Научная статья на тему 'Свердловская область в движении WorldSkills: проблемы и перспективы'

Свердловская область в движении WorldSkills: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / WORLDSKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камский Владислав Владимирович, Бакаева Полина Евгеньевна

В статье представлены результаты участия Свердловской области в движении WorldSkills. Проанализированы выявленные проблемы и предложены пути их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sverdlovsk region in the WorldSkills movement: problems and prospects

Results of participation of Sverdlovsk region in the WorldSkills movement are presented in article. The revealed problems are analysed and ways of their solution are proposed.

Текст научной работы на тему «Свердловская область в движении WorldSkills: проблемы и перспективы»

Свердловская область в движении WorldSkills: проблемы и перспективы

Аннотация

В статье представлены результаты участия Свердловской области в движении WorldSkШs. Проанализированы выявленные проблемы и предложены пути их решения

Ключевые слова:

компетенции, межрегиональный центр компетенций, профессиональная образовательная организация, профессиональное мастерство, WoridSkiUs

f

КАМСКИЙ

Владислав Владимирович,

директор Уральского политехнического колледжа -Межрегионального центра компетенций, руководитель регионального координационного центра WorldSkills Россия по Свердловской области, Екатеринбург

БАКАЕВА

Полина Евгеньевна,

заместитель директора по учебно-методической работе Уральского политехнического колледжа - Межрегионального центра компетенций, руководитель Областного центра координации профессионального образования, Екатеринбург

Согласно данным Регионального координационного центра WorldSkills по Свердловской области в соревнованиях различных уровней в 2015 и 2016 годах приняли участие 436 человек.

К национальному чемпионату WorldSkills Russia (Подмосковье, 23-27 мая, 2016) команда Свердловской области значительно обновилась, ставка была сделана на студентов вторых курсов с перспективой их дальнейшей подготовки (табл. 1).

Наиболее активными участниками движения являются колледжи, чьи команды в сборной Свердловской области представлены двумя-пятью студентами: Уральский колледж технологий и предпринимательства, Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова, Екатеринбургский экономико-технологический колледж, Уральский политехнический колледж, Первоуральский металлургический колледж. Эти учебные заведения являются специализированными центрами компетенций и лидируют по количеству завоеванных медалей в чемпионатах разного уровня.

Кроме того, по результатам прошедших соревнований 10 участников от Свердловской области вошли в состав национальной сборной WorldSkills Россия для подготовки к чемпионатам EuroSkills-2016 (Гетеборг, Швейцария), WorldSkills International-2017 (Абу-Даби, Арабские Эмираты) по компетенциям: сантехника и

В 2012 году Свердловская область стала одним из первых регионов России, активно включившихся в движение WorldSkills. Команды области принимали участие как в российских, так и в международных соревнованиях. Пришло время проанализировать полученные результаты и оценить перспективы развития движения «Молодые профессионалы» WorldSkills.

отопление; электроника; промышленная автоматика; столярное дело; прикладная эстетика; автопокраска; холодильная техника и кондиционирование воздуха; сетевое и системное администрирование; прототипирование; выпечка хлебобулочных изделий.

Проблемы

Рассмотрим результаты участия команды Свердловской области (см. табл. 2).

Итоговые показатели свидетельствует о снижении качества подготовки по некоторым компетенциям и в целом по команде Свердловской области.

Тому есть объективные и субъективные причины: назовем и проанализируем наиболее важные из них.

1. Проведение отборочных региональных соревнований, соревнований внутри образовательных учреждений не в полном объеме соответствует методикам WorldSkШs.

Отборочные соревнования внутри образовательных учреждений по методикам ШогЫЗЫЬ отсутствуют. Из конкурсных компетенций убирается часть модулей, упрощаются задания. Пять специализированных центров компетенций Свердловской области не охватывают полный набор компетенций ШогЫЗЫк. 20% профессиональных образовательных организаций, подведомственных Министерству общего и профессионального образования Свердловской области, не участвуют в движении ШогЫЗЫЬ, по этой причине невозможно провести полноценный отбор талантливой молодежи.

Специализированные центры компетенций не имеют сертификации в Союзе «Ворлдскиллс Россия», практически не проводят тренировок и сборов по компетенциям, а Региональные координационные центры ШогЫЗЫк не взаимодействуют друг с другом.

