердловской области. Мастер-классы проводят предприятия-социальные партнеры колледжа.

В ходе реализации проекта состоялись стажировки:

2010 г. — стажировка учебной группы из профессиональной школы г. Лар в учебных мастерских Уральского колледжа технологий и предпринимательства;

2011 г. — стажировка учебной группы колледжа в составе маляров-дизайнеров в профессиональной школе г. Лар по выполнению проекта «Оформление стены современными материалами фирмы «Деруфа»;

2013 г. — выполнение совместного проекта «Изготовление деревянной конструкции в стиле «фахверк» с двускатной крышей «Домик пасечника» в процессе стажировки учебной группы колледжа в составе кровельщиков и столяров в профессиональной школе г. Пфор-цхайм;

2013 г. — выполнение совместного проекта «Беседка садовая» в процессе стажировки учебной группы столяров профессиональной школы г. Пфорцхайм в колледже;

2013/2014 уч. г. — выполнение совместного проекта по отделке двух учебных кабинетов колледжа в ходе стажировки учебной группы профессиональной школы г. Лар в колледже;

2014 г. — трафаретная печать, разработка на компьютере трафарета рисунка в профессиональной школе г. Лар.

Так, в 2013 году учащиеся по профессии плотник из Германии и группа учащихся УКТП

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

из кровельщиков и столяров под руководством немецких и российских мастеров выполнили работу по строительству беседки из массива в стиле «фахверк», которая в последние дни семинара-практикума была собрана в зоне отдыха внутреннего дворика колледжа. Чертежи для изделия были выполнены Ф. Готье, мастером школы Альфонса Керна города Пфорц-хайм. Работа проводилась в четырех учебных мастерских: двух столярных, механической и мастерской общестроительного профиля, где проводилась предварительная сборка беседки.

Учащиеся отметили, что в период стажировки они познакомились с такими видами работ, как выполнение шипового соединения, шлифовка, овладели новым инструментом.

Трудностей в общении студенты и педагоги не испытывают. Ребята общались с помощью разговорника, учили незнакомые слова и словосочетания, каждый старался быть коммуникабельным. 75% студентов оценивают стажировку на «отлично» и 25% — на «хорошо». Все учащиеся выразили желание продолжать сотрудничество как в профессиональном, так и в культурном плане. Сегодня они продолжают общение через Интернет.

Результаты сотрудничества

Профессиональное взаимодействие немецких и русских студентов можно рассматривать как независимую экспертизу уровня образования наших ребят. Анализ его итогов позволяет

понять, правильно ли мы осуществляем учебный процесс и как он соотносится с международными стандартами подготовки рабочих кадров. Показательной является фраза одного из российских

студентов, высказанная в Ос°беНН°стьо Проведения СТОКИ-процессе совместной работы Р0в0к П0 взаим00бмеНу является над проектом: «Они такие же, С03ДаНИе К0МаНД ИЗ Немецких И как мы!». р0ссийских студеНтов для вып0л-

В результате международ- НеНия практических задаНий

ного сотрудничества:

- создана уральская модель подготовки ремесленников с элементами дуальной системы обучения;

- произошли коренные изменения в образовательном пространстве колледжа;

- выпускники колледжа востребованы на предприятиях города и области;

- осуществляется мультипликация опыта в образовательные организации не только Свердловской области, но и России;

- колледжу присвоен статус Учебно-производственного и методического центра по развитию профессиональных

квалификаций специалистов В результате междуНар0дН0Г0 малого предпринимательства. с0трудНичества с0здаНа ураль-Сегодня в колледже имеют- ская м0дель П0дг0т0вки реме-

ся все необходимые условия

для дальнейшего взаимооб- слеННик0вСЭлемеНтами дуальН0й

мена студентами с образова- системы 0бучеНия тельными учреждениями Германии. В ближайшей перспективе стажировка группы маляров-дизайнеров колледжа в профессиональной школе г. Лар в феврале 2016 года и ответный визит немецкой делегации в марте 2016 года. Также устанавливаются контакты по взаимообмену с профессиональными школами г. Траунштейн и г. Аугсбург по профессии сантехник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.