РЕАЛЬНЫЕ ЦИФРЫ

WORLDSKILLS

Таблица 1. Результаты участия в WorldSkills К.Ш81а-2016

Компетенция Победитель, призер Эксперт, подготовивший победителя, призера Образовательная организация Медаль

Кузовной ремонт Гурьев Илья Алексеевич Багин Юрий Леонидович Уральский колледж технологий и предпринимательства Золото

Электроника Кадников Максим Сергеевич Шестаков Анатолий Александрович Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова Золото

Автопокраска Дубцова Алена Владимировна Логинов Егор Андреевич Уральский колледж технологий и предпринимательства Золото

Промышленная автоматика Виноградов Николай Александрович Ладейщиков Александр Евгеньевич Первоуральский металлургический колледж Серебро

Столярное дело Финкбайнер Юрий Сергеевич Болдырев Сергей Павлович Уральский колледж технологий и предпринимательства Серебро

Прикладная эстетика Быкова Ирина Алексеевна Завескина Зухра Кириматуловна Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты Серебро

Обслуживание холодильной и вентиляционной техники Зуев Владислав Фаритович Малышева Татьяна Павловна Екатеринбургский экономико-технологический колледж Серебро

Прототипирование Карпов Артем Владимирович Одинцева Екатерина Дмитриевна Уральский политехнический колледж Серебро

Выпечка хлебобулочных изделий Мальцева Дарья Михайловна Русинова Вера Евгеньевна Екатеринбургский экономико-технологический колледж Серебро

Лабораторный медицинский анализ Чернышева Ангелина Вадимовна Ледянкина Ольга Васильевна Свердловский областной медицинский колледж Серебро

Промышленная робототехника Хоруженко Алексей Дмитриевич Феденева Надежда Александровна Уральский политехнический колледж Серебро

Краснодеревщик Речкалов Вячеслав Евгеньевич Паршаков Иван Викторович Уральский колледж технологий и предпринимательства Бронза

Сантехника и отопление Белов Святослав Викторович Храмцов Павел Андреевич Уральский колледж технологий и предпринимательства Бронза

Ремонт и обслуживание легковых автомобилей Сероштан Семен Евгеньевич Тычина Владимир Витальевич Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж За профессионализм

Сетевое и системное администрирование Шмаков Леонид Федорович Уймин Антон Григорьевич Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова За профессионализм

Облицовка плиткой Иванов Владислав Владимирович Якимович Вера Ивановна Уральский колледж технологий и предпринимательства За профессионализм

2. Материально-техническая база профессиональных образовательных учреждений отстает от мировых стандартов. Оборудование, используемое для подготовки участников, не полностью соответствует конкурсной документации WSR.

Расходы на проведение чемпионатов значительно превышают бюджетное финансирование, из-за чего невозможно приобрести необходимое оборудование в полном объеме. Ежегодное бюджетное дооснащение специализированных центров компетенций отсутствует, а количество предприятий-социальных партнеров, вовлеченных в движение WorldSkills и готовых вкладывать в него средства, ограничено.

3. Некоторые модули конкурсных заданий не входят в программу обучения по профессии/ специальности, а следовательно, требуют системной подготовки участников соревнований (в различных формах) по программам основного и дополнительного образования с привлечением ресурсов социальных партнеров.

Методическим сообществом и экспертами не проработаны вопросы демонстрационных экзаменов по методикам WorldSkills, отсутствуют описанные практики проведения демонстрационных экзаменов. Наблюдается нежелание педагогов осваивать технологии преподавания в рамках реализации модулей по методике WorldSkills.

4. Большинство мастеров производственного обучения не владеют методиками организации и проведения чемпионатов по стандартам WSR.

К разработке конкурсных заданий привлекаются мастера только с площадок проведения. Во время соревнований нередко возникают спорные ситуации, нарушается кодекс профессиональной этики, не привлекаются эксперты из других субъектов РФ, что приводит к отсутствию объективного судейства.

Сертифицированные эксперты имеются только по отдельным компетенциям. На сегодняшний день Союзом «Ворлдскиллс Россия» механизм сертификации экспертов до конца не проработан.

Таблица 2. Качественные показатели (2015 / 2016 гг.)

Компетенция Соответствие задания поуровню сложности 2015 (%) Средний балл конкурсанта от Свердловской области 2015 (%) Максимальный балл по компетенции с пересчетом 2015 (%) % выполнения от max. балла 2015 г. Средний балл конкурсанта от Свердловской области 2016 (%) Средний балл конкурсанта от Свердловской области 2016 Максимальный балл по компетенции с пересчетом 2016 (%) % выполнения от max балла 2016 г.

1 Автопокраска 82,00 47,15 52,07 90,55 48,00 13,80 13,80 100,00

2 Кондитерское дело 69,28 8,96 10,55 84,93 -

3 Кузовной ремонт 60,00 32,16 32,86 97,87 54,00 36,54 36,54 100,00

4 Малярные и декоративные работы 65,00 16,31 16,45 99,15 -

5 Мехатроника 100,00 91,31 93,09 98,09 76,19 59,02 67,92 86,90

6 Мобильная робототехника 60,00 21,30 22,65 94,04 45,00 12,42 40,05 31,01

7 Облицовка плиткой 100,00 44,30 65,34 67,80 99,00 68,69 77,91 88,17

8 Плотницкое дело 60,00 33,50 47,27 70,87 -

9 Поварское дело 100,00 73,11 76,85 95,13 -

10 Прикладная эстетика - - - 80,00 60,64 62,42 97,15

11 Промышленная автоматика 30,00 18,60 21,30 87,32 46,00 13,57 13,71 98,98

12 Прототипирование - - - 30,00 14,45 18,56 77,86

13 Ресторанный сервис 85,00 58,14 59,94 97,00 -

14 Ремонт и обслуживание легковых автомобилей 80,00 46,08 58,88 78,26 94,00 41,22 56,54 72,90

15 Сантехника и отопление 70,00 61,95 61,95 100,00 100,00 52,86 68,33 77,36

16 Сетевое и системное администрирование 93,34 8,56 14,71 58,19 67,00 16,08 25,13 63,99

17 Медицинский и социальный уход - - - 86,00 29,33 79,29 36,99

18 Столярное дело 100,00 52,41 83,71 62,61 100,00 53,77 53,77 100,00

19 Сухое строительство и штукатурные работы 66,67 34,44 45,16 76,26 -

20 Токарные работы на станках с ЧПУ 100,00 19,58 48,08 40,72 90,00 27,86 58,23 47,84

21 Фрезерные работы на станках с ЧПУ 100,00 12,75 39,30 32,44 90,00 11,84 42,93 27,58

22 Обслуживание холодильной и вентиляционной техники 95,00 87,40 87,40 100,00 92,00 63,16 69,83 90,45

23 Электроника 70,00 60,20 60,20 100,00 100,00 58,50 58,50 100,00

24 Ювелирное дело 80,00 40,57 51,23 79,19 -

25 Графический дизайн 100,00 68,23 80,17 85,11 100,00 67,36 67,74 99,44

26 Краснодеревщик - - - 75,00 33,75 59,09 57,12

27 Обслуживание авиационной техники 100,00 46,70 65,72 71,06 36,00 3,63 6,21 58,45

28 Сварочные технологии 77,50 17,04 26,57 64,13 60,00 19,08 31,56 60,46

29 Флористика 100,00 64,74 84,33 76,77 60,00 18,98 35,94 52,81

42,62 52,23 80,30 35,30 47,45 73,88

Пути решения

1. Для дальнейшего развития движения WorldSkiUs в Свердловской области необходима новая Дорожная карта, которую смогут реализовать только заинтересованные в результате команды колледжей и техникумов.

2. Региональный координационный центр WorldSkiUs должен объединить экспертное сообщество, проводить обучение, сертификацию экспертов, организовывать их стажировки. Для организации этой работы Региональному координационному центру WorldSkiUs (РКЦ) и специализированным центрам компетенций (СЦК) требуется бюджетное финансирование в рамках государственного задания.

3. РКЦ и СЦК необходимо разработать систему отбора талантливой молодежи со всей области для обучения на площадках специализированных центров компетенций.

4. Количество специализированных центров компетенций необходимо увеличить с пяти до семи, охватив компетенции сферы питания и услуг и новые презентационные компетенции.

5. Работу по приведению профессиональных образовательных программ в соответствие с международными стандартами и внедрению передовых образовательных практик

необходимо организовать по принципу интерактивных площадок по профилям компетенций.

6. Необходимо приглашать национальных экспертов WorldSkills к обучению мастеров производственного обучения в части кодекса профессиональной этики. Начиная со следующего учебного года привлекать на региональный чемпионат экспертов, прошедших экзамен и получивших сертификат за знание кодекса профессиональной этики.

7. Соревнования нужно проводить с использованием конкурсных заданий предстоящих национальных чемпионатов, оценивать выполнение конкурсных заданий в международной системе CIS, привлекать для участия в соревнованиях студентов других ведомств, а также студентов вузов.

8. Следует активнее привлекать предприятия бизнес партнеров к организации и проведению мероприятий WSR, профориентационной работе со школьниками.

Проведение данных мероприятий позволит Свердловской области занять лидирующие позиции в подготовке чемпионов WorldSkills и решить главную задачу, стоящую перед системой СПО: обеспечить высокий уровень подготовки выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.